В случае своевременного принятия Закона о Госбюджете на соответствующий год с наступлением такого календарного года, как правило, изменяются социальные стандарты, в частности минимальная заработная плата, что влечет изменение ряда других показателей, в том числе влияющих на сумму подлежащего уплате единого социального взноса. Каков размер максимальной величины базы начисления ЕСВ в 2021 году? в какой сумме необходимо уплачивать ЕСВ в текущем году, если месячный доход работника меньше минимальной заработной платы? Каков размер минимального страхового взноса в 2021 году? Как рассчитать сумму ЕСВ с выплат, переходящих с 2020 на 2021 год? Каковы новшества в порядке уплаты ЕСВ? По какой форме и в каком порядке необходимо в 2021 году представлять отчетность по начисленным застрахованным лицам доходам и уплаченном с них ЕСВ?
Единый социальный взнос: особенности уплаты и подачи отчетности в 2021 году
1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 г. № 1082-ІХ, статьей 8 которого установлено, что размер минимальной заработной платы в месячном размере в 2021 году составляет: с 1 января — 6000 грн., с 1 декабря — 6500 грн.
Рассмотрим новшества в уплате единого социального взноса (далее — ЕСВ) в текущем году с учетом вышеуказанных размеров минимальной заработной платы.
Начисление единого социального взноса,
если месячный доход меньше минимальной заработной платы
Согласно части 5 статьи 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VІ (далее — Закон о ЕСВ) и подпункту 6 пункта 2 раздела III Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. № 449 (далее — Инструкция № 449), если база начисления ЕСВ не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и установленной ставки ЕСВ при условии пребывания в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с законодательством.
Требования о начислении ЕСВ на заработную плату (доход), которая не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, не применяются к:
— заработной плате из источника не по основному месту работы;
— заработной плате (доходу) работника с инвалидностью, работающему на предприятии, в учреждении, организации, у физического лица – предпринимателя, где применяется ставка 8,41%;
— заработной плате (доходам) всех работников всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью, в частности обществ УТОГ и УТОС, где применяется ставка 5,3%;
— заработной плате (доходам) работников с инвалидностью предприятий и организаций общественных организаций лиц с инвалидностью, где применяется ставка 5,5%;
— заработной плате работников, которым предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в соответствии с пунктом 18 части первой статьи 25 Закона Украины «Об отпусках».
Следовательно, если работник по основному месту работы пребывал в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработал все рабочие дни месяца, предусмотренные графиком его работы, но у него база начисления ЕСВ в расчете на месяц не превышает размер минимальной заработной платы (далее — МЗП), то сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера МЗП, установленной законом на месяц, за который получен доход, и ставки ЕСВ.
Поскольку МЗП в 2021 году в январе – ноябре составляет 6000 грн., в декабре — 6500 грн., то в вышеуказанном случае сумма ЕСВ рассчитывается как произведение 6000 грн. (в декабре — 6500 грн.) и ставки ЕСВ в размере 22%. Соответственно, в 2021 году сумма ЕСВ, которую работодатель должен уплатить за месяц за работника, в январе – ноябре составляет 1320 грн. (6000 грн. х 22%), в декабре — 1430 грн. (6500 грн. х 22).
ПРИМЕР 1
Начисление ЕСВ, если работнику в одном месяце выплачивались заработная плата и «больничные»,
общая сумма которых меньше минимальной заработной платы
Работница предприятия, на котором установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста с 2018 года по 11 января 2021 года, а 12 января 2021 года вышла на работу. Оклад работницы — 8000 грн. После выхода на работу она в период с 12 по 24 января отработала 10 из 19 рабочих дней, предусмотренных графиком работы на январь, поэтому ее заработная плата в январе составила 4210,53 грн. (8000 грн. : 19 р. д. х 10 отраб. д.). В период с 25 по 29 января работница болела, поэтому за 5 дней болезни ей начислены «больничные» в сумме 1314,05 грн. (262,81 грн. х 5 к. д. болезни).
Определим суммарный доход работницы в январе 2021 года:
4210,53 грн. (зарплата) + 1314,05 грн. («больничные») = 5524,58 грн.
Поскольку работница весь январь 2021 года пребывала в трудовых отношениях с предприятием, но сумма начисленного ей в этом месяце дохода (база начисления ЕСВ) оказалась меньше МЗП (5524,58 грн. < 6000 грн.), то ЕСВ за январь 2021 года необходимо уплатить с МЗП в сумме 1320 грн. (6000 грн. х 22%). Фактически в этом месяце с дохода работницы ЕСВ уплачивается в размере, который определяется как сумма трех величин:
— сумма ЕСВ с заработной платы: 4210,53 грн. х 22% = 926,32 грн.;
— сумма ЕСВ с «больничных»: 1314,05 грн. х 22% = 289,09 грн.;
— сумма ЕСВ с разности между МЗП и начисленным доходом:
(6000 грн. – 4210,53 грн. (зарплата) – 1314,05 грн. («больничные»)) х 22% = 475,42 грн. х 22% = 104,59 грн.
Общая сумма ЕСВ, подлежащего уплате за работницу в январе 2021 года:
926,32 + 289,09 + 104,59 = 1320 грн. или 6000 грн. х 22% = 1320 грн.
В приложении 1 (Д1) к Налоговому расчету за І квартал 2021 года по работнице как начисления за январь (в реквизите 10 указывается 01.2021) заполняются три строки:
— в первой строке отражается заработная плата за январь в сумме 4210,53 грн. и начисленный на нее ЕСВ в сумме 926,32 грн.;
— во второй строке отражаются «больничные» в сумме 1314,05 грн. и начисленный на них ЕСВ в сумме 289,09 грн.;
— в третьей строке с кодом типа начислений 13 (указывается в реквизите 09) отражается разность между минимальной заработной платой и начисленным доходом (заработная плата и «больничные») за январь в сумме 475,42 грн. (отражается в реквизите 18) и начисленный на нее ЕСВ в сумме 104,59 грн.
__________________________________________________________________________
Минимальный страховой взнос: размер и плательщики
Минимальный страховой взнос (далее — МСВ) — это сумма ЕСВ, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер ЕСВ, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕСВ).
