Наступает Новый год, который традиционно является одним из самых любимых праздников как для детей, так и для взрослых, поскольку ассоциируется с подарками и веселым мероприятием. Для работников и их детей щедрым Дедом Морозом, вручающим новогодние подарки и организующим праздничное мероприятие, может стать работодатель. Внести свою лепту в новогоднее обеспечение работников и их детей может также профсоюз предприятия. Кроме того, местными государственными органами и общественными организациями в новогодне-рождественский период организуются утренники и представления для детей. Включается ли в налогооблагаемый доход работников стоимость новогодних подарков и мероприятий? Как расходы на новогодние блага отражаются в учете предприятия?
Новогоднее обеспечение работников и их детей за счет работодателя
Накануне Нового года сфера услуг оживает: огромное количество субъектов предлагает различные новогодние блага: от проведения незабываемого корпоратива для персонала предприятия до увлекательного новогоднего представления для детей.
Работникам и их детям новогодние блага могут быть предоставлены за счет денежных средств работодателей — предприятий, учреждений, заведений, организаций (далее — предприятия), физических лиц – предпринимателей, имеющих наемных работников, а также за счет денежных средств органов государственной власти, местного самоуправления, общественных (в т. ч. профсоюзных) организаций.
К новогодним благам, предоставляемым работодателями своим работникам и их детям, в частности, относятся:
- подарки в неденежной форме как работникам, так и их детям;
- подарки работникам в денежной форме (разовая денежная выплата, разовая материальная помощь);
- новогодняя вечеринка или новогоднее корпоративное мероприятие;
- новогодний утренник или новогоднее представление для детей работников;
- награждение работников отличительными знаками по результатам отчетного года.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные (включая профсоюзные) организации и созданные ими учебные заведения, учреждения здравоохранения и культуры, которые содержатся за счет соответствующих бюджетов, могут как за счет собственных денежных средств, так и за счет полученных от предприятий проводить новогодние и рождественские праздники для детей (новогодние утренники и представления) с вручение на них детям подарков (далее — новогодние мероприятия).
Поскольку у каждого из вышеперечисленных видов новогоднего обеспечения масса организационных и налоговых аспектов, остановимся на них отдельно в разрезе лиц, которые выступают в роли дарителей подарков и организаторов новогодних мероприятий. и начнем с новогодних благ, которые может предоставить работнику его работодатель.
Подарки в натуральной форме работникам и их детям от работодателя
Предприятия за счет собственных денежных средств могут приобретать и дарить новогодние подарки как работникам, так и их детям. Если предприятие не особо богатое, то работникам обычно вручается стандартный набор — шампанское и коробка конфет. Предприятия побогаче особо отличившимся работникам может вручить более серъезные подарки, например, смартфон, планшет, ноутбук, видео-, аудио- или бытовую технику. Для очень ценных работников предприятие может приобрести дорогостоящий подарок, к примеру, автомобиль.
Детям работников работодатели обычно приобретают набор конфет, но иногда дарят игрушки, настольные игры и т. п., а также билеты на детское новогоднее представление (в детский театр, цирк и т. д.).
Для правильного отражения в учете предприятия операций по закупке у поставщиков и выдаче работникам новогодних подарков должны быть оформлены следующие документы:
- приказ руководителя предприятия о закупке и выдаче подарков (в нем указываются вид и стоимость приобретаемого товара, дата его приобретения и выдачи работникам, ответственные лица и т. п.);
- договор с продавцом о приобретении подарков (при необходимости);
- первичные документы, подтверждающие приобретение и стоимость подарков (расчетный чек, кассовый чек, расчетная квитанция, расходная накладная и т. п.);
- первичные документы по складскому учету (при хранении некоторое время приобретенных подарков на складе);
- накладная на выдачу подарков под отчет лицу, ответственному за их вручение работникам;
- ведомость выдачи подарков (с поименным указанием всех работников);
- отчет о фактических расходах по приобретению и выдаче подарков (составляется ответственными (уполномоченными) лицами предприятия).
Налог на доходы физических лиц
В целях льготного обложения подарков налогом на доходы физических лиц(далее — НДФЛ) в Налоговом кодексе Украины (далее — НКУ) предусмотрена специальная норма, содержащаяся в подпункте 165.1.39 этого документа. В соответствии с этой нормой в редакции, действующей с 1 января 2019 года, стоимость подарков в части, которая не превышает 25% одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме, не включается в налогооблагаемый доход налогоплательщика (т. е. не облагается НДФЛ).
Таким образом, поскольку минимальная заработная плата по состоянию на 1 января 2019 года составляла 4173 грн., предельная стоимость новогоднего подарка, не подлежащая обложению НДФЛ, в 2019 году составляет 1043,25 грн. (4173 грн. х 25%).
Сумма в стоимости подарка (подарков), которая превышает 25% одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, (далее — сумма превышения) включается в налогооблагаемый доход налогоплательщика (получателя подарка) как дополнительное благо на основании подпункта «е» пп. 164.2.17 НКУ (стоимость бесплатно полученных товаров) и абзаца второго пункта 174.6 НКУ.
Следовательно, в 2019 году стоимость подарка (подарков) в виде суммы превышения 1043,25 грн. (4173 грн. х 25%) в расчете на месяц подлежит обложению НДФЛ.
Если подарок будет вручаться в начале 2020 года, например к Рождеству Христову, то, учитывая, что согласно статье 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX (далее — Закон о Госбюджете-2020) минимальная заработная плата в месячном размере в 2020 году будет равна 4723 грн., предельная стоимость подарка, не подлежащая обложению НДФЛ, в 2020 году будет составлять 1180,75 грн. (4723 грн. х 25%). Соответственно, если стоимость подарка (подарков) в расчете на месяц в 2020 году превысит 1180,75 грн., то сумма превышения будет облагаться НДФЛ как дополнительное благо.
