Утверждена новая отчетность по НДФЛ, военному сбору и единому социальному взносу
1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» относительно представления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» от 19.09.2019 г. № 115-IX (далее — Закон № 115), которым внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VІ (далее — Закон о ЕСВ).
Также 1 января 2021 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно предоставления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налогу на доходы физических лиц» от 19.09.2019 г. № 116-IX (далее — Закон № 116), которым внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ).
Так, в статье 51 НКУ в новой редакции изложен пункт 51-1, согласно которому плательщики налогов, в том числе налоговые агенты, плательщики единого взноса обязаны подавать контролирующим органам в сроки, установленные этим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса, с разбивкой по месяцам отчетного квартала.
Пункт 4 части 6 статьи 6 Закона о ЕСВ изложен в новой редакции, согласно которой плательщик единого социального взноса (далее — ЕСВ) обязан подавать отчетность о начислении ЕСВ в размерах, определенных в соответствии с этим Законом, в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единому налогу) в налоговый орган по основному месту учета плательщика ЕСВ в сроки и порядке, установленные НКУ. Форма, по которой подается отчетность о начислении ЕСВ в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единому налогу), устанавливается Минфином по согласованию с Пенсионным фондом и фондами общеобязательного государственного социального страхования.
Во исполнение вышеприведенных норм Минфин издал приказ «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 13 января 2015 года № 4» от 15.12.2020 г. № 773 (далее — Приказ № 773), который вступил в силу 1 января 2021 года. Приказом № 773 внесены изменения в приказ Минфина от 13.01.2015 г. № 4, который уже получил новое название «Об утверждении формы Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса и Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса» (далее — Приказ № 4).
Одновременно Приказом № 773 утверждены (изложены в новой редакции):
— форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет);
Пунктом 3 Приказа № 773 установлено, что Налоговый расчет по форме, утвержденной этим приказом, впервые подается за I квартал 2021 года.
Таким образом, теперь информация о начисленных застрахованным лицам доходах и начисленном на них ЕСВ будет отражаться не ежемесячно в Отчете о ЕСВ, а в Налоговом расчете, который подается за отчетный период — квартал в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (пп. 49.18.2 НКУ, п. 1 Порядка № 4). За I квартал 2021 года Налоговый расчет необходимо подать не позднее 11 мая 2021 года.
Согласно пункту 1 Порядка № 4 Налоговый расчет подается отдельно за каждый квартал (налоговый период) с разбивкой по месяцам отчетного квартала.
К сожалению, утвержденная форма Налогового расчета не стала проще для заполнения, хотя у Минфина, Пенсионного фонда и ГНСУ был целый год для утверждения новой объединенной отчетности.
По сути новый Налоговый расчет — это аналог бывшего Отчета о ЕСВ, в котором бывший Налоговый расчет ф. № 1ДФ стал одним из приложений. В итоге суммарно меньше таблиц для заполнения не стало, но количество граф в таблицах увеличилось.
Налоговый расчет и приложения имеют 4 типа формы:
— «Звітний» — подается за отчетный период первый раз;
— «Звітний новий» — подается следующим за отчетный период до окончания предельного срока подачи с данными об уточнении в суммах начисленного НДФЛ, ВС, ЕСВ и/или реквизитах;
— «Уточнюючий» — подается после окончания предельного срока подачи для соответствующего отчетного периода с данными об уточнении в суммах начисленного НДФЛ, военного сбора, ЕСВ и/или реквизитах.
— «Довідковий» — подается плательщиком ЕСВ в составе Расчета с типом «Звітний», в приложениях которого имеется информация о назначении пенсии застрахованным лицам или материального обеспечения, страховых выплат.
К сожалению, из Порядка № 4 непонятно, в каких конкретно случаях и в какие сроки необходимо подавать Налоговый расчет и приложения с типом «Довідковий», если работодатель (страхователь) начисляет застрахованным лицам материальное обеспечение, страховые выплаты. Поэтому рекомендуем работодателям до появления соответствующих разъяснений государственных органов не подавать Налоговый расчет с таким типом формы.
Структурно Налоговый расчет включает основную часть (далее — Расчет) и 6 приложений к Расчету. Расчет включает заглавную часть, имеющую реквизиты от 01 до 110, и таблицу, имеющую 3 раздела, где с разбивкой по трем месяцам квартала (в трех графах) отражаются общие суммы начисленных доходов, общие суммы начисленного дохода в пределах максимальной базы начисления ЕСВ и общие суммы начисленного ЕСВ.