Поскольку МЗП в 2021 году в январе – ноябре составляет 6000 грн., в декабре — 6500 грн., то МСВ в 2021 году в январе – ноябре составляет 1320 грн. (6000 грн. х 22%), в декабре — 1430 грн. (6500 грн. х 22).
Напомним, что ЕСВ в размере не меньше МСВ за месяц должны уплачивать: физлица – предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения; физлица – предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога; лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность; члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, которые подлежат страхованию на других основаниях (п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ).
Максимальная величина базы начисления единого социального взноса
Согласно пункту 4 части 1 статьи 1 Закона о ЕСВ максимальная величина базы начисления ЕСВ — это максимальная сумма дохода застрахованного лица в месяц, которая равна 15 размерам минимальной заработной платы, установленной законом, на которую начисляется ЕСВ.
Поскольку в 2021 году размер МЗП в январе – ноябре составляет 6000 грн., в декабре — 6500 грн., то в 2021 году максимальная величина базы начисления ЕСВ в январе – ноябре составляет 90 000 грн. (15 х 6000 грн.), в декабре — 97 500 грн. (15 х 6500 грн.). Соответственно, если в 2021 году ЕСВ будет уплачиваться с максимальной величины базы начисления ЕСВ, то сумма подлежащего уплате ЕСВ будет составлять: в январе – ноябре — 19 800 грн. (90 000 грн. х 22%), в декабре — 21 450 грн. (97 500 грн. х 22%).
Обращаем внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о ЕСВ и подпунктом 2 пункта 2 раздела IV Инструкции № 449 начисление ЕСВ осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ, установленной Законом о ЕСВ.
Подпунктом 2 пункта 2 раздела IV Инструкции № 449 определено, что применение максимальной величины при начислении ЕСВ на суммы пособия по временной нетрудоспособности (далее — «больничные»), пособия в связи с беременностью и родами (далее — «декретные»), оплаты ежегодного отпуска (далее — отпускные), период которых больше одного месяца, осуществляется отдельно за каждый месяц.
Учитывая вышеизложенное, если работнику в 2020 году начислялись отпускные и «декретные» или в 2021 году начисляются «больничные», переходящие с 2020 года на 2021 год (далее — «переходные» выплаты), то такие отпускные, «декретные», «больничные» с целью определения базы начисления ЕСВ в конкретном месяце должны быть отнесены к месяцам, за которые они начислены. После такого отнесения определяется окончательный месячный доход работника для его сравнения с максимальной величиной базы начисления ЕСВ в соответствующем месяце.
Поскольку максимальная величина базы начисления ЕСВ в сентябре – декабре 2020 года составляла 75 000 грн. (5000 грн. х 15), а в январе – ноябре 2021 года составляет 90 000 грн., рассмотрим порядок начисления ЕСВ на «переходные» выплаты с 2020 года на 2021 год на примерах.
ПРИМЕР 2
Уплата единого социального взноса с отпускных,
начисленных за отпуск, приходящийся на декабрь 2020 года и январь 2021 года
Директору предприятия, оклад которого в 2020 году составлял 90 000 грн., а с 1 января 2021 года составляет 100 000 грн., предоставлен ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня с 21 декабря 2020 года по 16 января 2021 года (25 декабря, 1 и 7 января в отпуск не включаются). За весь период этого отпуска перед его началом работнику начислены и выплачены отпускные в сумме 72 000 грн. (24 к. д. х 3000 грн.), в том числе 30 000 грн. (10 к. д. х 3000 грн.) — за 10 календарных дней отпуска, приходящихся на декабрь 2020 года, и 42 000 грн. (14 к. д. х 3000 грн.) — за 14 календарных дней отпуска, приходящихся на январь 2021 года. На сумму отпускных в декабре 2020 года был начислен и уплачен ЕСВ в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ.
За 14 отработанных рабочих дней в декабре 2020 года работнику начислена заработная плата в сумме 57 272,73 грн. (90 000 грн. : 22 р. д. х 14 отраб. д.). На всю сумму заработной платы в декабре 2020 года был начислен ЕСВ в сумме 12 600 грн. (57 272,73 грн. х 22%), который был уплачен при выплате заработной платы работнику перед отпуском.
За 10 отработанных рабочих дней в январе 2021 года работнику начислена заработная плата в сумме 52 631,58 грн. (100 000 грн. : 19 р. д. х 10 отраб. д.).
Поскольку при начислении ЕСВ на сумму «переходных» отпускных применение максимальной величины базы начисления ЕСВ осуществляется отдельно за каждый месяц, отпускные в сумме 30 000 грн., начисленные за дни отпуска с 21 по 31 декабря 2020 года, относятся к выплатам за декабрь 2020 года, в котором максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 75 000 грн., а отпускные в сумме 42 000 грн., начисленные за дни отпуска с 1 по 16 января 2021 года, относятся к выплатам за январь 2021 года, в котором максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 90 000 грн.
Определим общий доход работника, базу начисления ЕСВ в декабре 2020 года и январе 2021 года, а также сумму ЕСВ, подлежащую уплате за эти месяцы.
Общий доход работника, приходящийся на декабрь 2020 года:
57 272,73 грн. (зарплата) + 30 000 грн. (отпускные, приходящиеся на декабрь) = 87 272,73 грн.
Учитывая, что общий доход работника, приходящийся на декабрь 2020 года, превысил максимальную величину базы начисления ЕСВ этого месяца (87 272,73 грн. > 75 000 грн.), за декабрь 2020 года необходимо уплатить ЕСВ с суммы 75 000 грн. То есть фактически ЕСВ должен быть начислен на всю сумму заработной платы (57 272,73 грн.) и на часть суммы отпускных, приходящихся на декабрь, составляющую 17 727,27 грн. (75 000 – 57 272,73).
Сумма ЕСВ, подлежащая уплате за декабрь 2020 года:
75 000 грн. х 22% = 16 500 грн.
Общий доход работника, приходящийся на январь 2021 года:
42 000 грн. (отпускные, приходящиеся на январь) + 52 631,58 грн. (зарплата) = 94 631,58 грн.
