Законом о Госбюджете-2021 с 1 декабря 2021 года предусмотрено увеличение социальных стандартов: минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Каковы теперь размеры указанных социальных стандартов? Какие еще показатели, важные для работодателей, изменились с 1 декабря 2021 года в связи с увеличением минимальной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособных лиц? Каковы теперь размеры штрафов для работодателей за нарушение трудового законодательства? Какие размеры социальных стандартов установлены на 2022 год?
Увеличение минимальной зарплаты и прожиточного минимума с 1 декабря: что необходимо учесть работодателям
Социальные стандарты, к которым относятся минимальная заработная плата и прожиточный минимум, на каждый календарный (бюджетный) год устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины. На 2021 год социальные стандарты установлены стаьями 7 и 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 № 1082-ІХ (далее — Закон о Госбюджете-2021).
Минимальная заработная плата с 1 декабря 2021 года
Согласно статье 8 Закона о Госбюджете-2021 в течение 2021 года минимальная заработная плата составляет:
— в месячном размере: с 1 января — 6000 грн., с 1 декабря — 6500 грн.;
— в почасовом размере: с 1 января — 36,11 грн., с 1 декабря — 39,12 грн.
Таким образом, по сравнению с январем – ноябрем увеличение в декабре 2021 года минимальной заработной платы в месячном размере составило 500 грн. (6500 – 6000), в почасовом размере — 3,01 грн. (39,12 – 36,11), то есть 8,33%, хотя инфляция в январе – ноябре 2021 года составила 9,4%.
Согласно уже принятому Закону о Госбюджете-2022 в январе – сентябре 2022 года минимальная заработная плата в месячном размере будет составлять 6500 грн., в почасовом размере — 39,26 грн., а с 1 октября 2022 года они будут составлять соответственно 6700 грн. и 40,46 грн.
Напомним, что согласно статье 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата (далее — МЗП) устанавливается одновременно в месячном и почасовом размерах.
В соответствии со статьей 3-1 Закона № 108 если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера МЗП, работодатель проводит доплату до уровня МЗП, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера МЗП, осуществляется доплата до уровня МЗП.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на многочисленных примерах рассказано в статье «Минимальная заработная плата: порядок выплаты работникам» журнала «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 8.
В случае работы на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда МЗП выплачивается пропорционально выполненной норме труда. При этом если по каким-то причинам заработная плата за отработанное время оказывается меньше «пропорциональной» МЗП, работнику начисляется доплата до «пропорциональной» МЗП.
МЗП в почасовом размере применяется работодателями в случае применения почасовой оплаты труда.
Таким образом, с 1 декабря 2021 года при работе на условиях полной занятости работникам, которым установлены должностные оклады (месячные тарифные ставки) с нормой труда — месяц, за полностью выполненную месячную норму труда работодатели должны выплачивать заработную плату в размере не меньше МЗП в месячном размере — 6500 грн., а работникам, которым установлена почасовая оплата труда, за полностью выполненную часовую норму труда — заработную плату не меньше МЗП в почасовом размере — 39,12 грн. (с 1 января 2022 года — 39,26 грн.).2
2 См. также письма Минсоцполитики от 21.02.2017 № 242/0/102-17/282 и от 20.03.2017 № 766/0/101-17/28 в журнале «Все о труде и зарплате» № 5/2017, стр. 113 и 114.
Поскольку для работников, которым установлена почасовая оплата труда, минимальной государственной гарантией в оплате труда является установление часовой ставки в размере не меньше МЗП в почасовом размере, то месячная заработная плата таких работников может быть меньше МЗП в месячном размере и доплата до уровня последней им не начисляется.
