Традиционно 1 января любого календарного года вступает в силу целый ряд нормативно-правовых документов. Некоторые из них касаются взаимоотношений работодателей и работников. Не стал исключением и 2023 год, в который страна вступила с Законом о госбюджете, установившим социальные стандарты на текущий год, влияющие на ряд других показателей. Например, определены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособных лиц, от которых зависят, в частности, минимальный размер должностного оклада, максимальные и минимальные размеры «больничных» и «декретных». Какими они являются в текущем году? Что нового принес 2023 год на «трудовом» фронте? Каковы новшества текущего года в предоставлении страховых выплат работникам? Что изменилось в статистических формах и порядке их подачи?
«Трудозарплатные» новшества и «социально-страховые» показатели 2023 года
Наступление 2023 года ознаменовалось вступлением в силу главного финансового документа страны текущего года — Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2023 год» от 03.11.2022 № 2710-IX (далее — Закон о Госбюджете-2023), которым, в частности, установлены социальные стандарты на 2023 год.
Минимальная заработная плата и прожиточный минимум в 2023 году
В соответствии со статьей 8 Закона о Госбюджете-2023 в течение всего 2023 года минимальная заработная плата составляет:
— в месячном размере — 6700 грн.;
— в почасовом размере — 40,46 грн.
Таким образом, минимальная заработная плата в месячном и почасовом размерах в течение всего 2023 года будет такой же, какой она установлена с 1 октября 2022 года.
Напомним, что согласно статье 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата (далее — МЗП) устанавливается одновременно в месячном и почасовом размерах.
В соответствии со статьей 3-1 Закона № 108 если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера МЗП, работодатель проводит доплату до уровня МЗП, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера МЗП, осуществляется доплата до уровня МЗП.
В случае работы на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда МЗП выплачивается пропорционально выполненной норме труда (далее — «пропорциональная» МЗП). При этом если по каким-то причинам заработная плата за отработанное время оказывается меньше «пропорциональной» МЗП, работнику начисляется доплата до «пропорциональной» МЗП.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на многочисленных примерах рассказано в статье «Минимальная заработная плата: порядок выплаты работникам» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 8.
МЗП в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и у физических лиц, которые используют наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда.
Учитывая вышеизложенное, при выполнении работником, работающим на условиях полной занятости, месячной нормы труда работодатель должен выплачивать ему месячную заработную плату в 2023 году в размере не менее 6700 грн. Если же работнику установлена почасовая норма (оплата) труда, то необходимо выполнять другую гарантию — оплата за каждый отработанный час должна быть осуществлена в 2023 году в размере не менее 40,46 грн.
Если при выполнении месячной (часовой) нормы труда заработная плата работника оказывается меньше указанных размеров МЗП, то работнику начисляется доплата до МЗП.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на многочисленных примерах рассказано в статье «Минимальная заработная плата: порядок выплаты работникам» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 8.
Что касается прожиточного минимума, то согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2023 он установлен в 2023 году для основных социальных и демографических групп населения на уровне декабря 2022 года (см. таблицу).
Размеры прожиточного минимума в 2023 году
грн.
Категории граждан |
с 1 января 2023 года |
На одного человека в расчете на месяц (в среднем) |
2589 |
Дети в возрасте до 6 лет |
2272 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет |
2833 |
Трудоспособные лица |
2684 |
Лица, утратившие трудоспособность |
2093 |
Кроме вышеприведенных прожиточных минимумов, установлен прожиточный минимум для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), применяемый для определения:
— базового размера должностного оклада судьи — 2102 грн.;
— должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых и таможенных органов — 2102 грн. (эта норма не распространяется на работников центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику, и орган досудебного расследования, на который в соответствии с частью пятой статьи 216 Уголовного процессуального кодекса Украины возлагается функция по осуществлению досудебного расследования коррупционных и связанных с коррупцией уголовных преступлений — п. 7 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2023);
— должностного оклада прокурора окружной прокуратуры — 1600 грн.
Напомним, что вышеуказанные размеры ПМТЛ были установлены и в 2022 году.
Обращаем внимание, что пунктом 10 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2023 поручено Кабинету Министров Украины после прекращения или отмены военного положения в Украине проработать, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного бюджета и оценки обоснованности дополнительной потребности в бюджетных денежных средствах, вопрос увеличения расходов для повышения размеров прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 2023 год.
Минимальный должностной оклад в 2023 году
Согласно части шестой статьи 96 КЗоТ и части шестой статьи 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Следовательно, поскольку ПМТЛ по состоянию на 1 января 2023 года составляет 2684 грн., в течение всего 2023 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) должен составлять не менее 2684 грн.
Предприятия, которые через своих представителей участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019, продолжающего действовать и в настоящее время, должны соблюдать положения пункта 2.3 этого документа, в соответствии с которыми для предприятий отраслей, в которых не заключены отраслевые соглашения или положения заключенных соглашений (согласно реестру, размещенному на сайте Минсоцполитики) не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, ее размер устанавливается на уровне не менее чем на 10% выше установленного на законодательном уровне размера ПМТЛ.
Следовательно, для указанных предприятий размер тарифной ставки рабочего I разряда в 2023 году должен составлять не менее 2952 грн. (2684 грн. х 110%).
Оплата труда работников бюджетной сферы в 2023 году
Частью пятой статьи 96 КЗоТ и частью пятой статьи 6 Закона № 108 определено, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируется на основе:
— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
В настоящее время размеры должностных окладов работников бюджетной сферы определяются согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 (далее — Постановление № 1298). В приложении 1 к Постановлению № 1298 приведена Единая тарифная сетка разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы (далее — Единая тарифная сетка, ЕТС).
В абзаце четвертом пункта 1 примечаний к ЕТС установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) с 1 января 2021 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда — 2670 грн., с 1 декабря 2021 г. — 2893 грн.
Учитывая вышеизложенное, в 2023 году в бюджетной сфере минимальный должностной оклад (тарифная ставка, ставка заработной платы), соответствующий размеру должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, составляет 2893 грн. Напомним, что еще при принятии Закона о Госбюджете-2022 предусматривалось, что в бюджетной сфере должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 тарифного разряда с 1 октября 2022 года (дата увеличения минимальной заработной платы) должен быть увеличен до 2982 грн., однако из-за существенного уменьшения доходной части госбюджета в 2022 году вследствие вооруженной агрессии против Украины увеличение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда не произошло ни с 1 октября 2022 года, ни с 1 января 2023 года.
Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС рассчитываются согласно тарифным коэффициентам, приведенным в приложении 1 к Постановлению № 1298 (в ЕТС).2 Размеры должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы) работников должны быть отражены в штатном расписании бюджетных учреждений.
2 См. размеры окладов в бюджетной сфере согласно Единой тарифной сетке в 2022 году на стр. 127 этого номера.
Руководители учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы должны обеспечить дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы (п. 2 постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 20.01.2021 № 29).
Статьей 22 Закона о Госбюджете-2023 установлено, что в 2023 году для всех категорий работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы, государственных органов размер заработной платы (денежного обеспечения) может изменяться исключительно в пределах бюджетных назначений на оплату труда, предусмотренных в государственном бюджете.
Пунктом 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2023 приостановлено на 2023 год действие части второй статьи 18 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25.02.94 № 4038-XII относительно размера должностных окладов судебных экспертов. Приостановленной нормой предусмотрено, что работникам государственных специализированных учреждений (невоеннослужащим и тем, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава), имеющим квалификацию судебного эксперта, должностные оклады устанавливаются в размере не менее 10 размеров ПМТЛ на 1 января календарного года.
Оплата труда педагогических работников
Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.2022 № 1411 приостановлено до 31 декабря 2023 года действие постановления Кабинета Министров Украины «Об оплате труда педагогических, научно-педагогических и научных работников учреждений образования и науки» от 10.07.2019 № 822. Напомним, что согласно приостановленному постановлению наименьший размер должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника с 1 января 2023 года составляет 4 размера ПМТЛ на 1 января 2023 года. Кроме того, приостановленным постановлением предусмотрен ряд доплат и надбавок педагогическим работникам.
Таким образом, в течение всего 2023 года размеры должностного оклада (ставки заработной платы), доплат и надбавок педагогических работников будут на уровне размеров, действовавших в 2022 году.
Работа по совместительству на государственных предприятиях
Напомним, что с 19 июля 2022 года из статьи 102-1 КЗоТ была исключена часть вторая, согласно которой условия работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций определяются Кабинетом Министров Украины. Во исполнение этой нормы Кабинет Министров Украины постановлением от 22.11.2022 № 1306, вступившим в силу 25.11.2022, отменил:
Кроме того, распоряжением от 22.11.2022 № 1047-р Кабинет Министров Украины отменил приказ Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 28.06.93 № 43.
Таким образом, отменены все ограничения, которые были установлены на работу по совместительству работникам государственных предприятий, учреждений и организаций вышеуказанными отмененными нормативно-правовыми актами.
Индексация заработной платы в 2023 году
Пунктом 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2023 приостановлено на 2023 год действие Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 № 1282-XII (далее — Закон об индексации). Следовательно, в течение всего 2023 года индексация доходов, в том числе заработной платы, проводиться не будет. Это объясняется тем, что в 2022 году была большая инфляция (по итогам года составила 26,6%), вследствие чего сумма индексации, подлежащая начислению работникам, которым не повышались должностные оклады (тарифные ставки) в 2022 году, достигла значительной суммы. Большая инфляция ожидается и в 2023 году. Поскольку в настоящее время из-за войны денежных средств у государства недостаточно для повышения должностных окладов (тарифных ставок) или начисления индексации государственным служащим и работникам бюджетной сферы, то было принято решение приостановить действие Закона об индексации на 2023 год.
Обращаем внимание на то, что если работникам в 2022 году на основании положений пункта 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078 (далее — Порядок № 1078), начислялась «фиксированная» сумма индексации, которая (если бы не было приостановления действия Закона об индексации на 2023 год) должна была начисляться в январе и последующих месяцах 2023 года, то в связи с приостановлением действия Закона об индексации на 2023 год нет оснований для начисления указанной «фиксированной» суммы индексации в 2023 году.
В то же время согласно статье 9-1 КЗоТ предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных денежных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Кроме того, в соответствии с частью третьей статьи 13 КЗоТ коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Следовательно, работодатели, которые имеют желание и возможность продолжать начислять работникам индексацию, во избежание уменьшения заработной платы работников с января 2023 года могут в локальном документе (приказе, коллективном договоре) установить, что работникам продолжается начисление «фиксированной» суммы индексации (как вариант — текущей и «фиксированной» сумм индексации) в 2023 году до месяца, в котором вследствие повышения должностных окладов (тарифных ставок) сумма повышения заработной платы в части постоянных составляющих превысит «фиксированную» сумму индексации (как вариант, превысит общую сумму текущей и «фиксированной» индексации). Более того, работодатели в локальном документе (приказе, коллективном договоре) могут установить дополнительную гарантию, согласно которой работникам в течение 2023 года продолжается начисление индексации в порядке, установленном Законом об индексации и Порядком № 1078.3
3 Детально о проведении индексации заработной платы рассказано в статьях «Индексация доходов работников (часть 1)», «Индексация или повышение окладов: что выгоднее предприятию (часть 2)» и «Индексация заработной платы работников опережающим путем (часть 3)» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 1/2022, стр. 44, № 4/2022, стр. 40, и № 5/2022, стр. 48.
Поскольку индексация заработной платы осуществляется в пределах ПМТЛ, размер которого в течение всего 2023 года составляет 2684 грн., то работодатели, которые будут продолжать индексировать заработную плату работникам в 2023 году, должны будут начислять индексацию на сумму 2684 грн. (при условии отработки работником полного месяца).4
4 Подробно об отчислении алиментов из доходов работников идет речь в статье «Отчисление алиментов из доходов работника» журнала «Все о труде и зарплате» № 9/2020, стр. 78.
Уплата алиментов с доходов работников в 2023 году
Если работодатель по исполнительному документу из доходов работника отчисляет алименты на ребенка в минимальном размере — 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины) или на основании заявления одного из родителей ребенка и судебного приказа алименты на ребенка взыскиваются в размере 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (ч. 3 ст. 184 Семейного кодекса Украины), то сумма таких алиментов в 2023 году составляет:
— для детей в возрасте до 6 лет — 1136 грн. (2272 грн. х 50%);
— для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1416,50 грн. (2833 грн. х 50%).4
Поскольку, как отмечалось выше, на 2023 год приостановлено действие Закона об индексации, то в 2023 году индексация алиментов исполнителями (государственной исполнительной службой) не осуществляется.
4 Подробно об отчислении алиментов из доходов работников идет речь в статье «Отчисление алиментов из доходов работника» журнала «Все о труде и зарплате» № 9/2020, стр. 78.
Предоставление отпусков и дополнительные трудовые гарантии работникам
– членам пожарно-спасательных подразделений
1 января 2023 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования местной и добровольной пожарной охраны» от 16.11.2022 № 2750-IX (далее — Закон № 2750). Этим Законом внесены изменения, в частности, в Кодекс гражданской защиты Украины (далее — КГЗУ), КЗоТ и Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках), которыми установлен порядок создания пожарно-спасательных подразделений для обеспечения добровольной пожарной охраны, а также дополнительные трудовые гарантии работникам, являющимся членами пожарно-спасательных подразделений для обеспечения добровольной пожарной охраны не менее года.
