Среди потенциальных работников на рынке труда имеются граждане, которые по разным причинам недостаточно конкурентоспособны по сравнению с молодыми и активными гражданами. С целью содействия в трудоустройстве граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда, законодательством для работодателей установлена квота по трудоустройству таких граждан. Для каких именно работодателей установлена указанная квота? Каков ее размер? Как определяется количество работников, подлежащих трудоустройству по квоте? Какая отчетность предусмотрена для работодателей о трудоустроенных гражданах в пределах квоты? Что изменилось в этой отчетности в 2019 году? Каков порядок ее заполнения и представления? Предусмотрена ли ответственность работодателей за невыполнение квоты и непредставление информации о трудоустройстве «квотных» граждан?
Квота по трудоустройству неконкурентоспособных на рынке труда граждан: выполнение и отчетность
Правовые, экономические и организационные основы реализации государственной политики в сфере занятости населения, гарантии государства по защите прав граждан на труд и реализации их прав на социальную защиту от безработицы определяет Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
Согласно пунктам 15 и 16 части 3 статьи 15 Закона о занятости одним из основных направлений государственной политики в сфере занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, недостаточно конкурентоспособных на рынке труда, которые перечислены в части 1 статьи 14 этого Закона (далее — неконкурентоспособные граждане), а также поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего, для указанных граждан.
В частности, работодателю, трудоустраивающему на новое рабочее место неконкурентоспособных граждан, которым предоставлен статус безработных, по направлению территориальных органов Государственной службы занятости (далее — ГСЗ) на срок не менее чем два года, в течение одного года со дня трудоустройства ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый социальный взнос; ЕСВ) за соответствующее лицо за месяц, за который он уплачен с начисленного такому лицу дохода (ч. 1 ст. 26 Закона о занятости).
Что касается гарантий трудоустройства неконкурентоспособных граждан, то в соответствии с абзацем первым части 2 статьи 14 Закона о занятости для предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятия) с численностью штатных работников более 20 человек установлена квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год (далее — квота).
По указанной квоте необходимо трудоустроить в течение календарного года граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (далее — неконкурентоспособные граждане), к которым в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о занятости относятся:
- один из родителей либо лицо, которое их заменяет и:
- содержит ребенка (детей) в возрасте до 6 лет;
- воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью;
- содержит без одного из супругов лицо с инвалидностью (далее — инвалид) с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);
2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или заменяющего их лица могут, в виде исключения, приниматься на работу;
3) лица, освобожденные после отбытия наказания или принудительного лечения;
4) молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение 6 месяцев после окончания или прекращения обучения или службы) и впервые принимается на работу;
5) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058) осталось 10 и менее лет;
6) инвалиды, не достигшие пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона № 1058;
7) лица, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей или заменяющего их лица могут, в виде исключения, приниматься на работу;
8) участники боевых действий, указанные в пунктах 19 и 20 части первой статьи 6 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.
Квота установлена для трудоустройства всех вышеперечисленных граждан, кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона № 1058, норматив трудоустройства на работу которых устанавливается в соответствие с Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.[1]
Обращаем внимание, что с 1 января 2018 года часть 2 статьи 14 Закона о занятости дополнена абзацем вторым, согласно которому для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет, предприятиям с численностью штатных работников от 8 до 20 человек устанавливается квота в размере не менее одного человека в среднеучетной численности штатных работников.
Следовательно, начиная с 2018 года, предприятия с численностью штатных работников от 8 до 20 человек должны иметь в штате не менее одного человека, которому осталось 10 и менее лет до наступления права на пенсию по возрасту.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о занятости работодатели самостоятельно рассчитывают установленную частью 2 статьи 14 этого Закона квоту с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов), и обеспечивают их трудоустройство самостоятельно. Работодатели могут обратиться за содействием для трудоустройства данной категории граждан в ГСЗ.
Лицами, работающими на условиях полной занятости, считаются те, которые работают полный рабочий день при полной рабочей неделе (к таким лицам не относятся, лица, работающие на условиях неполного рабочего времени — ст. 56 КЗоТ).
Обращаем внимание, что в части 2 статьи 14 Закона о занятости идет речь об установлении квоты только предприятиям, учреждениям и организациям, а не всем без исключения работодателям, поэтому физические лица – предприниматели, у которых по трудовому договору работает более 8 и более человек, не обязаны соблюдать квоту[2] (в отличие от соблюдения норматива по трудоустройству инвалидов).
Что касается документов, подтверждающих статус граждан вышеуказанных категорий, то полный их перечень приведен в пункте 3.2 Порядка предоставления работодателями государственной службе занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденного приказом Министерства социальной политики Украины от 16.05.2013 г. № 271 (далее — Порядок № 271).
Министерство социальной политики Украины (далее — Минсоцполитики) в письме от 29.08.2013 г. № 682/021/106-13 отметило, что для выполнения работодателем требований по соблюдению квоты за счет трудоустройства одного из родителей, содержащего детей в возрасте до 6 лет, достаточным условием может быть письменное подтверждение работодателя о трудоустройстве второго из родителей.
Через год уже в другом своем письме от 13.08.2014 г. № 383/021/106-14[3] Минсоцполитики разъяснило, что принадлежность к категории лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, одного из родителей, содержащих детей в возрасте до 6 лет, подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка. Данная гарантия касается как отца, так и матери, но применяется только к одному из них. Документальное подтверждение, что работающий второй из родителей не пользуется дополнительной гарантией в содействии трудоустройству, законодательством не предусмотрено.
Обязательным условием соблюдения квоты считается трудоустройство неконкурентоспособных на рынке труда граждан, о чем работодатели, подпадающие под действие квоты, информируют ежегодно ГСЗ (ч. 3 ст. 14 Закона о занятости).
Порядок информирования органов ГСЗ о выполнении квоты
Информирование (уведомление) работодателями ГСЗ о трудоустройстве граждан, неконкурентоспособных на рынке труда, осуществляется согласно нормам Порядка № 271, в приложении в которому приведена форма «Інформація про зайнятість і працевлаштування громадян, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню за 20__ рік» (далее — Информация).
Пунктом 2.4 Порядка № 271 определено, что трудоустройство граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, может осуществляться работодателями самостоятельно или при содействии региональных и базовых центров занятости, их филиалов (далее — центры занятости).
Для укомплектования вакансий работодатели подают информацию о спросе на рабочую силу (вакансии), в том числе с учетом потребности для лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.
Напомним, что приказом Министерства социальной политики Украины от 31.05.2013 г. № 316 утверждена формы отчетности № 3-ПН «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)» и Порядок ее представления.[4]
Согласно пункту 2.5 Порядка № 271 работодатели (подпадающие под соблюдение квоты) ежегодно не позднее 1 февраля после отчетного года представляют Информацию центру занятости.
Таким образом, предприятия за 2018 год должны подать Информацию центру занятости не позднее 1 февраля 2019 года. В текущем году эта дата приходится на рабочий день (1 февраля 2019 года — пятница), поэтому предприятиям необходимо подать Информацию не позднее указанного дня.
Расчет показателей и заполнение формы Информации
Для расчета квоты (количества неконкурентоспособных граждан, которые должны были работать на предприятии в отчетном году) используется показатель — среднеучетная численность штатных работниковза календарный год.
Согласно пункту 2.1 Порядка № 271 в части определения показателя среднеучетной численности штатных работников необходимо руководствоваться Инструкцией по статистике количества работников, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 28.09.2005 г. № 286 (далее — Инструкция № 286).
Поскольку порядок определения среднеучетной численности штатных работников (в терминологии Инструкции № 286 — среднеучетное количество штатных работников) подробно рассмотрен в предыдущей статье[5] этого номера, то в рамках данной статьи на этом вопросе останавливаться не будем (расчет аналогичен).
Порядок отражения данных (показателей) в форме Информации, представляемой в центр занятости, определен разделом ІІІ Порядка № 271.
