С 1 января 2021 года единый социальный взнос, налоги и сборы можно уплачивать на единый счет
1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно введения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 04.10.2019 г. № 190-IX (далее — Закон № 190). Этим документом Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) дополнен статьей 35-1 «Единый счет».
Согласно статье 35-1 НКУ единый счет — это счет, открытый в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных денежных средств (т. е в Государственной казначейской службе Украины; далее — Казначейство), для центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику (т. е. для Государственной налоговой службы Украины; далее — ГНСУ), который может использоваться налогоплательщиком для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, предусмотренным НКУ, единого взноса (далее — ЕСВ) и других платежей, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы. Единый счет не может использоваться налогоплательщиком для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогу на добавленную стоимость, акцизному налогу по реализации горючего и спирта этилового, а также для уплаты части чистой прибыли (дохода) в бюджет государственными и коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями.
Уведомление об использовании или об отказе от использования единого счета подается налогоплательщиком в электронной форме через электронный кабинет в порядке, установленном статьей 42-1 «Электронный кабинет» НКУ. Налогоплательщик имеет право уведомить об использовании или об отказе от использования единого счета один раз в течение календарного года. Использование единого счета налогоплательщиком начинается со дня, следующего за днем предоставления им уведомления об использовании единого счета. В случае отказа налогоплательщика от использования единого счета такое использование прекращается начиная с первого числа месяца следующего календарного года.
С началом использования единого счета налогоплательщик обязан осуществлять уплату денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, ЕСВ, другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, через единый счет, кроме вышеуказанных случаев (уплата НДС и т. д. — см. выше). В случае нарушения этого положения денежные средства, уплаченные таким налогоплательщиком на другие счета, открытые Казначейством для уплаты денежных обязательств и/или налогового долга по налогам и сборам, ЕСВ, другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, считаются ошибочно уплаченными денежными обязательствами.
Для перечисления денежных средств, поступающих на единый счет, ГНСУ ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней, формирует, подписывает и направляет в Казначейство сводный реестр платежей с единого счета с указанием платежных реквизитов получателей денежных средств и другой информации. Сводный реестр платежей с единого счета является основанием для Казначейства для перечисления платежей указанным в нем получателям.
Реестр платежей с единого счета в разрезе отдельного налогоплательщика (далее — Реестр платежей) формируется ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней, ГНСУ, в пределах денежных средств, уплаченных на единый счет таким налогоплательщиком, и с учетом имеющихся у такого плательщика сумм ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств с соблюдением такой очередности уплаты:
— в первую очередь — недоимка по ЕСВ;
— во вторую очередь — налоговый долг в пределах соответствующего налога или сбора, задолженности по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, согласно очередности его возникновения;
— в третью очередь — денежные обязательства, определенные на основании налоговых уведомлений-решений, в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление денежных средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о дате и номере соответствующего налогового уведомления-решения;
— в четвертую очередь — определенные налогоплательщиком (налоговым агентом) денежные обязательства по общегосударственным налогам и сборам, местным налогам, ЕСВ в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление денежных средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателя;
— в пятую очередь — денежные обязательства по общегосударственным налогам и сборам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов) в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты;
— в шестую очередь — денежные обязательства по местным налогам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов) в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты;
— в седьмую очередь — прочие платежи, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление денежных средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателя.
Суммы ошибочно и/или излишне уплаченных налогоплательщиком денежных обязательств (обязательств по ЕСВ) и пени, по данным контролирующего органа, считаются денежными средствами, поступившими на единый счет, и учитываются ГНСУ при формировании Реестра платежей на дату его формирования. Налогоплательщик имеет право через электронный кабинет определить направление использования суммы ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени, имеющихся на дату формирования Реестра платежей, которые должны учитываться при формировании такого Реестра. Это не лишает налогоплательщика права на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени в порядке, определенном статьей 43 НКУ. Реестр платежей, который был направлен в Казначейство в составе сводного реестра платежей с единого счета, становится доступным для просмотра налогоплательщиком через электронный кабинет в порядке, предусмотренном статьей 42-1 НКУ.
Кроме изменений, внесенных Законом № 190 в НКУ касательно единого счета, 1 января 2021 года вступили в силу положения Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 13.04.2020 г. № 559-IX (далее — Закон № 559), которыми внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VІ (далее — Закон о ЕСВ), предусматривающие использование единого счета для уплаты ЕСВ.
Так, согласно обновленной части 5 статьи 9 Закона о ЕСВ уплата ЕСВ осуществляется в национальной валюте путем внесения соответствующих сумм ЕСВ на счета налоговых органов, открытые в Казначействе для его зачисления, или на единый счет.
Частью 7 статьи 9 Закона о ЕСВ установлено, что ЕСВ уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных денежных средств с его банковского счета или на единый счет.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 9 Закона о ЕСВ в случае перечисления сумм ЕСВ со счета плательщика на соответствующие счета налогового органа или на единый счет днем уплаты ЕСВ считается день списания банком или Казначейством суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на указанные счета.
Согласно абзацу второму части 14 статьи 25 Закона о ЕСВ суммы пени и штрафов, предусмотренных этим Законом, подлежат уплате плательщиком ЕСВ в течение 10 календарных дней после поступления соответствующего решения. Указанные суммы зачисляются на счета налоговых органов, открытые в Казначействе, для зачисления ЕСВ или на единый счет.
Учитывая вышеизложенное, налогоплательщики (плательщики ЕСВ) с 1 января 2021 года получили право уплачивать ЕСВ, НДФЛ, военный сбор, другие налоги и сборы на единый счет. Для этого через электронный кабинет в электронной форме необходимо направить ГНСУ уведомление об использовании единого счета. ГНСУ передает эту информацию и пакет уведомлений Казначейству, которое открывает единый счет налогоплательщику. Информация об открытии единого счета и его реквизиты отражаются в электронном кабинете налогоплательщика. Последний может в любое время пополнить единый счет денежными средствами (как со своего банковского счета, так и через кассу банка или другие платежные устройства) и в дальнейшем использовать их для расчетов, поскольку в электронном кабинете предусмотрена функция по формированию электронных расчетных документов с наложением квалифицированной электронной подписи. Электронные расчетные документы, подписанные налогоплательщиком, формируются в пакеты и направляются ГНСУ в Казначейство для исполнения в день их формирования с учетом продолжительности операционного дня. Казначейство при получении пакета электронных расчетных документов перечисляет с единого счета налогоплательщика суммы налогов и сборов в соответствующие бюджеты, а при необходимости осуществляет возврат денежных средств с единого счета налогоплательщика на его текущие счета в банке.
Таким образом, использование единого счета позволит упростить процедуру уплаты ЕСВ, налогов и сборов, при этом налогоплательщика больше не будет напрягать изменение реквизитов бюджетных счетов (они будут обновляться в его электронном кабинете автоматически). Следствием станет уменьшение сумм ошибочно и/или излишне уплаченных ЕСВ, налогов и сборов.