Законодательством установлены граничные сроки выплаты заработной платы работникам. Если работодатель их не выполняет, то наступает его финансовая ответственность перед работниками в виде начисления им компенсации утраты части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты. В каких случаях должна выплачиваться такая компенсация? Каков алгоритм расчета ее суммы? Включается ли сумма компенсации в минимальную заработную плату? Каков порядок ее налогообложения и отражения в учете? Учитывается ли компенсация при исчислении средней заработной платы? Какова ответственность работодателя и его должностных лиц за неначисление компенсации и несвоевременную выплату работникам заработной платы, в том числе во время военного положения?
Компенсация работникам в случае задержки выплаты заработной платы
В соответствии со статьей 115 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статьей 24 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (а в случае отсутствия таких органов — представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных дней и не позднее 7 дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.
Учитывая вышеизложенное, работодатели обязаны выплачивать работникам заработную плату за месяц как минимум дважды: за первую половину месяца — не позднее 22 числа, за вторую половину месяца — не позднее 7 числа следующего месяца.
Если предприятие нарушает установленные сроки выплаты заработной платы, то работникам начисляется компенсация утраты части заработной платы, которая призвана возместить рост цен (инфляцию) за период невыплаты заработной платы.
Статьей 34 Закона № 108 определено, что компенсация работникам утраты части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты (далее — компенсация) осуществляется в соответствии с индексом роста цен на потребительские товары и тарифов на услуги в порядке, установленном действующим законодательством.
Нормативно-правовыми документами, определяющими порядок начисления компенсации, являются Закон Украины «О компенсации гражданам утраты части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты» от 19.10.2000 № 2050-III (далее — Закон № 2050) и принятый с целью реализации его норм Порядок проведения компенсации гражданам утраты части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2001 № 159 (далее — Порядок № 159). Указанные документы регулируют порядок начисления компенсации при выплате дохода, начисленного за период начиная с 1 января 2001 года.
Согласно статье 1 Закона № 2050 и пункту 1 Порядка № 159 нормы этих документов о проведении компенсации распространяются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности и хозяйствования (далее — предприятия) и применяются во всех случаях нарушения установленных сроков выплаты доходов (заработной платы), в т. ч. по вине собственника или уполномоченного им органа (лица).
Кроме того, поскольку норма о проведении компенсации установлена Законом № 108, который определяет принципы оплаты труда работников, состоящих в трудовых отношениях, на основании заключенного трудового договора с предприятиями, а также с отдельными гражданами, то работник, заключивший трудовой договор с физическим лицом – предпринимателем или физическим лицом, не являющимся предпринимателем, с указанием в таком договоре сроков выплаты надлежащей работнику заработной платы, также имеет право на компенсацию в случае нарушения указанными работодателями сроков выплаты ему заработной платы, установленных трудовым договором.
Обращаем внимание, что на период действия военного положения вышепроцитированные нормы статьи 115 КЗоТ, статей 24 и 34 Закона № 108, а также действие Закона № 2050 и Порядка № 159 не приостановлены, поэтому компенсация должна начисляться и при задержке выплаты заработной платы в указанный период. Во время военного положения работодатель должен принимать все возможные меры для обеспечения реализации права работников на своевременное получение заработной платы (ч. 2 ст. 10 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX; далее — Закон № 2136).
Выплаты, подлежащие компенсации, и источники их предоставления
Согласно статье 2 Закона № 2050 и пункту 3 Порядка № 159 компенсации подлежат денежные доходы, которые получают граждане в гривнах на территории Украины и которые не имеют разового характера.
Выплаты, подлежащие компенсации (далее — объекты компенсации), перечислены в статье 2 Закона № 2050 и пункте 3 Порядка № 159, а источники, за счет которых начисляется компенсация, определены в статье 6 Закона № 2050 и пункте 7 Порядка № 159 (см. таблицу 1).
Таблица 1
Объекты компенсации и источники денежных средств для проведения компенсации
№ п/п |
Объекты компенсации |
Источники денежных средств для проведения компенсации |
1 |
Заработная плата (денежное обеспечение) |
предприятий, учреждений и организаций, которые не финансируются и не дотируются из бюджета, а также объединений граждан. Предприятия, учреждения и организации, которые финансируются или дотируются из бюджета — за счет денежных средств соответствующего бюджета. |
2 |
Сумма индексации денежных доходов граждан |
За счет источников, из которых выплачиваются доходы |
3 |
Стипендии |
За счет источников, из которых выплачиваются стипендии |
4 |
Социальные выплаты (пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам, ежемесячная денежная сумма в случае частичной или полной утраты трудоспособности, компенсирующая соответствующую часть утраченного заработка пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, помощь семьям с детьми, страховые выплаты ребенку, родившемуся с инвалидностью вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания его матери во время беременности, государственная социальная помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, пособие по безработице, материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного, материальная помощь по безработице и т. п.) |
За счет денежных средств Фонда социального страхования Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, других целевых социальных фондов, а также денежных средств, направляемых на их выплату из бюджета. |
5 |
Суммы возмещения ущерба, причиненного физическому лицу увечьем или иным повреждением здоровья |
|
6 |
Суммы, выплачиваемые лицам, имеющим право на возмещение ущерба при потере кормильца |
|
7 |
Пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсии, установленных законодательством) |
За счет денежных средств Пенсионного фонда Украины, а также денежных средств из госбюджета |
Что касается всех прочих доходов граждан, кроме указанных в таблице 1, в частности доходов, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам, по решению суда (возмещение морального ущерба и т. п.), то в случае их несвоевременной выплаты начисление компенсации законодательством не предусмотрено.