Обращаем внимание на важный аспект: последним абзацем подпункта 164.2.17 НКУ установлено, что если дополнительные блага предоставляются в неденежной форме, сумма налога объекта налогообложения исчисляется по правилам, определенным пунктом 164.5 НКУ.
Согласно пункту 164.5 НКУ при начислении (предоставлении) доходов в любой неденежнойформе базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, определяемым в соответствии с НКУ, умноженная на коэффициент, который для ставки НДФЛ в размере 18% составляет 1,219512 (далее — «натуральный» коэффициент).
Таким образом, на «натуральный» коэффициент необходимо увеличивать налогооблагаемую стоимость подарка, которой в 2019 году является сумма превышения 1043,25 грн., а в 2020 году — сумма превышения 1180,75 грн.
Также необходимо помнить, что предоставление работнику подарка (дарение) как бесплатная передача товара в целях обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) является поставкой товара (пп. 14.1.191 НКУ), поэтому эта операция у предприятия (дарителя) сопровождается начислением НДС (пп. «а» пп. 185.1 НКУ). При этом сначала на стоимость вручаемого подарка предприятие (как даритель) начисляет НДС, затем определяется налогооблагаемая стоимость подарка (сумма превышения), которая в целях определения базы обложения НДФЛ увеличивается на «натуральный» коэффициент (см. пример 1 на стр. 23).
Что касается отражения подарков в разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ, то не облагаемая НДФЛ стоимость подарка, которая в 2019 году не превышает 1043,25 грн., а в 2020 году не превышает 1180,75 грн., отражается с признаком дохода «160». Облагаемая НДФЛ стоимость подарка (сумма превышения), исчисленная с применением «натурального» коэффициента, в разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ отражается как дополнительное благо с признаком дохода «126».
Если доход предоставляется в неденежной форме (подарок вручается в натуральной форме), то НДФЛ с такого дохода (подарка) уплачивается в течение 3 банковских дней со дня, следующего за днем предоставления дохода (вручения подарка) (пп. 168.1.4 НКУ).
ПРИМЕР 1
Расчет удержаний со стоимости подарков в неденежной форме
Предприятие в конце декабря 2019 года в качестве новогоднего подарка вручило работнице планшет (подарок в неденежной форме) стоимостью 6000 грн. с учетом начисленного предприятием НДС, составляющего 1000 грн. (5000 грн. х 20%). Кроме того, работнице для ее ребенка предприятие вручило набор конфет (неденежный подарок) стоимостью 240 грн. с учетом начисленного предприятием НДС, составляющего 40 грн. (200 грн. х 20%).
Сумма месячного дохода, начисленного работнице в виде подарков:
6000 грн. + 240 грн. = 6240 грн.
Указанная сумма превысила предельную стоимость подарков в расчете на месяц, которая освобождается от налогообложения (6240 грн. > 1043,25 грн.), поэтому определим сумму превышения, которая облагается НДФЛ и военным сбором:
6240 – 1043,25 грн. = 5196,75 грн.
База налогообложения НДФЛ (облагаемая НДФЛ стоимость подарка, увеличенная на «натуральный» коэффициент):
5196,75 грн. х 1,219512 = 6337,50 грн.
Сумма НДФЛ, подлежащего уплате:
6337,50 грн. х 18% = 1140,75 грн.
Сумма военного сбора, подлежащего уплате:
5196,75 грн. х 1,5% = 77,95 грн.
В разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ за IV квартал 2019 года по работнице в первой строке с признаком дохода «160» в графах 3а и 3 отражается начисленная и выплаченная стоимость подарка — 1043,25 грн., которая не облагается НДФЛ, а во второй строке с признаком дохода «126» в графах 3а и 3 отражается начисленная и выплаченная стоимость подарка — 6337,50 грн., которая облагается НДФЛ, с указанием в графах 4а и 4 начисленного и перечисленного НДФЛ в сумме 1140,75 грн.
В разделе ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ за IV квартал 2019 года в строке «Військовий збір» отражаются начисленная (выплаченная) сумма дохода (подарков) — 6240 грн. и сумма начисленного (перечисленного) военного сбора — 77,95 грн.
______________________________________________________________________________
Что касается вопроса, кто и за счет каких источников должен уплатить НДФЛ при предоставлении работнику (его ребенку) «натурального» подарка, то поскольку начисление такого дохода осуществляется с применением «натурального» коэффициента, за счет именно такого начисленного дохода, а фактически за счет собственных денежных средств, работодатель как налоговый агент должен уплатить НДФЛ со стоимости подарка. При этом в случае предоставления работнику подарка нет оснований уплачивать НДФЛ за счет других доходов работника, в частности за счет заработной платы.
Обращаем внимание, что выше рассмотренное налогообложение новогодних подарков согласно подпункту 165.1.39 НКУ будет иметь место только в том случае, если в приказе работодателя о новогоднем обеспечении работников (и их детей) будет указано о необходимости приобретения и вручения им именно подарков (на украинском языке — «дарунків»или «подарунків»), а не о предоставлении новогоднего поощрения в натуральной форме. Это важно в том случае, если работодатели прописывают возможность (обязательность) предоставления поощрения в натуральной форме в разделе «Оплата труда» локальных документов предприятия — коллективном договоре, трудовых договорах с работниками, Положении об оплате труда, утвержденном приказом руководителя предприятия (далее — локальные «зарплатные» документы).
Если в приказе о новогоднем обеспечении не будет указано, что работникам (их детям) вручается подарок, а будет идти речь о предоставлении им поощрения в натуральной форме, то такой доход работника будет заработной платой (далее — «зарплатный» подарок), хотя им на самом деле может быть обычный детский новогодний подарок в виде набора конфет или настольной игры. В этом случае налогообложение такого «зарплатного» подарка будет осуществляться на основании подпункта 164.2.1 НКУ и со всей его стоимости, увеличенной на«натуральный» коэффициент, необходимобудет уплатить НДФЛ как с заработной платы с отражением указанного дохода в разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ с признаком дохода «101».