Поскольку общий доход работника, приходящийся на январь 2021 года, превысил максимальную величину базы начисления ЕСВ этого месяца (94 631,58 грн. > 90 000 грн.), за январь 2021 года ЕСВ необходимо уплатить с суммы 90 000 грн. То есть фактически ЕСВ должен быть начислен на всю сумму отпускных, приходящихся на январь, составляющую 42 000 грн., и на часть суммы заработной платы, равную 48 000 грн. (90 000 – 42 000).
Сумма ЕСВ, подлежащая уплате за январь 2021 года:
90 000 грн. х 22% = 19 800 грн.
Если в декабре 2020 года имела место переплата ЕСВ с отпускных (например, ЕСВ был начислен на всю сумму отпускных и уплачен при выплате отпускных), то на сумму такой переплаты можно уменьшить сумму ЕСВ, подлежащего уплате с заработной платы за январь 2021 года, поскольку согласно пункту 4 Порядка зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата излишне и/или ошибочно уплаченных денежных средств, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 16.01.2016 г. № 6, в случае излишней уплаты сумм ЕСВ налоговым органом осуществляется зачисление этих денежных средств в счет будущих платежей в порядке календарной очередности возникновения обязательств плательщика ЕСВ по этому платежу.
Начисленные в декабре 2020 года отпускные и начисленный на них ЕСВ отражаются в таблицах 1 и 6 Отчета о ЕСВ, представляемого за декабрь 2020 года.
В таблице 6 Отчета о ЕСВ за декабрь 2020 года по работнику необходимо заполнить три строки, в которых отражаются:
— в первой строке — заработная плата за декабрь, в частности: в реквизитах 17 и 18 — 57 272,73 грн.; в реквизите 21 — сумма ЕСВ, начисленного на заработную плату, — 12 600 грн. (57 272,73 грн. х 22%);
— во второй строке — отпускные, приходящиеся на декабрь 2020 года, в частности: в реквизите 10 — код типа начислений 10; в реквизите 17 — начисленные отпускные — 30 000 грн.; в реквизите 18 — часть отпускных в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ — 17 727,27 грн. (75 000 – 57 272,73); в реквизите 21 — сумма ЕСВ, начисленного на часть отпускных в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ, — 3900 грн. (17 727,27 грн. х 22%);
— в третьей строке — отпускные, приходящиеся на январь 2021 года, в частности: в реквизите 10 — код типа начислений 10; в реквизитах 17 и 18 — отпускные — 42 000 грн.; в реквизите 21 — сумма ЕСВ, начисленного на отпускные, — 9240 грн. (42 000 грн. х 22%).
В таблице 1 Отчета о ЕСВ за декабрь 2020 года отражаются:
— в строке 1.1 с переносом в строку 1 — сумма заработной платы, начисленной работнику за декабрь (57 272,73 грн.) и вся сумма отпускных, начисленных ему в декабре (72 000 грн.);
— в строке 2.1 с переносом в строку 2 — сумма заработной платы и отпускных, на которые начисляется ЕСВ, — 117 000 грн. (57 272,73 + 17 727,27 + 42 000);
— в строке 3.1 с переносом в строку 3 — указанная в таблице 6 сумма ЕСВ, начисленного в декабре на заработную плату за декабрь и отпускные, — 25 740 грн. (117 000 грн. х 22% или 12 600 + 3900 + 9240).
В приложении 1 (Д1) к Налоговому расчету за І квартал 2021 года по работнику необходимо заполнить строку с отражением заработной платы, начисленной за январь, при этом указываются: в реквизите 10 — 01.2021, в реквизите 16 — начисленная заработная плата в сумме 52 631,58 грн., в реквизите 17 — часть указанной заработной платы в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ — 48 000 грн. (90 000 – 42 000), в реквизите 20 — сумма ЕСВ, начисленного на часть заработной платы в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ, — 10 560 грн. (48 000 грн. х 22%).
В разделе І Налогового расчета за І квартал 2021 года начисленная заработная плата за январь в сумме 52 631,58 грн. отражается в строке 1.1 с переносом в строку 1. В строке 2.1 с переносом в строку 2 отражается заработная плата за январь, на которую начисляется ЕСВ, в сумме 48 000 грн., а ЕСВ, начисленный на заработную плату за январь, в сумме 10 560 грн. (48 000 грн. х 22%) отражается в строке 3.1 с переносом в строку 3.
ПРИМЕР 3
Уплата единого социального взноса с «больничных», начисленных за период болезни,
приходящейся на декабрь 2020 года и январь 2021 года
Заместитель директора предприятия, оклад которого 95 000 грн., 23 января 2021 года представил на предприятие листок нетрудоспособности, датированный с 15 декабря 2020 года по 20 января 2021 года (37 календарных дней болезни). Среднедневная заработная плата работника для начисления «больничных» — 3100 грн. Общая сумма «больничных» составляет 114 700 грн. (37 к. д. х 3100 грн.), в том числе приходящихся на декабрь 2020 года — 52 700 грн. (17 к. д. х 3100 грн.), на январь 2020 года — 62 000 грн. (20 к. д. х 3100 грн.).
За декабрь 2020 года работнику начислена заработная плата за отработанные 10 рабочих дней в сумме 43 181,82 грн. (95 000 грн. : 22 р. д. х 10 отраб. д.). На всю сумму этой заработной платы в декабре 2020 года был начислен ЕСВ в сумме 9500 грн. (43 181,82 грн. х 22%), который был уплачен при выплате заработной платы.
За январь 2021 года работнику начислена заработная плата за отработанные 7 рабочих дней в сумме 35 000 грн. (95 000 грн. : 19 р. д. х 7 отраб. д.).
Поскольку при начислении ЕСВ на сумму переходных «больничных» применение максимальной величины базы начисления ЕСВ осуществляется отдельно за каждый месяц, «больничные» в сумме 52 700 грн., начисленные за дни болезни с 15 по 31 декабря 2020 года, относятся к выплатам за декабрь 2020 года, в котором максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 75 000 грн., а «больничные» в сумме 62 000 грн., начисленные за дни болезни с 1 по 20 января 2021 года, относятся к выплатам за январь 2021 года, в котором максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 90 000 грн.
Определим общий доход работника, базу начисления ЕСВ в декабре 2020 года и январе 2021 года, а также сумму ЕСВ, подлежащую уплате за эти месяцы.
Общий доход работника, приходящийся на декабрь 2020 года:
43 181,82 грн. (заработная плата) + 52 700 грн. («больничные», приходящиеся на декабрь) = 95 881,82 грн.
Учитывая, что общий доход работника, приходящийся на декабрь 2020 года, превысил максимальную величину базы начисления ЕСВ этого месяца (95 881,82 грн. > 75 000 грн.), за декабрь 2020 года необходимо уплатить ЕСВ с суммы 75 000 грн. То есть фактически ЕСВ должен быть начислен на всю сумму заработной платы (43 181,82 грн.) и на часть суммы «больничных», приходящихся на декабрь, равную 31 818,18 грн. (75 000 – 43 181,82).
Сумма ЕСВ, подлежащая уплате за декабрь 2020 года:
75 000 грн. х 22% = 16 500 грн.
Общий доход работника, приходящийся на январь 2021 года:
35 000 грн. (заработная плата) + 62 000 грн. («больничные», приходящиеся на январь) = 97 000 грн.
Поскольку общий доход работника, приходящийся на январь 2021 года, превысил максимальную величину базы начисления ЕСВ этого месяца (97 000 грн. > 90 000 грн.), за январь 2021 года необходимо уплатить ЕСВ с суммы 90 000 грн. То есть фактически ЕСВ должен быть начислен на всю сумму заработной платы, равную 35 000 грн., и на часть суммы «больничных», приходящихся на январь, равную 55 000 грн. (90 000 – 35 000).
Сумма ЕСВ, подлежащая уплате за январь 2021 года:
90 000 грн. х 22% = 19 800 грн.
Начисленные в январе 2021 года «больничные» и начисленный на них ЕСВ отражаются в Налоговом расчете за І квартал 2021 года.
В приложении 1 (Д1) к Налоговому расчету за І квартал 2021 года по работнику как начисления за январь (в реквизите 10 указывается 01.2021) необходимо заполнить три строки, в которых отражаются:
— в первой строке — начисленная заработная плата за январь, в частности: в реквизитах 16 и 17 — 35 000 грн.; в реквизите 20 — сумма ЕСВ, начисленного на заработную плату, — 7700 грн. (35 000 грн. х 22%);
— во второй строке — «больничные», приходящиеся на декабрь 2020 года, в частности: в реквизите 08 — код категории застрахованного лица 29; в реквизите 12 — 17 (количество дней болезни в декабре); в реквизите 16 — «больничные» в сумме 52 700 грн.; в реквизите 17 — часть «больничных» в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ — 31 818,18 грн. (75 000 – 43 181,82); в реквизите 20 — сумма ЕСВ, начисленного на часть «больничных» в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ, — 7000 грн. (31 818,18 грн. х 22%);
— в третьей строке — «больничные», приходящиеся на январь 2021 года, в частности: в реквизите 08 — код категории застрахованного лица 29; в реквизите 12 — 20 (количество дней болезни в январе); в реквизите 16 — «больничные» в сумме 62 000 грн.; в реквизите 17 — часть «больничных» в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ — 55 000 грн. (90 000 – 35 000); в реквизите 20 — сумма ЕСВ, начисленного на часть «больничных» в пределах максимальной величины базы начисления ЕСВ, — 12 100 грн. (55 000 грн. х 22%).
В разделе І Налогового расчета за І квартал 2021 года отражаются:
— в строке 1.1 с переносом в строку 1 — сумма начисленной заработной платы за январь — 35 000 грн.;
— в строке 1.3 с переносом в строку 1 — сумма «больничных», начисленных работнику в январе, которая выплачивается за счет работодателя (за первые 5 дней болезни с 15 по 19 декабря 2020 года) — 15 500 грн. (5 к. д. х 3100 грн.);
— в строке 1.4 с переносом в строку 1 — сумма «больничных», начисленных работнику в январе, которая выплачивается за счет Фонда социального страхования Украины (за 32 дня болезни с 20 декабря по 20 января) — 99 200 грн. (32 к. д. х 3100 грн.);
— в строке 2.1 с переносом в строку 2 — сумма заработной платы за январь и общая сумма «больничных», на которые в январе начисляется ЕСВ, — 121 818,18 грн. (35 000 + 31 818,18 + 55 000);
— в строке 3.1 с переносом в строку 3 — сумма ЕСВ, начисленного в январе на заработную плату за январь и «больничные» — 26 800 грн. (121 818,18 грн. х 22% или 7700 + 7000 + 12 100).
__________________________________________________________________________
Новшества в уплате единого социального взноса
Уплата ЕСВ на единый счет
1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно введения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 04.10.2019 г. № 190-IX. Этим документом Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) дополнен статьей 35-1 «Единый счет».
В соответствии со статьей 35-1 НКУ единый счет — это счет, открытый в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных денежных средств (т. е в Государственной казначейской службе Украины; далее — Казначейство), для центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику (т. е. для Государственной налоговой службы Украины; далее — ГНСУ), который может использоваться налогоплательщиком для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, предусмотренным НКУ, ЕСВ и других платежей, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы. Единый счет не может использоваться налогоплательщиком для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогу на добавленную стоимость, акцизному налогу по реализации горючего и спирта этилового, а также для уплаты части чистой прибыли (дохода) в бюджет государственными и коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями.
Уведомление об использовании или об отказе от использования единого счета подается налогоплательщиком в электронной форме через электронный кабинет в порядке, установленном статьей 42-1 «Электронный кабинет» НКУ. Налогоплательщик имеет право уведомить об использовании или об отказе от использования единого счета один раз в течение календарного года. Использование единого счета налогоплательщиком начинается со дня, следующего за днем предоставления им уведомления об использовании единого счета. В случае отказа налогоплательщика от использования единого счета такое использование прекращается начиная с первого числа месяца следующего календарного года.
С началом использования единого счета налогоплательщик обязан осуществлять уплату денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, ЕСВ, другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, через единый счет, кроме вышеуказанных случаев (уплата НДС и т. д. — см. выше). В случае нарушения этого положения денежные средства, уплаченные таким налогоплательщиком на другие счета, открытые Казначейством для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, ЕСВ, другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, считаются ошибочно уплаченными денежными обязательствами.
