Об установлении всех должностных окладов на предприятии на уровне минимальной заработной платы;
На частном предприятии, созданном в декабре 2018 года, с 1 января 2019 года работает 7 человек. Можно ли с указанной даты установить всем работникам предприятия, в том числе директору, должностной оклад на уровне минимальной заработной платы — 4173 грн., учитывая, что хозяйственная деятельность предприятия еще не приносит достаточных доходов?
Статьей 97 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статьей 15 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) предоставлено право предприятиям хозрасчетной сферы самостоятельно в коллективных договорах устанавливать формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, собственник или уполномоченный им орган (далее — работодатель) обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов), а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются работодателем с учетом вышеуказанных требований.
Частями первыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 определено, что системами оплаты труда являются тарифная и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников.
Требования к квалификационным и специальным знаниям работников, их задачи, обязанности и специализация определяются профессиональными стандартами или квалификационными характеристиками профессий работников (ч. восьмая ст. 96 КЗоТ, ч. восьмая ст. 6 Закона № 108).
Следовательно, любая система оплаты труда, которая вводится на предприятии, должна учитывать сложность выполняемых работ и квалификацию работников. Это достигается дифференциацией оплаты труда для работников с разными сложностью работ и квалификации путем установления различных должностных окладов.
Факторами дифференциации должностных окладов являются:
– объем и сложность задач, обязанностей и работ, предусмотренных квалификационными характеристиками (содержатся в Справочниках квалификационных характеристик профессий работников, в частности в Справочнике, утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 г. № 336), должностными инструкциями и другими документами, регламентирующими деятельность должностных лиц;
– квалификация (уровень образования, знаний, навыков, умений и стаж работы, необходимые для выполнения задач, обязанностей и работ по соответствующим должностям);
– уровень ответственности;
– условия труда;
– масштабы и сложность производства и т. п.
Таким образом, любая система оплаты труда должна предусматривать распределение работников в зависимости от сложности выполняемых ими работ и их квалификации — от наименьшей сложности с минимальными требованиями к квалификации рабочего к наивысшей, которая требует специальных знаний и высокой квалификации, уровня ответственности и т. п.
Руководитель (директор) предприятия — это наивысшая должность на предприятии (с самым высоким уровнем обязанностей и ответственности), поэтому оклад по должности руководителя предприятия должен быть наивысшим. Оклады всех остальных работников (по всем другим должностям) предприятия должны быть ниже оклада руководителя предприятия, при этом они могут устанавливаться в штатном расписании одинаковыми для работников при условии, что у них одинаковая сложность выполняемых работ, квалификация и т. п.
Действующее законодательство об оплате труда не требует, чтобы должностные оклады устанавливались в размере не менее минимальной заработной платы (далее — МЗП) в месячном размере, которая в соответствии со статьей 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» от 23.11.2018 г. № 2629-VІІІ (далее — Закон о Госбюджете-2019) в течение всего 2019 года составляет 4173 грн.
В то же время частями шестыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ) на 1 января календарного года.
Учитывая, что согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2019 размер ПМТЛ на 1 января 2019 года составляет 1921 грн., в течение всего 2019 года минимальный должностной оклад должен составлять не менее 1921 грн.
Независимо от размеров должностных окладов на предприятии, если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера МЗП в месячном размере (в 2019 году — ниже 4173 грн.), работодатель проводит доплату до уровня МЗП, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы (ст. 3-1 Закона № 108).[1]