Обращаем внимание, что для приведения норм Порядка № 271 и формы Информации в соответствие с нормами части 2 статьи 14 Закона о занятости Минсоцполитики приказом от 23.11.2018 г. № 1763, вступившим в силу 08.01.2019 г., внесло изменения в Порядок № 271 и в новой редакции изложило форму Информации. В результатеза 2018 год работодатели должны представить Информацию уже по новой форме не позднее 1 февраля 2019 года.
Основной частью формы Информации является таблица, в которой отражаются данные о среднеучетной численности штатных работников и лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству в соответствии со статьей 14 Закона о занятости (далее — «льготники»), на предприятии за предшествующий календарный год и отчетный год, а также сведения о численности граждан, которых планируется трудоустроить в текущем году в счет квоты.
Согласно пункту 3.1 Порядка № 271 в строке 01 «Середньооблікова чисельність штатних працівників за попередній календарний рік – усього» отражается среднеучетная численность штатныхработниковза календарный год, предшествующий отчетному. Таким образом, при составлении Информации за 2018 год, являющийся отчетным, в строке 01 должна указываться среднеучетная численность штатных работников за 2017 год (год, предшествующий отчетному).
В строке 02 «Середньооблікова чисельність штатних працівників, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню відповідно до частини першої статті 14 Закону України «Про зайнятість населення» (крім осіб з інвалідністю), які працювали на умовах повної зайнятості у звітному періоді» отражается среднеучетнаячисленность работников, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству в соответствии со статьей 14 Закона о занятости и работали на условиях полной занятости в отчетном году (п. 3.2 Порядка № 271). То есть в строке 02 Информации, представляемой за 2018 год, указывается среднеучетное количество «льготников», работавших на предприятии в 2018 году.[6]
В строке 03 «Квота у розмірі 5% середньооблікової чисельності штатних працівників» отражается расчетная численность работников, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год (п. 3.3 Порядка № 271). То есть для заполнения данной строки осуществляем расчет квоты путем умножения числа, указанного в строке 01, на процент квоты (строка 01 х 5%).
При расчете квоты округление результатов исчислений осуществляется по следующему правилу: округляются цифры постепенно справа налево: если последняя значимая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается; если больше или равна «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу (п. 3.3 Порядка № 271).
Обращаем внимание, что строки 01, 02 и 03 заполняют только предприятия, у которых численность штатных работников составляет более 20 человек, т. е. предприятия, которые обязаны выполнять 5%-ную квоту.
С 08.01.2019 г. после строки 03 таблица содержит две новые строки 04 и 05. Эти строки заполняют только предприятия, на которых работает от 8 до 25 человек и которые с 2018 года должны соблюдать квоту — иметь в штате не менее одного человека, которому осталось 10 и менее лет до наступления права на пенсию по возрасту.
В строке 04 «Середньооблікова чисельність штатних працівників за звітний рік – усього» отражается среднеучетная численность штатных работников за отчетный год (п. 3.4 Порядка № 271). То есть в строке 04 Информации, представляемой за 2018 год, указывается среднеучетное количество штатных работников, работавших на предприятии в 2018 году.
В строке 05 «Середньооблікова чисельність штатних працівників за звітний рік, яким до настання права на пенсію за віком відповідно до статті 26 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування» залишилося 10 і менше років» отражается среднеучетная численность работников за отчетный год, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со статьей 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет (п. 3.5 Порядка № 271). То есть в строке 05 Информации, представляемой за 2018 год, указывается среднеучетное количество работавших на предприятии в 2018 году работников, которым до пенсии по возрасту осталось 10 и менее лет.
В строке 06 «Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти» отражается численность граждан, которых планируется трудоустроить в текущем году в счет квоты.
Например, если у предприятия, которое обязано выполнять 5%-ную квоту, показатель строки 02 (среднеучетное количество «льготников» в отчетном году) больше показателя строки 03 (квота в отчетном году), то в строке 06 ставится «0» (или прочерк), поскольку в отчетном году квота выполнена. Если же показатель строки 02 меньше показателя строки 03 (квота не выполнена), то в строке 06 необходимо указать разность между ними (количество работников, которых необходимо трудоустроить в 2019 году для выполнения квоты, рассчитанной по результатам 2018 года).[7]
Информация подписывается руководителем (ответственным за представление информации) предприятия с указанием фамилии, инициалов и даты составления. Она подается в центр занятости в бумажном виде.
Рассмотрим на примере выполнение квоты и заполнение формы Информации.
_______________________________________________________________________________
ПРИМЕР
Расчет среднеучетного количества работников и квоты
На предприятии в месяцах 2017 года (год, предшествующий отчетному) среднеучетное количество (численность) штатных работников составляло: в январе – феврале — по 351 человеку, марте — 353 человека, апреле – мае — по 355 человек, июне – августе — по 358 человек, сентябре – ноябре — по 360 человек; декабре — 359 человек.
Среднеучетное количество (численность) штатных работников за 2017 год:
(351 человека х 2 мес. + 353 человека + 355 человек х 2 мес. + 358 человек х 3 мес. + 360 человек х 3 мес. + 359 человек) : 12 мес. = 4278 : 12 = 356,5 (человек)
Округление полученного результата до целых единиц дает 356 человек (согласно пункту 3 приложения к Инструкции № 286 если последняя значимая цифра 5, то ближайшая слева от нее четная цифра остается без изменений: 356,5 ≈ 356). Следовательно, в строке 01 Информации указывается 356 (человек).
В течение месяцев 2018 года среднеучетное количество (численность) «льготников» составляло: в январе – марте — по 14 человек, апреле – июле — по 15 человек, августе – сентябре — по 17 человек, октябре – ноябре — по 16 человек; декабре — 18 человек.
Среднеучетное количество (численность) «льготников» на предприятии в 2018 году:
(14 человек х 3 мес. + 15 человек х 4 мес. + 17 человек х 2 мес. + 16 человек х 2 мес. + 18 человек) : 12 мес. = 186 : 12 = 15,5 (человек)
Округление полученного результата до целых единиц дает 16 человек (согласно пункту 3 приложения к Инструкции № 286 если последняя значимая цифра 5, то ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная: 15,5 ≈ 16). Это количество работников отражается в строке 02 Информации.
Рассчитаем квоту для предприятия в 2018 году исходя из исчисленной выше среднеучетной численности штатных работников на предприятии за 2017 год:
356 (человек) х 5% = 17,8 (человек)
Округление полученного результата до целых единиц дает 18 человек. Это количество работников как квота отражается в строке 03 Информации.
Таким образом, 5%-ная квота для предприятия в 2018 году составила 18 «льготников». Среднеучетное количество (численность) «льготников», трудоустроенных и работавших на предприятии в 2018 году, составило 16 работников, т. е. меньше, чем определено квотой.
Следовательно, предприятие не выполнило норматив по квоте.
Поскольку у предприятия квота не выполнена, то в строке 06 проставляется разность между показателями строк 03 и 02, которая составляет 2 человека (18 – 16) — количество работников, которых необходимо трудоустроить в 2019 году для выполнения квоты, рассчитанной по результатам 2018 года.
В таблице основной части Информации, представляемой за 2018 год, рассчитанные выше показатели отражаются следующим образом:
(Извлечение)
ІНФОРМАЦІЯ
про зайнятість і працевлаштування громадян, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню за 2018 рік
<…>
Назва показників | Код рядка | Кількість осіб |
Середньооблікова чисельність штатних працівників за попередній календарний рік – усього* | 01 | 356 |
Середньооблікова чисельність штатних працівників, що мають додаткові гарантії у сприянні працевлаштуванню відповідно до частини першої статті 14 Закону України “Про зайнятість населення” (крім осіб з інвалідністю), які працювали на умовах повної зайнятості у звітному періоді* | 02 | 16 |
Квота у розмірі 5 % середньооблікової чисельності штатних працівників* | 03 | 18 |
Середньооблікова чисельність штатних працівників за звітний рік – усього** | 04 | – |
Середньооблікова чисельність штатних працівників за звітний рік, яким до настання права на пенсію за віком відповідно до статті 26 Закону України “Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування” залишилося 10 і менше років** | 05 | – |
Чисельність громадян, яких планується працевлаштувати в поточному році у рахунок квоти | 06 | 2 |
<…>
________________________________________________________________________
В вышеприведенном примере рассмотрен случай, когда на предприятии работает больше 20 человек, т. е. когда предприятие обязано выполнять 5%-ную квоту с обязательным заполнением строк 01, 02 и 03 формы Информации, а в случае необходимости дополнительного трудоустройства «льготников» для выполнени квоты — с обязательным заполнением также строки 06, как указано в примере.
Если же на предприятии работает от 8 до 25 человек, то такое предприятие строки 01, 02 и 03 не заполняет, однако обязано заполнить строки 04 и 05. Если у этого предприятия в отчетном году квота не выполнена, т. е. не трудоустроен один работник, которому до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет, то такое предприятие обязано в строке 06 формы Информации указать как минимум одно лицо.
Ответственность работодателей за нетрудоустройство граждан
Ответственность (случаи наложения штрафов) за нарушение законодательства о занятости населения установлена статьей 53 Закона о занятости. Анализ ее норм позволяет сделать вывод, что за невыполнение работодателем в течение года квоты и непредставление (несвоевременное представление) Информации центру занятости ответственность работодателей не предусмотрена.
Однако согласно части 2 статьи 53 Закона о занятости в случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения (в течение 2019 года размер такого штрафа составляет 8346 грн. (2 х 4173 грн.)).
Следовательно, на работодателя могут наложить штраф не за невыполнение квоты, а за необоснованный отказ в трудоустройстве лиц,имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, в случае невыполнения квоты.[8]
Необоснованным может быть признан отказ работодателя в принятии на работу «льготника» по направлению органа ГСЗ. При направлении к работодателю «льготника» орган ГСЗ выдает кандидату на рабочее место направление на трудоустройство, форма которого утверждена приказом Министерства социальной политики Украины от 19.12.2018 г. № 1911. Работодатель, принимая окончательное решение о принятии или об отказе в принятии на работу кандидата, заполняет раздел «Відповідь про прийняте рішення (заповнюється роботодавцем та повертається до центру зайнятості)» направления, в котором в случае отказа в принятии на работу в полях «рішення відстрочено до …» або «відмова особи» должна быть указана причина.7 Именно на обоснованность (уважительный характер причины) отказа в принятии на работу «льготника» необходимо обращать пристальное внимание работодателям (во избежание наложения штрафа), поскольку направление к работодателям кандидатов на работу осуществляется органом ГСЗ, как правило, после тщательного их отбора (с учетом квалификации, знаний, навыков, умений).
Но по большому счету факт необоснованного отказа в трудоустройстве может установить только суд, в который имеют право обратиться граждане, которым отказано в трудоустройстве. Именно поэтому Минсоцполитики в письме от 07.10.2013 г. № 176/021/150-13 на запрос об основаниях привлечения работодателя к ответственности в указанной ситуации сообщило, что в случае необоснованного отказа в принятии на работу кандидат имеет право обжаловать незаконные действия работодателя в судебном порядке. Также в этом письме Минсоцполитики напомнило, что наложение указанного штрафа осуществляется в соответствии с Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509 (далее — Порядок № 509).
Согласно указанному Порядку наложение на работодателей штрафа осуществляется руководителями органов Гоструда или местных органов на основании акта проверки. Постановление о наложении штрафа составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у Гоструда, второй — направляется в течение 3 дней работодателю или выдается его представителю.
Штраф уплачивается работодателем в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем работодатель уведомляет Гоструда. Такое постановление может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.
В соответствии с указанным Порядком наложение на работодателей штрафа осуществляется руководителями органов Гоструда или местных органов на основании акта проверки. Постановление о наложении штрафа направляется работодателю или выдается его представителю (п. 8 Порядка № 509).
Штраф уплачивается работодателем в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель уведомляют Гоструда или ее территориальный орган (п. 9 Порядка № 509). Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано работодателем в судебном порядке (п. 10 Порядка № 509).