Индивидуальная налоговая консультация ГФСУ «О проверке информации в справке-расчете и контроле за уплатой единого социального взноса банками» от 12.10.2018 г. № 4413/6/99-99-13-02-01-15/ІПК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
от 12.10.2018 г. № 4413/6/99-99-13-02-01-15/ІПК
О проверке информации в справке-расчете и контроле
за уплатой единого социального взноса банками
(Извлечение)
Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), рассмотрела запрос <…> относительно практического применения норм Закона Украины от 8 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464) и сообщает следующее.
В соответствии с частью второй статьи 24 Закона № 2464 разработан Порядок принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, который утвержден приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 453 (далее — Порядок), и является подзаконным нормативно-правовым актом.
О несоответствии справки о выдаче денежных средств для выплаты заработной платы без проверки сумм уплаты единого взноса по форме согласно приложению 2 (далее — Справка) к Порядку
В соответствии с пунктом пятым Порядка плательщикам, которые обращаются в органы доходов и сборов за согласованием справки-расчета, в которой сумма перечисления единого взноса меньше чем 1/5 суммы денежных средств на выплату заработной платы, указанной в денежном чеке и/или платежном поручении, и/или другом расчетном документе, в связи с применением максимальной величины базы начисления единого взноса и которые в течение предыдущего года не допустили нарушений законодательства о начислении и уплате единого взноса, по решению руководителя органа доходов и сборов предоставляется Справка.
Следовательно, Порядком четко определены условия, при которых такая Справка предоставляется, в частности недопущение нарушений законодательства о начислении и уплате единого взноса в течение предыдущего года.
Учитывая изложенное, в случае если Справка содержит информацию относительно предыдущего периода, который не равен календарному году, банк не имеет права принимать такую справку, поскольку это нарушает предписания пункта пятого Порядка.
О полномочиях банка проверять на соответствие критериям клиентов, которым органом доходов и сборов выдана такая Справка
Как было отмечено выше, в соответствии с пунктом пятым Порядка плательщикам, которые обращаются в органы доходов и сборов за согласованием справки-расчета, в которой сумма перечисления единого взноса меньше чем 1/5 суммы денежных средств на выплату заработной платы, указанной в денежном чеке и/или платежном поручении, и/или другом расчетном документе, в связи с применением максимальной величины базы начисления единого взноса и которые в течение предыдущего года не допустили нарушений законодательства о начислении и уплате единого взноса, по решению руководителя органа доходов и сборов предоставляется Справка, срок действия которой не должен превышать одного года.
Банк после получения от плательщика Справки <…> принимает от плательщика денежные чеки, платежные поручения и другие расчетные документы для перечисления (выдачи) заработной платы без проверки сумм единого взноса, уплаченных по расчетным документам (документам на перевод наличных).
В случае выявления органом доходов и сборов нарушения законодательства о начислении и уплате единого взноса плательщиком, которому выдана Справка <…>, указанная Справка отзывается органом доходов и сборов до окончания срока ее действия путем направления соответствующего уведомления согласно приложению 3 к этому Порядку плательщику единого взноса и обслуживающему банку. Банк на следующий рабочий день после получения уведомления принимает от плательщика денежные чеки, платежные поручения и другие расчетные документы для перечисления (выдачи) заработной платы в соответствии с пунктом вторым этого Порядка.
Следовательно, обязанность по определению соответствия требованиям Порядка плательщиков единого взноса, обратившихся за такой Справкой, и контролю за соблюдением законодательства о начислении и уплате единого взноса плательщиком, которому уже выдана Справка в соответствии с пунктом пятым Порядка, возложена на органы доходов и сборов.
О контроле банками счетов, с которых выплачены плательщиком единого взноса суммы пособия по временной утрате трудоспособности
Согласно предписаниям пункта второго Порядка банки принимают от плательщиков единого взноса денежные чеки, платежные поручения и другие расчетные документы на выдачу (перечисление) денежных средств для выплаты заработной платы, на которые в соответствии с Законом начисляется единый взнос, и осуществляют выдачу (перечисление) указанных денежных средств только при условии одновременного представления плательщиком единого взноса расчетных документов (документов на перевод наличных) о перечислении денежных средств для уплаты сумм единого взноса. Суммы, уплаченные по этим документам, должны составлять не менее 1/5 суммы денежных средств для выплаты заработной платы, указанной в денежных чеках, платежных поручениях и других расчетных документах.
Если в расчетных документах или документах на перевод наличных сумма единого взноса меньше чем 1/5 суммы денежных средств для выплаты заработной платы, банки принимают от плательщиков единого взноса денежные чеки и/или платежные поручения, и/или другие расчетные документы на выдачу (перечисление) денежных средств для выплаты заработной платы вместе с оригиналом справки-расчета, согласованной с органом доходов и сборов по месту постановки на учет плательщика единого взноса.
Следовательно, при получении справки-расчета банки проверяют на соответствие реквизиты, указанные в справке-расчете и в расчетных документах на выдачу (перечисление) денежных средств для выплаты заработной платы.
О случаях изменения клиентом счета
Как отмечалось выше, Порядок является нормативно-правовым актом, а следовательно, заполнение поля, где указывается номер счета во всех приложениях к Порядку, является обязательным, при этом нормами Порядка не запрещено указывать несколько счетов.
<…>
_____________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: К вышеизложенному добавим, что на самом деле в пунктах 2 и 5 Порядка № 453 в нынешней редакции говорится о согласовании органом доходов и сборов справки-расчета и предоставлении справки о выдаче денежных средств для выплаты заработной платы без проверки сумм уплаты ЕСВ (далее — Справка), когда сумма ЕСВ составляет меньше 1/3 (а не 1/5) суммы денежных средств на выплату заработной платы, указанной в платежном поручении (другом расчетном документе). Но учитывая, что Порядок № 453 был утвержден еще в 2013 году, когда действовали «старые» ставки ЕСВ в виде начисления (составляли 33,2% и выше), и до сих пор изменения в Порядок № 453 не внесены, по договоренности между НБУ и ГФСУ в настоящее время (а именно с 01.01.2016 г., когда была введена ставка ЕСВ в размере 22%), в пунктах 2 и 5 Порядка № 453 относительно суммы ЕСВ, которая должна быть перечислена плательщиком на основании согласованной органом доходов и сборов справки-расчета и выданной Справки, вместо текста «меньше чем 1/3» следует понимать «меньше чем 1/5» суммы денежных средств на выплату заработной платы, указанной в платежном поручении (другом расчетном документе).
Напомним, что справка-расчет составляется плательщиком ЕСВ в 3 экземплярах по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 453. Органы доходов и сборов безотлагательно согласовывают справку-расчет, предоставленную плательщиком ЕСВ. Один экземпляр предоставляется банку, второй — органу доходов и сборов, третий — остается у плательщика ЕСВ (п. 3 Порядка № 453).