Каждый гражданин имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Реализуя эту норму статьи 43 Конституции Украины, граждане, кроме основного места работы, могут иметь другие места работы как на одном и том же, так и на разных предприятиях. Что такое совместительство? Кто не имеет права работать по совместительству? Каковы особенности работы по совместительству? Каков порядок принятия на работу и увольнения совместителей? Как эти события оформляются документально? Как совместитель определяет основное место работы? Каков порядок внесения записей о работе по совместительству в трудовую книжку работника?
Совместители: особенности и документальное оформление трудовых отношений (часть 1)
Действующее трудовое законодательство, в том числе главный «трудовой» документ — Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), не содержит ограничений по количеству мест работы у гражданина.
В соответствии со статьей 21 КЗоТ работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятия), если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
Следовательно, работники, кроме заключения трудового договора по основному месту работы, имеют право заключать трудовые договоры на выполнение иной работы как на этом же, так и на других предприятиях. Такая дополнительная работа считается работой по совместительству. При этом совместительство не ограничено по количеству трудовых договоров.1
1 См. письмо Гоструда от 05.10.2017 № 9891/4/4.1-дп-17 на стр. 100 этого номера и письмо Минтруда от 16.01.2003 № 06/2-4/6.
Согласно статье 102-1 КЗоТ в редакции, действующей с 18.07.2022, совместительством считается выполнение работником, кроме основной, иной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у работодателя – физического лица (далее вместе — работодатель).
Продолжительное время работа по совместительству для работников государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций детально регламентировалась постановлением Кабинета Министров Украины «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 № 245 (далее — Постановление № 245) и Положением об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденным совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28.06.93 № 43 (далее — Положение № 43). Однако в целях дерегуляции трудовых отношений после изложения с 18.07.2022 в новой редакции статьи 102-1 КЗоТ были отменены с 25.11.2022 Постановление № 245 и с 22.11.2022 Положение № 43, поэтому сейчас не действуют и все ограничения на совместительство, установленные этими документами.
Трудовой договор о работе по совместительству работник может заключить как на том же предприятии, где он уже работает (внутреннее совместительство), так и на любом другом предприятии (внешнее совместительство).
Законодательство не требует полной занятости работника по основному месту работы при заключении трудового договора на выполнение работы по совместительству.2 Но работу по совместительству работник должен выполнять в свободное от основной работы время — это одно из главных отличий совместительства от совмещения, при котором выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности) осуществляется в то же рабочее время, что и выполнение основной работы.3 То есть при совместительстве работник не может выполнять в одно и то же время (например, с 9.00 до 18.00) работу как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству.4
2 См. также письмо Минсоцполитики от 28.09.2011 № 697/18/155-11.
3 См. статью «Совмещение должностей и профессий работниками» на стр. 22 этого номера.
4 См. также разъяснение Южного МУ Гоструда от 10.11.2023 на стр. 102 этого номера, письмо Минсоцполитики от 20.01.2012 № 21/13/116-12, письма Минтруда от 03.09.2009 № 246/13/116-09 и от 16.01.2003 № 06/2-4/6.
Например, если работник с одним и тем же предприятием заключил два трудовых договора (внутреннее совместительство), при этом по одному трудовому договору он работает на должности «экономист» (основное место работы) с 8.00 до 13.00, то по другому трудовому договору на должности «бухгалтер» (место работы по совместительству) он не может работать в указанное время, а может работать только в другое время, например, с 14.00 до 18.00. Если же работник заключил два трудовых договора с двумя предприятиями (внешнее совместительство), при этом по трудовому договору на одном предприятии (основное место работы) он работает с 9.00 до 15.00, то по трудовому договору на другом предприятии (место работы по совместительству) он может работать только в другое время, например, с 15.30 до 19.00.
Если работник является внутренним совместителем (выполняет на одном предприятии работы по двум или нескольким должностям), то, как указано в пункте 14 Общих положений раздела 1 Справочника квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1), утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 № 336, основной считается должность с наибольшим объемом выполняемых работ по сравнению с другими должностями.5
5 См. также письмо Минсоцполитики от 04.11.2013 № 515/13/133-13 в журнале «Все о труде и зарплате» № 7/2014, стр. 125.