Например, в январе 2022 года месячная норма рабочего времени для предприятий с 40-часовой 5-дневной рабочей неделей с выходными днями в субботу и воскресенье составляет 151 рабочий час.3 Если работнику с почасовой оплатой труда часовая ставка установлена на уровне МЗП в почасовом размере — 39,26 грн., то при выполнении месячной нормы труда в январе 2022 года месячная заработная плата работника составит 5928,26 грн. (151 отраб. ч. х 39,26 грн.), что меньше МЗП в месячном размере (5928,26 грн. < 6500 грн.). Но в этом случае работодатель не обязан начислять работнику, которому установлена почасовая оплата труда, доплату до МЗП в месячном размере (до 6500 грн.), поскольку для такого работника работодателем выполнена другая минимальная государственная гарантия — часовая ставка установлена не ниже (на уровне) МЗП в почасовом размере — 39,26 грн.
3 Нормы рабочего времени на 2022 год приведены в разъяснении Минэкономики от 19.08.2021 на стр. 126 этого номера.
Прожиточный минимум с 1 декабря 2021 года
Согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2021 прожиточный минимум с 1 декабря 2021 года увеличился и составляет:
- для детей в возрасте до 6 лет — 2100 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2013 грн.);
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 2618 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2510 грн.);
- для трудоспособных лиц — 2481 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2379 грн.);
- для лиц, утративших трудоспособность — 1934 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 1854 грн.);
- усредненный на одно лицо — 2393 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2294 грн.).
Вышеуказанные размеры прожиточного минимума будут действовать и в январе – июне 2022 года.
Из вышеперечисленных показателей для работодателей важен размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), который с 1 декабря 2021 года, как отмечено выше, увеличился до 2481 грн.
С 1 декабря 2021 года не изменился ПМТЛ, который установлен с 1 января 2021 года статьей 7 Закона о Госбюджете-2021 для определения базового размера должностного оклада судьи, должностных окладов работникам других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, должностного оклада прокурора окружной прокуратуры.
Если работодатель по исполнительному документу из доходов работника отчисляются алименты на ребенка в минимальном размере (50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста — ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины), то минимальный размер таких алиментов с 1 декабря 2021 года составляет:
— для детей в возрасте до 6 лет — 1050 грн. (2100 грн. х 50%);
— для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1309 грн. (2618 грн. х 50%).
Минимальный должностной оклад в 2021–2022 годах
Хозрасчетные предприятия
Увеличение МЗП и ПМТЛ с 1 декабря 2021 года не повлияло на размер минимального должностного оклада, поскольку в соответствии с частями шестыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Поскольку статьей 7 Закона о Госбюджете-2021 ПМТЛ на 1 января 2021 года установлен в размере 2270 грн., в течение всего 2021 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) составляет 2270 грн.
Согласно Закону о Госбюджете-2022 в период с 1 января по 30 июня 2022 года ПМТЛ будет равен размеру ПМТЛ, установленному с 1 декабря 2021 года, — 2481 грн., поэтому в течение всего 2022 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) будет составлять 2481 грн.
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) хозрасчетного предприятия определено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне текущего размера ПМТЛ (без привязки к размеру ПМТЛ по состоянию на 1 января), то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) должен составлять с 1 декабря 2021 года не менее 2481 грн.
Предприятия, которые через своих представителей (как со стороны работодателя, так и со стороны профсоюза предприятия, представляющего трудовой коллектив) участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019, должны соблюдать норму пункта 2.3 этого документа, согласно которой для предприятий отраслей, в которых не заключены отраслевые соглашения или положения заключенных соглашений не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, ее размер устанавливается не менее чем на 10% выше установленного на законодательном уровне размера ПМТЛ.
Следовательно, для предприятий отраслей, в которых не заключены отраслевые соглашения или они не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, последний с 1 декабря 2021 года должен составлять не менее 2729 грн. (2481 грн. х 110%).
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) предприятия установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне МЗП в месячном размере, то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) с 1 декабря 2021 года должен составлять 6500 грн.
