В течение последних трех календарных лет минимальная заработная плата в течение календарного года не изменялась. На текущий год также Законом о Госбюджете-2020 первоначально предусматривалось, что минимальная заработная плата в течение всего года должна быть неизменной и составлять 4723 грн. Но введенный правительством карантин с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни привел к остановке хозяйственной деятельности большинства отечественных предприятий, что привело к существенному уменьшению доходов работающих граждан. С целью повышения уровня доходов работающего населения Президент Украины инициировал увеличение минимальной заработной платы. Каким является ее размер с 1 сентября 2020 года? Какие показатели, важные для работодателей, изменились с 1 сентября 2020 года в связи с увеличением минимальной заработной платы? Каковы теперь размеры штрафов для работодателей за нарушение трудового законодательства?
Увеличение минимальной зарплаты с 1 сентября: что необходимо учесть работодателям
1 сентября 2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 25.08.2020 г. № 822-IX (далее — Закон № 822). Этим Законом внесены изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX (далее — Закон о Госбюджете-2020), которыми увеличены доходная и расходная части Госбюджета-2020, а также увеличен размер минимальной заработной платы с 1 сентября 2020 года. Последний факт влияет не только на размер заработной платы работников, но и на ряд других показателей, важных для работодателей.
Остановимся детально на новых размерах минимальной заработной платы, а также на каждом важном для работодателя показателе, размер которого прямо или косвенно зависит от размера минимальной заработной платы.
Минимальная заработная плата с 1 сентября 2020 года
В соответствии с обновленной статьей 8 Закона о Госбюджете-2020 минимальная заработная плата в 2020 году составляет:
— в месячном размере: с 1 января — 4723 грн., с 1 сентября — 5000 грн.;
— в почасовом размере: с 1 января — 28,31 грн., с 1 сентября — 29,20 грн.
Таким образом, с 1 сентября 2020 года минимальная заработная плата в месячном размере увеличена на 277 грн. (на 5,86%), в почасовом размере — на 0,89 грн. (на 3,14%).
Напомним, что согласно статье 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР ( далее — Закон № 108) минимальная заработная плата (далее – МЗП) — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.
В соответствии со статьей 3-1 Закона № 108 если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера МЗП, работодатель проводит доплату до уровня МЗП, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера МЗП, осуществляется доплата до уровня МЗП.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на многочисленных примерах рассказано в статье «Минимальные государственные гарантии в оплате труда» электронного спецвыпуска «Все об оплате труда на предприятии» (май 2020), стр. 60, и статье «Минимальная заработная плата: основания и порядок выплаты» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2019, стр. 18.
В случае работы на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда МЗП выплачивается пропорционально выполненной норме труда.
МЗП в почасовом размере применяется работодателями в случае применения почасовой оплаты труда.
Таким образом, с 1 сентября 2020 года работникам, которым установлены должностные оклады (месячные тарифные ставки) с нормой труда — месяц, за полностью выполненную месячную норму труда работодатели должны выплачивать заработную плату в размере не меньше МЗП в месячном размере — 5000 грн., а работникам, которым установлена почасовая оплата труда, за полностью выполненную часовую норму труда — заработную плату не меньше МЗП в почасовом размере — 29,20 грн.2
2 См. также письма Минсоцполитики от 21.02.2017 г. № 242/0/102-17/282 и от 20.03.2017 г. № 766/0/101-17/28 в журнале «Все о труде и зарплате» № 5/2017, стр. 113 и 114.
При невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда работодатели должны выплачивать заработную плату в размере МЗП, рассчитанной пропорционально выполненной норме труда (далее — «пропорциональная» МЗП). При этом если по каким-то причинам заработная плата за отработанное время оказывается меньше «пропорциональной» МЗП, работнику начисляется доплата до «пропорциональной» МЗП.
ПРИМЕР 1
Определение месячного дохода работника, если он выполнил месячную норму труда,
но оплата за отработанное время меньше минимальной заработной платы
Работнику, работающему на условиях полной занятости, установлен оклад в размере 4800 грн. На предприятии установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье с 8-часовым рабочим днем. Норма рабочего времени работника в сентябре 2020 года — 22 рабочих дня или 176 рабочих часов (22 р. д. х 8 р. ч.).
В сентябре 2020 года работник выполнил месячную норму труда, поэтому за отработанное время в этом месяце ему начислена заработная плата в размере оклада — 4800 грн. (премии, надбавки, доплаты и прочие выплаты в сентябре работнику не начисляются).
Поскольку работник в сентябре выполнил месячную норму труда — отработал 22 рабочих дня (176 рабочих часов), предусмотренных графиком работы, но его месячная заработная плата меньше МЗП в месячном размере, установленной на сентябрь 2020 года, то работнику в этом месяце необходимо начислить доплату до МЗП в сумме:
5000 – 4800 = 200 грн.