Для перечисления денежных средств, поступающих на единый счет, ГНСУ ежедневно (кроме выходных, праздничных и нерабочих дней) формирует, подписывает и направляет в Казначейство сводный реестр платежей с единого счета с указанием платежных реквизитов получателей денежных средств и другой информации. Сводный реестр платежей с единого счета является основанием для Казначейства для перечисления платежей указанным в нем получателям.
Реестр платежей с единого счета в разрезе отдельного налогоплательщика (далее — Реестр платежей) формируется ежедневно (кроме выходных, праздничных и нерабочих дней) ГНСУ в пределах денежных средств, уплаченных на единый счет таким налогоплательщиком, и с учетом имеющихся у такого плательщика сумм ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств с соблюдением такой очередности уплаты:
— в первую очередь — недоимка по ЕСВ;
— во вторую очередь — налоговый долг в пределах соответствующего налога или сбора, задолженности по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, согласно очередности его возникновения;
— в третью очередь — денежные обязательства, определенные на основании налоговых уведомлений-решений, в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление денежных средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о дате и номере соответствующего налогового уведомления-решения;
— в четвертую очередь — определенные налогоплательщиком (налоговым агентом) денежные обязательства по общегосударственным налогам и сборам, местным налогам, ЕСВ в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление денежных средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателя;
— в пятую очередь — денежные обязательства по общегосударственным налогам и сборам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов) в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты;
— в шестую очередь — денежные обязательства по местным налогам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов) в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты;
— в седьмую очередь — прочие платежи, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление денежных средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателя.
Суммы ошибочно и/или излишне уплаченных налогоплательщиком денежных обязательств (обязательств по ЕСВ) и пени, по данным контролирующего органа, считаются денежными средствами, поступившими на единый счет, и учитываются ГНСУ при формировании Реестра платежей на дату его формирования. Налогоплательщик имеет право через электронный кабинет определить направление использования суммы ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени, имеющихся на дату формирования Реестра платежей, которые должны учитываться при формировании такого Реестра. Это не лишает налогоплательщика права на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени в порядке, определенном статьей 43 НКУ. Реестр платежей, который был направлен в Казначейство в составе сводного реестра платежей с единого счета, становится доступным для просмотра налогоплательщиком через электронный кабинет в порядке, предусмотренном статьей 42-1 НКУ.
Кроме изменений, внесенных в НКУ касательно единого счета, 1 января 2021 года вступили в силу положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 13.04.2020 г. № 559-IX (далее — Закон № 559), которыми внесены изменения в Закон о ЕСВ, предусматривающие использование единого счета для уплаты ЕСВ.
Так, согласно обновленной части 5 статьи 9 Закона о ЕСВ уплата ЕСВ осуществляется в национальной валюте путем внесения соответствующих сумм ЕСВ на счета налоговых органов, открытые в Казначействе для его зачисления, или на единый счет.
Частью 7 статьи 9 Закона о ЕСВ установлено, что ЕСВ уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных денежных средств с его банковского счета или на единый счет.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 9 Закона о ЕСВ в случае перечисления сумм ЕСВ со счета плательщика на соответствующие счета налогового органа или на единый счет днем уплаты ЕСВ считается день списания банком или Казначейством суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на указанные счета.
Согласно абзацу второму части 14 статьи 25 Закона о ЕСВ суммы пени и штрафов, предусмотренных этим Законом, подлежат уплате плательщиком ЕСВ в течение 10 календарных дней после поступления соответствующего решения. Указанные суммы зачисляются на счета налоговых органов, открытые в Казначействе, для зачисления ЕСВ или на единый счет.
Таким образом, налогоплательщики (плательщики ЕСВ) с 1 января 2021 года получили право уплачивать ЕСВ (в т. ч. суммы пени и штрафов, примененных в соответствии с Законом о ЕСВ), НДФЛ, военный сбор, другие налоги и сборы на единый счет. Для этого налогоплательщику через электронный кабинет в электронной форме необходимо направить ГНСУ уведомление об использовании единого счета. ГНСУ передает эту информацию и пакет уведомлений Казначейству, которое открывает единый счет налогоплательщику. Информация об открытии единого счета и его реквизиты отражаются в электронном кабинете налогоплательщика. Последний может в любое время пополнить единый счет денежными средствами (как со своего банковского счета, так и через кассу банка или другие платежные устройства) и в дальнейшем использовать их для расчетов, поскольку в электронном кабинете предусмотрена функция по формированию электронных расчетных документов с наложением квалифицированной электронной подписи. Электронные расчетные документы, подписанные налогоплательщиком, формируются в пакеты и направляются ГНСУ в Казначейство для исполнения в день их формирования с учетом продолжительности операционного дня. Казначейство при получении пакета электронных расчетных документов перечисляет с единого счета налогоплательщика суммы налогов и сборов в соответствующие бюджеты, а при необходимости осуществляет возврат денежных средств с единого счета налогоплательщика на его текущие счета в банке.
Учитывая вышеизложенное, использование единого счета упрощает процедуру уплаты ЕСВ, налогов и сборов, при этом налогоплательщика больше не будет напрягать изменение реквизитов бюджетных счетов (они будут обновляться в его электронном кабинете автоматически). Следствием станет экономия времени на заполнение многочисленных платежных поручений и уменьшение сумм ошибочно и/или излишне уплаченных ЕСВ, налогов и сборов.
Кроме вышеизложенных новшеств, Законом № 559 в абзаце третьем части 14 статьи 25 Закона о ЕСВ уточнено, что обжалование решения налогового органа о применении финансовых санкций останавливает течение срока их уплаты до вынесения ГНСУ (раньше было — налоговым органом высшего уровня) или судом решения по делу.
Также с 1 января 2021 года Законом № 559 внесены изменения в Закон Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 г. № 1404-VIII (далее — Закон № 1404). Так, абзац второй части 2 статьи 48 Закона № 1404 дополнен нормой, согласно которой запрещается обращение взыскания и наложение ареста на денежные средства на едином счете, открытом в порядке, определенном статьей 35-1 НКУ.
В пункте 7 части 3 статьи 18 Закона № 1404 установлено, что исполнитель при осуществлении исполнительного производства имеет право налагать арест на денежные средства и другие ценности должника, в том числе на денежные средства, находящиеся в кассах, на счетах в банках и других финансовых учреждениях и органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств (кроме, в частности, денежных средств на едином счете, открытом в порядке, определенном статьей 35-1 НКУ).
Прочие новшества в уплате ЕСВ
20 декабря 2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно социальной защиты населения на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 02.12.2020 г. № 1030-IX, которым в новой редакции изложена часть 9 статьи 25 Закона о ЕСВ, которой теперь установлено, что передача плательщиками ЕСВ своих обязанностей по его уплате третьим лицам запрещена, кроме случаев уплаты председателем семейного фермерского хозяйства взносов за себя и членов такого хозяйства.
1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно устранения дискриминации по кругу плательщиков» от 13.05.2020 г. № 592-IX (далее — Закон № 592), которым внесены изменения в Закон о ЕСВ, касающиеся уплаты ЕСВ самозанятыми лицами. Так, статья 4 Закона о ЕСВ дополнена новыми частями 5 и 6, которыми установлено следующее:
— лица, указанные в пункте 5 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ (т. е. лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность), освобождаются от уплаты за себя ЕСВ при условии постановки их на учет как физических лиц – предпринимателей и осуществления ими одного вида деятельности одновременно как лиц, указанных в пунктах 4 и 5 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ (т. е. одновременно как физическое лицо – предприниматель и лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность). При этом если физическое лицо зарегистрировано как предприниматель и одновременно осуществляет независимую профессиональную деятельность, такое физическое лицо учитывается в налоговом органе как физическое лицо – предприниматель с признаком осуществления независимой профессиональной деятельности (абз. тринадцатый ч. 1 ст. 5 Закона о ЕСВ);
— лица, указанные в пунктах 4 и 5 части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ (т. е. физические лица – предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность), которые имеют основное место работы, освобождаются от уплаты за себя ЕСВ за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен ЕСВ за таких лиц в размере не менее МСВ. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ при условии самостоятельного определения за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен ЕСВ за таких лиц в размере меньше МСВ, базы начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера МСВ.
Законом № 592 в часть 4 статьи 4 Закона о ЕСВ внесено дополнение, согласно которому лица, указанные в пунктах 4 (т. е. физические лица – предприниматели), 5 (т. е. лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность) и 5-1 (т. е. члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях) части 1 статьи 4 Закона о ЕСВ, освобождаются от уплаты за себя ЕСВ, если они получают пенсию по возрасту либо за выслугу лет, или являются лицами с инвалидностью, или достигли возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.
В обновленном пункте 2 части 1 статьи 7 Закона о ЕСВ уточнено, что для плательщиков, указанных в пунктах 4 (т. е. физических лиц – предпринимателей), кроме избравших упрощенную систему налогообложения, 5 (т. е. лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность) и 5-1 (т. е. членов фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию на других основаниях) части 1 статьи 4 этого Закона, ЕСВ начисляется на сумму дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера МСВ за месяц, в котором получен доход (прибыль). В случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном периоде или отдельном месяце отчетного периода, такой плательщик имеет право (раньше — обязан) самостоятельно определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕСВ. При этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера МСВ.
Новшества в Инструкции о начислении и уплате ЕСВ
4 января 2021 года вступил в силу приказ Министерства финансов Украины (далее — Минфин) от 21.12.2020 г. № 790, которым в новой редакции изложена Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. № 449, в редакции приказа Минфина от 04.05.2018 г. № 469 (далее — Инструкция № 449).
Нормы указанной Инструкции приведены в соответствие с нормами Закона о ЕСВ, в том числе «заработавшими» с 1 января 2021 года, в частности относительно уплаты ЕСВ самозанятыми лицами, уплаты ЕСВ на единый счет, представления объединенной отчетности (см. ниже), погашения недоимки и т. д. По тексту Инструкции № 449 органы доходов и сборов заменены на налоговые органы. Кроме того, Инструкция № 449 стала намного короче, поскольку уже не дублирует многие нормы Закона о ЕСВ, а лишь содержит ссылки на соответствующие нормы этого Закона или детализирует порядок их применения.
В частности, пункт 1 раздела ІІ «Плательщики единого взноса» уже не содержит длинный список плательщиков ЕСВ, а ссылается в этом вопросе на часть 1 статьи 4 Закона о ЕСВ. Раздел III «База начисления и размеры единого взноса» содержит всего два пункта, при этом в пункте 1 указано, что база начисления и размеры ЕСВ определены статьей 7 Закона о ЕСВ, а в пункте 2 этого раздела разъяснены особенности определения базы начисления ЕСВ для некоторых категорий плательщиков ЕСВ, по отдельным видам дохода или в отдельных случаях.
Раздел IV «Начисление, исчисление и уплата единого взноса» уже не содержит сроков уплаты ЕСВ, а ссылается в этом вопросе на статью 9 Закона о ЕСВ, но, как и раньше, в этом разделе (сейчас — в пункте 6, было — в пункте 12) установлено, что если последний день сроков уплаты ЕСВ приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем таких сроков уплаты ЕСВ считается первый рабочий день, следующий за выходным, праздничным или нерабочим днем.
Новшества в отчетности по единому социальному взносу
1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно представления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» от 19.09.2019 г. № 115-IX (далее — Закон № 115), которым внесены изменения в Закон о ЕСВ.
Так, пункт 4 части 6 статьи 6 Закона о ЕСВ изложен в новой редакции, согласно которой плательщик ЕСВ обязан подавать отчетность о начислении ЕСВ в размерах, определенных в соответствии с этим Законом, в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единому налогу) в налоговый орган по основному месту учета плательщика ЕСВ в сроки и порядке, установленные НКУ. Форма, по которой подается отчетность о начислении ЕСВ в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единому налогу), устанавливается Минфином по согласованию с Пенсионным фондом и фондами общеобязательного государственного социального страхования.
Во исполнение вышеприведенной нормы Минфин издал приказ «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 13 января 2015 года № 4» от 15.12.2020 г. № 773 (далее — Приказ № 773), который вступил в силу 1 января 2021 года. Приказом № 773 внесены изменения в приказ Минфина от 13.01.2015 г. № 4, который уже получил новое название «Об утверждении формы Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса и Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса» (далее — Приказ № 4).
