Курс гривны по отношению к иностранным валютам изменяется почти каждый банковский день. В течение текущего календарного года курс гривны немного укрепился, но объясняется это значительным притоком инвалюты под покупку гособлигаций, размещенных правительством под огромные проценты. Поскольку привлеченные средства и ранее полученные кредиты уже осенью и зимой придется отдавать, перспективы национальной валюты не такие радужные. Поэтому многие работники задаются вопросом, как можно защитить свою заработную плату от обесценивания. Кто имеет право на получение заработной платы в иностранной валюте? Можно ли сделать «привязку» заработной платы к иностранной валюте? Как определяется сумма налоговых обязательств при выплате заработной платы в иностранной валюте?
Оплата труда в иностранной валюте или в привязке к ней
В Украине экономические, правовые и организационные основы оплаты труда работников, состоящих в трудовых отношениях на основании трудового договора с предприятиями, учреждениями, организациями (далее — предприятия) всех форм собственности и хозяйствования, а также с отдельными гражданами определяются Законом Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда).
Статьей 23 Закона об оплате труда установлено, что заработная плата работников предприятий на территории Украины выплачивается в денежных знаках, имеющих законное обращение на территории Украины.
То есть основной «зарплатный» Закон не ограничивает выплату заработной платы только в национальной валюте Украины, которой согласно статье 99 Конституции Украины и статье 1 Указа Президента Украины от 25.08.96 г. № 762/96 «О денежной реформе в Украине» с 2 сентября 1996 года является гривна.
Что касается других денежных знаков, имеющих законное обращение на территории Украины, то их исчерпывающий перечень ни один из действующих нормативных документов не содержит, поэтому в этом вопросе обратимся к «гражданскому» и специальному законодательству, регулирующему обращение валюты в Украине.
Нормативное регулирование выплаты заработной платы в иностранной валюте
В соответствии со статьей 192 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) законным платежным средством, обязательным к приему по номинальной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины — гривна. Иностранная валюта может использоваться в Украине в случаях и в порядке, установленных законом.
Законодательным актом, который определяет правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений, а также устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства, является Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII (далее — Закон о валюте).
Поскольку нас интересует валюта и все, что с ней связано, обратимся к определениям, приведенным в статье 1 Закона о валюте:
– валютные ценности — национальная валюта (гривна), иностранная валюта и банковские металлы;
– национальная валюта (гривна) — это:
а) денежные знаки денежной единицы Украины — гривны в виде банкнот, монет, в том числе оборотных, памятных и юбилейных монет, и в других формах, которые находятся в обращении и являются законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;
б) денежные средства на счетах в банках и других финансовых учреждениях, выраженные в гривне;
в) электронные деньги, номинированные в гривне;
– иностранная валюта — это:
а) денежные знаки денежных единиц иностранных государств в виде банкнот, казначейских билетов, монет, которые находятся в обращении и являются законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства или группы иностранных государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;
б) денежные средства на счетах в банках и других финансовых учреждениях, выраженные в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных (клиринговых) единицах (в частности в специальных правах заимствования), подлежащие к выплате в иностранной валюте;
в) электронные деньги, номинированные в денежных единицах иностранных государств и (или) банковских металлах;
– валютная операция — операция, имеющая хотя бы один из следующих признаков:
а) операция, связанная с переходом права собственности на валютные ценности и (или) права требования и связанных с этим обязательств, предметом которых являются валютные ценности, между резидентами, нерезидентами, а также резидентами и нерезидентами, кроме операций, осуществляемых между резидентами, если такими валютными ценностями является национальная валюта;
б) торговля валютными ценностями;
в) трансграничный перевод валютных ценностей и трансграничное перемещение валютных ценностей;
– субъекты валютных операций — резиденты и (или) нерезиденты, осуществляющие валютные операции;
– резиденты — это:
а) физические лица (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства), имеющие постоянное место жительства на территории Украины, в том числе те, которые временно находятся за пределами Украины;
б) физические лица – предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины;
в) юридические лица и другие субъекты хозяйствования с местонахождением на территории Украины, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством Украины;
– нерезиденты — это:
а) физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), имеющие постоянное место жительства за пределами Украины, в том числе те, которые временно находятся на территории Украины;
б) юридические лица и другие субъекты хозяйствования с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и действуют в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе те, доли участия в которых принадлежат резидентам;
в) расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и иные официальные представительства, международные организации и их филиалы, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии, а также представительства других организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Украины;
г) обособленные подразделения юридических лиц, указанных в подпункте «в», расположенные за пределами Украины и осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством иностранного государства;
ґ) другие лица, не являющиеся резидентами.
Теперь, вооружившись определениями, обратимся к другим нормам Закона о валюте, разъясняющими, в каких случаях и как можно использовать валютные ценности, в частности иностранную валюту, а также кто может проводить валютные операции.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о валюте гривна является единственным законным платежным средством в Украине с учетом особенностей, установленных частью второй этой статьи, и принимается без ограничений на всей территории Украины для проведения расчетов.
Перечень операций, по которым расчеты могут осуществляться в иностранной валюте (далее — инвалюта), определен в части 2 статьи 5 Закона о валюте. В нем прямо не упоминаются операции по выплате заработной платы работникам (расчеты по оплате труда), но в пункте 6 части 2 статьи 5 Закона о валюте указано, что «инвалютные» расчеты могут осуществляться по прочим операциям, определенным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Частью 4 статьи 5 Закона о валюте определено, что порядок проведения расчетов по валютным операциям определяется Национальным банком Украины (далее — НБУ).
Во исполнение вышеприведенных норм приняты и в настоящее время действуют:
– Положение об осуществлении операций с валютными ценностями, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 2 (далее — Положение № 2);
– Положение о мерах защиты и определение порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 г. № 5 (далее — Положение № 5).
Пункт 27 Положения № 2 содержит несколько расширенный по сравнению с Законом о валюте перечень операций, по которым расчеты могут осуществляться в инвалюте, но в него также прямо не включены операции по выплате заработной платы работникам (расчеты по оплате труда).
В то же время проведение «инвалютных» расчетов с работниками по отдельным видам операций предусмотрено разделом VI «Порядок проведения расчетов по валютным операциям с использованием наличной иностранной валюты» Положения № 2.
Согласно пункту 42 раздела VI Положения № 2 резиденты — юридические лица и физические лица – предприниматели (далее вместе — резиденты), представительства юридических лиц – нерезидентов имеют право осуществлять расчеты по обеспечению расходов на командировку работников за границу, а также расчеты по оплате представительских расходов на организацию официальных мероприятий за границей, с использованием снятой для этих целей с собственных текущих счетов наличной инвалюты.
Морские агенты имеют право осуществлять расчеты в наличной инвалюте или расчеты с использованием дорожных чеков в инвалюте, в частности, по оплате труда членов экипажа, используя для этих целей инвалюту с собственных текущих счетов (п. 44 р. VI Положения № 2).
Дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств в Украине и представительства международных организаций на территории Украины имеют право осуществлять расчеты в наличной инвалюте, полученной с собственных текущих счетов, для оплаты труда (включая доплаты, надбавки, премии, прочие поощрительные и компенсационные выплаты) собственным сотрудникам, если последние не являются гражданами Украины или не проживают в ней постоянно и аккредитованы в Министерстве иностранных дел Украины (далее — МИД) (п. 52 р. VI Положения № 2).
Каких-либо других норм по «инвалютным» расчетам резидентов и нерезидентов со своими работниками ни Закон о валюте, ни Положение № 2 не содержат.
Таким образом, выплачивать заработную плату своим работникам (осуществлять расходы по оплате труда) в инвалюте могут только:
– морские агенты членам экипажа (п. 44 р. VI Положения № 2);
– дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств в Украине и представительства международных организаций на территории Украины собственным сотрудникам, которые не являются гражданами Украины или не проживают в ней постоянно и аккредитованы в МИД Украины (п. 52 р. VI Положения № 2).
Что касается выплаты заработной платы резидентами (не морскими агентами) своим работникам, в том числе нерезидентам (иностранцам), в инвалюте, то действующее законодательство это не разрешает (фактически запрещает).
Использование иностранной валюты с текущих счетов
Порядок приобретения банком инвалюты для своих клиентов и использования резидентами и нерезидентами инвалюты с текущих счетов определен Положением № 5, в частности его разделами V «Особенности осуществления отдельных текущих валютных операций и покупки иностранной валюты для их осуществления» и X «Условия, порядок, особенности осуществления операций по текущим счетам клиентов банков».
Согласно пункту 56 раздела V Положения № 5 банк осуществляет покупку инвалюты клиентам-резидентам (юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям) с целью ее перевода для отдельных текущих неторговых операций при условии документального подтверждения расходов, осуществляемых клиентом, в частности, на командировки за пределы Украины.