Обращаем внимание, что ни Законом № 2050, ни Порядком № 159 не конкретизирован перечень доходов, которые включаются в заработную плату, при несвоевременной выплате которых необходимо начислять компенсацию. Однако, учитывая, что структура заработной платы определена в статье 2 Закона № 108 и детализирована в принятой во исполнение этого Закона Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5, нормами именно этих документов необходимо руководствоваться при определении составляющих заработной платы.
Также необходимо помнить, что компенсации подлежат только денежные доходы граждан. Поэтому при задержке выплаты работнику заработной платы в натуральной форме, ее компенсация не осуществляется.
По мнению Минсоцполитики1, из норм статьи 3 Закона № 2050 и пункта 4 Порядка № 159 следует, что компенсации подлежит только начисленный, но не выплаченный денежный доход (заработная плата). То есть, если работнику какой-либо доход, являющийся заработной платой, по вине работодателя не начислялся (в частности, в бухгалтерском учете не отражался), то нет оснований для начисления компенсации на такой доход, который будет начисляться и выплачиваться впоследствии.
1 См. письмо Минсоцполитики от 22.05.2018 № 2/0/216-18 в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2018, стр. 120.
Однако Верховный Суд Украины (далее — ВСУ) в постановлении от 11.07.2017 по делу № 21-2003а16 сделал другой вывод, разъяснив следующее.
Пункт 4 Порядка № 159 не устанавливает первоочередности начисления и выплаты дохода, который своевременно не был выплачен, и не ставит в зависимость компенсацию утраты части денежных доходов от предварительного, отдельного начисления доходов. Правовое значение имеет то, с нарушением ли сроков был выплачен начисленный доход, выплачен ли и когда этот платеж, не начислялся ли и не выплачивался ли денежный доход, право на который признано судебным решением. Именно эти события являются теми юридическими фактами, с которыми связывается выплата компенсации.
Денежные средства, которые подлежат начислению в порядке компенсации части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты, имеют компенсаторный характер. Они направлены на обеспечение достаточного жизненного уровня и покупательной способности лица в связи с инфляционными процессами и ростом потребительских цен на товары и услуги.
По мнению ВСУ, использованная в статье 3 Закона № 2050 и пункте 4 Порядка № 159 формулировка, что компенсация исчисляется как произведение «начисленного, но не выплаченного денежного дохода» за соответствующий месяц, означает, что должна существовать обязательная составляющая исчисления компенсации — невыплаченный денежный доход, который может быть либо начислен, либо который можно начислить, в частности, и на основании судебного решения.
Аналогичный подход к пониманию указанных норм права Верховный Суд Украины выразил ранее в постановлении от 19.12.2011 (дело № 6-58цс11).
Следовательно, резюмировал ВСУ, содержание и правовая природа спорных правоотношений в понимании положений статей 1 – 3 Закона № 2050, отдельных положений Порядка № 159 дают основания считать, что право на компенсацию утраты части денежных доходов в связи с нарушением сроков их выплаты лицо приобретает независимо от того, были ли такие суммы ему предварительно начислены, но не выплачены.
Таким образом, ВСУ придерживается правовой позиции, согласно которой компенсации подлежит не только своевременно начисленный, но не выплаченный доход, но и своевременно не начисленный и не выплаченный доход, который должен был начисляться работнику. Это безусловно справедливо по отношению к работникам, поскольку они не должны утрачивать право на компенсацию из-за нежелания работодателя своевременно начислять им доход. Однако такой вывод ВСУ прямо из норм Закона № 2050 и Порядка № 159 не следует, поэтому во избежание судебных споров в дальнейшем законодателям лучше внести соответствующие изменения в Закон № 2050 и Порядок № 159.
Также необходимо учитывать, что компенсации подлежит не только вся сумма начисленной и не выплаченной за определенный месяц заработной платы, но и не выплаченная часть заработной платы за какой-либо месяц или отдельная входящая в состав заработной платы выплата (например премия, надбавка, доплата), которая была начислена, но не выплачена.
Обращаем внимание на такой важный аспект: компенсация начисляется на начисленный, но не выплаченный денежный доход (заработную плату) после удержания из него налогов и обязательных платежей (ст. 3 Закона № 2050, п. 4 Порядка № 159).
Следовательно, компенсация начисляется на начисленную заработную плату после удержания из нее налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), военного сбора (далее — ВС; удерживается, начиная с августа 2014 года), единого социального взноса (далее — ЕСВ; удерживался в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года), страховых взносов (удерживались до 1 января 2011 года). То есть фактически компенсация начисляется на подлежащую выплате «на руки» заработную плату, которая не выплачена работнику своевременно.
Как видно из таблицы 1, компенсация выплачивается за счет источников, из которых осуществляются соответствующие выплаты (п. 7 Порядка № 159).
Согласно статье 5 Закона № 2050 и пункту 6 Порядка № 159 своевременно не полученный по вине гражданина доход не подлежит компенсации.
Например, если работник не явился за получением заработной платы (при ее выплате наличными из кассы предприятия) или при увольнении не явился получать надлежащую ему заработную плату при окончательном расчете, которая вследствие этого была депонирована, то на такую заработную плату компенсация не начисляется.
На сумму начисленной, но не выплаченной индексации начисляется компенсация (п. 3 Порядка № 159). Компенсация не подлежит индексации, поскольку представляет собой разовую выплату.
Порядок начисления компенсации
Согласно статье 2 Закона № 2050 и пункту 2 Порядка № 159 компенсация начисляется в случае задержки на один и более календарных месяцев выплаты доходов, начисленных гражданам.
Отсчет времени задержки выплаты заработной платы начинается с первого числа месяца, в котором необходимо осуществить выплату начисленной заработной платы.
Например, если заработная плата за август 2022 года не выплачена в течение сентября 2022 года, то при ее выплате 1 октября 2022 года и позднее (т. е. когда истек один календарный месяц для ее выплаты — сентябрь 2022 года) работнику должна быть начислена компенсация, если, конечно, состоится соответствующий прирост индекса потребительских цен (далее — ИПЦ, индекс инфляции).
Согласно пункту 4 Порядка № 159 сумма компенсации исчисляется как произведение начисленного, но не выплаченного денежного дохода (заработной платы) за соответствующий месяц (после удержания НДФЛ, ВС, ЕСВ, страховых взносов) и прироста ИПЦ в процентах, разделенное на 100.
Прирост ИПЦ для определения суммы компенсации исчисляется путем умножения месячных ИПЦ за период невыплаты денежного дохода. При этом ИПЦ в месяце, за который выплачивается доход (заработная плата), в расчет не включается (ст. 3 Закона № 2050, п. 4 Порядка № 159).
Также при расчете компенсации не учитывается ИПЦ месяца, в котором выплачивается доход (заработная плата), в том числе в случае, если дата его выплаты приходится на последний календарный день такого месяца (ИПЦ в этом месяце еще не известен, поскольку он рассчитывается Госстатом только после окончания календарного месяца).
Учитывая вышеизложенное, сумму компенсации необходимо рассчитывать по такой формуле:
К = ЗПн х (ИПЦі х ИПЦ і + 1 х … х ИПЦn х 100 – 100) : 100,
где К — сумма компенсации;
ЗПн — размер невыплаченной заработной платы за вычетом НДФЛ, ВС, ЕСВ, страховых взносов;
ИПЦі — ИПЦ месяца, следующего за месяцем начисления невыплаченной заработной платы (деленный на 100);
ИПЦ і + 1 — ИПЦ месяца, наступающего после месяца, следующего за месяцем начисления невыплаченной заработной платы (деленный на 100);
ИПЦn — ИПЦ месяца, предшествующего месяцу выплаты задолженности по заработной плате (деленный на 100).
ИПЦ за прошедший месяц рассчитывается Государственной службой статистики Украины и ежемесячно (не позднее 10 числа следующего месяца) обнародуется (публикуется в газете «Урядовий кур’єр» и размещается на официальном сайте этого госоргана www.ukrstat.gov.ua ).
Алгоритм расчета суммы компенсации приведен в приложении к Порядку № 159, но мы его рассмотрим на примерах, в которых выплата задолженности по заработной плате за предыдущие месяцы выплачивается в августе 2022 года.
При этом следует учитывать, что если прирост ИПЦ за период невыплаты дохода не превышает 100%, то компенсация не начисляется (это следует из примера 2 приложения к Порядку № 159).
Прежде чем рассмотреть порядок расчета сумы компенсации, приводим таблицу с ИПЦ за 2009 – 2022 годы (см. таблицу 2).
Таблица 2
Величина индексов потребительских цен (индексов инфляции) за 2009 – 2022 годы
Месяц |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
январь |
102,9 |
101,8 |
101,0 |
100,2 |
100,2 |
100,2 |
103,1 |
100,9 |
101,1 |
101,5 |
101,0 |
100,2 |
101,3 |
101,3 |
февраль |
101,5 |
101,9 |
100,9 |
100,2 |
99,9 |
100,6 |
105,3 |
99,6 |
101,0 |
100,9 |
100,5 |
99,7 |
101,0 |
101,6 |
март |
101,4 |
100,9 |
101,4 |
100,3 |
100,0 |
102,2 |
110,8 |
101,0 |
101,8 |
101,1 |
100,9 |
100,8 |
101,7 |
104,5 |
апрель |
100,9 |
99,7 |
101,3 |
100,0 |
100,0 |
103,3 |
114,0 |
103,5 |
100,9 |
100,8 |
101,0 |
100,8 |
100,7 |
103,1 |
май |
100,5 |
99,4 |
100,8 |
99,7 |
100,1 |
103,8 |
102,2 |
100,1 |
101,3 |
100,0 |
100,7 |
100,3 |
101,3 |
102,7 |
июнь |
101,1 |
99,6 |
100,4 |
99,7 |
100,0 |
101,0 |
100,4 |
99,8 |
101,6 |
100,0 |
99,5 |
100,2 |
100,2 |
103,1 |
июль |
99,9 |
99,8 |
98,7 |
99,8 |
99,9 |
100,4 |
99,0 |
99,9 |
100,2 |
99,3 |
99,4 |
99,4 |
100,1 |
100,7 |
август |
99,8 |
101,2 |
99,6 |
99,7 |
99,3 |
100,8 |
99,2 |
99,7 |
99,9 |
100,0 |
99,7 |
99,8 |
99,8 |
|
сентябрь |
100,8 |
102,9 |
100,1 |
100,1 |
100,0 |
102,9 |
102,3 |
101,8 |
102,0 |
101,9 |
100,7 |
100,5 |
101,2 |
|
октябрь |
100,9 |
100,5 |
100,0 |
100,0 |
100,4 |
102,4 |
98,7 |
102,8 |
101,2 |
101,7 |
100,7 |
101,0 |
100,9 |
|
ноябрь |
101,1 |
100,3 |
100,1 |
99,9 |
100,2 |
101,9 |
102,0 |
101,8 |
100,9 |
101,4 |
100,1 |
101,3 |
100,8 |
|
декабрь |
100,9 |
100,8 |
100,2 |
100,2 |
100,5 |
103,0 |
100,7 |
100,9 |
101,0 |
100,8 |
99,8 |
100,9 |
100,6 |
|
За год |
112,3 |
109,1 |
104,6 |
99,8 |
100,5 |
124,9 |
143,3 |
112,4 |
113,7 |
109,8 |
104,1 |
105,0 |
110,0 |
118,2 |
С учетом вышеприведенных ИПЦ рассмотрим порядок исчисления сумы компенсации на конкретных примерах.
ПРИМЕР 1
Определение прироста ИПЦ и начисление компенсации,
если задержка в выплате заработной платы составляет несколько месяцев
22 августа 2022 года работнику выплачивается заработная плата за декабрь 2021 года, которая была начислена в этом месяце в размере 6500 грн., а после удержания НДФЛ и ВС (т. е. выплачиваемая «на руки») ее сумма составляет:
6500 грн. – 6500 грн. х 18% (НДФЛ) – 6500 грн. х 1,5% (ВС) = 5232,50 грн.
Поскольку ИПЦ в месяце, за который выплачивается заработная плата (т. е. ИПЦ за декабрь 2021 года), и ИПЦ в месяце, в котором выплачивается задолженность по заработной плате (т. е. ИПЦ за август 2022 года), в расчете не участвуют, для исчисления прироста ИПЦ необходимо использовать ИПЦ за январь – июль 2022 года (см. таблицу 2), которые последовательно умножаются:
1,013 х 1,016 х 1,045 х 1,031 х 1,027 х 1,031 х 1,007 х 100 = 1,182 х 100 = 118,2%
Определяем прирост ИПЦ: 118,2 – 100 = 18,2%
Сумма начисленной компенсации составляет:
5232,50 грн. х 18,2% = 5232,50 грн. х 18,2 : 100 = 952,32 грн.
Общая сумма невыплаченной заработной платы за декабрь 2021 года и компенсации, которые выплачиваются в августе 2022 года работнику «на руки» (из суммы компенсации удерживаются НДФЛ по ставке 18% и ВС по ставке 1,5%):
5232,50 + (952,32 – 952,32 х 18% (НДФЛ) – 952,32 х 1,5% (ВС)) = 5232,50 + 766,62 = 5999,12 грн.
_______________________________________________________________________________
Обычно компенсация начисляется непосредственно перед выплатой задолженности по заработной плате.
Выплата компенсации осуществляется в том же месяце, в котором осуществляется выплата задолженности по заработной плате за соответствующий месяц (ст. 4 Закона № 2050, п. 5 Порядка № 159).
Например, если в августе 2022 года работнику выплачивается заработная плата за декабрь 2021 года (см. пример 1), то в августе 2022 года должна быть начислена и выплачена компенсация за задержку выплаты декабрьской заработной платы.
ПРИМЕР 2
Начисление компенсации, если задержка в выплате заработной платы составляет один месяц
29 августа 2022 года работнику выплачивается начисленная, но не выплаченная часть заработной платы за июнь 2022 года в сумме 3000 грн. (после удержания НДФЛ и ВС).
Поскольку ИПЦ в месяце, за который выплачивается заработная плата (т. е. ИПЦ за июнь 2022 года), в расчете не участвует, для исчисления прироста ИПЦ необходимо использовать только ИПЦ за июль 2022 года, составляющий 100,7%:
1,007 х 100 – 100 = 100,7 – 100 = 0,7%
Сумма начисленной компенсации составляет:
3000 грн. х 0,7% = 3000 грн. х 0,7 : 100 = 21 грн.
Общая сумма невыплаченной заработной платы за июнь 2022 года и компенсации, которые выплачиваются в августе 2022 года работнику «на руки»:
3000 + (21 – 21 х 18% (НДФЛ) – 21 х 1,5% (ВС)) = 3000 + 16,90 = 3016,90 грн.
ПРИМЕР 3
Начисление компенсации, если задержка в выплате заработной платы составляет больше одного года
18 августа 2022 года работнику выплачивается заработная плата за апрель 2021 года в сумме 5200 грн. (после удержания НДФЛ и ВС).
ИПЦ за апрель 2021 года (месяц начисления невыплаченной зарплаты) и ИПЦ за август 2022 года (месяц выплаты задолженности по зарплате) в расчете не участвуют, поэтому для исчисления прироста ИПЦ необходимо использовать ИПЦ за май 2021 года – июль 2022 года (см. таблицу 2), которые последовательно умножаются:
1,013 х 1,002 х 1,001 х 0,998 х 1,012 х 1,009 х 1,008 х 1,006 х 1,013 х 1,016 х 1,045 х 1,031 х 1,027 х 1,031 х 1,007 х 100 = 1,241 х 100 = 124,1%
Определяем прирост ИПЦ:
124,1 – 100 = 24,1%
Сумма начисленной компенсации составляет:
5200 грн. х 24,1% = 5200 грн. х 24,1 : 100 = 1253,20 грн.
Общая сумма невыплаченной заработной платы за апрель 2021 года и компенсации, которые выплачиваются в августе 2022 года работнику «на руки»:
5200 + (1253,20 – 1253,20 х 18% (НДФЛ) – 1253,20 х 1,5% (ВС)) = 5200 + 1008,83 = 6208,83 грн.
ПРИМЕР 4
Начисление компенсации, если задержка в выплате заработной платы составляет более трех лет
В августе 2022 года работнику выплачивается часть заработной платы за май 2019 года в сумме 2500 грн. (после удержания НДФЛ и ВС).
Для исчисления прироста ИПЦ необходимо последовательно умножить ИПЦ за июнь 2019 года – июль 2022 года (см. таблицу 2):
0,995 х 0,994 х 0,997 х 1,007 х 1,007 х 1,001 х 0,998 х 1,002 х 0,997 х 1,008 х 1,008 х 1,003 х 1,002 х 0,994 х 0,998 х 1,005 х 1,010 х 1,013 х 1,009 х 1,013 х 1,010 х 1,017 х 1,007 х 1,013 х 1,002 х 1,001 х 0,998 х 1,012 х 1,009 х 1,008 х 1,006 х 1,013 х 1,016 х 1,045 х 1,031 х 1,027 х 1,031 х 1,007 х 100 = 1,364 х 100 = 136,4%
Определяем прирост ИПЦ:
136,4 – 100 = 36,4%
Сумма начисленной компенсации составляет:
2500 грн. х 36,4% = 2500 грн. х 36,4 : 100 = 910 грн.
Общая сумма заработной платы за май 2019 года и компенсации, которые выплачиваются в августе 2022 года работнику «на руки»:
2500 + (910 – 910 х 18% (НДФЛ) – 910 х 1,5% (ВС)) = 2500 + 732,55 = 3232,55 грн.
_______________________________________________________________________________
Во избежание самостоятельного проведения сложных расчетов приводим таблицу с уже исчисленными коэффициентами, которые соответствуют приросту ИПЦ и на которые умножается сумма невыплаченной заработной платы, начисленной за период работы с 1 января 2009 года, для определения суммы компенсации при выплате задолженности по заработной плате в августе 2022 года (см. таблицу 3).
Таблица 3
Коэффициенты для определения суммы компенсации за задержку выплаты заработной платы,
начисленной в январе 2009 года — июне 2022 года, при ее выплате в августе 2022 года
В августе 2022 года выплачивается задолженность по зарплате, начисленной в: |
2009 года |
2010 года |
2011 года |
2012 года |
2013 года |
2014 года |
2015 года |
2016 года |
2017 года |
2018 года |
2019 года |
2020 года |
2021 года |
2022 года |
январе |
3,452 |
3,007 |
2,702 |
2,569 |
2,576 |
2,558 |
1,770 |
0,975 |
0,754 |
0,537 |
0,407 |
0,363 |
0,284 |
0,167 |
феврале |
3,386 |
2,932 |
2,669 |
2,562 |
2,580 |
2,537 |
1,630 |
0,983 |
0,737 |
0,523 |
0,400 |
0,367 |
0,271 |
0,149 |
марте |
3,326 |
2,897 |
2,618 |
2,551 |
2,580 |
2,461 |
1,374 |
0,963 |
0,706 |
0,507 |
0,387 |
0,356 |
0,250 |
0,099 |
апреле |
3,287 |
2,909 |
2,572 |
2,551 |
2,580 |
2,350 |
1,082 |
0,897 |
0,691 |
0,495 |
0,374 |
0,345 |
0,241 |
0,066 |
мае |
3,266 |
2,932 |
2,544 |
2,562 |
2,576 |
2,228 |
1,037 |
0,895 |
0,669 |
0,495 |
0,364 |
0,341 |
0,225 |
0,038 |
июне |
3,219 |
2,948 |
2,529 |
2,572 |
2,576 |
2,196 |
1,029 |
0,898 |
0,643 |
0,495 |
0,371 |
0,339 |
0,223 |
0,007 |
июле |
3,224 |
2,956 |
2,576 |
2,580 |
2,580 |
2,183 |
1,050 |
0,900 |
0,639 |
0,505 |
0,379 |
0,347 |
0,222 |
– |
августе |
3,232 |
2,909 |
2,590 |
2,590 |
2,605 |
2,158 |
1,066 |
0,906 |
0,641 |
0,505 |
0,383 |
0,350 |
0,224 |
|
сентябре |
3,199 |
2,799 |
2,587 |
2,587 |
2,605 |
2,069 |
1,020 |
0,872 |
0,609 |
0,477 |
0,374 |
0,343 |
0,210 |
|
октябре |
3,161 |
2,780 |
2,587 |
2,587 |
2,590 |
1,997 |
1,046 |
0,821 |
0,590 |
0,452 |
0,364 |
0,330 |
0,199 |
|
ноябре |
3,116 |
2,769 |
2,583 |
2,590 |
2,583 |
1,941 |
1,006 |
0,789 |
0,576 |
0,432 |
0,363 |
0,312 |
0,189 |
|
декабре |
3,079 |
2,739 |
2,576 |
2,583 |
2,565 |
1,855 |
0,992 |
0,773 |
0,560 |
0,421 |
0,366 |
0,301 |
0,182 |
Выше приведенной таблицей необходимо пользоваться следующим образом: если заработная плата работнику была начислена в период с января 2009 года по июнь 2022 года, а выплачивается в августе 2022 года, то в таблице необходимо найти строку с месяцем и графу с годом такого начисления и на их пересечении будет величина прироста ИПЦ для исчисления суммы компенсации, на которую умножается сумма невыплаченной заработной платы.2
2 Таблица с исчисленными коэффициентами, соответствующими величине прироста ИПЦ, для определения суммы компенсации при выплате в соответствующем месяце задолженности по заработной плате приводится в разделе «Справочная информация» каждого номера журнала «Все о труде и зарплате» на стр. 127 или 128.
Если выплата задолженности по заработной плате осуществляется до обнародования Госстатом ИПЦ за последний месяц перед месяцем выплаты задолженности (например, при увольнении работника и окончательном расчете с ним в начале месяца), то при расчете прироста ИПЦ предприятием используются ИПЦ, которые обнародованы Госстатом на момент выплаты.