При одинаковом объеме выполняемых работ на разных должностях (у разных работодателей) работник самостоятельно должен определиться, какое место работы у него будет считаться основным, о чем он указывает в заявлении о принятии на работу.
Как при внутреннем, так и при внешнем совместительстве трудовые договоры юридически не связаны между собой.6 Поэтому по каждой должности продолжительность рабочего времени, порядок оплаты труда, предоставления отпусков и прочие условия определяются отдельно в каждом трудовом договоре.
6 См. также разъяснение Южного МУ Гоструда от 10.11.2023 на стр. 102 этого номера, письмо Минсоцполитики от 28.09.2011 № 697/18/155-11, письма Минтруда от 04.03.2009 № 2377/0/14-09/13 и от 16.04.2009 № 4281/0/14-09/13.
Кто не имеет права работать по совместительству
Законодательством установлены ограничения на работу по совместительству для работников определенных категорий.
Так, согласно части 1 статьи 25 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII (далее — Закон № 1700) лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 этого Закона (т. е. лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления), запрещается:
1) заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины;
2) входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли (кроме случаев, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), которые принадлежат государству или территориальной общине, и представляют интересы государства или территориальной общины в совете (наблюдательном совете)), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины, кроме случая, предусмотренного абзацем первым части 2 статьи 25 Закона № 1700.
Абзацем первым части 2 статьи 25 Закона № 1700 установлено, что лицо, назначенное (избранное) на должность, указанную в пункте 1 части 1 статьи 3 этого Закона, обязано не позднее 15 рабочих дней со дня назначения (избрания) на должность осуществить действия, направленные на прекращение предпринимательской деятельности и прекращение его полномочий в составе правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли (кроме случаев, если лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной общине, и представляет интересы государства или территориальной общины в совете (наблюдательном совете)), если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.
В вышеуказанный срок (в течение 15 рабочих дней) лицу, назначенному (избранному) на должность, указанную в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700, запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, участвовать в деятельности и принятии решений соответствующими органами со дня назначения (избрания) на должность и получать любые доходы (вознаграждение и т. п.) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности или пребыванием в таких органах (абз. второй ч. 2 ст. 25 Закона № 1700).
Согласно части 3 статьи 25 Закона № 1700 ограничения, предусмотренные частью 1 этой статьи, не распространяются на депутатов местных советов (кроме осуществляющих свои полномочия в соответствующем совете на постоянной основе), присяжных, помощников-консультантов народных депутатов Украины, работников секретариатов Председателя, Первого заместителя Председателя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины, работников секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде Украины (далее — ВРУ), работников патронатных служб в государственных органах, членов правления Фонда социального страхования Украины (далее — ФССУ), Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — ФСС по безработице), Пенсионного фонда Украины (далее — ПФУ), Наблюдательного совета ПФУ (кроме лиц, указанных в других подпунктах пункта 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700). Ограничения, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона № 1700, не распространяются на лиц младшего начальствующего состава службы гражданской защиты, которые проходят службу в аварийно-спасательных формированиях и пожарно-спасательных подразделениях в сменном режиме (при условии отсутствия у таких лиц полномочий по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), регистрации деклараций соответствия материально-технической базы субъектов хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, лицензирования), научно-педагогических, научных работников и получателей высшего образования, в частности военных учебных заведений (заведений высшего образования со специфическими условиями обучения, военных учебных подразделений заведений высшего образования), привлеченных Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования на платной основе к проведению аккредитации.
К лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700 (т. е. к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления), на которых распространяется запрет заниматься вышеперечисленной деятельностью, в т. ч. работать по совместительству (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту), относятся, в частности:
- Президент Украины, Председатель ВРУ, его Первый заместитель и заместитель, Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр Украины, вице-премьер-министры Украины, министры, другие руководители центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, и их заместители, Председатель СБУ, Генеральный прокурор, Председатель НБУ, его первый заместитель и заместитель, Председатель и другие члены Счетной палаты, Уполномоченный ВРУ по правам человека, Уполномоченный по защите государственного языка;
- народные депутаты Украины, депутаты местных советов, сельские, поселковые, городские председатели;
- государственные служащие, должностные лица местного самоуправления;
- военные должностные лица Вооруженных Сил Украины, Госспецсвязи и других созданных в соответствии с законами военных формирований (кроме военнослужащих срочной службы и курсантов), личный состав штатных военно-врачебных комиссий;
- судьи, судьи Конституционного Суда Украины, Председатель, заместитель Председателя, члены, дисциплинарные инспекторы Высшего совета правосудия (далее — ВСП), руководитель службы дисциплинарных инспекторов ВСП и его заместитель, должностные лица секретариата ВСП, Председатель, заместитель Председателя, члены, инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, должностные лица секретариата этой Комиссии, должностные лица Государственной судебной администрации Украины, присяжные (во время выполнения ими обязанностей в суде);
- лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, лица начальствующего состава службы гражданской защиты, Государственного бюро расследований (далее — ГБР), Национального антикоррупционного бюро Украины (далее — НАБУ), лица, имеющие специальные звания Бюро экономической безопасности Украины (далее — БЭБ);
- должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, БЭБ, дипломатической службы, государственной лесной охраны, государственной охраны природно-заповедного фонда, ГНСУ, ГТСУ;
- Председатель, заместитель Председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;
- члены Центральной избирательной комиссии;
- полицейские;
- должностные и служебные лица других государственных органов, в том числе ФССУ и ПФУ;
- члены государственных коллегиальных органов, в т. ч. уполномоченные по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок;
- Руководитель Офиса Президента Украины, его Первый заместитель и заместители, уполномоченные, пресс-секретарь Президента Украины;
- Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, его помощники и советники, помощники и советники Президента Украины (кроме лиц, должности которых относятся к патронатной службе и которые занимают их на общественных началах);
- члены правления ФССУ, ФСС по безработице, ПФУ, Наблюдательного совета ПФУ.
Согласно пункту 2-8 раздела ХІІІ «Заключительные положения» Закона № 1700 на период действия военного положения ограничение, установленное пунктом 1 части 1 статьи 25 этого Закона, не распространяется на государственных служащих (кроме государственных служащих категории «А»), должностных лиц местного самоуправления (кроме должностных лиц, должности которых отнесены к первой – третьей категориям), если такие лица находятся в отпуске без сохранения заработной платы или в случае простоя, при условии что трудовые договоры (контракты), гражданско-правовые договоры о предоставлении услуг или сделки в сфере предпринимательской деятельности заключаются с юридическими лицами частного права или физическими лицами – предпринимателями, в отношении которых такие государственные служащие и должностные лица местного самоуправление в течение последнего года не осуществляли полномочия по контролю, надзору или подготовке либо принятию соответствующих решений по деятельности этих юридических лиц или физических лиц – предпринимателей. Такие лица обязаны прекратить занятие другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью в соответствии с частью 2 статьи 25 этого Закона в течение 15 рабочих дней со дня прекращения простоя или окончания отпуска.7
7 См. также разъяснение Восточного межрегионального управления Гоструда от 04.10.2023 на стр. 100 этого номера.
Таким образом, пунктом 2-8 раздела ХІІІ Закона № 1700 определено, на кого из должностных лиц на период действия военного положения не распространяется ограничение на дополнительную работу, в т. ч. по совместительству, установленное пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона № 1700.
Согласно статье 172-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение лицами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700, установленных законом ограничений относительно занятия другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской и судейской практики, инструкторской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью влечет наложение штрафа от 300 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), т. е. от 5100 до 8500 грн., с конфискацией полученного дохода от предпринимательской деятельности или вознаграждения от работы по совместительству.
Нарушение вышеуказанными лицами установленных законом ограничений относительно вхождения в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, либо наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли (кроме случаев, если лицо осуществляет функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству или территориальной общине, и представляет интересы государства или территориальной общины в совете (наблюдательном совете), ревизионной комиссии хозяйственной организации), влечет наложение штрафа от 300 до 500 нмдг (т. е. от 5100 до 8500 грн.) с конфискацией полученного дохода от такой деятельности.
Вышеперечисленные действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, влекут за собой наложение штрафа от 500 до 800 нмдг (т. е. от 8500 до 13 600 грн.) с конфискацией полученного дохода или вознаграждения и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год.
