Разъяснение Управления Гоструда в Ровенской области «Относительно оформления возвращения работников к работе после карантина» от 03.06.2020 г.
УПРАВЛЕНИЕ ГОСТРУДА В РОВЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 03.06.2020 г.
Относительно оформления возвращения работников к работе после карантина
Сейчас восстанавливается привычный ритм работы, поэтому работодателям следует позаботиться о том, как возвращать работников к работе. В частности, определить, какие работники необходимы на своих рабочих местах, а какие могут продолжить работать удаленно или в условиях гибкого рабочего времени.
Относительно возвращения работников с «карантинных отпусков» стоит отметить, что автоматического выхода работников из «карантинных отпусков» законом не предусмотрено, кроме случаев, когда работник сразу в заявлении на отпуск без сохранения заработной платы указал дату выхода на работу, например 26.05.2020 года.
Прерывание ежегодного отпуска (основного или дополнительного) возможно лишь в крайних случаях, предусмотренных ст. 79 КЗоТ, например, в случае производственной аварии или для устранения последствий производственной аварии, предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия. В остальных случаях выход из отпуска должен происходить с согласия самого работника. В этом случае работодатель может поступить так:
1) связаться с работниками и проинформировать их о возможности выхода на работу в связи с окончанием карантина;
2) работник должен написать заявление с просьбой прервать отпуск и приступить к работе;
3) на основании заявления работника издать приказ о прерывании отпуска без сохранения заработной платы, который был предоставлен на время карантина;
4) в приказе указать дату, когда работнику следует приступить к работе. Заставлять работника выходить из отпуска неправомерно.
В случае введения работодателем дистанционной работы во время карантина к выходу работников на свои рабочие места в офисе следует подготовиться. Для этого необходимо:
1) определиться с датой возвращения работников;
2) выяснить, все ли работники имеют возможность работать в офисе;
3) подготовить приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы.
Необходимо издать приказ (распоряжение) о прекращении дистанционной работы и восстановлении обычного режима работы, в котором указать:
— причину изменения режима работы с дистанционного на обычный, а именно — в связи с окончанием карантина и отменой ограничительных мер, возобновлением работы транспорта;
— дату прекращения дистанционной формы работы;
— дату выхода работника на рабочее место;
— перечень работников, которые возвращаются к привычному режиму, и их должности;
— порядок ознакомления работников с приказом и изменением режима работы.
Если часть работников остается дома, то об этом следует указать в приказе или отдельным приказом продлить режим дистанционной работы для определенных работников, но для этого такие работники должны написать соответствующие заявления, поскольку Кодекс законов о труде Украины позволяет установить режим дистанционной работы приказом только на время угрозы распространения пандемии, эпидемии и/или на время угрозы военного, техногенного, природного или иного характера (ч. 2 ст. 60 КЗоТ).
Возвращая работников в офисы, следует позаботиться о соблюдении санитарных и эпидемиологических требований, определенных, в первую очередь, Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней». Обязательным является: проведение дезинфекции помещений, обеспечение работников антисептиками для обработки рук, соблюдение расстояния между столами работников и т. п. При правильной организации работы на предприятии все это возможно сделать одновременно. Обязанностью работодателя является создание надлежащих и безопасных условий труда (ст. 141, 153 КЗоТ). При этом работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, сопряженной с явной опасностью для жизни, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда.
Данное разъяснение не содержит норм права, а носит лишь рекомендательный характер.