Бюджетные учреждения
Частями пятыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 определено, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета (далее — бюджетные учреждения), формируется на основе:
— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
Абзацем четвертым пункта 1 примечаний к Единой тарифной сетке разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы (далее — ЕТС), приведенной в приложении 1 к постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 (далее — Постановление № 1298), установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) с 1 января 2021 года рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда — 2670 грн., с 1 декабря 2021 года — 2893 грн.
Таким образом, с 1 декабря 2021 года должностной оклад (тарифная ставка) работника 1 тарифного разряда (минимальный должностной оклад в бюджетных учреждениях) увеличился и с указанной даты составляет 2893 грн.
Поскольку согласно абзацу первому пункта 1 примечаний к ЕТС должностные оклады (тарифные ставки) по разрядам ЕТС определяются путем умножения оклада (ставки) работника 1 тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент (тарифные коэффициенты для всех тарифных разрядов приведены в приложении 1 к Постановлению № 1298), то с 1 декабря 2021 года увеличились размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС.4
4 Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 1 – 25 тарифных разрядов ЕТС в течение 2021 года приведены в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2021, стр. 127.
Учитывая вышеизложенное, руководители бюджетных учреждений должны внести изменения в штатное расписание своих учреждений и установить с 1 декабря 2021 года новые (увеличенные) размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 1 – 25 тарифных разрядов ЕТС.
Начиная с 1 декабря 2021 года, если работнику бюджетного учреждения за выполненную месячную норму труда начислена месячная заработная плата, размер которой меньше 6500 грн. (т. е. меньше МЗП в месячном размере), то такому работнику начисляется доплата до 6500 грн.
Индексация заработной платы
Индексация заработной платы осуществляется в пределах ПМТЛ, поэтому увеличение ПМТЛ с 1 декабря 2021 года до 2481 грн. привело к увеличению размера заработной платы, подлежащей индексации. То есть с 1 декабря 2021 года при полностью отработанном месяце при наличии оснований (соответствующей величины прироста индекса потребительских цен5) индексируется сумма заработной платы, составляющая 2481 грн. Часть заработной платы, превышающая ПМТЛ, не подлежит индексации.
5 Величины прироста индекса потребительских цен для проведения индексации доходов работников в ноябре и декабре 2021 года приведены на стр. 127 этого номера.
Кроме того, необходимо помнить, что увеличение окладов (тарифных ставок) приводит к изменению «базового» месяца. Поскольку в бюджетных учреждениях, устанавливающих должностные оклады (тарифные ставки) согласно ЕТС, с 1 декабря 2021 года состоялось увеличение должностных окладов (тарифных ставок), то у работников таких учреждений декабрь 2021 года стал «базовым» месяцем.
Если в связи с увеличением МЗП или ПМТЛ на хозрасчетном предприятии с 1 декабря 2021 года состоялось увеличение должностных окладов (тарифных ставок), то у работников такого предприятия декабрь 2021 года стал «базовым» месяцем.
Напомним, что сумма индексации в «базовом» месяце — месяце повышения оклада (тарифной ставки) не начисляется, если размер повышения денежного дохода (в части постоянных составляющих заработной платы — надбавки, доплаты, премии) превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения оклада (тарифной ставки).6
Если размер повышения денежного дохода (в части постоянных составляющих заработной платы) не превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения оклада (тарифной ставки), сумма индексации в этом месяце определяется с учетом размера повышения дохода и рассчитывается как разность между суммой сложившейся индексации и размером повышения дохода (п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078).66
6 Детально о проведении индексации заработной платы рассказано и показано на многочисленных примерах в статьях «Индексация заработной платы работников», «Индексация заработной платы работников опережающим путем» и «Индексация или повышение окладов: что выгоднее предприятию» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 1/2020, стр. 32, № 2/2020, стр. 28, и № 3/2020, стр. 55.
Единый социальный взнос
В связи с увеличением МЗП с 1 декабря 2021 года увеличились размеры показателей, от которых зависит сумма подлежащего уплате единого социального взноса (далее — ЕСВ).
