В предыдущем номере журнала были рассмотрены особенности выполнения работниками государственных и общественных обязанностей в рабочее время, в частности, трудовые гарантии работников при выполнении ими обязанностей, предусмотренных «военным», «выборным» и прочим специальным законодательством. В этой статье рассмотрены трудовые гарантии работников, которых по разным причинам как должностных лиц или как граждан вызывают в суд, прокуратуру, полицию, другие правоохранительные и государственные органы. В каких случаях и на основании каких документов работодатель обязан освободить работника от выполнения трудовых обязанностей при посещении им судебных, правоохранительных и других государственных органов? Сохраняется ли в этих случаях средний заработок за работниками по месту работы? Кто финансирует выплату среднего заработка?
Выполнение государственных и общественных обязанностей в рабочее время (часть 2)
Как отмечалось в статье предыдущего номера журнала, на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут выполняться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка (ч. первая ст. 119 Кодекса законов о труде Украины; далее — КЗоТ).
Поскольку действующие нормативно-правовые акты не определяют, какие обязанности являются государственными, в этом вопросе, а также в вопросах обязательности освобождения работников от работы в связи с вызовом в правоохранительные (государственные) органы и сохранения за ними среднего заработка на время посещения указанных органов необходимо руководствоваться нормами специальных законодательных актов, регулирующих определенные правоотношения или деятельность правоохранительных (государственных) органов.
Вызов работника в суд может быть осуществлен в рамках рассмотрения трудового спора между работником и работодателем. Кроме того, в суд, прокуратуру и другие правоохранительные органы могут вызвать работника как гражданина (в качестве стороны спора, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и т. д.) при рассмотрении гражданских, хозяйственных и уголовных дел.
Должностные лица могут посещать правоохранительные органы как представители юридического лица, являющегося стороной (истцом или ответчиком) в хозяйственном споре. Также должностное лицо может вызываться в государственный орган, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд как законный представитель предприятия в административном процессе.
Случаи и порядок вызова граждан в суд и государственные органы
Обязательное посещение гражданами судов, прокуратуры, других правоохранительных и государственных органов предусмотрено несколькими законодательными актами, регулирующими, в частности, гражданское судопроизводство, судопроизводство по хозяйственным спорам, административное судопроизводство, порядок уголовного производства, производство по делам об административных правонарушениях.
Гражданское судопроизводство
При рассмотрении гражданских споров в соответствии со статьями 50, 53 – 55 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее — ГПКУ) свидетель, эксперт, специалист, переводчик обязаны явиться в суд по его вызову в установленное время. Указанным лицам и другим лицам, принимающим участие в деле (истцу, ответчику, их представителям, третьим лицам и т. д.), направляются судебные повестки о вызове в суд, а также эти лица могут быть уведомлены или вызваны в суд телеграммой, факсом или при помощи прочих средств связи, обеспечивающих фиксацию уведомления или вызова. Судебная повестка о вызове должна быть вручена с таким расчетом, чтобы лица, которые вызываются, имели достаточно времени для явки в суд и подготовки к участию в судебном разбирательстве, но не позднее чем за три дня до судебного заседания (ч. 4, 6 ст. 74 ГПКУ).
В случае отложения рассмотрения дела или объявления перерыва в его рассмотрении, суд, по просьбе лица, являющегося участником гражданского процесса, вручает ему судебную повестку непосредственно в суде (ч. 3 ст. 191 ГПКУ).
Хозяйственное судопроизводство
При рассмотрении хозяйственных споров согласно статье 30 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее — ХПКУ) в судебном процессе могут участвовать должностные лица и другие работники предприятий, учреждений, организаций, государственных и других органов, когда они вызваны для дачи объяснений по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. Указанные лица обязаны явиться в хозяйственный суд по его вызову, сообщить об известных им сведениях и обстоятельствах по делу, предоставить по требованию хозяйственного суда объяснения в письменном виде.
Если в судебном процессе участвует судебный эксперт, то он обязан по решению хозяйственного суда явиться по его вызову и дать мотивированное заключение по поставленным ему вопросам (ч. третья ст. 31 ХПКУ).
Что касается порядка уведомления сторон хозяйственного спора о дате заседания суда (вызова должностных лиц в качестве представителей предприятия), то в соответствии со статьей 64 ХПКУ судья, принявший исковое заявление, не позднее трех дней со дня его поступления выносит и направляет сторонам определение об открытии производства по делу, в котором указывается о принятии дела к рассмотрению в заседании хозяйственного суда, о времени и месте его проведения. Постановление об открытии производства по делу направляется указанным лицам по сообщенному ими хозяйственному суду почтовому адресу (адресу местонахождения). Определение направляется также другим предприятиям, учреждениям, организациям, государственным и другим органам, когда их должностные лица вызываются в хозяйственный суд.
Если хозяйственный спор готовится к рассмотрению в Верховном Суде Украины, то судья-докладчик в течение 15 дней со дня открытия производства осуществляет подготовку дела к рассмотрению Верховным Судом Украины и в случае необходимости определяет органы государственной власти, представители которых могут дать объяснения в суде по применению нормы права, и вызывает этих представителей в суд (ст. 111-22 ХПКУ).
Административное судопроизводство
Если предприятие является стороной (ответчиком или истцом) в административном процессе, то согласно части 7 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАСУ) его должностное лицо (руководитель или другое лицо, уполномоченное законом, положением, уставом) может быть законным представителем такого предприятия в суде. Полномочия законных представителей удостоверяются документами, которые подтверждают занимаемую ими должность. Доверенности от имени предприятия выдаются за подписью руководителя или другого уполномоченного на это законом, положением, уставом лица и удостоверяются печатью этого предприятия при ее наличии (ст. 58 КАСУ).
Свидетель, эксперт, специалист, переводчик в административном деле обязаны прибыть в суд по его вызову вопределенное им время (ст. 65 – 68 КАСУ).
Лицам, участвующим в административном деле, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам направляются повестки о вызове в суд. Судебный вызов осуществляется заказной корреспонденцией (письмом, телеграммой), курьером с обратной распиской по адресам, указанным этими лицами, или путем отправки текста повестки факсимильным сообщением (факсом, телефаксом), электронной почтой, телефонограммой, опубликования в печатном средстве массовой информации (далее — СМИ). Если зарегистрированное в установленном законом порядке место проживания (пребывания) ответчика, третьих лиц, свидетелей неизвестно, суд может осуществить их вызов через СМИ по последнему известному месту жительства (пребывания) на территории Украины. Вызов публикуется в печатном СМИ не позднее чем за 7 дней до даты назначенного судебного рассмотрения дела (ст. 33, 38, 39 КАСУ).
Повестка должна быть вручена не позднее чем за три дня до судебного заседания, кроме случая, когда повестка вручается непосредственно в суде. Повестка по делам, для которых установлены сокращенные сроки рассмотрения, должна быть вручена в срок, достаточный для прибытия в суд (ст. 35 КАСУ).
Производство по уголовных делам
При открытии производства по уголовному делу в соответствии со статьями 42, 57, 61–64, 64-1, 66, 68, 69, 71 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее — УПКУ) подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец (его представитель), гражданский ответчик (его представитель), представитель юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, свидетель, переводчик, эксперт, специалист обязаны прибыть по вызову к следователю, прокурору, следственному судье, в суд.
Следственный судья во время досудебного расследования или суд в ходе судебного производства имеет право по собственной инициативе или по ходатайству следователя, прокурора, подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя осуществить судебный вызов определенного лица, если следственный судья или суд установит наличие достаточных оснований считать, что такое лицо может дать показания, имеющие значение для уголовного производства, или его участие в процессуальном действии обязательно. Суд осуществляет судебный вызов участников уголовного производства, участие которых в судебном производстве обязательно (ст. 134 УПКУ).
Лицо вызывается к следователю, прокурору, следственному судье, в суд путем вручения повестки, направления ее по почте, электронной почте или факсу, осуществления вызова по телефону или телеграммой. Лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомлено о нем другим путем не позднее чем за три дня до дня, когда оно обязано прибыть по вызову. В случае установления УПКУ сроков совершения процессуальных действий, которые не позволяют осуществить вызов в указанный срок, лицо должно получить повестку о вызове или быть уведомленным о нем другим путем как можно скорее, но в любом случае с предоставлением ему необходимого времени для подготовки и прибытия по вызову (ч. 1, 8 ст. 135 УПКУ).
Производство по административным правонарушениям
При рассмотрении дела об административном правонарушении согласно статьям 269, 272 – 274 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) потерпевший, свидетель, эксперт, переводчик обязаны явиться в установленное время в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Кроме того, статьей 268 КоАП определено, что дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено только в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 44, статьями 51, 146, 160, 172-4 – 172-9, 173, 173-2, частью третьей статьи 178, статьями 185, 185-1, статьями 185-7, 187 КоАП, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. Законами Украины могут быть предусмотрены и другие случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), который ведет дело, является обязательным.
Повестка лицу, привлекаемому к административной ответственности, вручается не позднее чем за трое суток до дня рассмотрения дела в суде (в ней указываются дата и место рассмотрения дела). Другие лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, уведомляются о дне рассмотрения дела в этот же срок (ст. 277-2 КоАП).
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что законодательством (ГПКУ, ХПКУ, КАСУ, УПКУ, КоАП) четко определено, какие категории граждан (должностных лиц, работников) обязаны явиться в суд, прокуратуру, другой правоохранительный (государственный) орган по их вызову. Учитывая, что правоохранительные (государственные) органы представляют интересы государства и выступают от его имени, освобождение работодателями своих работников от трудовых функций на время посещения ими указанных органов по их вызову является обязательным.
Основание и документальное оформление освобождения работника от трудовых обязанностей
Основанием для освобождения работников от трудовых (должностных) обязанностей в вышерассмотренных случаях является повестка (уведомление) о вызове в правоохранительный (государственный) орган. Так, форма повестки/уведомления о вызове в суд в уголовном производстве (далее — форма повестки), приведена в приложении 16 к пункту 16.3 Инструкции по делопроизводству в местных общих судах, апелляционных судах областей, апелляционных судах городов Киева и Севастополя, апелляционном суде Автономной Республики Крым и Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, утвержденной приказом Государственной судебной администрации Украины от 17.12.2013 г. № 173. Формой повестки, нормами указанной Инструкции и вышерассмотренных кодексов (ст. 75 ГПКУ, ст. 64 ХПКУ, ст. 34 КАСУ, ст. 137 УПКУ, ст. 268, 277-2 КоАП) предусмотрено отражение в повестке даты, времени (в часах, минутах) прибытия гражданина (начала заседания суда), адреса органа (суда), в который осуществляется вызов, статус вызываемого лица (потерпевший, свидетель, эксперт и т. д.).
На основании полученной повестки (уведомления) о вызове в правоохранительный (государственный) орган работник должен написать заявление на имя руководителя, содержащее просьбу об освобождении его от выполнения трудовых (должностных) обязанностей с указанием даты, времени возможного отсутствия (если его нельзя установить точно) со ссылкой на полученную повестку (уведомление). При определении периода возможного отсутствия на работе следует учитывать также время, необходимое на проезд к месту, куда осуществлен вызов, и обратно (особенно это актуально в случае, когда работнику необходимо будет добираться в другой населенный пункт). К заявлению работник должен приложить копию повестки (уведомления) о вызове его в правоохранительный (государственный) орган, которая после сверки с оригиналом остается у работодателя.
На основании представленных работником заявления и повестки (уведомления) руководитель предприятия должен издать приказ (распоряжение) об освобождении работника от выполнения трудовых (должностных) обязанностей в связи с вызовом в правоохранительный (государственный) орган в рабочее время.
Обращаем внимание, что граждане в настоящее время могут получать вызов в суд как путем получения уведомления на свой электронный адрес, так и путем получения SMS-уведомления на свой номер мобильного телефона. Если работник получал уведомление о вызове в суд (госорган) на свою электронную почту, телефонограммой (устно), SMS-уведомлением или иным способом, когда нет документа в бумажном виде, подтверждающего вызов, который удостоверен подписью должностного лица и печатью суда (госоргана), то после окончания судебного заседания (посещения госоргана) работник должен получить в суде (госоргане) документ, подтверждающий его участие в судебном заседании (посещение госоргана), удостоверенный надлежащим образом, который необходимо предоставить работодателю. На основании такого документа время отсутствия работника на работе будет должным образом отражено в табеле.
В табеле учета использования рабочего времени типовой формы № П-5, которая утверждена приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 г. № 489, время (часы, дни) отсутствия работника на работе в связи с вызовом в правоохранительный (государственный) орган отражается по коду «ІН» или «22» (прочее неотработанное время, предусмотренное законодательством). Рекомендуем использовать этот код только в том случае, когда за работником сохраняется средний заработок. Если же работник по вызову посещает правоохранительные (государственные) органы по гражданским, хозяйственным, административным, уголовным делам, делам об административном правонарушении, но законодательством не предусмотрено сохранение среднего заработка за время такого посещения (учитывая статус работника при рассмотрении указанных дел), то время (часы, дни) его отсутствия на работе рекомендуем отражать по коду «І» или «30» (прочие причины неявок).
Выплаты работникам за время посещения суда и госорганов по вызову
Осуществление выплат работнику, в том числе среднего заработка, за время посещения им правоохранительных (государственных) органов по их вызову зависит от того, в каком процессуальном статусе (подозреваемый, обвиняемый, представитель юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, потерпевший, свидетель, переводчик, эксперт, специалист) работник вызван в указанные органы и по какой категории дел он проходит.
Дела об административных правонарушениях
При рассмотрении дел об административном правонарушении согласно статье 275 КоАП потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, которые они понесли в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. За лицами, которых вызывают как потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется в установленном порядке средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
В настоящее время действует Инструкция о порядке и размерах компенсации (возмещения) расходов и выплатах вознаграждения лицам, которые вызываются в органы досудебного расследования, прокуратуры, суд или в органы, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, и выплатах государственным специализированным учреждениям судебной экспертизы за выполнение их работниками функций экспертов и специалистов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 01.07.96 г. № 710 (далее — Инструкция № 710).
Согласно пункту 1 этой Инструкции за свидетелями, потерпевшими, законными представителями потерпевших, гражданскими истцами, представителями гражданских истцов, а также экспертами, специалистами и переводчиками сохраняется средняя заработная плата за все время, затраченное ими в связи с явкой и вызовом в органы, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях. Кроме того, всем указанным в этом пункте лицам, если выполнение их процессуальных функций связано с пребыванием за пределами населенного пункта постоянного проживания, компенсируются (возмещаются) следующие расходы: стоимость проезда к месту вызова и обратно; расходы, связанные с наймом жилого помещения; суточные. Такие расходы не могут превышать установленные законодательством нормы возмещения командировочных расходов.
Пунктом 7 Инструкции № 710 установлено, что в делах об административных правонарушениях выплаты, указанные в пункте 1 этой Инструкции, осуществляются органом, который сделал вызов, из денежных средств, предусматриваемых сметой на указанные цели.
