С началом военной агрессии против Украины и введением военного положения произошли масштабные изменения в законодательстве, регулирующем порядок уплаты налогов, сборов и единого социального взноса, однако долгое время отчетность по ним не изменялась. И только в начале июля 2022 года Минфином был издан, а в августе вступил в силу приказ, которым внесены изменения в форму Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса. Кроме того, внесены изменения в Порядок заполнения и подачи указанного Налогового расчета. Что именно изменилось в форме Налогового расчета? Когда впервые подавать Налоговый расчет по обновленной форме?
Изменения в Налоговом расчете и порядке его заполнения
09.08.2022 вступил в силу приказ Министерства финансов Украины «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 13 января 2015 года № 4» от 04.07.2022 № 189 (далее — Приказ № 189), нормы которого были с 09.08.2022 откорректированы приказом Министерства финансов Украины 25.07.2022 № 215.
Приказом № 189 внесены изменения в приказ Министерства финансов Украины от 13.01.2015 № 4 (далее — Приказ № 4), которым утверждены:
— форма Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет);
Приказом № 189 внесены изменения в Приказ № 4, а именно в форму Налогового расчета и приложения 2, 4 к ней, которые изложены в новой редакции, а также в Порядок № 4.
Сразу отметим, что по обновленной форме Налоговый расчет работодатели должны впервые подать за отчетный период — IV квартал 2022 года, поскольку обнародование этой новой формы состоялось в августе — месяце III квартала 2022 года. Это следует из норм пункта 46.6 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), согласно которому до определения новых форм деклараций (расчетов), вступающих в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором состоялось их обнародование, являются действующими формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения. Но не исключено, что Государственная налоговая служба Украины и Пенсионный фонд Украины будут настаивать на подаче обновленного Налогового расчета уже за ІІІ квартал 2022 года, поскольку это поможет работникам раньше увеличить страховой стаж.
Рассмотрим подробно изменения, внесенные в Налоговый расчет и Порядок № 4.
Изменения в основной таблице Налогового расчета
Основная таблица Налогового расчета, включающая заглавную часть и три раздела, изложена в новой редакции, после чего эта таблица стала значительно больше.
Так, в разделе I «Нарахування доходу та єдиного внеску за найманих працівників в розрізі місяців звітного кварталу» основной таблицы Налогового расчета после соответствующих строк добавлены следующие новые строки:
1.6 |
сума нарахованої заробітної плати за найманих працівників, призваних під час мобілізації на військову службу до Збройних Сил України, які не отримували доходи у вигляді грошового забезпечення11, з них: |
|||
1.6.1 |
5,3 % |
|||
1.6.2 |
5,5 % |
|||
1.6.3 |
22 % |
2.6 |
за найманих працівників, призваних під час мобілізації на військову службу до Збройних Сил України, які не отримували доходи у вигляді грошового забезпечення11, з них: |
|||
2.6.1 |
5,3 % |
|||
2.6.2 |
5,5 % |
|||
2.6.3 |
22 % |
3.7 |
на суму нарахованої заробітної плати за найманих працівників, призваних під час мобілізації на військову службу до Збройних Сил України, які не отримували доходи у вигляді грошового забезпечення11, з них: |
|||
3.7.1 |
5,3 % |
|||
3.7.2 |
5,5 % |
|||
3.7.3 |
22 % |
4.4 |
Донараховано єдиного внеску у зв’язку з виправленням помилки, допущеної в попередніх звітних періодах за найманих працівників, призваних під час мобілізації на військову службу до Збройних Сил України, які не отримували доходи у вигляді грошового забезпечення11, з них: |
|||
4.4.1 |
5,3 % |
|||
4.4.2 |
5,5 % |
|||
4.4.3 |
22 % |
6.4 |
Зменшено суму нарахувань з єдиного внеску у зв’язку з виправленням помилки, допущеної в попередніх звітних періодах за найманих працівників, призваних під час мобілізації на військову службу до Збройних Сил України, які не отримували доходи у вигляді грошового забезпечення11, з них: |
|||
6.4.1 |
5,3 % |
|||
6.4.2 |
5,5 % |
|||
6.4.3 |
22 % |
В сноске 11 к основной таблице Налогового расчета указано, какие именно работодатели должны заполнять вышеприведенные новые строки:
«11 Заповнюється роботодавцями – платниками єдиного податку, які обрали спрощену систему оподаткування — фізичними особами – підприємцями, які належать до другої та третьої груп платників єдиного податку, а також юридичними особами, які належать до третьої групи платників єдиного податку за найманих працівників, призваних під час мобілізації на військову службу до Збройних Сил України, які не отримували доходи у вигляді грошового забезпечення, у період мобілізації, визначений Указом Президента України від 24 лютого 2022 року № 69/2022 «Про загальну мобілізацію», затвердженим Законом України «Про затвердження Указу Президента України «Про загальну мобілізацію».».