Так, Законом № 2750 статья 63 «Добровольная пожарная охрана» КГЗУ изложена в новой редакции, согласно которой для осуществления мероприятий по предотвращению возникновения пожаров, их тушения, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ органы местного самоуправления, общественные организации, субъекты хозяйствования, другие юридические лица могут создавать пожарно-спасательные подразделения (далее — ПСП) для обеспечения добровольной пожарной охраны. ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны могут создаваться как юридические лица или их обособленные подразделения. ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны могут создаваться:
— органами местного самоуправления — из числа лиц, постоянно проживающих на соответствующей территории;
— общественными организациями — из числа членов таких организаций;
— субъектами хозяйствования, другими юридическими лицами — из числа их работников.
Членами ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны могут быть лица, которые достигли 18 лет, имеют полную гражданскую дееспособность, способны по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности, что подтверждается предварительными и периодическими медицинскими осмотрами, и обратились к субъекту, создавшему ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны, с соответствующим заявлением. Порядок проведения и периодичности медицинских осмотров членов ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны устанавливаются Министерством здравоохранения Украины.
Для участия в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ члены ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны снабжаются специальной одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты за счет денежных средств субъектов, создавших такие подразделения.
На период привлечения членов ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, прохождения подготовки, переподготовки за ними сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ч. 10 ст. 63 КГЗУ).
Законом № 2750 в часть вторую статьи 119 КЗоТ внесено дополнение, вследствие чего теперь согласно этой части работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных Кодексом гражданской защиты Украины, законами Украины «О воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этими законами.
Часть вторая статьи 42 КЗоТ дополнена пунктом 11, согласно которому при равных условиях производительности труда и квалификации преимущество в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда предоставляется также работникам, являющимся членами ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны не менее года.
В Законе об отпусках часть четырнадцатая статьи 10 дополнена пунктом 9-1, в соответствии с которым ежегодные отпуска по желанию работника в удобное для них время предоставляются работникам, являющимся членами ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны не менее года.
Часть первая статьи 25 Закона об отпусках дополнена пунктом 19, согласно которому отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника предоставляется в обязательном порядке работникам, являющимся членами ПСП для обеспечения добровольной пожарной охраны не менее года, — продолжительностью до 5 календарных дней ежегодно, а членам добровольных формирований гражданской защиты — продолжительностью до 5 календарных дней в год привлечения их к выполнению задач по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе добровольных формирований гражданской защиты.
Трудовой договор с нефиксированным рабочим временем
Как мы уже сообщали (см. ВТЗ № 4/2022, стр. 4), 10.08.2022 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об урегулировании трудовых отношений с нефиксированным рабочим временем» от 18.07.2022 № 2421-IX (далее — Закон № 2421; см. ВТЗ № 4/2022, стр. 69), которым КЗоТ дополнен статьей 21-1 «Трудовой договор с нефиксированным рабочим временем». Этой статьей КЗоТ установлен новый вид трудового договора — с нефиксированным рабочим временем, который должен заключаться только в письменной форме (п. 6-2 ст. 24 КЗоТ), а также определены особенности выполнения работы в случае заключения такого трудового договора с лицами, желающими выполнять работу на непостоянной основе.
Пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» Закона № 2421 поручено Министерству экономики Украины в течение 3 месяцев со дня вступления в силу этого Закона разработать и утвердить примерную форму трудового договора с нефиксированным рабочим временем.
Во исполнение этой нормы Минэкономики приказом от 26.10.2022 № 4179 (далее — Приказ № 4179), вступившим в силу 31.10.2022, утвердило примерную форму трудового договора с нефиксированным рабочим временем (далее — ТДНРВ), которая содержит 12 разделов.
Обращаем внимание, что утвержденная Приказом № 4179 примерная форма ТДНРВ является не обязательной, а рекомендованной, поскольку в пункте 2 Приказа № 4179 указано следующее:
«2. Рекомендовать работодателям при заключении трудового договора с нефиксированным рабочим временем руководствоваться Примерной формой трудового договора с нефиксированным рабочим временем, утвержденной этим приказом».
Следовательно, работодатели могут разработать и использовать свою форму ТДНРВ, но она должна содержать все обязательные условия, указанные в статье 21-1 КЗоТ, в частности:
— способ и минимальный срок уведомления работника о начале выполнения работы, который должен быть достаточным для своевременного начала выполнения работником своих обязанностей;
— способ и максимальный срок уведомления от работника о готовности приступить к работе или об отказе от ее выполнения в случаях, предусмотренных частью восьмой статьи 21-1 КЗоТ (т. е. в случаях, когда работодатель требует выполнения работы вне базовых дней и часов, или если работнику было сообщено о наличии работы с нарушением минимальных сроков, определенных ТДНРВ);
— интервалы, во время которых от работника могут потребовать работать (базовые часы и дни);
— размер оплаты труда за привлечение к работе вне базовых дней или часов.
В ТДНРВ могут устанавливаться дополнительные основания для его прекращения, которые должны быть связаны со способностями или поведением работника либо другими причинами экономического, технологического, структурного или аналогичного характера.
Обращаем внимание: несмотря на то что пункт 6-2 части первой статьи 24 КЗоТ предусматривает соблюдение письменной формы ТДНРВ, в течение действия военного положения работник и работодатель имеют право по согласию заключить такой трудовой договор как в письменной, так и в устной форме, поскольку согласно части 1 статьи 2 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136) в период действия военного положения стороны по согласию определяют форму трудового договора.
Следовательно, во время действия военного положения форма ТДНРВ может быть устной, но после прекращения военного положения сторонам необходимо будет заключить ТДНРВ в письменной форме.
В случае заключения во время военного положения ТДНРВ в устной форме, обязательные условия, предусмотренные статьей 21-1 КЗоТ, следует отразить в приказе о принятии на работу с нефиксированным рабочим временем.
Увольнение работника из-за несоответствия занимаемой должности по состоянию здоровья
30 декабря 2022 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка расторжения трудового договора по инициативе работодателя (собственника или уполномоченного им органа, физического лица, использующего труд наемных работников) в связи с выявлением несоответствия работника занимаемой должности по состоянию здоровья при наличии у него права на назначение досрочной пенсии по возрасту» от 27.12.2022 № 1449. Этим постановлением утвержден Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя (собственника или уполномоченного им органа, физического лица, использующего труд наемных работников) в связи с выявлением несоответствия работника занимаемой должности по состоянию здоровья при наличии у него права на назначение досрочной пенсии по возрасту (далее — Порядок № 1449).