Таким образом, все выплаты, указанные в пункте 1 Инструкции № 710, осуществляются вышеперечисленным участникам процесса в деле об административном правонарушении органом, сделавшим вызов, за исключением среднего заработка работающим лицам, который согласно статье 275 КоАП выплачивается по месту работы, т. е. работодателем.
Если же работник по делу об административном правонарушении привлечен в качестве ответчика, защитника (адвоката и т. д.), то ни КоАП, ни Инструкция № 710 не содержат каких-либо норм относительно выплаты (невыплаты) таким лицам среднего заработка за время посещения органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. В то же время следует учитывать, что посещение суда по его вызову является обязанностью гражданина, а суд является государственным органом. Поэтому, считаем, что если у таких участников судебного процесса имеется вызов органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, работодатель не обязан, но может выплатить им средний заработок за время посещения указанного органа на основании части первой статьи 119 КЗоТ как за время выполнения государственных обязанностей. Кроме того, предприятие может в коллективном договоре определить случаи (кроме установленных законодательством), когда за работником сохраняется средний заработок, поскольку указанный документ согласно статье 13 КЗоТ может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии.
Дела в рамках уголовного производства
Порядок компенсации расходов лицам, являющимся участниками уголовного производства, определен УПКУ и Инструкцией № 710.
В соответствии со статьей 122 УПКУ расходы, связанные с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и экспертов, несет сторона уголовного производства, которая заявила ходатайство о вызове свидетелей, привлекла специалиста, переводчика или эксперта, кроме случаев, установленных УПКУ. Расходы, связанные с участием потерпевших в уголовном производстве, привлечением и участием переводчиков для перевода показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, представителя юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, осуществляются за счет денежных средств госбюджета в порядке, предусмотренном Инструкцией № 710.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции № 710 за свидетелями, потерпевшими, законными представителями потерпевших, гражданскими истцами, представителями гражданских истцов, а также экспертами, специалистами и переводчиками сохраняется средняя заработная плата за все время, затраченное ими в связи с явкой и вызовом в органы досудебного расследования, прокуратуры, суд (далее — орган, сделавший вызов). Также всем указанным лицам, если выполнение их процессуальных функций связано с пребыванием за пределами населенного пункта постоянного проживания, компенсируются (возмещаются): стоимость проезда к месту вызова и обратно; расходы, связанные с наймом жилого помещения; суточные. Такие расходы не могут превышать установленные законодательством нормы возмещения командировочных расходов.
В уголовных процессах выплаты, указанные в пункте 1 Инструкции № 710, осуществляются органом, сделавшим вызов, из денежных средств, предусматриваемых сметой на указанные цели (п. 7 Инструкции № 710).
Работающим потерпевшим, гражданским истцам, свидетелям выплачивается компенсация за утраченный заработок, которая исчисляется пропорционально размеру среднемесячного заработка. Сумма компенсации (возмещения) за утраченный заработок исчисляется за каждый час пропорционально средней заработной плате лица, рассчитанной в соответствии с абзацем третьим пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), т. е. исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы. Общий размер выплаты не может превышать сумму, рассчитанную за соответствующее время исходя из трехкратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ) (ч. 3 ст. 122 УПКУ, п. 2 Инструкции № 710).
Экспертам, специалистам и переводчикам должно быть выплачено вознаграждение за выполненную работу, если это не является их служебной обязанностью (ч. 4 ст. 122 УПКУ, п. 4 Инструкции № 710).
Привлечение стороной обвинения экспертов специализированных государственных учреждений, а также проведение экспертизы по поручению следственного судьи или суда осуществляется за счет денежных средств, которые целевым назначением выделяются этим учреждениям из госбюджета (ч. 2 ст. 122 УПКУ).
Согласно статье 121 УПКУ расходы, связанные с прибытием к месту досудебного расследования или судебного производства подозреваемого, обвиняемого, он несет самостоятельно. Расходы, связанные с прибытием к месту досудебного расследования или судебного производства защитника, несет подозреваемый, обвиняемый. К таким расходам относятся расходы, связанные с переездом в другой населенный пункт, наймом жилья, выплатой суточных (в случае переезда в другой населенный пункт), а также утраченный заработок или расходы в связи с отрывом от обычных занятий. Компенсация за утраченный заработок исчисляется пропорционально размеру среднемесячного заработка, а компенсация за отрыв от обычных занятий — пропорционально размеру минимальной заработной платы. Расходы, связанные с прибытием к месту досудебного расследования или судебного производства представителя, несет лицо, которое он представляет. Предельный размер компенсации по судебному решению расходов, связанных с прибытием к месту досудебного расследования или судебного производства, установлен Инструкцией № 710.
