Разъяснение ГУ ГНС в Днепропетровской области «Об осуществлении работниками ГНС проверок субъектов хозяйствования в нерабочее время или в выходные дни» от 21.08.2023
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГНС В ДНЕПРОПЕТРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 21.08.2023
Об осуществлении работниками ГНС проверок субъектов хозяйствования
в нерабочее время или в выходные дни
Имеют ли право работники ГНС осуществлять документальные и фактические проверки субъектов хозяйствования в нерабочее время или в выходные дни?
Согласно п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) должностные лица контролирующего органа имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных НКУ, и при условии предъявления или отправления в случаях, определенных НКУ, в частности направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица – плательщика налога, который проверяется) или объекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, скрепленной печатью контролирующего органа.
Сроки (продолжительность) проведения проверок установлены ст. 82 НКУ, исчисляются в рабочих днях и зависят от типа проверки и категории налогоплательщика.
В соответствии с частью второй ст. 56 Закона Украины от 10 декабря 2015 года № 889-VIII «О государственной службе» с изменениями и дополнениями для государственных служащих установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
Законодательством Украины не дано четкое определение понятий «рабочий день» и «рабочее время». Вместе с тем, согласно разъяснению Министерства труда и социальной политики Украины, предоставленному в письме от 22.06.2007 № 199/13/116-07, рабочее время — это время, в течение которого работник должен выполнять обязанности по трудовому договору. Режим работы, продолжительность рабочего времени и времени отдыха устанавливаются работодателем самостоятельно в правилах внутреннего трудового распорядка или коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, установленных действующим законодательством, Генеральным и Отраслевым соглашениями.
При этом согласно ст. 52 Кодекса законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года № 322-VIII с изменениями и дополнениями (далее — КЗоТ) для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
Частью первой ст. 50 КЗоТ определено, что нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
В то же время в КЗоТ предусмотрена возможность утверждения на предприятиях, учреждениях и организациях другого режима работы (например, двух- или трехдневные рабочие недели).
Кроме того, частью второй ст. 50 КЗоТ определено, что предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в части первой этой статьи.
Согласно ст. 57 КЗоТ время начала и окончания ежедневной работы (смены) предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 21.1 ст. 21 НКУ должностные и служебные лица контролирующих органов обязаны, в частности, соблюдать Конституцию Украины и действовать исключительно в соответствии с НКУ и другими законами Украины, другими нормативными актами, обеспечивать добросовестное выполнение возложенных на контролирующие органы функций и не допускать нарушений прав и охраняемых законом интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций.
При этом следует отметить, что в случае выполнения налогоплательщиком законных требований должностных лиц контролирующих органов, не препятствования их законной деятельности и предоставления в полном объеме документов, связанных с предметом проверки, а также выполнения других обязанностей, предусмотренных ст. 16 НКУ, отсутствие возможности обеспечения присутствия должностных лиц контролирующих органов по местонахождению налогоплательщика с учетом графика работы предприятия, отличного от общепринятого, согласно ст. 81 НКУ не может быть основанием для составления соответствующих актов о недопущении должностных лиц контролирующих органов к проведению проверки.
Следовательно, работники ГНС имеют право осуществлять документальные (плановые или внеплановые; выездные) либо фактические проверки в течение срока, определенного в направлении на проверку, с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика.