Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины «Об ответственности страхователей за неуплату единого социального взноса» от 05.09.2018 г. № 3852/6/99-99-13-02-01-15/ІПК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
от 05.09.2018 г. № 3852/6/99-99-13-02-01-15/ІПК
Об ответственности страхователей за неуплату единого социального взноса
Государственная фискальная служба Украины в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) рассмотрела обращение относительно применения законодательства по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый взнос) и в пределах компетенции сообщает следующее.
Отношения в сфере государственной политики по администрированию единого взноса регулируются исключительно Законом Украины от 08 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464).
Частью первой статьи 4 Закона № 2464 определено, что плательщиками единого взноса являются, в частности, работодатели.
Плательщик единого взноса обязан своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос; подавать отчетность в орган доходов и сборов по основному месту учета плательщика единого взноса в сроки, порядке установленными законодательством (пункты 1, 4 части второй статьи 6 Закона № 2464).
Частью восьмой статьи 9 Закона № 2464 определено, что плательщики единого взноса, кроме плательщиков, указанных в пунктах 4, 5, 5-1 части первой статьи 4 этого Закона, обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца, кроме горных предприятий, которые обязаны, уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 28 числа следующего месяца.
При этом плательщики, указанные в пункте 1 части первой статьи 4 этого Закона, при каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется единый взнос, одновременно с выдачей указанных сумм обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты единый взнос в размере, установленном для таких плательщиков (авансовые платежи). Исключением являются случаи, если взнос, начисленный на эти выплаты, уже уплачен в вышеуказанные сроки, или по результатам сверки плательщика с органом доходов и сборов за плательщиком признана переплата единого взноса, сумма которой превышает сумму взноса, подлежащего уплате, или равна ей.
Согласно части двенадцатой статьи 9 Закона № 2464 единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика.
Днем уплаты единого взноса считается в случае перечисления сумм единого взноса со счета плательщика на соответствующие счета органа доходов и сборов — день списания банком или центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, суммы платежа со счета плательщика независимо от времени ее зачисления на счет органа доходов и сборов (пункт 1 части десятой статьи 9 Закона № 2464).
В результате уплаты единого взноса на несоответствующий счет возникает недоимка.
Сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные Законом № 2464, является недоимкой и взыскивается с начислением пени и применением штрафов.
За неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм (пункт 2 части одиннадцатой статьи 25 Закона № 2464).
Кроме того, на сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,1 процента суммы недоимки за каждый день просрочки платежа (часть десятая статьи 25 Закона № 2464).
Частью шестой статьи 25 Закона № 2464 предусмотрено, что в случае если плательщик имеет неуплаченную сумму недоимки, штрафов и пени, уплаченные им суммы единого взноса засчитываются в счет уплаты недоимки, штрафов и пени в порядке календарной очередности их возникновения.
Согласно части шестнадцатой статьи 25 Закона № 2464 срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и пени не применяется.
Льготы по неприменению штрафных санкций в случае уплаты единого взноса на несоответствующие счета действующим законодательством не предусмотрены.
Единый взнос независимо от администратора средствами программного обеспечения автоматически распределяется Государственной казначейской службой Украины по видам общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с определенными пропорциями и перечисляется по назначению — на счета, открытые в Государственной казначейской службе на имя фондов общеобязательного государственного социального страхования и пенсионного страхования.
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2014 года № 675 «Об утверждении пропорций распределения единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (с изменениями) сумма единого взноса, уплачиваемого плательщиками, указанными, в частности, в пункте 4 части первой статьи 4 Закона № 2464, распределяется между фондами общеобязательного государственного социального страхования и пенсионного страхования.
Следовательно, в результате уплаты единого взноса на ненадлежащий счет происходит неверное распределение сумм единого взноса между фондами общеобязательного государственного социального страхования и пенсионного страхования, что приводит к недополучению указанного взноса фондами социального или пенсионного страхования.
Согласно пункту 52.2 статьи 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
_____________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: В вышеприведенной консультации ГФСУ пытается подменить понятия. Она утверждает, что «льготы по неприменению штрафных санкций в случае уплаты единого взноса на несоответствующие счета действующим законодательством не предусмотрены». Но ГФСУ умалчивает о том, что действующим законодательством (в частности, Законом № 2464) не предусмотрены штрафные санкции в случае уплаты ЕСВ на несоответствующие счета. То есть если плательщик уплатил ЕСВ, о чем указано в платежном поручении, но указал в нем неправильный счет 3917 и деньги попали на несоответствующий счет 3719, то это не означает, что плательщик не уплатил ЕСВ и к нему можно применить штрафные санкции.
Как мы сообщали (см. ВТЗ № 3/2018, стр. 7), Верховный Суд в указанной ситуации встал на сторону предприятия и постановлением от 21.02.2018 г. по делу № 813/1008/16 отменил решение органа ГФС о применении к предприятию штрафных санкций и начислении пени за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ. В своем решении ВС отметил, что штрафные санкции применяются в случае неуплаты (неперечисления) или несвоевременной уплаты (несвоевременного перечисления) ЕСВ, а не в случае ошибочно уплаченных сумм ЕСВ на несоответствующий счет. Совершение ошибки при перечислении суммы денежного обязательства должно квалифицироваться как действие, хотя и ошибочное. Следовательно, действия, которые не содержат признаков бездействия налогоплательщика при уплате согласованной суммы денежного обязательства, не могут служить основанием для применения штрафов. Коллегия судей ВС согласилась с выводами судов предыдущих инстанций, что истцом (предприятием) обязательства по уплате ЕСВ выполнены вовремя, в установленные Законом № 2464 сроки для такой оплаты. Ошибка при указании неправильного счета 3719 не может служить основанием для применения к истцу штрафных санкций и начисления пени за несвоевременное перечисление ЕСВ.
От себя добавим, что в этой ситуации плательщик может обратиться в ГНСУ (правопреемник ГФСУ) с соответствующим заявлением о перечислении денежных средств на соответствующий счет 3719.
Напомним, что в соответствии с Порядком зачисления в счет будущих платежей единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование или возврата излишне и/или ошибочно уплаченных денежных средств, утвержденным приказом Минфина от 16.01.2016 г. № 6 (далее — Порядок № 6), возвращение ошибочно уплаченных денежных средств ЕСВ осуществляется, в частности, в случаях:
– ошибочной уплаты сумм ЕСВ на несоответствующий счет 3719. В этом случае плательщиком подается заявление в орган доходов и сборов, на счет которого уплачены денежные средства, по форме, определенной в приложении 1 к Порядку № 6;
– ошибочной уплаты сумм ЕСВ на счет по учету доходов бюджета. В этом случае заявление подается в орган доходов и сборов по месту учета ошибочно уплаченных денежных средств в произвольной форме с указанием суммы и направления возвращения.
Для возврата сумм ЕСВ, ошибочно уплаченных на несоответствующий счет 3719, подразделение органа доходов и сборов оформляет расчетный документ на перечисление денежных средств на соответствующий счет 3719 по заявлению плательщика и передает его для исполнения соответствующему главному управлению Государственной казначейской службы Украины. Последнее перечисляет необходимую сумму по соответствующему виду поступлений.
_________________________________________________________________________