В частности, максимальная величина базы начисления ЕСВ, которая согласно пункту 4 части 1 статьи 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VІ (далее — Закон о ЕСВ) равна 15 размерам МЗП, с 1 декабря 2021 года составляет 97 500 грн. (15 х 6500 грн.). Соответственно, если с 1 декабря 2021 года ЕСВ будет уплачиваться с максимальной величины базы начисления ЕСВ, то сумма ЕСВ должна составлять 21 450 грн. (97 500 грн. х 22%).
Напомним, что в январе – ноябре 2021 года максимальная величина базы начисления ЕСВ составляла 90 000 грн. (6000 грн. х 15), а сумма подлежащего уплате с нее ЕСВ была равна 19 800 грн. (90 000 грн. х 22%).
Размер минимального страхового взноса (далее — МСВ), который согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Закона о ЕСВ определяется как произведение размера МЗП и установленной ставки ЕСВ, с 1 декабря 2021 года составляет 1430 грн. (6500 грн. х 22%). В период с января по ноябрь 2021 года МСВ составлял 1320 грн. (6000 грн. х 22%).
Напомним, что сумму ЕСВ в расчете на месяц не меньше МСВ должны уплачивать: физические лица – предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения; физические лица – предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога; лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность; члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, которые подлежат страхованию на других основаниях (п. 2, 3 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ).
Если физические лица – предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, имеют основное место работы, то они освобождаются от уплаты за себя ЕСВ за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен ЕСВ за таких лиц в размере не менее МСВ. (ч. 6 ст. 4 Закона о ЕСВ).
Сумма ЕСВ, которая согласно части 5 статьи 8 Закона о ЕСВ и подпункту 6 пункта 2 раздела III Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 № 449 (далее — Инструкция № 449), подлежит уплате с МЗП (определяется как произведение размера МЗП и ставки ЕСВ) в случае, если по основному месту работы база начисления ЕСВ в отчетном месяце не превышает МЗП при условии пребывания работника в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца, с 1 декабря 2021 года составляет 1430 грн. (6500 грн. х 22%). Напомним, что в период с января по ноябрь 2021 года указанная сумма ЕСВ составляла 1320 грн. (6000 грн. х 22%).
Обращаем внимание, что согласно подпункту 2 пункта 2 раздела IV Инструкции № 449 применение максимальной величины при начислении ЕСВ на суммы пособия по временной нетрудоспособности (далее — «больничные»), пособия в связи с беременностью и родами (далее — «декретные»), оплаты ежегодного отпуска (далее — отпускные), период которых больше одного месяца, осуществляется отдельно за каждый месяц.
Следовательно, если работнику начисляются «декретные», а также «больничные», отпускные, переходящие с одного месяца на другой (например, переходящие с ноября на декабрь 2021 года), то такие выплаты с целью определения базы начисления ЕСВ в конкретном месяце должны быть отнесены к месяцам, за которые они начислены. После такого отнесения определяется окончательный месячный доход работника для его сравнения как с максимальной величиной базы начисления ЕСВ, так и с МЗП в соответствующем месяце.7
7 См. примеры начисления ЕСВ на «переходные» выплаты в статье «Единый социальный взнос: особенности уплаты и подачи отчетности в 2021 году» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2021, стр. 17.
Обращаем внимание, поскольку согласно Закону о Госбюджете-2022 МЗП в месячном размере в январе – сентябре 2022 года будет такой же, как в декабре 2021 года — 6500 грн., то вышеуказанные размеры максимальной величины базы начисления ЕСВ (21 450 грн.), МСВ (1430 грн.) и суммы ЕСВ, подлежащей уплате с МЗП, если по основному месту работы база начисления ЕСВ в отчетном месяце у работника не превышает МЗП (1430 грн.), будут действовать и в течение января – сентября 2022 года.
