Письмо Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины «Об остановке (сокращении) деятельности предприятия (как основания для предоставления пособия по частичной безработице на период карантина)» от 23.06.2020 г. № 3512-06/38822-07
МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ТОРГОВЛИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 23.06.2020 г. № 3512-06/38822-07
Об остановке (сокращении) деятельности предприятия
(как основания для предоставления пособия по частичной безработице на период карантина)
(Извлечение)
Директоратом норм и стандартов достойного труда Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины рассмотрено письмо <…> и в пределах компетенции сообщается.
В соответствии с абзацем первым части первой статьи 47-1 Закона Украины «О занятости населения» пособие по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, предоставляется территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, застрахованным лицам в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности путем проведения мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), предусмотренных карантином, установленным Кабинетом Министров Украины, по обращению работодателя для его выплаты работникам.
Отмечаем, что установление сокращенной продолжительности рабочего времени предусмотрено статьей 51 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для несовершеннолетних работников, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда. Кроме того, законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (учителей, врачей и других).
При этом сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться за счет собственных средств на предприятиях и в организациях для женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка с инвалидностью.
Обращаем внимание на то, что сокращенная продолжительность рабочего времени вводится без уменьшения размера заработной платы.
В то же время согласно статье 56 КЗоТ по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при принятии на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в таком случае осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Статьей 32 КЗоТ определены нормы по переводу и перемещению работников, а также изменению существенных условий труда.
В частности, частью третьей указанной статьи установлено, что в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и других — работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца.
Учитывая изложенное, считаем, что при сокращении производства из-за проведения мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), предусмотренных карантином, установленным Кабинетом Министров Украины, целесообразно вводить именно неполное рабочее время.
В то же время при введении неполного рабочего времени в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе в случае сокращения производства путем проведения мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), работник, выполнявший работу с учетом нормальной продолжительности рабочего времени, должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца до такого введения.
Кроме этого, по нашему мнению, в данном случае уместно также рассмотреть возможность введения дистанционной работы, простоя или предоставления работникам отпусков, в том числе отпусков без сохранения заработной платы. Возможность применения соответствующих механизмов в период проведения мероприятий по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19) уже предусмотрена КЗоТ.1
1 См. также статью «Работа дома, простой и отпуска в условиях карантина: трудовые гарантии работников» в журнале «Все о труде и зарплате» № 3/2020, стр. 8. (Ред.)
Одновременно сообщаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, они имеют информационно-рекомендательный характер.
Генеральный директор Директората норм и стандартов достойного труда
Ю. Кузовой
_____________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: В вышеприведенном письме Минэкономики отвечало на вопрос, что является остановкой (сокращением) деятельности как основание для выплаты работникам субъектов малого и среднего предпринимательства пособия по частичной безработице на период карантина (далее — ПЧБПК), предоставляемого центрами занятости. Дело в том, что трудовое законодательство (в т. ч. КЗоТ) не предусматривает сокращения продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности, которое является основанием для предоставления работникам ПЧБПК согласно статье 47-1 Закона Украины «О занятости населения» (далее — Закон о занятости) и Порядку предоставления … пособия по частичной безработице на период карантина …, утвержденному постановлением КМУ от 22.04.2020 г. № 306 (далее — Порядок № 306). То есть нормы статьи 51 КЗоТ, которые предусматривают установление сокращенной продолжительности рабочего времени (без уменьшения размера заработной платы), не имеют ничего общего с нормами статьи 47-1 Закона о занятости и Порядка № 306, предусматривающими предоставление работникам ПЧБПК вследствие вынужденного сокращения продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности в период карантина.
Минэкономики хотя и не прямо, но дало понять, что под сокращением продолжительности рабочего времени в связи с остановкой производства в период карантина с целью получения ПЧБПК следует понимать установление работникам неполного рабочего времени. Если инициатором введения неполного рабочего времени является работодатель, то он должен уведомить об этом работников не позднее чем за два месяца (ч. третья ст. 32 КЗоТ). Если же неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работником и работодателем, то такой режим работы может быть введен с любой даты (ст. 56 КЗоТ).
Практика предоставления ПЧБПК центрами занятости также свидетельствует о том, что именно установление неполного рабочего времени работникам в связи с остановкой (сокращением) производства на предприятии во время карантина является основанием для выплаты работникам ПЧБПК по обращению работодателя.
Начиная с 16 июля 2020 года ПЧБПК должно предоставляться работникам также за период частично оплачиваемого простоя во время карантина и нахождения в отпуске без сохранения заработной платы на период карантина. Но проблема в том, что соответствующие документы для получения ПЧБПК работодатель должен подать центру занятости не позднее 90 календарных дней со дня остановки (сокращения) производства, то есть фактически со дня введения приказом руководителя неполного рабочего времени, простоя или со дня предоставления «карантинного» отпуска без сохранения заработной платы.
Кроме того, предоставление ПЧБПК работникам зависит от наличия денежных средств для этого у ФСС на случай безработицы, которых уже сейчас недостаточно.