Напомним, что согласно пункту 7 части 1 статьи 115 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058-IV (далее — Закон № 1058) и части первой статьи 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16.12.93 № 3721-XII (далее — Закон № 3721) право на назначение досрочной пенсии по возрасту имеют лица, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа (далее — работодатель) в связи с выявлением несоответствия работника занимаемой должности по состоянию здоровья в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, которым на день увольнения осталось не более полутора лет до достижения пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона № 1058, если они имеют страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренном абзацем первым части 1 статьи 28 Закона № 1058 (у мужчин — 35 лет, у женщин — 30 лет).
Именно во исполнение вышеприведенной нормы утвержден Порядок № 1449, определяющий механизм расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с выявлением несоответствия работника занимаемой должности по состоянию здоровья в случае, когда на день увольнения работнику осталось не более полутора лет до достижение пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона № 1058, и у работника имеется страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере (т. е. в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность).
Согласно пункту 2 Порядка № 1449 несоответствие работника занимаемой должности по состоянию здоровья подтверждается одним из следующих документов, содержащих информацию, приведенную в первичной учетной документации учреждения здравоохранения, а именно:
— справкой учреждения здравоохранения, содержащей информацию об окончательном заключении врачебно-консультативной комиссии относительно изменения места работы, указанную в журнале записи заключений такой комиссии;
— уведомлением работодателя о группе инвалидности и ее причине или выпиской из акта осмотра медико-социальной экспертной комиссии, или индивидуальной программой реабилитации (при условии предоставления ее лицом);
— медицинской справкой о прохождении предварительного (периодического) медицинского осмотра работника определенной категории, выданной комиссией по проведению медицинских осмотров учреждений здравоохранения.
На основании одного из вышеприведенных документов работодатель обязан принять меры по переводу работника с его согласия на другую работу временно или без ограничения срока при наличии соответствующих вакансий либо в случае отсутствия соответствующих вакансий составить об этом акт. В случае отказа работника от перевода на другую работу работодатель получает от профсоюзной организации (профсоюзного представителя) согласие на увольнение работника в связи с выявленным несоответствием занимаемой должности по состоянию здоровья (кроме случаев увольнения работника, не являющегося членом первичной профсоюзной организации, действующей на предприятии, в учреждении, организации, или отсутствия на предприятии, в учреждении, организации первичной профсоюзной организации). Выявленное несоответствие работника занимаемой должности по состоянию здоровья в случае его отказа от перевода на другую работу или отсутствия соответствующих вакансий для его перевода может являться основанием для расторжения трудового договора и увольнения работника по инициативе работодателя согласно пункту 2 части первой статьи 40 КЗоТ (п. 3 Порядка № 1449).
Неработающее лицо, имеющее страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, уволенное не ранее чем за полтора года до достижения пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона № 1058, по инициативе работодателя в связи с выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья согласно пункту 2 части первой статьи 40 КЗоТ, подает в территориальный орган Пенсионного фонда Украины или в уполномоченный им орган либо уполномоченному лицу заявление о назначении пенсии, к которому прилагается копия документа о выявленном несоответствии работника занимаемой должности по состоянию здоровья, что стало основанием для увольнения согласно пункту 2 части первой статьи 40 КЗоТ, и другие документы, необходимые для назначения досрочной пенсии по возрасту в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 115 Закона № 1058 и статьей 21 Закона № 3721, согласно Порядку подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденному постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 № 22-1 (п. 4 Порядка № 1449).
Новшества в «трудовой» статистической отчетности
01.01.2023 вступил в силу Закон Украины «Об официальной статистике» от 16.08.2022 № 2524-IX (далее — Закон № 2524), который пришел на замену действовавшему более 20 лет Закону Украины «О государственной статистике» от 17.09.92 № 2614-XII. Частью 4 статьи 10 Закона № 2524 установлено, что статистическая отчетность и финансовая отчетность респондентами – юридическими лицами, обособленными подразделениями юридических лиц, расположенными на территории Украины, обособленными подразделениями юридических лиц Украины, расположенными за границей, физическими лицами – предпринимателями подаются разработчикам официальной статистики исключительно в электронной форме.
Следовательно, начиная с отчетного периода — январь 2023 года (І квартал, І полугодие 2023 года, 2023 год), вся статистическая и финансовая отчетность подается органам статистики только в электронной форме. Подать статистическую отчетность можно с помощью онлайн-сервиса «Кабинет респондента» на официальном сайте Государственной службы статистики Украины (https://statzvit.ukrstat.gov.ua/). Вход в систему осуществляется круглосуточно и не требует инсталяции каких-либо программ.
Госстат с 2023 года обновил сразу несколько форм государственного статистического наблюдения, которые подают ей работодатели.
Так, приказом Госстата от 12.05.2022 № 87 обновлена форма государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (месячная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за январь 2023 года, и традиционно подается не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем). Ее должны подавать юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая аналогичная форма, утвержденная приказом Госстата от 25.06.2021 № 135, утрачивает силу с 1 февраля 2023 года. Новая форма отличается от своей предшественницы тем, что в заглавной части теперь указано следующее: «Статистична конфіденційність забезпечується статтею 29 Закону України «Про офіційну статистику» (было — «Конфіденційність статистичної інформації забезпечується статтею 21 Закону України «Про державну статистику»). Также в заглавной части уточнено, что респондентами указывается «Код території відповідно до Кодифікатора адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад (КАТОТТГ) за адресою здійснення діяльності, щодо якої подається форма звітності». Одновременно исключен текст (реквизит) «Код території відповідно до Класифікатора об’єктів адміністративно-територіального устрою України (КОАТУУ)». В названии Отчета теперь все буквы заглавные: «ЗВІТ ІЗ ПРАЦІ». Также в новой форме Отчета о труде указаны реквизиты (дата и номер) нового приказа Госстата, которыми она утверждена (12 травня 2022 р. № 87). В табличной части Отчета о труде изменений нет.
Также приказом Госстата от 12.05.2022 № 87 обновлена форма государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за I квартал 2023 года, и по-прежнему подается не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Ее должны подавать юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая аналогичная форма, утвержденная приказом Госстата от 25.06.2021 № 135, утрачивает силу с 1 февраля 2023 года. Новая форма квартального Отчета о труде содержит те же новшества, что и новая форма месячного Отчета о труде, при этом основная (табличная) часть новой формы уже не содержит раздела VІ «Витрати на утримання робочої сили, що не входять до складу фонду оплати праці за 2021 рік» (у звіті за I квартал).