Сразу возникает вопрос: как работодателю узнать, получал или нет его мобилизованный работник доходы в виде денежного обеспечения? Порядок № 4 не дает ответа на этот вопрос.
Заметим, что все лица, призванные во время мобилизации на военную службу, на основании приказа соответствующего командира включаются в личный состав воинской части и одновременно становятся военнослужащими, а согласно статье 9 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 № 2011-XII и части третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) военнослужащим, в том числе работникам, призванным во время мобилизации на военную службу во время особого периода, за все время пребывания на военной службе выплачивается денежное обеспечение за счет государственного бюджета. При этом только воинская часть, в которой проходит военную службу мобилизованное лицо, знает, получает или нет такое лицо денежное обеспечение. Следовательно, если у работодателя нет связи с мобилизованным работником (например, из-за его непосредственного участия в боевых действиях), то единственный выход для работодателя — с письменным запросом обращаться в воинскую часть, в которой проходит военную службу мобилизованный работник (о ней можно узнать через призывной территориальный центр комплектования и социальной поддержки), о получении (неполучении) им доходов в виде денежного обеспечения.
Обращаем внимание, что в сноске 11 к основной таблице Налогового расчета идет речь о работодателях, упоминаемых в пункте 9-20 раздела VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ), то есть имеющих льготы по уплате единого социального взноса (далее — ЕСВ) со среднего заработка мобилизованных работников.
Напомним, что согласно пункту 9-20 раздела VIII Закона о ЕСВ во время периода мобилизации, определенного Указом Президента Украины «Об общей мобилизации» от 24.02.2022 № 69/2022, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «Об общей мобилизации», работодатели – плательщики единого налога, избравшие упрощенную систему налогообложения — физические лица – предприниматели, относящиеся ко второй и третьей группам плательщиков единого налога, а также юридические лица, относящиеся к третьей группе плательщиков единого налога, имеют право по собственному решению не уплачивать ЕСВ за наемных работников, призванных во время мобилизации на военную службу в Вооруженные силы Украины. Суммы ЕСВ, начисленные и не уплаченные указанными работодателями, уплачиваются за счет государственного бюджета, кроме периодов, в которых указанные наемные работники получали доходы в виде денежного обеспечения, с которых был уплачен ЕСВ за счет государственного бюджета. Для определения суммы ЕСВ, подлежащей уплате за счет государственного бюджета, плательщик ЕСВ рассчитывает и отражает в отчетности сумму ЕСВ за таких наемных работников в размерах, предусмотренных частями 5 и 14 статьи 8 Закона о ЕСВ (т. е. по ставкам: в общем случае — 22%, для лиц с инвалидностью — 8,41%, для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью — 5,3%, для предприятий и организаций общественных организаций лиц с инвалидностью — 5,5% базы начисления ЕСВ).
Таким образом, вышеуказанные работодатели – плательщики единого налога за период, когда они начисляют мобилизованным работникам средний заработок, имеют право не уплачивать с него ЕСВ, а за таких лиц ЕСВ уплачивается за счет госбюджета. Но в Налоговом расчете указанными работодателями должен отражаться не только начисленный мобилизованному работнику средний заработок, но и начисленный на него ЕСВ, даже если работодатель его не уплачивает. Именно отраженные работодателями – плательщиками единого налога в новых строках суммы начисленных среднего заработка и ЕСВ необходимы для определения сумм ЕСВ, подлежащих уплате за счет госбюджета. При этом если в полном месяце прохождения военной службы (кроме месяца, в котором работник демобилизован) сумма среднего заработка (база начисления ЕСВ) по основному месту работы меньше минимальной заработной платы (далее — МЗП), то ЕСВ уплачивается с МЗП.
Напомним, что уплаченный за месяц ЕСВ с доходов застрахованных лиц позволяет включить такой месяц (полностью или частично) в страховой стаж.
Обращаем внимание, что с 19 июля 2022 года часть третья статьи 119 КЗоТ не содержит норму о сохранении среднего заработка за мобилизованными работниками1, поэтому не начисляется и ЕСВ на него.
1 См. статью «Новшества в законодательстве, направленные на оптимизацию трудовых отношений» на стр. 12 этого номера.
Учитывая, что Приказ № 189 разрабатывался еще до внесения изменений в часть третью статьи 119 КЗоТ, которыми отменено начисление среднего заработка мобилизованным работникам, нормы этого Приказа в части заполнения новых строк раздела I основной таблицы Налогового расчета на момент его подачи за IV квартал 2022 года будут уже не актуальны. Только по среднему заработку мобилизованных работников за март–июль 2022 года заполнение новых строк актуально, но за март (I квартал) и апрель–июнь (II квартал) Налоговые расчеты уже поданы по действующей на время их подачи форме.
Вышеприведенные новые строки работодатели – плательщики единого налога, указанные в сноске 11 к основной таблице Налогового расчета (в пункте 9-20 раздела VIII Закона о ЕСВ), смогут заполнить только при подаче по новой форме Налогового расчета за ІІІ квартал 2022 года, если они в период с 1 по 18 июля 2022 года начисляли средний заработок мобилизованным работникам, а последние не получали в этом периоде денежное обеспечение. На основании такой информации ЕСВ будет уплачен со среднего заработка мобилизованных работников за счет госбюджета. Также указанные работодатели могут подать по среднему заработку мобилизованных работников по новой форме уточняющие Налоговые расчеты за I и II кварталы 2022 года.
Если вышеуказанные работодатели – плательщики единого налога с 19 июля 2022 года по собственному решению продолжают начислять средний заработок мобилизованным работникам, то заполнять вышеприведенные новые строки не нужно, поскольку с такого среднего заработка ЕСВ не будет уплачиваться за счет госбюджета, а будет уплачиваться работодателями в общем порядке как с заработной платы.
Мобилизованных работников, которым работодатели с 19 июля 2022 года начисляют средний заработок по собственному решению, в приложении Д1 по-прежнему следует отражать в реквизите 08 с кодом категории застрахованных лиц 47. Если средний заработок не начисляется, то такие работники отражаются в приложении Д1 с кодом категории застрахованных лиц 01, но без сумм, при этом в реквизите 14 указывается количество календарных дней пребывания в трудовых отношениях (количество календарных дней месяца).
Что касается других изменений в основной таблице Налогового расчета, то в некоторых строках исключен лишний или добавлен либо откорректирован текст, но это никак не повлияло на порядок отражения в таких строках информации и сумм. В частности, в заглавной части строка 032 получила название «код за Кодифікатором адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад (КАТОТТГ)», в то время как раньше она имела название «Кодифікатор адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад»). Строка 033 получила название «Відокремлений підрозділ юридичної особи (зазначається виключно у разі, якщо Розрахунок подає податковий агент за відокремлений підрозділ)», в то время как раньше она имела название «Відокремлений підрозділ юридичної особи (якщо Розрахунок подається податковий агент за відокремлений підрозділ)». В названии раздела II и в его строках текст «допомога у зв’язку з вагітністю та пологами» заменен текстом «допомога жінкам військовослужбовцям у зв’язку з вагітністю та пологами» в соответствующем падеже.
Новшества при заполнении приложения Д1 к Налоговому расчету
При заполнении приложения Д1 к Налоговому расчету следует учитывать, что добавлены новые коды категории застрахованных лиц в приложении 1 к Порядку № 4 «Таблица соответствия кодов категорий застрахованных лиц и кодов базы начисления и размеров единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», а именно:
75 — граждане Украины, подписавшие контракт добровольца территориальной обороны (сумма начисленной средней заработной платы);
76 — наемные работники, призванные во время мобилизации на военную службу в Вооруженные Силы Украины и не получавшие доходов в виде денежного обеспечения в период мобилизации (сумма начисленной заработной платы, облагаемой ЕСВ по ставке 22%);
77 — лица, работающие на предприятиях и в организациях всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью, в частности, обществах УТОГ и УТОС, которые были призваны во время мобилизации на военную службу в Вооруженные Силы Украины и не получали доходов в виде денежного обеспечения (сумма начисленной заработной платы, облагаемой ЕСВ по ставке 5,3%);
78 — работающее лицо с инвалидностью на предприятии или в организации общественных организаций лиц с инвалидностью, у которых количество лиц с инвалидностью составляет более 50%, которое было призвано во время мобилизации на военную службу в Вооруженные силы Украины и не получало доходов в виде денежного обеспечения (сумма начисленной заработной платы, облагаемой ЕСВ по ставке 5,5%);
79 — наемный работник – лицо с инвалидностью, работающий в обществах УТОГ и УТОС, призванный во время мобилизации на военную службу в Вооруженные Силы Украины и не получавший доходы в виде денежного обеспечения (сумма начисленной заработной платы, облагаемой ЕСВ по ставке 5,3%);
80 — наемный работник – лицо с инвалидностью, работающий на предприятиях и в организациях всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью, призванный во время мобилизации на военную службу в Вооруженные Силы Украины и не получавший доходов в виде денежного обеспечения (сумма начисленной заработной платы, облагаемой ЕСВ по ставке 5,3%).
