ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН О ГОСБЮДЖЕТЕ-2024,
КОТОРЫМ УСТАНОВЛЕНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НА 2024 ГОД,
ОТ РАЗМЕРА КОТОРЫХ ЗАВИСИТ РЯД ДРУГИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2024 год» от 09.11.2023 № 3460-IX
Этим Законом (далее — Закон о Госбюджете-2024), вступившим в силу 1 января 2024 года, установлены, в частности, социальные стандарты на 2024 год.
Так, в соответствии со статьей 8 Закона о Госбюджете-2024 минимальная заработная плата в 2024 году составляет:
— в месячном размере: с 1 января — 7100 грн, с 1 апреля — 8000 грн;
— в почасовом размере: с 1 января — 42,60 грн, с 1 апреля — 48 грн.
Кроме того, размер минимальной заработной платы, применяемый как расчетная величина для исчисления выплат по решениям суда, определен на уровне 1600 грн.
Согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2024 прожиточный минимум с 1 января 2024 года составляет:
— усредненный на одного человека в расчете на месяц — 2920 грн.;
— для детей в возрасте до 6 лет — 2563 грн.;
— для детей от 6 до 18 лет — 3196 грн.;
— для трудоспособных лиц — 3028 грн.;
— для трудоспособных лиц, применяемый для определения базового размера должностного оклада судьи — 2102 грн.;
— для трудоспособных лиц, применяемый для определения должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых и таможенных органов — 2102 грн.;
— для трудоспособных лиц, применяемый для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры — 1600 грн.;
— для лиц, утративших трудоспособность — 2361 грн.
Прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп населения в течение 2024 года изменяться не будет.
Учитывая вышеприведенные показатели минимальной заработной платы в месячном размере и прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), в том числе по состоянию на 1 января 2024 года, в течение 2024 года важные для работодателей «зарплатно-налогово-страховые» показатели будут следующими:
• минимальный должностной оклад (тарифная ставка) — 3028 грн. (ч. шестая ст. 96 Кодекса законов о труде Украины);
• максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ): с 1 января — 106 500 грн. (7100 грн. х 15), с 1 апреля — 120 000 грн. (8000 грн. х 15);
• сумма ЕСВ, уплачиваемая работодателем, если база начисления ЕСВ у застрахованного лица по основному месту работы не превышает размера минимальной заработной платы: с 1 января — 1562 грн. (7100 грн. х 22%), с 1 апреля — 1760 грн. (8000 грн. х 22%);
• размер минимального страхового взноса: с 1 января — 1562 грн. (7100 грн. х 22%), с 1 апреля — 1760 грн. (8000 грн. х 22%);
• сумма налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) в течение всего 2024 года, которая предоставляется:
— в размере 100% (пп. 169.1.1 Налогового кодекса Украины; далее — НКУ) — 1514 грн. (50% х 3028 грн.);
— в размере 100% на каждого ребенка работнику, содержащему двоих или более детей до 18 лет (пп. 169.1.2 НКУ), — произведение 1514 грн. и количества детей;
— в размере 150% (пп. 169.1.3 НКУ) — 2271 грн. (1514 грн. х 150%);
— в размере 200% (пп. 169.1.4 НКУ) — 3028 грн. (1514 грн. х 200%);
• предельный размер дохода, дающего право на применение НСЛ, — 4240 грн. (3028 грн. х 1,4), а для одного из родителей в случае и в размере, предусмотренных подпунктом 169.1.2 (т. е. для лица, содержащего двоих или более детей в возрасте до 18 лет), подпунктами «а» (для одинокой матери (отца), вдовы (вдовца) или опекуна, попечителя) и «б» (для лица, содержащего ребенка с инвалидностью) подпункта 169.1.3 НКУ, — произведение 4240 грн. и количества детей;
• максимальная сумма нецелевой благотворительной (материальной) помощи суммарно за год, которая не облагается налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС) — 4240 грн. (пп. 170.7.3 НКУ);
• максимальная стоимость подарков (призов победителям и призерам спортивных соревнований) в неденежной форме в расчете на месяц, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.39 НКУ), — 1775 грн. (7100 грн. х 25%);
• максимальная сумма суточных расходов, понесенных работником в связи с командировкой в пределах Украины, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ), — 710 грн. (7100 грн. х 0,1) за каждый календарный день командировки;
• максимальная сумма, уплаченная любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений за получение образования, за подготовку или переподготовку плательщика налога за каждый полный или неполный месяц обучения, подготовки или переподготовки такого физического лица, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.21 НКУ), — 21 300 грн. (7100 грн. х 3);
• максимальная стоимость путевки на отдых, оздоровление и лечение плательщика налога и/или членов его семьи первой степени родства, предоставляемой его работодателем – плательщиком налога на прибыль предприятий бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки) один раз в календарный год, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.35 НКУ), — 35 500 грн. (7100 грн. х 5);
• максимальная основная сумма долга (кредита) налогоплательщика, прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности, в расчете на год, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. «д» пп.164.2.17, пп.165.1.55 НКУ), — 1775 грн. (7100 грн. х 25%);
• максимальная сумма выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемых по решению профсоюза, его объединения и/или организации профсоюза, принятому в установленном порядке, в пользу члена такого профсоюза в течение года совокупно, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.47 НКУ), — 4240 грн.;
• максимальная сумма денежных средств или стоимость имущества (услуг), предоставляемых как помощь на погребение налогоплательщика (бывшего работника) по его последнему месту работы (в т. ч. перед выходом на пенсию) работодателем такого умершего налогоплательщика, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. «б» пп. 165.1.22 НКУ), — 8480 грн. (2 х 4240 грн.);
• максимальная среднедневная заработная плата для начисления «больничных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных»: с 1 января — 233,25 грн. (7100 грн. : 30,44), с 1 апреля — 262,81 грн. (8000 грн. : 30,44);
• максимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев: с 1 января — 466,49 грн. (7100 грн. х 2 : 30,44), с 1 апреля — 525,62 грн. (8000 грн. х 2 : 30,44);
• максимальная среднедневная заработная плата для начисления «больничных» и «декретных», если страховой случай наступил: в январе — 3301,58 грн. (100 500 грн. : 30,44), в феврале – апреле — 3498,69 грн. (106 500 грн. : 30,44), в мае – декабре — 3942,18 грн. (120 000 грн. : 30,44).
Статьей 22 Закона о Госбюджете-2024 установлено, что в 2024 году для всех категорий работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы, государственных органов размер заработной платы (денежного обеспечения) может изменяться исключительно в пределах бюджетных назначений на оплату труда, предусмотренных в государственном бюджете.
Статьей 33 Закона о Госбюджете-2024 определено, что в 2024 году ежегодные отпуска, на которые работник государственного органа получил право за последний отработанный рабочий год, должны быть использованы таким работником до конца 2024 года. В случае неиспользования работником государственного органа указанных ежегодных отпусков ему в пределах утвержденных расходов на оплату труда соответствующего государственного органа должна быть выплачена денежная компенсация за все дни неиспользованного отпуска, на которые он получил право за последний отработанный рабочий год.
Статьей 39 Закона о Госбюджете-2024 установлено, что исчисление индекса потребительских цен (далее — ИПЦ) для индексации денежных доходов населения осуществляется нарастающим итогом, начиная с 1 января 2024 года. Следовательно, в 2024 году возобновлено действие Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения», при этом «базовым» месяцем для исчисления величины прироста ИПЦ будет декабрь 2023 года (месяц, предшествующий месяцу, с которого начинается исчисление ИПЦ нарастающим итогом). Подробно о начислении индексации в 2024 году рассказано в письме Минсоцполитики от 07.12.2023 № 113/0/214-23 (см. стр. 100 этого номера) и комментарии редакции к нему.
