Письмо Минсоцполитики «О гарантиях работников, призванных (принятых) на военную службу в особый период, и лиц, направленных на альтернативную службу» от 21.09.2018 г. № 18210/0/2-18/52
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 21.09.2018 г. № 18210/0/2-18/52
О гарантиях работников, призванных (принятых) на военную службу в особый период, и лиц, направленных на альтернативную службу
Министерство социальной политики в пределах компетенции рассмотрело обращение относительно неоднозначности применения норм Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и сообщает.
Согласно части третьей статьи 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва.
Считается, что принятие на военную службу по контракту, в отличие от призыва на военную службу, нужно понимать как добровольное волеизъявление лица стать военнослужащим.
С учетом перечисленных гарантий работник, призванный на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятый на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, не подлежит увольнению на основании пункта 3 части первой статьи 36 КЗоТ, а только освобождается от выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, что оформляется соответствующим распорядительным актом собственника или уполномоченного им органа.
В связи с этим основанием для сохранения места работы, должности и среднего заработка на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и формы собственности, в которых такие работники работали на время призыва или принятия на военную службу, является сам факт такого принятия во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения, что подтверждается предоставленными собственнику или уполномоченному им органу извлечениями из приказов, справками и т. п.
Частью третьей статьи 119 КЗоТ определен исчерпывающий перечень категорий работников, на которых распространяются вышеуказанные гарантии. Работники, направленные на альтернативную (невоенную) службу, не указаны в этом списке.
Министр А. Рева
________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Полностью согласны с выводами вышеприведенного письма. Но есть один нюанс: Минсоцполитики в письме акцентировало внимание на том, что принятие на военную службу по контракту, в отличие от призыва на военную службу, необходимо понимать как добровольное волеизъявление лица стать военнослужащим. Но дальше свою мысль госорган не развил, хотя в некоторых разъяснениях, предоставленных ранее, Минсоцполитики и региональные органы Гоструда сообщали о возможности увольнения работников, которые в особый период были приняты на военную службу по контракту (т. е. по добровольному волеизъявлению). Мы с такой позицией изначально не соглашались, а теперь и судебная практика (в т. ч. постановления Верховного Суда) свидетельствует о том, что за работниками, принятыми во время действия особого периода на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта, сохраняются место работы, должность и средний заработок на срок до окончания особого периода или до дня фактического увольнения с военной службы.
Что касается работников, которые достигли призывного возраста и не призваны на срочную военную службу, но направлены на альтернативную (невоенную) службу, то о них в части третьей статьи 119 КЗоТ речь не идет, поэтому они подлежат увольнению с работы на основании пункта 3 части первой статьи 36 КЗоТ. Напомним, что право на альтернативную службу имеют граждане Украины, если исполнение воинской обязанности противоречит их религиозным убеждениям, и эти граждане состоят в действующих согласно законодательству Украины религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия. Решение о направлении гражданина на альтернативную службу принимается местной государственной администрацией в случае установления истинности его религиозных убеждений (ст. 2, 12 Закона Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» от 12.12.91 г. № 1975 XII).