Разделы Расчета имеют следующие названия:
— раздел І «Нарахування доходу та єдиного внеску за найманих працівників в розрізі місяців звітного кварталу» — это аналог таблицы 1 Отчета о ЕСВ;
— раздел ІІ «Нарахування грошового забезпечення та єдиного внеску за військовослужбовців, поліцейських, осіб рядового і начальницького складу та на суми допомоги у зв’язку з вагітністю та пологами в розрізі місяців звітного кварталу (крім військовослужбовців строкової військової служби)» — это аналог таблицы 4 Отчета о ЕСВ;
— раздел ІІІ «Нарахування грошового забезпечення та єдиного внеску за патронатних вихователів, батьків-вихователів та прийомних батьків у розрізі місяців звітного кварталу» — это аналог таблицы 2 Отчета о ЕСВ, который заполняется управлениями труда и социальной защиты населения.
Приложения 1, 2, 3, 4ДФ и 6, содержащие таблицы, в которых указываются суммы дохода, ЕСВ, НДФЛ и военного сбора, необходимо заполнять с разбивкой по месяцам, то есть за каждый месяц квартала, в котором начислен доход, необходимо подавать отдельное приложение (форму). Например, если работодатель начислил доход работникам в каждом месяце І квартала 2021 года, то он должен к Расчету подать 3 приложения 1 (отдельно за январь, февраль и март) и 3 приложения 4ДФ (отдельно за январь, февраль и март). То есть теперь информация о доходах не только для целей начисления ЕСВ, но и для целей начисления НДФЛ и военного сбора должна отражаться с разбивкой по месяцам.
Приложениями к Расчету являются:
— приложение 1 «Відомості про нарахування заробітної плати (доходу, грошового забезпечення) застрахованим особам» (Д1) — это аналог таблицы 6 Отчета о ЕСВ. Заполнение формы Д1 осуществляется по каждому застрахованному лицу, при этом подается она отдельно за каждый месяц квартала, за который начислен доход (номер месяца квартала отражается в заглавной части формы в поле «номер місяця в кварталі»);
— приложение 2 (Д2) «Відомості про осіб, які доглядають за дитиною до досягнення нею трирічного віку …» — это аналог таблицы 8 Отчета о ЕСВ, который заполняется управлениями труда и социальной защиты населения;
— приложение 3 «Відомості про осіб, які проходять строкову військову службу» (Д3) — это аналог таблицы 9 Отчета о ЕСВ;
— приложение 4 «Відомості про суми нарахованого доходу, утриманого та сплаченого податку на доходи фізичних осіб та військового збору» (4ДФ) — это аналог Налогового расчета ф. № 1ДФ. Новшество формы состоит в том, что теперь не в разделе ІІ, а в разделе І в новых графах 5а и 5 необходимо отражать суммы соответственно начисленного и перечисленного военного сбора (бывшие графы 5, 6, 7, 8 и 9 стали соответственно графами 6, 7, 8, 9 и 10). То есть военный сбор необходимо теперь показывать не в общей сумме по всем получателям дохода, а в разрезе видов доходов по каждому физическому лицу (как и НДФЛ). Заполнение формы 4ДФ осуществляется в разрезе видов доходов по каждому физическому лицу, при этом подается она отдельно за каждый месяц квартала, за который начислен доход (номер месяца квартала отражается в заглавной части формы в поле «номер місяця в кварталі»);
— приложение 5 «Відомості про трудові відносини осіб та період проходження військової служби» (Д5) — это аналог таблицы 5 Отчета о ЕСВ. Эта форма подается одна за квартал, а не отдельно за каждый месяц (в заглавной части формы нет поля «номер місяця в кварталі»);
— приложение 6 «Відомості про наявність підстав для обліку стажу окремим категоріям осіб відповідно до законодавства» (Д6) — это аналог таблицы 7 Отчета о ЕСВ.
Детально о заполнении большинства реквизитов Расчета и приложений к нему рассказано в Порядке № 4, а о новшествах Налогового расчета и порядке заполнения новых реквизитов подробно идет речь в статье «Единый социальный взнос: особенности уплаты и подачи отчетности в 2021 году» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2021, а также будет рассказано в следующих номерах журнала.
В заключение, отметим, что Законом № 115 внесены изменения в пункт 7 части 11 статьи 25 Закона о ЕСВ, которым теперь установлено, что за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности о начислении ЕСВ в составе отчетности по НДФЛ (единому налогу) налоговым органом налагаются штрафы, предусмотренные за нарушение порядка представления информации о физических лицах – плательщиках налогов в размерах и порядке, установленных статьей 119 НКУ.
Напомним, что согласно статье 119 НКУ непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного из них налога, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличения налоговых обязательств плательщика налога и/или изменению плательщика налога, влекут наложение штрафа в размере 1020 гривен. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, влекут наложение штрафа в размере 2040 гривен.
Эти штрафы не применяются, если ошибки в регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов в Налоговом расчете были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в том числе в течение 30 календарных дней со дня поступления уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом.