ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В УКРАИНЕ ПРОДЛЕНО ДО 25 МАЯ 2022 ГОДА
Этим документом, вступившим в силу 22.04.2022 и утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О продлении срока действия военного положения в Украине» от 21.04.2022 № 2212-IX, в связи с продолжающейся широкомасштабной вооруженной агрессией российской федерации против Украины продлен срок действия военного положения в Украине с 05 часов 30 минут 25 апреля 2022 года на 30 суток.
Таким образом, военное положение в Украине продлено до 05 часов 30 минут 25 мая 2022 года, соответственно, все мероприятия, ограничения, «трудозарплатные» и налоговые нормы, установленные законодательством на период действия военного положения, будут действовать до 25 мая 2022 года.
Напомним, что первоначально военное положение вводилось с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года на 30 суток, затем оно было продлено с 05 часов 30 минут 26 марта 2022 года на 30 суток — до 05 часов 30 минут 25 апреля 2022 года, но, к сожалению, враг продолжает военную агрессию против Украины.
НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ УСТАНОВЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Этим документом (далее — Закон № 2136), вступившим в силу 24.03.2022, на период действия военного положения установлены особенности трудовых отношений работников всех предприятий, учреждений, организаций в Украине независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.
Согласно части 3 статьи 1 Закона № 2136 в период действия военного положения не применяются нормы законодательства о труде в части отношений, урегулированных этим Законом.
Одновременно глава XIX «Заключительные положения» Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) дополнена пунктом 2, которым установлено, что во время действия военного положения действуют ограничения и особенности организации трудовых отношений, установленные Законом № 2136.
Таким образом, нормы Закона № 2136, регулирующие некоторые аспекты трудовых отношений иначе, чем КЗоТ и другое законодательство о труде, имеют приоритетное применение на период военного положения для работников всех работодателей в Украине. Нормы законодательства о труде, противоречащие положениям Закона № 2136, на период действия военного положения не применяются. В то же время нормы законодательства о труде, не противоречащие положениям Закона № 2136, должны применяться в отношениях между работником и работодателем.
Закон № 2136 в период военного положения предусматривает оперативное оформление трудовых отношений при принятии на работу новых работников с целью устранения кадрового дефицита и нехватки рабочей силы работодателями, продолжающими работать, и оперативное прекращение или приостановление трудовых отношений с работниками работодателями, которые не могут продолжать хозяйственную деятельность или осуществляют ее ограниченно.
Также Закон № 2136 урегулировал некоторые вопросы установления режима работы, оплаты труда, перевода работников на другую работу, предоставления отпусков, изменения существенных условий труда, ведения кадрового делопроизводства, применения положений коллективного договора в условиях военного положения.
Документ — на стр. 77 этого номера.
Подробно — см. статью в этом номере.
ОПРЕДЕЛЕНЫ ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ,
ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗНОСА И ПОДАЧИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
НА ВРЕМЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
В течение марта – апреля 2022 года были приняты следующие законодательные акты:
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно особенностей налогообложения и подачи отчетности в период действия военного положения» от 03.03.2022 № 2118-IX (далее — Закон № 2118), вступивший в силу 07 марта 2022 года;
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства на период действия военного положения» от 24.03.2022 № 2142-IX (далее — Закон № 2142), вступивший в силу 05 апреля 2022 года;
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно администрирования отдельных налогов в период военного, чрезвычайного положения» от 01.04.2022 № 2173-IX (далее — Закон № 2173), вступивший в силу 16 апреля 2022 года.
Вышеуказанными Законами внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ), Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2014 № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ) и другие законодательные акты. Изменения направлены на снижение налогового давления на субъектов хозяйствования (налогоплательщиков) в период действия военного положения и в течение определенного периода после его отмены.
В частности, Законом № 2118 с 07 марта 2022 года подраздел 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ был дополнен пунктом 69, после чего Законом № 2120 с 17 марта 2022 года его подпункт 69.2 был изложен в новой редакции, а Законом № 2142 с 05 апреля 2022 года внесены изменения в подпункты 69.1 и 69.2 подраздела 10 раздела XX НКУ. Законом № 2173 с 16 апреля 2022 года внесены изменения в подпункт 69.2 подраздела 10 раздела XX НКУ.