Общая сумма заработной платы, подлежащая выплате работнику за сентябрь:
4800 грн. (зарплата за отработанное время) + 200 грн. (доплата до МЗП) = 5000 грн.
ПРИМЕР 2
Определение месячного дохода работника, если в течение месяца
он находился в ежегодном отпуске, болел, работал и имел прогул
Работнику, работающему на условиях полной занятости, установлен оклад в размере 4700 грн. На предприятии установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье с 8-часовым рабочим днем. Норма рабочего времени работника в сентябре 2020 года — 22 рабочих дня или 176 рабочих часов (22 р. д. х 8 р. ч.).
В течение сентября 2020 года у работника произошли следующие события и ему были начислены:
— в период с 1 по 14 сентября (14 к. д.) работник находился в ежегодном отпуске, за который ему начислены отпускные в сумме 2240 грн. (160 грн. х 14 к. д.);
— 15 сентября (1 р. д.) работник на работу не вышел по своей вине — оформлен прогул;
— в период с 16 по 27 сентября он отработал 8 рабочих дней, за которые ему начислена заработная плата в сумме 1709,09 грн. (4700 грн. : 22 р. д. х 8 отраб. д.);
— в период с 28 по 30 сентября (3 к. д.) работник болел, поэтому за период болезни ему начислены «больничные» в сумме 462 грн. (154 грн. х 3 к. д.).
Периоды (календарные дни) отпуска, прогула и болезни являются неотработанным временем, поэтому отпускные и «больничные», начисленные за указанное неотработанное время, не учитываются в составе заработной платы работника для ее сравнения с МЗП. Соответственно, с МЗП сравнивается только начисленная работнику заработная плата за отработанное время (1709,09 грн.).
Поскольку работник в сентябре из-за отпуска, прогула и болезни не выполнил месячную норму труда — отработал только 8 из 22 рабочих дней (64 из 176 рабочих часов), предусмотренных графиком работы, определим для него МЗП пропорционально выполненной норме труда (отработанному времени) в этом месяце.
Размер «пропорциональной» МЗП работника в сентябре:
5000 грн. : 22 р. д. х 8 отраб. д. = 1818,18 грн.
или
5000 грн. : 176 р. ч. х 64 отраб. ч. = 1818,18 грн.
Фактически начисленная работнику заработная плата за отработанное время в сентябре оказалась меньше «пропорциональной» МЗП (1709,09 грн. < 1818,18 грн.), поэтому определим сумму доплаты до «пропорциональной» МЗП:
1818,18 – 1709,09 = 109,09 грн.
Общая сумма дохода, начисленного работнику в сентябре:
1709,09 грн. (зарплата за отработанное время) + 109,09 грн. (доплата до «пропорциональной» МЗП) + 2240 грн. (отпускные) + 462 грн. («больничные») = 4520,18 грн.
ПРИМЕР 3
Определение месячного дохода работника с почасовой оплатой труда,
который выполнил месячную норму труда
На предприятии с 40-часовой 5-дневной рабочей неделей с выходными днями в субботу и воскресенье работнику установлена почасовая оплата труда с часовой тарифной ставкой — 29,50 грн. Работник в октябре 2020 года выполнил норму рабочего времени, установленную в этом месяце — 167 рабочих часов.
Размер заработной платы работника в октябре:
167 отраб. ч. х 29,50 грн. = 4926,50 грн.
Месячная заработная плата работника в октябре 2020 года меньше МЗП в месячном размере (4926,50 грн. < 5000 грн.), однако это не является нарушением и не является основанием для начисления работнику доплаты до МЗП в месячном размере, поскольку выполнена другая государственная социальная гарантия — часовая ставка работника с почасовой оплатой труда установлена в размере не меньше МЗП в почасовом размере (29,50 грн. > 29,20 грн.).
Минимальный должностной оклад в 2020 году
Хозрасчетные предприятия
Увеличение МЗП с 1 сентября 2020 года не повлияло на размер минимального должностного оклада у хозрасчетных предприятий, поскольку в соответствии с частями шестыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), установленного на 1 января календарного года.
Поскольку статьей 7 Закона о Госбюджете-2020 ПМТЛ на 1 января 2020 года установлен в размере 2102 грн., в течение всего 2020 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) составляет 2102 грн.
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) хозрасчетного предприятия установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне ПМТЛ (без привязки к его размеру по состоянию на 1 января), то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) должен составлять с 1 июля 2020 года — не менее 2197 грн., с 1 декабря 2020 года — не менее 2270 грн.
Предприятия, которые через своих представителей (как со стороны работодателя, так и со стороны профсоюза предприятия, представляющего трудовой коллектив) участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 г., должны соблюдать норму пункта 2.3 этого документа, согласно которой для предприятий отраслей, в которых не заключены отраслевые соглашения или положения заключенных соглашений не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, ее размер устанавливается не менее чем на 10% выше установленного на законодательном уровне размера ПМТЛ.
