Разъяснение Минэкономики «Комментарий к Закону Украины от 1 июля 2022 года № 2352-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по оптимизации трудовых отношений» от 01.08.2022
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
ДИРЕКТОРАТ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 01.08.2022
Комментарий к Закону Украины от 1 июля 2022 года № 2352-ІХ
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины
по оптимизации трудовых отношений»
Изменения в КЗоТ
1. Статью 23 дополнить новой частью в следующей редакции:
«Работодатель обязан информировать работников, работающих по срочному трудовому договору, о вакансиях, которые соответствуют их квалификации и предусматривают возможность заключения бессрочного трудового договора, а также обеспечивать равные возможности таких работников для его заключения».
Комментарий:
Соответствующими положениями вводятся дополнительные гарантии обеспечения для работников, работающих по срочному трудовому договору, информацией о возможности трудоустройства на неопределенный срок, что соответствует требованиям Директивы Совета 1999/70/ЕС относительно Рамочного соглашения о работе на определенный срок.
Законодательство не определяет порядок и процедуру информирования работников о соответствующих вакансиях. Работодатель может осуществлять такое информирование определенным им способом, в частности путем личного ознакомления работника, рассылки на электронную почту, размещения информации в общедоступных местах на предприятии, в учреждении, организации и т. д. В то же время, по нашему мнению, с целью соблюдения норм этой части работодатель должен принять меры, достаточные для доказательства того факта, что у работника объективно была возможность ознакомиться с такой информацией.
2. Статью 29 изложить в новой редакции:
«До начала работы работодатель обязан согласованным с работником способом проинформировать работника о:
1) месте работы (информация о работодателе, в том числе его местонахождении), трудовой функции, которую обязуется выполнять работник (должность и перечень должностных обязанностей), а также о дате начала выполнения работы;
2) определенном рабочем месте, обеспечении необходимыми для работы средствами;
3) правах и обязанностях, условиях труда;
4) наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, и возможных последствиях их влияния на здоровье, право на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором — под подпись;
5) правилах внутреннего трудового распорядка или условиях установления режима работы, продолжительности рабочего времени и отдыха, а также о положениях коллективного договора (в случае его заключения);
6) прохождении инструктажа по охране труда, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране;
7) организации профессионального обучения работников (если такое обучение предусмотрено);
8) продолжительности ежегодного отпуска, условиях и размере оплаты труда;
9) процедуре и установленных этим Кодексом сроках предупреждения о прекращении трудового договора, которые должны соблюдаться работником и работодателем.
При заключении трудового договора о дистанционной работе работодатель должен обеспечить выполнение только пунктов 1, 3, 5, 7 – 9 части первой этой статьи и в случае необходимости предоставить работнику необходимые для выполнения работы оборудование и средства, а также рекомендации по работе с ними. Информирование может осуществляться в форме дистанционного инструктажа или путем проведения обучения безопасным методам работы на конкретном техническом средстве. В трудовом договоре с согласия сторон могут предусматриваться дополнительные условия безопасности труда.
Ознакомление работников с приказами (распоряжениями), уведомлениями, другими документами работодателя относительно их прав и обязанностей допускается с использованием определенных в трудовом договоре технических средств электронных коммуникаций с наложением усовершенствованной электронной подписи или квалифицированной электронной подписи. В трудовом договоре с согласия сторон могут быть согласованы альтернативные способы ознакомления работника, кроме информации, определенной пунктом 4 части первой этой статьи, которая доводится до сведения работников в порядке, установленном этой статьей».
Комментарий:
Новая редакция статьи 29 предусматривает имплементацию норм Директивы (ЕС) 2019/1152 Европейского Парламента и Совета от 20 июня 2019 года о прозрачных и предвиденных условиях труда в Европейском Союзе для обеспечения получения работником полной информации об условиях трудовых отношений.
В связи со спецификой дистанционной работы заключение трудового договора о дистанционной работе не предусматривает информирование работника о рабочем месте, наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, прохождение общего инструктажа по охране труда, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране. Вместо этого в соответствии со статьей 153 КЗоТ при заключении трудового договора о дистанционной работе на работодателя возлагается обязанность систематического проведения инструктажа (обучения) работника по вопросам охраны труда и противопожарной безопасности в пределах использования таким работником оборудования и средств, рекомендованных или предоставленных работодателем. Такой инструктаж (обучение) может проводиться дистанционно, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в частности путем видеосвязи. В таком случае подтверждением проведения инструктажа (обучения) считается факт обмена соответствующими электронными документами между работодателем и работником. При выполнении дистанционной работы работодатель отвечает за безопасность и надлежащее техническое состояние оборудования и средств производства, передаваемых работнику для выполнения дистанционной работы.
3. В статье 36:
часть первую дополнить пунктами 81, 82 и 83 следующего содержания:
«81) смерть работодателя – физического лица или вступление в законную силу решения суда о признании такого физического лица без вести пропавшим или об объявлении его умершим;
82) смерть работника, признание его судом без вести пропавшим или объявление умершим;
83) отсутствие работника на работе и информации о причинах такого отсутствия более четырех месяцев подряд»;
После части второй дополнить двумя частями следующего содержания:
«Для прекращения трудового договора в соответствии с пунктом 81 части первой этой статьи работник подает в электронной или бумажной форме в любой районный, горрайонный, городской центр занятости, филиал регионального центра занятости заявление о прекращении трудового договора с изложением соответствующей информации и копии документов, которые подтверждают обстоятельства, указанные в пункте 81 части первой этой статьи (при наличии). Датой прекращения трудового договора считается день подачи такого заявления. Районный, горрайонный, городской центр занятости, филиал регионального центра занятости по месту обращения работника в день прекращения трудового договора уведомляет об этом:
центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам пенсионного обеспечения и ведения учета лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию;
центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Порядок прекращения трудового договора в соответствии с пунктом 81 части первой этой статьи определяется Кабинетом Министров Украины».
Комментарий:
1. О прекращении действия трудового договора в связи со смертью, признанием без вести пропавшим или объявлением умершим работника или работодателя – физического лица
Соответствующие дополнения пунктами 81 и 82 устраняют правовую коллизию по определению юридических оснований для прекращения действия трудового договора в связи со смертью, признанием без вести пропавшим или объявлением умершим работника или работодателя – физического лица (в частности ФЛП).
А) В соответствии с пунктом 4.3 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом от 29.07.1993 № 58 (далее — Инструкция), в случае смерти работника трудовая книжка выдается на руки его ближайшим родственникам под расписку или направляется по почте по их требованию. В трудовой книжке умершего работника в разделе «Сведения о работе» и дате записи в графе 3 записывается: «Работа прекращена в связи со смертью», затем заполняется графа 4 — указываются дата и номер приказа (распоряжения). Эта запись удостоверяется в установленном порядке.
В то же время согласно пункту 2.26 Инструкции записи о причинах увольнения в трудовой книжке должны осуществляться в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона.
В связи с появлением пункта 82 статьи 36 КЗоТ (смерть работника, признание его судом без вести пропавшим или объявление умершим) рекомендуем при заполнении трудовой книжки ссылаться именно на эти нормы.
Б) Смерть работодателя – физического лица или вступление в законную силу решения суда о признании такого физического лица без вести пропавшим или об объявлении его умершим делает невозможным совершение дальнейших юридических действий таким лицом в отношении наемного работника.
В связи с этим законодательством предусмотрена особая процедура прекращения такого договора при наличии соответствующих оснований.
Работник, которому стало известно об обстоятельствах смерти работодателя – физического лица или вступлении в законную силу решения суда о признании такого физического лица без вести пропавшим или об объявлении его умершим, должен обратиться в любой районный, горрайонный, городской центр занятости, филиал регионального центра занятости с заявлением о прекращении трудового договора, в котором необходимо изложить соответствующую информацию и при наличии предоставить копии документов, подтверждающих смерть работодателя – физического лица или вступление в законную силу решения суда о признании такого физического лица без вести пропавшим или об объявлении его умершим (например, копия свидетельства о смерти, копия решения суда и т. п.).
2. О прекращении действия трудового договора в связи с отсутствием работника на работе и информации о причинах такого отсутствия более четырех месяцев подряд (пункт 83 статьи 36 КЗоТ).
Данное основание для прекращения трудового договора не следует отождествлять с увольнением в связи с прогулом (пункт 4 статьи 40 КЗоТ).
Для прекращения действия трудового договора по соответствующему основанию должны быть одновременно соблюдены два обязательных условия:
1) фактическое отсутствие работника на рабочем месте более 4 месяцев;
2) отсутствие информации у работодателя о причинах такого отсутствия более 4 месяцев подряд (при этом не имеет значения уважительность или неуважительность причин такого отсутствия).
Усматривается, что в случае невыполнения одновременно двух вышеприведенных условий увольнение в соответствии с таким основанием может быть признано судом незаконным, например, если работник докажет, что в течение 4 месяцев проинформировал работодателя о причинах своего отсутствия.
При этом исходя из необходимости выполнения требования об отсутствии работника или информации о нем 4 месяца подряд, не может считаться выполнением этого условия наличие нескольких подобных периодов, которые в сумме равны или превышают 4 месяца.
4. В статье 41:
часть первую дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) невозможности обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий»;
в части третьей слова «частями первой и второй» заменить словами и цифрами «пунктами 1 – 5 части первой и частью второй»;
в части четвертой слова и цифру «в случае, предусмотренном пунктом 4» заменить словами и цифрами «в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6».
Комментарий:
Изменениями в эту статью вводится новое основание для увольнения по инициативе работодателя — невозможность обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий.
Обязательным условием для увольнения по этому основанию должна быть обоснованная невозможность обеспечивать работника работой, определенной трудовым договором и трудовой функцией, которая непосредственно связана с полным уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий.
Верховный Суд в постановлении от 17.01.2019 № 708/254/18 указал, что согласно положениям статьи 349 ГК Украины право собственности на имущество прекращается в случае его уничтожения. При уничтожении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, право собственности на это имущество прекращается с момента внесения по заявлению собственника изменений в государственный реестр.
Верховный Суд пришел к выводу, что условиями для прекращения права собственности на уничтоженное недвижимое имущество согласно требованиям статьи 349 ГК Украины является наличие установленного факта уничтожения имущества, а также соответствующего заявления собственника имущества о внесении изменений в государственный реестр.
Документами, подтверждающими уничтожение имущества, могут быть материалы технической инвентаризации, удостоверяющие факт уничтожения имущества, справки органов внутренних дел Украины, акт о пожаре, официальные заключения других учреждений или организаций, которые в соответствии с законодательством уполномочены удостоверять факт уничтожения имущества и т. п.
Расторжение трудового договора в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 не требует соблюдения положений части третьей статьи 40 КЗоТ, но осуществляется только в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Одновременно считаем целесообразным работодателю с целью минимизации в будущем конфликтов и трудовых споров перед принятием решения о применении указанной нормы обеспечить проведение консультаций с представителями работников (например, о невозможности обеспечения в дальнейшем работой вследствие уничтожения имущества).
5. В части первой статьи 421 слова и цифры «пунктом 1 статьи 40 этого Кодекса (кроме случая ликвидации предприятия, учреждения, организации)» заменить словами и цифрами «пунктом 1 части первой статьи 40 (кроме случая ликвидации предприятия, учреждения, организации), пунктом 6 части первой статьи 41 этого Кодекса».
Комментарий:
Нормой закреплена дополнительная гарантия в отношении работников, уволенных в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41, на преимущественное право на заключение трудового договора в случае обратного принятия на работу.
Работник, с которым расторгнут трудовой договор по основанию, предусмотренному пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ, в течение одного года имеет право на заключение трудового договора в случае обратного принятия на работу, если работодатель проводит принятие на работу работников аналогичной квалификации.
Для обеспечения реализации данного положения и во избежание потенциальных споров целесообразно работодателям, которые планируют и/или могут возобновить свою деятельность в течение одного года, сохранять контактные данные уволенных работников и осуществлять информирование таких лиц в случае возобновления принятия на работу работников аналогичной квалификации.
Работники, желающие реализовать свое право на обратное принятие, также могут сообщить об этом работодателю при увольнении в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ.
6. В части первой статьи 431:
абзац четвертый исключить;
абзац десятый изложить в такой редакции: «призыва или мобилизации во время особого периода работодателя – физического лица»;
дополнить абзацем одиннадцатым такого содержания: «увольнение работника в связи с невозможностью обеспечения его работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий».
Комментарий:
Предложенными изменениями устраняются некоторые коллизии законодательства о труде, а также устанавливается, что расторжение трудового договора в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ (невозможность обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий) осуществляется без предварительного согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).
7. Статью 44 после слов и цифр «пунктах 1, 2 и 6 статьи 40» дополнить словами и цифрами «пункте 6 части первой статьи 41».
Комментарий:
При расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 КЗоТ (невозможность обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий) работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка.
При этом коллективным или трудовым договором возможно установление более высоких гарантий размера выходного пособия.
8. Часть первую статьи 47 изложить в такой редакции:
«Работодатель обязан в день увольнения выдать работнику копию приказа (распоряжения) об увольнении, письменное уведомление о начисленных и выплаченных ему суммах при увольнении (статья 116) и осуществить с ним расчет в сроки, определенные статьей 116 этого Кодекса, а также по требованию работника внести надлежащие записи об увольнении в трудовую книжку, хранящуюся у работника».
Комментарий:
Устанавливается, что вместе с копией приказа об увольнении работодатель обязан выдать работнику также и письменное уведомление о начисленных и выплаченных ему суммах при увольнении. Согласование с нормами статьи 116 КЗоТ.
9. В статье 492:
часть четвертую дополнить словами «а также в связи с невозможностью обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий»;
после части шестой дополнить новой частью следующего содержания: «Высвобождение работников в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 этого Кодекса осуществляется в следующем порядке:
о предстоящем увольнении работников персонально предупреждают не позднее чем за 10 календарных дней;
не позднее чем за 10 календарных дней до запланированного высвобождения работников первичным профсоюзным организациям предоставляется информация об этих мероприятиях, включая информацию о причинах высвобождения, количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнения.
