Письмо Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины «О предоставлении отпусков работникам, имеющим детей» от 13.05.2020 г. № 3512-06/30165-02
МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ТОРГОВЛИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 13.05.2020 г. № 3512-06/30165-02
О предоставлении отпусков работникам, имеющим детей
(Извлечение)
Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины на письмо Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Верховной Рады Украины <…> рассмотрело <…> обращение <…> относительно применения норм Закона Украины «Об отпусках» (далее — Закон) и сообщает.
1. Имеет ли право на отпуск «на детей» вдова, имеющая двоих детей в возрасте 6 и 10 лет, которая вышла второй раз замуж (второй муж не усыновил детей)?
В соответствии со статьей 19 Закона право на дополнительный социальный отпуск имеет, в частности, женщина, которая работает и имеет двоих или более детей в возрасте до 15 лет, одинокая мать — продолжительностью 10 календарных дней в году.
При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 календарных дней.
Каждое основание, определенное частью первой этой статьи, следует считать отдельным основанием, а именно: женщина, имеющая двоих или более детей в возрасте до 15 лет, и одинокая мать.
Что касается предоставления социального дополнительного отпуска одиноким матерям, то определение «одинокой матери» приведено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г. № 9 и пункте 5 части тринадцатой статьи 10 Закона.
Так, согласно постановлению Пленума Верховного Суда Украины одинокой матерью следует считать женщину, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери; вдову; другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка сама.
Законодательством не определена такая категория, как «другая женщина, которая воспитывает ребенка сама». По нашему мнению, к такой категории женщин целесообразно относить, в частности, разведенную женщину; женщину, которая воспитывает ребенка без отца, в том числе и женщину, которая родила ребенка, не состоя в браке, и при этом отец признал ребенка; женщину, которая вышла замуж, но ее ребенок новым мужем не усыновлен, поскольку отец у ребенка есть.
Следует отметить, что согласно статье 260 Семейного кодекса Украины мачеха, отчим, проживающие одной семьей с малолетними, несовершеннолетними пасынком, падчерицей, имеют право участвовать в их воспитании.
То есть указанной нормой предусмотрено право, а не обязанность участвовать в воспитании ребенка.
Таким образом, вдова, которая вышла замуж, но ее муж не усыновил ребенка, имеет право на социальный дополнительный отпуск по основанию «одинокая мать».
Учитывая вышеизложенное, из содержания обращения следует, что женщина имеет право на социальный дополнительный отпуск продолжительностью 17 календарных дней по двум основаниям: «женщина, имеющая двоих или более детей в возрасте до 15 лет» и «одинокая мать».
2. Имеет ли право женщина, усыновившая ребенка, которому 01.01.2019 г. исполнилось 18 лет, на социальный отпуск за 2019 год?
Положением статьи 19 Закона предусмотрено, в частности, что женщине, которая усыновила ребенка, предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней.
Кроме этого, то, что право на отпуск женщины, усыновившей ребенка, зависит от возраста ребенка, Законом не установлено, поэтому следует руководствоваться общими нормами.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об охране детства» и статьей 2 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» ребенок — это лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетия), если согласно закону, применяемому к нему, оно не приобретает прав совершеннолетнего раньше.
Дополнительный социальный отпуск предоставляется в любое время в течение календарного года, независимо от отработанного времени и даты рождения ребенка — до или после.
Следовательно, в случае, указанном в обращении, женщина имеет право на социальный отпуск за 2019 год полной продолжительности — 10 календарных дней, независимо от отработанного времени в этом году.
3. Одинокая мать (отец детей лишен родительских прав) воспитывает двоих детей в возрасте до 15 лет. Какова продолжительность ее отпуска «на детей»?
Ответ на данный вопрос предоставлен в первом пункте письма.
4. Может ли отец троих детей в возрасте до 15 лет получить отпуск «на детей» при условии, что его жена не работает?
Положением статьи 19 Закона предусмотрено, что женщине, которая работает и имеет двоих или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка с инвалидностью, или которая усыновила ребенка, матери лица с инвалидностью с детства подгруппы A I группы, одинокой матери, отцу ребенка или лица с инвалидностью с детства подгруппы A I группы, который воспитывает их без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также лицу, взявшему ребенка под опеку или лицо с инвалидностью с детства подгруппы A I группы, или одному из приемных родителей предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней.
Следовательно, таким отпуском может воспользоваться только отец, который работает и воспитывает ребенка без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении). По нашему мнению, к этой категории относятся: мужчина, который не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка записан как его отец; вдовец или разведенный мужчина, воспитывающий ребенка без матери.
В случае, указанном в обращении, мужчина не подпадает под определение одинокого отца, поскольку воспитывает детей в браке вместе с их матерью. Соответственно этот отец не имеет права на дополнительный социальный отпуск.
5. Имеет ли право на отпуск «на детей» одинокая женщина, воспитывающая 17-летнюю дочь, родившую ребенка?
То, что право на дополнительный социальный отпуск на основании «одинокая мать» зависит от возраста ребенка, Законом не установлено, поэтому следует руководствоваться общими нормами.
Согласно статье 1 Закона Украины «Об охране детства» и статье 2 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» ребенок — это лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетия), если согласно закону, применяемому к нему, оно не приобретает прав совершеннолетнего раньше.
В соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Украины полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, достигшему шестнадцати лет и работающему по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка.
Предоставление полной гражданской дееспособности осуществляется по решению органа опеки и попечительства (далее — ООП) по заявлению заинтересованного лица с письменного согласия родителей (усыновителей) или попечителя, а при отсутствии такого согласия полная гражданская дееспособность может быть предоставлена по решению суда.
