Одной из категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, являются одинокие матери (отцы). Государство проявляет заботу о них, что выражено в нормах целого ряда действующих законодательных актов. В частности, Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми» предусмотрена выплата помощи на детей одиноким матерям (отцам) за счет государственного бюджета. Кроме различных социальных выплат и льгот, которые предоставляются этим гражданам за счет государственного и местных бюджетов, определенные гарантии и льготы предусмотрены для них трудовым и налоговым законодательством. В частности, одинокие матери (отцы) имеют льготы при трудоустройстве, право на социальный дополнительный отпуск на детей, на повышенную налоговую социальную льготу. Кто считается одинокой матерью (отцом) для получения указанных льгот? Что необходимо учитывать работодателям, у которых работают одинокие матери (отцы)?
Одинокая мать и одинокий отец: трудовые гарантии и налоговые льготы
Действующее законодательство не содержит универсального определения для таких категорий граждан как одинокая мать и одинокий отец. Отдельные нормативно-правовые документы такие определения содержат, но применяются они только в части, установленной конкретным документом, регулирующим ту или иную сферу отношений. В некоторых случаях определение одинокой матери (отца), приведенное в одном законодательном акте, применимо и к правоотношениям, которые регулируются другим законодательным актом, на основании аналогии закона, а в случае невозможности использовать аналогию закона для регулирования гражданских отношений применяется аналогия права (ст. 8 Гражданского кодекса Украины). Поэтому при рассмотрении конкретных гарантий и льгот для одиноких матерей и одиноких отцов будем обращаться к нормам различных законодательных актов и подзаконных документов.
Что касается трудовых гарантий указанных категорий граждан, то они установлены как главным трудовым документом — Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ), так и другими законами, регулирующими трудовые отношения. При этом одинокие матери пользуются как установленными только для них трудовыми гарантиями, так и гарантиями, установленными для работающих женщин (матерей), которых также действующим законодательством установлено немало. В данной статье рассмотрим трудовые гарантии и налоговые льготы только для одиноких матерей и одиноких отцов.
Трудовые гарантии при принятии на работу и увольнении
Трудоустройство одиноких матерей (отцов)
В соответствии со статьей 184 КЗоТ запрещается отказывать в принятии на работу одиноким матерям при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью (далее — инвалид). При отказе в принятии на работу указанным женщинам собственник или уполномоченный им орган (далее — работодатель) обязан сообщить им причины отказа в письменной форме. Отказ в принятии на работу может быть обжалован в судебном порядке.
Аналогичные гарантии при трудоустройстве имеют и одинокие отцы (ст. 186-1 КЗоТ).
Споры об отказе работодателя в принятии на работу одиноких матерей (отцов) при наличии ребенка в возрасте до 14 лет рассматриваются непосредственно в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах (п. 3 ч. второй ст. 232 КЗоТ).
Кроме того, при трудоустройстве одиноких матерей (отцов) необходимо учитывать нормы Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости). Так, согласно части 1 статьи 14 этого Закона к категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (т. е. к гражданам, недостаточно конкурентоспособным на рынке труда), относятся, в частности, один из родителей или лицо, их заменяющее, которое:
- имеет на содержании ребенка (детей) в возрасте до 6 лет;
- воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
- содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности).
Напомним, что для трудоустройства указанных граждан, а также других категорий граждан, указанных в части 1 статьи 14 Закона о занятости (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании») предприятиям, учреждениям и организациям (далее — предприятия) с численностью штатных работников более 20 человек установлена квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год (ч. 2 ст. 14 Закона о занятости).1
1 Детально о выполнении квоты по трудоустройству граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, рассказано в статье «Квота по трудоустройству неконкурентоспособных на рынке труда граждан: выполнение и отчетность» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2019, стр. 80.
Работодателю, трудоустраивающему на срок не менее чем 2 года по направлению территориальных органов Государственной службы занятости (далее — органы ГСЗ) на новое рабочее место граждан, которые указаны в части 1 статьи 14 Закона о занятости и которым предоставлен статус безработного, компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) за соответствующее лицо за месяц, за который ЕСВ уплачен. Компенсация ЕСВ выплачивается ежемесячно в течение одного года со дня трудоустройства указанных граждан за счет денежных средств, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, согласно Порядку компенсации работодателям расходов в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Порядок компенсации ЕСВ), утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 15.04.2013 № 347 (ч. 1 ст. 26 Закона о занятости).
Таким образом, при трудоустройстве по направлению органов ГСЗ одинокой матери (отца), имеющей на иждивении детей в возрасте до 6 лет либо воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида либо содержащей инвалида с детства независимо от возраста и/или инвалида I группы независимо от причины инвалидности, работодателю могут компенсировать ЕСВ, уплаченный с заработной платы указанной одинокой матери (отца) при соблюдении прочих условий, установленных Порядком компенсации ЕСВ2, а также у такого работодателя появляется больше шансов выполнить 5%-ную квоту по трудоустройству граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (недостаточно конкурентоспособных на рынке труда).
2 Подробно об условиях и порядке предоставления работодателям компенсации ЕСВ рассказано в статье «Компенсация единого социального взноса при трудоустройстве безработных (часть 1)» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2019, стр. 76.
Увольнение одиноких матерей (отцов)
Частью третьей статьи 184 КЗоТ установлено, что увольнение одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения после окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более 3 месяцев со дня окончания срочного трудового договора.3
3 См. также письмо Минсоцполитики от 16.05.2012 № 158/13/133-12 и письма Минтруда от 11.01.2007 № 491/13/116-06, от 29.05.2007 № 126/13/133-07.
Прямой запрет на увольнение одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в течение установленных сроков означает, что они вообще не могут быть кандидатами на увольнение по инициативе работодателя. Они имеют субъективное право остаться на работе (кроме случаев ликвидации предприятия), и вопрос об их увольнении, если предприятие не ликвидируется, не может ставиться вообще.4
4 См. также письмо Минсоцполитики от 21.11.2011 № 307/06/187-11.
Обращаем внимание, что КЗоТ не определяет, какие женщины относятся к одиноким матерям в целях применения норм этого Кодекса, в том числе статьи 184 КЗоТ.
В то же время в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.1992 № 9 (далее — Постановление ВСУ № 9) указано, что при рассмотрении дел об увольнении по п. 2 ст. 36 КЗоТ (окончание срока действия срочного трудового договора) судам следует учитывать, что увольнение по этим основаниям, в частности, «одиноких матерей (женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери, вдова, другая женщина, которая воспитывает и содержит ребенка сама) при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида осуществляется с обязательным трудоустройством (ч. 3 ст. 184 КЗоТ)».
Таким образом, одинокими матерями для целей применения норм КЗоТ об увольнении рекомендуем считать женщин, указанных в приведенном разъяснении Постановления ВСУ № 9.
В пункте 9 Постановления ВСУ № 9 также разъяснено, что не может быть признано, что работодатель выполнил обязанность по трудоустройству работницы, на которую распространяется действие части третьей статьи 184 КЗоТ, если такой работнице не была предоставлена на том же или на другом предприятии другая работа либо предложена работа, от которой она отказалась по уважительным причинам, например, по состоянию здоровья.5
5 См. также письмо Минтруда от 09.04.2010 № 68/06/186-10.
То есть фактически работодатель при сокращении должности работницы, которая является одинокой матерью, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, должен ее перевести (с ее согласия) на другую работу, соответствующую ее специальности (профессии)6, или обязан осуществлять поиск работы для такой работницы (на своем предприятии, на других предприятиях, в том числе обращаясь в службу занятости7), пока она не будет трудоустроена или пока не утратит статус работницы, на которую распространяется действие части третьей статьи 184 КЗоТ (например, ребенку одинокой матери исполнится 14 лет или она выйдет замуж).
6 См. также письмо Минтруда от 26.08.2009 № 9765/0/14-09/13.
7 См. также письмо Минсоцполитики от 05.12.2014 № 519/06/186-14.
Одинокие матери, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, не могут быть уволены как на основании пункта 2 статьи 36 КЗоТ (окончание действия срочного трудового договора), так и на основаниях, предусмотренных статьями 40 и 41 КЗоТ, а также на других основаниях, которые квалифицируются как увольнение (расторжение трудового договора) по инициативе работодателя.8
8 См. также письмо Минсоцполитики от 15.04.2011 № 3961/0/14-11/10, письма Минтруда от 23.01.2007 № 13/13/116-07 и от 01.03.2010 № 39/06/186-10.
При ликвидации юридического лица с правопреемством работодатель не вправе уволить одинокую мать, имеющую ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — в этом случае увольнение возможно лишь в порядке перевода на предприятие, которое является правопреемником (п. 5 ст. 36 КЗоТ).9
9 См. также письмо Минсоцполитики от 04.04.2012 № 55/06/187-12.
Если одинокая мать подает заявление об увольнении с работы по собственному желанию, что вызвано невозможностью продолжать работу в связи с уходом за ребенком до достижения им 14-летнего возраста или ребенком-инвалидом, то работодатель должен расторгнуть трудовой договор в срок, о котором просит работница (ч. первая ст. 38 КЗоТ).
Обращаем внимание, что все вышеизложенные трудовые гарантии касательно принятия на работу и увольнения для одиноких матерей, в т. ч. предусмотренные статьей 184 КЗоТ, распространяются и на одиноких отцов, что определено статьей 186-1 КЗоТ.
Дополнительный отпуск одиноким матерям (отцам), имеющим детей
Согласно статье 182-1 КЗоТ и статье 19 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) одному из родителей, имеющих двоих или более детей в возрасте до 15 лет либо ребенка-инвалида, или которые усыновили ребенка, матери (отцу) инвалида с детства подгруппы А I группы, одинокой матери, отцу ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы, который воспитывает их без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также лицу, взявшему под опеку ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы, либо одному из приемных родителей, одному из родителей-воспитателей предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней (далее — дополнительный отпуск на детей). При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 календарных дней.
Обращаем внимание, что в статье 19 Закона об отпусках не конкретизировано, кто является одинокой матерью в целях предоставления дополнительного отпуска на детей. Но в пункте 5 части тринадцатой статьи 10 Закона об отпусках указано, что ежегодные отпуска по желанию работника в удобное для него время предоставляются, в частности, одинокой матери (отцу), которая воспитывает ребенка без отца (матери).
Поскольку указанный пункт Закона об отпусках определяет одинокую мать как воспитывающую ребенка без отца, факт содержания ребенка (алименты и т. п.) для предоставления дополнительного отпуска на детей значения не имеет.10
10 См. также письма Минсоцполитики от 05.08.2016 № 438/13/116-16, от 25.02.2015 № 76/13/116-15 и от 30.05.2014 № 193/13/123-14 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 10/2016, стр. 111, № 11/2017, стр. 103, и № 8/2014, стр. 110, письма Минтруда от 04.10.2010 № 306/13/116-10, от 26.07.2010 № 2650/0/10-10/13, от 19.05.2009 № 5565/0/14-09/13 и от 14.04.2008 № 235/0/15-08/13.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления отпуска при рождении ребенка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 07.07.2021 № 693 (далее — Порядок № 693), для целей этого Порядка одинокая мать — мать, в актовой записи о рождении ребенка которой сведения о муже как отце ребенка внесены в установленном порядке по ее указанию; мать ребенка, отец которого умер, согласно решению суда лишен родительских прав, признан без вести пропавшим или объявлен умершим, если этот ребенок не был усыновлен другим человеком.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм пункта 5 части тринадцатой статьи 10 Закона об отпусках, пункта 9 Постановления ВСУ № 9 и пункта 2 Порядка № 693 право на дополнительный отпуск на детей имеют следующие одинокие матери:
— женщина, не состоящая в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери;
— вдова;
— женщина, воспитывающая ребенка без отца (в т. ч. и разведенная женщина, которая воспитывает ребенка без отца, несмотря на факт получения алиментов, и женщина, которая вышла замуж, но ее ребенок новым мужем не усыновлен).10
10 См. также письма Минсоцполитики от 05.08.2016 № 438/13/116-16, от 25.02.2015 № 76/13/116-15 и от 30.05.2014 № 193/13/123-14 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 10/2016, стр. 111, № 11/2017, стр. 103, и № 8/2014, стр. 110, письма Минтруда от 04.10.2010 № 306/13/116-10, от 26.07.2010 № 2650/0/10-10/13, от 19.05.2009 № 5565/0/14-09/13 и от 14.04.2008 № 235/0/15-08/13.
Минсоцполитики в письме от 05.08.2016 № 438/13/116-1611 разъяснило, что вступление женщины в повторный брак с мужчиной, который не усыновил ее ребенка (детей), не является основанием для уменьшения продолжительности или непредоставления дополнительного отпуска на детей, поскольку статьей 260 Семейного кодекса Украины (далее — СКУ) предусмотрено, что если мачеха, отчим проживают одной семьей с малолетними, несовершеннолетними пасынком, падчерицей, они имеют право принимать участие в их воспитании. То есть указанной нормой предусмотрено право мачехи, отчима, а не обязанность участвовать в воспитании малолетних, несовершеннолетних пасынка, падчерицы.
11 Это письмо Минсоцполитики опубликовано в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2016, стр. 111.
Обращаем внимание, что социальный дополнительный отпуск предоставляется именно на ребенка — лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетие), если согласно закону, применяемому к нему, оно не приобретает права совершеннолетнего раньше (ст. 1 Закона Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 № 2402-III, ст. 6 СКУ, ст. 2 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 № 2811-ХII).
Согласно части 1 статьи 34 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) полную гражданскую дееспособность имеет физическое лицо, достигшее 18 лет (совершеннолетия).
В случае регистрации брака физического лица, не достигшего совершеннолетия (18 лет), такое лицо приобретает полную гражданскую дееспособность с момента регистрации брака (ч. 2 ст. 34 ГКУ).
Полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, которое достигло 16 лет и работает по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, которое записано матерью или отцом ребенка (ч. 1 ст. 35 ГКУ).
Таким образом, одинокая мать, воспитывающая дочь в возрасте до 18 лет, утрачивает право на дополнительный отпуск на детей со дня регистрации дочерью брака или при наличии соответствующего решения о предоставлении ей полной гражданской дееспособности. Одинокая мать, дочь которой в возрасте до 18 лет родила ребенка, не имеет права на дополнительный отпуск на детей по основанию «одинокая мать», поскольку ее дочь, для ухода за которой она получала этот социальный отпуск по основанию «одинокая мать», приобрела полную гражданскую дееспособность в связи с рождением ею ребенка.12
12 См. также письма Минсоцполитики от 05.08.2016 № 435/13/116-16 и от 25.02.2015 № 76/13/116-15 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 5/2017, стр. 119, и № 11/2017, стр. 103.
Дополнительный отпуск на детей предоставляется одинокой матери на основании заявления, свидетельства о рождении ребенка (детей), заключения медико-социальной экспертизы (если ребенок — инвалид), других документов, подтверждающих право на предоставление такого отпуска, и оформляется приказом работодателя.
Для получения указанного отпуска одинокая мать — женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери, предоставляет работодателю копию свидетельства о рождении ребенка и справку органов записи актов гражданского состояния об основаниях внесения в книгу записей рождений сведений об отце ребенка, а одинокая женщина — вдова предоставляет работодателю копию свидетельства о рождении ребенка и копию свидетельства о смерти мужа. Следовательно, если женщина действительно является одинокой матерью, она подтверждает это справкой из органов регистрации актов гражданского состояния.
Поскольку согласно пункту 5 части тринадцатой статьи 10 Закона об отпусках одинокой матерью считается мать, которая воспитывает ребенка без отца, часто возникают вопросы о возможности (обязательности) предоставления дополнительного отпуска на детей разведенной женщине и женщине, которая родила ребенка, не находясь в зарегистрированном браке, и при этом отец признал ребенка. Указанные женщины не всегда считаются одинокими матерями, поскольку отец у их ребенка есть и во многих случаях отец общается с ребенком и принимает участие в его воспитании.
Согласно статье 157 СКУ вопрос воспитания ребенка решается родителями совместно. Тот из родителей, который проживает отдельно от ребенка, обязан принимать участие в его воспитании и имеет право на личное общение с ним. При этом тот из родителей, с кем проживает ребенок, не имеет права препятствовать тому из родителей, который проживает отдельно, общаться с ребенком и принимать участие в его воспитании, если такое общение не препятствует нормальному развитию ребенка. Родители имеют право заключить договор об осуществлении родительских прав и выполнении обязанностей тем из них, который проживает отдельно от ребенка.
Статьей 158 СКУ предусмотрено, что по заявлению матери, отца ребенка орган опеки и попечительства определяет способы участия в воспитании ребенка и общения с ним того из родителей, который проживает отдельно от него. Решение об этом орган опеки и попечительства принимает на основании изучения условий жизни родителей, их отношения к ребенку, других обстоятельств, имеющих важное значение.