Таким образом, УПКУ (в частности, его статьи 121, 122) не содержит норм о необходимости сохранения за работниками — участниками уголовного производства среднего заработка по месту работы, а только определяет, что работникам, имеющим процессуальный статус потерпевших, гражданских истцов, свидетелей, специалистов, переводчиков и экспертов, выплачивается компенсация за утраченный заработок за счет госбюджета или стороны уголовного производства. Пункт 1 Инструкции № 710 определяет, что за указанными участниками уголовного производства сохраняется средняя заработная плата за все время, затраченное ими в связи с явкой и вызовом в органы предварительного расследования, прокуратуры, суда. Но ни в этом пункте, ни в других нормах Инструкции № 710 не сказано, что такая средняя заработная плата сохраняется по месту работы (как, например, это сказано в статье 275 КоАП). В то же время пунктом 7 Инструкции № 710 четко установлено, что в уголовных процессах выплаты, указанные в пункте 1 этой Инструкции, осуществляются органом, сделавшим вызов, из денежных средств, которые предусматриваются сметой на указанные цели. То есть Инструкция № 710 не содержит норм о необходимости выплаты за счет работодателя вышеперечисленным лицам средней заработной платы. Поэтому последняя выплачивается органом, сделавшим вызов, а работодатель должен только предоставить такому органу справку о размере среднего заработка работника исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы.
В то же время следует учитывать, что посещение органа, сделавшего вызов в уголовном производстве, является обязанностью гражданина, а такой орган является государственным органом. Поэтому работодатель не обязан, но может за свой счет выплатить работнику — участнику уголовного производства средний заработок за время посещения органа, сделавшего вызов, на основании части первой статьи 119 КЗоТ как за время выполнения государственных обязанностей, а затем обратиться в такой орган для получения от него компенсации выплаченного работнику среднего заработка.
Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными решениями судов или действиями госорганов
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда» от 01.12.94 г. № 266/94-ВР (далее — Закон № 266) в случаях, в частности, постановления оправдательного приговора суда; установления в приговоре суда или другом решении суда (кроме определения суда о назначении нового рассмотрения) факта незаконного уведомления о подозрении в совершении уголовного преступления, незаконного взятия и удержания под стражей, незаконного проведения в ходе уголовного производства обыска, выемки, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, ограничивающих или нарушающих права и свободы граждан, незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий; закрытия уголовного производства из-за отсутствия состава уголовного преступления, отсутствия в деянии состава уголовного преступления или неустановления достаточных доказательств для доказательства виновности лица в суде и исчерпанием возможностей их получить; закрытия дела об административном правонарушении, подлежит возмещению ущерб, причиненный гражданину в результате незаконных действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, прокуратуры и суда.
В вышеприведенных случаях за счет денежных средств госбюджета гражданину возмещаются (возвращаются), в частности, заработок и другие денежные доходы, которые он утратил в результате незаконных действий. Размер сумм утраченных заработка и других денежных доходов, которые подлежат возмещению за счет госбюджета, определяется с учетом заработка, не полученного гражданином за время отстранения от работы (должности), за время отбывания уголовного наказания или исправительных работ как административного взыскания (ст. 3, 4 Закона № 266).
Поскольку согласно части второй статьи 36 КЗоТ работник подлежит увольнению в трехдневный срок со дня получения предприятием, учреждением, организацией копии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу, согласно пунктам 7 (вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев освобождения от отбывания наказания с испытанием) к лишению свободы или к другому наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы) и 7-1 (заключение трудового договора (контракта) вопреки требованиям Закона Украины «О предотвращении коррупции») статьи 36 КЗоТ, то работодателям необходимо учитывать нормы статьи 6 Закона № 266.
Согласно статье 6 Закона № 266 гражданин, уволенный с работы (должности) в связи с незаконным осуждением или отстраненный от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, должен быть восстановлен на прежней работе (должности), а при невозможности этого (ликвидация предприятия, учреждения, организации, сокращение должности, наличие иных предусмотренных законом оснований, препятствующих восстановлению на работе, должности) — ему должна быть предоставлена государственной службой занятости другая подходящая работа. Работа (должность) предоставляется гражданину не позднее чем через один месяц со дня обращения, если оно поступило в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о закрытии уголовного производства из-за отсутствия состава уголовного преступления, отсутствия в деянии состава уголовного преступления или неустановления достаточных доказательств для доказательства виновности лица в суде и исчерпанием возможностей их получить. В указанных случаях запись об увольнении с работы (должности), занесенная в трудовую книжку, признается недействительной. По требованию гражданина работодатель в трехдневный срок выдает ему дубликат трудовой книжки без записи, признанной недействительной.
Срок пребывания под стражей, срок отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с незаконным отстранением от работы (должности), засчитываются как в общий трудовой стаж, так и в стаж работы по специальности, стаж государственной службы, непрерывный стаж (ст. 7 Закона № 266).
Дела о хозяйственных спорах
Статья 44 ХПКУ к судебным расходам относит судебный сбор, суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом, расходы, связанные с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения, оплату услуг переводчика, адвоката и других расходов, связанных с рассмотрением дела.
Для участников судебного процесса в хозяйственных спорах, к которым ХПКУ относит стороны спора (истца и ответчика), третьих лиц, эксперта, представителей сторон и третьих лиц, компенсация судебных расходов осуществляется в порядке, установленном статьей 49 ХПКУ.