Следовательно, для предприятий указанных отраслей размер тарифной ставки рабочего I разряда в 2020 году должен составлять: с 1 января — не менее 2312 грн. (2102 грн. х 110%); с 1 июля — не менее 2416,70 грн. (2197 грн. х 110%); с 1 декабря — не менее 2497 грн. (2270 грн. х 110%);
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) предприятия установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне МЗП в месячном размере, то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) с 1 сентября 2020 года должен составлять 5000 грн.
Бюджетные учреждения
Частями пятыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 определено, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета (далее — бюджетные учреждения), формируется на основе:
— минимального размера должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
Постановлением Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037 и пунктом 1 примечаний к Единой тарифной сетке разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы (далее — ЕТС), приведенной в приложении 1 к постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298), установлено, что с 1 января 2017 года должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года.
Следовательно, поскольку ПМТЛ на 1 января 2020 года составлял 2102 грн., то первоначально в течение всего 2020 года должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 тарифного разряда ЕТС должен был составлять 2102 грн.
Но пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» Закона № 822 поручено Кабинету Министров Украины обеспечить с 1 сентября 2020 года повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС для обеспечения сохранения соотношения между размерами должностного оклада работника 1 тарифного разряда этой ЕТС и МЗП.
Во исполнение вышеприведенной нормы Закона № 822 Кабинет Министров Украины принял постановление «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы» от 26.08.2020 г. № 750 (далее — Постановление № 750).
Подпунктом 1 пункта 1 Постановления № 750 установлено, что с 1 сентября по 31 декабря 2020 года должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 тарифного разряда ЕТС, утвержденной Постановлением № 1298, составляет 2225 грн. (т. е. повышение составило 123 грн. (2225 – 2102) или 5,86%).
В результате как до 1 сентября 2020 года, так и с указанной даты соотношение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС с размером МЗП в месячном размере составляет 44,5% (до 1 сентября — 2102 грн./4723 грн.; с 1 сентября — 2225 грн./5000 грн.).
Поскольку согласно пункту 1 примечаний приложения 1 к Постановлению № 1298 размеры должностных окладов (тарифных ставок) по разрядам ЕТС определяются путем умножения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда на соответствующие тарифные коэффициенты, которые для всех тарифных разрядов ЕТС приведены в приложении 1 к Постановлению № 1298, то в подпункте 2 пункта 1 Постановления № 750, кроме размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда (2225 грн.), приведены новые (увеличенные) размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС, действующие с 1 сентября по 31 декабря 2020 года и подлежащие установлению в штатном расписании бюджетных учреждений (см. таблицу 1 ниже).
Пунктом 2 Постановления № 750 поручено руководителям учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы обеспечить:
— внесение изменений в штатное расписание учреждений и организаций с учетом новых размеров должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), определенных подпунктами 1 и 2 пункта 1 этого Постановления;
— дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.
Таким образом, в бюджетных учреждениях в течение января – августа 2020 года на основании норм Постановления № 1298 минимальный должностной оклад (тарифная ставка, ставка заработной платы), соответствующий размеру должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС, составлял 2102 грн. (размер ПМТЛ, установленный на 1 января 2020 года), а с 1 сентября 2020 года Постановлением № 750 предусмотрено повышение должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС до 2225 грн. и вместе с ним повышение должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС (см. таблицу 1).
Таблица 1
Размеры должностных окладов работников бюджетной сферы
согласно разрядам Единой тарифной сетки в 2020 году
Тарифные разряды |
Тарифные коэффициенты |
Размеры должностных окладов, грн. |
|
с 01.01.2020 г. |
с 01.09.2020 г. |
||
1 |
1,00 |
2102 |
2225 |
2 |
1,09 |
2291 |
2425 |
3 |
1,18 |
2480 |
2626 |
4 |
1,27 |
2670 |
2826 |
5 |
1,36 |
2859 |
3026 |
6 |
1,45 |
3048 |
3226 |
7 |
1,54 |
3237 |
3427 |
8 |
1,64 |
3447 |
3649 |
9 |
1,73 |
3636 |
3849 |
10 |
1,82 |
3826 |
4050 |
11 |
1,97 |
4141 |
4383 |
12 |
2,12 |
4456 |
4717 |
13 |
2,27 |
4772 |
5051 |
14 |
2,42 |
5087 |
5385 |
15 |
2,58 |
5423 |
5741 |
16 |
2,79 |
5865 |
6208 |
17 |
3,00 |
6306 |
6675 |
18 |
3,21 |
6747 |
7142 |
19 |
3,42 |
7189 |
7610 |
20 |
3,64 |
7651 |
8099 |
21 |
3,85 |
8093 |
8566 |
22 |
4,06 |
8534 |
9034 |
23 |
4,27 |
8976 |
9501 |
24 |
4,36 |
9165 |
9701 |
25 |
4,51 |
9480 |
10035 |
Если в сентябре – декабре 2020 года работнику бюджетного учреждения за выполненную месячную норму труда начислена месячная заработная плата, размер которой меньше МЗП в месячном размере, то такому работнику начисляется доплата до МЗП в месячном размере (до 5000 грн.).
Индексация заработной платы
Индексация заработной платы осуществляется в пределах ПМТЛ, поэтому увеличение МЗП с 1 сентября 2020 года не повлияло на размер заработной платы, подлежащей индексации. То есть индексации в 2020 году подлежит сумма заработной платы, которая составляет: в январе – июне — 2102 грн.; в июле – ноябре — 2197 грн.; в декабре — 2270 грн.
В то же время необходимо помнить, что увеличение окладов (тарифных ставок) приводит к изменению «базового» месяца. Поэтому если в связи с увеличением МЗП или должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС с 1 сентября 2020 года на хозрасчетном предприятии или в бюджетном учреждении состоялось увеличение окладов (тарифных ставок), то этот месяц становится «базовым».3
Напомним, что сумма индексации в «базовом» месяце — месяце повышения оклада (тарифной ставки) не начисляется, если размер повышения денежного дохода (в части постоянных составляющих заработной платы — надбавки, доплаты, премии) превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения оклада (тарифной ставки).3
Если размер повышения денежного дохода (в части постоянных составляющих заработной платы) не превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения оклада (тарифной ставки), сумма индексации в этом месяце определяется с учетом размера повышения дохода и рассчитывается как разность между суммой индексации и размером повышения дохода (п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078).3
3 Детально о проведении индексации заработной платы рассказано и показано на многочисленных примерах в статьях «Индексация заработной платы работников (часть 1)», «Индексация заработной платы работников опережающим путем (часть 2)» и «Индексация или повышение окладов: что выгоднее предприятию (часть 3)» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 1/2020, стр. 32, № 2/2020, стр. 28, и № 3/2020, стр. 55.
ПРИМЕР 4
Начисление индексации в месяце увеличения оклада работнику, отработавшему полный месяц
Работнику хозрасчетного предприятия последний раз повышали оклад в июле 2017 года («базовый» месяц). В течение января – августа 2020 года ему ежемесячно выплачивали:
— оклад в размере 4500 грн.;
— производственную премию в размере 20% оклада — 900 грн. (4500 грн. х 20%);
— надбавку за высокие достижения в труде в размере 15% оклада — 675 грн. (4500 грн. х 15%);
— доплату за выслугу лет в размере 10% оклада — 450 грн. (4500 грн. х 10%);
— сумму индексации, которая в январе – мае составляла 378,36 грн. (2102 грн. х 18%), в июне — 454,03 грн. (2102 грн. х 21,6%), в июле – августе — 474,55 грн. (2197 грн. х 21,6%).
В связи с увеличением МЗП с 1 сентября 2020 года на предприятии с этой даты состоялось повышение окладов, в том числе работнику увеличили оклад на 300 грн. с 4500 грн. до 4800 грн., вследствие чего увеличились размеры: премии — до 960 грн. (4800 грн. х 20%), надбавки — до 720 грн. (4800 грн. х 15%), доплаты — до 480 грн. (4800 грн. х 10%). В сентябре работник отработал все рабочие дни, предусмотренные графиком работы на этот месяц.
Определим, имеет ли право работник на начисление индексации в сентябре 2020 года, и если имеет, то исчислим сумму индексации.
Производственная премия, надбавка за высокие достижения в труде и доплата за выслугу лет имеют постоянный характер, поэтому они являются объектом индексации и включаются в общий доход, который индексируется.
В общей сумме повышения дохода работника в сентябре 2020 года, которая сравнивается с суммой сложившейся индексации в этом месяце, учитываются суммы повышения оклада, премии, надбавки и доплаты.
Общая сумма повышения дохода работника в сентябре 2020 года в части постоянных составляющих:
4800 – 4500 (увеличение оклада) + 960 – 900 (увеличение премии) + 720 – 675 (увеличение надбавки) + 480 – 450 (увеличение доплаты) = 300 + 60 + 45 + 30 = 435 грн.
При выплате заработной платы за сентябрь 2020 года для работников, у которых последнее повышение заработной платы состоялось в июле 2017 года («базовый» месяц), величина прироста индекса потребительских цен (далее — ИПЦ) составляет 21,6%.4
4 Величины прироста индекса потребительских цен для проведения индексации доходов работников в сентябре 2020 года приведены в разделе «Справочная информация» этого номера.
Сумма сложившейся индексации в сентябре 2020 года:
2197 грн. х 21,6% = 474,55 грн.