ПРИМЕР 5
Начисление компенсации, если задолженность
по заработной плате выплачивается в начале месяца
В день увольнения — 5 сентября 2022 года работнику, кроме заработной платы за отработанное время в сентябре и «отпускной» компенсации, выплачивается задолженность — заработная плата за февраль 2022 года в сумме 6000 грн. (после удержания НДФЛ и ВС).
Поскольку на момент выплаты задолженности при увольнении (5 сентября 2022 года) ИПЦ за август 2022 года еще не обнародован, для исчисления прироста ИПЦ необходимо последовательно умножить ИПЦ за март – июль 2022 года (см. таблицу 2):
1,045 х 1,031 х 1,027 х 1,031 х 1,007 х 100 = 1,149 х 100 = 114,9%
Определяем прирост ИПЦ:
114,9 – 100 = 14,9%
Сумма начисленной компенсации составляет (см. также коэффициент в таблице 3):
6000 грн. х 14,9% = 6000 грн. х 0,149 = 894 грн.
Общая сумма заработной платы за февраль 2022 года и компенсации, которые выплачиваются работнику при окончательном расчете в день увольнения «на руки»:
6000 + (894 – 894 х 18% (НДФЛ) – 894 х 1,5% (ВС)) = 6000 + 719,67 = 6719,67 грн.
_____________________________________________________________________________
При выплате задолженности по заработной плате сразу за несколько месяцев сумма компенсации определяется по каждой невыплаченной заработной плате за соответствующий месяц отдельно (в зависимости от месяца и года ее начисления определяется своя величина прироста ИПЦ). Затем исчисленные отдельно по месяцам сумы компенсации невыплаченной заработной платы суммируются и выплачиваются работнику вместе с заработной платой, по которой начислена компенсация.
ПРИМЕР 6
Начисление компенсации при выплате задолженности по заработной плате за несколько месяцев
В августе 2022 года работнику выплачивается задолженность — заработная плата за сентябрь 2021 года в сумме 2200 грн., за июнь 2020 года — в сумме 2500 грн., за апрель 2019 года — в сумме 2800 грн. (после удержания НДФЛ и ВС).
Размер начисленной компенсации составляет (коэффициенты, соответствующие величине прироста ИПЦ, для определения суммы компенсации см. в таблице 3):
— за сентябрь 2021 года: 2200 грн. х 0,210 = 462 грн.;
— за июнь 2020 года: 2500 грн. х 0,339 = 847,50 грн.;
— за апрель 2019 года: 2800 грн. х 0,374 = 1047,20 грн.
Общая сумма начисленной компенсации:
462 + 847,50 + 1047,20 = 2356,70 грн.
Общая сумма выплачиваемых работнику «на руки» в августе 2022 года заработных плат в виде задолженности и компенсации:
(2200 + 2500 + 2800) + (2356,70 – 2356,70 х 18% (НДФЛ) – 2356,70 х 1,5% (ВС)) = 7500 + 1897,14 = 9397,14 грн.
______________________________________________________________________________
Компенсация и минимальная заработная плата
В соответствии со статьей 95 КЗоТ и статьей 3 Закона № 108 минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.
Статьей 3-1 Закона № 108 установлено, что размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы.
При исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.
Что касается компенсации за задержку выплаты заработной платы, то она не включается в минимальную заработную плату, поскольку не является выплатой за выполненную месячную (часовую) норму труда (выплатой за отработанное время), а является компенсационной выплатой, начисляемой только в случае задержки на один и более календарных месяцев выплаты заработной платы. Учитывая этот факт, компенсация выплачивается сверх минимальной заработной платы.3
3 См. также письмо Минсоцполитики от 17.02.2017 № 394/0/101-17/282 и разъяснение Минсоцполитики от 12.01.2017 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 11/2017, стр. 98, и № 1/2017, стр. 112.
ПРИМЕР 7
Начисление заработной платы за месяц, в котором выплачивается компенсация,
если оклад меньше минимальной заработной платы
Используя данные примера 6 (в августе 2022 года работнику выплачивается задолженность — заработная плата за сентябрь 2021 года в сумме 2200 грн., за июнь 2020 года — в сумме 2500 грн., за апрель 2019 года — в сумме 2800 грн. (после удержания НДФЛ и ВС), а также общая сумма начисленной компенсации в размере 2356,70 грн.), определим общую заработную плату работника в августе, если ему в этом месяце, кроме компенсации, начислена заработная плата за выполненную месячную норму труда (за все отработанные рабочие дни, предусмотренные графиком работы на август) в размере оклада — 6000 грн.
Задолженность по заработной плате, выплачиваемая в августе, но начисленная в предыдущих месяцах, не относится к доходу августа. Компенсация за задержку выплаты заработной платы как выплата, не связанная с выполнением нормы труда (отработанным временем), не включается в минимальную заработную плату (далее — МЗП).
Таким образом, в августе с МЗП сравнивается только начисленная работнику в этом месяце заработная плата за выполненную норму труда (отработанное время) в сумме 6000 грн. Поскольку эта сумма меньше МЗП (6000 грн. < 6500 грн.), определим сумму доплаты до МЗП:
6500 – 6000 = 500 грн.
Общая сумма дохода, начисленного работнику в августе (задолженность по заработной плате за предыдущие месяцы, выплачиваемая в августе, в эту сумму не включается):
6000 грн. (оклад) + 500 грн. (доплата до МЗП) + 2356,70 грн. (компенсация за задержку выплаты зарплаты) = 8856,70 грн.
______________________________________________________________________________
Налогообложение и отражение в учете компенсации
Согласно подпункту 2.2.8 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5 (далее — Инструкция № 5), суммы компенсации работникам утраты части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты включаются в фонд дополнительной заработной платы фонда оплаты труда (далее — ФОТ).
Подпунктом 2 пункта 2 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 № 449, установлено, что определение видов выплат, которые относятся к основной, дополнительной заработной плате, прочим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении ЕСВ предусмотрено Инструкцией № 5.
Следовательно, сумма компенсации, как составляющая дополнительной заработной платы ФОТ, является базой начисления ЕСВ. Если компенсация начисляется (выплачивается) работнику, который на момент ее начисления уже уволен, то такая компенсация все равно остается дополнительной заработной платой ФОТ и является базой начисления ЕСВ, несмотря на то, что получатель компенсации уже не является работником (застрахованным лицом).4
4 См. разъяснение ГУ ГНС в Днепропетровской области от 05.11.2020 в журнале «Все о труде и зарплате» № 9/2020, стр. 122, и Общедоступный информационно-справочный ресурс на сайте ГНСУ.
Как составляющая заработной платы сумма компенсации подлежит обложению НДФЛ и ВС на основании подпункта 164.2.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). При этом сумма компенсации учитывается при определении предельного размера заработной платы, который дает право на применение налоговой социальной льготы.5
5 См. также письмо Министерства доходов и сборов Украины от 06.08.2013 № 9531/5/99-99-17-03-03-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 11/2013, стр. 103.
В Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет) начисленная и выплаченная компенсация в составе заработной платы отражается в приложении Д1 и с признаком дохода «101» в приложении 4ДФ в том отчетном периоде (месяце квартала), в котором осуществлены ее начисление и выплата.
Если компенсация начисляется (выплачивается) лицу, которое на момент такого начисления уволено, то сумма этой компенсации облагается НДФЛ и ВС на основании подпункта 164.2.20 НКУ в составе прочих доходов, кроме указанных в статье 165 НКУ, и в приложении 4ДФ Налогового расчета отражается с признаком дохода «127».
Что касается бухгалтерского (налогового) учета компенсации, то поскольку она является дополнительной заработной платой (относится к ФОТ), ее сумма включается в расходы в составе расходов на оплату труда соответствующей категории работников. В бухгалтерском учете суммы компенсации отражаются по кредиту субсчета 661 «Расчеты по заработной плате» в корреспонденции с теми счетами, на которых отражаются суммы начисленной заработной платы, подлежащей компенсации.
Сумма компенсации включается в ФОТ того месяца, в котором осуществляется ее начисление (пп. 1.6.2 Инструкции № 5).
Учет компенсации при расчете средней заработной платы
Согласно подпункту «л» пункта 4 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок № 100), компенсация работникам утраты части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты не учитывается при исчислении средней заработной платы.
Следовательно, при начислении выплат, исчисляемых исходя из средней заработной платы, расчет которой осуществляется согласно Порядку № 100 (отпускные, средний заработок за время командировки, время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходное пособие, оплата вынужденного прогула и т. д.), указанная компенсация не учитывается.
Что касается учета компенсации при определении размера страховых выплат, то поскольку компенсация является дополнительной заработной платой и с нее уплачивается ЕСВ, на основании пункта 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 № 1266, она учитывается при исчислении средней заработной платы для начисления страховых выплат, исчисляемых согласно нормам этого Порядка («больничные», «декретные» и прочие).
Ответственность за невыплату зарплаты и неначисление компенсации
Во время военного положения работодатель освобождается от ответственности за нарушение обязательства по срокам оплаты труда, если докажет, что это нарушение произошло вследствие ведения боевых действий или действия других обстоятельств непреодолимой силы. Освобождение работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда не освобождает его от обязанности выплаты заработной платы. В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы вследствие ведения боевых действий срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия (ст. 10 Закона № 2136).
Несмотря на вышеизложенные нормы, задержка выплаты заработной платы в период военного положения не освобождает от начисления работнику компенсации.
Поскольку выплата компенсации предусмотрена статьей 34 Закона № 108, то есть законодательством о труде, неначисление компенсации в случаях, установленных Законом № 2050 и Порядком № 159, является нарушением законодательства о труде.
Согласно абзацу десятому части второй статьи 265 КЗоТ юридические и физические лица – предприниматели, которые используют наемный труд, (далее — работодатели) несут ответственность в виде штрафа в случае нарушения прочих требований законодательства о труде, кроме предусмотренных абзацами вторым – девятым части второй этой статьи, в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение.
Таким образом, работодатели за неначисление компенсации, что предусмотрено предписанием Государственной службы Украины по вопросам труда (далее — Гоструда), привлекаются к финансовой ответственности в виде штрафа в размере минимальной заработной платы.
Что касается применения более строгих финансовых санкций к работодателям за неначисление компенсации, то Гоструда в письме от 19.05.2016 № 5548/4/4.3-ДП-16 (см. ВТЗ № 11/2016, стр. 113) разъяснила, что в КЗоТ и в части первой статьи 12 Закона № 108, которыми определены минимальные государственные гарантии в оплате труда, не говорится о проведении компенсации. Поэтому компенсация, исходя из положений части второй статьи 12 Закона № 108, не относится к минимальным государственным гарантиям, за несоблюдение которых налагается штраф в размере, предусмотренном абзацем пятым части второй статьи 265 КЗоТ (в двукратном размере минимальной заработной платы за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение). Также в этом письме Гоструда сообщила, что за нарушение требований Порядка № 159 работодатели несут ответственность в виде штрафа в размере минимальной заработной платы (абзац десятый ч. второй ст. 265 КЗоТ).