В случае если увольнение работников является массовым в соответствии со статьей 48 Закона Украины «О занятости населения», работодатель за 10 календарных дней до проведения увольнения уведомляет государственную службу занятости о запланированном высвобождении работников, а также в течение пяти календарных дней проводит консультации с профсоюзами о мероприятиях по предотвращению увольнений или сведению их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любых увольнений».
Комментарий:
Устанавливается особый порядок увольнения работников в связи с невозможностью обеспечения работника работой, определенной трудовым договором, в связи с уничтожением (отсутствием) производственных, организационных и технических условий, средств производства или имущества работодателя вследствие боевых действий (п. 6 ч. 1 ст. 41), который отличается от общей процедуры высвобождения, предусмотренной частями первой – третьей статьи 492, которые в таком случае не подлежат применению.
Вместо этого исчерпывающий перечень требований при увольнении работника в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 41 устанавливается частью шестой статьи 492 КЗоТ:
— персональное предупреждение работника не менее чем за 10 календарных дней;
— предоставление информации о запланированном высвобождении работников первичным профсоюзным организациям, включая информацию о причинах высвобождения, количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнения не позднее чем за 10 календарных дней;
— уведомление государственной службы занятости о запланированном высвобождении работников, а также проведение в течение пяти календарных дней консультаций с профсоюзами о мерах по предотвращению увольнений или сведению их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любых увольнений (в случае, если высвобождение является массовым).
10. Статью 81 исключить.
Комментарий:
Отменяется механизм, предусматривающий возможность работников при переводе с одного предприятия, учреждения, организации на другое предприятие, в учреждение, организацию, которые не использовали по предыдущему месту работы полностью или частично ежегодный основной отпуск, получить неиспользованную часть отпуска по новому месту работы.
При увольнении работника с ним должен быть осуществлен полный и окончательный расчет и, при наличии оснований, — выплачена денежная компенсация за все неиспользованные им дни отпусков в соответствии с законодательством. Новый работодатель не несет обязательств по отношениям, которые были у работника с предыдущим работодателем.
11. Пункт 2 части первой статьи 82 изложить в такой редакции:
«2) время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением или переводом на другую работу), кроме случаев, когда за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва».
Комментарий:
Изменения предусматривают, что время, когда в соответствии со статьей 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва, не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск.
12. В статье 83:
часть третью исключить;
часть шестую изложить в такой редакции:
«В случае смерти работника денежная компенсация за не использованные им дни ежегодных отпусков, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, которая не была получена при жизни, выплачивается членам семьи такого работника, а в случае их отсутствия — входит в состав наследства».
Комментарий:
При увольнении работника с ним должен быть проведен полный и окончательный расчет и, при наличии оснований, — выплачена денежная компенсация за все не использованные им дни отпусков в соответствии с законодательством. Новый работодатель не несет обязательств по отношениям, которые были у работника с предыдущим работодателем.
Одновременно положения части шестой приведены в соответствие со статьей 1227 Гражданского кодекса Украины в части наследования не полученных работником сумм.
13. Текст статьи 1021 изложить в такой редакции:
«Совместительством считается выполнение работником, кроме основной, другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у работодателя – физического лица.
Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу».
Комментарий:
На уровне закона закрепляются понятие совместительства и основной принцип оплачиваемости работы по совместительству.
Отменена норма, согласно которой условия работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций определяются Кабинетом Министров Украины.
В то же время это не исключает возможности установления ограничения касательно совместительства для отдельных категорий работников (например, Законом Украины «О предотвращении коррупции»). Также, исходя из содержания части второй статьи 21 КЗоТ, ограничения на совместительство могут предусматриваться законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
14. Часть четвертую статьи 115 изложить в такой редакции:
«Заработная плата работникам за все время отпуска выплачивается до начала отпуска, если иное не предусмотрено трудовым или коллективным договором».
Комментарий:
Нормы статьи 115 КЗоТ согласованы с положениями пункта 2 статьи 7 Конвенции Международной организации труда об оплачиваемых отпусках № 132 от 24.06.1970.
Таким образом, заработная плата за все время отпуска в общем случае должна быть выплачена не позднее момента начала отпуска. Моментом начала отпуска целесообразно считать ноль часов ноль минут первого календарного дня отпуска, указанного в решении о его предоставлении.
При этом трудовым или коллективным договором могут быть установлены другие условия осуществления такой выплаты. Закон прямо не устанавливает запрет возможности определения в коллективных или трудовых договорах сроков выплаты, приходящихся на период после начала отпуска.
В то же время согласно статье 9 КЗоТ условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.
Как правило, условия, в т. ч. договоров о труде, об отсрочке причитающихся работнику выплат на более поздний момент считаются худшими по сравнению с условиями выплаты их в гарантированный законодательством срок или ранее. Во избежание конфликтов и споров считаем нецелесообразным при заключении договоров вносить в них положения, не соответствующие нормам статьи 115 КЗоТ.
15. В статье 116:
третье предложение части первой изложить в редакции: «О суммах, начисленных и выплаченных работнику при увольнении, с указанием отдельно каждого вида выплаты (основная и дополнительная заработная плата, поощрительные и компенсационные выплаты, другие выплаты, на которые работник имеет право согласно условиям трудового договора и в соответствии с законодательством, в том числе при увольнении) работодатель должен письменно уведомить работника в день их выплаты»;
часть вторую изложить в такой редакции: «В случае спора о размере сумм, начисленных работнику при увольнении, работодатель в любом случае должен в определенный этой статьей срок выплатить не оспариваемую им сумму».
Комментарий:
Оптимизированы положения о порядке и действиях работодателя по выплате причитающихся работнику сумм при увольнении.
16. Текст статьи 117 изложить в такой редакции:
«В случае невыплаты по вине работодателя причитающихся уволенному работнику сумм в сроки, определенные статьей 116 этого Кодекса, при отсутствии спора об их размере предприятие, учреждение, организация должны выплатить работнику его средний заработок за все время задержки по день фактического расчета, но не более чем за шесть месяцев.
При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм работодатель должен выплатить указанное в этой статье возмещение в случае, если спор решен в пользу работника. Если спор решен в пользу работника частично, размер возмещения за время задержки определяет орган, выносящий решение по существу спора, но не более чем за период, установленный частью первой этой статьи».
Комментарий:
Устанавливается ограничение относительно выплаты работодателем сумм среднего заработка за все время задержки по день фактического расчета, но не более чем за шесть месяцев.
Предложенные изменения влекут частичное уменьшение количества случаев сознательного затягивания рассмотрения спора о выплате причитающихся денежных сумм за время вынужденного прогула.
17. В части третьей статьи 119 слова «сохраняются место работы, должность и средний заработок» заменить словами «сохраняются место работы и должность».