Кроме вышеперечисленных категорий лиц, не имеют права работать по совместительству нотариусы (государственные и частные), кроме преподавательской, научной и творческой деятельности (ч. четвертая ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 № 3425-XII).
Что касается конкретного перечня работ, которые относятся к научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности, то в этом вопросе необходимо руководствоваться нормами нормативных документов, устанавливающих особенности выполнения указанных видов деятельности.
Например, работа на должности воспитателя детского дома считается учебно-воспитательной, а не преподавательской деятельностью. Поэтому лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700, не имеют права работать по совместительству на этой должности.8
8 См. письмо Минтруда от 25.12.2008 № 339/13/116-08.
Что касается работы по совместительству на должности руководителя бюджетного учреждения (в т. ч. заведения образования), то Министерство социальной политики Украины (далее — Минсоцполитики) и Министерство образования и науки Украины (далее — МОН) в своих письмах9 разъяснили, что согласно должностным обязанностям к задачам и обязанностям руководителя учреждения относится определение, планирование, осуществление и координация всех видов деятельности учреждения; организация работы и эффективного взаимодействия отделов, секторов и других структурных подразделений учреждения. То есть фактически за пределами рабочего времени работник бюджетного учреждения должен обеспечить выполнение полномочий руководителя, в частности, нести ответственность за руководство всей деятельностью учреждения, включая контроль за выполнением подчиненными должностных обязанностей. Учитывая указанные задачи и обязанности руководителя учреждения, по мнению Минсоцполитики и МОН, выполнять обязанности по руководящей должности по совместительству работник бюджетного учреждения не может.
9 См. письмо Минсоцполитики от 26.02.2014 № 205/13/84-14 в журнале «Все о труде и зарплате» № 5/2015, стр. 118, письма Минсоцполитики от 25.02.2014 № 194/13/84-14 и от 04.09.2013 № 964/13-84-13, а также письмо МОН от 26.01.2015 № 1/9-32.
Кроме того, как следует из вышеупомянутой статьи 21 КЗоТ, ограничения на работу по совместительству могут быть установлены коллективным договором или соглашением сторон. Ограничения на работу по совместительству могут быть введены и трудовым договором, поскольку это соглашение между работником и работодателем о взаимных правах и обязанностях на период действия трудового договора.10
10 См. также письмо Минтруда от 30.04.2002 № 06/2-4/123.
Таким образом, предприятия независимо от формы собственности могут устанавливать ограничения на совместительство в коллективном договоре или в трудовых договорах с работниками. В коллективном договоре может быть приведен перечень должностей (профессий) работников, которым не разрешается работать по совместительству. Обычно в такой перечень включаются должности (профессии) работников, имеющих доступ к информации, являющейся коммерческой тайной предприятия. Это делается в целях исключения работы своих сотрудников на предприятиях-конкурентах.
Национальный банк Украины в пункте 3 письма от 26.09.2005 № 11-113/3262-9602 разъяснил, что законодательством не установлен прямой запрет работнику предприятия работать по совместительству на должностях работника склада, бухгалтера, главного бухгалтера и кассира одновременно. Единственное требование в данном случае — при принятии на работу на должность кассира с работником заключается договор о полной материальной ответственности.11
11 См. также письмо НБУ от 14.02.2012 № 11-117/708-1645 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2012, стр. 124.
Что касается возможности совместителя выполнять работу на условиях совмещения должностей (например, если на предприятии имеется вакантная должность, но специалиста на нее пока найти не удалось), то законодательством это не запрещено. В контексте определения понятия «совмещение профессий (должностей)» под основной работой подразумевается работа по трудовому договору. Поскольку по месту работы по совместительству (как и по основному месту работы) работник работает по трудовому договору, то он имеет право по месту работы по совместительству работать еще и на условиях совмещения профессий (должностей) с получением за это соответствующей доплаты.12
12 См. статью «Совмещение должностей и профессий работниками» на стр. 22 этого номера.
Принятие на работу совместителей
Принятие работника на работу по совместительству осуществляется путем заключения с ним трудового договора и издания приказа (распоряжения) руководителем предприятия о принятии на работу по совместительству13 с направлением уведомления ГНСУ о принятии работника на работу (ч. четвертая ст. 24 КЗоТ).
13 См. также письмо Минтруда от 02.03.2011 № 160/13/84-11.
В соответствии с пунктом 3-1 части 2 статьи 16 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058-IV застрахованное лицо обязано уведомлять страхователя, у которого лицо работает по основному месту работы, об определении лицом такого места работы как основного согласно поданному им заявлению (до его отзыва).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон № 2464) основное место работы — место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора, и определено им как основное согласно поданному заявлению (до отзыва) и сведениям, учитываемым в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования на его основании.
Таким образом, работник, трудоустраивающийся на работу, должен подать заявление о принятии на работу с указанием, на какое место работы (основное или по совместительству) он трудоустраивается.14
14 См. письмо Минэкономики от 07.10.2021 № 4712-06/49022-07 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2022, стр. 111.
Если работник принимается на работу по совместительству, то в заявлении о принятии на работу он может указать следующее: «Прошу принять меня на работу с 20.11.2023 на должность секретаря по совместительству с режимом работы на условиях неполного рабочего дня — с 15.00 до 19.00»
Согласно части второй статьи 24 КЗоТ при заключении трудового договора гражданин обязан подать работодателю паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Реестр ЗЛ), а в случаях, предусмотренных законодательством, — также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья, соответствующий военно-учетный документ и другие документы.15
15 Детально о документах, которые подаются работником при принятии на работу, рассказано в статье «Принятие работников на работу с учетом новшеств: документальное оформление и трудовые гарантии» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2021, стр. 30.
Если работник желает, чтобы именно по месту работы по совместительству, а не по месту основной работы к его заработной плате применялась налоговая социальная льгота, он должен подать соответствующее заявление о ее применении (пп. 169.2.2 Налогового кодекса Украины).16
16 О применении налоговой социальной льготы детально идет речь в статье «Применение налоговой социальной льготы» электронного спецвыпуска «Налогообложение выплат работникам» (сентябрь 2018), стр. 56.
Для работы по совместительству работнику не нужно иметь согласия предприятия по месту основной работы (кроме случаев, когда коллективным или трудовым договором запрещена работа на других предприятиях), поэтому представлять по месту работы по совместительству справку (другой документ) с основного места работы об отсутствии ограничений на работу по совместительству работник не обязан (законодательством это не предусмотрено). В то же время при принятии совместителя на работу рекомендуем ему разъяснить, кто не имеет права на работу по совместительству (о законодательных ограничениях на работу по совместительству), чтобы у предприятия и работника впоследствии не было проблем, поскольку принятие на работу совместителя в случаях, запрещенных законодательством, является нарушением трудового законодательства и норм Закона № 1700, что влечет увольнение работника.
Министерство экономики Украины (далее — Минэкономики) в письме от 22.10.2021 № 4706-01/51196-09 (см. ВТЗ № 9/2021, стр. 114) сообщило, что при заключении трудового договора по основному месту работы другая работа, выполняемая по другому трудовому договору, должна быть оформлена как работа по совместительству. Вместе с тем работник не может работать по совместительству, не имея при этом основного места работы. Законодательство о труде не содержит норм, содержание которых позволяет утверждать о наличии у работника права заключать несколько трудовых договоров о выполнении работы по основному месту.
Что касается проверки наличия у работника основного места работы при трудоустройстве его по совместительству, то необходимо учитывать следующее. С одной стороны, трудовое законодательство не требует от работодателя, принимающего на работу работника-совместителя, проверять наличие у него основного места работы. По мнению Минсоцполитики17, таких полномочий у работодателя нет. С другой стороны, не исключена ситуация, что у работника-совместителя вообще нет основного места работы, и тогда место работы по совместительству является единственным и должно стать основным местом работы. Напомним, что у «основных» работников и внешних совместителей отличаются порядок начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ), порядок предоставления и механизм начисления «больничных» и «декретных», порядок отражения их в различной отчетности и т. п. К тому же работодатели несут финансовую ответственность, а их должностные лица — административную ответственность в случае нарушения порядка уплаты ЕСВ и заполнения отчетности, нарушения порядка использования страховых денежных средств.
17 См. письма Минсоцполитики от 14.04.2017 № 8185/0/2-17/13, от 09.06.2017 № 294/0/22-17/134 и от 25.05.2015 № 198/06/186-15 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 11/2017, стр. 106, № 9/2017, стр. 124, и № 1/2016, стр. 103.
Учитывая изложенное, во избежание наложения штрафов, рекомендуем работодателям объяснять внешним совместителям возможные последствия сокрытия факта отсутствия основного места работы и требовать от них предоставления справки о работе с основного места работы, удостоверенной подписью и печатью (при наличии) работодателя по основному месту работы. Аналогичной позиции придерживается и ГНСУ, о чем указано в ее разъяснениях.18
18 См. письмо ГФСУ от 14.02.2015 № 4979/7/99-99-17-03-01-17 и разъяснение ГУ ГФС во Львовской области от 09.02.2017 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2015, стр. 104, и № 2/2017, стр. 116, а также письмо ГФСУ от 05.06.2015 № 11853/6/99-99-17-03-03-15.
Кроме того, трудоустройство совместителя для выполнения им тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда может быть обоснованным только в случаях, когда работа по совместительству после выполнения работы по основному месту работы не ведет к излишней нагрузке и переутомлению работника. Такое может быть, например, если водитель транспортного средства, работающий в дневное время по основному месту работы полный рабочий день (8–10 рабочих часов), желает работать после этого по совместительству водителем на другом предприятии, в том числе в ночное время. Очевидно, что такое желание работника заработать больше денег представляет угрозу не только для его собственного здоровья, но и может создать опасность для окружающих. Поэтому, принимая решение о заключении трудового договора о работе по совместительству, сторонам трудового договора необходимо детально обсудить и определить все его условия, объективно оценить реальные физиологические и прочие возможности работника выполнять такую работу без риска создания угрозы для безопасности и здоровья работника на рабочем месте, а также без риска причинения ущерба здоровью окружающих или интересам производства.19
19 См. разъяснение Восточного межрегионального управления Гоструда от 04.10.2023 на стр. 100 этого номера.
Что касается ситуации, когда во время военного положения гражданин хочет трудоустроиться на новое место работы, но не может уволиться с предыдущего основного места работы (оно находится на оккупированной территории или в районе активных боевых действий), то такое трудоустройство может быть осуществлено как по месту работы по совместительству, так и по основному месту работы. Для последнего случая необходимо выполнить действия, предусмотренные абзацем семнадцатым пункта 5-2 раздела XI «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI, согласно которому для получения статуса безработного внутренне перемещенные лица, а также лица, находящиеся на территориях, на которых ведутся боевые действия, у которых не расторгнуты трудовые договоры с работодателем, подают лично во время непосредственного посещения или в электронной форме с помощью средств Единого государственного веб-портала электронных услуг, веб-портала Государственной службы занятости (далее — ГСЗ) или с помощью средств телекоммуникационной связи в территориальный орган ГСЗ заявление на имя работодателя о прекращении трудового договора на основании пункта 1 части первой статьи 36 или статей 38, 39 КЗоТ по форме, определенной ГСЗ, о чем уведомляются работодатель (любыми средствами коммуникации, в том числе электронными), территориальный орган ГНСУ и территориальный орган ПФУ. Эти положения не распространяются на прекращение трудовых договоров с руководителями предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также лицами, занимающими выборные должности. В случае если у таких лиц не прекращены трудовые договоры с работодателем, находящимся на неподконтрольной территории или относительно которого отсутствует информация о местонахождении, заявление хранится в территориальном органе ГСЗ на подконтрольной территории до момента деоккупации (разблокирования) соответствующих территорий, после чего в течение 7 календарных дней уведомляется работодатель (любыми средствами коммуникации, в том числе электронными).
Таким образом, для расторжения трудового договора с предыдущим работодателем и трудоустройства на новое основное место работы работник должен обратиться в территориальный орган ГСЗ с заявлением на имя работодателя о прекращении трудового договора по пункту 1 части первой статьи 36 (по соглашению сторон) или статьям 38, 39 (по инициативе работника) КЗоТ. На основании такого заявления территориальный орган ГСЗ присваивает работнику статус безработного, после чего гражданин может быть трудоустроен на новое основное место работы (обязанность уведомлять предыдущего работодателя о прекращении трудовых отношений с ним работника возлагается на территориальный орган ГСЗ, которому работник подал заявление о прекращении трудового договора). Без подачи указанного заявления в территориальный орган ГСЗ работник может быть принят на работу только как совместитель, поскольку у него имеется основное место работы (у работника не может быть два основных места работы), несмотря на то что фактически он там не работает.
Внесение записей в трудовую книжку совместителя
Согласно статье 48 КЗоТ учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в Реестре ЗЛ в порядке, определенном Законом № 2464.20 По требованию работника, который впервые принимается на работу, трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее 5 дней после принятия на работу. Работодатель по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку (далее — ТК), которая хранится у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе.
20 Детально об учете трудовой деятельности работников в реестре застрахованных лиц рассказано в статье «Электронный учет трудовой деятельности работников» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2021, стр. 104.
Как отмечалось выше, при заключении трудового договора гражданин обязан подать работодателю ТК (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из Реестра ЗЛ. При заключении трудового договора гражданин, который впервые принимается на работу, имеет право потребовать оформления трудовой книжки (части вторая, третья ст. 24 КЗоТ).
Таким образом, при трудоустройстве как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству работник подает работодателю бумажную ТК, которая хранится у работника, или сведения о трудовой деятельности из Реестра ЗЛ. Если при трудоустройстве по месту работы по совместительству работник подает работодателю бумажную ТК, которая хранится у работника, то после внесения в нее записи о принятии на работу ТК возвращается работнику.
Если же бумажная ТК до сих пор хранится у работодателя по основному месту работы (до передачи сканированных копий страниц ТК в ПФУ), то по месту работы по совместительству работник бумажную ТК не предоставляет, но в заявлении о принятии на работу, как отмечено выше, обязательно указывает, что он принимается на работу по совместительству. Если в такой ситуации работодатель по месту работы по совместительству желает ознакомиться с предшествующей трудовой деятельностью своего будущего работника или убедиться в наличии у него высокой квалификации либо трудовых достижений, он может потребовать от работника предоставить выписку из ТК. В этом случае по основному месту работы работника работодатель, у которого хранится ТК, по просьбе работника может выдать ему удостоверенную выписку из ТК со сведениями о работе. То есть в данной ситуации можно использовать порядок действий, изложенный в пункте 2.7 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.93 № 58 (далее — Инструкция № 58). Но обращаем внимание, что с 10 июня 2021 года нормы Инструкции № 58, в том числе нормы ее пункта 2.14 касательно внесения записей в ТК о работе по совместительству «основным» работодателем, противоречат ряду норм КЗоТ, поэтому руководствоваться ими нельзя. Надеемся, что не профильные министерства, а Кабинет Министров Украины наконец-то утвердит новый порядок ведения трудовых книжек, как того требует часть четвертая статьи 48 КЗоТ.
В дальнейшем после получения бумажной ТК «на руки» от «основного» работодателя (после передачи им сканированных копий страниц ТК в ПФУ) работник может подать ТК по месту работы по совместительству для внесения в нее записи о принятии на работу. В этом случае при внесении записи в ТК совместителя необходимо указать, что работник принят на работу именно по совместительству (для исключения одновременного наличия двух записей в ТК о принятии на работу как на основное место работы).
При внесении работодателем в ТК совместителя записи о принятии на работу по совместительству (она может быть сразу под записью о принятии на основное место работы) указывается название предприятия, а под ним в одной строке: номер записи; дата принятия на работу; текст «Принят экономистом по совместительству»; реквизиты приказа о принятии на работу.
Если работник трудоустраивается внутренним совместителем, то процедура внесения записей в ТК значительно упрощается, поскольку одно и то же предприятие является для работника основным местом работы и местом работы по совместительству (запись в ТК об основной работе и о работе по совместительству осуществляет один и тот же отдел кадров или уполномоченный работник). Кроме того, представление при принятии на работу паспорта и других документов внутренним совместителем может и не потребоваться, поскольку данные из этих документов (если, конечно, не произошло каких-либо изменений в них) уже должны быть в отделе кадров предприятия (у работника, уполномоченного вести кадровый учет на предприятии).
