С 1 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА УВЕЛИЧИЛИСЬ РАЗМЕРЫ
МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 № 1082-ІХ
В соответствии со статьей 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» от 15.12.2020 № 1082-ІХ (далее — Закон о Госбюджете-2021) минимальная заработная плата с 1 декабря 2021 года увеличилась и составляет:
- в месячном размере — 6500 грн. (с 1 января по 30 ноября составляла 6000 грн.);
- в почасовом размере — 39,12 грн. (с 1 января по 30 ноября составляла 36,11 грн.).
Учитывая вышеизложенное, с 1 декабря 2021 года работникам, которым установлены должностные оклады (оклады, месячные тарифные ставки), за полностью выполненную месячную норму труда работодатели должны выплачивать заработную плату в размере не меньше 6500 грн., а работникам, которым установлена почасовая оплата труда, за полностью выполненную часовую норму труда — в размере не меньше 39,12 грн. При работе на условиях неполного рабочего времени, а также при невыполнении работником в полном объеме месячной (часовой) нормы труда минимальная заработная плата выплачивается пропорционально выполненной норме труда (ст. 3-1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР).
В связи с увеличением минимальной заработной платы увеличились размеры важных для работодателей «налогово-страховых» показателей, которые с 1 декабря 2021 года составляют:
- максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ) — 97 500 грн. (6500 грн. х 15), в январе – ноябре она составляла 90 000 грн. (6000 грн. х 15). Соответственно, максимальная сумма ЕСВ, подлежащего уплате за месяц, теперь составляет 21 450 грн. (97 500 грн. х 22%), в январе – ноябре она составляла 19 800 грн. (90 000 грн. х 22%);
- сумма ЕСВ, которая должна быть уплачена работодателем, если база начисления ЕСВ в месяце у застрахованного лица по основному месту работы не превышает размера минимальной заработной платы, — 1430 грн. (6500 грн. х 22%), в январе – ноябре она составляла 1320 грн. (6000 грн. х 22%);
- размер минимального страхового взноса — 1430 грн. (6500 грн. х 22%), в январе – ноябре этот размер составлял 1320 грн. (6000 грн. х 22%);
- максимальная среднедневная заработная плата для начисления «больничных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных» — 213,53 грн. (6500 грн. : 30,44), в январе – ноябре они составляли 197,11 грн. (6000 грн. : 30,44);
- максимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев — 427,07 грн. (6500 грн. х 2 : 30,44), в январе – ноябре она составляла 394,22 грн. (6000 грн. х 2 : 30,44);
- максимальная сумма освобождаемых от обложения НДФЛ и военным сбором пенсионных взносов, которая уплачивается работодателем-резидентом за свой счет по договорам негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика (работника) — 16 250 грн. (6500 грн. х 2,5), в январе – ноябре она составляла 15 000 грн. (6000 грн. х 2,5) (пп. «в» пп. 164.2.16 Налогового кодекса Украины; далее — НКУ).
В связи с увеличением размера минимальной заработной платы с 1 декабря 2021 года увеличились и размеры штрафов, налагаемых органами Гоструда на работодателей за нарушение законодательства о труде в соответствии с частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ), поскольку они привязаны к размеру минимальной заработной платы, действующему на момент выявления нарушения.
Кроме увеличения минимальной заработной платы и связанных с ней показателей, с 1 декабря 2021 года увеличился размер прожиточного минимума, который согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2021 с указанной даты составляет:
- для детей в возрасте до 6 лет — 2100 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2013 грн.);
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 2618 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2510 грн.);
- для трудоспособных лиц — 2481 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2379 грн.);
- для лиц, утративших трудоспособность, — 1934 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 1854 грн.);
- усредненный на одно лицо — 2393 грн. (с 1 июля по 30 ноября составлял 2294 грн.).
Для работодателей важен размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), который с 1 декабря 2021 года, как отмечено выше, увеличился до 2481 грн.