Приказом от 23.06.2022 № 195 Госстат обновил форму государственного статистического наблюдения № 3-долг (месячная) «Отчет о задолженности по оплате труда» (далее — Отчет о задолженности). Эта новая форма вводится в действие, начиная с отчета за январь 2023 года, и по-прежнему подается не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем). Ее должны подавать юридические лица, в том числе те, которые не имеют задолженности по оплате труда. Ранее действовавшая форма № 3-долг (месячная) «Отчет о задолженности по оплате труда», утвержденная приказом Госстата от 25.06.2021 № 136, утрачивает силу с 1 февраля 2023 года. Заглавная часть нового Отчета о задолженности содержит те же новшества, что и заглавная часть нового Отчета о труде. Кроме того, в заглавной части нового Отчета о задолженности указаны реквизиты (дата и номер) нового приказа Госстата, которыми он утвержден (23 червня 2022 р. № 195). Кроме того, подраздел «Інформація щодо відсутності даних» уже не содержит большого перечня причин отсутствия данных, из которого необходимо выбрать только одну причину отсутствия данных, а в строке «Зазначте причину відсутності даних» респондент самостоятельно указывает причину или причины отсутствия данных. В табличной части нового Отчета о задолженности изменений нет.
Кроме того, Госстат приказом от 23.08.2022 № 227 обновил форму государственного статистического наблюдения № 1-РС «Отчет о расходах на содержание рабочей силы» (далее — Отчет о расходах). Эта обновленная форма, которая подается один раз на четыре года, вводится в действие, начиная с 1 января 2023 года, и впервые подается, начиная с отчета за 2022 год, не позднее 7 апреля. Ее должны подавать юридические лица и их обособленные подразделения. Ранее действовавшая аналогичная форма, утвержденная приказом Госстата от 07.08.2014 № 227, утратила силу с 1 января 2023 года. Заглавная часть нового Отчета о расходах содержит те же новшества, что и заглавная часть нового Отчета о труде. Кроме того, в заглавной части нового Отчета о расходах указаны реквизиты (дата и номер) нового приказа Госстата, которыми он утвержден (23 серпня 2022 р. № 227). Также заглавная часть нового Отчета о расходах содержит реквизит «Територіальна громада», где указывается название территориальной общины, а также заполняется реквизит «Код території відповідно до Кодифікатора адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад (КАТОТТГ) за адресою здійснення діяльності, щодо якої подається форма звітності». Бюджетные учреждения теперь должны заполнять новые реквизиты «Вид економічної діяльності, щодо якого подається звіт» и «Код виду економічної діяльності за КВЕД» (определяется автоматически в случае подачи формы в электронном виде). Также заглавная часть Отчета о расходах дополнена новым подразделом «Інформація щодо відсутності даних», где проставляется соответствующая отметка (в случае отсутствия данных) и указывается одна из приведенных в этом подразделе причин отсутствия данных.
В основной (табличной) части нового Отчета о расходах обновлены разделы I и II. Так, раздел I получил новое название «Кількість та робочий час працівників за звітний рік» (было — «Кількість працівників і оплачений робочий час»). Этот раздел содержит только три строки «Кількість осіб», «Кількість відпрацьованих годин (ряд. 02 ≤ ряд. 03)» и «Кількість оплачених годин» и три графы для заполнения в зависимости от категории работников «Працівники з повною зайнятістю», «Працівники з частковою зайнятістю» и «Учні/стажисти». Раздел II получил более удлиненное название «Витрати на утримання робочої сили за звітний рік» (было — «Витрати на утримання робочої сили»). Этот раздел разделен на две таблицы: в первой таблице отражается информация по категориям работников, во второй таблице — информация в целом по предприятию (обособленному подразделению). В 9 строках и двух графах «Усього (працівники з повною та частковою зайнятістю)» и «Учні/стажисти» первой таблицы раздела II отражается информация о: прямых выплатах, надбавках и доплатах, выплачиваемых в каждом платежном периоде и отдельно не в каждом расчетном периоде работникам; оплата за неотработанное время работникам; заработная плата работников в натуральной форме; заработная плата учеников/стажеров; взносы в фонды сбережений, созданные для работников; взносы работодателя на обязательное социальное страхование работников (включая ЕСВ); взносы на социальное страхование работников; прямые социальные выплаты работодателя. Вторая таблица раздела II, имеющая название «Інформація в цілому по підприємству (відокремленому підрозділу)», содержит четыре строки, где указываются: расходы на профессиональное обучение; другие расходы на содержание рабочей силы; налоги, относящиеся к расходам на содержание рабочей силы; субсидии, которые получает работодатель.
Страховые выплаты работникам в 2023 году
Предельные размеры страховых выплат застрахованным лицам зависят от величины минимальной заработной платы в месячном размере. Поскольку, как отмечалось выше, минимальная заработная плата в месячном размере в течение всего 2023 года составляет 6700 грн., а максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ), равная 15 размерам минимальной заработной платы, составляет 100 500 грн. (6700 грн. х 15), рассмотрим ограничения в предоставлении страховых выплат (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) работникам в 2023 году с учетом указанных показателей (см. таблицу ниже).
Ограничения при начислении страховых выплат в 2023 году
грн.
Месяцы, в которых наступил страховой случай |
Январь – Декабрь |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 1 |
3301,58 грн. (100 500 грн. : 30,44) |
Максимальная сумма пособия в расчете на месяц 2 |
100 500 грн. |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по временной нетрудоспособности, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам 3 |
220,11 грн. (6700 грн. : 30,44) |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев 4 |
440,21 грн. (6700 грн. х 2 : 30,44) |
1 Исчисляется путем деления максимальной величины базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ) в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266 (далее — Порядок № 1266), ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV; далее — Закон № 1105).
2 Соответствует максимальной величине базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) (ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 19 Закона № 1105, п.п. 2, 4 Порядка № 1266).
3 Исчисляется путем деления размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п.п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 1 ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 19 Закона № 1105).
4 Исчисляется путем деления двукратного размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п.п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона № 1105).
Новшества в назначении страховых выплат
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 21.09.2022 № 2620-IX (далее — Закон № 2620) с 1 января 2023 года в новой редакции изложен Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV (далее — Закон № 1105). О важных для работодателей нормах Закона № 2620, а также о всех новшествах Закона № 1105 мы детально уже рассказали на страницах журнала5, поэтому напомним только основные новшества, действующие с 1 января 2023 года:
5 См. статью «Новый Закон о социальном страховании: последствия для работодателей и работников» в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2022, стр. 34.