Лучше предоставление новогоднего поощрения в натуральной форме работникам и/или их детям предусмотреть в разделе «Социальное обеспечение» («Социальный пакет») коллективного договора (трудовых договоров с работниками) либо вообще не предусматривать их предоставление в локальных документах предприятия (далее — «незарплатный» подарок). В этих случаях налогообложение новогодних подарков будет осуществляться на основании подпункта 165.1.39 НКУ.
Обращаем внимание, если в целях минимизации налогообложения подарки для работника и его ребенка оформляются не на одного работника, а на двоих (троих) получателей дохода — отдельно на работника и на его ребенка (детей), то работник должен заблаговременно получить и предоставить предприятию идентификационный номер ребенка (детей) для его (их) отражения в Налоговом расчете ф. № 1ДФ.
Также необходимо помнить, что вышеизложенный порядок обложения НДФЛ стоимости новогодних подарков применяется только в случае, если получатель подарка персонифицирован. Если подарки вручаются коллективу работников (группе детей) и невозможно определить доход отдельно взятого работника (его ребенка), т. е. невозможно идентифицировать получателя дохода, то НДФЛ не начисляется (с общей стоимости подарков не уплачивается).
Военный сбор
Согласно подпункту 1.2 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные статьей 163 НКУ.
В соответствии с пунктом 163.1 статьи 163 НКУ объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, к которому относятся, в частности, указанные в подпунктах 164.2.1 и 164.2.17 НКУ доходы в виде заработной платы и дополнительного блага.
Освобождаются от обложения военным сбором доходы, которые согласно разделу IV НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.52 НКУ.
Начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 НКУ, по ставке 1,5% (пп. 1.3, 1.4 п. 16-1 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Таким образом, порядок обложения подарков военным сбором и сроки его уплаты аналогичны порядку обложения подарков и срокам уплаты НДФЛ.
Единственное отличие состоит в том, что НКУ не предусмотрено применение «натурального» коэффициента к доходам, предоставленным в неденежной форме, в целях определения базы обложения военным сбором (в отличие от НДФЛ). Поэтому налогооблагаемая стоимость неденежных подарков в целях обложения военным сбором на «натуральный» коэффициент не увеличивается (см. пример 1).
Если доход (подарок) предоставляется работнику в неденежной форме, то военный сбор со стоимости такого дохода должен уплатить работодатель фактически за собственный счет, поскольку именно работодатель начисляет такой доход и является налоговым агентом, который приравнивается к налогоплательщику (п. 18.2 ПКУ). При этом нет оснований уплачивать военный сбор за счет других доходов работника, в частности, за счет заработной платы, если работник не дал на это согласия. После уплаты военного сбора за счет собственных средств работодатель вправе требовать от работника возврата такой суммы, при этом работник может ее вернуть путем внесения денежных средств в кассу (на счет) предприятия или написания заявления с просьбой удержать сумму военного сбора из его заработной платы.
Единый социальный взнос
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ) базой для начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый социальный взнос, ЕСВ) для работодателей, является, в частности, сумманачисленнойкаждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. № 449 (далее — Инструкция № 449), определение видов выплат, которые относятся к основной, дополнительной заработной плате, прочим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении ЕСВ предусмотрено Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5).
Пунктом 3.23 Инструкции № 5 определено, что стоимость подарков к праздникам и билетов на зрелищные мероприятия для детей работников не включается в фонд оплаты труда(далее — ФОТ). Кроме того, указанный доход приведен в пункте 8 раздела ІІ Перечня видов выплат, которые осуществляются за счет денежных средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.2010 г. № 1170 (далее — Перечень № 1170).
Следовательно, стоимость новогодних подарков и билетов на новогодние мероприятия (утренники, представления), которые предоставляюся детям работников, не облагается ЕСВ.
Для избежания обложения ЕСВ стоимости указанных детских подарков и билетов, приобретаемых за счет работодателя, у последнего должен быть поименный список детей, а также копии свидетельств о рождении таких детей. Выдачу детских подарков и билетов необходимо оформить в соответствующей ведомости, где работники — родители детей должны подтвердить получение подарков или билетов своей подписью.
Что касается обложения ЕСВ новогодних подарков для работников, то согласно подпункту 2.3.2 Инструкции № 5 одноразовые поощрения, не связанные с конкретными результатами труда (например, к юбилейным и памятным датам, как в денежной, так и натуральной форме), включаются в прочие поощрительные и компенсационные выплаты ФОТ. Кроме того, согласно подпункту 2.3.4 Инструкции № 5 в прочие поощрительные и компенсационные выплаты ФОТ включаются выплаты социального характера в денежной и натуральной форме, в частности, выплаты, имеющие индивидуальный характер.
Таким образом, стоимость новогоднего подарка, предоставленного работнику (как одноразового поощрения в натуральной форме или как социальной выплаты в натуральной форме, имеющей индивидуальный характер), в составе заработной платы (ФОТ) облагается ЕСВ. При этом не имеет значения стоимость подарка, а также предусмотрено или нет предоставление такого подарка работнику локальными документами предприятия.
Как и в случае с НДФЛ (военным сбором), для того чтобы имелось основание облагать ЕСВ стоимость подарка, врученного работнику, такой доход должен быть персонифицирован. Подтверждением получения подарка работником является его подпись в ведомости на выдачу подарков, в которой должна быть отражена стоимость подарка.
Также необходимо помнить, что, в отличие от базы налогообложения НДФЛ, при определении базы начисления ЕСВ в случае предоставления дохода в неденежной форме законодательством (в частности Законом о ЕСВ) не предусмотрено применение «натурального» коэффициента.