Таким образом, теперь работники, подписавшие контракт добровольца территориальной обороны, которым на основании части первой статьи 119 КЗоТ начисляется средний заработок за время выполнения государственных обязанностей в рабочее время, отражаются в приложении Д1 с указанием в реквизите 08 кода категории застрахованных лиц 75, а с кодами 76, 77, 78, 79, 80 в зависимости от категории работодателей отражаются работники, призванные во время мобилизации на военную службу, которым начислен средний заработок, но которые не получали доходов в виде денежного обеспечения, т. е. работники, за которых ЕСВ уплачивается за счет госбюджета (см. выше).
Также в пункт 1 раздела IV Порядка № 4 внесено дополнение, согласно которому при заполнении приложения Д1 внесение отрицательных значений сумм начисленной заработной платы (начисленного дохода) допускается в случае отражения сторнированных сумм, начисленных плательщиками единого налога, избравшими упрощенную систему налогообложения — физическими лицами – предпринимателями, относящимися ко второй и третьей группе плательщиков единого налога, а также юридическими лицами, относящимися к третьей группе плательщиков единого налога, в период действия военного положения, для категории застрахованных лиц 29, 36, 37, 39, 42 – 45, 47, 50, 66, 75 – 78 в соответствии с приложением 1 к Порядку № 4.
Следовательно, при сторнировании вышеуказанными работодателями сумм начисленной заработной платы (начисленного дохода) застрахованным лицам, имеющим коды категории застрахованных лиц 29, 36, 37, 39, 42 – 45, 47, 50, 66, 75 – 78, такие сторнированные суммы в приложении Д1 отражаются со знаком «–».
Изменения в приложении 4ДФ к Налоговому расчету
Приложение 4ДФ к Налоговому расчету изложено в новой редакции, а изменения заключаются в следующем:
— строка 032 заглавной части получила новое сокращенное название «Код за КАТОТТГ за місцезнаходженням платника податків або відокремленого підрозділу, якщо Розрахунок подає податковий агент за відокремлений підрозділ» (предыдущее название — «Кодифікатор адміністративно-територіальних одиниць та територій територіальних громад за місцезнаходженням податкового агента або відокремленого підрозділу, якщо Розрахунок подається за відокремлений підрозділ»);
— раздел II получил новое название «Оподаткування процентів, виграшів (призів) у лотерею, сільськогосподарської продукції», а также строка 07 этого раздела дополнена новыми двумя строками:
«Доходи від продажу сільськогосподарської продукції» — отражается общая сумма начисленных (выплаченных) в отчетном налоговом периоде доходов, полученных физическими лицами от продажи налоговому агенту собственной сельскохозяйственной продукции, общая сумма начисленного и перечисленного налога на доходы физических лиц и общая сумма начисленного и перечисленного военного сбора. Сведения о физическом лице – плательщике налога, которому начислены доходы в виде сельскохозяйственной продукции, не указываются;
«Доходи від продажу сільськогосподарської продукції – виключення7» — отражается информация о налогообложении сельскохозяйственной продукции, подлежащая исключению.
Изменения в Порядке заполнения и подачи Налогового расчета
Кроме вышерассмотренных изменений в пункте 1 раздела IV Порядка № 4 по отражению сторнированных сумм, также в этом Порядке:
— исправлены ошибки, в частности указаны правильные номера граф в приложении Д1;
— названия разделов и строк в основной таблице Налогового расчета и в приложениях к Налоговому расчету приведены в соответствие с их новыми названиями;
— добавлена информация о новых строках в основной таблице Налогового расчета и приложении 4ДФ с указанием порядка их заполнения.
Других изменений, влияющих на порядок заполнения Налогового расчета, в Порядке № 4 нет.