— Фонд социального страхования Украины (далее — ФССУ) прекращен путем присоединения к Пенсионному фонду Украины (далее — ПФУ), поэтому все полномочия ФССУ, в том числе по финансированию страховых выплат, с 1 января 2023 года перешли к ПФУ, который отныне является страховщиком, но нормативно-правовые акты ФССУ действуют до утверждения соответствующих нормативно-правовых актов ПФУ;
— отменена оплата за счет денежных средств социального страхования лечения застрахованных лиц в отделениях санаторно-курортного учреждения после перенесенных заболеваний и травм;
— отменено ограничение 75 календарными днями за календарный год продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим на сезонных и временных работах, в том числе в случае осуществления ими ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
— уточнено, что по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности предоставляется пособие по временной нетрудоспособности, включая уход за больным ребенком, уход за ребенком до 14 лет или ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет на весь период предоставления реабилитационной помощи при наличии медицинского заключения о необходимости стороннего ухода за ребенком;
— пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам с инвалидностью, работающим на предприятиях и в организациях обществ УТОГ и УТОС, за счет денежных средств ПФУ не с первого, а с шестого дня нетрудоспособности;
— не предусмотрено создание комиссии по социальному страхованию на предприятии, а решение о назначении страховой выплаты принимает страхователь или уполномоченное им лицо;
— уменьшен с 10 до 3 рабочих дней срок рассмотрения страхователем документов для назначения пособия в связи с беременностью и родами со дня их поступления;
— уменьшен с 10 до 3 рабочих дней срок финансирования страхователей ПФУ после поступления от страхователя заявления-расчета, в том числе в электронной форме;
— несмотря на подачу страхователем заявления-расчета, где указываются суммы начисленной страховой выплаты, определение размера пособия по временной нетрудоспособности, в том числе на льготных условиях, осуществляется путем автоматизированного обмена имеющимися данными между информационно-коммуникационными системами органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций или на основании копии соответствующих удостоверений или других документов, подтверждающих право на льготу (т. е. определение размера «больничных» будет осуществляться ПФУ автоматически исходя из данных, содержащихся в реестре застрахованных лиц и реестре страхователей Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования и других базах данных);
— уточнено, что основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является сформированный на основе медицинского заключения о временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности;
— в случае создания необоснованного медицинского заключения, на основании которого сформирован листок нетрудоспособности и осуществлена страховая выплата застрахованному лицу, финансовую ответственность несут лица, создавшие такое медицинское заключение, при этом застрахованное лицо или страхователь не обязаны возвращать полученную сумму страховой выплаты. Если же создание необоснованного медицинского заключения выявлено до осуществления страховой выплаты застрахованному лицу, то такую страховую выплату ПФУ не финансирует до устранения нарушения;
— срок обращения застрахованного лица за назначением страховой выплаты сокращен с 12 до 6 календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности, окончания отпуска в связи с беременностью и родами, со дня смерти застрахованного лица или члена его семьи;
— увеличен с 5 до 17 календарных дней период оплаты временной нетрудоспособности потерпевшего вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания за счет работодателя.
Кроме обновления Закона № 1105, с 1 января 2023 года постановлением Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно обеспечения реализации отдельных функций Пенсионного фонда Украины и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 02.12.2022 № 1350 внесены изменения, в частности, в постановление Кабинета Министров Украины «Об исчислении средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию» от 26.09.2001 № 1266 (далее — Постановление № 1266), которым утвержден Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее — Порядок № 1266). Детально о новшествах Постановления № 1266 и Порядка № 1266 мы уже детально рассказали на страницах журнала6, поэтому напомним только основные новшества указанных документов:
6 См. статью «Новшества в Порядке исчисления средней заработной платы для расчета страховых выплат» в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2022, стр. 60.
— в пункте 3 Порядка № 1266 перечень уважительных причин, при наличии которых не отработанные календарные дни исключаются из расчетного периода, дополнен еще одной уважительной причиной — приостановление действия трудового договора в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины. Соответственно, теперь период (календарные дни) приостановления действия трудового договора, предусмотренного статьей 13 Закона № 2136, исключается из расчетного периода при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат;
— действие пункта 3 Порядка № 1266, в котором определен механизм исчисления среднедневной заработной платы, распространен на работников и гиг-специалистов резидента Дия Сити;
— установлено, что сумма пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам в расчете на месяц, выплачиваемая работникам и гиг-специалистам резидентов Дия Сити, не должна превышать размера заработной платы (дохода) таких лиц, с которого фактически уплачены страховые взносы (ЕСВ). То есть нормы Порядка № 1266 приведены в соответствие с нормами Закона № 1105;
— уточнено, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает по совместительству, на условиях гражданско-правового договора, осуществляет предпринимательскую или другую деятельность, связанную с получением дохода непосредственно от такой деятельности, исчисление средней заработной платы (суммы заработной платы) осуществляется страхователями отдельно по основному месту работы, по совместительству и по месту (местам) осуществления другого вида (видов) деятельности. Расчетный период в таком случае определяется по каждому месту работы отдельно;
— из Постановления № 1266 исключен пункт 4, которым предоставлено право Министерству социальной политики давать разъяснения по применению Порядка № 1266. Следовательно, теперь не Минсоцполитики, а ПФУ как уполномоченный орган управления в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и от несчастного случая будет предоставлять разъяснения по применению положений Порядка № 1266.
Норма рабочего времени в 2023 году
Как мы уже сообщали7, согласно части 6 статьи 6 Закона № 2136 в период действия военного положения не применяются нормы статьи 53, части первой статьи 65, частей третьей – пятой статьи 67, статей 71, 73, 78-1 КЗоТ и части второй статьи 5 Закона об отпусках.
7 См. статьи «Трудовые отношения, режим работы и оплата труда в условиях военного положения» и «Новшества в законодательстве, направленные на оптимизацию трудовых отношений» в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2022, стр. 10, и № 4/2022, стр. 12.
Таким образом, в период военного положения, которое в настоящее время продлено до 19 февраля 2023 года, но, судя по ситуации на фронте, будет продлено и после этой даты, не действуют нормы КЗоТ касательно:
— сокращения продолжительности работы на один час как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе накануне праздничных и нерабочих дней (ч. первая ст. 53 КЗоТ);
— продолжительности рабочего дня накануне выходных дней при шестидневной рабочей неделе не более 5 часов (ч. вторая ст. 53 КЗоТ);
— ограничения предельных норм сверхурочных работ, а именно 4 часа в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ч. первая ст. 65 КЗоТ);
— перенесения выходного дня на следующий после праздничного или нерабочего дня, если последний совпадает с выходным днем (ч. третья ст. 67 КЗоТ);
— перенесения выходных и рабочих дней в соответствии с рекомендацией Кабинета Министров Украины с целью создания благоприятных условий для использования праздничных и нерабочих дней (ч. четвертая, пятая ст. 67 КЗоТ);
— праздничных и нерабочих дней (ст. 73 КЗоТ);
— запрета привлечения к работам в выходные, праздничные и нерабочие дни (ст. 71 КЗоТ);
— неучета праздничных и нерабочих дней, указанных в статье 73 КЗоТ, при определении продолжительности ежегодных отпусков (ст. 78-1 КЗоТ, ч. вторая ст. 5 Закона об отпусках).
