Обновлены некоторые законодательные нормы касательно администрирования единого социального взноса
В феврале 2020 года вступило в силу два Закона Украины, целью которых является совершенствование администрирования налогов и сборов, а также единого социального взноса (далее — ЕСВ):
— Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 14.01.2020 г. № 440-IX (далее — Закон № 440);
Законом № 440, вступившим в силу 13.02.2020 г., внесены изменения в более 100 законодательных актов. Подавляющее большинство изменений связано с возложением налоговой и таможенной функций, которые раньше выполняла Государственная фискальная служба Украины, соответственно на Государственную налоговую службу Украины и Государственную таможенную службу Украины. Учитывая этот факт, по тексту всех обновленных кодексов и законов слова «органы доходов и сборов» заменены словами «налоговые органы» и/или «таможенные органы» в соответствующем падеже. Это изменение коснулось и Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ).
Кроме того, основными новшествами Закона о ЕСВ являются следующие:
1. В пунктах 3-1 и 6 части 1 статьи 1 Закона о ЕСВ теперь установлено, что:
налоговые органы — центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, государственную политику по администрированию ЕСВ, его территориальные органы;
недоимка — сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные этим Законом, исчисленная налоговым органом в случаях, предусмотренных этим Законом.
2. Теперь налоговые органы уведомляют не только Пенсионный фонд, но и фонды общеобязательного государственного социального страхования о взятии на учет плательщиков ЕСВ (ч. 1 ст. 5 Закона о ЕСВ).
3. В реестре страхователей будут содержаться также сведения о регистрационном номере плательщика ЕСВ (не путать с налоговым номером) и о наличии у него трудовых (гражданско-правовых) договоров с застрахованными лицами (раньше в реестре отражалось количество работников на дату представления отчетности и лиц, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам) (ч. 2 ст. 19 Закона о ЕСВ).
4. Отныне не подлежат обжалованию обязательства по уплате ЕСВ, самостоятельно определенные плательщиком (абз. шестой ч. 4 ст. 25 Закона о ЕСВ).
Законом № 465, вступившим в силу 27.02.2020 г. (за исключением отдельных норм), внесены изменения в 16 законодательных актов.
В частности, в Закон о ЕСВ внесены следующие изменения:
1. Абзац седьмой части 4 статьи 25 Закона о ЕСВ изложен в новой редакции, согласно которой налоговый орган, рассматривающий жалобу плательщика ЕСВ, обязан принять мотивированное решение и направить его плательщику ЕСВ в течение 20 календарных дней со дня получения жалобы в адрес плательщика ЕСВ по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку. Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) налогового органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика ЕСВ свыше установленного срока, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом плательщика ЕСВ до окончания 20-дневного срока. Если мотивированное решение по жалобе плательщику ЕСВ не направляется в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) налогового органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика ЕСВ со дня, следующего за последним днем окончания сроков.
2. В абзаце десятом части 4 статьи 25 Закона о ЕСВ уточнено, что в случае если плательщик ЕСВ в течение 10 календарных дней со дня получения требования не уплатил указанные в требовании суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней, не согласовал требование с налоговым органом путем обжалования в административном либо в судебном порядке или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение 10 календарных дней со дня получения согласованного требования, налоговый орган направляет в подразделение государственной исполнительной службы согласованное требование об уплате недоимки в электронной форме.
3. С 1 июля 2020 года Закон о ЕСВ будет дополнен новыми нормами касательно направления требования об уплате недоимки по ЕСВ, в т. ч. в случае неуплаты недоимки в установленные сроки. Так, абзац первый части 4 статьи 25 Закона о ЕСВ будет заменен тремя новыми абзацами, которыми установлено следующее:
Налоговый орган в порядке, по форме и в сроки, установленные Министерством финансов Украины, направляет в бумажной и/или электронной форме плательщикам ЕСВ требование об уплате недоимки по ЕСВ.
Требование об уплате недоимки по ЕСВ, вынесенное по результатам документальной проверки, направляется (вручается) плательщику в порядке, определенном статьей 42 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ).
Требование об уплате недоимки по ЕСВ, вынесенное с целью взыскания недоимки по ЕСВ в случае ее неуплаты плательщиком в определенные Законом о ЕСВ сроки, направляется налоговым органом плательщику в бумажной и/или электронной форме в порядке, определенном статьей 42 НКУ.