Кабмин обновил Порядки осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде
30 августа 2019 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019 г. № 823 (далее — Постановление № 823). Этот документ пришел на смену постановлению Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 26.04.2017 г. № 295, которое было отменено постановлением Шестого апелляционного административного суда от 14.05.2019 г. Поскольку отменное постановление Кабмина противоречило ряду законодательных норм, принятое Постановление № 823 уже не имеет тех недостатков, однако для работодателей его принятие не сулит ничего хорошего, поскольку возобновляются инспекционные посещения и невыездные инспектирования.
Постановлением № 823 утверждены:
— Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок контроля);
— Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок надзора).
Порядок контроля определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (включая их структурные и обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд (далее — объект посещения), но теперь в документе указано, что указанный контроль осуществляется с учетом особенностей, определенных Конвенцией Международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом Украины от 08.09.2004 г. № 1985-IV, Конвенцией Международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве, ратифицированной Законом Украины от 08.09.2004 г. № 1986-IV, и Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Как и ранее, мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются в форме инспекционных посещений и невыездных инспектирований, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов.
Основания для проведения инспекционных посещений и права инспекторов труда при проведении инспекционного посещения, перечисленные соответственно в пунктах 5 и 11 Порядка контроля, практически не изменились.
Как и ранее, инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:
1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных пунктом 5 Порядка контроля, самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
2) ознакамливаться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездного инспектирования, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать удостоверенные объектом посещения их копии или выписки;
3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;
4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
6) фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;
7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.
Продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней. Течение этого срока начинается со дня, следующего за днем предоставления объектом посещения документов и объяснений, необходимых для их проведения (п. 10 Порядка контроля).
Как и ранее,по результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляются акт инспекционногопосещения (невыездного инспектирования) (далее — акт), и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде — предписание по их устранению (п. 19 Порядка контроля).
При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом, после рассмотрения замечаний объекта посещения к нему (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и принимает меры по привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности (п. 27 Порядка контроля).
Единственным положительным для работодателей новшеством является то, что отныне одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования мероприятия по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности принимаются только за использование труда неоформленных работников (п. 29 Порядка контроля). Ранее мероприятия по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности принимались независимо от факта устранения выявленных нарушений и в случае несвоевременной или не в полном объеме выплаты заработной платы, несоблюдения минимальных гарантий в оплате труда.
Таким образом, теперь работодатель и его должностные лица не будут привлекаться к ответственности за несвоевременную или не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда, если они устранят указанные нарушения в установленный предписанием срок. То же самое касается и других нарушений (кроме использования труда неоформленных работников), поскольку согласно пункту 28 Порядка контроля в случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры по привлечению объекта посещения к ответственности не принимаются.
Все остальные нормы нового Порядка контроля фактически являются повторением норм отмененного предшественника.
Порядок надзора определяет основные задачи и процедуру осуществления Гоструда и ее территориальными органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — госнадзор). То есть Порядок надзора напрямую работодателей не касается, а основной целью госнадзора является выявление нарушений и недостатков при осуществлении исполнительными органами городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и центральными органами исполнительной власти (далее — объект надзора) полномочий, определенных соответственно частью третьей статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и частью второй статьи 259 Кодекса законов о труде Украины.
Госнадзор осуществляется должностными лицами Гоструда и ее территориальных органов путем истребования, сбора и анализа информации, необходимой для подготовки выводов о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде, или путемпроведения проверки объекта надзора с выездом по его местонахождению.