Учитывая вышеизложенное, в период военного положения:
— отсутствуют праздничные и нерабочие дни, соответственно на них не продлеваются ежегодные (основной и дополнительные) отпуска и дополнительный отпуск работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы;
— выходные дни, которые приходятся на праздничные и нерабочие дни, указанные в статье 73 КЗоТ, не переносятся на следующий день после праздничного или нерабочего дня;
— не сокращается на 1 час продолжительность работы при пятидневной и шестидневной рабочей неделе накануне праздничных и нерабочих дней, указанных в статье 73 КЗоТ;
— не ограничивается 5 часами продолжительность рабочего дня накануне выходных дней при шестидневной рабочей неделе;
— не ограничивается количество сверхурочных работ в течение 2 дней подряд и за год.
Таким образом, работодателям необходимо учитывать вышеизложенное при определении нормы рабочего времени в месяцах (кварталах, полугодиях) 2023 года и в целом за 2023 год.8
8 См. норму рабочего времени в месяцах 2023 года при условии, что военное положение будет действовать в течение всего 2023 года, на стр. 128 этого номера.
Например, для предприятий, на которых установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье с одинаковой продолжительностью ежедневной работы, норма рабочего времени в январе 2023 года составляет 176 рабочих часов (22 рабочих дня х 8 рабочих часов).
Кроме того, следует учитывать, что согласно частям 1, 2 статьи 6 Закона № 2136 нормальная продолжительность рабочего времени в период действия военного положения может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т. п.). Для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю.
В случае установления работникам, занятым на объектах критической инфраструктуры, нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Закона № 2136 свыше нормы, установленной в соответствии с законодательством, оплата труда осуществляется в размере, увеличенном пропорционально увеличению нормы труда (ч. 7 ст. 6 Закона № 2136).
Например, если работнику, занятому на объекте критической инфраструктуры, в период действия военного положения установлена нормальная продолжительность рабочего времени — 50 часов в неделю, а до введения военного положения он работал с нормальной продолжительностью рабочего времени — 40 часов в неделю, при этом его оклад по должности составляет 10 000 грн., то заработная плата работника в период действия военного положения должна рассчитываться исходя из оклада, составляющего 12 500 грн. (10 000 грн. : 40 рабочих часов х 50 рабочих часов).
Заметим, что увеличение нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени в период военного положения для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры, является правом, а не обязанностью работодателя, к тому же работодатель может увеличить продолжительность рабочего времени не обязательно для всех работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (например, он может сделать это для работников только отдельных подразделений или для отдельных работников).
Изменения в Классификаторе профессий
Министерство экономики Украины приказом от 29.12.2022 № 5573 внесло Изменение № 11 в национальный классификатор ГК 003:2010 (далее — Классификатор профессий, КП), утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 28.07.2010 № 327.
Изменение № 11 предусматривает изменение названий некоторых профессий, отмену ряда устаревших профессий, введение новых профессий и новой позиции в производных словах к профессиям (профессиональным названиям работ), повышение статуса некоторых профессий.
Так, слова «телекоммуникации» и «телекоммуникационный» в названиях классификационных группировок и профессий заменены словами соответственно «электронные коммуникации» и «коммуникационный» в соответствующем падеже. В частности, в классификационных группировках название «Профессионалы в области электроники и телекоммуникаций» заменено названием «Профессионалы в области электроники и электронных коммуникаций» (код КП 2144), название «Научные сотрудники (электроника, телекоммуникации)» — названием «Научные сотрудники (электроника, электронные коммуникации)» (код КП 2144.1), название «Инженеры в области электроники и телекоммуникаций» — названием «Инженеры в области электроники и электронных коммуникаций» (код КП 2144.2), название «Технические специалисты в области электроники и телекоммуникаций» — названием «Технические специалисты в области электроники и электронных коммуникаций» (код КП 3114), название «Операторы радио- и телекоммуникационного оборудования» — названием «Операторы радио- и электронно-коммуникационного оборудования» (код КП 3132). В названиях профессий название «Аналитик по безопасности информационно-телекоммуникационных систем» заменено названием «Аналитик по безопасности информационно-коммуникационных систем» (код КП 2139.2), название «Младший научный сотрудник (электроника, телекоммуникации)» — названием «Младший научный сотрудник (электроника, электронные коммуникации)» (код КП 2144.1).
Также в Классификатор профессий внесена новая классификационная группировка по коду КП 5164 «Военнослужащие (рядовой, сержантский и старшинский состав)», которая включает следующие новые профессии по коду КП 5164: «Боевой медик», «Верхолаз (военная служба)», «Доброволец территориальной обороны», «Инструктор по физической подготовке и спорту (военная служба)», «Контроллер (особо важные государственные объекты)», «Механик-водитель», «Наводчик», «Наводчик-оператор», «Снайпер».
В названиях некоторых профессий заменены слово или слова. Так, слово «Инженер» в трех профессиях по коду КП 2412.2 заменено словом «Специалист», вследствие чего название профессии «Инженер по организации труда» заменено названием «Специалист по организации труда», название «Инженер по подготовке кадров» — названием «Специалист по подготовке кадров», название «Инженер по профадаптации» — названием «Специалист по профадаптации». Название профессии «Заведующий центром (молодежным)» (код КП 1229.6) заменено более универсальным названием профессии «Заведующий центром (по направлению деятельности)» (код КП 1229.6). Название профессии «Аудитор информационных технологий» (код КП 2139.2) заменено более конкретным названием «Аудитор информационных технологий (по кибербезопасности)» (код КП 2139.2).
Кроме того, название классификационной группировки «Рабочие, обслуживающие установки по производству цемента и других минеральных продуктов» заменено названием «Рабочие, обслуживающие установки в волокнистоцементном производстве» (код КП 8212).
Также в названиях профессий слово «асбестоцементные» или слова «асбестоцементные и асбестосилитовые» заменены словом «волокнистоцементные» в соответствующем падеже. В частности, название профессии «Грунтовщик асбестоцементных и асбестосилитовых изделий» заменено названием «Грунтовщик волокнистоцементных изделий» (код КП 8212), название «Съемник-укладчик асбестоцементных изделий» — названием «Съемник-укладчик волокнистоцементных изделий» (код КП 8212), название «Лаборант асбестоцементного производства» — названием «Лаборант волокнистоцементного производства» (код КП 8212), название «Сборщик асбестоцементных плит» — названием «Сборщик волокнистоцементных изделий» (код КП 9321).
Кроме того, название профессии «Инспектор по защите растений» заменено названием «Инспектор фитосанитарный» (код КП 3212), название «Офисный служащий (складское хозяйство)» — названием «Служащий на складе (кладовщик)» (код КП 4131). Одновременно исключена профессия «Кладовщик» (код КП 9411), которая была включена в раздел 9 «Простейшие профессии» Классификатора профессий. Таким образом, вместо названия профессии «Кладовщик» необходимо использовать название «Служащий на складе (кладовщик)» (код КП 4131), но следует учитывать, что последняя профессия приведена в разделе 4 «Технические служащие» Классификатора профессий, то есть статус кладовщика должен быть повышен.