Следовательно, если нет решения ООП или суда, то полная гражданская дееспособность не возникла и право на социальный отпуск не утрачено.
Одновременно сообщаем, что письма Министерства имеют информационный, разъяснительный и рекомендательный характер.
Заместитель Министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины – Ю. Свириденко
_____________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Ответы Минэкономики на первые четыре из вышеприведенных вопросов такие же, какие в разное время давало Минсоцполитики в письмах от 05.08.2016 г. № 438/13/116-16 (см. ВТЗ № 10/2016, с. 111), от 25.02.2015 г. № 76/13/116-15 (см. ВТЗ № 11/2017, с. 103), от 05.08.2016 г. № 435/13/116-16 (см. ВТЗ № 5/2017, с. 119) и других, а подробно о различных аспектах предоставления дополнительного отпуска на детей идет речь в статье «Дополнительный отпуск работникам, имеющим детей» — см. ВТЗ № 5/2020, с. 36.
Что касается ответа Минэкономики на вопрос «5. Имеет ли право на отпуск «на детей» одинокая женщина, воспитывающая 17-летнюю дочь, которая родила ребенка?», то он отличается от ответа на этот вопрос Минсоцполитики, предоставленного в письме от 05.08.2016 г. № 435/13/116-16 (см. ВТЗ № 5/2017, с. 119).
По мнению Минэкономики, если нет решения органа опеки и попечительства (далее — ООП) или суда, то у несовершеннолетнего лица, родившего ребенка (записанного матерью), полная гражданская дееспособность не наступает, и, соответственно, у одинокой женщины — матери такого несовершеннолетнего лица право на «детский» социальный отпуск не утрачивается.
По мнению Минсоцполитики, одинокая мать, дочь которой в возрасте до 18 лет родила ребенка, не имеет права на «детский» социальный отпуск по основанию «одинокая мать», поскольку ее дочь, для ухода за которой она получала этот отпуск по основанию «одинокая мать», получила полную гражданскую дееспособность в связи с рождением ею ребенка.
Почему отличаются позиции Минэкономики и Минсоцполитики? Дело в том, что в части 1 статьи 35 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) указано, что «полная гражданская дееспособность может быть предоставлена … несовершеннолетнему лицу, которое записано матерью или отцом ребенка». То есть фраза «может быть предоставлена» не означает, что полная гражданская дееспособность автоматически (обязательно) предоставляется несовершеннолетнему лицу, которое записано матерью или отцом ребенка. Условия, при которых несовершеннолетнему лицу предоставляется полная гражданская дееспособность, указаны в части 2 статьи 35 ГКУ: предоставление полной гражданской дееспособности осуществляется по решению ООП по заявлению заинтересованного лица с письменного согласия родителей (усыновителей) или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Таким образом, Минэкономики (в отличие от Минсоцполитики) вполне справедливо связывает содержание частей 1 и 2 статьи 35 ГКУ, поэтому наличие только записи в свидетельстве о рождении ребенка данных матери или отца недостаточно для того, чтобы такие мать или отец, являющиеся несовершеннолетними, получили полную гражданскую дееспособность. Для этого несовершеннолетние мать или отец должны получить соответствующее решение ООП или решение суда.
Это согласуется с пунктом 2 главы 4 раздела I Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 22.02.2012 г. № 296/5 (далее — Порядок № 296/5), согласно которому в случае проверки гражданской дееспособности физического лица, не достигшего 18 лет и являющегося матерью или отцом ребенка, нотариус требует свидетельство о рождении ребенка, в котором несовершеннолетнее лицо записано матерью или отцом, и решение ООП о предоставлении такому лицу полной гражданской дееспособности, а в случае отсутствия такого решения нотариус требует соответствующее решение суда.
Поэтому мы согласны с позицией именно Минэкономики, но есть еще один нюанс, который влияет на право одинокой матери на «детский» социальный отпуск, если ее несовершеннолетняя дочь родила ребенка.
Так, согласно части 2 статьи 34 ГКУ в случае регистрации брака физического лица, не достигшего совершеннолетия, оно приобретает полную гражданскую дееспособность с момента регистрации брака.
Следовательно, если одинокая женщина воспитывает 17-летнюю дочь, которая родила ребенка и вышла замуж, то такая 17-летняя дочь с момента регистрации брака, указанного в свидетельстве о браке, автоматически (т. е. без решения ООП или суда) приобретает полную гражданскую дееспособность, а ее мать утрачивает право на «детский» социальный отпуск по основанию «одинокая мать» с даты регистрации брака дочерью.
Это согласуется с пунктом 2 главы 4 раздела I Порядка № 296/5, согласно которому для признания физического лица, не достигшего 18 лет, имеющим полную гражданскую дееспособность в связи с заключением таким лицом брака, нотариус требует только свидетельство о браке по факту регистрации брака лица, не достигшего совершеннолетия.
Минсоцполитики в письме от 25.02.2015 г. № 76/13/116-15 (см. ВТЗ № 11/2017, с. 103) сделало следующий вывод: «одинокая мать, воспитывающая дочь в возрасте 17 лет, утрачивает право на такой отпуск в году регистрации дочерью брака или при наличии соответствующего решения о предоставлении ей полной гражданской дееспособности».
По нашему мнению, одинокая женщина, воспитывающая 17-летнюю дочь, утрачивает право на «детский» социальный отпуск не в году регистрации дочерью брака, а с даты регистрации дочерью брака или с даты принятия решения ООП или суда о предоставлении дочери полной гражданской дееспособности, поскольку именно с указанных дат ее дочь утрачивает статус ребенка и уже нет оснований для предоставления женщине (матери совершеннолетней дочери) «детского» социального отпуска по основанию «одинокая мать».