В связи с этим с 1 декабря 2021 года увеличилась до 2481 грн. сумма заработной платы, подлежащая индексации. Часть заработной платы, превышающая ПМТЛ, не подлежит индексации.
Если работодатель по исполнительному документу из доходов работника отчисляет алименты на ребенка в минимальном размере (50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста — ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины), то минимальный размер таких алиментов с 1 декабря 2021 года составляет:
— для детей в возрасте до 6 лет — 1050 грн. (2100 грн. х 50%);
— для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1309 грн. (2618 грн. х 50%).
Размеры всех остальных важных для работодателей «зарплатно-налогово-страховых» показателей, зависящих от минимальной заработной платы и ПМТЛ, с 1 декабря 2021 года не изменились, поскольку такие показатели зависят от размеров минимальной заработной платы и ПМТЛ, установленных на 1 января календарного года. Например, не изменились размеры минимального должностного оклада (ч. шестая ст. 96 КЗоТ) налоговой социальной льготы и предельного размера дохода, к которому она применяется (ст. 169 НКУ), не облагаемой НДФЛ и военным сбором части отдельных доходов (ст. 164, 165, 170 и другие нормы НКУ).
В то же время если в коллективном договоре (другом «зарплатном» документе) предприятия определено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне текущего размера ПМТЛ (т. е. без привязки к его размеру по состоянию на 1 января), то на таком предприятии минимальный должностной оклад с 1 декабря 2021 года должен составлять не менее 2481 грн.
Что касается увеличения с 1 декабря 2021 года заработной платы в бюджетной сфере, то согласно примечанию 1 к приложению 1 «Единая тарифная сетка разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее — ЕТС) к постановлению Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 № 1298, должностные оклады (тарифные ставки) по разрядам ЕТС определяются путем умножения оклада (ставки) работника 1 тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Должностные оклады (тарифные ставки) рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, который с 1 декабря 2021 года увеличился и составляет 2893 грн. (с 1 января 2021 года составлял 2670 грн.).
Поскольку в бюджетной сфере размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС рассчитываются путем умножения оклада (ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС на соответствующий тарифный коэффициент, то с 1 декабря 2021 года увеличились размеры всех должностных окладов (тарифных ставок) ЕТС.
Соответственно, руководители учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы должны внести изменения в штатное расписание своих учреждений, заведений и организаций, установив с 1 декабря 2021 года новые (увеличенные) размеры должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы) работников, а также обеспечить дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.
Подробно — см. статью на стр. 8.
МИНЗДРАВ ДОПОЛНИЛ ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РАБОТНИКИ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖАТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИВИВКАМ ОТ COVID-19,
А ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЯЗАЛО РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТСТРАНЯТЬ ОТ РАБОТЫ
НЕВАКЦИНИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ УКАЗАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Первым документом, вступившим в силу 09.12.2021, Минздрав внес дополнения в Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим прививкам, утвержденный приказом Минздрава от 04.10.2021 № 2153 (далее — Перечень № 2153), о нормах которого мы уже сообщали (см. ВТЗ № 7/2021, стр. 7). Перечень № 2153 дополнен пунктами 4 – 6, в которых приведены новые категории работников, подлежащих обязательным профилактическим прививкам против острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (далее — COVID-19), на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины COVID-19 (далее — карантин).
Теперь согласно Перечню № 2153 обязательным профилактическим прививкам против COVID-19 на период действия карантина подлежат работники:
1. Центральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
2. Местных государственных администраций и их структурных подразделений;
3. Заведений высшего, последипломного, специального предвысшего, профессионального (профессионально-технического), общего среднего, в том числе специальных, дошкольного, внешкольного образования, учреждений специализированного образования и научных учреждений независимо от типа и формы собственности.
4. Предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления центральных органов исполнительной власти;
5. Учреждений и заведений, предоставляющих социальные услуги, учреждений социальной защиты для детей, реабилитационных учреждений;
6. Предприятий, учреждений и организаций, включенных в Перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 83 от 04.03.2015.