Согласно части шестой статьи 49 ХПКУ суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, услуги переводчика, адвоката и другие расходы, связанные с рассмотрением дела, возлагаются:
- при удовлетворении иска — на ответчика;
- при отказе в иске — на истца;
- при частичном удовлетворении иска — на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Пунктом 6.2 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики применения раздела VI Хозяйственного процессуального кодекса Украины» от 21.02.2013 г. № 7 (далее — Постановление ВХСУ № 7) определено, что судебным экспертам, переводчикам, другим лицам, вызванным в хозяйственный суд для дачи объяснений, возмещаются: стоимость проезда к месту вызова и обратно железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом; страховые платежи за государственное страхование на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, проезд автомобильным транспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, аэропорту, если они находятся за пределами населенного пункта; наем жилого помещения; суточные в размерах, установленных законодательством о служебных командировках; судебному эксперту возмещаются также расходы, связанные с исследованием объекта судебной экспертизы, если последний находится в другом населенном пункте, чем экспертное учреждение (или эксперт проживает в другом населенном пункте), и не может быть доставлен в это учреждение (к эксперту). Во всех указанных случаях возмещению подлежит минимальная стоимость проезда и минимальная (для населенного пункта, в котором находится хозяйственный суд) стоимость проживания в гостинице. Документально подтвержденные сведения о такой стоимости и о фактических расходах на проезд и проживание подаются заинтересованными лицами. Расходы, связанные с вызовом в суд, возмещаются после выполнения судебными экспертами, переводчиками и другими лицами своих обязанностей в размере, определяемом в решении хозяйственного суда.
Распределение вышеуказанных судебных расходов (кроме судебного сбора) осуществляется по общим правилам части пятой статьи 49 ХПКУ (см. выше). Решая вопрос о таком распределении, хозяйственный суд должен учитывать, что размер возмещения судебных расходов, не связанных с уплатой судебного сбора, не должен быть несоразмерным, т. е. явно завышенным по сравнению с ценой иска. В связи с этим суд с учетом конкретных обстоятельств, в том числе цены иска, может ограничить данный размер, учитывая разумную необходимость судебных расходов для данного дела (п. 6.5 Постановление ВХСУ № 7).
Об отнесении к судебным расходам или необходимости компенсации работодателем утраченного заработка должностных лиц и других работников предприятия, которые в рабочее время на основании статьи 30 ХПКУ являлись в суд по вызову для дачи объяснений по вопросам, возникающим во время рассмотрения хозяйственного дела, ХПКУ умалчивает (не говорится об этом и в Постановлении ВХСУ № 7). Также не упоминается в ХПКУ о необходимости компенсации работодателем утраченного заработка работникам, которые в качестве эксперта, переводчика вызывались судом, если их работодатель не является стороной в хозяйственном споре.
Учитывая изложенное, вопрос сохранения (несохранения) среднего заработка за работником на время посещения им хозяйственного суда по вызову решается его работодателем самостоятельно. Например, если предприятие является стороной в хозяйственном споре и его должностные лица (в том числе должностное лицо, являющееся представителем предприятия в суде) или другие работники вызываются в суд, то работодатель в приказе об освобождении работника от трудовых обязанностей на основании вызова суда может указать о необходимости начисления таким должностным лицам (работникам) среднего заработка за время посещения судебного органа на основании части первой статьи 119 КЗоТ как за время выполнения государственных обязанностей.
Дела в гражданском судопроизводстве
Согласно статье 79 ГПКУ судебные расходы состоят из судебного сбора и расходов, связанных с рассмотрением дела. К расходам, связанным с рассмотрением судебного дела, относятся, в частности: расходы на правовую помощь; расходы сторон и их представителей, связанные с явкой в суд; расходы, связанные с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз; расходы, связанные с проведением осмотра доказательств по месту их нахождения и совершением других действий, необходимых для рассмотрения дела; расходы, связанные с публикацией в прессе объявления о вызове ответчика.
Статьей 85 ГПКУ определено, что расходы, связанные с переездом в другой населенный пункт сторон и их представителей, а также наймом жилья, несут стороны. Стороне, в пользу которой принято судебное решение, и ее представителю выплачиваются другой (проигравшей) стороной суточные (в случае переезда в другой населенный пункт), а также компенсация за утраченный заработок, исчисляемая пропорционально от размера среднемесячного заработка.
В соответствии со статьей 86 ГПКУ расходы, связанные с переездом в другой населенный пункт свидетелей, специалистов, переводчиков, экспертов, наймом ими жилья, а также проведением судебных экспертиз, несет сторона, заявившая ходатайство о вызове свидетелей, привлечении специалиста, переводчика и проведении судебной экспертизы. Суточные (в случае переезда в другой населенный пункт), а также компенсация за утраченный заработок свидетелям, специалистам, переводчикам, экспертам выплачивается стороной, не в пользу которой принято судебное решение (проигравшей). Компенсация за утраченный заработок исчисляется пропорционально от размера среднемесячного заработка.
Постановлением Кабинета Министров Украины «О предельных размерах компенсации расходов, связанных с рассмотрением гражданских, административных и хозяйственных дел, и порядке их компенсации за счет государства» от 27.04.2006 г. № 590 (далее — Постановление № 590) утверждены Предельные размеры компенсации расходов, связанных с рассмотрением гражданских, административных и хозяйственных дел (далее — Предельные размеры компенсации).
Согласно пункту 2 Постановления № 590 когда обе стороны в гражданском или административном деле освобождены от оплаты судебных расходов, они компенсируются за счет государства в их фактическом размере, но не более Предельных размеров компенсации. Основанием для компенсации судебных расходов является судебное решение.
Компенсация судебных расходов по гражданским и административным делам осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований судов, которыми вынесено соответствующее решение (п. 4 Постановления № 590).
Предельными размерами компенсации установлено, что компенсация по гражданским делам за утраченный заработок стороне, в пользу которой принято судебное решение, ее представителю в связи с явкой в суд исчисляется за каждый час пропорционально средней заработной плате лица, рассчитанной в соответствии с абзацем третьим пункта 2 Порядка № 100 (т. е. исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы), при этом общий размер выплаты не может превышать сумму, рассчитанную за соответствующее время, исходя из трехкратного размера ПМТЛ.
Расходы, связанные с переездом в другой населенный пункт и за наем жилья, стороне, в пользу которой принято судебное решение, ее представителю не могут превышать установленные законодательством нормы возмещения расходов на командировку.
Если по делам особого производства вызов свидетелей, назначение экспертизы, привлечение специалистов осуществляются по инициативе суда, а также в случаях освобождения от уплаты судебных расходов или уменьшения их размера, соответствующие расходы возмещаются за счет госбюджета (ч. 4 ст. 86 ГПКУ). При этом предельный размер расходов на оплату услуг специалиста, переводчика определяется в том же порядке, что и вышерассмотренная компенсация за утраченный заработок.
Таким образом, если работник предприятия вызывается в суд в качестве стороны или представителя стороны по гражданскому делу и эта сторона выигрывает спор, а также если работник вызывается в суд в качестве свидетеля, специалиста, переводчика, эксперта, то компенсация за утраченный таким работником по месту работы заработок и суточные (при переезде в другой населенный пункт) выплачиваются (возмещаются) проигравшей стороной или за счет госбюджета, если привлечение специалистов осуществляется по инициативе суда. В этом случае предприятие должно выдать работнику только справку о средней заработной плате, на основании которой ему и будет осуществляться указанное возмещение.
Если работник вызывается в суд в качестве стороны или представителя стороны по гражданскому делу и эта сторона проигрывает спор, то вопрос сохранения (несохранения) среднего заработка за работником на время посещения им хозяйственного суда по вызову решается его работодателем самостоятельно, при этом работнику может быть выплачен средний заработок на основании части первой статьи 119 КЗоТ как за время выполнения государственных обязанностей.
Дела в административном судопроизводстве
Состав судебных расходов по делам в административном производстве, приведенный в статье 87 КАСУ, аналогичен составу судебных расходов по делам в гражданском судопроизводстве, приведенному в статье 79 ГПКУ. Также одинаков установленный статьей 91 КАСУ и статьей 85 ГПКУ, а также статьей 92 КАСУ и статьей 86 ГПКУ порядок возмещения сторонами расходов, в том числе связанных с переездом в другой населенный пункт сторон и их представителей (расходы компенсирует проигравшая сторона).
Предельный размер компенсации расходов сторон и их представителей, связанных с явкой в суд, по делам в административном (также как и в гражданском) производстве установлен Постановлением № 590, на нормах которого мы остановились выше.
Таким образом, если работник предприятия вызывается в суд в качестве стороны или представителя стороны по административному делу и эта сторона выигрывает спор, то компенсация за утраченный таким работником по месту работы заработок и суточные (при переезде в другой населенный пункт) выплачиваются (возмещаются) проигравшей стороной. Если работник предприятия вызывается в суд в качестве свидетеля, эксперта, переводчика, специалиста по инициативе суда, то компенсация за утраченный таким работником по месту работы заработок и суточные (при переезде в другой населенный пункт) выплачиваются (возмещаются) за счет госбюджета. В этих случаях предприятие должно выдать работнику только справку о средней заработной плате, на основании которой ему и будет осуществляться указанное возмещение.
Если работник вызывается в суд в качестве стороны или представителя стороны по административному делу и эта сторона проигрывает спор, а также если работник вызывается в суд в качестве свидетеля, эксперта, переводчика, специалиста по инииативе одной из сторон, но не по инициативе суда, то работодатель не обязан, но может выплатить такому работнику средний заработок за время посещения им административного суда по вызову на основании части первой статьи 119 КЗоТ.
Начисление среднего заработка за время посещения суда и госорганов
В случае вызова работника в правоохранительные (государственные) органы, когда согласно законодательству или решению работодателя за ним сохраняется средний заработок по месту работы, на основании приказа руководителя работнику необходимо начислить средний заработок,который рассчитывается согласно Порядку № 100. Если средний заработок выплачивается работнику за счет госбюджета или других лиц (например, за счет проигравшей судебный спор стороны), то его необходимо исчислить, как отмечалось выше, в соответствии с абзацем третьим пункта 2 Порядка № 100 (т. е. исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы) для отражения в справке, которая выдается работнику для ее представления в соответствующий орган.