Одновременно Приказом № 773 утверждены (изложены в новой редакции):
— форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет);
— Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Порядок № 4).
Пунктом 3 Приказа № 773 установлено, что Налоговый расчет по форме, утвержденной этим Приказом, первый раз подается за I квартал 2021 года.
Таким образом, теперь информация о начисленных застрахованным лицам доходах и начисленном на них ЕСВ будет отражаться не ежемесячно в Отчете о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, помощи, надбавки, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Отчет о ЕСВ), приведенном в приложении 4 к Порядку формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному приказом Минфина от 14.04.2015 г. № 435 (далее — Порядок № 435), а в Налоговом расчете, который подается за отчетный период — квартал в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (пп. 49.18.2, п. 51.1 НКУ, п. 1 Порядка № 4). За I квартал 2021 года Налоговый расчет необходимо подать не позднее 11 мая 2021 года.
Согласно пункту 1 Порядка № 4 Налоговый расчет подается отдельно за каждый квартал (налоговый период) с разбивкой по месяцам отчетного квартала. Отдельный Налоговый расчет за календарный год не подается. Налоговый расчет подается только в случае начисления сумм доходов плательщику налога в течение отчетного периода, при этом он подается независимо от того, выплачивает или не выплачивает доходы плательщикам налога налоговый агент и независимо от того уплачены или нет плательщиком суммы ЕСВ фактически после их начисления в течение отчетного периода. На основании сведений о суммах удержанного и/или уплаченного налога, которые указываются в Налоговом расчете, начисление налогового обязательства не осуществляется.
Структурно Налоговый расчет включает основную часть Налогового расчета (далее — Расчет) и 6 приложений к Расчету. Расчет включает заглавную часть, имеющую реквизиты от 01 до 110, и таблицу, имеющую 3 раздела, где с разбивкой по трем месяцам квартала отражаются общие суммы начисленных дохода и ЕСВ. Фактически в таблице Расчета раздел І «Нарахування доходу та єдиного внеску за найманих працівників в розрізі місяців звітного кварталу» является аналогом таблицы 1 Отчета о ЕСВ, раздел ІІ «Нарахування грошового забезпечення та єдиного внеску за військовослужбовців, поліцейських, осіб рядового і начальницького складу та на суми допомоги у зв’язку з вагітністю та пологами в розрізі місяців звітного кварталу (крім військовослужбовців строкової військової служби)» — аналогом таблицы 4 Отчета о ЕСВ, раздел ІІІ «Нарахування грошового забезпечення та єдиного внеску за патронатних вихователів, батьків-вихователів та прийомних батьків у розрізі місяців звітного кварталу» — аналогом таблицы 2 Отчета о ЕСВ, который заполняется только районными (городскими) управлениями труда и социальной защиты населения.
Приложениями к Расчету являются:
— приложение 1 «Відомості про нарахування заробітної плати (доходу, грошового забезпечення) застрахованим особам» (Д1) (далее — форма Д1) — это аналог таблицы 6 Отчета о ЕСВ (отражается информация по каждому застрахованному лицу), только нумерация реквизитов уменьшена на единицу, но добавлена графа (является последней) с новым реквизитом 25 «Ознака (0,1)». Эта графа заполняется в случае исправления ошибки, допущенной в строке по застрахованному лицу (за исключением ошибок в суммах, когда применяются коды типа начислений 2 и 3). Такое исправление осуществляется в форме Д1 с типом «Звітний новий» или «Уточнюючий» в том же порядке, как это делалось раньше в форме № 1ДФ: для исключения одной ошибочной строки в ранее поданной форме Д1 (таблице 6 Отчета о ЕСВ) необходимо повторить всю информацию такой строки и в графе 25 указать признак «1» — на исключение строки. Для введения новой или пропущенной строки необходимо заполнить все необходимые графы и в графе 25 указать «0» — на введение строки. Для замены одной ошибочной строки другой необходимо заполнить две строки: первая исключает ранее внесенную (неправильную) информацию — в графе 25 указывается признак «1» (исключение строки), а вторая вносит правильную информацию — в графе 25 указывается признак «0» — введение строки (п. 6, пп. 6, 7, 10 п. 9 р. V Порядка № 4). Заполнение формы Д1 осуществляется по каждому застрахованному лицу в разрезе месяцев квартала, за который начислен доход (за каждый месяц квартала подается отдельная форма Д1);
— приложение 2 (Д2) «Відомості про осіб, які доглядають за дитиною до досягнення нею трирічного віку …» — это аналог таблицы 8 Отчета о ЕСВ, который заполняется управлениями труда и социальной защиты населения;
— приложение 3 «Відомості про осіб, які проходять строкову військову службу» (Д3) — это аналог таблицы 9 Отчета о ЕСВ;
— приложение 4 «Відомості про суми нарахованого доходу, утриманого та сплаченого податку на доходи фізичних осіб та військового збору» (4ДФ) (далее — форма 4ДФ) — это аналог Налогового расчета ф. № 1ДФ. Новшество формы состоит в том, что теперь не в разделе ІІ, а в разделе І в новых графах 5а и 5 необходимо будет отражать суммы соответственно начисленного и перечисленного военного сбора (бывшие графы 5, 6, 7, 8 и 9 стали соответственно графами 6, 7, 8, 9 и 10). То есть военный сбор необходимо будет показывать не в общей сумме по всем получателям дохода, как это было раньше, а в разрезе видов доходов по каждому физическому лицу (как и НДФЛ). В разделе ІІ формы 4ДФ отражается информация только по процентам и выигрышам (призам) в лотерею с указанием общей суммы начисленного и выплаченного дохода, а также в новых графах — общей суммы начисленного и перечисленного НДФЛ, общей суммы начисленного и перечисленного военного сбора. Раздел ІІ по-прежнему содержит строки «Військовий збір» и «Військовий збір – виключення», но теперь они будут заполняться исключительно в случае проведения корректировки Налоговых расчетов ф. № 1ДФ за прошедшие периоды до 1 января 2021 года, а суммы корректируемого военного сбора необходимо будет отражать в графе «Загальна сума військового збору (нарахованого, перерахованого)». При этом в случае корректировки военного сбора за периоды до 1 января 2021 года в разделе I графы 5а и 5 не заполняются. Для исключения ошибочной строки из ранее поданного Налогового расчета ф. № 1ДФ в строке «Військовий збір – виключення» необходимо повторить всю информацию ошибочной строки, а в строке «Військовий збір» отобразить правильную информацию (п. 10 р. V Порядка № 4). Заполнение формы 4ДФ осуществляется по каждому застрахованному лицу в разрезе месяцев квартала, за который начислен доход (за каждый месяц квартала подается отдельная форма 4ДФ);