Поскольку в сентябре 2020 года сумма повышения заработной платы работника в части постоянных составляющих (оклад, премия, надбавка и доплата) оказалась меньше суммы сложившейся индексации (435 грн. < 474,55 грн.), то в этом месяце сумма подлежащей начислению индексации определяется как разность между суммой сложившейся индексации и суммой повышения заработной платы:
474,55 – 435 = 39,55 грн.
Указанную фиксированную сумму индексации (39,55 грн.) необходимо выплачивать работнику до месяца, в котором произойдет очередное повышение оклада. При этом с октября 2020 года начинается новое исчисление ИПЦ нарастающим итогом.
ПРИМЕР 5
Начисление индексации и минимальной заработной платы сотруднику,
работающему на условиях неполного рабочего времени
На предприятии штатным расписанием предусмотрена должность, оклад по которой последний раз увеличен до 4300 грн. с 1 апреля 2017 года («базовый» месяц). Работник, который занимает эту должность, работает на условиях неполной рабочей недели (три рабочих дня в неделю: понедельник, среда, пятница).
По графику работы предприятия в сентябре 2020 года — 22 рабочих дня, а согласно индивидуальному графику работы работника — 13 рабочих дней.
Заработная плата работника в сентябре 2020 года, исчисленная исходя из оклада пропорционально отработанному времени:
4300 грн. : 22 р. д. х 13 отраб. д. = 2540,91 грн.
При выплате зарплаты за сентябрь 2020 года величина прироста ИПЦ для работников, у которых «базовый» месяц — апрель 2017 года, составляет 25,4%.
Сумма сложившейся индексации в сентябре 2020 года при условии отработки полного месяца:
2197 грн. х 25,4% = 558,04 грн.
Сумма индексации в сентябре 2020 года, исчисленная пропорционально отработанному времени работником в этом месяце:
558,04 грн. : 22 р. д. х 13 отраб. д. = 329,75 грн.
Заработная плата работника в сентябре 2020 года, исчисленная пропорционально отработанному в этом месяце времени:
2540,91 грн. (зарплата исходя из оклада) + 329,75 грн. (индексация) = 2870,66 грн.
Поскольку МЗП в сентябре составляет 5000 грн., определим «пропорциональную» МЗП работника, исчисленную пропорционально отработанному времени в этом месяце:
5000 грн. : 22 р. д. х 13 отраб. д. = 2954,55 грн.
Как видно, заработная плата работника в сентябре оказалась меньше «пропорциональной» МЗП (2870,66 грн. < 2954,55 грн.), поэтому работнику в сентябре необходимо выплатить доплату до указанной «пропорциональной» МЗП в следующем размере:
2954,55 – 2870,66 = 83,89 грн.
Общая заработная плата работника в сентябре:
2540,91 грн. (зарплата исходя из оклада) + 329,75 грн. (индексация) + 83,89 грн. (доплата до МЗП) = 2954,55 грн.
____________________________________________________________________________
Корректировка среднего заработка в случае увеличения окладов в сентябре
По состоянию на 1 сентября 2020 года еще действует пункт 10 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), хотя уже разработан проект постановления Кабинета Министров Украины (размещен на сайте Минэкономики), которым будут внесены изменения в Порядок № 100, в частности, планируется отменить пункт 10 этого Порядка, устанавливающий порядок проведения корректировки.
Пунктом 10 Порядка № 100 предусмотрено, что в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах, как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируется на коэффициент их повышения.
Исходя из откорректированной таким образом заработной платы в расчетном периоде, определяется среднедневной (часовой) заработок.
В случаях, когда повышение тарифных ставок и окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (окладов).
Таким образом, если в связи с увеличением МЗП или должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС с 1 сентября 2020 года на хозрасчетном предприятии или в бюджетном учреждении состоялось повышение окладов (тарифных ставок), а за работником в сентябре сохраняется средний заработок, то последний корректируется со дня повышения окладов (тарифных ставок) — с 1 сентября 2020 года.
Коэффициент корректировки определяется путем деления оклада (тарифной ставки), установленного работнику после повышения, на оклад (тарифную ставку), который был установлен до повышения.5
5 Детально о проведении корректировки рассказано в статье «Порядок начисления и выплаты отпускных» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2020, стр. 28.
ПРИМЕР 6
Корректировка суммы отпускных, если повышение оклада работника
состоялось в месяце пребывания в отпуске
Работнику хозрасчетного предприятия предоставлен ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня с 18 августа по 11 сентября 2020 года (праздничный день 24 августа — День независимости Украины в продолжительность отпуска не включается). На основании исчисленной в расчетном периоде (август 2019 года – июль 2020 года) среднедневной заработной платы, равной 250 грн., работнику перед отпуском начислены и выплачены отпускные в сумме 6000 грн. (250 грн. х 24 к. д.), в том числе за 13 к. д. отпуска, приходящихся на август, — 3250 грн. (250 грн. х 13 к. д.), и за 11 к. д. отпуска приходящихся на сентябрь, — 2750 грн. (250 грн. х 11 к. д.).