Налогообложение доходов работников
Согласно нормам статей 164 и 165 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) обложение налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС) отдельных доходов физических лиц, в том числе работников, зависит от размера МЗП. Но порядок налогообложения подавляющего большинства таких доходов зависит не от размера МЗП в конкретном месяце, а от размера МЗП, установленного на 1 января календарного года. Поэтому увеличение МЗП с 1 декабря 2021 года не повлияло на порядок налогообложения таких доходов. Это касается, в частности, налогообложения неденежных подарков (пп. 165.1.39 НКУ), путевок, предоставляемых работодателем работнику и членам его семьи (пп. 165.1.35 НКУ), стоимости обучения в отечественных высших и профессионально-технических учебных заведениях (пп. 165.1.21 НКУ), суточных расходов при командировках в пределах Украины (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ), основной суммы долга (кредита) налогоплательщика, прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до истечения срока исковой давности (пп. «д» пп. 164.2.17, пп. 165.1.55 НКУ).8
8 Детально о налогооблагаемых суммах таких доходов в 2021 году рассказано в статье «Налогообложение выплат работникам – 2021» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2021, стр. 32.
В то же время НКУ предусмотрен один вид дохода, налогообложение которого зависит от размера МЗП, установленного в текущем месяце.
Так, согласно подпункту «в» пп. 164.2.16 НКУ не облагается НДФЛ и ВС сумма пенсионных взносов, которая уплачивается работодателем-резидентом за свой счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика (работника), если такая сумма не превышает 15% начисленной этим работодателем суммы заработной платы налогоплательщику (работнику) в течение месяца, за который уплачивается пенсионный взнос, взносы в фонды банковского управления, но не более 2,5 размера МЗП в расчете за месяц по совокупности таких взносов.
Следовательно, с 1 декабря 2021 года освобождается от налогообложения сумма указанных пенсионных взносов, если она не превышает 15% суммы начисленной этим работодателем заработной платы работнику за месяц, за который уплачивается пенсионный взнос, взносы в фонды банковского управления, но не более 16 250 грн. (6500 грн. х 2,5) в расчете за месяц по совокупности таких взносов. В январе – ноябре 2021 года указанная предельная сумма составляла 15 000 грн. (6000 грн. х 2,5).
Кроме привязки налогооблагаемых сумм доходов к МЗП, налогообложение заработной платы зависит от размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года, поскольку от этого показателя зависит размер налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) и предельный размер дохода, к которому она применяется. В свою очередь от предельного размера дохода, дающего право на применение НСЛ, зависит налогооблагаемая сумма целого ряда других доходов. На порядок налогообложения таких доходов и на порядок применения НСЛ увеличение МЗП и ПМТЛ с 1 декабря 2021 года не повлияло.9
9 Подробно о доходах, налогообложение которых зависит от размера ПМТЛ, и порядке применения НСЛ в 2021 году рассказано в статье «Налогообложение выплат работникам – 2021» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2021, стр. 32.
В то же время произойдет увеличение размеров МЗП и ПМТЛ по состоянию на 1 января 2022 года по сравнению с их размерами по состоянию на 1 января 2021 года.