Увольнение совместителей
Увольнение работника с места работы по совместительству осуществляется и оформляется в общем порядке как и при увольнении с основного места работы — при наличии оснований, определенных статьей 36 КЗоТ, путем издания приказа об увольнении. При этом в настоящее время в законодательстве нет норм, разрешающих работодателю по собственной инициативе уволить совместителя в случае принятия на работу другого работника, не являющегося совместителем.
Если работник при принятии на работу не уведомил работодателя по совместительству о том, что он не имеет права на работу по совместительству (например, являлся лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700), то его увольнение осуществляется по статье 7 КЗоТ, согласно которой дополнительные (кроме предусмотренных в статье 41 КЗоТ) основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (нарушение установленных правил принятия на работу и т. п.) устанавливаются законодательством.
В случае увольнения работника по указанному основанию в приказе об увольнении (соответственно и при внесении записи в ТК при ее подаче работником) делается ссылка на статью 7 КЗоТ. Предупреждать заблаговременно работника и подавать им заявление об увольнении по указанному основанию не требуется.21
21 См. письмо Минсоцполитики от 28.10.2016 № 401/06/186-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 8/2017, стр. 122, и письмо Минтруда от 06.08.2007 № 199/06/186-07.
Если работник при принятии на работу не уведомил работодателя по совместительству о том, что он не имеет права на работу по совместительству (как лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона № 1700), а после выявления этого факта такой работник–нарушитель подлежит увольнению на основании статьи 7 КЗоТ, то он привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 172-4 КоАП (см. выше). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 172-4 КоАП, рассматриваются судами на основании протоколов, составленных при проверках работодателей уполномоченными должностными лицами органов Национальной полиции, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (ст. 221, 255 КоАП).
Работодатель обязан в день увольнения выдать совместителю копию приказа (распоряжения) об увольнении, письменное уведомление о начисленных и выплаченных ему суммах при увольнении (статья 116 КЗоТ) и осуществить с ним окончательный денежный расчет в сроки, указанные в статье 116 КЗоТ, а также по требованию работника внести соответствующие записи об увольнении в ТК, которая хранится у работника (ст. 47 КЗоТ).22
22 Детально о документальном оформлении увольнения работников рассказано в статье «Увольнение работников с учетом новшеств: основания, трудовые гарантии, документальное оформление» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2021, стр. 66.
Если на момент увольнения совместителя его ТК все еще хранится у «основного» работодателя, то внести в нее запись о работе по совместительству (принятии на работу, увольнении с работы) можно будет только после получения работником ТК «на руки» и обращения к работодателю, у которого он работал по совместительству.
При увольнении работника с места работы по совместительству (как и при увольнении с основного места работы) выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, осуществляется в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. О суммах, начисленных и выплаченных работнику при увольнении, с указанием отдельно каждого вида выплаты (основная и дополнительная заработная плата, поощрительные и компенсационные выплаты, другие выплаты, на которые работник имеет право согласно условиям трудового договора и в соответствии с законодательством, в том числе при увольнении) работодатель должен письменно уведомить работника в день их выплаты. В случае спора о размере сумм, начисленных работнику при увольнении, работодатель в любом случае должен в вышеуказаный срок (т. е. в день увольнения) выплатить работнику не оспариваемую им сумму (ст. 116 КЗоТ).23
23 Подробно о проведении денежного расчета с работником при увольнении рассказано в статьях «Денежный расчет с работником при увольнении (часть 1)» и «Денежный расчет с работником при увольнении (часть 2)» журнала «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2023, стр. 63, и № 3/2023, стр. 19.
В месяце принятия на работу и в месяце увольнения с работы совместитель отражается в приложении 5 к Налоговому расчету с указанием в реквизите 07 «Категорія особи» кода 2 — наемные работники (без трудовой книжки), а в реквизите 11 «Внутрішній сумісник (1 – так, 0 – ні)» указывается код 1 — если совместитель внутренний или код 0 — если совместитель внешний.
Об остальных аспектах работы совместителей, в том числе об изменении места работы с совместительства на основное и наоборот, будет рассказано в следующем номере журнала.