— приложение 5 «Відомості про трудові відносини осіб та період проходження військової служби» (Д5) (далее — форма Д5) — это аналог таблицы 5 Отчета о ЕСВ (приказом Минфина от 05.11.2020 г. № 670, вступившим в силу 1 января 2021 года, утверждена новая таблица 5 Отчета о ЕСВ, которая больше соответствует форме Д5). Нумерация бывших реквизитов 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 «старой» таблицы 5 Отчета о ЕСВ в форме Д5 уменьшена на единицу. В новом реквизите 11 «Внутрішній сумісник (1 – так, 0 – ні)», который заполняется только для лиц с категорией лица 2 (наемный работник без трудовой книжки), указывается «1» только в случае, если застрахованное лицо является одновременно основным работником и совместителем в период, определенный в графе 10 «Період трудових … відносин …» (п. 5 р. IV Порядка № 4). В новом реквизите 12 «Переведено, призначено на іншу посаду або роботу, переміщено до іншого підрозділу (1 – так, 0 – ні)» проставляется признак «1» при наличии события, указанного в названии этого реквизита. Бывший реквизит 12 «Професійна назва роботи» стал реквизитом 13, а бывший реквизит 13 «Код ЗКППТР» исключен. Остальные реквизиты — с 14 по 19 — без изменений, но добавлен новый реквизит 20 «Ознака (0,1)». Этот реквизит заполняется в случае исправления ошибки, допущенной в строке по застрахованному лицу. Такое исправление (т. е. исключение ошибочных строк, введение новых строк) осуществляется в форме Д5 с типом «Звітний новий» или «Уточнюючий» в том же порядке, что и исправление несуммовых ошибок в форме Д1 (см. выше);
— приложение 6 «Відомості про наявність підстав для обліку стажу окремим категоріям осіб відповідно до законодавства» (Д6) — это аналог таблицы 7 Отчета о ЕСВ. Нумерация всех ее реквизитов в форме Д5 уменьшена на единицу, при этом добавлен новый реквизит 17 «Ознака (0,1)», который заполняется в случае исправления ошибки, допущенной в строке по застрахованному лицу. Такое исправление осуществляется в форме Д6 с типом «Звітний новий» или «Уточнюючий» в том же порядке, что и исправление несуммовых ошибок в форме Д1 (см. выше).
Детально о заполнении большинства реквизитов Расчета и приложений к нему рассказано в Порядке № 4.
Обращаем внимание, что Налоговый расчет и приложения имеют 4 типа формы:
— «Звітний» — подается за отчетный период первый раз;
— «Звітний новий» — подается следующим за отчетный период до окончания предельного срока подачи с данными об уточнении в суммах начисленного НДФЛ, ВС, ЕСВ и/или реквизитах;
— «Уточнюючий» — подается после окончания предельного срока подачи для соответствующего отчетного периода с данными об уточнении в суммах начисленного НДФЛ, ВС, ЕСВ и/или реквизитах.
— «Довідковий» — подается плательщиком ЕСВ в составе Расчета с типом «Звітний», в приложениях которого имеется информация о назначении пенсии застрахованным лицам или материального обеспечения, страховых выплат.
К сожалению, из Порядка № 4 непонятно, в каких конкретно случаях и в какие сроки необходимо подавать Налоговый расчет и приложения с типом «Довідковий», если работодатель (страхователь) начисляет застрахованным лицам материальное обеспечение, страховые выплаты. Поэтому рекомендуем работодателям до появления соответствующих разъяснений государственных органов не подавать такой Расчет.
В приложении 1 к Порядку № 4 приведена Таблица соответствия кодов категорий застрахованных лиц и кодов базы начисления и размеров единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Таблица кодов). Указанная Таблица содержит коды категории застрахованных лиц, которые используются при заполнении реквизита 08 «Код категорії ЗО» формы Д1. По сравнению со старой Таблицей кодов, приведеннной в приложении 2 к Порядку № 435 и действовавшей до 01.01.2021 г., новая Таблица кодов содержит новые коды с 67 по 74 (коды с 1 по 66 без изменений). Так, с кодом категории застрахованного лица 69 теперь необходимо отражать учеников, слушателей профессионально-технических учебных заведений во время прохождения ими производственного обучения (в форме стажировки) и производственной практики на производстве или в сфере услуг, которым предприятие выплачивает заработную плату за выполнение ими работ в период обучения (стажировки), производственной практики.
В приложении 2 к Порядку № 4 приведены Справочник признаков доходов физических лиц и Справочник признаков налоговых социальных льгот, которые содержат признаки доходов и налоговых социальных льгот, отражаемые соответственно в реквизитах 6 «Ознака доходу» и 9 «Ознака подат. соц. пільги» раздела І формы 4ДФ. Добавлены новые признаки дохода 198, 199, 200 (они не касаются выплат работникам), а признаки НСЛ без изменений.
Кроме вышеизложенных новшеств, Законом № 115 внесены изменения в пункт 7 части 11 статьи 25 Закона о ЕСВ, которым теперь установлено, что за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности о начислении ЕСВ в составе отчетности по НДФЛ (единому налогу) налоговым органом налагаются штрафы, предусмотренные за нарушение порядка представления информации о физических лицах – плательщиках налогов в размерах и порядке, установленных статьей 119 НКУ, т. е. в размере 1020 гривен, а при повторном нарушении в течение года после наложения штрафа — в размере 2040 гривен, если недостоверные сведения или ошибки привели к изменению налоговых обязательств и/или изменению плательщика налога. Эти штрафы не применяются, если ошибки в регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов в Налоговом расчете были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в том числе в течение 30 календарных дней со дня поступления уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом.