Хозяйственная деятельность предприятия подразумевает непрерывность управления такой деятельностью. Управление возлагается на руководителя предприятия и руководителей структурных подразделений. Указанным руководителям, как и рядовым работникам, предоставляются отпуска, они направляются в командировки, болеют, а также могут временно отсутствовать по другим причинам. В связи с их временным отсутствием или увольнением возникает необходимость в делегировании руководящих функций и полномочий другим работникам, способным временно заменить руководителя. Такая временная замена осуществляется с освобождением работников, которым поручается новая работа, от выполнения основных трудовых обязанностей. Как временное заместительство оформляется документально? Каким образом оно оплачивается? Каков порядок индексации и налогообложения доплаты за временное заместительство? Учитывается ли такая доплата при расчете средней заработной платы?
Временное заместительство
Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется место работы (должность), может осуществляться как без освобождения, так и с освобождением сотрудника от своих основных трудовых обязанностей.
Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения сотрудника от основной работы — это замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда сотрудник наряду со своей основной работой выполняет обязанности временно отсутствующего работника. Такой вид дополнительной работы поручается, как правило, в тех случаях, когда дополнительные обязанности выполняются не по вышестоящей (руководящей) должности, а в пределах однородных должностей (профессий).1
1 Об особенностях выполнения сотрудником обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы детально рассказано в статье «Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника» на стр. 32 этого номера.
Выполнение обязанностей по должности временно отсутствующего работника с освобождением от своих основных обязанностей считается временным заместительством.
Трудовым законодательством Украины временное заместительство практически не регулируется. В то же время постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 № 1545-XII определено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Нормативным актом законодательства СССР, которым регламентируется порядок временного заместительства, является разъяснение Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов «О порядке оплаты временного заместительства» от 29.12.1965 № 30/39 (далее — Разъяснение № 30/39), утвержденное постановлением указанных госорганов от 29.12.65 № 820/39. Разъяснение № 30/39 является действующим в Украине в части, не противоречащей отечественному законодательству, в частности нормам Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).2
2 См. также письма Минсоцполитики от 27.01.2015 № 73/13/84-15 и от 17.10.2016 № 376/06/186-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2016, стр. 107, и № 1/2017, стр. 125.
Исходя из практики оформления трудовых отношений в Украине и в соответствии с пунктом 1 Разъяснения № 30/39 временным заместительством является исполнение служебных обязанностей временно отсутствующего работника по вышестоящей должности, когда это вызвано производственной необходимостью.
Временное заместительство возможно при отсутствии работника в связи с болезнью, в период его отпуска, командировки, выполнения государственных или общественных обязанностей и т. п.3 То есть временное заместительство возможно по должности, которая не является вакантной, когда за временно отсутствующим работником в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность).
3 См. также письмо Минтруда от 07.03.2007 № 65/06/186-07.
Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. По вакантной должности назначение работника исполняющим обязанности возможно только тогда, когда назначение на эту должность осуществляется вышестоящим органом управления (п. 2 Разъяснения № 30/39).
Под временным заместительством понимается также выполнение служебных обязанностей по более ответственной должности временно отсутствующего работника (в т. ч. по должности временно отсутствующего руководителя), когда это связано с производственной необходимостью или с распорядительными функциями, сотрудником, работающим на том же предприятии, в учреждении, организации (далее — предприятие).
Временное заместительство по более ответственной (руководящей) должности является одним из способов проверки на практике потенциальных возможностей работников для включения их в резерв на выдвижение. То есть речь идет о заместительстве руководителей всех уровней — предприятий, производств, цехов, подразделений, отделов.4 При этом временный заместитель назначается «временно исполняющим обязанности».2
2 См. также письма Минсоцполитики от 27.01.2015 № 73/13/84-15 и от 17.10.2016 № 376/06/186-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2016, стр. 107, и № 1/2017, стр. 125.
4 См. также письмо Минтруда от 19.04.2011 № 126/06/186-11.
Сотрудник, временно замещающий отсутствующего работника (руководителя), на период заместительства полностью освобождается от выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором по основному месту работы, и выполняет обязанности только временно отсутствующего работника на период его отсутствия.5
5 См. также письма Минтруда от 21.07.2011 № 590/13/84-11, от 19.04.2011 № 126/06/186-11 и от 20.01.2005 № 18-23.
Учитывая, что у руководителя любого уровня большой круг обязанностей, в т. ч. повышенная ответственность, то при временном отсутствии руководителя поручать выполнение его обязанностей другому работнику необходимо только путем введения для него временного заместительства, когда он полностью освобождается от выполнения обязанностей по своей основной работе.
Введение временного заместительства
Поскольку временный заместитель освобождается от выполнения своей основной работы и начинает исполнять обязанности по другой должности, при введении временного заместительства необходимо соблюдать норму статьи 33 КЗоТ, согласно которой временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается только с его согласия.5
5 См. также письма Минтруда от 21.07.2011 № 590/13/84-11, от 19.04.2011 № 126/06/186-11 и от 20.01.2005 № 18-23.
Временное заместительство по должности отсутствующего работника (руководителя) возлагается на другого работника приказом (распоряжением) руководителя (актом вышестоящего органа) (п. 1 Разъяснения № 30/39). В приказе руководителя (акте вышестоящего органа) необходимо указать продолжительность (даты начала и окончания) временного заместительства, особенности выполнения обязанностей по замещаемой должности (при необходимости определяются полномочия, функциональные обязанности временного заместителя) и порядок оплаты такой работы. Если продолжительность временного заместительства установить заранее невозможно, то в приказе моментом прекращения заместительства можно определить конкретное событие (например, окончание отпуска, болезни, командировки и т. п.).
Приказ о введении временного заместительства может быть таким:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЮПИТЕР»
<…>
ПРИКАЗ
21.11.2023 г. Одесса № 75/к
О временном заместительстве
В связи с убытием в отпуск начальника финансового отдела Лобанова Ю. М.
ПРИКАЗЫВАЮ:
Поручить МАКАРЕНКО Александру Викторовичу, финансисту, на условиях временного заместительства с освобождением от основной работы, определенной трудовым договором, выполнение обязанностей в полном объеме по должности начальника финансового отдела, определенных должностной инструкцией, на период отпуска Лобанова Ю. М. с 25.11.2023 по 18.12.2023 с доплатой в размере разности в окладах.
Директор Савченко Валерий САВЧЕНКО
С приказом ознакомлен и не возражаю:
Макаренко Александр МАКАРЕНКО
21.11.2023
Подпись лица, которому поручается временное заместительство, в приказе является свидетельством его согласия на выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (руководителя) на условиях временного заместительства.
Обращаем внимание на то, что временное заместительство предусматривает точное определение круга обязанностей, которые должен будет выполнять работник по новой (руководящей) должности. Поскольку на предприятиях для каждой должности, предусмотренной штатным расписанием, должна разрабатываться должностная инструкция, то работник, которому поручается новая работа, обязан будет выполнять все трудовые обязанности, определенные такой инструкцией для должности, которую он будет временно занимать. Если должностной инструкции для определенной должности на предприятии по каким-то причинам нет, то полный перечень обязанностей по должности временно отсутствующего работника (руководителя), которые будет обязан выполнять временный заместитель, можно привести в приложении к приказу о введении временного заместительства. К тому же следует учитывать, что у временного заместителя должна быть соответствующая профессиональная подготовка для качественного выполнения новой работы.
Категории (названия должностей) работников, на которых может быть возложено временное заместительство, предприятия могут установить в коллективном договоре. Как правило, исполнение обязанностей руководителей всех уровней во время их временного отсутствия на условиях временного заместительства возлагается на их (первых) заместителей (помощников).
В случае временного отсутствия руководителя его временный заместитель должен выполнять полномочия руководителя (организационно-распорядительные и/или консультативно-совещательные и/или административно-хозяйственные функции), возложенные на руководителя в соответствии с нормативно-правовыми актами, учредительными документами, регулирующими деятельность государственного органа, учреждения, предприятия.
Поскольку временное заместительство часто практикуется при временном отсутствии руководителя (директора) предприятия, то для правильного документального оформления делегирования его полномочий другому лицу, что может повлиять на определение его правоспособности выполнять те или иные должностные обязанности отсутствующего руководителя, необходимо учитывать следующее.
Если руководитель предприятия наделен полномочиями самостоятельно назначать временного заместителя на период своего временного отсутствия, то он вправе издать приказ о поручении исполнять свои обязанности штатному заместителю (при его отсутствии — любому другому должностному лицу предприятия) на условиях временного заместительства, если, конечно, заместитель руководителя не обязан выполнять эти обязанности на основании своей должностной инструкции.
Если полномочий на самостоятельное назначение временного заместителя на период своего временного отсутствия у руководителя (директора) предприятия нет, а его назначение на должность оформлялось собранием участников общества (далее — учредители) или заседанием наблюдательного совета общества с оформлением соответствующего протокола (решения), и руководитель (директор) предприятия осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выданной учредителями (наблюдательным советом), то он должен уведомить учредителей (председателя наблюдательного совета) о предстоящем своем временном отсутствии (убытии в отпуск, командировку и т. п.). В этой ситуации учредителям (наблюдательному совету) для назначения лица временно исполняющим обязанности руководителя (директора) предприятия на условиях временного заместительства необходимо провести собрание учредителей (заседание наблюдательного совета) и оформить соответствующий протокол (решение) с выдачей доверенности временному заместителю. В таком протоколе (решении) временный заместитель должен поставить свою подпись, которая будет свидетельствовать о его согласии на временное исполнение обязанностей руководителя (директора) предприятия. Указанный протокол собрания учредителей (решение наблюдательного совета, приказ о назначении временного заместителя, доверенность) необходим для предоставления временному заместителю права подписи отчетности, подаваемой предприятием в государственные органы, различных кадровых и финансовых документов, а также договоров с поставщиками и покупателями от имени предприятия.
При отсутствии руководителя предприятия на рабочем месте по объективным причинам (отпуск, командировка, болезнь и т. п.) налоговая, финансовая и прочая отчетность может быть подписана лицом, уполномоченным учредительными документами предприятия исполнять обязанности руководителя на время его отсутствия.
Поскольку согласно пунктам 48.5–48.6 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) налоговая отчетность (декларация, расчет) юридических лиц должна быть подписана руководителем или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу отчетности, то в отсутствие руководителя юридического лица на рабочем месте по объективным причинам (командировка, отпуск, болезнь и т. п.) налоговая отчетность может быть подписана лицом, уполномоченным учредителями или учредительными документами предприятия исполнять обязанности руководителя на время его отсутствия при условии, что отсутствие руководителя подтверждено соответствующими документами (например, приказ об отпуске, командировке и т. п.).
В случае временного отсутствия руководителя предприятия или главного бухгалтера перед подачей налоговой отчетности в налоговый орган должна быть подана информация, определяющая лиц, которые выполняют их обязанности в этот период. По лицу, которое заменяет временно отсутствующего руководителя предприятия или главного бухгалтера, предприятием в налоговый орган подается заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Зміни» или «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку».6 Это заявление может быть подано в налоговый орган средствами электронной связи в электронной форме (п.п. 9.2, 9.3 р. IX Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 № 1588, в редакции приказа от 22.04.2014 № 462).
6 О выполнении обязанностей руководителя предприятия и главного бухгалтера на период их временного отсутствия рассказано в статьях «Руководитель предприятия: от «А» до «Я» и «Бухгалтер: от принятия на работу до увольнения» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 11/2020, стр. 56, и № 12/2020, стр. 34, письма ГНАУ от 03.10.2008 № 20187/7/16-1517-20 и от 18.09.2009 № 20197/7/16-1517-20.
Что касается предоставления другим лицам права подписи налоговой отчетности (деклараций, расчетов), подаваемой в электронном виде, то согласно абзацу второму подпункта 48.5.1 НКУ достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие наложенной на электронный документ квалифицированной электронной подписи или печати плательщика налога.
В соответствии с пунктом 3 раздела III Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 06.06.2017 № 557, в редакции приказа от 01.06.2020 № 261 (далее — Порядок № 557), для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, автор электронного документа уведомляет о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором пребывает автор, путем направления уведомления о предоставлении информации относительно квалифицированной электронной подписи (далее — Уведомление) в электронном виде по форме согласно приложению 1 к Порядку № 557.
Пунктом 4 раздела III Порядка № 557 предусмотрено, что в Уведомление вносится информация о подписанте (подписантах), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов. На сформированное Уведомление первыми накладываются квалифицированные электронные подписи всех лиц, включенных в Уведомление, в порядке очередности их внесения в Уведомление, после них — квалифицированная электронная подпись руководителя и последней — квалифицированная электронная печать (при наличии).
Учитывая вышеизложенное, в случае временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.) главного бухгалтера на сформированную налоговую отчетность в электронном виде накладываются квалифицированная электронная подпись руководителя (директора) и печать (при наличии).
При временном отсутствии (отпуск, болезнь и т. п.) директора (руководителя) предприятия на сформированную налоговую отчетность в электронном виде накладываются квалифицированные электронные подписи должностных лиц, которым делегировано право подписи, путем направления Уведомления, принятого контролирующим (налоговым) органом, в следующем порядке:
— первой — главного бухгалтера;
— второй — лица, указанного в Уведомлении с типом подписи «Директор»;
— третьей — печать (при наличии).7
7 См. также разъяснение ГУ ГНС в Тернопольской области от 28.09.2020 в журнале «Все о труде и зарплате» № 7/2021, стр. 125.
Таким образом, для того чтобы временный заместитель руководителя предприятия или главного бухгалтера мог подписать налоговую отчетность, подаваемую в электронном виде, ему необходимо получить как должностному лицу предприятия квалифицированную электронную подпись, о чем направляется Уведомление в налоговый орган. Квалифицированная электронная подпись получается временным заместителем и налоговая отчетность в электронном виде подается с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах», а также положений Порядка № 557.
Если единственный учредитель предприятия (физическое лицо) является директором предприятия, или наемный директор наделен правом самостоятельно принимать решение о делегировании своих полномочий на период временного отсутствия, то о назначении временного заместителя издается приказ, который может содержать, в частности, норму о передаче временному заместителю права подписи необходимых документов (кадровых, финансовых и т. п.).
Основная часть приказа руководителя предприятия о введении временного заместительства на период его временного отсутствия может иметь такой текст:
«1. Убываю в ежегодный основной отпуск с 02.12.2023 по 25.12.2023 за рабочий год с 15.02.2023 по 14.02.2024.
2. Поручаю на время моего отсутствия с 02.12.2023 по 25.12.2023 исполнять обязанности по должности директора на условиях временного заместительства Карпову Владимиру Юрьевичу, заместителю директора, с правом подписи всех документов».
При временном отсутствии руководитель предприятия может делегировать право подписи документов сразу нескольким должностным лицам в зависимости от вида таких документов и распределения функциональных обязанностей на предприятии.
Например, правом подписывать финансовые документы может быть наделен финансовый директор (начальник финансового отдела), организационных документов — исполнительный директор, кадровых документов — начальник отдела кадров, технической документации — главный инженер.
Если временное отсутствие директора предприятия непродолжительное, то он может и не наделять временного заместителя правом подписи документов.
При введении временного заместительства изменения (дополнения) в трудовой договор, заключенный с временным заместителем по основной работе, и записи в его трудовую книжку не вносятся, поскольку такая работа выполняется временно и не считается переводом на постоянную работу.
Введение временного заместительства по вакантной должности
Поскольку, как отмечалось выше, временное заместительство по вакантной должности возможно только в случае, когда назначение на эту должность осуществляется вышестоящим органом управления, то руководитель предприятия после принятия работника на вакантную должность (например, руководителя структурного подразделения) обязан представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на эту должность. Указанный орган должен рассмотреть вопрос назначения на должность и сообщить руководителю о результатах (п. 2 Разъяснения № 30/39).
В случае неутверждения в должности работника, принятого руководителем не из числа работников данного предприятия, ему должна быть предложена другая работа с учетом квалификации, опыта работы. При отсутствии соответствующей работы или отказа от предложения работника увольняют по статье 7 КЗоТ. Если не утвержден работник, выдвинутый на руководящую должность из числа резерва данного предприятия, ему должна быть предоставлена работа по квалификации и оплате не ниже той, которую он выполнял до назначения на новую должность (п. 2 Разъяснения № 30/39).
На практике приведенная норма действует так: если на предприятии имеется вакантная должность, например, начальника экономического отдела, и на эту должность назначен временно исполняющим обязанности работник, занимающий должность экономиста, то, как правило, в течение не более 2 месяцев со дня такого назначения (месяц — на представление документов руководителем предприятия в вышестоящий орган управления и месяц — на их рассмотрение вышестоящим органом) решается вопрос о его утверждении.
Отдельными нормативными актами (например, для государственных органов или бюджетных организаций) могут быть установлены особенности назначения некоторых категорий работников на вакантные руководящие должности или исполняющими обязанности по определенным должностям.
Отмена временного заместительства
Поскольку период, на который вводится временное заместительство, обычно указывается в приказе руководителя (акте вышестоящего органа), то отмена временного заместительства осуществляется без предварительного уведомления временного заместителя и издания приказа.
Если временный заместитель до истечения срока возложения на него новых должностных обязанностей по каким-то причинам не может (не желает) дальше выполнять обязанности временно отсутствующего работника (руководителя), он может подать руководителю предприятия заявление с просьбой освободить его от выполнения таких обязанностей с последующим переводом на прежнее (основное) место работы. Такое заявление является основанием для издания руководителем приказа об отмене временного заместительства.
Оплата труда при временном заместительстве
Кроме должностного оклада по основной должности, временному заместителю выплачивается разность между должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) и должностным окладом по основной должности при условии, что замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник. Главный инженер предприятия в период временного замещения отсутствующего руководителя не имеет права на получение разности в окладах (п. 1 Разъяснения № 30/39).8
8 См. также письма Минтруда от 19.04.2011 № 126/06/186-11, от 07.03.2007 № 65/06/186-07 и от 20.01.2005 № 18-23.
Из приведенных норм Разъяснения № 30/39 следует, что если руководитель предприятия (структурного подразделения) временно отсутствует, то его штатным заместителям или первым помощникам (при отсутствии должности заместителя), исполняющим обязанности руководителя, разность между должностным окладом замещаемого руководителя и должностным окладом по основной должности не выплачивается.
Как разъяснило Минсоцполитики9, в случае, когда в соответствии с должностной (рабочей) инструкцией работник в период отсутствия руководителя должен выполнять его функции, то ему разность в окладах не выплачивается, и именно этот работник должен назначаться «временно исполняющим обязанности». Если же эти функции не предусмотрены его должностной (рабочей) инструкцией, а работник приказом (распоряжением) по предприятию назначен «временно исполняющим обязанности», то ему выплачивается разность в окладах.
9 См. письмо Минсоцполитики от 27.01.2015 № 73/13/84-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2016, стр. 107.
В то же время действующим законодательством хозрасчетным предприятиям предоставлено право самостоятельно решать вопрос оплаты труда работников.
Так, согласно статье 97 КЗоТ и статье 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР условия введения и размеры доплат, прочих компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии (ст. 13 КЗоТ, ст. 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 № 3356-XII).
Таким образом, хозрасчетные предприятия в коллективном договоре могут установить, что при наличии финансовых возможностей в случае временного отсутствия руководителя предприятия (структурного подразделения) и штатным заместителям, и помощникам руководителя, и главному инженеру при исполнении обязанностей руководителя предприятия выплачивается разность в окладах на период выполнения ими обязанностей временно отсутствующего руководителя на условиях временного заместительства.10
10 См. также письмо Минсоцполитики от 27.01.2015 № 73/13/84-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2016, стр. 107, и письмо Минтруда от 20.01.2005 № 18-23.
Кроме разности в окладах, временному заместителю может быть начислена и премия. Премируются временные заместители на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого ими работника. При этом премия начисляется на должностной оклад замещающего работника и на разность в окладах, т. е. фактически на оклад по должности, обязанности по которой временно исполняются (на оклад замещаемого работника)11 (см. пример 1 ниже).
11 См. также письмо Минтруда от 21.07.2011 № 590/13/84-11.
Например, если по должности временно отсутствующего руководителя предусмотрено начисление производственной премии в размере 20% должностного оклада, а по основной должности работника — в размере 10% должностного оклада, то временному заместителю премия начисляется в размере 20% должностного оклада руководителя.
Доплаты и надбавки, которые были установлены работнику, временно исполняющему обязанности по более ответственной (руководящей) должности, выплачиваются в размере, в котором они выплачивались до назначения временным заместителем.11
В случае, когда руководитель предприятия (структурного подразделения) внезапно заболел и отсутствовал какое-то время на работе из-за болезни, а его обязанности фактически исполнял другой работник (например, заместитель), но документально временное заместительство оформлено не было (не издавался приказ о введении временного заместительства и его оплате), то нет оснований для начисления работнику разности в окладах за фактически выполненную дополнительную работу.
В случае назначения работника, в т. ч. штатного заместителя (помощника) или главного инженера, исполняющим обязанности руководителя по вакантной должности (т. е. когда такое назначение осуществляется по решению вышестоящего органа управления) оплата труда работника осуществляется на условиях, предусмотренных для этой (вакантной) должности (п. 2 Разъяснения № 30/39).
Согласно подпункту «г» подпункта 1 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 № 268 руководителям государственных органов, на которых распространяется действие этого постановления, предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда устанавливать специалистам и служащим (кроме заместителей руководителей органов исполнительной власти, прокуратуры, судов и других органов, руководителей структурных подразделений и их заместителей) доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения в размере разности между фактическим должностным окладом временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения (без учета надбавок и доплаты) и должностным окладом работника, исполняющего обязанности временно отсутствующего руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения, в случае, если работник, исполняющий обязанности временно отсутствующего руководителя структурного подразделения, не является его заместителем.
ПРИМЕР 1
Начисление заработной платы работнику, который временно замещает начальника структурного подразделения
На предприятии с 5-дневной рабочей неделей и выходными днями в субботу и воскресенье работник занимает должность юриста в юридическом отделе. Его оклад составляет 12 000 грн. Этот работник согласно приказу руководителя предприятия в порядке временного заместительства в период с 13.11.2023 по 24.11.2023 исполнял обязанности начальника юридического отдела, отсутствовавшего на работе в связи с болезнью, должностной оклад которого составляет 15 000 грн. Коллективным договором за временное заместительство предусмотрена выплата разности в окладах по должности замещаемого работника и основной должности. По должности начальника юридического отдела предусмотрена ежемесячная премия в размере 30% оклада пропорционально отработанному времени. По основной должности работника (юриста) ежемесячная премия выплачивается в размере 25% оклада пропорционально отработанному времени.
По графику работы предприятия в ноябре 22 рабочих дня (далее — р. д.). Из них работник как временный заместитель на должности начальника юридического отдела в период с 13.11.2023 по 24.11.2023 отработал 10 дней (далее — отраб. д.), а по своей основной должности — 12 дней в периоды с 01.11.2023 по 12.11.2023 и с 25.11.2023 по 30.11.2023.
За работу в ноябре 2023 года работнику должны быть начислены:
— заработная плата в размере оклада по основной должности — 12 000 грн.;
— доплата за временное заместительство (разность в окладах) пропорционально отработанному времени:
(15 000 грн. – 12 000 грн.) : 22 р. д. х 10 отраб. д. = 1363,64 грн.
— премия за период работы временным заместителем:
(15 000 грн. х 30%) : 22 р. д. х 10 отраб. д. = 2045,45 грн.
— премия за период работы по своей основной должности:
(12 000 грн. х 25%) : 22 р. д. х 12 отраб. д. = 1636,36 грн.
Общая заработная плата работника в ноябре 2023 года:
12 000 + 1363,64 + 2045,45 + 1636,36 = 17 045,45 грн.
ПРИМЕР 2
Начисление заработной платы работнику, который временно замещает руководителя предприятия
На предприятии с 5-дневной рабочей неделей и выходными днями в субботу и воскресенье директор предприятия имеет оклад 50 000 грн. В период с 06.11.2023 по 29.11.2023 директор находился в ежегодном основном отпуске, поэтому согласно решению собрания учредителей, оформленному протоколом, обязанности директора предприятия исполнял финансовый директор с доплатой разности в окладах. Оклад финансового директора составляет 43 000 грн.
В ноябре 2023 года по графику работы предприятия 22 рабочих дня (далее — р. д.), из которых работник как временный заместитель на должности директора предприятия отработал 18 дней (далее — отраб. д.) в период с 06.11.2023 по 29.11.2023, а по своей основной должности отработал 4 дня — с 01.11.2023 по 03.11.2023 и 30.11.2023.
За работу в ноябре 2023 года работнику должны быть начислены:
— заработная плата в размере оклада по основной должности — 43 000 грн.;
— доплата за временное заместительство (разность в окладах) пропорционально отработанному времени:
(50 000 грн. – 43 000 грн.) : 22 р. д. х 18 отраб. д. = 5727,27 грн.
Общая заработная плата работника в ноябре 2023 года:
43 000 + 5727,27 = 48 727,27 грн.
___________________________________________________________________________
Индексация и налогообложение доплаты за временное заместительство
Поскольку при временном заместительстве фактически выполняются обязанности временно отсутствующего работника, то выплачиваемая временному заместителю разность между должностным окладом замещаемого работника и его должностным окладом по основной должности по сути является доплатой за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Следовательно, учитывая, что доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя (разность в окладах) является временной (не постоянной) выплатой, сумма такой доплаты не подлежит индексации. Соответственно, сумма увеличения доплаты (разности в окладах) не включается в общую сумму повышения дохода, которая сравнивается со сложившейся суммой индексации в месяце повышения окладов.12
12 Подробно о порядке проведения индексации заработной платы работников рассказано в статье «Индексация доходов работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2022, стр. 44.
В соответствии с подпунктом 2.2.1 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5, доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника относится к фонду дополнительной заработной платы фонда оплаты труда.
Учитывая вышеизложенное, из суммы указанной доплаты (разности в окладах) как составляющей заработной платы в общем порядке удерживаются налог на доходы физических лиц и военный сбор, а также на сумму этой доплаты начисляется единый социальный взнос (далее — ЕСВ).
Учет доплаты за временное заместительство при расчете средней заработной платы
Исходя из норм пункта 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266, при начислении страховых выплат («больничные», «декретные» и прочие), учитываются все выплаты, с которых уплачивается ЕСВ.
Поскольку с доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя (разности в окладах) уплачивается ЕСВ, то такая выплата учитывается при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат.
Из норм подпункта «а» пункта 4 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок № 100), следует, что разность в должностных окладах, которая выплачивается работникам, выполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя предприятия или его структурного подразделения и не являющимся штатными заместителями, учитывается при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения, т. е. для начисления всех выплат, рассчитываемых согласно Порядку № 100 (отпускные, оплата времени командировки, выполнения государственных обязанностей, выходное пособие и т. д.).13