Письмо-разъяснение Фонда социального страхования Украины «О документальном подтверждении временной нетрудоспособности по месту работы по совместительству» от 27.07.2021 № 03/С-619з-798
ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО-РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 27.07.2021 № 03/С-619з-798
О документальном подтверждении временной нетрудоспособности по месту работы по совместительству
Исполнительная дирекция Фонда социального страхования Украины, рассмотрев Ваше обращение относительно документального подтверждения временной нетрудоспособности по месту работы по совместительству, сообщает.
В соответствии с частью первой статьи 30 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105 (далее — Закон № 1105) материальное обеспечение и социальные услуги по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности застрахованным лицам на условиях трудового договора (контракта), гражданско-правового договора и других основаниях, предусмотренных законом, назначается и предоставляется по основному месту работы (деятельности).
Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам застрахованным лицам (в том числе осуществляющим предпринимательскую или другую деятельность и одновременно работающим на условиях трудового договора) предоставляются по основному месту работы (деятельности) и по совместительству (найму) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Согласно части первой статьи 31 Закона № 1105 основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. В случае работы по совместительству, по трудовому договору (контракту) одновременно с осуществлением предпринимательской или другой деятельности основанием для назначения пособия является копия листка нетрудоспособности, удостоверенная подписью руководителя и печатью (при наличии) по основному месту работы. Для застрахованных лиц, которые одновременно осуществляют предпринимательскую и другую деятельность и не работают на условиях трудового договора (контракта), копию листка нетрудоспособности удостоверяет учреждение здравоохранения, которое его выдает. Порядок и условия выдачи, продления и учета листков нетрудоспособности, осуществления контроля за правильностью их выдачи устанавливается центральным органом исполнительной власти в сфере формирования государственной политики в сфере здравоохранения по согласованию с Фондом.
В свою очередь, 04.06.2021 вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Украины от 01.06.2021 № 1066 «Некоторые вопросы формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности и проведении их проверки», которым утвержден ряд документов:
1) Порядок формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения;
2) Порядок осуществления Фондом социального страхования проверок обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности;
3) Инструкция по работе с медицинскими заключениями о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения и листками нетрудоспособности на период действия переходной модели;
4) Положение об экспертизе временной нетрудоспособности, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Украины от 09.04.2008 № 189, изложено в новой редакции как Порядок организации экспертизы временной утраты трудоспособности.
Кроме того, этим приказом введена переходная модель работы с медицинскими заключениями о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения и листками нетрудоспособности.
Таким образом, уже с июня 2021 года некоторые учреждения здравоохранения начали работу по формированию и внесению медицинских заключений о временной нетрудоспособности в Реестр медицинских заключений в электронной системе здравоохранения в соответствии с Порядком формирования медицинских заключений о временной нетрудоспособности.
Следует отметить, что пунктом 4 Порядка организации ведения Электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации из него, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.04.2019 № 328 (далее — Порядок № 328), Электронный реестр листков нетрудоспособности формирует и ведет Пенсионный фонд Украины, который является владельцем информации, содержащейся в нем.
Пунктами 15 и 16 Порядка № 328 определено, что информация из Электронного реестра листков нетрудоспособности, содержащая сведения о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов, периоде и причине нетрудоспособности, предоставляется только лицу, которого указанные сведения касаются, его страхователю — за период пребывания лица в трудовых отношениях с ним соответственно через электронные кабинеты застрахованного лица и страхователя на портале услуг, а также предоставляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины в бумажной форме как выписка из Реестра по устному обращению застрахованному лицу — лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Украины, или документа, удостоверяющего личность и подтверждающего ее специальный статус, и документа, подтверждающего регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании или пенсионного удостоверения.1
1 К сожалению, до настоящего времени территориальные органы ПФУ при обращении к ним застрахованных лиц не предоставляют в бумажной форме выписку из Электронного реестра листков нетрудоспособности, поскольку форма такой выписки и порядок ее выдачи не утверждены. (Ред.)
Учитывая вышеизложенное, начиная с июня 2021 года, в случае формирования для застрахованного лица листка нетрудоспособности программными средствами Электронного реестра листков нетрудоспособности на основании медицинского заключения о временной нетрудоспособности, такой листок нетрудоспособности должен быть отражен в электронных кабинетах всех страхователей, с которыми застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях на момент наступления страхового случая, то есть и в электронном кабинете работодателя по совместительству.2
2 Такую норму сейчас содержит пункт 2 раздела II Порядка выдачи (формирования) листков нетрудоспособности в Электронном реестре листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздрава от 17.06.2021 № 1234. (Ред.)
В случае не отражения в электронных кабинетах страхователей листков нетрудоспособности, сформированных программными средствами Электронного реестра листков нетрудоспособности, застрахованное лицо имеет возможность подтвердить факт своей временной нетрудоспособности выпиской из Электронного реестра листков нетрудоспособности, выданного территориальными органами Пенсионного фонда Украины в бумажной форме для каждого работодателя отдельно.1
Следовательно, в случае формирования для застрахованного лица листка нетрудоспособности программными средствами Электронного реестра листков нетрудоспособности, предоставлять по месту работы по совместительству копию листка нетрудоспособности, удостоверенную подписью руководителя и печатью (при наличии) по основному месту работы, не нужно.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 30 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266, работодателю по месту работы по совместительству застрахованным лицом предоставляется справка о средней заработной плате по основному месту работы. Если лицо работает на нескольких работах по совместительству, дополнительно предоставляются справки о средней заработной плате по местам работы по совместительству.3
3 Подробно об исчислении средней заработной платы для начисления работникам страховых выплат по совместительству рассказано в статье «Совместители: начисление «больничных» и декретных» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2019, стр. 46. (Ред.)
Заместитель директора С. Богданов