Комментарий:
В статью 119 КЗоТ вносятся изменения в части исключения нормы о сохранении работодателем среднего заработка работникам, призванным на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятым на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения.
Учитывая, что заключительными и переходными положениями Закона не определены особенности применения нормы части третьей статьи 119 КЗоТ, то со дня вступления в силу Закона за работниками, призванными (принятыми) до дня вступления в силу Закона на военную службу, по нашему мнению, следует сохранять только место работы (должность).
Такой вывод можно сделать с учетом следующего.
Конституционный Суд Украины в решении от 09 февраля 1999 года № 1-рп/99 отмечает, что по общепризнанному принципу права законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Этот принцип закреплен в части первой статьи 58 Конституции Украины, согласно которой действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.
В решении от 03 октября 1997 года № 4-зп Конституционный Суд Украины отмечает, что конкретная сфера общественных отношений не может быть одновременно урегулирована однопредметными нормативно-правовыми актами одинаковой силы, которые по содержанию противоречат друг другу. Обычной является практика, когда следующий во времени акт содержит прямое предостережение о полной или частичной отмене предыдущего. Общепризнанным является и то, что с принятием нового акта, если иное не предусмотрено самим этим актом, автоматически отменяется однопредметный акт, действовавший во времени ранее.
Закрепление принципа необратимости действия во времени законов и других нормативно-правовых актов является гарантией безопасности человека и гражданина, доверия к государству. Исключения из этого конституционного принципа, то есть предоставление закону или другому нормативно-правовому акту обратной силы, предусмотрено частью первой статьи 58 Конституции Украины, а именно: когда законы или другие нормативно-правовые акты смягчают или отменяют ответственность лица (абзацы первый–второй пункта 4 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины в деле по конституционному представлению Президента Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (дело о налогах) от 05.04.2001 № 3-рп/2001).
В абзацах четвертом, пятом пункта 5 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины (Первый сенат) по делу <…> о соответствии Конституции Украины (конституционности) пунктов 2, 3 раздела ІІ «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о введении контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуре назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры» от 28 января 2016 года № 955-VIII с изменениями от 12 июля 2019 года № 5-р(I)/2019, Конституционный Суд Украины считает, что по содержанию части первой статьи 58 Конституции Украины новый акт законодательства применяется к тем правоотношениям, которые возникли после вступления его в силу. Если правоотношения продолжительны и возникли до принятия акта законодательства и продолжают существовать после его принятия, то новое нормативное регулирование применяется со дня вступления его в силу или со дня, установленного этим нормативно-правовым актом, но не ранее дня его официального опубликования.
Закон не имеет обратного действия во времени, поскольку не распространяется на бессрочные трудовые договоры, заключенные до его принятия, а предусматривает прекращение этих договоров с момента вступления его в силу и возможность продления трудовых правоотношений на условиях контракта между профессиональными творческими работниками (художественным и артистическим персоналом) и государственными и коммунальными учреждениями культуры. Таким образом, Закон направлен на регулирование тех правоотношений, которые возникнут после вступления его в силу, а трудовые правоотношения, возникшие ранее, должны быть приведены в соответствие с новым юридическим регулированием.
Кроме того, в решении от 08 октября 2008 года № 20-рп/2008 по делу о страховых выплатах Конституционный Суд Украины указал, что виды и размеры социальных услуг и выплат потерпевшим, которые осуществляются и возмещаются Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (в нашем случае — средний заработок сохраняется работодателем за счет его денежных средств), устанавливаются государством с учетом его финансовых возможностей.
Такой принцип заложен, в частности, в Общей декларации прав человека 1948 года, согласно которой каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной сферах с помощью национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года устанавливает общую обязанность государств обеспечить осуществление прав, предусмотренных этим пактом, в максимальных пределах имеющихся ресурсов (пункт 1 статьи 2).
Европейский суд по правам человека в решении от 09 октября 1979 года по делу «Эйри против Ирландии» также констатировал, что осуществление социально-экономических прав человека в значительной степени зависит от положения в государствах, особенно финансового. Такие положения распространяются и на вопросы о допустимости уменьшения социальных выплат, о чем указано в решении этого суда по делу «Кйартан Асмундсон против Исландии» от 12 октября 2004 года.
В решении Конституционного Суда Украины от 22 мая 2018 года № 5-р/2018 отмечается, что сужение содержания и объема существующих конституционных прав и свобод человека является их ограничением. Верховная Рада Украины полномочна принимать законы, устанавливающие ограничения, согласно следующим критериям: «ограничения по реализации конституционных прав и свобод не могут быть произвольными и несправедливыми, они должны устанавливаться исключительно Конституцией и законами Украины, преследовать легитимную цель, быть обусловленными общественной необходимостью достижения этой цели, пропорциональными и обоснованными, в случае ограничения конституционного права или свободы законодатель обязан ввести такое правовое регулирование, которое позволит оптимально достичь легитимной цели с минимальным вмешательством в реализацию этого права или свободы и не нарушать сущностное содержание такого права» (абзац третий подпункта 2.1 пункта 2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 01 июня 2016 года № 2-рп/2016).
При этом Правительством принято постановление от 28 февраля 2022 года № 168 «Вопросы некоторых выплат военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, полицейским и их семьям во время действия военного положения».
Пунктом 1 указанного постановления предусматривается установить, что на период действия военного положения военнослужащим Вооруженных сил, Службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного управления разведки Министерства обороны, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы, Управления государственной охраны, Государственной службы специальной связи и защиты информации, Государственной специальной службы транспорта, военным прокурорам Офиса Генерального прокурора, лицам рядового и начальствующего состава Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, сотрудникам Службы судебной охраны, лицам начальствующего состава управления специальных операций Национального антикоррупционного бюро и полицейским, а также лицам рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы, которые несут службу в органах и учреждениях указанной Службы в пределах территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находятся во временной оккупации, окружении (блокировании), выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 30 000 гривен ежемесячно (кроме лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы, которым такое вознаграждение выплачивается пропорционально времени прохождения службы в расчете на месяц), а тем из них, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях или обеспечивают осуществление мер по национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии, находясь непосредственно в районах в период осуществления указанных мероприятий (в том числе военнослужащим срочной службы), — размер этого дополнительного вознаграждения увеличивается до 100 000 гривен в расчете на месяц пропорционально времени участия в таких действиях и мероприятиях.
С учетом изложенного, а также во избежание дискриминационных подходов в отношении работников, которые будут приняты (призваны) на военную службу после дня вступления в силу Закона, работодатель, по нашему мнению, вправе прекратить сохранение заработной платы за работниками, которые были приняты (призваны) на военную службу до дня вступления в силу Закона.
Вместе с тем согласно статье 91 КЗоТ предприятия, учреждения, организации в пределах своих полномочий и за счет собственных денежных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Отдельно следует отметить о сохранении среднего заработка лицам, заключившим контракт добровольца территориальной обороны.
Пунктом 3 формы контракта добровольца территориальной обороны, утвержденной приказом Министерства обороны Украины от 07.03.2022 № 84, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 07.03.2022 под № 307/37643 (далее — Форма контракта), предусмотрено, что на добровольца территориальной обороны, который заключил этот контракт, распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» и статьей 119 КЗоТ.
Статья 119 КЗоТ регламентирует гарантии для работников при выполнении государственных или общественных обязанностей.
В связи с этим и учитывая, что нормы Закона № 2352 и Формы контракта не содержат изменений в правовом регулировании социального и правового положения членов добровольческих формирований территориальных общин (далее — ДФТО), в том числе и в части сохранения за ними среднего заработка, законодательных оснований для прекращения выплаты сохраненного среднего заработка указанным категориям работников не усматривается.
Также следует отметить, что частью первой статьи 119 КЗоТ четко определено сохранение упомянутых гарантий именно на время выполнения государственных и/или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут выполняться в рабочее время. Следовательно, по нашему мнению, работодатель вправе потребовать от добровольца – члена ДФТО подтверждения того, что выполнение поставленных командиром задач осуществляется в рабочее время.
В соответствии с Положением о ДФТО, утвержденным постановлением КМУ от 29.12.2021 № 1449 (далее — Положение), командир добровольческого формирования ответственен за его деятельность, определяет задачи членам добровольческого формирования с учетом их способностей (пункт 3 Положения). Также к функциям командира ДФТО относится контроль за соблюдением условий контракта и прекращение контракта в случае нарушения добровольцем его условий (пункт 23 Положения).
Следовательно, считаем, что именно командиры ДФТО должны осуществлять, в т. ч. и по требованию добровольца или его работодателя, подтверждение выполнения поставленных командиром задач территориальной обороны в рабочее время. Форма такого подтверждения не определена законодательством, поэтому командир может осуществлять подтверждение любыми должным образом удостоверенными документами, которые в достаточной степени указывают на привлечение добровольца к выполнению задач территориальной обороны в его рабочие (согласно определенному работодателем режиму) дни.
18. Название и части первую и вторую статьи 233 изложить в такой редакции:
«Статья 233. Сроки обращения в суд за разрешением трудовых споров
Работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в суд в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, кроме случаев, предусмотренных частью второй этой статьи.
С заявлением о разрешении трудового спора по делам об увольнении работник имеет право обратиться в суд в месячный срок со дня вручения копии приказа (распоряжения) об увольнении, а по делам о выплате всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, — в трехмесячный срок со дня получения им письменного уведомления о суммах, начисленных и выплаченных ему при увольнении (статья 116)».
Комментарий:
Нормами статьи пересмотрены сроки исковой давности в трудовых спорах. Главным нововведением стало то, что теперь работник может обратиться в суд по делам о выплате всех сумм, причитающихся работнику при увольнении только в трехмесячный срок со дня получения им письменного уведомления о суммах, начисленных и выплаченных ему при увольнении.
Указанные нововведения повлекут за собой повышение оперативности рассмотрения трудовых споров, в частности по невыплате заработной платы.
19. Текст статьи 234 изложить в такой редакции:
«В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных статьей 233 этого Кодекса, суд может восстановить эти сроки, если со дня получения копии приказа (распоряжения) об увольнении или письменного уведомления о суммах, начисленных и выплаченных работнику при увольнении (статья 116), прошло не более одного года.
Комментарий:
Согласно формулировке нормы.
Изменения в Законе Украины «Об оплате труда»
1. Текст статьи 19 изложить в такой редакции:
«Совместительством считается выполнение работником, кроме основной, другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у физического лица, использующего труд наемных работников.
Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу».
Комментарий:
С учетом норм статьи 1021 КЗоТ на уровне закона закрепляются понятие совместительства и принцип оплачиваемости работы по совместительству.
Отменена норма, согласно которой условия работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций определяются Кабинетом Министров Украины.
В то же время это не исключает возможности установления ограничения на совместительство для отдельных категорий работников (например, Законом Украины «О предотвращении коррупции»). Также, исходя из содержания части второй статьи 21 КЗоТ, ограничения на совместительство могут предусматриваться законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.
Изменения в Законе Украины «Об отпусках»
1. В статье 9:
пункт 2 части первой изложить в такой редакции:
«2) время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением или переводом на другую работу), кроме случаев, когда за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва».
часть третью исключить.
Комментарий:
Изменения предусматривают, что время, когда в соответствии со статьей 119 КЗоТ за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва, не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск.
Также отменяется механизм, предусматривающий возможность работников при переводе с одного предприятия, учреждения, организации на другое предприятие, в учреждение, организацию, которые не использовали по предыдущему месту работы полностью или частично ежегодный основной отпуск, получить неиспользованную часть отпуска по новому месту работы.
2. Пункт 8 части седьмой статьи 10 исключить.
Комментарий:
Отменяется механизм, предусматривающий возможность работников при переводе с одного предприятия, учреждения, организации на другое предприятие, в учреждение, организацию, которые не использовали по предыдущему месту работы полностью или частично ежегодный основной отпуск, получить неиспользованную часть отпуска по новому месту работы.
3. Часть первую статьи 21 изложить в такой редакции:
«Заработная плата работникам за все время отпуска выплачивается до начала отпуска, если иное не предусмотрено законодательством, трудовым или коллективным договором».
Комментарий:
Нормы статьи 21 этого Закона согласованы с положениями пункта 2 статьи 7 Конвенции Международной организации труда об оплачиваемых отпусках № 132 от 24.06.1970.
Таким образом, заработная плата за все время отпуска в общем случае должна быть выплачена не позднее момента начала отпуска. Моментом начала отпуска целесообразно считать ноль часов ноль минут первого календарного дня отпуска, указанного в решении о его предоставлении.
При этом трудовым или коллективным договором могут быть установлены другие условия осуществления такой выплаты. Закон прямо не устанавливает запрет возможности определения в коллективных или трудовых договорах сроков выплаты, приходящихся на период после начала отпуска.
В то же время согласно статье 9 КЗоТ условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.
Как правило, условия, в т. ч. договоров о труде, по отсрочке причитающихся работнику выплат на более поздний момент считаются худшими по сравнению с условиями выплаты их в гарантированный законодательством срок или ранее. Во избежание конфликтов и споров считаем нецелесообразным при заключении договоров вносить в них положения, не соответствующие нормам статьи 115 КЗоТ и статьи 21 этого Закона.
4. В части четвертой статьи 23 слова «а также по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста» исключить.
Комментарий:
Норма приведена в соответствие с действующим законодательством, которым устанавливается порядок выплаты денежной помощи при рождении ребенка.
5. В статье 24:
часть третью исключить;
в части шестой слова «выплачивается наследникам» заменить словами «которая не была получена при жизни, выплачивается членам семьи такого работника, а в случае их отсутствия — входит в состав наследства».
Комментарий:
Отныне при увольнении работника с ним должен быть проведен полный и окончательный расчет и, при наличии оснований, — выплачена денежная компенсация за все не использованные им дни отпусков в соответствии с законодательством. Новый работодатель не несет обязательств по отношениям, которые были у работника с предыдущим работодателем.
Положения части шестой приведены в соответствие со статьей 1227 Гражданского кодекса Украины в части наследования не полученных работником сумм.
6. Пункт 18 части первой статьи 25 исключить.
Комментарий:
Положение исключено в связи с началом полномасштабной агрессии Российской Федерации на всей территории Украины, а не только в Луганской и Донецкой областях.
В то же время статья 12 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» дополнена новой частью (см. комментарий к изменениям в статью 12 Закона № 2136), вводящей новый вид отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого работнику в обязательном порядке.
Изменения в Законе Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения»
1. В статье 1:
часть первую изложить в следующей редакции:
«1. Этот Закон определяет особенности прохождения государственной службы, службы в органах местного самоуправления, особенности трудовых отношений работников всех предприятий, учреждений, организаций в Украине независимо от формы собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, а также лиц, работающих по трудовому договору, заключенному с физическими лицами (далее — работники), в период действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения»;
В части второй слова «согласно статьям» заменить словами «предусмотренных статьями»;
часть третью после слов «законодательства о труде» дополнить словами «законов Украины «О государственной службе», «О службе в органах местного самоуправления», других законодательных актов, регулирующих деятельность государственных служащих, должностных лиц местного самоуправления».
Комментарий:
Изменениями прямо распространено действие Закона № 2136 на соответствующие отношения, регулируемые законодательством о государственной службе и службе в органах местного самоуправления.
2. Часть вторую статьи 3 изложить в такой редакции:
«2. В период действия военного положения уведомление работника об изменении существенных условий труда и изменении условий оплаты труда, предусмотренных частью третьей статьи 32 и статьей 103 Кодекса законов о труде Украины, осуществляется не позднее чем до введения таких условий».
Комментарий:
Уточнена процедура уведомления об изменении существенных условий труда в условиях военного времени, в частности устранена коллизия со статьей 103 КЗоТ относительно сроков уведомления работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения.
3. В статье 6:
части первую – третью и шестую изложить в следующей редакции:
«1. Нормальная продолжительность рабочего времени в период действия военного положения может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения).
Комментарий:
Обновленная редакция этой части уточняет, что увеличение продолжительности рабочего времени в период военного положения до 60 часов в неделю является правом работодателя и не предусматривает установление такой продолжительности для всех в обязательном порядке.
Одновременно изменениями определено, что такое решение может быть принято исключительно касательно организации труда работников, занятых на объектах критической инфраструктуры.
Объектами критической инфраструктуры в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О критической инфраструктуре» являются объекты инфраструктуры, системы, их части и их совокупность, которые важны для экономики, национальной безопасности и обороны, нарушение функционирования которых может нанести ущерб жизненно важным национальным интересам.
2. Для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (в оборонной сфере, сфере обеспечения жизнедеятельности населения и т. п.), которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность рабочего времени в период действия военного положения не может превышать 40 часов в неделю.
Комментарий:
Максимальная величина нормальной продолжительности рабочего времени в период действия военного положения работников, которым в соответствии с законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (врачи, работники на работах с вредными и опасными условиями труда и другие), уменьшена с 50 до 40 часов.
При этом увеличение такой продолжительности рабочего времени по сравнению с определенной законами также является правом, а не обязанностью работодателя и с учетом части первой этой статьи может быть применено исключительно в отношении работников, занятых на объектах критической инфраструктуры.
3. Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается работодателем».
Комментарий:
Для установления пятидневной или шестидневной рабочей недели в период военного положения больше не нужно решение военного командования вместе с военными администрациями (в случае их создания) или согласие первичной профсоюзной организации или согласование местного совета.
«6. В период действия военного положения не применяются нормы статьи 53, части первой статьи 65, части третьей – пятой статьи 67, статей 71, 73, 781 Кодекса законов о труде Украины и части второй статьи 5 Закона Украины «Об отпусках».
Комментарий:
В связи с тем, что в период действия военного положения нормы о праздничных и нерабочих днях (статья 73 КЗоТ) не применяются, приведенной редакцией изменений уточняется, что исчисление продолжительности ежегодного отпуска и дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, следует проводить с учетом таких праздничных и нерабочих дней.
Также из перечня статей, нормы которых не применяются в период действия военного положения, изменениями изъята статья 72 КЗоТ, регламентирующая компенсацию за работу в выходной день. То есть работа в выходные дни должна компенсироваться как и в мирное время, с согласия сторон, предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере в соответствии со статьей 107 КЗоТ.
дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания:
«7. В случае установления нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с частями первой и второй этой статьи свыше нормы, установленной в соответствии с законодательством, оплата труда осуществляется в размере, увеличенном пропорционально увеличению нормы труда.
8. Нормы частей первой, второй и пятой этой статьи не применяются к труду несовершеннолетних».
Комментарий:
Частью первой этой статьи предусмотрено право работодателя на увеличение продолжительности рабочего времени с 40 до 60 (до 40 — работникам, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени) часов в неделю в период военного положения для некоторых категорий работников.
Одновременно в случае принятия решения о таком увеличении работодатель должен осуществлять оплату труда таких работников пропорционально увеличенной норме труда относительно той нормальной продолжительности рабочего времени, которая была или могла быть установлена такому работнику в соответствии с нормами законодательства о труде при отсутствии военного положения.
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних в период действия военного положения теперь не может превышать установленную в статье 51 КЗоТ (для работников от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю, для лиц от 15 до 16 лет (учеников от 14 до 15 лет, работающих в период каникул) — 24 часа в неделю).
4. Статью 7 изложить в такой редакции:
«Статья 7. Особенности обмена документами, организации кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов у работодателя
1. В период действия военного положения порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений, оформления и ведения трудовых книжек и архивного хранения соответствующих документов в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно, при условии обеспечения ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета расходов на оплату труда.
2. В период действия военного положения стороны трудового договора могут договориться об альтернативных способах создания, пересылки и хранения приказов (распоряжений) работодателя, уведомлений и других документов по вопросам трудовых отношений и о любом другом доступном способе электронной коммуникации, который избран по согласию между работодателем и работником».
Комментарий:
Обновленной редакцией части первой статьи 7 уточняется определение предмета регулирования (порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений и ведения трудовых книжек).
Статья 7 дополняется частью второй, которая предоставляет сторонам право в период действия военного положения самостоятельно определиться с приемлемым для них способом создания, пересылки и хранения приказов (распоряжений) работодателя, уведомлений и других документов по вопросам трудовых отношений, в т. ч. и с любым доступным способом электронной коммуникации, избранным по согласию между работодателем и работником.
Вместе с тем, во избежание в дальнейшем недоразумений и споров, рекомендуем сторонам перед началом использования альтернативных способов коммуникации зафиксировать факт договоренности об использовании в трудовых отношениях соответствующих средств электронной коммуникации.
5. Часть вторую статьи 9 исключить.
Комментарий:
Исключены особенности регулирования привлечения к работе работников, имеющих детей, с целью устранения коллизий.
6. В статье 12:
часть первую изложить в следующей редакции:
«1. В период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год.
Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление не использованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения.
В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска. Нормы части седьмой статьи 79, части пятой статьи 80 Кодекса законов о труде Украины и части пятой статьи 11, части второй статьи 12 Закона Украины «Об отпусках» в период действия военного положения не применяются.
В случае увольнения работника в период действия военного положения ему выплачивается денежная компенсация в соответствии со статьей 24 Закона Украины «Об отпусках».
Комментарий:
Изменениями предусматривается право, а не обязанность работодателя ограничить продолжительность ежегодного основного отпуска работника в период действия военного положения его продолжительностью в 24 дня.
Поэтому работникам, продолжительность ежегодного основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней, например лицам с инвалидностью или педагогическим работникам, может быть предоставлен по решению работодателя такой отпуск полной продолжительности.
Как и ранее, сохраняется возможность оформления в течение периода военного положения ежегодных дополнительных, социальных, учебных и других отпусков продолжительностью и на условиях, определенных законодательством об отпусках.
Следует обратить внимание, что ограничение предоставления ежегодного основного отпуска касается исключительно отпуска, предоставляемого за текущий рабочий год. На неиспользованные отпуска работника за предыдущие рабочие годы не распространяются ограничения, предусмотренные частью первой статьи 12.
Абзацем третьим части первой статьи 12 на период действия военного положения приостановлены обязанность работодателя предоставлять неиспользованный ежегодный отпуск в течение не более 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск, а также запрет непредоставления ежегодного отпуска полной продолжительности в течение двух лет подряд.
Абзац четвертый части первой отдельно указывает на то, что в случае увольнения работника сохраняется обязанность работодателя компенсировать все причитающиеся ему дни ежегодных отпусков и дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лица с инвалидностью с детства подгруппы А I группы, не использованные на момент увольнения.
дополнить частью четвертой следующего содержания:
«4. В период действия военного положения работодатель по заявлению работника, который выехал за пределы территории Украины или приобрел статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении, но не более 90 календарных дней, без зачисления времени пребывания в отпуске в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 9 Закона Украины «Об отпусках».
Комментарий:
Вводится новый вид отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого работнику в обязательном порядке по его заявлению.
Обращаем внимание, что данный отпуск не относится к отпускам без сохранения заработной платы, которые предоставляются работнику в соответствии со статьями 25, 26 Закона Украины «Об отпусках».
Для получения такого отпуска работник, выехавший за пределы территории Украины или приобретший статус внутренне перемещенного лица, обращается к работодателю с соответствующим заявлением, в котором обязательно должна быть определена продолжительность такого отпуска, но не более 90 календарных дней.
Закон не ограничил возможность работника реализовать свое право на этот отпуск несколько раз. В то же время, считаем, что общая продолжительность отпусков (частей), которую работник может требовать предоставить в соответствии с этой нормой, не может превышать 90 дней в течение действия военного положения.
Законом не предусмотрено право работодателя отказать такому работнику в предоставлении этого отпуска. В то же время, исходя из условий его предоставления, усматривается, что работник должен подтвердить тот факт, что он «выехал за пределы территории Украины» или «приобрел статус внутренне перемещенного лица». Способ подтверждения факта выезда за пределы Украины не определен законом, поэтому решение о предоставлении отпуска в этом случае будет приниматься работодателем на основании предоставленных работником доказательств, в достаточной степени подтверждающих этот факт.
В случае возвращения работника, находящегося в отпуске в соответствии с частью 4 статьи 12 этого Закона, на территорию Украины исходя из условий предоставления этого отпуска, считается, что лицо утрачивает право требовать продления такого отпуска.
7. Текст статьи 13 изложить в такой редакции:
«1. Приостановление действия трудового договора — это временное прекращение работодателем обеспечения работника работой и временное прекращение работником выполнения работы по заключенному трудовому договору в связи с вооруженной агрессией против Украины, что исключает возможность обеих сторон трудовых отношений выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором.
Приостановление действия трудового договора может осуществляться по инициативе одной из сторон на срок не более чем период действия военного положения. В случае принятия решения об отмене приостановления действия трудового договора до прекращения или отмены военного положения работодатель должен за 10 календарных дней до возобновления действия трудового договора уведомить работника о необходимости приступить к работе.
Приостановление действия трудового договора не влечет прекращения трудовых отношений.
Приостановление действия трудового договора не может быть скрытым наказанием и не применяется к руководителям и заместителям руководителей государственных органов, а также должностным лицам местного самоуправления, занимающим выборные должности.
2. Приостановление действия трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя, в котором, в частности, указывается информация о причинах приостановления, в том числе о невозможности обеих сторон выполнять свои обязанности и способе обмена информацией, срок приостановления действия трудового договора, количество, категории и фамилии, имена, отчества (при наличии), регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) соответствующих работников, условия возобновления действия трудового договора.
Приказ (распоряжение) о приостановлении действия трудового договора, заключенного с должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, работодатель подает для согласования в военную администрацию, которая осуществляет свои полномочия на соответствующей территории (военные администрации населенных пунктов и районные военные администрации, а при их отсутствии — областные).
3. В случае несогласия работника (работников) с приказом (распоряжением) работодателя о приостановлении действия трудового договора работником или профсоюзом по поручению работника (работников) соответствующий приказ (распоряжение) может быть обжалован в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде или его территориальном органе, который, изучив содержание приказа (распоряжения) и основания для его издания, по согласованию с военной администрацией может внести работодателю предписание об отмене соответствующего приказа (распоряжения) или об устранении нарушения законодательства о труде другим путем, обязательное к выполнению работодателем в течение 14 календарных дней со дня получения такого предписания.
Предписания при обжаловании приказа (распоряжения) о приостановлении действия трудового договора, заключенного с должностными лицами, указанными в абзаце втором части второй этой статьи, могут быть внесены работодателю по согласованию с военной администрацией.
Предписание центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, или его территориального органа может быть обжаловано работодателем в течение 10 календарных дней в судебном порядке.
4. Возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам за время приостановления действия трудового договора в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее вооруженную агрессию против Украины».
Комментарий:
1. Изменениями усовершенствовано правовое регулирование приостановления действия трудового договора: подробно определены критерии и условия приостановления действия трудового договора, предусмотрен механизм возобновления действия приостановленного трудового договора, предусмотрено ограничение по применению механизма приостановления действия трудового договора в отношении отдельных категорий работников.
Главным условием приостановления действия трудового договора является абсолютная невозможность обеих сторон трудовых отношений выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (работодателем — предоставлять работу, работником — выполнять работу).
Под абсолютной невозможностью предоставления работодателем и выполнения работником работы в контексте приостановления действия трудового договора, по нашему мнению, следует понимать случаи невозможности обеспечивать работнику условия труда вследствие того, что необходимые для выполнения работы указанным работником производственные, организационные, технические возможности, средства производства или имущество работодателя уничтожены вследствие боевых действий или их функционирование по объективным и независящим от работодателя причинам невозможно, а перевод работника на другую работу или привлечение его к работе по дистанционной форме организации труда невозможно в связи с отсутствием возможностей для применения такой формы организации труда или отсутствием на это его согласия, в частности по причине перемещения его с территории, где ведутся активные боевые действия.
Инициатором приостановления трудового договора могут быть как работодатель, так и работник, но на срок не более периода действия военного положения.
В случае принятия решения об отмене приостановления действия трудового договора до прекращения или отмены военного положения работодатель должен за 10 календарных дней до возобновления действия трудового договора уведомить работника о необходимости приступить к работе.
2. Устанавливаются основные требования к оформлению приостановления действия трудового договора, что осуществляется приказом (распоряжением) работодателя, который должен содержать:
— информацию о причинах приостановления действия трудового договора (в том числе детализировать обстоятельства, удостоверяющие невозможность обеих сторон выполнять свои обязанности);
— способ обмена информацией между сторонами;
— срок приостановления действия трудового договора;
— количество, категории и фамилии, имя, отчество (при наличии) работника(ов);
— регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) соответствующих работников;
— условия возобновления действия трудового договора.
В целях обеспечения бесперебойности осуществления власти и стабильности функционирования государственных органов и органов местного самоуправления законом предусматривается необходимость согласования приостановления действия трудового договора в отношении должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления с военными администрациями, осуществляющими свои полномочия на соответствующей территории (военные администрации населенных пунктов и районные военные администрации, а при их отсутствии — областные).
3. В целях обеспечения защиты работников от потенциальных злоупотреблений работодателей, связанных с безосновательным приостановлением действия трудовых договоров, законом предусматривается возможность обжалования работником приказа о приостановлении действия трудового договора в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, без проведения мероприятия государственного контроля может внести работодателю предписание об отмене соответствующего приказа (распоряжения) или об устранении нарушения законодательства о труде другим путем, обязательное для выполнения работодателем в течение 14 календарных дней со дня получения такого предписания.
Отказ работодателя от выполнения предписания центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, влечет за собой ответственность, предусмотренную абзацем девятым части второй статьи 265 КЗоТ — нарушение прочих требований законодательства о труде и статьи 1886 КУоАП — невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, по устранению нарушений законодательства о труде.
8. Дополнить статьями 15 и 16 следующего содержания:
Статья 15. Возмещение работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии против Украины
1. Возмещение работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии против Украины, осуществляется за счет средств государства агрессора, а также средств, полученных от соответствующих фондов на восстановление Украины, в том числе международных, международной технической и/или возвратной либо безвозвратной финансовой помощи, других источников, предусмотренных законодательством.
2. Порядок определения и возмещения работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии против Украины, устанавливается Кабинетом Министров Украины».
Комментарий:
Предусматривается разработка механизма возмещения работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии против Украины.
В соответствии с пунктом 4 Заключительных и переходных положений этого Закона Кабинету Министров Украины поручено в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого Закона проработать вопрос возмещения работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии против Украины, за счет средств государства-агрессора, а также средств, полученных от соответствующих фондов на восстановление Украины, в том числе международных, международной технической и/или возвратной либо безвозвратной финансовой помощи, других источников, предусмотренных законодательством.
Статья 16. Государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства о труде в период действия военного положения
1. В период действия военного положения центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, и его территориальные органы могут осуществлять по заявлению работника или профсоюза внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования и физическими лицами, использующими наемный труд, в части соблюдения требований этого Закона, а также по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений и законности прекращения трудовых договоров.
2. Внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются в порядке, установленном Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», с учетом особенностей, определенных этим Законом.
3. Внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) в период действия военного положения осуществляются:
при наличии оснований, определенных абзацами пятым, восьмым, девятым, десятым части первой статьи 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»;
по обращению Киевской городской военной администрации или областной военной администрации;
в связи с невыполнением субъектом хозяйствования предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных после 1 мая 2022 года.
В период действия военного положения в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписаний об устранении нарушений, выявленных при осуществлении внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля), штрафы, предусмотренные статьей 265 Кодекса законов о труде Украины, не применяются».
Комментарий:
Для обеспечения соблюдения основоположных прав работников в трудовых отношениях, в частности — в условиях военного положения, а также с целью легализации занятости и выплаты заработной платы принято решение о возобновлении мероприятий контроля Гоструда по ограниченному перечню оснований и вопросов.
Инспекторы труда будут проверять соблюдение требований законодательства:
— в части соблюдения требований Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения»;
— по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений;
— по вопросам законности прекращения трудовых договоров.
Такие мероприятия будут осуществляться в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
Отмечаем, что абзацами пятым, восьмым, девятым, десятым части первой статьи 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» определены следующие основания:
— обращение физического лица (физических лиц) о нарушении, повлекшем ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства;
— поручение Премьер-министра Украины о проверке субъектов хозяйствования в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, оказывающего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
— наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;
— обращение должностных лиц органов местного самоуправления о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства в случаях, когда право на представление такого обращения предусмотрено законом;
— обращение профсоюза.
Также обращаем внимание на то, что в случае устранения работодателями выявленных нарушений меры воздействия (штрафы) не будут применяться.
9. Пункт 3 раздела «Заключительные положения» изложить в такой редакции:
«3. Этот Закон действует в период действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения», и утрачивает силу со дня прекращения или отмены военного положения, кроме части четвертой статьи 13 и статьи 15 этого Закона, которые утрачивают силу с момента завершения возмещения работникам и работодателям денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии против Украины».
Комментарий:
После прекращения военного положения остаются в силе только нормы части четвертой статьи 13 и статьи 15 этого Закона, обеспечивающие возможность возмещения работникам и работодателям связанных с трудовыми отношениями денежных сумм, утраченных вследствие вооруженной агрессии против Украины.
Заключительные положения
1. Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
2. В случае несогласия работника (работников) с приказом (распоряжением) работодателя о приостановлении действия трудового договора, изданным до вступления в силу этого Закона, таким работником (работниками) соответствующий приказ (распоряжение) может быть обжалован в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, или его территориальном органе, который, изучив содержание приказа (распоряжения) и основания для его издания, по согласованию с военной администрацией может внести работодателю предписание о признании соответствующего приказа (распоряжения) утратившим силу.
Комментарий:
Обеспечена возможность обжалования приостановления действия трудового договора и реагирования компетентными государственными органами в отношении тех трудовых договоров, действие которых было приостановлено до вступления в силу этого Закона.
Поскольку закон не имеет обратного действия во времени, все решения о приостановлении действия трудовых договоров, которые были приняты до вступления в силу этого закона, являются законными.
Вместе с тем, если центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, изучив содержание приказа (распоряжения) и основания для его издания, установит отсутствие правовых оснований для приостановления действия трудового договора, такой орган по согласованию с военной администрацией может внести работодателю предписание о признании соответствующего приказа (распоряжения) утратившим силу.
Таким образом, согласование предписания с военной администрацией осуществляется до момента его внесения работодателю.