Бухгалтерский и налоговый учет
Налоговый учет ведется по правилам бухгалтерского учета с учетом разниц (пп. 134.1.1 НКУ). Разниц по расходам на новогоднее обеспечения НКУ не содержит.
Поскольку в бухгалтерском учете расходы на приобретение подарков работникам и их детям без ограничения их стоимости включаются в расходы в составе прочих операционных расходов на основании пункта 20 П(С)БУ 16 «Расходы» (отражаются на дебете субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности»), то и в налоговом учете стоимость подарков включается в расходы. Указанные расходы отражаются в периоде, в котором осуществлены.
Что касается НДС, то, как отмечалось выше, при предоставлении работникам подарков (бесплатная передача товара) имеет место поставка товаров (пп. 14.1.191 НКУ), поэтому начисляются налоговые обязательства по НДС (пп. «а» п. 185.1 НКУ). База налогообложения при бесплатной передаче товара определяется, исходя из договорной стоимости, но не ниже цены приобретения (п. 188.1 НКУ). В случае, когда стоимость приобретенных товаров, которые бесплатно передаются работникам предприятия, не включается в состав стоимости налогооблагаемых операций (это касается и подарков), то:
1) сумма НДС по приобретенным товарам включается в состав налогового кредита;
2) начисляются налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения НДС, определенной пунктом 188.1 НКУ (исходя из договорной стоимости, но не ниже цены приобретения). По такой операции необходимо составить две налоговые накладные (одну — на сумму, рассчитанную исходя из фактической цены поставки, другую — на сумму, рассчитанную исходя из превышения цены приобретения над фактической ценой) и зарегистрировать их в ЕРНН;
3) начисление налоговых обязательств согласно пункту 198.5 НКУ не осуществляется. То есть начислять НДС на стоимость подарка необходимо только один раз, а не дважды, несмотря на то, что начисление НДС в этом случае фактически предусмотрено двумя разными нормами: подпунктом «а» пункта 185.1 НКУ (с учетом норм пп. 14.1.191 и п. 188.1 НКУ) и подпунктом «г» пункта 198.5 НКУ (с учетом норм пункта 189.1 НКУ).
ПРИМЕР 2
Приобретение и выдача предприятием новогодних подарков работникам и их детям
Предприятие (плательщик НДС) в декабре 2019 года приобрело у поставщика новогодние подарки для 80 детей работников в виде наборов конфет стоимостью по 240 грн. (с НДС), и для 50 работников в виде бытовой техники стоимостью по 1800 грн. (с НДС). Общая сумма перечисленных денежных средств — 109 200 грн., в т. ч. НДС = 18 200 грн.
Суммарная стоимость подарков для работника и его ребенка составляет 2040 грн. (240 + 1800), что превышает 1043,25 грн., поэтому обложению НДФЛ и военным сбором подлежит стоимость подарков в сумме 996,75 грн. (2040 – 1043,25).
Поскольку доход предоставлен в неденежной форме, определим базу обложения НДФЛ (исчисляется с применением «натурального» коэффициента):
996,75 грн. х 1,219512 = 1215,55 грн.
В бухгалтерском учете предприятия операции приобретения и выдачи подарков работникам и их детям отражаются следующим образом:
№ п/п | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
Д-т | К-т | |||
1 | Перечислена поставщику предоплата за подарки работникам и детям работников | 371 | 311 | 109 200,00 |
2 | Отражена сумма НДС, не подтвержденная налоговой накладной (далее — НН) | 644/1 | 644 | 18 200,00 |
3 | Отражен налоговый кредит по НДС на основании полученной и зарегистрированной НН | 641/ндс | 644/1 | 18 200,00 |
4 | Получены подарки от поставщика | 281 | 631 | 91 000,00 |
5 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС | 644 | 631 | 18 200,00 |
6 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 64 800,00 |
Из расчета на одного работника | ||||
7 | Выданы работнику 2 подарка (1800 + 240) и одновременно их стоимость включена в прочие расходы операционной деятельности | 949 | 663 | 2040,00 |
8 | Начислен ЕСВ на стоимость подарка для работника*: 1800 х 22% | 949 | 651 | 396,00 |
9 | Удержан НДФЛ из дохода работника в виде налогооблагаемой стоимости подарков: 1215,55 х 18% | 663 | 641/ндфл | 218,80 |
10 | Удержан военный сбор из дохода работника в виде облагаемой им стоимости подарков: 996,75х 1,5% | 663 | 642/вс | 14,95 |
11 | Списаны расходы на обеспечение работника подарками на финрезультат операционной деятельности: 2040 + 396 | 371 | 949 | 2436,00 |
* На стоимость подарка для ребенка работника ЕСВ не начисляется.
___________________________________________________________________________________
Подарки в денежной форме работникам за счет работодателя
При наличии денежных средств и нежелании связываться с подарками в натуральной форме предприятие может предоставить своим работникам новогодний подарок в денежной форме — осуществить денежную выплату (финансовая помощь) или предоставить материальную помощь.
Основанием для начисления указанных выплат является приказ руководителя предприятия, в котором указываются получатели денежной выплаты (материальной помощи), ее размер и порядок предоставления.
Новогодняя денежная выплата
Подпунктом 165.1.39 НКУ предусмотрено льготное налогообложение подарков, предоставляемых в неденежной форме, за исключением денежных выплат в любой сумме. Следовательно, если работодатель предоставляет работнику новогодний подарок в виде денежной выплаты, то такой подарок облагается НДФЛ и военным сбором в полной сумме как дополнительное благо работника на основании подпункта «ґ» пп. 164.2.17 НКУ (сумма безвозвратной финансовой помощи).
Напомним, что в соответствии с подпунктом 14.1.257 НКУ безвозвратной финансовой помощью является, в частности сумма денежных средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам или без заключения таких договоров.
В разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ дополнительное благо в виде стоимости безвозвратной финансовой помощи отражается с признаком дохода «126». Эта же стоимость отражается в строке «Військовий збір» раздела ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ.
НДФЛ и военный сбор с дохода в денежной форме уплачиваются в бюджет во время (в день) его предоставления (выплаты) работнику (пп. 168.1.2 НКУ).
Обращаем внимание, что вышеизложенный порядок налогообложения применяется только в случае, если работнику осуществляется денежная выплата, которая не предусмотрена локальными «зарплатными» документами, а предоставляется один раз в конце календарного года на основании приказа руководителя предприятия или же ее предоставление предусмотрено в разделе «Социальное обеспечение» («Социальный пакет») коллективного договора или трудовых договоров с работниками (далее — «незарплатная» денежная выплата).
Если же осуществление денежной выплаты предусмотрено в разделе «Оплата труда» коллективного договора или трудовых договоров с работниками или в Положении об оплате труда (далее — «зарплатная» денежная выплата), то на основании подпункта 164.2.1 НКУ ее сумма рассматривается как заработная плата работника и в ее составе облагается НДФЛ и военным сбором сотражением по работнику в разделе І с признаком дохода «101» и в общей сумме в строке «Військовий збір» раздела ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ.
Что касается ЕСВ, то новогодняя денежная выплата («зарплатная» и «незарплатная») как одноразовое поощрение, не связанное с конкретными результатами труда, согласно подпункту 2.3.2 Инструкции № 5 относится к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ, т. е. приравнивается к заработной плате. Соответственно, новогодняя денежная выплата в составе заработной платы является базой начисления ЕСВ.
В бухгалтерском учете сумма новогодней «незарплатной» денежной выплаты включается в расходы в составе прочих расходов операционной деятельности на основании пункта 20 П(С)БУ 16 «Расходы» в периоде, в котором она предоставлена. Соответственно, и в налоговом учете указанная помощь попадает в расходы.
При предоставлении работнику «зарплатной» денежной выплаты ее сумма попадает в расходы в бухгалтерском (налоговом) учете в составе расходов на оплату труда по категориям работников.
Новогодняя материальная помощь
В целях уменьшения базы налогообложения предприятие вместо денежной выплаты (финансовой помощи) может предоставить отдельным работникам к Новому году разовую материальную помощь. Несмотря на то что как финансовая, так и материальная помощь предоставляются работнику деньгами, для льготного (избежания) налогообложения в приказе руководителя о ее выплате указывается, что предоставляется именно разовая материальная, а не финансовая помощь.
Предоставление такой разовой материальной помощи не оговаривается в коллективном договоре предприятия, а осуществляется на основании заявления работника согласно приказу работодателя.
Разовая материальная помощь в целях обложения НДФЛ и военным сбором не считается заработной платой, а является нецелевой благотворительной помощью, которая облагается НДФЛ и военным сбором в порядке, установленном подпунктом 170.7.3 НКУ. Для необложения НДФЛ и военным сбором такая материальная (нецелевая благотворительная) помощь должна предоставляться работникам совокупно за год в размере, не превышающем размера дохода, дающего право на применение налоговой социальной льготы (далее — НСЛ), т. е. в 2019 году — в размере, не превышающем 2690 грн. в год. Сумма превышения материальной (нецелевой благотворительной) помощи над указанным размером включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика (облагается НДФЛ и военным сбором) в составе прочих доходов согласно подпункту 164.2.20 НКУ.
В разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ как не облагаемая НДФЛ, так и облагаемая НДФЛ материальная (нецелевая благотворительная) помощь отражается с единым признаком дохода «169» (т. е. отражать отдельно облагаемую НДФЛ часть материальной помощи с признаком дохода «127» не нужно). Также вся сумма начисленной материальной (нецелевой благотворительной) помощи отражается в строке «Військовий збір» раздела ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ.
Разовая материальная помощь, предоставляемая отдельным работникам, не включается в ФОТ согласно пункту 3.31 Инструкции № 5, отражена в пункте 14 раздела І Перечня № 1170, поэтому на ее сумму не начисляется ЕСВ. Но, обращаем внимание, что это должна быть материальная помощь именно разового характера и предоставляться она должна не всем или большинству работников предприятия, а только отдельным работникам по их заявлениям.
В бухгалтерском (налоговом) учете разовая материальная помощь независимо от ее размера включается в расходы в составе прочих операционных расходов на основании пункта 20 П(С)БУ 16 «Расходы» в периоде ее предоставления.
Новогодние вечеринка или корпоративное мероприятие за счет работодателя
С целью поднятия настроения своим работникам в преддверии Нового года и сплочения коллектива путем общения в неформальной обстановке (что тоже важно для создания хорошего микроклимата в трудовом коллективе) предприятие может организовать для них новогоднюю вечеринку (банкет) путем аренды для этого ресторана, кафе, бара (любого другого заведения) или использования одного из помещений предприятия (для работников администрации можно организовать застолье в офисе).
Кроме новогодней вечеринки (застолья), предприятие может «подарить» активный отдых своим работникам, организовав в канун Нового года посещение любого развлекательного или спортивного заведения (дискотеки, боулинг-клуба, бильярд-клуба, ледового катка, аквапарка и т. д.).
Для детей работников предприятие может организовать новогодний утренник в одном из собственных помещений или на территории других организаций.
Проведение указанных мероприятий и выделение денежных средств для оплаты расходов, связанных с ними, оформляется соответствующим приказом руководителя. При этом составляется план такого мероприятия, смета расходов, назначаются работники, ответственные за организацию и проведение мероприятия.
Если расходы на проведение новогодней вечеринки (корпоративного мероприятия) для работников предприятия, а также новогоднего утренника для детей работников невозможно персонифицировать (отсутствует объективная возможность определения количества потребленных продуктов (выпитых напитков) каждым работником, его ребенком), то объекта обложения НДФЛ, военным сбором и ЕСВ не возникает, хотя ГФСУ касательно «шведского» стола считает иначе.