В случае уклонения отца от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка мать имеет право обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав.
Действующее законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые необходимо предъявить женщине, воспитывающей ребенка без отца, для получения дополнительного отпуска на детей. Поэтому для подтверждения права на такой отпуск в указанном случае работница должна предъявить работодателю любой официально составленный, оформленный и удостоверенный в установленном порядке документ, в котором с достаточной достоверностью подтверждается отсутствие участия отца в воспитании ребенка.13
13 См. постановление Верховного Суда от 30.01.2019 по делу № 753/14765/15-ц, а также письма Минсоцполитики от 25.02.2015 № 76/13/116-15 и от 30.05.2014 № 193/13/123-14 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 11/2017, стр. 103, и № 8/2014, стр. 110, письма Минтруда от 04.10.2010 № 306/13/116-10, от 26.07.2010 № 2650/0/10-10/13 и от 19.05.2009 № 5565/0/14-09/13.
В частности, такими документами могут быть:
— решение суда о лишении ответчика (отца ребенка) родительских прав;
— решение органов опеки и попечительства или суда об отсутствии факта участия отца в воспитании ребенка;
— постановление суда или постановление следователя о розыске ответчика в деле по иску о взыскании алиментов;
— акт, составленный социально-бытовой комиссией, созданной первичной профсоюзной организацией или любой другой комиссией, созданной на предприятии;
— акт исследования комитетом самоорганизации населения, в котором со слов соседей (при наличии их подписей в акте) подтверждается факт отсутствия участия отца в воспитании ребенка;
— справка из школы о том, что отец не принимает участие в воспитании ребенка (не общается с учителями, не забирает ребенка со школы домой, не приходит на родительские собрания) и т. п.
Предоставление разведенной женщиной работодателю только копии свидетельства о расторжении брака и справки о регистрации местожительства ребенка, подтверждающей, что ребенок проживает не с отцом, а с матерью, не дает оснований утверждать, что отец не принимает участия в воспитании ребенка.14
14 См. также письма Минтруда от 21.07.2008 № 187/13/116-08 и от 14.04.2008 № 235/0/15-08/13 и от 03.03.2008 № 43/13/133-08.
Таким образом, разведенная женщина, которая действительно воспитывает ребенка сама (без отца), для получения дополнительного отпуска на детей должна предоставить копию свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о расторжении брака и документ, который бы достоверно подтверждал то, что отец не принимает участия в воспитании ребенка.13
13 См. постановление Верховного Суда от 30.01.2019 по делу № 753/14765/15-ц, а также письма Минсоцполитики от 25.02.2015 № 76/13/116-15 и от 30.05.2014 № 193/13/123-14 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 11/2017, стр. 103, и № 8/2014, стр. 110, письма Минтруда от 04.10.2010 № 306/13/116-10, от 26.07.2010 № 2650/0/10-10/13 и от 19.05.2009 № 5565/0/14-09/13.
Женщина, которая родила ребенка, не находясь в зарегистрированном браке, и при этом отец признал ребенка, для получения дополнительного отпуска на детей должна предоставить копию свидетельства о рождении ребенка и документ, который бы достоверно подтверждал то, что отец не принимает участия в воспитании ребенка.
Отец может быть признан принимающим участие в воспитании ребенка, когда он проживает вместе с ребенком или имеются другие достоверные доказательства постоянного участия отца в воспитании ребенка.15
15 См. также письмо Минтруда от 03.03.2008 № 43/13/133-08.
Минсоцполитики в письме от 30.05.2014 № 193/13/123-1416 разъяснило, что поскольку дополнительный отпуск на детей предоставляется один раз в течение календарного года и за это время может измениться статус одинокой матери, работодатель вправе требовать обновления указанных документов один раз в год.
16 Это письмо Минсоцполитики опубликовано в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2014, стр. 110.
Что касается возможности предоставления одинокой матери дополнительного отпуска на детей по двум основаниям (продолжительностью 17 календарных дней), то поскольку статьей 182-1 КЗоТ и статьей 19 Закона об отпусках четко не определена совокупность нескольких оснований для приобретения права на дополнительный отпуск на детей продолжительностью свыше 10 календарных дней, с учетом правовой экспертизы этого вопроса, проведенной Министерством социальной политики Украины совместно с Министерством юстиции Украины и Главным научно-экспертным управлением Аппарата Верховной Рады Украины, каждое основание, определенное частью первой статьи 182-1 КЗоТ и частью первой статьи 19 Закона об отпусках, правомерно считать отдельным основанием17, а именно:
— один из родителей, имеющих двоих или более детей в возрасте до 15 лет;
— один из родителей, имеющих ребенка-инвалида;
— один из родителей, усыновивших ребенка;
— мать (отец) инвалида с детства подгруппы А I группы;
— одинокая мать;
— отец ребенка, воспитывающий его без матери (в т. ч. и в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении);
— отец инвалида с детства подгруппы А I группы, которого он воспитывает без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении);
— лицо, взявшее ребенка под опеку (попечительство);
— лицо, взявшее под опеку (попечительство) инвалида с детства подгруппы А I группы;
— один из приемных родителей;
— один из родителей-воспитателей.
17 См. также письмо Минсоцполитики от 25.02.2015 № 76/13/116-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 11/2017, стр. 103.
Учитывая вышеизложенное, если одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте до 15 лет, дополнительный отпуск на детей предоставляется ей по двум основаниям: «один из родителей, имеющих двоих или более детей в возрасте до 15 лет» и «одинокая мать». Соответственно, общая продолжительность ее дополнительного отпуска на детей составляет 17 календарных дней.17,18
17 См. также письмо Минсоцполитики от 25.02.2015 № 76/13/116-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 11/2017, стр. 103.
18 См. также письма Минтруда от 14.04.2008 № 235/0/15-08/13 и от 21.07.2010 № 215/13/116-10.
Одинокая мать, у которой ребенок — инвалид, имеет право на указанный дополнительный отпуск по двум основаниям: «один из родителей, имеющих ребенка-инвалида» и «одинокая мать». Общая продолжительность дополнительного отпуска на детей в этом случае у женщины составляет 17 календарных дней.18
18 См. также письма Минтруда от 14.04.2008 № 235/0/15-08/13 и от 21.07.2010 № 215/13/116-10.
Женщина, усыновившая ребенка и являющаяся одинокой матерью (вдовой), имеет право на дополнительный отпуск на детей по двум основаниям: «один из родителей, усыновивших ребенка» и «одинокая мать». Соответственно, у нее продолжительность дополнительного отпуска на детей составляет 17 календарных дней.18
Если одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте 16 и 17 лет, она имеет право на дополнительный отпуск на детей по одному основанию «одинокая мать» (10 календарных дней). Для предоставления работнице такого отпуска продолжительностью 17 календарных дней не выполняется основание «один из родителей, имеющих двоих или более детей в возрасте до 15 лет».18
18 См. также письма Минтруда от 14.04.2008 № 235/0/15-08/13 и от 21.07.2010 № 215/13/116-10.
Если одинокая мать воспитывает здорового ребенка (не ребенка-инвалида), дополнительный отпуск на детей предоставляется ей по одному основанию (одинокая мать) и составляет 10 календарных дней.
Если одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте до 15 лет, один из которых ребенок-инвалид, она имеет право на дополнительный отпуск на детей по трем основаниям: «одинокая мать», «один из родителей, имеющих двоих или более детей в возрасте до 15 лет» и «один из родителей, имеющих ребенка-инвалида». Несмотря на наличие трех оснований для предоставления работнице дополнительного отпуска на детей его общая продолжительность составляет 17 календарных дней, поскольку это максимальная продолжительность указанного отпуска.
Дополнительный отпуск на детей предоставляется как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству19 один раз в календарный год, при этом начиная с 09.05.2021 — независимо от отработанного времени в календарном году.20
19 См. письмо Минсоцполитики от 05.08.2016 № 438/13/116-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2016, стр. 111.
20 О новшествах, внесенных с 09.05.2021 в Закон об отпусках, рассказано в журнале «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 4.
Все вышеизложенное о предоставлении дополнительного отпуска на детей одиноким матерям касается и одиноких отцов, поскольку это предусмотрено статьей 186-1 КЗоТ.
Прочие трудовые гарантии одиноких отцов (матерей)
Согласно пункту 2 Порядка № 693 для целей этого Порядка (предоставления отпуска при рождении ребенка) одинокий отец — отец ребенка, мать которого умерла, согласно решению суда лишена родительских прав, признана без вести пропавшей или объявлена умершей, если этот ребенок не был усыновлен другой женщиной.
С учетом вышеизложенных норм пункта 2 Порядка № 693 и по аналогии с определением одинокой матери, приведенном в пункте 5 части тринадцатой статьи 10 Закона об отпусках и пункте 9 Постановления ВСУ № 9, одиноким отцом следует считать:
— мужчину, не состоящего в браке и в свидетельстве о рождении ребенка записанного как его отец, который воспитывает ребенка без матери;
— вдовца, воспитывающего ребенка;
— разведенного мужчину, воспитывающего ребенка без матери.21
21 См. также письма Минтруда от 21.07.2008 № 187/13/116-08, от 14.04.2008 № 235/0/15-08/13 и от 03.03.2008 № 43/13/133-08.
Вывод о том, что одиноким отцом следует считать не состоящего в браке отца, который содержит и воспитывает ребенка (детей), следует из норм части 2 статьи 143 СКУ.
Кроме дополнительного отпуска на детей, одинокому отцу, жена которого умерла во время или после родов либо после родов лишена родительских прав, признана без вести пропавшей или объявлена умершей, предоставляется оплачиваемый отпуск при рождении ребенка. Так, согласно статье 77-3 КЗоТ и статье 19-1 Закона об отпусках одноразовый оплачиваемый отпуск при рождении ребенка продолжительностью до 14 календарных дней (без учета праздничных и нерабочих дней) предоставляется не позднее 3 месяцев со дня рождения ребенка, в частности, мужчине, жена которого родила ребенка, и отцу ребенка, не состоящему в зарегистрированном браке с матерью ребенка, при условии что они совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности. Продолжительность отпуска при рождении ребенка определяется работником в заявлении о его предоставлении. Этот отпуск должен быть использован работником не позднее 104-го дня со дня рождения ребенка (п. 4 Порядка № 693).
Статьей 186-1 КЗоТ установлено, что на отцов, воспитывающих детей без матери (в т. ч. в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), распространяются гарантии, установленные статьями 56, 176, 177, частями третьей – восьмой статьи 179, статьями 181, 182, 182-1, 184, 185, 186 КЗоТ. Также на гарантии, предусмотренные указанными нормами (статьями) КЗоТ, имеют право и одинокие матери (в т. ч. как работающие женщины).
О трудовых гарантиях, предусмотренных статьями 184 КЗоТ (гарантии при трудоустройстве и увольнении) и 182-1 КЗоТ (предоставление дополнительного отпуска на детей), мы уже рассказали выше, а к другим трудовым гарантиям относятся следующие:
— установление сокращенной продолжительности рабочего времени за счет собственных денежных средств предприятий для одиноких матерей и отцов, воспитывающих ребенка без отца (матери), в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении (ч. четвертая ст. 51 КЗоТ);
— установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели по просьбе одинокого отца (матери), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (ст. 56, 186-1 КЗоТ);
— запрет на привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки одинокого отца (матери), имеющего детей в возрасте до 3 лет (ст. 176, 186-1 КЗоТ);
— запрет на привлечение к сверхурочным работам и направление в командировки одинокого отца (матери), имеющего детей в возрасте от 3 до 14 лет или детей-инвалидов, без получения его согласия (ст. 177, 186-1 КЗоТ);
— по желанию одинокого отца (матери) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста (ч. третья – восьмая ст. 179, 186-1 КЗоТ);
— зачисление периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста, как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности (ст. 181, 186-1 КЗоТ);
— предоставление одинокому отцу (матери), усыновившему ребенка из числа детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, одноразового оплачиваемого отпуска в связи с усыновлением ребенка продолжительностью 56 календарных дней (70 календарных дней — при усыновлении двоих и более детей) без учета праздничных и нерабочих дней после вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка. Лицо, усыновившее ребенка, имеет право на отпуск в связи с усыновлением ребенка при условии, что заявление о предоставлении такого отпуска поступило не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка (ст. 182, 186-1 КЗоТ, ст. 18-2 Закона об отпусках);
— запрет на снижение заработной платы одинокому отцу (матери) при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (ст. 184, 186-1 КЗоТ);
— предоставление работодателем одиноким отцам (матерям), имеющим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, при необходимости путевок в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также предоставление материальной помощи (ст. 185, 186-1 КЗоТ).
Кроме того, одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 3 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста 3 лет. Если их заработок на более легкой работе выше, чем тот, который они получали до перевода, им выплачивается фактический заработок (ст. 178 КЗоТ).
Временный перевод одиноких матерей, имеющих детей до 6 лет или ребенка-инвалида, на другую работу, не обусловленную трудовым договором, возможен только с их согласия (ч. третья ст. 33 КЗоТ).
Налоговые льготы для одинокой матери (отца)
Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ) для лиц, содержащих двоих или более детей в возрасте до 18 лет, одинокой матери (одинокого отца), вдовы (вдовца) или опекуна, попечителя, имеющих ребенка, лица, содержащего ребенка-инвалида, предусмотрено право на повышенную налоговую социальную льготу (далее — НСЛ), которая уменьшает базу обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).
В соответствии со статьей 169 НКУ налогоплательщики (в т. ч. работающие одинокие матери и одинокие отцы) имеют право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму НСЛ в следующих размерах:
1) в размере, равном 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (далее — ПМТЛ) в расчете на месяц, установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика (далее — общая НСЛ), то есть в 2021 году в размере 1135 грн. (2270 грн. х 50%) (пп. 169.1.1 НКУ);
2) в размере, равном 100% суммы общей НСЛ, — для налогоплательщика, содержащего двоих или более детей в возрасте до 18 лет, в расчете на каждого такого ребенка, то есть в 2021 году эта НСЛ составляет 1135 грн. в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет (пп. 169.1.2 НКУ);
3) в размере, равном 150% суммы общей НСЛ, — для налогоплательщика, который:
а) является одинокой матерью (отцом), вдовой (вдовцом) или опекуном, попечителем — в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, то есть в 2021 году эта НСЛ составляет 1702,50 грн. (1135 грн. х 150%) в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет (пп. «а» пп. 169.1.3 НКУ);
б) содержит ребенка-инвалида — в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет, то есть в 2021 году такая НСЛ составляет 1702,50 грн. (1135 грн. х 150%) в расчете на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (пп. «б» пп. 169.1.3 НКУ).
Подпунктом 169.3.1 НКУ установлено, что если налогоплательщик имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, указанным в пункте 169.1 НКУ, применяется одна НСЛ по основанию, предусматривающему ее наибольший размер, при соблюдении предельного размера дохода, дающего право на применение НСЛ. Исключение сделано только для случая, предусмотренного подпунктом «б» пп. 169.1.3 НКУ, т. е. для лица, содержащего двоих и более детей, один (или более) из которых является инвалидом. Для такого лица НСЛ, предоставляемая ему в размере 150% общей НСЛ на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, суммируется с НСЛ, предоставляемой согласно подпункту 169.1.2 НКУ лицам, содержащим двоих и более детей, в размере 100% общей НСЛ на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.22
22 См. также письмо ГНСУ от 17.10.2012 № 1864/0/141-12/Р/17-1114 и письмо ГНАУ от 25.02.2011 № 4062/6/17-0215.
Таким образом, одинокая мать (отец), имеющая одного ребенка в возрасте до 18 лет, не являющегося инвалидом, имеет право на применение одной из таких НСЛ:
- общей НСЛ на себя согласно подпункту 169.1.1 НКУ в размере 1135 грн. в 2021 году;
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1702,50 грн. в 2021 году в расчете на одного ребенка.
Безусловно, предпочтительнее в финансовом плане для одинокой матери (отца) является второй вариант (НСЛ на ребенка).
Одинокая мать (отец), имеющая и содержащая одного ребенка в возрасте до 18 лет, являющегося инвалидом, имеет право на применение одной из следующих НСЛ:
- общей НСЛ на себя согласно подпункту 169.1.1 НКУ в размере 1135 грн. в 2021 году;
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1702,50 грн. в 2021 году в расчете на одного ребенка;
- повышенной НСЛ согласно подпункту «б» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1702,50 грн. в 2021 году на ребенка-инвалида.
В данной ситуации для работницы оба последних варианта предпочтительнее, но между собой они равнозначны по размеру НСЛ.