В соответствии с пунктом 109 раздела Х Положения № 5 по текущим счетам в инвалюте субъектов хозяйствования – резидентов осуществляются операции, не противоречащие требованиям законодательства Украины, в частности:
– по выплате/возврату денежных средств на командировку за границу;
– по переводу денежных средств за границу за обучение, за участие в конференциях, выставках;
– по переводу денежных средств за границу на имя физических лиц, которые временно находятся за пределами Украины в долгосрочной командировке или обучаются, как оплата труда или стипендия;
Вышеуказанные операции разрешены и с текущих счетов в инвалюте юридических лиц – нерезидентов (пп. 16 п. 127 р. Х Положения № 5).
По текущим счетам в инвалюте обособленных подразделений юридических лиц – резидентов осуществляются операции, в частности, по переводу денежных средств на оплату расходов на служебные командировки за границу своих работников (пп. 3 п. 111 р. Х Положения № 5).
Согласно пункту 64 раздела V и пунктам 122, 126 раздела Х Положения № 5 банк осуществляет покупку инвалюты постоянным представительствам юридических лиц – нерезидентов и международных организаций, представляющих их интересы в Украине, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность нерезидентов, деятельность международных организаций на территории Украины (далее — постоянные представительства), а последние используют инвалюту со своего текущего счета в инвалюте исключительно для операций, в частности:
– по оплате расходов, связанных с командировкой за пределы Украины, при условии документального подтверждения расчета расходов;
– по оплате участия в международных симпозиумах, семинарах, конференциях, выставках и спортивных мероприятиях при условии наличия соответствующих документов, подтверждающих необходимость осуществления указанной оплаты.
В соответствии с пунктом 65 раздела V и пунктами 124, 125 раздела Х Положения № 5 банк осуществляет покупку, обмен инвалюты по поручению официальных представительств, представительств юридических лиц – нерезидентов, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, а последние ее используют со своего текущего счета в инвалюте, в том числе путем снятия наличных, исключительно для операций, в частности:
– по оплате расходов, связанных с командировкой за пределы Украины;
– по оплате труда (включая доплаты, надбавки, премии, прочие поощрительные и компенсационные выплаты) работников официальных представительств, если такие работники не являются гражданами Украины или не проживают в ней постоянно и аккредитованы в МИД Украины, работают в Украине согласно заключенным трудовым договорам (контрактам) путем перевода на счета этих лиц, открытые в банках Украины или выплаты наличными (при условии документального подтверждения расчета расходов).
Что касается счетов физических лиц (работников), то согласно пункту 118 раздела Х Положения № 5 по текущим счетам в инвалюте физических лиц – резидентов осуществляются операции, которые не противоречат требованиям законодательства Украины, в частности, выплата/возврат денежных средств на командировку.
Пунктом 119 раздела Х Положения № 5 установлено, что по текущим счетам в инвалюте физических лиц – нерезидентов осуществляются операции, в частности:
– по зачислению денежных средств по оплате труда (включая доплаты, надбавки, премии, прочие поощрительные и компенсационные выплаты) работникам официальных представительств, если такие работники не являются гражданами Украины или не проживают в ней постоянно и аккредитованы в МИД Украины, а также возмещение этим лицам расходов собственных денежных средств в командировке за границей;
– по зачислению денежных средств, перечисленных для обеспечения расходов на командировку за границу.
Кроме вышеизложенных норм, разрешающих работодателям финансировать с текущего счета в инвалюте только расходы работников при командировках за границу и оплату труда работников официальных представительств, представительств юридических лиц – нерезидентов, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, если такие работники не являются гражданами Украины или не проживают в ней постоянно и аккредитованы в МИД Украины, других норм, которые бы предусматривали возможность осуществления резидентами (юридическими лицами и физическими лицами – предпринимателями) и юридическими лицами – нерезидентами оплаты труда какой-либо категории работников с текущего счета в инвалюте (в том числе путем снятия наличных с него), нет.
Таким образом, работодатели-резиденты и работодатели-нерезиденты, осуществляющие деятельность на территории Украины, не имеют права использовать инвалюту со своих текущих счетов, открытых в банках Украины, для выплаты заработной платы работникам, в том числе работникам-нерезидентам, работающим в Украине по контракту (трудовому договору). Единственное исключение сделано для официальных представительств, представительств юридических лиц – нерезидентов, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые имеют право выплачивать заработную плату в инвалюте своим работникам, но не всем, а только тем, которые не являются гражданами Украины или не проживают в Украине постоянно и аккредитованы в МИД Украины.