Также пунктами 10–23 «Заключительных положений» Закона о Госбюджете-2024 определены особенности установления размеров должностных окладов и других выплат в 2024 году в государственных органах (далее — госорганы). В частности, установлено, что в 2024 году заработная плата госслужащего госоргана, проведшего классификацию должностей государственной службы (далее — госслужба), состоит из должностного оклада, надбавки за ранг госслужащего, надбавки за выслугу лет, месячной или квартальной премии, компенсации за дополнительную нагрузку и по вакантной должности, денежной помощи, выплачиваемой с предоставлением ежегодного основного оплачиваемого отпуска, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и других доплат, предусмотренных законами Украины. Надбавка за выслугу лет на госслужбе устанавливается на уровне 2% должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа госслужбы, но не более 30% должностного оклада. Денежная помощь, выплачиваемая госслужащему при предоставлении ежегодного основного отпуска, определяется в размере суммы должностного оклада, надбавки за выслугу лет и надбавки за ранг госслужащего по состоянию на последний день месяца, предшествующего первому дню такого отпуска, независимо от фактически отработанного времени в месяце. Нормы Закона Украины «О государственной службе» об условиях и порядке оплаты труда госслужащих применяются в части, не противоречащей этому Закону. Условия оплаты труда госслужащих, предусмотренные этим Законом, не применяются для госслужащих в госорганах, не проведших классификацию должностей госслужбы. Оплата труда таких госслужащих осуществляется в соответствии с условиями, установленными на 2023 год, при этом стимулирующие выплаты могут быть начислены в предельном размере до 50% должностного оклада в месяц. В госорганах, проведших классификацию должностей госслужбы, определенные специальными законами повышающие коэффициенты и кратные размеры должностных окладов госслужащих в 2024 году не применяются. Оплата труда работников Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, постоянно действующего независимого государственного коллегиального органа, осуществляющего государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг, осуществляется в соответствии с условиями, установленными на 2023 год.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТПУСКОВ И ТРУДОВЫХ ГАРАНТИЙ РАБОТНИКОВ
Этим Законом, вступившим в силу 24 декабря 2023 года, внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках), Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136) и другие законодательные акты. Изменения касаются предоставления отпусков и трудовых гарантий некоторых категорий работников.
Основные новшества следующие:
— продолжительность отпусков определяется Законом об отпусках, другими законами и другими нормативно-правовыми актами Украины, а также трудовым и коллективным договором;
— увеличен срок отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого с согласия сторон (по семейным обстоятельствам и по другим причинам), с 15 до 30 календарных дней в году;
— на время угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, и/или при возникновении угрозы вооруженной агрессии против Украины, чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, а продолжительность такого отпуска определяется соглашением сторон;
— отныне время пребывания в отпусках без сохранения заработной платы, предусмотренных статьей 26 Закона об отпусках, и время пребывания в отпуске без сохранения заработной платы, предоставляемого в период действия военного положения по просьбе работника согласно части 3 статьи 12 Закона № 2136, не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск;
— продолжительность, порядок, условия предоставления и оплаты отпуска для подготовки и участия в спортивных соревнованиях теперь регулируются трудовым и/или коллективным договором;
— определены документы, на основании которых предоставляется одноразовый оплачиваемый отпуск при рождении ребенка некоторым категориям лиц, имеющих право на такой отпуск;
— теперь не работодатель, а профсоюзная организация, по решению которой работник направлен на профсоюзное обучение, должна оплачивать отпуск, предоставляемый работнику на время профсоюзного обучения;
— если работодатель в период действия военного положения ограничил для работников продолжительность ежегодного основного отпуска 24 календарными днями, а продолжительность такого отпуска у работника составляет более 24 календарных дней, то по решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться работнику без сохранения заработной платы как в период военного положения, так и после прекращения или отмены военного положения (фактически неиспользованные дни ежегодного основного отпуска предоставляются, но отпускные за них не выплачиваются);
— если работник в период действия военного положения использовал 24 календарных дня ежегодного основного отпуска и желает использовать любые другие отпуска, то по решению работодателя ему могут предоставляться такие отпуска без сохранения заработной платы как в период военного положения, так и после прекращения или отмены военного положения (фактически любые оплачиваемые отпуска предоставляются, но отпускные за них не выплачиваются). Это не касается отпуска в связи с беременностью и родами, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по усыновлению ребенка, которые предоставляются без ограничений, а также вышеприведенные нормы не распространяются на руководящих работников заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогических, научно-педагогических и научных работников;
— работодатель в период действия военного положения может отказать в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска в связи с беременностью и родами и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста) работникам, привлеченным не только к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры, но и к выполнению работ по производству товаров оборонного назначения или к выполнению мобилизационного задания (заказа);
— работникам, приступившим к работе после увольнения с военной службы в связи с окончанием особого периода или объявлением демобилизации, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника в обязательном порядке продолжительностью до 60 календарных дней;
— работникам, призванным на военную службу в особый период или принятым на военную службу по контракту, по их желанию и на основании заявления выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные ими дни ежегодного отпуска и дополнительного отпуска работникам, имеющим детей. Заявление должно быть подано не позднее последнего дня месяца, в котором работник был освобожден от работы в связи с призывом на военную службу;
— за педагогическими и научно-педагогическими работниками заведений образования, призванными на военную службу в особый период, отныне предыдущий средний заработок не сохраняется.