В случае, когда оплаченное предприятием посещение развлекательного заведения будет персонифицировано (например, для каждого работника предприятием будет приобретаться входной билет), доход работника в виде стоимости оплаты такого посещения (билета) будет дополнительным благом (как стоимость бесплатно полученных услуг), подлежащим обложению НДФЛ и военным сбором на основании подпункта «е» пп. 164.2.17 НКУ. Поскольку в этом случае работнику будет предоставляться доход в неденежной форме (денежные средства «на руки» не выплачиваются, а предоставляется билет на посещение заведения, т. е. работник получает только услуги), то база обложения НДФЛ увеличивается на «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ).
В разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ доход работника в виде дополнительного блага, увеличенный на «натуральный» коэффициент, отражается с признаком дохода «126». Доход без увеличения на указанный коэффициент отражается в строке «Військовий збір» раздела ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ.
Уплата НДФЛ и военного сбора в такой ситуации осуществляется в течение 3 банковских дней со дня, следующего за днем перечисления денежных средств развлекательному заведению (пп. 168.1.4 НКУ).
Персонифицированный доход работников в виде стоимости посещения развлекательного заведения (если каждому работнику предприятие будет приобретать билет) на основанииподпункта 2.3.4 Инструкции № 5 как выплата социального характера, предоставленная в натуральной форме, имеющая индивидуальный характер, включается в ФОТ в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат. Следовательно, такой доход (стоимость билета) будет базой начисления ЕСВ.
Что касается отражения в учете расходов на проведение новогодней вечеринки (корпоративного мероприятия) для работников предприятия, а также новогоднего утренника для детей работников, то, как отмечалось выше, сейчас налоговый учет ведется по правилам бухгалтерского учета, а последним ограничений по включению в расходы сумм, израсходованных на указанное обеспечение работников, не установлено. Следовательно, суммы расходов предприятия на указанные новогодние мероприятия, которые подтверждены первичными документами, в бухгалтерском (налоговом) учете включаются в расходы в составе прочих расходов операционной деятельности на основании пункта 20 П(С)БУ 16 «Расходы» (отражаются на дебете субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности») в периоде их осуществления.
Входной НДС в расходах по «празднично-новогодним» мероприятиям включается в налоговый кредит (независимо от «хозяйственности» операции) на основании пункта 198.3 НКУ с одновременным начислением «компенсационных» налоговых обязательств по НДС из-за «нехозяйственности» операции на основании пункта 198.5 НКУ.
Награждение работодателем работников по результатам работы в отчетном году
В конце календарного (финансового) года многие предприятия проводят торжественное собрание трудового коллектива, на котором подводятся итоги работы в отчетном году, а особо отличившимся работникам работодатели вручают почетные грамоты (дипломы), нагрудные знаки, медали, ордена, кубки и т. п., при этом, как правило, победителям «соцсоревнования» вручаются цветы.
Согласно подпункту 165.1.38 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается стоимость орденов, медалей, знаков, кубков, дипломов, грамот и цветов, которыми отмечаются работники, другие категории граждан и/или победители соревнований, конкурсов.
Следовательно, стоимость указанных «морально-натуральных» (неденежных) поощрений, которыми отмечаются (награждаются) работники по результатам отчетного года, не подлежит обложению НДФЛ и военным сбором.
В разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ доход работника в виде стоимости орденов, медалей, знаков, кубков, дипломов, грамот, которыми отмечаются работники, отражается с признаком дохода «159».
В строке «Військовий збір» раздела ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ указанный доход работников также отражается в общем порядке как начисленный (выплаченный).
Что касается цветов, то обычно их стоимость не персонифицируется. В этом случае такой неперсонифицированный доход в Налоговом расчете ф. № 1ДФ не отражается.
Что касается ЕСВ, то согласно разъяснениям, предоставленным Государственной службой статистики Украины относительно составляющих заработной платы, определенных Инструкцией № 5, критерием отнесения определенной выплаты в денежной или натуральной форме к заработной плате является возможность использования этой выплаты работником для удовлетворения личных потребностей или потребностей других членов семьи. Стоимостной эквивалент орденов, медалей, нагрудных знаков, грамот, дипломов таким признан быть не может, следовательно, не относится к заработной плате.
Таким образом, стоимость указанных наград (поощрений), которыми награждаются работники по результатам работы за год, не является базой начисления ЕСВ.
Подтвержденные первичными документами суммы расходов предприятия на приобретение почетных грамот (дипломов), нагрудных знаков, медалей, орденов, кубков, цветов и т. п., вручаемых работникам, в бухгалтерском (налоговом) учете включаются в расходы в составе прочих расходов операционной деятельности на основании пункта 20 П(С)БУ 16 «Расходы».
Новогоднее обеспечение детей работников за счет госорганов и общественных организаций
Проводить новогодние и рождественские праздники для детей (новогодние утренники) и дарить детям праздничные подарки (далее — новогодние детские мероприятия) могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные (включая профсоюзные) организации и созданные ими учебные заведения, учреждения здравоохранения и культуры, которые содержатся за счет соответствующих бюджетов (далее вместе — госорганы и общественные организации). Источником денежных средств для проведения указанных новогодних детских мероприятий являются либо собственные денежные средства госорганов и общественных организаций, либо полученные от работодателей (предприятий).
В случае перечисления денежных средств на проведение новогодних мероприятий указанным госорганам и общественным организациям предприятию необходимо подготовить ряд документов. Для того чтобы все желающие дети работников смогли поучаствовать в новогодних и/или рождественских праздниках и получить подарки, предприятие должно заблаговременно предоставить госорганам и общественным организациям список таких детей и составить ведомость на выдачу подарков. Как правило, новогодние мероприятия госорганами и общественными организациями проводятся для детей до 14 лет, но в них могут участвовать и лица в возрасте до 18 лет, поскольку в соответствии со статьей 6 Семейного кодекса Украины правовой статус ребенка имеет лицо до достижения совершеннолетия — 18 лет.
Если новогодние мероприятия проводит профсоюз предприятия, то это должно быть отражено в его решении, а также должно быть предусмотрено уставом профсоюза, сметой его доходов и расходов на календарный год. На приобретение новогодних подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия должны быть составлены отдельные сметы — из расчета количества детей членов профсоюза, стоимости одного подарка, стоимости одного билета.
Документами, подтверждающими выдачу подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, являются:
- решение профсоюза о выдаче детских новогодних подарков и билетов (в нем указываются вид подарка и предельная его стоимость);
- сметы доходов и расходов на проведение новогодне-рождественских мероприятий;
- список детей членов профсоюза, которым должны быть предоставлены новогодние подарки (с учетом установленного возрастного критерия);
- ведомость на выдачу новогодних подарков с указанием фамилий членов профсоюза (родителей) и их детей с подписью родителей о получении подарков;
- накладная на получение новогодних подарков и билетов от поставщика (кассовый, расчетный чек и т. п.);
- акт о списании подарков и билетов.
Если профсоюз предприятия проводит детский новогодний утренник за счет профсоюзных денежных средств, то на заседании профкома составляется и утверждается смета на организацию этого мероприятия (учитывая количество детей, принимающих в нем участие, расходы на одного ребенка и другие расходы на проведение утренника).
Документами, подтверждающими проведение детского новогоднего утренника, являются:
- решение профсоюза о проведении этого мероприятия;
- смета доходов и расходов;
- накладная на получение товаров, продуктов от поставщика, акты выполненных работ (предоставленных услуг);
- акт о списании товаров, продуктов питания на проведение детского новогоднего утренника.
Федерация профессиональных союзов Украины в письме от 10.11.2009 г. № 03/01-34/2521 сообщила, что порядок выдачи детских новогодних подарков и билетов за новогодне-рождественские мероприятия, приобретенных за счет бюджета профсоюзной организации, должен определяться решением профсоюзного комитета или коллективным договором.
Таким образом, у предприятия существует два «профсоюзных» варианта финансирования детских новогодних мероприятий:
- за счет перечисления денежных средств профсоюзной организации;
- за счет собственных денежных средств профсоюза предприятия.
Что касается налогообложения, то если предприятия перечисляют денежные средства на проведение новогодних мероприятий госорганам и общественным организациям, в т. ч. собственному профсоюзу, налогообложение таких операций осуществляется в соответствии с нормами Закона Украины «Об освобождении от налогообложения денежных средств, направляемых на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков» от 30.11.2000 г. № 2117-ІІІ (далее — Закон № 2117). Этот Закон действует ежегодно в период с 15 ноября текущего года до 15 января следующего года и устанавливает определенные налоговые льготы. При этом в преамбуле Закона № 2117 указано, что этот документ регулирует некоторые вопросы финансирования мероприятий, связанных с организацией новогодних и рождественских праздников для детей и подростков, как исключение из общих положений, установленных НКУ.
В целях применения Закона № 2117 под детскими праздничными подарками подразумеваются наборы товаров, содержащие только кондитерские изделия и игрушки отечественного производства и фрукты, общей стоимостью не более 8% прожиточного минимума для трудоспособного лица (далее — ПМТЛ), установленного законом на 1 января налогового года (ст. 4 Закона № 2117).
Таким образом, поскольку ПМТЛ по состоянию на 1 января 2019 года составлял 1921 грн., предельная стоимость детского новогоднего подарка, подпадающего под льготы по налогообложению, предусмотренные Законом № 2117, в 2019 году составляет 153,68 грн. (1921 грн. х 8%).
Что касается предельной стоимости детского праздничного подарка, подпадающего под льготы по налогообложению, предусмотренные Законом № 2117, в период с 1 по 15 января 2020 года, то в статье 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX, который вступит в силу с 1 января 2020 года, определено, что размер ПМТЛ с 1 января по 30 июня 2020 года составляет 2102 грн. (т. е. ПМТЛ в этот период остается на уровне декабря 2019 года).
Следовательно, при размере ПМТЛ по состоянию на 1 января 2020 года, равном 2102 грн., в 2020 году предельная стоимость подарка, не подлежащая обложению НДФЛ и военным сбором, будет составлять 168,16 грн. (2102грн. х 8%).
Учет расходов по новогоднему обеспечению детей работников
за счет госорганов и общественных организаций
Согласно статье 1 Закона № 2117 предприятия — плательщики налога на прибыль, перечисляющие денежные средства на проведение новогодних мероприятий госорганам и общественным организациям, имеют право включить их в расходы в налоговом учете в сумме, не превышающей 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода.
В контексте статьи 1 Закона № 2117 под предыдущимотчетным периодом следует понимать предыдущий отчетный год.
Обращаем внимание, что в налоговом учете согласно подпункту 140.5.9 НКУ финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму денежных средств или стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг, бесплатно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на дату такого перечисления денежных средств, передачи товаров, работ, услуг, в размере, который превышает 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.
Учитывая вышеизложенное, сумма 4%-ного ограничения, указанного в статье 1 Закона № 2117 и подпункте 140.5.9 НКУ, должна определяться, исходя из суммы:
- налогооблагаемой прибыли за 2018 год — если денежные средства перечислены с 15 ноября по 31 декабря 2019 года;
- налогооблагаемой прибыли за 2019 год — если денежные средства перечислены в период с 1 до 15 января 2020 года.