Что касается приобретения работодателями наличной валюты у банков или в пунктах обмены валюты для последующей ее выплаты в качестве заработной платы работникам, то такая операция статьей 5 Закона о валюте, определяющей все возможные операции с инвалютой, не предусмотрена, поэтому фактически запрещена, а ее проведение является нарушением требований валютного законодательства. Предприятия для проведения расчетов в инвалюте должны приобретать инвалюту только через уполномоченный банк с последующим ее зачислением на текущий счет в инвалюте (п. 56, 64, 65 Положения № 5).
Ответственность за нарушение требований валютного законодательства
Согласно пункту 3 части 1 и части 4 статьи 14 Закона о валюте за нарушение требований валютного законодательства к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) могут быть применены меры воздействия в виде штрафных санкций. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, имеет право адекватно совершенному нарушению применить к юридическим лицам (кроме уполномоченных учреждений) меру воздействия в виде штрафных санкций в размере до 100% суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства.
Таким образом, за осуществление расчетов на территории Украины с нарушением порядка, установленного статьей 5 Закона о валюте, предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо (в том числе на работодателя, неправомерно выплачивающего заработную плату работникам в инвалюте с текущего счета или наличными) в размере до 100% суммы валютной операции, проведенной с нарушением, пересчитанной в национальную валюту Украины по официальному курсу НБУ на день осуществления такой операции.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о валюте за нарушение требований валютного законодательства к должностным лицам юридических лиц могут быть применены меры воздействия в виде штрафов, предусмотренные Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Так, согласно статье 162-1 КоАП нарушение порядка осуществления валютных операций влечет наложение штрафа на виновных должностных лиц юридических лиц (кроме уполномоченных учреждений), граждан – субъектов предпринимательской деятельности от 1000 до 3000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. от 17 000 до 51 000 грн.).
Налогообложение заработной платы в иностранной валюте
Если официальные представительства, представительства юридических лиц – нерезидентов, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, выплачивают заработную плату в инвалюте своим работникам, которые не являются гражданами Украины или не проживают в Украине постоянно и аккредитованы в МИД Украины (далее — работники-иностранцы), то такая «инвалютная» заработная плата облагается налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС) по тем же ставкам и в том же порядке, что и «гривневая» заработная плата.
Согласно пункту 164.4 НКУ при начислении (получении) доходов, полученных в виде валютных ценностей или других активов (стоимость которых выражена в инвалюте или международных расчетных единицах), такие доходы пересчитываются в гривны по валютному курсу НБУ, действующему на момент начисления (получения) таких доходов.
Подпунктом 170.10.1 НКУ установлено, что доходы с источником их происхождения в Украине, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) в пользу нерезидентов, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов (с учетом особенностей, определенных некоторыми нормами раздела IV НКУ для нерезидентов).
Таким образом, исходя из норм пункта 164.6 НКУ для определения базы налогообложения используется начисленная в инвалюте заработная плата, пересчитанная в гривны на день ее начисления, при этом применяется ставка НДФЛ в размере 18% и ставка ВС в размере 1,5%.
Что касается обложения единым социальным взносом (далее — ЕСВ) заработной платы, выплачиваемой в инвалюте работникам-иностранцам официальными представительствами, представительствами юридических лиц – нерезидентов, то поскольку такие работники не являются застрахованными лицами в системе общеобязательного государственного социального страхования Украины, а указанные представительства не являются страхователями для своих работников-иностранцев, в случае начисления последним на территории Украины заработной платы (в т. ч. в инвалюте), она, по мнению ГФСУ, не является базой начисления ЕСВ.
«Привязка» заработной платы к иностранной валюте
Поскольку работодатели – резиденты и нерезиденты не имеют права выплачивать работникам – резидентам и нерезидентам заработную плату в инвалюте (кроме официальных представительств, представительств юридических лиц – нерезидентов, имеющих право выплачивать заработную плату в инвалюте работникам-иностранцам), то единственной возможностью защитить «гривневую» заработную плату от обесценивания в условиях девальвации гривны является «привязка» указанной заработной платы к одной из твердых инвалют.
Исходя из норм статьи 97 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статьи 15 Закона об оплате труда, хозрасчетные предприятия самостоятельно в коллективном договоре устанавливаютпорядок оплаты труда с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.