Подробно — см. статью на стр. 10.
ОТМЕНЕНО БОЛЬШИНСТВО ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОВЕРОК ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЕДИНОГО ВЗНОСА
Этим Законом (далее — Закон № 3453), вступившим в силу 08 декабря 2023 года, внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) и Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон № 2464), которыми возобновлено проведение значительной части плановых и внеплановых документальных проверок.
Так, в абзаце первом пункта 9-23 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 теперь указано, что временно, на период с 1 августа 2023 года по 1 декабря 2023 года (ранее было — до прекращения или отмены военного положения на территории Украины), установить мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса (кроме проверок, связанных с прекращением юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, и/или проводимых по обращению плательщика единого взноса, и/или предусмотренных подпунктами 1 – 3 подпункта 69.35 пункта 69 подраздела 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» НКУ).
Документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, начатые и не завершенные до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых установлен мораторий абзацем первым этого пункта, возобновляются на неиспользованный срок (абз. второй п. 9-23 разд. VIII Закона № 2464).
Также раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 дополнен пунктом 9-25, согласно которому с 1 декабря 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса проводятся с учетом особенностей, определенных пунктом 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ.
Следовательно, теперь налоговые органы могут проводить документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса, но с учетом особенностей, определенных пунктом 69 подраздела 10 раздела XX НКУ.
Законом № 3453 внесены изменения в несколько подпунктов пункта 69 подраздела 10 раздела XX НКУ.
Так, подпункт 69.2-1 уже не содержит нормы, что внеплановые проверки определенных в этом подпункте налогоплательщиков не проводятся до прекращения или отмены военного положения, а эта норма ограничена датой 1 декабря 2023 года.
В подпункте 69.2-2 указано, в частности, что документальные и фактические проверки во время действия военного положения проводятся при наличии безопасных условий для их проведения. Документальные проверки, которые были начаты и не завершены до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых согласно подпунктам 1 – 4 подпункта 69.35-1 действует мораторий, возобновляются на неиспользованный срок.
Подпункт 69.35 уже не содержит нормы о проведении плановых проверок определенных в этом подпункте налогоплательщиков до прекращения или отмены военного положения, а эта норма ограничена датой 1 декабря 2023 года. Следовательно, теперь налоговые органы могут проводить документальные плановые проверки, включенные в план-график таких проверок.
Налогоплательщики, на которых с 1 декабря 2023 года распространяется мораторий на проведение документальных проверок, приведены в подпункте 69.35-1, которым дополнен пункт 69 подраздела 10 раздела XX НКУ. Из норм подпункта 69.35-1 следует, что с 1 декабря 2023 года мораторий действует на проведение документальных проверок, в частности:
— плательщиков единого налога I и II групп (кроме проверок, связанных с прекращением предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, и/или проводимых по обращению налогоплательщика) — до 1 декабря 2024 года;
— налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала временной оккупации является временно оккупированные территории Украины или по состоянию на дату начала боевых действий является территория, на которой ведутся активные боевые действия, — до последнего числа месяца, в котором соответственно была завершена временная оккупация или были завершены боевые действия на соответствующей территории, а в случае изменения налогоплательщиком местонахождения на другую территорию Украины — до даты проведения государственной регистрации изменения местонахождения, кроме проводимых документальных внеплановых проверок: исключительно по обращению налогоплательщика; по основаниям, определенным подпунктами 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 НКУ; налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства.
Налогоплательщики, которые могут быть включены в план-график проведения плановых проверок на 2023 и 2024 годы, а также критерии отбора налогоплательщиков (на основе показателей, сформированных по итогам 2021 календарного года) приведены в подпункте 69.35-2, которым дополнен пункт 69 подраздела 10 раздела XX НКУ. В план-график проверок ежемесячно могут вноситься изменения, а обновленный план-график обнародуется на официальном веб-сайте ГНСУ не позднее последнего числа месяца, в котором был утвержден такой обновленный план-график. Проверка налогоплательщика, включенного в обновленный план-график проверок на текущий год, может быть начата не ранее чем через два месяца со дня обнародования обновленного плана-графика.