На предприятии в связи с увеличением МЗП и согласно коллективному договору с 1 сентября 2020 года состоялось повышение окладов по всем должностям на 6%, в том числе по должности работника оклад повысился с 7500 грн. до 7950 грн. (7500 грн. х 106%). На предприятии коэффициент корректировки соответствует фактическому коэффициенту (проценту) увеличения окладов, поэтому для корректировки заработной платы расчетного периода и среднего заработка с 1 сентября 2020 года коэффициент корректировки составляет 1,06.
Поскольку повышение заработной платы состоялось во время ежегодного основного отпуска работника — с 1 сентября 2020 года, необходимо провести корректировку части суммы отпускных, начисленных за дни отпуска, приходящиеся на сентябрь 2020 года.
Первоначальная сумма отпускных, приходящихся на сентябрь (за 11 календарных дней отпуска, приходящихся на период с 1 по 11 сентября):
250 грн. х 11 к. д. = 2750 грн.
Откорректированная сумма отпускных, приходящихся на сентябрь:
250 грн. х 1,06 х 11 к. д. = 2915 грн.
или
2750 грн. х 1,06 = 2915 грн.
Сумма отпускных, которую необходимо доплатить работнику до первоначальной суммы отпускных в связи с повышением оклада с 1 сентября 2020 года:
2915 – 2750 = 165 грн.
________________________________________________________________________
Единый социальный взнос
В связи с увеличением МЗП с 1 сентября 2020 года увеличились размеры и ряда других показателей, которые исчисляются исходя из текущего размера МЗП.
В частности, максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ), которая согласно пункту 4 части 1 статьи 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VІ (далее — Закон о ЕСВ) равна 15 размерам МЗП, с 1 сентября 2020 года составляет 75 000 грн. (15 х 5000 грн.). Соответственно, если с 1 сентября 2020 года ЕСВ будет уплачиваться с максимальной величины базы начисления ЕСВ, то сумма ЕСВ должна составлять 16 500 грн. (75 000 грн. х 22%).
Напомним, что в период с января по август 2020 года максимальная величина базы начисления ЕСВ составляла 70 845 грн. (15 х 4723 грн.), а сумма подлежащего уплате с нее ЕСВ была равна 15 585,90 грн. (70 845 грн. х 22%).
Размер минимального страхового взноса (далее — МСВ), который согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Закона о ЕСВ определяется как произведение размера МЗП на размер ставки ЕСВ, с 1 сентября 2020 года составляет 1100 грн. (5000 грн. х 22%). В период с января по август 2020 года МСВ составлял 1039,06 грн. (4723 грн. х 22%).
Напомним, что сумму ЕСВ в расчете на месяц не меньше МСВ должны уплачивать: физлица – предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения; физлица – предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога; лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность; члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, которые подлежат страхованию на других основаниях (п. 2, 3 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ).
Сумма ЕСВ, которая согласно части 5 статьи 8 Закона о ЕСВ и пункту 9 раздела III Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. № 449 (далее — Инструкция № 449), подлежит уплате с МЗП (определяется как произведение размера МЗП на размер ставки ЕСВ) в случае, если по основному месту работы база начисления ЕСВ в отчетном месяце не превышает МЗП при условии пребывания работника в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца, с 1 сентября 2020 года составляет 1100 грн. (5000 грн. х 22%). Напомним, что в период с января по август 2020 года указанная сумма ЕСВ составляла 1039,06 грн. (4723 грн. х 22%).
Обращаем внимание, что согласно абзацу второму подпункта 2 пункта 3 раздела IV Инструкции № 449, применение максимальной величины при начислении ЕСВ на суммы пособия по временной нетрудоспособности (далее — «больничные»), пособия в связи с беременностью и родами (далее — «декретные»), оплаты ежегодного отпуска (далее — отпускные), период которых больше одного месяца, осуществляется отдельно за каждый месяц.
Следовательно, если работнику начисляются «декретные», а также «больничные», отпускные, переходящие с одного месяца на другой (например, с августа на сентябрь 2020 года), то такие выплаты с целью определения базы начисления ЕСВ в конкретном месяце должны быть отнесены к месяцам, за которые они начислены. После такого отнесения определяется окончательный месячный доход работника для его сравнения как с максимальной величиной базы начисления ЕСВ, так и с МЗП в соответствующем месяце.6
6 См. примеры в статье «Уплата единого социального взноса в 2020 году» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2020, стр. 17, и консультацию «Об отражении в Отчете о ЕСВ «декретных» и уплаты с них ЕСВ в сентябре и октябре 2020 года, если «декретный» отпуск был предоставлен в июне 2020 года» в этом номере.
Налогообложение доходов работников
Согласно нормам статей 164 и 165 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) обложение налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС) отдельных доходов физических лиц, в т. ч. работников, зависит от размера МЗП. Но порядок налогообложения подавляющего большинства таких доходов зависит не от размера МЗП в конкретном месяце, а от размера МЗП, установленного на 1 января календарного года. Поэтому увеличение МЗП с 1 сентября 2020 года не повлияло на порядок налогообложения таких доходов. Это касается, в частности, налогообложения неденежных подарков (пп. 165.1.39 НКУ), путевок, предоставляемых работодателем работнику и членам его семьи (пп. 165.1.35 НКУ), стоимости обучения в отечественных высших и профессионально-технических учебных заведениях (пп. 165.1.21 НКУ), суточных расходов при командировках в пределах Украины (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ), основной суммы долга (кредита) налогоплательщика, прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности (пп. «д» пп. 164.2.17, пп. 165.1.55 НКУ).7
7 Детально о налогооблагаемых суммах таких доходов в 2020 году рассказано в статье «Налогообложение выплат работникам – 2020» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2020, стр. 24.
В то же время НКУ предусмотрен один вид дохода, налогообложение которого зависит от размера МЗП, установленного в текущем месяце.
Так, согласно подпункту «в» пп. 164.2.16 НКУ не облагается НДФЛ и ВС сумма пенсионных взносов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, которая уплачивается работодателем-резидентом за свой счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика (работника), если такая сумма не превышает 15% начисленной этим работодателем суммы заработной платы налогоплательщику (работнику) в течение месяца, за который уплачивается пенсионный взнос, взносы в фонды банковского управления, но не более 2,5 размера МЗП в расчете за месяц по совокупности таких взносов.
Следовательно, с 1 сентября 2020 года освобождается от налогообложения сумма указанных пенсионных взносов, если она не превышает 15% начисленной этим работодателем суммы заработной платы работнику в течение месяца, за который уплачивается пенсионный взнос, взносы в фонды банковского управления, но не более 12 500 грн. (5000 грн. х 2,5) в расчете за месяц по совокупности таких взносов. В январе – августе 2020 года указанная предельная сумма составляла 11 807,50 грн. (4723 грн. х 2,5).
Кроме привязки налогооблагаемых сумм доходов к МЗП, налогообложение заработной платы зависит от размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года, поскольку от этого показателя зависит размер налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) и предельный размер дохода, к которому она применяется. В свою очередь от предельного размера дохода, дающего право на применение НСЛ, зависит налогооблагаемая сумма целого ряда других доходов. На порядок налогообложения таких доходов и на порядок применения НСЛ увеличение МЗП с 1 сентября 2020 года не повлияло.8
8 Подробно о доходах, налогообложение которых зависит от размера ПМТЛ, и порядке применения НСЛ в 2020 году рассказано в статье «Налогообложение выплат работникам – 2020» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2020, стр. 24.
Страховые выплаты работникам
Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV и (далее — Закон № 1105) и Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), для сумм страховых выплат («больничных» и «декретных») установлен ряд ограничений, применение которых зависит от размера МЗП9
9 Детально о начислении «больничных» и «декретных» с учетом ограничений рассказано и показано на многочисленных примерах в статьях ««Больничные»: порядок начисления и выплаты» и «Предоставление отпуска и пособия в связи с беременностью и родами» соответственно в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2020, стр. 32, и в этом номере.
Поскольку с 1 сентября 2020 года МЗП увеличилась до 5000 грн., а максимальная величина базы начисления ЕСВ увеличилась до 75 000 грн. (см. выше), рассмотрим ограничения в предоставлении страховых выплат («больничных» и «декретных») работникам в 2020 году с учетом указанных показателей (см. таблицу 2).
Таблица 2
Ограничения при предоставлении страховых выплат работникам
грн.
Месяцы, в которых наступил страховой случай (начались временная нетрудоспособность или отпуск в связи с беременностью и родами) |
|||||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 1 |
|||||||||||
2056,34 (62 595 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2327,37 (70 845 : 30,44) |
2463,86 (75 000 : 30,44) |
2463,86 (75 000 : 30,44) |
2463,86 (75 000 : 30,44) |
Максимальная сумма пособия в расчете на полный месяц 2 |
|||||||||||
62 595 |
70 845 |
70 845 |
70 845 |
70 845 |
70 845 |
70 845 |
70 845 |
70 845 |
75 000 |
75 000 |
75 000 |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по временной нетрудоспособности, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам 3 |
|||||||||||
155,16 (4723 : 30,44) |
155,16 (4723 : 30,44) |
155,16 (4723 : 30,44) |
155,16 (4723 : 30,44) |
155,16 (4723 : 30,44) |
155,16 (4723 : 30,44) |
155,16 (4723 : 30,44) |
155,16 (4723 : 30,44) |
164,26 (5000 : 30,44) |
164,26 (5000 : 30,44) |
164,26 (5000 : 30,44) |
164,26 (5000 : 30,44) |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев 4 |
|||||||||||
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
310,32 (4723 х 2 : 30,44) |
328,52 (5000 х 2 : 30,44) |
328,52 (5000 х 2 : 30,44) |
328,52 (5000 х 2 : 30,44) |
328,52 (5000 х 2 : 30,44) |
Исчисляется путем деления максимальной величины базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 4 Порядка № 1266, ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
2 Соответствует максимальной величине базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) (ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, п. 2, 4 Порядка № 1266).
3 Исчисляется путем деления размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 1 ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
4 Исчисляется путем деления двукратного размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).
Ответственность за нарушение законодательства о труде
Поскольку установленные частью второй статьи 265 КЗоТ размеры штрафов для работодателей за нарушение трудового законодательства «привязаны» к размеру МЗП в конкретном месяце (месяце выявления нарушения), то увеличение МЗП с 1 сентября 2020 года привело к увеличению с этой даты размеров указанных штрафов.
Так, согласно части второй статьи 265 КЗоТ работодатели несут ответственность в виде штрафа в случае:
— фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов — в 10-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 50 000 грн. (10 х 5000 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение. Но совершение этих нарушений повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения (независимо от категорий работодателей) влечет наложение штрафа в 30-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 150 000 грн. (30 х 5000 грн.)) (абз. второй, третий ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату их не в полном объеме — в 3-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 15 000 грн. (3 х 5000 грн.)) (абз. четвертый ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 2-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 10 000 грн. (2 х 5000 грн.)) (абз. пятый ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — в 4-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение нарушение (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 20 000 грн. (4 х 5000 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение (абз. шестой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— недопуска к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении — в 3-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 15 000 грн. (3 х 5000 грн.)) (абз. седьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— недопуска к проведению проверки по вопросам выявления нарушений в виде фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов, — в 16-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 80 000 грн. (16 х 5000 грн.)) (абз. восьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— нарушения прочих требований законодательства о труде, кроме предусмотренных абзацами вторым – девятым этой части, — в размере МЗП за каждое такое нарушение (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 5000 грн.) (абз. девятый ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— совершения вышеуказанного нарушения (прочих требований законодательства о труде) повторно в течение года со дня выявления нарушения влечет наложение штрафа в 2-кратном размере МЗП за каждое такое нарушение (с 1 сентября 2020 года указанный штраф составляет 10 000 грн. (2 х 5000 грн.)) (абз. десятый ч. второй ст. 265 КЗоТ).
В случае выполнения предписания органа Государственной службы Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) и устранения выявленных нарушений, предусмотренных абзацами четвертым – шестым, девятым части второй статьи 265 КЗоТ, в определенные предписанием сроки меры по привлечению работодателя к ответственности не применяются (ч. шестая ст. 265 КЗоТ).
Таким образом, в случае своевременного выполнения предписания Гоструда и устранения выявленных нарушений, касающихся объемов (размеров) выплаченной заработной платы, минимальных гарантий в оплате труда, гарантий работников-военнослужащих и прочих требований законодательства о труде (кроме указанных в абзацах втором, третьем, седьмом, восьмом, десятом части второй статьи 265 КЗоТ), ответственность работодателя не наступает.
В то же время меры по привлечению к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного абзацами вторым, третьим, седьмым, восьмым, десятым части второй статьи 265 КЗоТ, применяются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных при проведении проверки нарушений (ч. седьмая ст. 265 КЗоТ).
Следовательно, штрафы применяются сразу (независимо от факта и времени устранения нарушения) за допуск к работе неоформленных работников, оформление работника на неполное рабочее время в случае выполнения работы полное рабочее время, выплату заработной платы без уплаты ЕСВ, налогов и повторное совершение этих видов нарушений в течение двух лет со дня выявления первого такого нарушения, недопуск инспекторов труда к проведению проверки, за повторное нарушение прочих требований законодательства о труде в течение года со дня выявления первого нарушения.
В случае уплаты работодателем 50% размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде, предусмотренного статьей 265 КЗоТ, такое постановление считается выполненным (ч. пятая ст. 265 КЗоТ).
Например, если работодателю по результатам проверки органом Гоструда вручено постановление о наложении штрафа за допуск к работе неоформленного работника в размере 50 000 грн. (10 х 5000 грн.), то в случае уплаты работодателем половины этой суммы — 25 000 грн. (50 000 грн. х 50%) в течение 10 банковских дней, постановление считается выполненным.
Уплата штрафа не освобождает работодателя от устранении нарушений законодательства о труде (ч. десятая ст. 265 КЗоТ).
Вышеуказанные штрафы налагаются Председателем Гоструда, его заместителями, руководителями территориальных органов Гоструда и их заместителями, руководителями исполнительных органов городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и их заместителями в соответствии с Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509.