Одинокая мать (отец), содержащая (имеющая) двоих детей в возрасте до 18 лет, не являющихся инвалидами, имеет право на применение одной из таких НСЛ:
- общей НСЛ на себя согласно подпункту 169.1.1 НКУ в размере 1135 грн. в 2021 году;
- НСЛ согласно подпункту 169.1.2 НКУ в размере 1135 грн. в 2021 году в расчете на каждого ребенка, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 2270 грн. (1135 грн. х 2 детей);
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1702,50 грн. в 2021 году в расчете на каждого ребенка, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 3405 грн. (1702,50 грн. х 2 детей).
Безусловно, предпочтительнее для работницы будет последний вариант.
Одинокая мать (отец), содержащая (имеющая) двоих детей в возрасте до 18 лет, один из которых является инвалидом, имеет право на одну из следующих НСЛ:
- общую НСЛ на себя согласно подпункту 169.1.1 НКУ в размере 1135 грн. в 2021 году;
- НСЛ согласно подпункту 169.1.2 НКУ в размере 1135 грн. в 2021 году в расчете на каждого ребенка, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 2270 грн. (1135 грн. х 2 детей);
- повышенной НСЛ, которая на основании подпункта 169.3.1 НКУ представляет собой сумму двух НСЛ: НСЛ, предоставляемой согласно подпункту 169.1.2 НКУ в расчете на одного ребенка-неинвалида, составляющей в 2021 году 1135 грн., и НСЛ, предоставляемой на ребенка-инвалида согласно подпункту «б» пп. 169.1.3 НКУ, составляющей в 2021 году 1702,50 грн., в результате суммарная НСЛ составляет 2837,50 грн. (1135 + 1702,50);
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в расчете на каждого ребенка в размере 1702,50 грн. в 2021 году, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 3405 грн. (1702,50 грн. х 2 детей).
Безусловно, предпочтительнее будет последний вариант применения НСЛ — на основании подпункта «а» пп. 169.1.3 НКУ, когда размер НСЛ составляет 3405 грн.
Таким образом, для одинокой матери (отца) независимо от количества детей, в т. ч. если один из них или более является инвалидом, наиболее предпочтительным вариантом применения НСЛ является применение НСЛ на основании пп. «а» пп. 169.1.3 НКУ, если, конечно, такая одинокая мать (отец), имея одного ребенка, не относится к лицам, указанным в подпункте 169.1.4 НКУ, которым НСЛ предоставляется в размере 200% общей НСЛ, т. е. в размере 2270 грн. в 2021 году. Если же у одинокой матери (отца) двое (и более) детей, размер НСЛ при ее применении на основании подпункта «а» пп. 169.1.3 НКУ все равно будет больше, чем при применении НСЛ на основании подпункта 169.1.4 НКУ (3405 грн. > 2270 грн.).
Кроме размера НСЛ, важную роль имеет еще и размер дохода работника, поскольку если этот размер превышает предельную величину дохода, дающую право на применение НСЛ, применение НСЛ вообще становится невозможным. Предельный размер дохода, к которому применяется НСЛ, установлен подпунктом 169.4.1 НКУ, согласно которому НСЛ применяется к заработной плате, если ее размер не превышает сумму, равную размеру месячного ПМТЛ на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 гривен, т. е. в течение всего 2021 года к месячной заработной плате, не превышающей 3180 грн. (2270 грн. х 1,4) (абз. первый пп. 169.4.1 НКУ).
Для одного из родителей в случае и размере, предусмотренных подпунктом 169.1.2 НКУ (т. е. для лица, содержащего двоих или более детей в возрасте до 18 лет), подпунктами «а» (для одинокой матери (отца), вдовы (вдовца), опекуна, попечителя) и «б» (для лица, содержащего ребенка-инвалида) подпункта 169.1.3 НКУ, предельный размер дохода, к которому применяется НСЛ, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом подпункта 169.4.1 НКУ (в 2021 году — 3180 грн.) и соответствующего количества детей (абз. второй пп. 169.4.1 НКУ).
Таким образом, одинокая мать (отец), которая содержит детей (детей-инвалидов), в 2021 году имеет право на применение НСЛ при таком предельном размере дохода:
• при наличии двоих детей — 6360 грн. (3180 грн. х 2 детей);
• при наличии троих детей — 9540 грн. (3180 грн. х 3 детей);
• при наличии четверых детей — 12 720 грн. (3180 грн. х 4 детей);
• при наличии пятерых детей — 15 900 грн. (3180 грн. х 5 детей) и т. д.
Если одинокая мать (отец) имеет одного ребенка, в т. ч. если этот ребенок является инвалидом, содержащимся такой матерью (отцом), в 2021 году предельный размер ее (его) месячного дохода, к которому применяется «детская» НСЛ в размере 1702,50 грн., составляет 3180 грн.
Для получения права на НСЛ одинокая мать (отец) подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения НСЛ (далее — заявление), а для реализации своего права на получение повышенной НСЛ — документы, подтверждающие ее право на получение такой НСЛ. Перечень документов, которые необходимо подать работником работодателю для подтверждения права на НСЛ, в т. ч. в повышенном размере, приведен в Порядке представления документов для применения налоговой социальной льготы, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 № 1227 (далее — Порядок № 1227).
Согласно пункту 5 Порядка № 1227 для применения НСЛ по основанию, предусмотренному в подпункте «а» пп. 169.1.3 НКУ, кроме заявления о применении НСЛ, одинокая мать (отец), вдова, имеющие ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, подают:
- копию свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо – налогоплательщик постоянно проживало до прибытия в Украину;
- копию свидетельства о браке и свидетельства о смерти (если с заявлением обращается вдова);
копию паспорта.
- Если одинокая мать (отец) содержит ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, то для применения НСЛ на основании подпункта «б» пп. 169.1.3 НКУ, она должна представить:
- копию свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий установление отцовства, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо – налогоплательщик постоянно проживало до прибытия в Украину;
- пенсионное удостоверение ребенка или справку медико-социальной экспертизы для заявителя, содержащего ребенка-инвалида в возрасте от 16 до 18 лет;
- медицинское заключение, выданное учреждениями Минздрава в установленном порядке, для заявителя, содержащего ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.
НСЛ начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы с месяца, в котором работник (одинокая мать или отец) подал работодателю заявление и вышеперечисленные документы, подтверждающие право на получение повышенной НСЛ (пп. 169.2.2, 169.3.2 НКУ).
НСЛ, предусмотренная подпунктом «а» пп. 169.1.3 НКУ, применяется до конца года, в котором ребенку исполняется 18 лет (пп. 169.3.3 НКУ).
Обращаем внимание, что одинокой матерью (отцом) или опекуном, попечителем для целей применения подпункта «а» пп. 169.1.3 НКУ (применение НСЛ в размере 150% в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет) считаются лица, которые на момент применения работодателем указанной НСЛ, имея ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, не состоят в браке, зарегистрированном согласно закону (пп. 1 п. 5 Порядка № 1227).
Следовательно, женщина, которая еще не вышла замуж, но имеет (родила, усыновила) ребенка (детей), разведенная женщина, с которой остался ребенок (дети) после развода (по решению суда, органов опеки или по общему согласию родителей), а также вдова, имеющая ребенка (детей), имеют право на применение НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет.
Что касается мужчин — одиноких отцов, то на применение НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ имеют право: мужчина, не состоящий в браке и усыновивший ребенка; мужчина-вдовец, имеющий ребенка; разведенный мужчина, с которым остался ребенок (дети) после развода (по решению суда, органов опеки или по общему согласию родителей). Вывод о том, что одиноким отцом следует считать отца, с которым остался ребенок (дети) и которого такой отец содержит и воспитывает, следует из норм части 2 статьи 143 СКУ. Соответственно, разведенный мужчина, дети которого после развода остались с матерью (бывшей женой), не является одиноким отцом (даже если он продолжает содержать своих детей, например, уплачивая алименты).
Для подтверждения своего права на повышенную НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ разведенная женщина (разведенный мужчина), с которой (которым) остались дети после развода, должна представить работодателю копию свидетельства о рождении ребенка (детей), копию свидетельства о расторжении брака (копию решения суда) и копию паспорта. Если женщина, имеющая детей, не состояла в браке, она представляет работодателю вместе с заявлением и копией паспорта копию свидетельства о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния (иностранцы — документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо – налогоплательщик постоянно проживало до прибытия в Украину).
Если одинокая мать (одинокий отец) вступает в брак, то она (он) утрачивает право на применение НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ. В этом случае повышенная НСЛ не применяется, начиная с месяца, в котором зарегистрирован брак.23
23 См. также консультацию «О применении НСЛ к зарплате одинокой матери после того, как она вышла замуж, но муж не усыновил ее двоих детей от первого брака» Н. В. Филипповских, должностного лица ГФСУ, в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2018, стр. 88.
В месяце регистрации брака работник должен подать работодателю заявление, в котором необходимо указать об отказе от применения НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в связи со вступлением в брак. В этом же заявлении можно указать о другом льготном основании для применения НСЛ, если такое у работника имеется, и приложить к нему необходимые документы.
Если одинокая мать (отец) вступила в брак, но не уведомила об этом работодателя и не подала в месяце регистрации брака заявление об отказе от применении НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ, в результате чего к ее заработной плате в этом месяце (в последующих месяцах) была применена указанная НСЛ, то имеет место нарушение работником порядка применения НСЛ. Порядок действий работодателя по устранению такого нарушения (недоплаты НДФЛ) изложен в подпункте 169.2.4 НКУ.
Исходя из нормы подпункта 169.2.4 НКУ, если работник нарушает нормы, предусматривающие предоставление НСЛ, он утрачивает право на получение НСЛ по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение НСЛ восстанавливается. Работник может восстановить право на применение НСЛ, если он подаст заявление об отказе от такой льготы своему работодателю с указанием месяца, когда произошло такое нарушение, на основании чего работодатель начисляет и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100% суммы этой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому работнику, а в случае, если сумма выплаты недостаточна, — за счет следующих выплат.
Во избежание привлечения к такой ответственности рекомендуем работодателям информировать работников, имеющих статус одинокой матери (отца), об их обязанности уведомлять работодателя о вступлении в брак в целях изменения основания для применения НСЛ или исключения случаев неправомерного применения НСЛ.
ПРИМЕР
Применение НСЛ к заработной плате одинокой матери
В октябре 2021 года заработная плата одинокой матери, имеющей двоих детей в возрасте до 18 лет, составляет 6000 грн. Этой работницей подано заявление о применении к ее заработной плате НСЛ на основании подпункта «а» пп. 169.1.3 НКУ.
В 2021 году предельный размер дохода, дающий право работнице на применение НСЛ (абз. второй пп. 169.4.1 НКУ), составляет:
3180 грн. х 2 (количество детей) = 6360 грн.
Заработная плата работницы меньше предельного размера дохода, дающего ей право на применение НСЛ (6000 грн. < 6360 грн.), поэтому работница имеет право на применение НСЛ в размере 1702,50 грн. (1135 грн. х 150%) в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
Общий размер НСЛ для работницы:
1702,50 грн. х 2 (количество детей) = 3405 грн.
Сумма НДФЛ, подлежащего удержанию из зарплаты:
(6000 – 3405) х 18% = 467,10 грн.
Сумма заработной платы, подлежащая выплате работнице «на руки»:
6000 грн. – 467,10 грн. (НДФЛ) – 6000 грн. х 1,5% (военный сбор) = 5442,90 грн.