Средний заработок в указанных случаях исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором работник вызывался в правоохранительный (государственный) орган.
Среднедневная (часовая) заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в месяцев (расчетном периоде) рабочие дни на количество отработанных рабочих дней (часов) в этом периоде. Начисление среднего заработка осуществляется путем умножения среднедневного (часового) заработка на число рабочих дней/часов, в течение которых работник отсутствовал на работе из-за посещения правоохранительного (государственного) органа (п. 8 Порядка № 100).
ПРИМЕР 1
Начисление среднего заработка за время посещения государственного органа,
которое составило два полных рабочих дня
Работник предприятия с 5-дневной рабочей неделей и выходными днями в субботу и воскресенье получил уведомление о вызове 30 июля 2019 года в государственный орган контроля, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. В уведомлении указано, что госорган привлекает работника как эксперта на 2 рабочих дня — 30 и 31 июля 2019 года. На основании заявления работника и уведомления госоргана приказом руководителя этот работник 30 и 31 июля 2019 года был освобожден от выполнения должностных обязанностей. В расчетном периоде (май – июнь) работник, оклад которого составляет 15 000 грн., отработал все рабочие дни (далее — р. д.), предусмотренные графиком работы (в мае — 22 р. д., в июне — 18 р. д.), поэтому в каждом месяце расчетного периода получил заработную плату в размере оклада — 15 000 грн. Поскольку работник отсутствовал на работе полных 2 рабочих дня, исчислим среднедневную заработную плату.
Среднедневная заработная плата:
(15 000 грн. + 15 000 грн.) : (22 отраб. д. + 18 отраб. д.) = 750 грн.
Учитывая, что работник отсутствовал на работе в связи с вызовом в государственный орган 2 рабочих дня, предприятие обязано за эти дни начислить ему средний заработок в таком размере:
750 грн. х 2 р. д. = 1500 грн.
Предположим, что работник все остальные рабочие дни в июле отработал (по графику работы в июле 23 рабочих дня, отработан 21 рабочий день), поэтому его заработная плата за этот месяц с учетом среднего заработка (за 2 рабочих дня) составляет:
(15 000 грн. : 23 р. д. х 21 отраб. д.) + 1500 грн. = 13 695,65 + 1500 = 15 195,65 грн.
ПРИМЕР 2
Начисление среднего заработка за время посещения работником суда,
если такое посещение составило несколько часов в течение двух дней
На предприятии установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье с продолжительностью рабочего дня 8 часов. Норма рабочего времени в августе — 21 рабочий день или 167 рабочих часов (20 р. д. х 8 р. ч. + 1 р. д. х 7 р. ч.). Работник предприятия получил вызов явиться 2 августа 2019 года на 10.00 в суд как потерпевший по уголовному делу. На основании заявления работника и вызова суда приказом руководителя этот работник 2 августа был освобожден от выполнения трудовых обязанностей. Фактически работник отсутствовал в этот день на работе только 3 рабочих часа (с 9.00 до 12.00), поскольку после посещения суда вернулся на работу и отработал 5 часов (с 12.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00). Кроме того, работник получил повестку явиться в суд 20 августа 2019 года на 10.00. Приказом руководителя работник 20 августа был освобожден от выполнения трудовых обязанностей. Фактически работник отсутствовал в этот день на работе 4 рабочих часа (с 9.00 до 13.00), поскольку после посещения суда вернулся на работу и отработал 4 часа (с 14.00 до 18.00). В результате работник отсутствовал в августе на работе в связи с вызовом в суд суммарно 7 рабочих часов (3 р. ч. + 4 р. ч.). Оклад работника — 8000 грн.
В расчетном периоде (июнь – июль) работнику был выплачен оклад за июнь и июль при всех отработанных рабочих днях (часах) по графику работы в этих месяцах: в июне отработано 18 рабочих дней или 143 рабочих часа, в июле — 23 рабочих дня или 184 рабочих часа.
Решением руководителя предприятия работнику выплачивается средний заработок за время посещения суда в уголовном производстве на основании статьи 119 КЗоТ.
Поскольку работнику выплачивается средний заработок не за весь рабочий день, а только за 7 рабочих часов (3 р. ч. + 4 р. ч.) пребывания в суде в течение 2 рабочих дней в августе, исчислим его среднечасовую заработную плату в расчетном периоде, которая составляет:
(8000 грн. + 8000 грн.) : (143 отраб. ч. + 184 отраб. ч.) = 48,93 грн.
Средний заработок работника за 7 часов пребывания в суде 2 и 20 августа:
48,93 грн. х 7 р. ч. = 342,51 грн.
Кроме отработанных 9 рабочих часов (5 р. ч. + 4 р. ч.) в рабочие дни 2 и 20 августа, когда работника вызывали в суд, он также отработал полностью остальные 19 рабочих дней августа.
Заработная плата работника за август с учетом среднего заработка (за 7 р. ч.):
(8000 грн. : 21 р. д. х 19 отраб. д.) + (8000 грн. : 167 р. ч. х 9 отраб. ч.) + 342,51 грн. = 7238,10 + 431,14 + 342,51 = 8011,75 грн.