Приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Обобщающих налоговых консультаций» от 26.04.2019 г. № 181
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
ПРИКАЗ
от 26.04.2019 г. № 181
Об утверждении Обобщающих налоговых консультаций
(Извлечение)
В соответствии с пунктом 52.6 статьи 52 главы 3 раздела II Налогового кодекса Украины и Порядком предоставления обобщающих налоговых консультаций, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 27 сентября 2017 года № 811, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 октября 2017 года под № 1266/31134, приказываю:
1. Утвердить Обобщающие налоговые консультации:
относительно обложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором суммы дохода, выплаченного работодателем работнику за товары (работы, услуги), приобретенные таким работником за счет собственных наличных денежных средств, которая прилагается;
<…>.
2. Департаменту налоговой политики и Департаменту обеспечения коммуникаций и организационно-аналитической работы в установленном порядке обеспечить обнародование этого приказа на официальном веб-сайте Министерства финансов Украины.
3. Налоговые консультации применять в части, которая не противоречит обобщающим налоговым консультациям, утвержденным этим приказом.
4. И. о. Председателя Государственной фискальной службы Украины Власову А. С. довести этот приказ до сведения соответствующих подразделений Государственной фискальной службы Украины и территориальных органов Государственной фискальной службы Украины.
5. Контроль за выполнением этого приказа оставляю за собой и возлагаю на и. о. Председателя Государственной фискальной службы Украины Власова А. С.
Министр О. Маркарова
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства финансов Украины
26 апреля 2019 года № 181
Обобщающая налоговая консультация относительно обложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором суммы дохода, выплаченного работодателем работнику за товары (работы, услуги), которые были приобретены таким работником за счет собственных наличных денежных средств
Вопрос:
Включаются ли в состав налогооблагаемого дохода и подлежат ли налогообложению налогом на доходы физических лиц и военным сбором суммы дохода, выплаченные работодателем работнику за товары (работы, услуги), приобретенные таким работником за счет собственных наличных денежных средств?
Ответ:
Об установлении работодателем трудовых обязанностей работника
Согласно подпункту 14.1.195 пункта 14.1 статьи 14 раздела I Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) работник — физическое лицо, которое непосредственно собственным трудом выполняет трудовую функцию согласно заключенному с работодателем трудовому договору (контракту) в соответствии с законом.
Правовые основы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду определяет Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ).
В соответствии со статьей 21 КЗоТ особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения контракта определяется законами Украины.
До начала работы по заключенному трудовому договору собственник или уполномоченный им орган обязан, в частности, разъяснить работнику его права и обязанности и проинформировать под подпись об условиях труда (пункт 1 статьи 29 КЗоТ). Работник должен выполнять порученную ему работу лично и не имеет права перепоручать ее выполнение другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Собственник или уполномоченный им орган не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (статьи 30, 31 КЗоТ).
Следовательно, в случае, если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется в рамках трудовых обязанностей работника, то независимо от того, выданы денежные средства под отчет, или израсходованы с этой целью собственные денежные средства работника, которые потом возмещены работодателем, такие отношения следует рассматривать с учетом требований законодательства о труде.
О подтверждении факта совершения хозяйственных операций
Согласно статье 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.
В соответствии со статьей 9 указанного Закона основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.
В случае приобретения работником за собственные наличные денежные средства или с использованием собственных платежных карточек товаров для нужд предприятия, использования собственных денежных средств в командировке в бухгалтерскую службу подается в определенные законодательством сроки Отчет об использовании денежных средств, выданных на командировку или под отчет, форма и Порядок составления которого утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.09.2015 г. № 841 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 10.03.2016 г. № 350).
Если руководитель предприятия подтвердил целесообразность и обоснованность осуществленных работником расходов и утвердил указанный Отчет, бухгалтерская служба в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291, отражает в бухгалтерском учете обязательство перед подотчетным лицом, признанное предприятием, по кредиту субсчета 372 «Расчеты с подотчетными лицами» счета 37 «Расчеты с разными дебиторами».
Учитывая изложенное, при соблюдении вышеприведенных требований о подтверждении работодателем целесообразности и обоснованности осуществленных работником расходов в связи с выполнением порученной ему работы (трудовой функции), выплаченная сумма компенсации за приобретенные товары (работы, услуги) за счет собственных денежных средств в пользу работодателя не является доходом для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и военным сбором.
И. о. директора Департамента налоговой политики Л. Максименко
____________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Вышеприведенная Обобщающая налоговая консультация Минфина фактически повторяет все выводы, сделанные Минфином в письме от 26.02.2019 г. № 11220-16-63/5675 (далее — Письмо Минфина № 11220; см. ВТЗ № 4/2019, стр. 113), которое является ответом на запрос ГФСУ. Но хорошо то, что Минфин не ограничился только письмом для ГФСУ, а приказом утвердил именно Обобщающую налоговую консультацию (далее — ОНК № 181), поскольку вопросы, рассмотренные в ней, касаются почти всех работодателей. Издание Минфином ОНК № 181 поставило точку в вопросе, необходимо ли облагать НДФЛ и военным сбором денежные средства, выплачиваемые работодателем работнику в качестве компенсации за приобретенные им за свой счет товары для нужд работодателя (далее — компенсация).
Благодаря появлению ОНК № 181 работодатели в случае получения от ГФСУ «фискальных» ИНК с выводом о необходимости налогообложения компенсации могут их игнорировать, поскольку в соответствии с пунктом 53.1 статьи 53 НКУ в случае если положения индивидуальной налоговой консультации противоречат положениям обобщающей налоговой консультации, применяются положения обобщающей налоговой консультации.
Учитывая позицию Минфина, ГФСУ изменила свою «тактику» в вопросе налогообложения компенсации, о чем свидетельствует появление ИНК ГФСУ от 21.03.2019 г. № 1143/6/99-99-13-02-03-15/ІПК (см. ВТЗ № 4/2019, стр. 116). Теперь налоговики при проверках будут внимательно следить за тем, входило ли в трудовые обязанности (функции) работника приобретение товаров для нужд предприятия, подавал ли работник авансовый отчет, подтвердил ли работодатель целесообразность и обоснованность осуществленных работником расходов, утвердил ли руководитель авансовый отчет работника. Поэтому работодатели во избежание налогообложения компенсации, на чем могут настаивать налоговики при проверках, должны провести мероприятия, о которых мы подробно рассказали в комментарии к Письму Минфина № 11220 (см. ВТЗ № 4/2019, стр. 115).