Из раздела 5 «Работники сферы торговли и услуг» Классификатора профессий исключена профессия «Шеф-повар» (код КП 5122), но одновременно профессия с таким же названием включена в раздел 3 «Специалисты» Классификатора профессий, то есть статус профессии «Шеф-повар» должен быть повышен.
Из Классификатора профессий исключены (отменены) следующие профессии: «Инженер по нормированию труда» (код КП 2412.2), «Инженер по организации и нормированию труда» (код КП 2412.2), «Бегунщик» (код КП 8151), «Дозировщик асбеста» (код КП 8151), «Машинист печатной машины (производство асбестоцементных и асбестосилитовых изделий») (код КП 8251), профессии по коду КП 8212 «Гидротермист», «Голендорщик», «Машинист экструзионного пресса», «Машинист прикатывающей машины», «Машинист трубной машины», «Обкатчик труб», «Оператор конвейера отвердения асбестоцементных труб», «Оператор переборщика-увлажнителя асбестоцементных изделий», «Оператор ускорительной установки», «Рекуператорщик», «Разбиратель асбестоцементных изделий», «Токарь по обработке асбестоцементных труб и муфт», «Фрезеровщик асбестоцементных плит», «Волновитель асбестоцементных листов».
В Классификатор профессий включены (внесены) следующие новые профессии: «Директор Национального антикоррупционного бюро Украины» (код КП 1120.1), «Директор территориального управления Национального антикоррупционного бюро Украины» (код КП 1229.7), «Руководитель структурного подразделения по вопросам безопасности информации и киберзащиты» (код КП 1239), «Конструктор систем кибербезопасности» (код КП 2132.2), по коду КП 2139.2 профессии «Аналитик по оценке уязвимостей», «Аудитор программ информационных технологий», «Уполномоченный по авторизации безопасности информации», «Специалист по киберисследованиям и разработке систем безопасности», «Специалист по оценке мер защиты информации (кибербезопасности)», «Специалист по планированию политики и стратегии кибербезопасности», «Специалист по юридическим консультациям и адвокации в сфере кибербезопасности», по коду КП 2149.2 профессии «Эксперт по оценке пожарных рисков», «Эксперт в сфере техногенной и пожарной безопасности», «Инженер по нормированию трудовых процессов», профессии «Специалист по исследованию факторов окружающей среды» (код КП 2225.2), «Профессионал по фармаконадзору» (код КП 2229.2), по коду КП 2445.2 профессии «Клинический психолог» и «Психотерапевт», профессии «Эксперт (по видам деятельности)» (код КП 2490), «Сестра медицинская (брат медицинский) по реабилитации» (код КП 3231), «Государственный фитосанитарный инспектор» (код КП 3449), «Кибероператор» (код КП 4113), по коду КП 7111 профессии «Горняк на очистных работах в шахтах» и «Горняк на подготовительных работах в шахтах», профессии «Машинист технологического оборудования обогатительной фабрики» (код КП 8119), «Изготовитель премиксов» (код КП 8139), «Оператор пульта управления оборудованием дробильно-сортировочной линии» (код КП 8212).
Из вышеизложенного следует, что вместо отмененных профессий «Инженер по нормированию труда» (код КП 2412.2) и «Инженер по организации и нормированию труда» (код КП 2412.2) можно применить название новой професии «Инженер по нормированию трудовых процессов» (код КП 2149.2).
Кроме того, учитывая, что название профессии «Аналитик систем защиты информации и оценки уязвимостей» (код КП 2139.2) заменено названием «Аналитик систем защиты информации» (код КП 2139.2), а также введено новое название профессии «Аналитик по оценке уязвимостей» (код КП 2139.2), то фактически одну бывшую профессию разделили на две отдельные профессии с теми же кодами КП.
Все вышеприведенные новые профессии внесены как в соответствующие разделы приложения А (обязательного), так и в приложение Б (справочное) «Алфавитный указатель профессиональных названий работ» Классификатора профессий.
Приложение В «Производные слова к профессиям (профессиональным названиям работ)» Классификатора профессий дополнено новой позицией «Исполнитель отдельных работ», в сноске к которой указано, что эти производные слова применяются к профессиональным названиям работ разделов 5 – 8 Классификатора профессий, если это не противоречит КП при условии, что к работникам по этим профессиям (профессиональным названиям работ) не определяются личностные, специальные и/или специфические требования. Например, от названия профессии «Монтажник гипсокартонных конструкций» с кодом КП 7129 можно образовать производное название «Исполнитель отдельных работ монтажника гипсокартонных конструкций» с сохранением кода КП (конкретная детализация работ приводится в рабочей инструкции: выполнение монтажа откосов гипсокартоном или выполнение монтажа каркасов гипсокартоном).
Одновременно раздел 3 «Основные положения» Классификатора профессий дополнен двумя абзацами следующего содержания:
«В отдельных случаях при необходимости обозначения видов работ по определенной профессии (профессиональному названию работы) работодатель может применять производные слова «исполнитель отдельных работ». Конкретная детализация работ определяется работодателем в рабочей инструкции или трудовом договоре.
Использование производных слов «исполнитель отдельных работ» применяется работодателем при необходимости: принятия на работу рабочих для выполнения отдельных работ в пределах определенной профессии, не имеющих профессиональной (полной или частичной) квалификации; признания результатов обучения по краткосрочным курсам, семинарам, курсам повышения квалификации в соответствии с номенклатурой профессий (профессиональных названий работ) и потребностями рынка труда.».
Как разъяснило Минсоцполитики в письме от 02.10.2018 № 18921/0/2-18/28 (см. ВТЗ № 1/2019, стр. 113), изменение названий профессий (должностей) без изменения кодов КП не требуют предварительного согласия работников, занимающих соответствующие должности (профессии), поскольку указанные изменения не связаны с изменением задач и обязанностей по должностям (профессиям), квалификационных требований к работнику, оплаты труда и т. д. Если изменение названия должности (профессии) обусловливает изменение должностных (рабочих) обязанностей, разряда, размера оплаты труда и т. д., т. е. влечет изменение существенных условий труда, работник должен быть уведомлен об этом не позднее чем за два месяца.
Таким образом, работодатели должны привести названия должностей (профессий) в штатном расписании в соответствие с положениями обновленного Классификатора профессий путем издания соответствующего приказа. Если изменение названия должности (профессии) влечет изменение обязанностей по должности (профессии), то вносятся изменения в должностные (рабочие) инструкции с уведомлением работников о таких изменениях не позднее чем за два месяца, поскольку согласно части третьей статьи 32 КЗоТ об изменении существенных условий труда, в частности, изменении разрядов и наименования должностей, работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.