Сейчас пунктом 69 подраздела 10 раздела XX НКУ установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в этом пункте.
Так, в случае отсутствия у плательщика налогов возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в частности по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, подачи отчетности, плательщики налогов освобождаются от предусмотренной НКУ ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей в течение 6 месяцев после отмены военного положения.
В случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения фактических проверок к плательщикам налогов применяется ответственность согласно НКУ, законам, контроль за которыми возложен на контролирующие органы, а требования законодательства относительно моратория (остановки) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), в таком случае не применяются.
Плательщики налогов, которые в связи с последствиями их непосредственного участия в военных действиях не соблюдали определенные этим пунктом сроки выполнения налоговых обязанностей, освобождаются от ответственности, предусмотренной НКУ за невыполнение налоговых обязанностей, при условии выполнения таких обязанностей в течение одного месяца со дня окончания действия последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей.
Таким образом, если в период военного положения работодатели (налоговые агенты) не имеют возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, а именно уплатить налог на доходы физических лиц и военный сбор с доходов физических лиц и подать Налоговый расчет, то они освобождаются от предусмотренной НКУ ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей в течение 6 месяцев после отмены военного положения.
Законом № 2120 раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона о ЕСВ дополнен новыми пунктами 9-19 – 9-23, устанавливающими порядок уплаты единого социального взноса (далее — ЕСВ) отдельными плательщиками и с отдельных видов доходов, ответственность и порядок проведения проверок плательщиков ЕСВ во время военного положения.
Так, согласно пункту 9-20 раздела VIII Закона о ЕСВ в период мобилизации, определенный Указом Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 № 69/2022, работодатели – плательщики единого налога, избравшие упрощенную систему налогообложения — физические лица – предприниматели, относящиеся к ІІ и ІІІ группам плательщиков единого налога, а также юридические лица, относящиеся к ІІІ группе плательщиков единого налога, имеют право по собственному решению не уплачивать ЕСВ за работников, призванных во время мобилизации на военную службу. Суммы ЕСВ, начисленные и не уплаченные указанными работодателями, уплачиваются за счет государственного бюджета, кроме периодов, в которых указанные работники получали доходы в виде денежного обеспечения, с которых был уплачен ЕСВ за счет государственного бюджета. Для определения суммы ЕСВ, подлежащей уплате за счет государственного бюджета, плательщик ЕСВ рассчитывает и отражает в отчетности сумму ЕСВ за таких работников в размерах, предусмотренных частями 5 и 14 статьи 8 Закона о ЕСВ. Для расчета используются данные отчетности по наемным работникам о суммах начисленного дохода в пределах максимальной величины, на которую начисляется ЕСВ, суммах начисленного ЕСВ, суммах доначисленного и уменьшенного начисления ЕСВ таких наемных работников. Требования по начислению ЕСВ на заработную плату (доход), не превышающую размер минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, не применяются к заработной плате (доходу) за последний календарный месяц (включительно), в котором произошла фактическая демобилизация такого работника.
В соответствии с пунктом 9-21 раздела VIII Закона о ЕСВ временно, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения, штрафные санкции, определенные частью 11 статьи 25 Закона о ЕСВ, не применяются.
Подробно — см. статью в этом номере.
ПРИНЯТ ЗАКОН, КОТОРЫМ РАЗРЕШЕНА ПОДАЧА НЕНАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Этим документом, вступившим в силу 07.03.2022, предусмотрено, в частности, что:
— юридические лица, физические лица – предприниматели, физические лица подают учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, подача которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме, в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период неподачи отчетности или обязанности подать документы;
— в период действия военного положения или состояния войны, а также в течение 3 месяцев после его завершения к юридическим лицам, физическим лицам – предпринимателям, физическим лицам не применяется административная и/или уголовная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу вышеуказанных отчетности и/или документов;
— в период действия военного положения или состояния войны любые проверки относительно своевременности и полноты подачи любых отчетов или документов отчетного характера уполномоченными органами не осуществляются.
Документ — на стр. 87 этого номера.
Подробно — см. статью в этом номере.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДОСТАВИЛО ПРАВО РУКОВОДИТЕЛЯМ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОПРЕДЕЛЯТЬ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ПРОСТОЯ РАБОТНИКОВ ВО ВРЕМЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Этим постановлением, вступившим в силу 08.03.2022, предоставлено право руководителям государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, финансируемых или дотируемых из бюджета, до прекращения или отмены военного положения в Украине в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в смете, самостоятельно определять размер оплаты времени простоя работников, но не ниже двух третьих тарифной ставки установленного работнику тарифного разряда (должностного оклада).
Таким образом, в бюджетной сфере установлено нижнее ограничение оплаты простоя на время военного положения, что согласуется с частью первой статьи 113 Кодекса законов о труде Украины, согласно которой время простоя не по вине работника, в том числе на период объявления карантина, установленного Кабинетом Министров Украины, оплачивается из расчета не ниже двух третьих тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
Документ — на стр. 88 этого номера.
НА ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВДВОЕ УВЕЛИЧЕНА
ПРЕДЕЛЬНАЯ СУММА РАСХОДОВ НА НАЕМ ЖИЛЬЯ ПРИ КОМАНДИРОВКАХ
В ПРЕДЕЛАХ УКРАИНЫ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Этим постановлением, вступившим в силу 23.03.2022, установлено, что на период действия военного положения возмещение фактических расходов, превышающих предельную сумму расходов на наем жилого помещения за сутки, определенную для Украины приложением 1 к постановлению Кабинета Министров Украины «О суммах и составе расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных денежных средств» от 02.02.2011 № 98 (далее — Постановление № 98), осуществляется с разрешения руководителя согласно подтверждающим документам и не может превышать 1800 гривен (без учета расходов на оплату налога на добавленную стоимость).
Напомним, что с 01.01.2022 согласно приложению 1 к Постановлению № 98 предельная сумма расходов на наем жилого помещения за сутки при командировках в пределах Украины, подлежащая возмещению государственным служащим, работникам предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных денежных средств, составляет 900 гривен.
Таким образом, на период действия военного положения фактически вдвое увеличена (с 900 до 1800 грн.) предельная сумма расходов на наем жилья за сутки при командировках в пределах Украины госслужащих и работников бюджетных учреждений.
Документ — на стр. 88 этого номера.
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Этим постановлением, вступившим в силу 29.04.2022, внесены два дополнения в Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок № 100).
Так, абзац шестой пункта 2 Порядка № 100 дополнен вторым предложением следующего содержания: «Из расчетного периода также исключается время, за которое отсутствуют сведения о начисленной заработной плате работника вследствие проведения боевых действий во время действия военного положения».
Напомним, что в первом предложении абзаца шестого пункта 2 Порядка № 100 указано, что время, в течение которого работник согласно законодательству не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично, исключается из расчетного периода.
Таким образом, при начислении «среднезарплатных» выплат, исчисляемых по Порядку № 100 (отпускные, средний заработок за время командировки, выполнения государственных и общественных обязанностей, пребывания на военной службе в особый период и т. д.), время, за которое отсутствуют данные о начисленной заработной плате работника в результате проведения боевых действий во время действия военного положения, исключается из расчетного периода. К этому времени относится, в частности, время, в течение которого работником была выполнена определенная работа, но из-за проведения боевых действий кадровая служба (уполномоченное лицо) не имела возможности должным образом отразить отработанное время (выполненную работу) работником в табеле учета рабочего времени или бухгалтерия не имела возможности начислить работнику заработную плату за отработанное время (выполненную работу).
Такое новшество выгодно работникам, поскольку позволяет избежать искусственного занижения среднедневной заработной платы (когда отработанные календарные или рабочие дни есть, а начисленной заработной платы за них нет).
В то же время если в будущем кадровый и/или бухгалтерский учет будет восстановлен, отработанное время (выполненная работа) работником будет отражено в документах работодателя (табеле и т. п.) и за него будет начислена заработная плата, то такое время не исключается из расчетного периода, а ранее начисленная «среднезарплатная» выплата должна быть перерассчитана.