Для всех вышеперечисленных категорий работников прививки против COVID-19 должны проводиться в случае отсутствия абсолютных противопоказаний к проведению профилактических прививок, указанных в Перечне медицинских противопоказаний и предостережений к проведению профилактических прививок, утвержденном приказом Минздрава от 16.09.2011 № 595.
Подтверждением наличия абсолютных противопоказаний к проведению прививок против COVID-19 является форма первичной учетной документации № 028-1/о «Заключение врача о наличии противопоказаний к вакцинации против острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-Cov-2» (далее — справка ф. № 028). Именно эту справку, подписанную врачом и заверенную печатью учреждения здравоохранения, должен предоставить работодателю работник, подлежащий обязательной вакцинации, но имеющий абсолютные противопоказания для ее проведения. Справка ф. № 028 может быть как постоянной, так и выданной на определенный срок (в зависимости от того, абсолютные противопоказания постоянны или временны).
Напомним, что в соответствии с частью второй статьи 12 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 № 1645-III (далее — Закон № 1645) работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к заражению этих работников и (или) распространению ими инфекционных болезней, подлежат обязательным профилактическим прививкам также против других соответствующих инфекционных болезней. В случае отказа или уклонения от обязательных профилактических прививок в порядке, установленном законом, эти работники отстраняются от выполнения указанных видов работ.
Вторым комментируемым документом с 08.11.2021 внесено дополнение в постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мер с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 09.12.2020 № 1236 (далее — Постановление № 1236), пунктом 1 которого на всей территории Украины установлен карантин до 31 декабря 2021 года (правительство его продлит до 31 марта 2022 года). Постановление № 1236 дополнено пунктом 41-6, согласно которому руководителям государственных органов (государственной службы), руководителям предприятий, учреждений и организаций поручено обеспечить:
1) контроль за проведением обязательных профилактических прививок против COVID-19 работниками и государственными служащими, обязательность профилактических прививок которых предусмотрена Перечнем № 2153;
2) отстранение от работы (выполнения работ) работников и государственных служащих, обязательность профилактических прививок против COVID-19 которых определена Перечнем № 2153 и которые отказываются или уклоняются от проведения таких обязательных профилактических прививок против COVID-19, в соответствии со статьей 46 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ), частью второй статьи 12 Закона № 1645 и частью третьей статьи 5 Закона Украины «О государственной службе», кроме имеющих абсолютные противопоказания к проведению таких профилактических прививок против COVID-19 и предоставили медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации против COVID-19, выданное учреждением здравоохранения;
3) принятие к сведению, что:
— на время такого отстранения оплата труда работников и государственных служащих осуществляется с учетом части первой статьи 94 КЗоТ, части первой статьи 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) и части третьей статьи 5 Закона Украины «О государственной службе»;
— отстранение работников и государственных служащих осуществляется путем издания приказа или распоряжения руководителя государственного органа (государственной службы) или предприятия, учреждения, организации с обязательным доведением его до сведения отстраняющихся лиц;
— срок отстранения устанавливается до устранения причин, его обусловивших.
Учитывая вышеизложенное, если работники, указанные в Перечне № 2153, не вакцинируются от COVID-19 (хотя бы одной дозой двухдозной вакцины), то приказом (распоряжением) работодателя они должны быть отстранены от работы на период до прохождения указанной вакцинации или до окончания карантина, введенного Постановлением № 1236. Исключение сделано только для работников, имеющих абсолютные противопоказания, что должно быть подтверждено справкой ф. № 028.
Обращаем внимание: поскольку частью первой статьи 94 КЗоТ и частью первой статьи 1 Закона № 108 предусмотрена выплата заработной платы работнику только за выполненную им работу, а в случае отстранения от работы из-за отказа вакцинироваться работник трудовые обязанности (работу) не выполняет, то нет оснований для выплаты ему заработной платы (среднего заработка) за время отстранения от работы, если, конечно, внутренним документом (например, коллективным договором) предприятия не предусмотрено иное.
Подробно — см. статью на стр. 62 и разъяснение Гоструда на стр. 103.