Статьей 43 Конституции Украины определено, что каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Каждый имеет право на заработную плату не ниже определенной законом, а право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом. В целях реализации этих норм Основного Закона в Украине действует несколько законодательных и подзаконных актов, которые устанавливают порядок оплаты труда работников, а также минимальные государственные гарантии в оплате труда. Как регулируется оплата труда в Украине? Как документально на предприятии устанавливается оплата труда? Каковы ее составляющие?
Оплата труда на предприятии: общие положения
Экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, состоящих в трудовых отношениях на основании трудового договора с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и хозяйствования (далее — предприятия), а также с отдельными гражданами, и сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда определяются Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ), Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) и другими нормативно-правовыми актами Украины.
Государственное регулирование оплаты труда
В КЗоТ вопросам оплаты труда посвящена глава VII «Оплата труда» (статьи 94 – 117). Этим документом, нормы которого распространяются на предприятия всех форм собственности и хозяйствования, установлены общие принципы оплаты труда работников, а также минимальные государственные гарантии в оплате труда.1
1 См. статью «Минимальные государственные гарантии в оплате труда» в этом спецвыпуске.
Система организации оплаты труда, структура заработной платы, порядок государственного и договорного регулирования оплаты труда, права работника на оплату труда и механизм их защиты определены Законом об оплате труда, который, как указано в его преамбуле, направлен на обеспечение воспроизводящей и стимулирующей функций заработной платы.
Согласно статье 5 Закона об оплате труда организация оплаты труда осуществляется на основании: законодательных и других нормативных актов; генерального соглашения на национальном уровне; отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений; коллективных договоров; трудовых договоров; грантов.
Статьей 8 Закона об оплате труда определено, что государство осуществляет регулирование оплаты труда работников предприятий всех форм собственности путем установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий, установления условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, которые финансируются или дотируются из бюджета, а также путем налогообложения доходов работников.
Условия и размеры оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета (далее — бюджетные учреждения), определяются на основании актов Кабинета Министров Украины в пределах бюджетных ассигнований. Объемы расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений утверждаются одновременно с бюджетом (ст. 8, 13 Закона об оплате труда).
Источником денежных средств на оплату труда работников хозрасчетных предприятий является часть дохода и другие денежные средства, полученные в результате их хозяйственной деятельности. Для бюджетных учреждений источником оплаты труда работников являются денежные средства, выделяемые из соответствующих бюджетов, грантов, а также часть дохода, полученного в результате хозяйственной деятельности и из других источников (ст. 4 Закона об оплате труда).
Договорное регулирование оплаты труда
Договорное регулирование оплаты труда работников предприятий осуществляется на основе системы соглашений, заключаемых на национальном (генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое (межотраслевое) соглашение), территориальном (территориальное соглашение) и локальном (коллективный договор) уровнях в соответствии с законами (ст. 14 Закона об оплате труда).
Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений с целью содействия регулированию трудовых отношений и социально-экономических интересов работников и работодателей определяет Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII (далее — Закон о колдоговорах).
Статьей 5 этого Закона о колдоговорах установлено, что условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с действующим законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются, и сторон, которые их заключили. Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, являются недействительными, и запрещается включать их в договоры и соглашения. Запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
В соответствии со статьей 7 Закона о колдоговорах и статьей 13 КЗоТ в коллективном договоре предприятия устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:
– нормирования и оплаты труда, установления формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.);
– условий регулирования фондов оплаты труда и установления квалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда.
Согласно статье 97 КЗоТ и статье 15 Закона об оплате труда формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются хозрасчетными предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями. В случае, когда коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство органом. Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются с учетом указанных требований.
Таким образом, избранная система (формы) оплаты труда на предприятии, а также все прочие «зарплатные» аспекты должны быть четко сформулированы и определены в разделе «Оплата труда» коллективного договора, а при его отсутствии — в Положении об оплате труда, утвержденном приказом руководителя предприятия. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 96 КЗоТ системами оплаты труда являются тарифная и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников. Тарифная система оплаты труда включает тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и профессиональные стандарты (квалификационные характеристики). Тарифная система оплаты труда используется для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников — в зависимости от квалификации и по разрядам тарифной сетки.
Статьей 97 КЗоТ определено, что оплата труда работников осуществляется по почасовой, сдельной или другим системам оплаты труда.2
2 Детально о системах и формах оплаты труда на предприятии рассказано в статье «Системы оплаты труда работников» этого спецвыпуска.
Кроме системы (формы) оплаты труда, в разделе «Оплата труда» коллективного договора (в Положении об оплате труда) определяются составляющие заработной платы работников (учитывая структуру заработной платы, установленную в статье 2 Закона об оплате труда), в частности:
– структура основной заработной платы, являющейся вознаграждением за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности), по элементам, из которых она состоит (тарифные ставки (оклады) и сдельные расценки для рабочих и должностные оклады для служащих), а также условия, при которых основная заработная плата работников может быть увеличена или уменьшена, с определением показателей и условий деятельности, при которых это увеличение или уменьшение возможны, и размеров такого увеличения или уменьшения3;
– составляющие, показатели и условия начисления дополнительной заработной платы, являющейся вознаграждением за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда (доплаты, надбавки гарантийные и компенсационные выплаты; премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций)4;
– виды и условия начисления прочих поощрительных и компенсационных выплат, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или осуществляются сверх установленных указанными актами норм (такие выплаты не связаны с выполнением производственных задач и функций).
3 Подробно о порядке изменения размеров заработной платы на предприятии рассказано в статьях «Изменение размеров основной заработной платы работников» и «Изменение размеров дополнительной заработной платы работников» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 5/2020, стр. 8, и № 6/2020, стр. 8.
4 О выплате премий, доплат и надбавок детально идет речь в статье «Выплата премий, доплат и надбавок работникам» этого спецвыпуска.
Оплата труда в штатном расписании предприятия
Кроме отражения в коллективном договоре (Положении об оплате труда), размеры основной заработной платы (тарифные ставки (оклады), должностные оклады) могут быть отражены хозрасчетными предприятиями и в штатном расписании. Также в этом документе могут быть указаны размеры постоянных выплат, относящихся к дополнительной заработной плате (надбавки, доплаты, премии и проч.).
Для бюджетных учреждений основным «зарплатным» документом является штатное расписание. Бюджетные учреждения должны утверждать штатное расписание на каждый календарный (бюджетный) год исходя из норм Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228), поскольку финансирование таких учреждений осуществляется из государственного бюджета, который на каждый год утверждается законом о госбюджете.
Согласно пункту 28 Порядка № 228 распорядители бюджетных денежных средств приводят свои расходы в соответствие с бюджетными ассигнованиями. Для этого численность работников бюджетного учреждения, которая предлагается к утверждению по штатному расписанию, и другие расходы должны быть приведены в соответствие с объемами бюджетных ассигнований таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учреждение функций.
Приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2002 г. № 57 утверждены форма типового штатного расписания бюджетного учреждения и форма штатного расписания для органов государственного управления и местного самоуправления. Указанные формы штатного расписания предусматривают обязательное отражение в них в соответствующих графах:
– названия структурных подразделений и должностей в этих подразделениях;
– количества штатных должностей (с указанием каждой должности);
– размера должностного оклада (по каждой из штатных должностей);
– размеров и названий конкретных надбавок и доплат (по каждой из штатных должностей, при условии, что они должны ежемесячно выплачиваться работникам — в типовом штатном расписании);
– фонда заработной платы на месяц (по каждой из штатных должностей);
– фонда заработной платы на год (по каждой из штатных должностей — в типовом штатном расписании).
Отражение вышеперечисленных сведений в штатном расписании бюджетных учреждений является обязательным, а министерства, другие центральные органы исполнительной власти, утверждая формы этого документа в своей сфере, могут расширять перечень подлежащих отражению в штатном расписании сведений и определять порядок его составления.
Штатные расписания утверждаются ежегодно после принятия закона о госбюджете. В случае изменения размера минимального должностного оклада, который равен прожиточному минимуму для трудоспособных лиц, установленному на 1 января, или минимальной заработной платы утверждаются новые штатные расписания. Самостоятельно вносить изменения в штатное расписание (вводить новые штатные должности, увеличивать размер должностных окладов) бюджетное учреждение не имеет права.
Выплата заработной платы
Исходя из норм статьи 21 КЗоТ работник, заключивший трудовой договор с работодателем, обязуется выполнять работу, определенную этим договором, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату.
В коллективном договоре (Положении об оплате труда) должны быть определены сроки выплаты заработной платы. Работодатель обязан обеспечить своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам.5
5 О порядке и сроках выплаты заработной платы подробно рассказано в статье «Порядок выплаты заработной платы работникам» этого спецвыпуска