Если у предприятия, которое в период с 15 ноября по 31 декабря 2019 года перечисляет денежные средства на проведение новогодних детских мероприятий госорганам и неприбыльным организациям, отсутствует налогооблагаемая прибыль за 2018 год, у него нет оснований на включение в расходы денежныхсредств, перечисленных на проведение новогодних мероприятий госорганам и неприбыльным организациям в 2019 году.
В бухгалтерском учете вся сумма перечисленных предприятием денежных средств на проведение новогодних мероприятий госорганам и общественным организациям включается в расходы в составе прочих расходов операционной деятельности на основании пункта 20 П(С)БУ 16 «Расходы».
Таким образом, «малодоходные» предприятия – плательщики налога на прибыль (у которых годовой доход за последний год не превышает 20 млн. грн. и которые не корректируют финансовый результат до налогообложения на разницы) всю сумму перечисленных денежных средств на проведение новогодних детских мероприятий госорганам и неприбыльным организациям могут отнести в налоговом учете к расходам.
«Высокодоходные» предприятия – плательщики налога на прибыль (имеющие годовой доход за последний год свыше 20 млн. грн.), которые корректируют финансовый результат до налогообложения на разницы, в случае перечисления денежных средств на проведение новогодних детских мероприятий неприбыльным организациям увеличивают финансовый результат на сумму превышения 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего года.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии со статьей 2 Закона № 2117 освобождаются от обложения НДС операции по продаже производственными и торговыми предприятиями детских праздничных подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей, которые закупаются за счет денежных средств Фонда социального страхования, профсоюзных комитетов предприятий и организаций, других неприбыльных организаций.
Таким образом, без начисления НДС производственные и торговые предприятия продают детские новогодние подарки госорганам и общественным организациям (в т. ч. профсоюзам предприятий), стоимость которых в 2019 году не выше 153,68 грн., а в период с 1 по 15 января 2020 года — не выше 168,16 грн.
НДФЛ, военный сбор и ЕСВ
В период действия Закона № 2117 стоимость праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, полученных детьми (родителями на детей) от госорганов и общественных организаций, не включается в общий налогооблагаемый доход родителей детей (ст. 3 Закона № 2117). Но, как и в случае с обложением НДС, стоимость подарка, не облагаемого НДФЛ, исходя из нормы статьи 4 Закона № 2117, не должна превышать 8% ПМТЛ (т. е. в 2019 году не должна превышать 153,68 грн., в 2020 году — 153,68 грн.), а подарок должен включать кондитерские изделия и игрушки отечественного производства и фрукты.
Если же вышеуказанные требования не выполняются, то в вопросе обложения НДФЛ стоимости подарков необходимо руководствоваться нормами «подарочного» подпункта 165.1.39 НКУ, которые рассмотрены выше. Это следует из норм пункта 5.2 НКУ, согласно которому при наличии противоречий в нормативных актах применяются положения НКУ.
Следовательно, как и в случае налогообложения подарков, предоставляемых работодателями работникам (их детям), при предоставлении в декабре 2019 года детских новогодних подарков госорганами и общественными организациями не подлежит обложению НДФЛ у источника их предоставления стоимость детского новогоднего подарка в размере 1043,25 грн. (4173 грн. х 25%). Если стоимость подарка превышает указанную граничную сумму, то сумма превышения после увеличения на «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ) подлежит обложению НДФЛ, а при обложении указанной стоимости военным сбором «натуральный» коэффициент не применяется.
У госорганов и общественных организаций не облагаемая НДФЛ стоимость детских новогодних подарков отражается в разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ с признаком дохода «160», а облагаемая НДФЛ стоимость подарков, увеличенная на «натуральный» коэффициент — с признаком дохода «126». В разделе ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ в строке «Військовий збір» отражается общая начисленная (выплаченная) сумма указанного дохода.
Порядок обложения НДФЛ и военным сбором стоимости новогодних подарков, предоставляемых профсоюзной организацией детям членов такой организации, аналогичен вышерассмотренному.
Обложение НДФЛ и военным сбором стоимости детских новогодних подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, которые предоставляются за счет профсоюза детям работников предприятия, осуществляется согласно вышерассмотренным нормам Закона № 2117, но граничная не облагаемая НДФЛ сумма детского подарка, а также «взрослого» подарка определяется согласно подпункту 165.1.39 НКУ (см. совместное письмо ГНАУ и Федерации профсоюзов Украины от 15.02.2011 г. № 4284/7/17-0717, 3071/6/17-0715, 58/01-16/330).
Законом № 2117 не ограниченыстоимость билета на новогодне-рождественские мероприятия для детей и возраст детей, которые могут получать подарки и билеты от профсоюзных организаций, поэтому не облагается НДФЛ и военным сбором полная стоимость такого билета. Порядок выдачи подарков и билетов, приобретенных за счет бюджета профсоюзной организации, должен определяться решением профсоюзного комитета или коллективным договором (см. письмо ГНАУ от 14.12.2009 г. № 27729/7/17-0717, письмо Федерации профсоюзов Украины от 10.11.2009 г. № 03/01-34/2521).
Что касается ЕСВ, то поскольку, как отмечалось выше, стоимость подарков к праздникам и билетов на зрелищные мероприятия для детей работников не включается в ФОТ (п. 3.23 Инструкции № 5) и отражена в пункте 8 раздела ІІ Перечня № 1170, указанная стоимость не является базой начисления ЕСВ у госорганов и общественных организаций.
Если же профсоюз осуществляет денежную выплату в канун Нового года своим членам — работникам предприятия, то согласно подпункту 165.1.47 НКУ не облагается НДФЛ и военным сбором сумма выплат, которые осуществляются по решению профсоюза члену такого профсоюза в течение года совокупно в размере, не превышающем сумму дохода, дающую право на применение НСЛ (в 2019 году — 2690 грн.). Поскольку речь идет не о работниках профсоюза, то ЕСВ с указанных выплат не уплачивается.