Поскольку согласно Закону о Госбюджете-2022 МЗП по состоянию на 1 января 2022 года будет составлять 6500 грн., а ПМТЛ по состоянию на 1 января 2022 года будет равен 2481 грн., то в течение всего 2022 года важные для работодателей налоговые показатели будут следующими:
- НСЛ, которая предоставляется в размере 100%, — 1240,50 грн. (2481 грн. х 50%), в размере 150% — 1860,75 грн. (1240,50 грн. х 150%), в размере 200% — 2481 грн. (1240,50 грн. х 200%); НСЛ, которая предоставляется в размере 100% на каждого ребенка работнику, содержащему двоих и более детей, — произведение 1240,50 грн. и количества детей;
- предельный размер дохода, дающий право на применение НСЛ, — 3470 грн. (2481 грн. х 1,4), а для одного из родителей в случае и в размере, предусмотренных подпунктом 169.1.2 (т. е. для лица, содержащего двоих или более детей в возрасте до 18 лет), подпунктами «а» (для одинокой матери (отца), вдовы (вдовца) или опекуна, попечителя) и «б» (для лица, содержащего ребенка с инвалидностью) подпункта 169.1.3 НКУ, — произведение 3470 грн. и количества детей;
- максимальная сумма нецелевой благотворительной (материальной) помощи совокупно за год, которая не облагается НДФЛ и ВС, — 3470 грн. (пп. 170.7.3 НКУ);
- максимальная стоимость подарков (призов победителям и призерам спортивных соревнований) в недежной форме в расчете на месяц, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.39 НКУ), — 1625 грн. (6500 грн. х 25%);
- максимальная сумма суточных расходов, понесенных работником в связи с командировкой в пределах Украины, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ), — 650 грн. (6500 грн. х 0,1) за каждый календарный день командировки;
- максимальная стоимость путевки на отдых, оздоровление и лечение налогоплательщика и/или членов его семьи первой степени родства, предоставляемая его работодателем – плательщиком налога на прибыль предприятий бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки) один раз на календарный год, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.35 НКУ), — 32 500 грн. (6500 грн. х 5).
Страховые выплаты работникам
Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV (далее — Закон № 1105) и Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266 (далее — Порядок № 1266), для сумм страховых выплат («больничных» и «декретных») установлен ряд ограничений, применение которых зависит от размера МЗП.10
10 Детально о начислении «больничных» и «декретных» с учетом ограничений рассказано и показано на многочисленных примерах в статьях ««Больничные»: порядок начисления и выплаты» и «Предоставление отпуска и пособия в связи с беременностью и родами» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 6/2020, стр. 32, и № 7/2020, стр. 56.
Поскольку МЗП с 1 декабря 2021 года по 30 сентября 2022 года составляет 6500 грн., а максимальная величина базы начисления ЕСВ с 1 декабря 2021 года по 30 сентября 2022 года составляет 97 500 грн., рассмотрим ограничения в предоставлении страховых выплат («больничных» и «декретных») работникам в ноябре 2021 года – сентябре 2022 года с учетом указанных показателей (см. таблицу).
Таблица
Ограничения при начислении страховых выплат в 2021–2022 годах
Месяцы, в которых наступил страховой случай |
||
Ноябрь 2021 года |
Декабрь 2021 года |
Январь – Сентябрь 2022 года |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 1 |
||
2956,64 грн. (90 000 грн. : 30,44) |
2956,64 грн. (90 000 грн. : 30,44) |
3203,02 грн. (97 500 грн. : 30,44) |
Максимальная сумма пособия в расчете на месяц 2 |
||
90 000 грн. |
90 000 грн. |
97 500 грн. |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по временной нетрудоспособности, |
||
197,11 грн. (6000 грн. : 30,44) |
213,53 грн. (6500 грн. : 30,44) |
213,53 грн. (6500 грн. : 30,44) |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, |
||
394,22 грн. (6000 грн. х 2 : 30,44) |
427,07 грн. (6500 грн. х 2 : 30,44) |
427,07 грн. (6500 грн. х 2 : 30,44) |
1 Исчисляется путем деления максимальной величины базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 4 Порядка № 1266, ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
2 Соответствует максимальной величине базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) (ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, п.п. 2, 4 Порядка № 1266).
3 Исчисляется путем деления размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 1 ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
4 Исчисляется путем деления двукратного размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней — 30,44 (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).
Ответственность за нарушение законодательства о труде
Поскольку установленные частью второй статьи 265 КЗоТ размеры штрафов для работодателей за нарушение трудового законодательства «привязаны» к размеру МЗП в конкретном месяце (месяце выявления нарушения), то увеличение МЗП с 1 декабря 2021 года привело к увеличению с этой даты размеров указанных штрафов.
