В предыдущих номерах журнала текущего года были рассмотрены «стандартные» виды отпусков и порядок их предоставления работникам. Одной из категорий граждан, которым законодательством предусмотрен ряд льгот и компенсаций, являются лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы. Указанным гражданам, работающим по трудовым договорам, предоставляются как «стандартные» отпуска, так и дополнительные отпуска, предусмотренные специальным законодательством. Эти отпуска могут быть оплачиваемыми и без сохранения заработной платы. Какие виды отпусков предоставляются «чернобыльцам»? Какой продолжительности и в каком порядке предоставляются отпуска указанной категории работников? В каких случаях и за счет каких источников они оплачиваются? Каков порядок налогообложения оплаты «чернобыльских» отпусков?
Предоставление отпусков «чернобыльцам»
Законодательным актом, направленным на защиту граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, других ядерных аварий и испытаний, учений с применением ядерного оружия, является Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII (далее — Закон № 796).
Статьей 9 Закона № 796 определены лица, которые считаются пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы. К ним относятся:
- участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — граждане, принимавшие непосредственное участие в ликвидации аварии и ее последствий;
- потерпевшие от Чернобыльской катастрофы — граждане, в т. ч. дети, испытавшие влияние радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы.
Лица, имеющие статус участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (далее — «ликвидаторы»), определены в статье 10 Закона № 796. К ним относятся граждане, которые непосредственно принимали участие в любых работах, связанных с устранением самой аварии, ее последствий в зоне отчуждения в 1986 – 1987 годах независимо от количества рабочих дней, а в 1988 – 1990 годах — не менее 30 календарных дней, в том числе при проведении эвакуации людей и имущества из этой зоны, а также временно направлены или командированы в указанные сроки для выполнения работ в зоне отчуждения, включая военнослужащих, работники государственных, общественных, других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также те, кто работал не менее 14 календарных дней в 1986 году на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве. Перечень этих пунктов определялся решениями правительственной комиссии.
Перечень лиц, потерпевших от Чернобыльской катастрофы, приведен в части первой статьи 11 Закона № 796.
Статус «ликвидаторов» и граждан, потерпевших от Чернобыльской катастрофы, (далее вместе — «чернобыльцы») подтверждается соответственно «Посвідченням учасника ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС» и «Посвідченням особи, яка постраждала внаслідок Чорнобильської катастрофи» («Посвідченням потерпілого від Чорнобильської катастрофи»), выданными согласно Порядку выдачи удостоверений лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 20.01.97 г. № 51, а с 25.07.2018 г. — согласно Порядку выдачи удостоверений лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, и другим категориям граждан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 11.07.2018 г. № 551.
Категории «чернобыльцев»
Выплаты «чернобыльцам» осуществляются в двух направлениях:
— выплаты, связанные с социальной защитой лиц в процессе трудовых отношений с их работодателями (работникам на предприятии), а также выплаты компенсаций и определенных видов помощи;
— выплаты по программам мероприятий социального плана.
С целью установления льгот, в том числе по предоставлению отпусков, и компенсационных выплат статьей 14 Закона № 796 определены четыре категории «чернобыльцев» (см. таблицу ниже). Однако следует учитывать, что с 01.01.2015 г. Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII (далее — Закон № 76) были внесены изменения в Закон Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27.02.91 г. № 791а-XII, которыми исключен абзац пятый части второй статьи 2, т. е. из зон радиоактивного загрязнения исключена зона усиленного радиоэкологического контроля (4 зона). Одновременно Законом № 76 с 01.01.2015 г. из Закона № 796 была исключена статья 23, устанавливавшая компенсации и льготы «чернобыльцам» 4 категории. К последним относятся лица, которые постоянно проживают или постоянно работают или постоянно обучаются на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали или постоянно обучались в этой зоне не менее 4 лет. Поэтому в настоящее время для «чернобыльцев» 4 категории льготы и компенсации (в т. ч. дополнительные отпуска) Законом № 796 не предусмотрены.1
1 См. письма Минсоцполитики от 04.03.2015 г. № 85/13/116-15 и от 23.03.2015 г. № 279/20/112-15.
Основные льготы и компенсационные выплаты для «чернобыльцев» в зависимости от их категории установлены: для 1 категории — статьей 20 Закона № 796; для 2 категории — статьей 21 Закона № 796; для 3 категории — статьей 22 Закона № 796.
Кроме того, статьей 30 Закона № 796 определены льготы и компенсации потерпевшим детям и их родителям.
Таблица
Категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы,
для установления льгот и компенсаций
Категории |
Характеристика |
Категория 1 |
Инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и потерпевших от Чернобыльской катастрофы (статьи 10, 11 и ч. третья ст. 12 Закона № 796), относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью |
Категория 2 |
Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые работали в зоне отчуждения: — с момента аварии до 1 июля 1986 года — независимо от количества рабочих дней; — с 1 июля 1986 года по 31 декабря 1986 года — не менее 5 календарных дней; — в 1987 году — не менее 14 календарных дней, а также потерпевшие от Чернобыльской катастрофы; — эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения (в том числе лица, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, после достижения ими совершеннолетия); — пица, постоянно проживавшие в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении |
Категория 3 |
Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые работали: — в зоне отчуждения с 1 июля 1986 года по 31 декабря 1986 года — от 1 до 5 календарных дней; — в зоне отчуждения в 1987 году — от 1 до 14 календарных дней; — в зоне отчуждения в 1988-1990 годах — не менее 30 календарных дней; — на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве — не менее 14 календарных дней в 1986 году, а также потерпевшие от Чернобыльской катастрофы (не отнесенные к категории 2), которые: — постоянно проживали на территориях зон безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения на день аварии или которые по состоянию на 1 января 1993 года прожили в зоне безусловного (обязательного) отселения не менее 2 лет, а на территории зоны гарантированного добровольного отселения — не менее 3 лет и отселены или самостоятельно переселились с этих территорий; — постоянно проживают или постоянно работают или постоянно обучаются в зонах безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали или постоянно обучались в зоне безусловного (обязательного) отселения не менее 2 лет, а в зоне гарантированного добровольного отселения — не менее 3 лет |
Ежегодный и дополнительный оплачиваемые отпуска «чернобыльцев»
Работники – «чернобыльцы», как и обычные работники, имеют право на ежегодные и прочие виды отпусков, предусмотренные Законом Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках). Каких-либо преференций касательно продолжительности ежегодного отпуска работники–«чернобыльцы» не имеют. Но работники–«чернобыльцы» 1 и 2 категории, а также один из родителей ребенка с инвалидностью (далее — инвалид), пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, или лицо, которое их заменяет, имеют право на использование очередного (ежегодного) отпуска в удобное для них время (п. 22 ч. первой ст. 20, п. 1 ч. первой ст. 21, п. 3 ч. третьей ст. 30 Закона № 796). Поэтому еще на этапе составления графика отпусков, в котором отражается период предоставления ежегодных отпусков, работодатели должны учесть пожелания указанной категории «чернобыльцев».
Работники – «чернобыльцы» 1 и 2 категории, а также один из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, или лицо, которое их заменяет, имеют право на получение дополнительного отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью 14 рабочих дней в год (далее — дополнительный «чернобыльский» отпуск) (п. 22 ч. первой ст. 20, п. 1 ч. первой ст. 21, п. 3 ч. третьей ст. 30 Закона № 796).
Поскольку продолжительность дополнительного «чернобыльского» отпуска Законом № 796 установлена в рабочих днях, а в соответствии со статьей 5 Закона об отпусках продолжительность отпусков рассчитывается в календарных днях, то продолжительность указанного отпуска следует пересчитать в календарные дни по следующей формуле:
Nк.д. = (Nр.д. х 7) / 6,
где: Nк.д. — продолжительность отпуска в календарных днях;
Nр.д. — продолжительность отпуска в рабочих днях;
7 — продолжительность недели в календарных днях;
6 — продолжительность недели в рабочих днях, по которой исчислялась продолжительность отпуска до принятия Закона об отпусках.2
2 См. также письмо Минсоцполитики от 16.07.2012 г. № 3480/1/1-12, письма Минтруда от 12.02.97 г. № 10/2-493, от 14.06.2006 г. № 206/13/116-06.
В результате продолжительность дополнительного отпуска работникам-«чернобыльцам» должна составлять 16 календарных дней (14 р. д. х 7 / 6).
Обращаем внимание, что дополнительный отпуск «чернобыльцам» не относится к ежегодным отпускам (его не следует путать с ежегодными дополнительными отпусками, предусмотренными пунктом 1 части первой статьи 4 Закона об отпусках).3
3 См. письма Минсоцполитики от 11.10.2019 г. № 131/0/205-19, от 10.10.2019 г. № 136/0/205-19 и от 29.08.2016 г. № 584/20/112-16 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2020, стр. 113, № 10/2019, стр. 111, и № 2/2019, стр. 122, а также письма Минтруда от 17.11.2006 г. № 415/13/116-06 и от 10.06.2008 г. № 149/13/116-08.
Возможность предоставления дополнительных (не ежегодных) отпусков, которым является «чернобыльский» отпуск, предусмотрена частью второй статьи 4 Закона об отпусках, согласно которой законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором могут устанавливаться другие виды отпусков.3
3 См. письма Минсоцполитики от 11.10.2019 г. № 131/0/205-19, от 10.10.2019 г. № 136/0/205-19 и от 29.08.2016 г. № 584/20/112-16 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2020, стр. 113, № 10/2019, стр. 111, и № 2/2019, стр. 122, а также письма Минтруда от 17.11.2006 г. № 415/13/116-06 и от 10.06.2008 г. № 149/13/116-08.
Поскольку дополнительный «чернобыльский» отпуск не относится к ежегодным отпускам, то на него не распространяются нормы Закона об отпусках, предусмотренные для ежегодных отпусков. Так, в случае, когда праздничные и нерабочие дни приходятся на время дополнительного «чернобыльского» отпуска, он не продлевается на эти дни, т. е. эти дни включаются в продолжительность «чернобыльского» отпуска и подлежат оплате в порядке, установленном законодательством. Также дополнительный «чернобыльский» отпуск не продлевается (не переносится на другой период), если «чернобылец» во время этого отпуска заболел, что подтверждено листком нетрудоспособности. Кроме того, такой отпуск не подлежит делению на части, он должен быть использован в течение календарного года, а если работник не реализовал свое право на него в текущем году, перенесение его на следующий календарный год не допускается.3
3 См. письма Минсоцполитики от 11.10.2019 г. № 131/0/205-19, от 10.10.2019 г. № 136/0/205-19 и от 29.08.2016 г. № 584/20/112-16 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2020, стр. 113, № 10/2019, стр. 111, и № 2/2019, стр. 122, а также письма Минтруда от 17.11.2006 г. № 415/13/116-06 и от 10.06.2008 г. № 149/13/116-08.
Дополнительный отпуск для «чернобыльцев», в отличие от ежегодных отпусков, не связан с рабочим процессом и предоставляется независимо от времени работы на предприятии.4
4 См. также письмо Минсоцполитики от 29.08.2016 г. № 584/20/112-16 и письмо Минтруда от 18.05.2011 г. № 164/13/116-11 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2019, стр. 122, и № 4/2011, стр. 124.
Например, если «чернобылец» был принят на работу в начале календарного года и уже в первый месяц работы решил использовать дополнительный «чернобыльский» отпуск, то это возможно. К такому отпуску не может быть применено ограничение, предусмотренное частью пятой статьи 10 Закона об отпусках, согласно которому право работника на ежегодные основной и дополнительные отпуска полной продолжительности в первый год работы наступает после окончания 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. Поэтому в согласованные с руководителем сроки работнику может быть предоставлен дополнительный «чернобыльский» отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 16 календарных дней до окончания 6 месяцев непрерывной работы на этом предприятии.
Дополнительный «чернобыльский» отпуск является гарантированной государственной льготой для «чернобыльцев», поэтому работодатель обязан обеспечить право этой категории работников на такой отпуск на протяжении календарного года.
В случае если дополнительный отпуск предоставляется «чернобыльцу» в конце текущего года, и его часть приходится на начало следующего календарного года (например, начинается в конце 2020 года, а заканчивается в начале 2021 года), то такой дополнительный отпуск будет считаться отпуском за текущий календарный год (за 2020 год). А в следующем календарном году (в 2021 году) «чернобылец» будет иметь право на дополнительный «чернобыльский» отпуск полной продолжительности.5
5 См. также письмо Минтруда от 14.06.2006 г. № 206/13/116-06.
Если же «чернобылец» не воспользовался своим правом на дополнительный отпуск в текущем году, то при увольнении ему не выплачивается денежная компенсация за такой неиспользованный отпуск, поскольку денежная компенсация согласно статье 24 Закона об отпусках выплачивается только за не использованные дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей.6
6 См. письма Минсоцполитики от 11.10.2019 г. № 131/0/205-19, от 29.08.2016 г. № 584/20/112-16 и статью «Денежная компенсация за неиспользованный отпуск» в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2020, стр. 113, № 2/2019, стр. 122, и № 6/2020, стр. 76, а также письмо Минтруда от 18.06.2007 г. № 150/13/133-07.
Обращаем внимание, что исходя из нормы пункта 5 Порядка использования денежных средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.09.2005 г. № 936 (далее — Порядок № 936), дополнительный «чернобыльский» отпуск предоставляется только по основному месту работы, поэтому по месту работы по совместительству такой отпуск не предоставляется. В то же время если по основному месту работы женщина находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и одновременно изъявила желание приступить к работе на условиях неполного рабочего времени по должности (профессии), по которой она работала до отпуска и которая сохраняется за ней на период пребывания в таком отпуске, заключение отдельного трудового договора по совместительству законодательством не предусмотрено. При таких условиях работница имеет право на дополнительный «чернобыльский» отпуск.7
7 См. также письмо Минтруда от 10.06.2008 г. № 149/13/116-08.
Поскольку дополнительный «чернобыльский» отпуск предусмотрен законодательством, то его непредоставление «чернобыльцам» является нарушением трудового законодательства, за которое на работодателя (при неустранении нарушения в установленный предписанием Гоструда срок) может быть наложен штраф в размере минимальной заработной платы на основании абзаца девятого части второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины, а на виновных должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, предусмотренный статьей 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Оплата дополнительного «чернобыльского» отпуска
Во исполнение норм Закона № 796 принят ряд нормативно-правовых документов, регулирующих процедуру предоставления льгот и компенсационных выплат «чернобыльцам».
Одним из таких документов является Порядок № 936, в соответствии с которым главным распорядителем бюджетных денежных средств, направляемых на «чернобыльские» выплаты, является Министерство социальной политики Украины (далее — Минсоцполитики).
В пункте 4 Порядка № 936 приведен перечень компенсаций и помощи, предусмотренных Законом № 796, которые выплачиваются органами социальной защиты населения (далее — органы соцзащиты).
Согласно подпунктам 9 и 10 пункта 4 Порядка № 936 органы соцзащиты за счет денежных средств государственного бюджета обеспечивают, в частности, оплату:
— дополнительного отпуска гражданам продолжительностью 14 рабочих дней (16 календарных дней) в соответствии с пунктом 22 части первой статьи 20, пунктом 1 части первой статьи 21, пунктом 3 части третьей статьи 30 Закона № 796 (т. е. дополнительного «чернобыльского» отпуска);
— разницы между продолжительностью ежегодного отпуска, предоставляемого в соответствии со статьей 47 Закона № 796, и продолжительностью ежегодного отпуска, предоставляемого в соответствии с Законом об отпусках или другими законами гражданам, работающим (находящимся в командировке) на территории зон радиоактивного загрязнения.
Пунктом 5 Порядка № 936 определено, что социальные выплаты, доплаты (пособия), предусмотренные подпунктами 6 – 13 пункта 4 этого Порядка, проводятся по месту основной работы (службы) граждан предприятиями, учреждениями, организациями, воинскими частями и физическими лицами – предпринимателями (далее — предприятия) в соответствии с расчетными данными, представленными в орган соцзащиты по форме, утвержденной Минсоцполитики.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 936 предприятия регистрируются органом соцзащиты, для чего не позднее чем за два месяца до начала каждого бюджетного года (т. е не позднее 1 ноября) подают сведения о предприятии с определением количества пострадавших лиц по категориям получателей компенсаций и помощи определенных видов и количества граждан, работающих на территориях радиоактивного загрязнения, по форме, утвержденной приказом Минсоцполитики от 22.06.2018 г. № 928 (далее — Приказ № 928), списки граждан с указанием фамилии, имени и отчества, категории, серии и номера удостоверения, места жительства (пребывания), идентификационного номера. График отпусков граждан и расчет расходов для дополнительного «чернобыльского» отпуска на следующий бюджетный год подаются предприятием в орган соцзащиты вместе с указанными сведениями.
В случае изменения указанных сведений и списков граждан предприятие уведомляет в течение 20 дней следующего месяца о таких изменениях соответствующих распорядителей денежных средств.
До 25 числа месяца, за который осуществляется начисление, предприятия представляют в орган соцзащиты документы о расчетных расходах, связанных с выплатой компенсаций и помощи определенных видов, по форме, утвержденной Приказом № 928, и реестр получателей компенсационных выплат и помощи определенных видов, где указываются фамилия, имя и отчество, категория, номер удостоверения, идентификационный номер, сведения о начисленных выплатах, сумма компенсаций и вид помощи. Руководители предприятий несут персональную ответственность за своевременность представления расчетных документов в орган соцзащиты и правильность назначения и начисления компенсационных выплат и помощи определенных видов.
Орган соцзащиты проверяет, регистрирует, отражает в учете расчеты и подает органам Казначейства платежные документы для осуществления соответствующих расходов, которые осуществляются в установленном законодательством порядке.
Полученную информацию, представленную предприятиями, подразделения органа соцзащиты в случае необходимости сверяют касательно правомерности начисления выплат и компенсаций с отделами персонифицированного учета.
Таким образом, начисление и выплата отпускных за период дополнительного «чернобыльского» отпуска осуществляется «чернобыльцам» только по основному месту работы. При этом работодатели, у которых работают «чернобыльцы» 1 и 2 категории, а также один из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, или лицо, которое их заменяет, за 2 месяца до начала нового календарного (бюджетного) года должны представить в орган соцзащиты график отпусков указанных работников и расчет расходов по их дополнительным «чернобыльским» отпускам на следующий год вместе со сведениями о предприятии (п. 6 Порядка № 936). Затем до 25 числа месяца, за который указанным лицам начисляются «чернобыльские» отпускные, работодатели должны представить органу соцзащиты данные о расчетных расходах (отпускные и начисленный на них единый социальный взнос) и реестр получателей отпускных с указанием вышеперечисленных данных по каждому «чернобыльцу». После проверки и регистрации этих документов орган соцзащиты передает данные о надлежащих к выплате суммах в орган Казначейства, который должен перечислить денежные средства на работодателю для выплаты отпускных «чернобыльцам».8
8 См. письмо Минсоцполитики от 10.10.2019 г. № 136/0/205-19 в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2019, стр. 111, и письмо Минсоцполитики от 23.03.2015 г. № 279/20/112-15.
Минсоцполитики настаивает8 на том, что Порядком № 936 не предусмотрено возмещение расходов предприятий, связанных с уже проведенной ими за свой счет оплатой отпусков «чернобыльцам», т. е. предприятие обязано выплатить «чернобыльцам» суммы, полученные от Казначейства. По нашему мнению, ни Закон № 796, ни Порядок № 936 не запрещают работодателю выплатить отпускные «чернобыльцу» за счет собственных денежных средств, а потом получить их компенсацию из бюджета.
Если «чернобылец» был принял на работу в начале или середине календарного года, а до этого работодатель не был зарегистрирован в органе соцзащиты и соответственно не представлял сведения о «чернобыльцах» органу соцзащиты для получения компенсаций, то работодатель должен пройти указанную регистрацию и подать соответствующие сведения о таком «чернобыльце» органу соцзащиты для получения от него денежных средств в качестве компенсации расходов на оплату «чернобыльского» отпуска.
При предоставлении и оплате дополнительного «чернобыльского» отпуска работодателям необходимо также учитывать, что этот отпуск может быть предоставлен и оплачен «чернобыльцу» за счет госбюджета только один раз в течение соответствующего календарного года. Если работник уже воспользовался своим правом на получение указанного отпуска в текущем году (например, на предыдущем месте работы), то такой отпуск не может быть ему предоставлен и оплачен повторно (на новом месте работы) в течение этого же календарного года.9
9 См. письмо Минсоцполитики от 11.10.2019 г. № 131/0/205-19 в журнале «Все о труде и зарплате» № 2/2020, стр. 113.
Если же работник имеет право на дополнительный «чернобыльский» отпуск по двум основаниям, предусмотренным Законом № 796, то ему могут быть предоставлены два таких отпуска в течение одного календарного года. Например, «чернобылец» 1 категории, у которого ребенок-инвалид, инвалидность которого связана с Чернобыльской катастрофой, имеет право на дополнительный «чернобыльский» отпуск по двум основаниям:
1 — как «чернобылец» 1 категории — участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (п. 22 ч. первой ст. 20 Закона № 796);
2 — как отец, воспитывающий ребенка-инвалида, инвалидность которого связана с Чернобыльской катастрофой (п. 3 ч. третьей ст. 30 Закона № 796).10
10 См. также письмо Минсоцполитики от 24.10.2011 г. № 310/13/133-11.
Для получения дополнительного «чернобыльского» отпуска как отец, воспитывающий ребенка-инвалида, инвалидность которого связана с Чернобыльской катастрофой, кроме заявления о предоставлении отпуска, работник должен предоставить работодателю справку с места работы матери ребенка о том, что она таким отпуском в этом календарном году не пользовалась, поскольку указанный отпуск предоставляется только одному из родителей ребенка-инвалида.10
10 См. также письмо Минсоцполитики от 24.10.2011 г. № 310/13/133-11.
Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы для «чернобыльцев»
Для «чернобыльцев» 3 категории предусмотрено ежегодное предоставление отпуска продолжительностью до 14 рабочих (16 календарных) дней без сохранения заработной платы — одному из родителей, имеющих несовершеннолетних детей и проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения (п. 3 ч. первой ст. 22 Закона № 796).
Законодательство (в том числе Закон № 796, Порядок № 936, Закон об отпусках) не содержит нормы о том, что указанный неоплачиваемый отпуск предоставляется только по месту основной работы, поэтому можно сделать вывод, что по совместительству указанный отпуск также может быть предоставлен, но только один раз в течение календарного года.
Ежегодный отпуск лиц, работающих на территориях
радиоактивного загрязнения
Согласно статье 47 Закона № 796 работникам, которые работают (находятся в командировке) на территориях радиоактивного загрязнения, предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью пропорционально отработанному на этих территориях времени:
— в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения — 44 календарных дня. Общая продолжительность отпуска не должна превышать 56 календарных дней;
— в зоне гарантированного добровольного отселения — 37 календарных дней. Общая продолжительность отпуска не должна превышать 49 календарных дней.
Указанные отпуска предоставляются без учета дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством Украины.
Во всех случаях продолжительность ежегодного отпуска не должна быть меньше предусмотренной законодательством Украины для любой категории работников (т. е. не должна быть меньше 24 календарных дней за отработанный рабочий год). За работниками, получающими отпуск бо́льшей продолжительности (по другим основаниям), сохраняется бо́льшая продолжительность отпуска.
Учитывая, что рассматриваемый отпуск определен статьей 47 Закона № 796 как ежегодный, то на него распространяются все нормы Закона об отпусках, предусмотренные для ежегодных отпусков (в т. ч. по делению, перенесению на другой период, выплате денежной компенсации при увольнении и т. п.).
Поскольку право работника на ежегодный основной отпуск полной продолжительности в первый год работы наступает после окончания 6 месяцев непрерывной работы на данном предприятии (ч. пятая ст. 10 Закона об отпусках), то работник, работающий, например, в зоне гарантированного добровольного отселения, после 6 месяцев работы имеет право на ежегодный отпуск продолжительностью 37 календарных дней. Ежегодные отпуска за второй и последующие годы работы могут быть предоставлены ему в любое время соответствующего рабочего года.
Что касается финансирования ежегодного отпуска, предоставляемого работникам, работающим (находящимся в командировке) на территориях радиоактивного загрязнения, то, как указано в подпункте 10 пункта 4 Порядка № 936, органы соцзащиты компенсируют только ту часть указанного ежегодного отпуска, которая превышает продолжительность ежегодного отпуска, установленную Законом об отпусках или другими законами.
Например, если в соответствии со статьей 47 Закона № 796 работник имеет право на ежегодный отпуск продолжительностью 37 к. д. (работа в зоне гарантированного добровольного отселения), а в соответствии с Законом об отпусках продолжительность его отпуска составляет 24 к. д., то за счет работодателя будет оплачиваться ежегодный отпуск продолжительностью 24 к. д., а орган соцзащиты за счет денежных средств госбюджета оплачивает оставшиеся 13 (37 – 24) к. д. отпуска.
При этом во избежание недоразумений с органами соцзащиты 13 к. д. отпуска, которые возмещаются за счет госбюджета, целесообразно использовать в соответствующем рабочем году и в полном объеме, то есть эти дни не рекомендуется использовать частями и переносить на другой период, а 24 к. д. отпуска могут использоваться частями и переноситься на другой период (в случае необходимости).11
11 См. письмо Минтруда от 08.06.2012 г. № 186/13/133-12 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2012, стр. 122.
Если работник по каким-то причинам не использовал ежегодный отпуск за несколько предыдущих лет (в т. ч. 13 к. д. ежегодного отпуска, которые возмещаются за счет госбюджета), он имеет право использовать их, а при увольнении, независимо от оснований, ему должна быть выплачена компенсация за все неиспользованные дни ежегодных отпусков.11
11 См. письмо Минтруда от 08.06.2012 г. № 186/13/133-12 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2012, стр. 122.
Если согласно статье 47 Закона № 796 работник имеет право на ежегодный основной отпуск продолжительностью 44 к. д. (работа в зоне отчуждения), а согласно Закону об отпусках — продолжительностью 24 к. д., и при этом он согласно коллективному договору имеет право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда продолжительностью 7 к. д., то за счет работодателя оплачивается 24 к. д. ежегодного основного отпуска, а орган соцзащиты оплачивает оставшиеся 20 (44 – 24) к. д. этого отпуска.11 Ежегодный дополнительный отпуск (7 к. д.) работника оплачивает работодатель.
Исчисление суммы отпускных
Как и за период любого другого оплачиваемого отпуска, средняя заработная плата для оплаты дополнительного «чернобыльского» отпуска, ежегодного отпуска лиц, работающих в «чернобыльской» зоне, рассчитывается в соответствии с нормами Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100, в общеустановленном порядке.12
12 См. статью «Новшества в Порядке исчисления средней заработной платы» в этом номере и статью «Порядок начисления и выплаты отпускных» в журнале «Все о труде и зарплате» № 4/2020, стр. 28.
Налогообложение «чернобыльских» отпускных
1. Налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военный сбор.
В соответствии с подпунктом 14.1.48 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) для целей раздела IV НКУ, т. е. для целей обложения НДФЛ, заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.
Если оплата отпусков предусмотрена законодательством, то такая оплата является гарантийной выплатой, которая относится к дополнительной заработной плате (ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда»).
В соответствии с пунктом 3.12 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5), не относятся к ФОТ выплаты в установленном размере лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, кроме указанных в пп. 2.2.1 и 2.2.12 Инструкции № 5. Подпунктом 2.2.12 Инструкции № 5 установлено, что оплата ежегодных отпусков и дополнительных отпусков, предоставляемых в соответствии с Законом № 796, включается в дополнительную заработную плату.
Следовательно, оплата лицам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения, ежегодных отпусков (в т. ч. в виде разницы, возмещаемой органами соцзащиты), оплата дополнительного «чернобыльского» отпуска в составе дополнительной заработной платы облагаются НДФЛ13 и военным сбором с отражением в разделе І Налогового расчета ф. № 1ДФ с признаком дохода «101».
13 См. письмо ГФСУ от 29.09.2016 г. № 21108/6/99-99-13-02-03-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2017, стр. 117, и письмо ГНАУ от 14.08.2008 г. № 6016/Я/17-0714, № 16544/7/17-0717.
2. Единый социальный взнос (далее — ЕСВ).
Пунктом 7 раздела I Перечня видов выплат, которые осуществляются за счет денежных средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.2010 г. № 1170, предусмотрено, что выплаты в установленном размере лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы (кроме, в частности, оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых в соответствии с Законом № 796), не являются базой начисления ЕСВ.
Следовательно, оплата ежегодных и дополнительных отпусков, предоставляемых в соответствии с Законом № 796, является базой начисления ЕСВ.14
14 См. также письмо ГФСУ от 29.09.2016 г. № 21108/6/99-99-13-02-03-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2017, стр. 117, и письмо ПФУ от 03.01.2012 г. № 33/03-20.
Если работодатель начислил «чернобыльские» отпускные и выплатил их за свой счет (не дожидаясь финансирования от органа соцзащиты), то НДФЛ, военный сбор и ЕСВ уплачиваются при выплате таких отпускных. Если работодатель начислил «чернобыльские» отпускные, а их выплату осуществляет после поступления финансирования от органа соцзащиты, то ЕСВ уплачивается работодателем не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем начисления отпускных (ч. 8 ст. 9 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»), а НДФЛ и военный сбор уплачиваются при выплате полученных из госбюджета денежных средств работникам (пп. 168.1.2 НКУ).15
15 См. консультации «Уплата НДФЛ с «чернобыльских» отпускных, если денежные средства для их выплаты перечисляются органом соцзащиты с опозданием» и «Срок уплаты единого взноса с «чернобыльских» отпускных, если средства на их выплату поступают из госбюджета в следующих месяцах» должностных лиц ГФСУ в журнале «Все о труде и зарплате» № 12/2013, стр. 99, и № 6/2014, стр. 112.
В бухгалтерском учете денежные средства, поступающие предприятию от органа соцзащиты для возмещения расходов на «чернобыльские» отпускные (вместе с ЕСВ), отражаются на счете 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» и не включаются ни в состав доходов, ни в состав расходов (если не было выплаты отпускных «чернобыльцам» предприятием за свой счет ранее).