Статьей 96 КЗоТ и статьей 6 Закона об оплате труда установлено, что системами оплаты труда является тарифная и другие системы, которые формируются на оценках сложности выполняемых работ и квалификации работников. Тарифная система оплаты труда включает: тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и профессиональные стандарты (квалификационные характеристики). Тарифная система оплаты труда используется при распределении работ в зависимости от их сложности, а работников — в зависимости от их квалификации и по разрядам тарифной сетки. Она является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы.
Обращаем внимание, что вышеизложенные нормы КЗоТ и Закона об оплате труда по установлению порядка (системы) оплаты труда работников на хозрасчетном предприятии (в бюджетной сфере порядок оплаты труда определяется постановлениями правительства и все выплаты работникам осуществляются только в гривне), а также другие нормы этих документов и всех остальных действующих нормативно-правовых актов не запрещают установление размеров заработной платы в «привязке» к инвалюте.
Министерство социальной политики Украины (далее — Минсоцполитики) в письме от 22.08.2013 г. № 923/13/84-13 разъяснило, что согласно статье 65 Хозяйственного кодекса Украины на всех предприятиях, использующих наемный труд, должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия. Требования к содержанию и порядок заключения коллективных договоров определяются законодательством о коллективных договорах. К условиям коллективного договора относятся, в частности, условия определения и размеры заработной платы работников.
Принимая во внимание указанное, именно в коллективном договоре обусловливаются размеры заработной платы работников, при этом заработная плата должна выплачиваться в гривнах. в случае если в коллективном договоре размеры заработной платы установлены в «привязке» к иностранной валюте, а выплата осуществляется в гривне, то, по мнению Минсоцполитики, должны быть обусловлены требования относительно осуществления пересчета иностранной валюты в гривну в соответствии с курсом НБУ, действующим на момент начисления заработной платы.
Таким образом, Минсоцполитики, которое является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере труда и социальной политики, трудовых отношений (п. 1 Положения о Министерстве социальной политики Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.06.2015 г. № 423), судя из его разъяснения, считает возможным (т. е. не считает нарушением) установление предприятиями в коллективном договоре размеров заработной платы в «привязке» к иностранной валюте, если выплата заработной платы будет осуществляться в гривне.
Кроме того, Верховный Суд в «свежем» постановлении от 26.06.2019 г. по делу № 761/21776/16-ц, проанализировав выше процитированные нормы статьи 23 Закона об оплате труда, статьи 192 ГКУ и статьи 21 КЗоТ, разъяснил следующее.
Согласно части 1 статьи 533 ГКУ денежное обязательство должно быть выполнено в гривнах. Следовательно, гривна как национальная валюта является единственным законным платежным средством на территории Украины. Вместе с тем, часть 2 статьи 533 ГКУ допускает, что стороны могут определить в денежном обязательстве денежный эквивалент в иностранной валюте.
Следовательно, резюмировал Верховный Суд, закон предусматривает обязательность осуществления платежей на территории Украины в национальной валюте, однако не содержит запрет на использование в расчетах размера денежных обязательств в иностранной валюте или других расчетных величинах.
Напомним, что согласно части 2 статьи 533 ГКУ если в обязательстве определен денежный эквивалент в иностранной валюте, сумма, подлежащая уплате в гривнах, определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной порядок ее определения не установлен договором или законом или другим нормативно-правовым актом.
Таким образом, как Минсоцполитики, так и Верховный Суд совершенно справедливо считают, что действующим законодательством Украины не установлен запрет на установление заработной платы в «привязке» к иностранной валюте при условии ее выплаты в гривневом эквиваленте.
Под «привязкой» заработной платы к иностранной валюте подразумевается, что оклад равен определенному количеству единиц иностранной валюты, например, 500 долларам США. «Привязку» оклада к конкретному эквиваленту иностранной валюты предприятие может отразить в коллективном договоре для всех или отдельных должностей, а в случае отсутствия коллективного договора — в Положении об оплате труда, утвержденном приказом руководителя предприятия. Кроме того, хозрасчетные предприятия могут и в штатном расписании (если в нем имеется графа «Должностной оклад») отразить «валютный» размер оклада с указанием, на какую дату он исчисляется, например: «Эквивалент 500 дол. США по официальному курсу НБУ на момент начисления заработной платы». Размеры надбавок, доплат, премий, исчисляемых в процентах от оклада и отражаемых в штатном расписании, будут исчисляться исходя из размера гривневого эквивалента «валютного» оклада, рассчитанного на момент начисления выплат.
В указанных случаях размер оклада в гривнах определяется просто: эквивалент в долларах США (в другой инвалюте) умножается на официальный курс гривны к доллару США на момент (день) начисления зарплаты. Например, если «валютный» оклад работника составляет 400 долларов США, а курс гривны к доллару США по состоянию на 31 августа 2019 года равен 25,23 грн./долл., то «гривневый» оклад на указанную дату составляет 10 092 грн. (400 х 25,23).
Однако указанный вариант «привязки» оклада к инвалюте не всегда оправдан, поскольку курс гривны к инвалютам может продолжительное время как уменьшаться, так и увеличиваться. Во втором случае оклад работника будет уменьшаться, но нарушения норм статьи 97 КЗоТ (о запрете для работодателя в одностороннем порядке уменьшать размер оплаты труда работников) и статьи 103 КЗоТ (о необходимости предупреждения работника не позднее чем за 2 месяца об ухудшении условий оплаты труда) не будет, поскольку уменьшение зарплаты работника происходит не по инициативе работодателя (размер оклада в «привязке» к инвалюте установлен по соглашению сторон).
Во избежание уменьшения размера зарплаты работника можно установить минимальный фиксированный размер оклада в гривнах. Например, в локальном документе можно предусмотреть, что «валютный» оклад составляет 400 долларов США, но «гривневый» оклад составляет не меньше 10 000 грн. В этом случае если курс гривны к доллару США будет составлять меньше чем 25 грн./долл., «гривневый» оклад работника будет равен 10 000 грн. Если же курс гривны к доллару США будет больше чем 25 грн./долл., «гривневый» оклад будет определяться как произведение 400 долларов США и курса гривны к доллару США.
В вышеуказанном случае для целей начисления индексации в коллективном договоре можно установить, что «базовым» месяцем является месяц последнего увеличения «гривневого» оклада или месяц, в котором «гривневый» оклад достиг максимального значения (когда был зафиксирован самый низкий курс гривны к доллару США).
Поскольку курс гривны к доллару США (другой инвалюте) может в течение месяца изменяться, возможен еще один вариант, который учитывает такое изменение курса.
Согласно локальному документу предприятия месячная зарплата определяется как произведение базовой зарплаты на коэффициент изменения курса гривны к инвалюте. Размер базовой зарплаты на момент введения расчетов может быть равен среднемесячной зарплате за последние 3 (6 или 12) месяцев работы или же размеру оклада в последнем месяце. Коэффициент изменения курса гривны определяется как частное от деления курса гривны к доллару США (другой инвалюте) на последнее и первое числа месяца. После окончания месяца начисленная в нем с учетом изменения курса зарплата становится базовой для следующего месяца.
Например, если базовая зарплата составляет 8000 грн., курс гривны на начало месяца равен 25 грн./дол., а в конце месяца — 26 грн./дол., то размер зарплаты к начислению составит:
8000 грн. х 26/25 = 8320 грн.
При этой базовой зарплате для следующего месяца, если в нем курс гривны на начало месяца составляет 26 грн./дол., а в конце месяца — 27 грн./дол., размер зарплаты в таком месяце составит:
8320 грн. х 27/26 = 8640 грн.
Если базовая зарплата (как после первого месяца введения расчетов) составляет 8320 грн. (см. выше), курс гривны на начало месяца — 26 грн./дол., а в конце месяца — 25,5 грн./дол., размер зарплаты составит:
8320 грн. х 25,5/26 = 8160 грн.
В этом случае исчисленная месячная зарплата становится меньше базовой зарплаты, но во избежание уменьшения зарплаты работника в локальном документе можно установить, что если коэффициент изменения курса гривны будет меньше единицы, работникам выплачивается базовая зарплата (то есть 8320 грн.).
Кроме рассмотренных выше, возможны и другие варианты «привязки» заработной платы к инвалюте, но в любом случае введение такой «привязки» возможно только с согласия работодателя, поскольку именно он должен нести все издержки, связанные с начислением повышенной заработной платы работникам (в случае падения курса гривны к инвалюте).
Кроме того, не стоит забывать, что, даже введя «привязку», работодатель должен будет продолжать начислять работникам все предусмотренные трудовым законодательством компенсационные и гарантийные выплаты (например, индексацию).