Абзац третий пункта 3 Порядка № 100 дополнен третьим предложением следующего содержания: «Если период, за который начислена премия или другая поощрительная выплата, работником отработан частично, при исчислении средней заработной платы учитывается сумма в размере не более фактически начисленной суммы премии или другой поощрительной выплаты».
Напомним, что согласно первым двум предложениям абзаца третьего пункта 3 Порядка № 100 премии (в том числе за месяц) и другие поощрительные выплаты по итогам работы за определенный период при исчислении средней заработной платы учитываются в заработок периода, соответствующего количеству месяцев, за которые они начислены, начиная с месяца, в котором они начислены. Для этого к заработку соответствующих месяцев расчетного периода прибавляется часть, определяемая делением суммы премии или другой поощрительной выплаты по итогам работы за определенный период на количество отработанных рабочих дней периода, за который они начислены, и умножением на количество отработанных рабочих дней соответствующего месяца, приходящегося на расчетный период.
Таким образом, теперь сумма премии или другой поощрительной выплаты, начисленная за период (месяц, квартал, полугодие, год и т. п.), который работником отработан не полностью (частично), должна включаться в заработок расчетного периода в размере не более фактически начисленной суммы премии или другой поощрительной выплаты. То есть уже не будет искусственно завышаться заработок месяцев расчетного периода (начиная с месяца, в котором начислена премия или другая поощрительная выплата) из-за разного количества отработанных дней в месяце, за который начислена премия, и в месяце, к которому относится премия (месяце, приходящемся на расчетный период).
Пример: Работник был был призван на военную службу (мобилизован) 5 мая 2022 года. Для исчисления среднего заработка за время прохождения военной службы расчетный период включает последние 2 календарных месяца: март – апрель 2022 года.
Работнику ежемесячно начисляется производственная премия в текущем месяце за предыдущий месяц в размере 20% оклада пропорционально отработанному времени в отчетном месяце.
В марте работник отработал только 12 из 21 рабочего дня, поскольку с 1 по 15 марта находился в отпуске без сохранения заработной платы. Заработная плата за март составляет 4571,43 грн. (8000 грн. : 21 р. д. х 12 отраб. д.). Также в марте работнику начислена производственная премия в сумме 1600 грн. (8000 грн. х 20%) за февраль, в котором работник отработал все 20 рабочих дней.
В апреле работник отработал все 22 рабочих дня и получил заработную плату в размере оклада — 8000 грн. Также в апреле ему начислили производственную премию за март в сумме 914,29 грн. (8000 грн. х 20% : 21 р. д. х 12 отраб. д.).
Сумма премии, начисленная в марте за февраль, которая относится к марту и включается в расчет среднего заработка:
1600 грн. : 20 отраб. д. (февраль) х 12 отраб. д. (март) = 960 грн.
Сумма премии, начисленная в апреле за март, относящаяся к апрелю:
914,29 грн. : 12 отраб. д. (март) х 22 отраб. д. (апрель) = 1676,20 грн.
Поскольку март отработан работником частично, а фактически начисленная сумма премии за март (914,29 грн.) меньше суммы этой премии, которая расчетно относится к апрелю (1676,20 грн.), то для исчисления среднего заработка учитывается фактически начисленная сумма премии за март — 914,29 грн.
Суммарный заработок расчетного периода, учитываемый для исчисления среднего заработка за время военной службы:
4571,43 грн. (зарплата за март) + 960 грн. (часть премии за февраль, начисленная в марте) + 8000 грн. (зарплата за апрель) + 914,29 грн. (премия за март, начисленная в апреле) = 14 445,72 грн.
Количество отработанных рабочих дней в расчетном периоде:
12 отраб. д. (март) + 22 отраб. д. (апрель) = 34 отраб. д.
Среднедневная заработная плата:
14 445,72 грн. : 34 отраб. д. = 424,87 грн.
Средний заработок за время военной службы в мае (с 05 по 31 число), на который приходится 19 рабочих дней:
424,87 грн. х 19 р. д. = 8072,53 грн.