Так, согласно части второй статьи 265 КЗоТ работодатели несут ответственность в виде штрафа в случае:
— фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов — в 10-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 65 000 грн. (10 х 6500 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение. Но совершение этих нарушений повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения (независимо от категорий работодателей) влечет наложение штрафа в 30-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 195 000 грн. (30 х 6500 грн.)) (абз. второй, третий ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— нарушения установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату их не в полном объеме — в 3-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 19 500 грн. (3 х 6500 грн.)) (абз. четвертый ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— несоблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда — в 2-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 13 000 грн. (2 х 6500 грн.)) (абз. пятый ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — в 4-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 26 000 грн. (4 х 6500 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение (абз. шестой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— недопуска к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создания препятствий в ее проведении — в 3-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 19 500 грн. (3 х 6500 грн.)) (абз. седьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— недопуска к проведению проверки по вопросам выявления нарушений в виде фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов, — в 16-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 104 000 грн. (16 х 6500 грн.)) (абз. восьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— нарушения прочих требований законодательства о труде, кроме предусмотренных абзацами вторым – восьмым этой части, — в размере МЗП за каждое такое нарушение (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 6500 грн.) (абз. девятый ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— совершения вышеуказанного нарушения (прочих требований законодательства о труде) повторно в течение года со дня выявления нарушения — в 2-кратном размере МЗП за каждое такое нарушение (с 1 декабря 2021 года указанный штраф составляет 13 000 грн. (2 х 6500 грн.)) (абз. десятый ч. второй ст. 265 КЗоТ).
В случае выполнения предписания органа Государственной службы Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) и устранения выявленных нарушений, предусмотренных абзацами четвертым – шестым, девятым части второй статьи 265 КЗоТ, в определенные предписанием сроки меры по привлечению работодателя к ответственности не применяются (ч. шестая ст. 265 КЗоТ).
Таким образом, в случае своевременного выполнения предписания Гоструда и устранения выявленных нарушений, касающихся объемов (размеров) выплаченной заработной платы, минимальных гарантий в оплате труда, гарантий работников, являющихся военнослужащими и военнообязанными, и прочих требований законодательства о труде (кроме указанных в абзацах втором, третьем, седьмом, восьмом, десятом части второй статьи 265 КЗоТ), ответственность работодателя не наступает.
В то же время меры по привлечению к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного абзацами вторым, третьим, седьмым, восьмым, десятым части второй статьи 265 КЗоТ, применяются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных при проведении проверки нарушений (ч. седьмая ст. 265 КЗоТ).
Следовательно, штрафы применяются сразу (независимо от факта и времени устранения нарушения) за допуск к работе неоформленных работников, оформление работника на неполное рабочее время в случае выполнения работы полное рабочее время, выплату заработной платы без уплаты ЕСВ, налогов и повторное совершение этих видов нарушений в течение двух лет со дня выявления первого такого нарушения, недопуск инспекторов труда к проведению проверки, за повторное нарушение прочих требований законодательства о труде в течение года со дня выявления первого нарушения.
В случае уплаты работодателем 50% размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде, предусмотренного статьей 265 КЗоТ, такое постановление считается выполненным (ч. пятая ст. 265 КЗоТ).
Например, если работодателю по результатам проверки органом Гоструда вручено постановление о наложении штрафа за допуск к работе неоформленного работника в размере 65 000 грн. (10 х 6500 грн.), то в случае уплаты работодателем половины этой суммы — 32 500 грн. (65 000 грн. х 50%) в течение 10 банковских дней, постановление считается выполненным.
Уплата штрафа не освобождает работодателя от устранении нарушений законодательства о труде (ч. десятая ст. 265 КЗоТ).
Вышеуказанные штрафы налагаются Председателем Гоструда, его заместителями, руководителями территориальных органов Гоструда и их заместителями в соответствии с Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 № 509 (п. 2 этого Порядка, ч. четвертая ст. 265 КЗоТ).