Индикатор надёжности

Подсказка: Рекомендуется задать пароль длиной не менее двенадцати символов. Чтобы сделать его надёжнее, используйте буквы верхнего и нижнего регистра, числа и символы наподобие ! " ? $ % ^ & ).

Суд признал незаконным постановление Кабмина, которым утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде

Еще в 2019 году ООО «Единая служба правовой помощи» и физическое лицо – предприниматель обратились в Окружной административный суд г. Киева с иском к Кабинету Министров Украины о признании противоправным и недействительным постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019  № 823 (далее — Постановление № 823).

Окружной административный суд г. Киева своим решением от 28.04.2021 по делу № 640/17424/19 удовлетворил административный иск ООО и физического лица – предпринимателя, признав противоправным и недействительным Постановление № 823.

Однако Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) и Кабинет Министров Украины подали апелляционные жалобы на решение Окружного административного суда г. Киева.

Шестой апелляционный административный суд постановлением от 14.09.2021 по делу № 640/17424/19 оставил без удовлетворения указанные апелляционные жалобы, а решение Окружного административного суда г. Киева от 28.04.2021 — без изменений, тем самым признал противоправным и недействительным Постановление № 823.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховном Суде.

Напомним, что Постановлением № 823 утверждены:

Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок контроля);

Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок надзора).

Порядок контроля определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (в частности их структурными и обособленными подразделениями, не являющимися юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд (далее — объект посещения). Меры государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, кроме мероприятий по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007  № 877-V (далее — Закон № 877) и с учетом пунктов 2–4 Порядка контроля (п. 1 Порядка контроля).

Порядок контроля устанавливает две формы осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде — инспекционное посещение и невыездное инспектирование.

Мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений осуществляются в форме инспекционных посещений, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов (п. 2 Порядка контроля).

Порядок надзора определяет основные задачи и процедуру осуществления Гоструда и ее территориальными органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде исполнительными органами местных советов и центральными органами исполнительной власти.

В решениях судов, которыми признано недействительным Постановление № 823, указано, что Кабинетом Министров Украины при принятии Постановления № 823 не соблюдены нормы Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003  № 1160-IV (далее — Закон № 1160) и Закона № 877. В частности, еще на этапе рассмотрения проекта Постановления № 823 Государственная регуляторная служба Украины приняла решение об отказе в согласовании проекта данного регуляторного акта. Вместе с тем при отсутствии решения Государственной регуляторной службы о согласовании проекта Постановления № 823 Гоструда подала его на рассмотрение Правительства, которое приняло Постановление № 823, нарушив нормы статьи 25 Закона № 1160.

Кроме того, Постановлением № 823, которым утвержден Порядок контроля, введено безосновательное наделение полномочиями на осуществление государственного надзора (контроля) органов, которым законом такие полномочия не предоставлены. Закон № 877 и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» не предусматривают никаких полномочий исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад на осуществление ими государственного надзора (контроля). Однако пункты 2 и 3 Порядка контроля предусматривают полномочия исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад на осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Часть 4 статьи 4 Закона № 877 предусматривает, что исключительно законами устанавливаются органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности; способ и формы осуществления мероприятий осуществления государственного надзора (контроля); санкции за нарушение требований законодательства и перечень нарушений, которые являются основанием для выдачи органом государственного надзора (контроля) предписания, распоряжения или другого распорядительного документа. Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает такой орган на осуществление государственного надзора (контроля) в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочия такого органа при осуществлении государственного надзора (контроля).

Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций признали противоправным и недействительным Постановление № 823, но Гоструда и Кабмин могут подать кассацию в Верховный Суд.

На данный момент с 14.09.2021 — дня принятия Шестым апелляционным административным судом постановления от 14.09.2021 должны быть приостановлены мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, которые проводятся на основании норм Постановления № 823 и утвержденного им Порядка контроля, т. е. фактически запрещены инспекционные посещения и невыездные инспектирования, в документе о проведении которых (приказе и направлении) упоминаются Постановление № 823 и Порядок контроля. Если же проверяющие после 14.09.2021 хотят зайти на территорию предприятия для проведения инспекционного посещения с целью выявления неоформленных трудовых отношений, то их можно не допускать к проведению такого мероприятия.

В то же время возможно проведение плановых и внеплановых проверок работодателей на основании норм Закона № 877.


Вам також може бути цікаво

Воєнний стан і мобілізацію продовжено ще на 90 днів до 8 лютого 2025 року
Змінено ознаки окремих доходів для відображення у Податковому розрахунку
Закон України, яким збільшується ставка військового збору, направлено на підпис Президенту України
Внесено зміни до Порядку бронювання військовозобов’язаних засобами Порталу «Дія»
З 1 жовтня 2024 року оновлено вимоги до організації та проведення профілактичних медичних оглядів працівників окремих професій
Набув чинності Закон, яким запроваджено додаткові підстави розірвання трудового договору з ініціативи роботодавця та відсторонення працівників від роботи