В то же время согласно абзацу четвертому части второй статьи 265 КЗоТ за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату их не в полном объеме на работодателей налагается штраф в трехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.
Штрафы, указанные в части второй статьи 265 КЗоТ, налагаются Гоструда согласно нормам Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 № 509 (ч. третья ст. 265 КЗоТ).
Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде, в том числе не освобождает от начисления компенсации (ч. десятая ст. 265 КЗоТ).
Несвоевременная выплата заработной платы и неначисление компенсации являются нарушениями законодательства о труде, за которые к ответственности привлекаются виновные должностные лица работодателя (ст. 36 Закона № 108, ст. 7 Закона № 2050).
Так, в соответствии со статьей 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, выплата ее не в полном объеме, прочие нарушения требований законодательства о труде влекут наложение штрафа на виновных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности в размере от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — нмдг), т. е. от 510 до 1700 грн.
Повторное в течение года совершение указанных нарушений (в т. ч. неначисление компенсации), за которые лицо уже подвергалось административному взысканию, влечет наложение штрафа на виновных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от 100 до 300 нмдг, т. е. от 1700 до 5100 грн.
Протоколы об административном правонарушении составляются должностными лицами Гоструда и ее территориальных органов. На основании подписанных протоколов формируется дело об административном правонарушении, направляемое в суд, который и выносит решение о наложении административного штрафа (ст. 221, абз. семнадцатый п. 1 ч. первой ст. 255 КоАП).
Обращаем внимание, что нарушение установленных сроков выплаты заработной платы и неначисление компенсации как составляющей заработной платы являются отдельными (различными) нарушениями, поэтому за каждое из них на работодателя и виновных должностных лиц могут быть наложены штрафы в вышеуказанных размерах.
Отсутствие денежных средств у работодателя не является оправданием относительно невыплаты или несвоевременной выплаты заработной платы, неначисления компенсации и непроведения окончательного расчета при увольнении, поэтому не исключает ответственность работодателя.6
6 См. постановления Верховного Суда Украины от 14.09.2016 № 6-1437цс16 и от 03.07.2013 № 6-64цс13.
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 41 КЗоТ если по вине руководителя предприятия заработная плата выплачивалась несвоевременно, он может быть уволен по инициативе работодателя.
Кроме того, согласно пункту 9 части первой статьи 134 КЗоТ руководитель предприятия, виновный в несвоевременной выплате заработной платы (задержка более одного месяца), которая привела к выплате компенсации, и при условии, что госбюджет и местные бюджеты, юридические лица государственной формы собственности не имеют задолженности перед этим предприятием, привлекается к полной материальной ответственности в размере ущерба, нанесенного по его вине предприятию (т. е. в размере суммы начисленной компенсации всем работникам предприятия).
Также безосновательная невыплата заработной платы более чем за один месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия или гражданином – субъектом предпринимательской деятельности, влечет их уголовную ответственность в виде наложения штрафа от 500 до 1000 нмдг (от 8500 до 17 000 грн.) либо привлечения к исправительным работам на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Это же деяние, если оно было совершено вследствие нецелевого использования денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, наказывается штрафом от 1000 до 1500 нмдг (от 17 000 до 25 500 грн.) или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ст. 175 Уголовного кодекса Украины).
Таким образом, если работодателем начислялась, но не выплачивалась работнику заработная плата (отдельные ее составляющие), то это является нарушением законодательства о труде, за которое работодатель привлекается к финансовой ответственности (ст. 265 КЗоТ) и ответственности в виде начисления компенсации, а его должностные лица, виновные в указанном нарушении, привлекаются к административной ответственности. При этом если указанное нарушение совершено руководителем предприятия, то он может быть уволен, привлечен к полной материальной ответственности и уголовной ответственности.
Если работодателем необоснованно не начислялась (и, соответственно, не выплачивалась) заработная плата (отдельные ее составляющие), то это также является нарушением законодательства о труде, за которое он и его должностные лица могут быть привлечены к ответственности.
Отказ работодателя от выплаты компенсации, которая, как отмечено выше, является составляющей заработной платы, может быть обжалован работником (в том числе бывшим) в судебном порядке (ст. 7 Закона № 2050, п. 8 Порядка № 159).
Обращаем внимание, что продолжительное время частью второй статьи 233 КЗоТ было установлено, что в случае нарушения законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком. Однако с 19.07.2022 часть вторая статьи 233 КЗоТ изложена в новой редакции, согласно которой по делам о выплате всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, он имеет право обратиться в суд в трехмесячный срок со дня получения им письменного уведомления о суммах, начисленных и выплаченных ему при увольнении (статья 116 КЗоТ). При этом частью первой статьи 233 КЗоТ установлено, что работник может обратиться непосредственно в суд с заявлением о разрешении трудового спора в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, кроме случаев, предусмотренных частью второй этой статьи.
Таким образом, отменен неограниченный срок обращения в суд с иском о взыскании причитающейся работнику заработной платы, при этом в делах о выплате всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, установлен предельный срок обращения в суд — 3 месяца со дня получения работником письменного уведомления от работодателя о суммах, начисленных и выплаченных ему при увольнении.
Учитывая вышеизложенное, если работодатель выплатил работнику при увольнении всю задолженность по заработной плате, но не начислил и не выплатил компенсацию, что следует из письменного уведомления, предоставленного работодателем работнику, в котором должны быть отражены все виды выплат, начисленных и выплаченных ему при увольнении с указанием их сумм (ст. 116 КЗоТ), то работник может обратиться в суд в течение 3 месяцев со дня получения такого письменного уведомления.