Работник становится членом избирательной комиссии по выборам Президента Украины: сохраняется ли за ним средний заработок по месту работы
Работник предприятия написал заявление с просьбой освободить его от выполнения должностных обязанностей на период работы членом участковой избирательной комиссии по выборам Президента Украины. Сохраняется ли за таким работником средний заработок по месту работы на период выполнения обязанностей члена избирательной комиссии?
Частью первой статьи 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) установлено, что на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Законодательство (в том числе КЗоТ) не содержит исчерпывающего перечня государственных или общественных обязанностей, при выполнении которых в рабочее время за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок, поэтому в этих вопросах необходимо руководствоваться нормами специального законодательства.
Трудовые гарантии по месту основной работы работников, которые планируют стать членами избирательных комиссий по выборам Президента Украины (далее — избирательные комиссии), определены Законом Украины «О выборах Президента Украины» от 05.03.99 г. № 474-XIV (далее — Закон № 474).
Согласно части 4 статьи 29 Закона № 474 по решению избирательной комиссии, утверждаемому избирательной комиссией высшего уровня, председатель, заместитель председателя, секретарь или другие члены окружной избирательной комиссии (общим количеством не более четырех человек), участковой избирательной комиссии (общим количеством не более трех человек) в течение всего периода полномочий избирательной комиссии или части этого периода могут выполнять свои полномочия в избирательной комиссии с оплатой их труда в комиссии в соответствии со статьей 40 этого Закона. Указанные лица на этот период освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением соответствующего стажа.
В соответствии со статьей 40 Закона № 474 работа члена избирательной комиссии, выполняющего свои полномочия в избирательной комиссии на платной основе, оплачивается в размере, определенном постановлением Кабинета Министров Украины «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий всеукраинского референдума» от 28.07.2004 г. № 966 (далее — Постановление № 966) и Порядком оплаты труда членов окружных и участковых избирательных комиссий по выборам Президента Украины, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии от 08.04.2014 г. № 226 (далее — Порядок № 226), за счет денежных средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на подготовку и проведение выборов.
Оплата труда члена избирательной комиссии, освобожденного от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы, не может быть ниже его средней заработной платы по основному месту работы.
Таким образом, действующее законодательство по выборам Президента Украины не содержит норм о сохранении среднего заработка по основному месту работы за работниками на время их работы в избирательных комиссиях. Единственная гарантия — работники, выполняющие свои полномочия в избирательной комиссии с оплатой труда за счет госбюджета (председатель, заместитель председателя, секретарь или другие члены избирательной комиссии) в соответствии с нормами Постановления № 966 и Порядка № 226, на период работы в избирательной комиссии освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением соответствующего стажа (в частности, трудового стажа, стажа работы по профессии).
Основанием для освобождения работника от основной работы в связи с выполнением им обязанностей члена избирательной комиссии является его заявление и справка (выписка из решения) избирательной комиссии о назначении его председателем, заместителем председателя, секретарем или членом избирательной комиссии на определенный срок.
Согласно пункту 2.4 Порядка № 226 член окружной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии обычного или специального избирательного участка, освобожденный от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы, подает в окружную избирательную комиссию, в частности, следующие документы:
— справку об освобождении от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы;
— справку с основного места работы о средней заработной плате, размер которой исчисляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). Такая справка подается членом избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию в течение 5 дней со дня утверждения избирательной комиссией высшего уровня решения избирательной комиссии об осуществлении им полномочий в избирательной комиссии на платной основе.
Следовательно, «основной» работодатель должен выдать работнику – члену избирательной комиссии справку об освобождении от выполнения трудовых (должностных) обязанностей на период работы в избирательной комиссии и справку о средней заработной плате, исчисленной за последние 2 календарных месяца работы в соответствии с Порядком № 100.
Что касается работников, желающих работать членами избирательных комиссий без оплаты за счет госбюджета (например, их работу будут оплачивать кандидаты в Президенты Украины), то действующее избирательное законодательство не содержит норм о необходимости освобождать таких работников от выполнения трудовых (должностных) обязанностей по основному месту на время работы в избирательной комиссии (этот вопрос относится к компетенции работодателя), а также не содержит норм о сохранении за ними среднего заработка за время работы в избирательной комиссии.
В то же время, руководствуясь вышеприведенной нормой части первой статьи 119 КЗоТ, работодатели в коллективном договоре (другом внутреннем документе) могут установить, что работа членом избирательной комиссии по выборам Президента Украины (народных депутатов, местных советов, городских голов, старост) без оплаты за счет госбюджета (местных бюджетов) является выполнением государственных (общественных) обязанностей, поэтому за время выполнения таких обязанностей в рабочее время работникам начисляется средний заработок. Это согласуется с нормой статьи 13 КЗоТ, согласно которой коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, и с нормой статьи 97 КЗоТ, согласно которой условия введения и размеры компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями самостоятельно в коллективном договоре.
Заработная плата, начисленная за счет денежных средств госбюджета за время работы в избирательных комиссиях, включается в фактический заработок по основному месту работы при исчислении средней заработной платы в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 Постановления № 966).
Таким образом, после окончания работы в избирательной комиссии работник должен предоставить «основному» работодателю справку о суммах заработной платы, полученной во время работы в избирательной комиссии за счет госбюджета. Такая «избирательная» заработная плата засчитывается в доходы работника в соответствующих месяцах, и если эти месяцы включаются в расчетный период, она учитывается при исчислении средней заработной платы работника по основному месту работы для начисления ему выплат, которые рассчитываются согласно нормам Порядка № 100.