10 июня 2021 года вступает в силу Закон Украины, которым вносятся изменения в 26 законодательных актов, основной целью которых является введение учета трудовой деятельности работника в электронной форме. Это позволит работодателям избавиться от обязанности вести трудовые книжки работников в бумажном виде и вести учет страхового стажа работников для начисления страховых выплат. Уже сейчас на каждое застрахованное лицо в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования заведена персональная электронная учетная карточка, в которой отражаются сведения, в частности, о трудовой деятельности, страховом стаже, заработной плате, сумме уплаченного единого социального взноса и другие данные, необходимые для назначения и исчисления размеров пенсии и страховых выплат. Что именно изменится для работодателей с 10 июня 2021 года? Какие сведения о трудовой деятельности своих работников и каким образом работодатель может подать Пенсионному фонду для их внесения в реестр застрахованных лиц?
Электронный учет трудовой деятельности работников
Еще в ноябре 2019 года был сделан первый шаг на пути нормативно-правового регулирования введения электронного учета трудовой деятельности работника — Кабинетом Министров Украины принято постановление «О введении учета трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме» от 27.11.2019 г. № 1084 (далее — Постановление № 1084)1, которым утвержден Порядок учета трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме (далее — Порядок № 1084).
1 Документ опубликован в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2020, стр. 116.
Пунктом 4 Постановления № 1084 поручено Пенсионному фонду Украины (далее — ПФУ) определить порядок подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме, предоставления услуг в общеобязательном государственном пенсионном страховании с использованием электронной системы BankID, обеспечить создание программных средств для предоставления на бесплатной основе лицам, изъявившим желание подать сведения, предусмотренные Порядком № 1084.
Во исполнение этого поручения ПФУ еще не издавал нормативно-правового акта, которым утвержден вышеуказанный порядок, но на своем сайте создал «Портал електронних послуг». Через этот веб-портал предоставляется несколько электронных сервисов, один из которых позволяет гражданам и их работодателям подавать сведения о трудовой деятельности гражданина (работника) в электронной форме путем направления в ПФУ сканированных копий страниц его бумажной трудовой книжки и других документов, о чем мы детально уже рассказывали.2
2 См. статью «Электронные» трудовые книжки: подача работодателями сведений о работниках в Пенсионный фонд» в журнале «Все о труде и зарплате» № 7/2020, стр. 86.
После принятия Постановления № 1084 и внедрения электронного сервиса направление в ПФУ сканированных копий страниц бумажной трудовой книжки работника было правом, а не обязанностью работодателя.
Что касается введения на законодательном уровне электронного учета трудовой деятельности работников и отмены обязанности работодателей вести трудовые книжки работников в бумажном виде, то 05.02.2021 г. принят, 10.03.2021 г. официально опубликован, но только через 3 месяца — 10.06.2021 г. вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» от 05.02.2021 г. № 1217-IX (далее — Закон № 1217). Этим Законом вносятся изменения в 26 законодательных актов, в частности в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), которые предусматривают введение учета трудовой деятельности работника в электронной форме.
Сразу успокоим работодателей: несмотря на введение Законом № 1217 электронного учета трудовой деятельности работников с 10.06.2021 г., этим Законом установлен переходный период в 5 лет для подачи работодателями в ПФУ отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников (сканированных копий страниц бумажных трудовых книжек и других документов работников), то есть это можно будет сделать в период с 10.06.2021 г. по 10.06.2026 г. Если работник будет увольняться до 10.06.2026 г., а на момент его увольнения работодатель не подаст в ПФУ указанные сведения, то никакой ответственности за это работодатель не несет. После выдачи трудовой книжки работнику «на руки» именно он должен подавать отсутствующие сведения о своей трудовой деятельности (сканированные копии страниц своей трудовой книжки и других документов) в ПФУ.
Поскольку изменения, вносимые Законом № 1217 с 10.06.2021 г. в КЗоТ, касаются всех работодателей, то остановимся сначала на них, а затем рассмотрим изменения в другие законодательные акты.
Изменения в Кодексе законов о труде Украины,
касающиеся электронного учета трудовой деятельности работников
После внесения дополнений в часть вторую статьи 24 КЗоТ ее редакция будет такой:
«При заключении трудового договора гражданин обязан предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а в случаях, предусмотренных законодательством — также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья, соответствующий военно-учетный документ и другие документы.».
После вышеприведенной части второй статья 24 КЗоТ дополняется новой частью третьей следующего содержания:
«При заключении трудового договора гражданин, который впервые принимается на работу, имеет право выдвинуть требование об оформлении трудовой книжки.».
Таким образом, начиная с 10.06.2021 г., при принятии на работу работник, у которого есть трудовая книжка (далее — ТК), имеет право выбора: предъявить работодателю бумажную ТК или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Реестр). Поскольку администратором Реестра является ПФУ, то именно ПФУ будет предоставлять гражданам сведения о трудовой деятельности из Реестра. Сейчас нормативно-правовым актом форма таких сведений не утверждена, поэтому не исключено, что в ближайшее время ПФУ своим постановлением утвердит единую форму таких сведений.
Напомним, что с 2004 года в Реестр вносилась и вносится информация (персонифицированные сведения) о застрахованных лицах (работниках) на основании поданых ежемесячно страхователями (работодателями) отчетов о начисленных доходах и пенсионных взносах до 01.01.2011 г., отчетов о начисленных доходах и едином социальном взносе до 01.01.2021 г., а с 01.01.2021 г. — на основании поданного за квартал Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет). В них указывалась и указывается информация о трудовой деятельности застрахованных лиц (работников), а именно о датах принятия на работу и увольнения с работы (периодах пребывания в трудовых отношениях) работников, а с 2018 года — также о профессиональном названии работы, ее коде по Классификатору профессий и названии должности.
Если работник впервые принимается на работу (то есть у него нет ТК и по нему нет сведений о трудовой деятельности в Реестре), то он имеет право требовать от работодателя оформления ТК не позднее пяти дней после принятия на работу, о чем будет указано с 10.06.2021 г. в статье 48 КЗоТ.
Статья 48 КЗоТ, которая сейчас имеет название «Трудовые книжки» и содержит нормы об обязательности ведения ТК всех работников, работающих у работодателя свыше пяти дней, будет изложена в следующей новой редакции:
«Статья 48. Учет трудовой деятельности работника
Учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
По требованию работника, который впервые принимается на работу, трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее пяти дней после принятия на работу.
Собственник или уполномоченный им орган по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, которая хранится у работника, записи о принятии на работу, переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе.
Порядок ведения трудовых книжек определяется Кабинетом Министров Украины.».
Учитывая вышеизложенное, поскольку ТК будет храниться у работника, из названия статьи 47 «Обязанность собственника или уполномоченного им органа провести расчет с работником и выдать ему трудовую книжку» КЗоТ будет исключен текст «и выдать ему трудовую книжку». Также из части первой статьи 47 КЗоТ исключается норма об обязанности работодателя выдать работнику в день увольнения надлежаще оформленную ТК, а вместо частей первой и второй этой статьи будет одна (первая) часть, которая будет иметь следующую редакцию:
«Собственник или уполномоченный им орган обязан в день увольнения выдать работнику копию приказа (распоряжения) об увольнении, осуществить с ним расчет в сроки, указанные в статье 116 этого Кодекса, а также по требованию работника внести соответствующие записи об увольнении в трудовую книжку, которая хранится у работника.».
Следовательно, с 10.06.2021 г. работнику в день увольнения (независимо от основания) выдаются распечатанный на бумаге приказ (распоряжение) об увольнении, который имеет надпись или штамп «копия», и ТК с записью об увольнении. Если увольняется работник, который трудоустраивался 10.06.2021 г. и позднее, в ТК которого работодателем была внесена запись о принятии на работу, а в дальнейшем ТК хранилась у работника, то работодатель по требованию такого работника обязан внести запись об увольнении в предоставленную им ТК. Если такой работник не предоставит работодателю при увольнении ТК для внесения в нее записи об увольнении, то работодатель не вправе требовать этого от работника, а дату его увольнения указывает в Налоговом расчете, сведения из которого попадают в Реестр.
Часть вторая статьи 144 КЗоТ излагается в новой редакции, согласно которой поощрения работникам объявляются приказом (распоряжением) в торжественной обстановке, а также по требованию работника, если трудовая книжка хранится у него, заносятся в его трудовую книжку (сейчас — заносятся в трудовые книжки работников в соответствии с правилами их ведения).
Законом № 1217 вносятся также изменения в статьи КЗоТ, регламентирующие порядок разрешения трудового спора, где упоминаются ТК.
Так, частью первой статьи 233 КЗоТ будет установлено, что работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд по делам об увольнении в месячный срок со дня вручения копии приказа (распоряжения) об увольнении (сейчас — со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки).
В части третьей статьи 235 КЗоТ будет указано, что если неправильная формулировка причины увольнения (сейчас в этом месте идет текст «в трудовой книжке», который будет исключен; — Авт.) препятствовала трудоустройству работника, орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате ему среднего заработка за время вынужденного прогула в порядке и на условиях, предусмотренных частью второй этой статьи.
Таким образом, орган, который будет рассматривать трудовой спор, о формулировке причины увольнения (в том числе неправильной) будет узнавать не из ТК работника, а из приказа (распоряжения) об увольнении, копия которого будет предоставляться работнику в день увольнения.
Также в части пятой статьи 235 КЗоТ будет установлено, что в случае задержки выдачи копии приказа (распоряжения) об увольнении (сейчас — трудовой книжки) по вине собственника или уполномоченного им органа работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула.
Следовательно, работнику будет выплачиваться средний заработок за все время вынужденного прогула в случае задержки выдачи работнику по вине работодателя не ТК, а копии приказа (распоряжения) об увольнении.
Подытоживая, можно сделать вывод, что с 10.06.2021 г. ТК утрачивает статус основного документа о трудовой деятельности работника, а учет последней будет осуществляться в электронной форме в Реестре. Поэтому в ближайшее время на основании пункта 4 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1217 должны быть внесены изменения в ряд подзаконных нормативно-правовых актов для приведения их норм в соответствие с Законом № 1217. В частности, нуждаются в обновлении постановление Кабинета Министров Украины «О трудовых книжках работников» от 27.04.93 г. № 301, Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.93 г. № 58, приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета личного состава» от 27.10.95 г. № 277, которым утверждена типовая форма № П-10 «Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним» (далее — книга учета ТК).
Кроме изменений в КЗоТ, которыми предусматриваются, как отмечено выше, подача работниками при трудоустройстве вместо ТК сведений о трудовой деятельности из Реестра, ведение в Реестре учета трудовой деятельности работников, хранение ТК у работников, выдача им при увольнении копии приказа (распоряжения) об увольнении, аналогичные изменения будут внесены Законом № 1217 в ряд других законодательных актов, где упоминаются ТК.
Переходный период
В соответствии с пунктом 2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1217 включение ПФУ в Реестр отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников осуществляется в течение 5 лет со дня вступления в силу этого Закона (то есть в период с 10.06.2021 г. до 10.06.2026 г.) на основании сведений, поданных страхователем или застрахованным лицом в порядке и сроки, установленные ПФУ. После завершения этих работ имеющиеся ТК выдаются работникам лично под подпись.
Работодатель обязан выдать надлежаще оформленную ТК работнику, с которым заключен трудовой договор до вступления в силу Закона № 1217 (то есть до 10.06.2021 г.) и который увольняется до завершения процедуры включения в Реестр отсутствующих сведений о трудовой деятельности, в день увольнения.
Таким образом, в период с 10.06.2021 г. до 10.06.2026 г. работодатели должны подать в ПФУ сведения о трудовой деятельности своих работников, которые отсутствуют в Реестре (фактически это сведения, указанные в ТК и в других документах работника, например в военном билете о периоде прохождения военной службы). Порядок и сроки подачи указанных сведений должен установить ПФУ, но если этого не будет сделано в ближайшее время, работодатели могут руководствоваться нормами Порядка № 1084, который разъясняет механизм подачи в ПФУ сведений о трудовой деятельности работников в виде сканированных копий страниц бумажных ТК (других документов), а соответствующий сервис уже работает на веб-портале «Портал электронных услуг» ПФУ.3 Сведения о трудовой деятельности работника могут подаваться лично работником или страхователем (работодателем) после соответствующей регистрации на портале ПФУ через личный кабинет с помощью квалифицированной электронной подписи (п. 6 Порядка № 1084).
3 См. статью «Электронные» трудовые книжки: подача работодателями сведений о работниках в Пенсионный фонд» в журнале «Все о труде и зарплате» № 7/2020, стр. 86.
После подачи по работнику сведений (сканированных копий страниц бумажной ТК) в ПФУ работодатели могут выдать ТК работникам «на руки» под подпись (не дожидаясь их увольнения).
О выдаче ТК «на руки» работнику вносится соответствующая запись в книгу учета ТК. В частности, в графе 12 «Дата і підстава видачі працівнику трудової книжки при звільненні» книги учета ТК указывается дата выдачи ТК работнику, а основанием для такой выдачи могут быть указаны реквизиты изданного руководителем предприятия приказа, в котором предусмотрена выдача ТК всем работникам после подачи сведений (сканированных копий страниц бумажной ТК) в ПФУ (в преамбуле приказа можно сослаться на пункт 2 раздела II Закона № 1217 и статью 48 КЗоТ). В графе 13 «Розписка працівника в отриманні трудової книжки» книги учета ТК работник должен поставить подпись, подтверждающую получение им ТК.
В дальнейшем ТК хранится у работника, а в случае необходимости внесения в нее записей о переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе работник предоставляет ТК работодателю, и последний по требованию работника обязан внести в ТК соответствующие записи. После получения ТК «на руки» работники при необходимости самостоятельно подают в ПФУ отсутствующие сведения о своей трудовой деятельности (сканированные копии соответствующих страниц бумажной ТК) для их внесения в Реестр.
Если работник, принятый на работу до 10.06.2021 г., будет увольняться в период с 10.06.2021 г. до 10.06.2026 г., а на момент его увольнения работодатель еще не подаст сканированные копии страниц бумажной ТК работника в ПФУ, то ТК выдается работнику в день увольнения, и в дальнейшем он самостоятельно подает сведения о своей трудовой деятельности (сканированные копии страниц бумажной ТК и других документов) в ПФУ.
Если 10.06.2021 г. и позднее на работу будет принят работник, который предоставит бумажную ТК, или будет принят на работу работник, у которого еще нет ТК (ее оформляет работодатель), и такой работник обратится к работодателю с просьбой отсканировать страницы его бумажной ТК и направить их в ПФУ, поскольку ранее ни работник, ни его бывший работодатель этого не делали, то новый работодатель может это сделать за работника в период до 10.06.2026 г. для включения отсутствующих сведений о трудовой деятельности работника в Реестр.
Пунктом 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1217 установлено, что до завершения включения в Реестр отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников данные ТК используются для учета сведений о трудовой деятельности за период до вступления в силу этого Закона (то есть за период до 10.06.2021 г.).
Изменения в законодательстве о пенсионном и социальном страховании,
связанные с электронным учетом трудовой деятельности работников
Основное место работы работника
Определение основного места работы работника является очень важным, поскольку это влияет на ряд его прав и обязанностей, но самое главное — влияет на уплату единого социального взноса (далее — ЕСВ) и получение (размер) страховых выплат.
В пункте 12 части 1 статьи 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон № 2464) сейчас указано, что «основное место работы — место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора, где находится (оформлена) его трудовая книжка, в которую вносится соответствующая запись о работе».
С 10.06.2021 г. вышеуказанный пункт будет изложен в новой редакции, которой установлено, что «основное место работы — место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора и определено им как основное согласно поданному заявлению (до отзыва) и сведениям, учитываемым в реестре застрахованных лиц Государственного реестра на его основании».
Аналогично в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV часть 2 статьи 16 дополняется новым пунктом 3-1, согласно которому застрахованное лицо обязано сообщать страхователю, у которого лицо работает по основному месту работы, об определении лицом такого места работы как основного согласно поданному им заявлению (до его отзыва).
Таким образом, с 10.06.2021 г. работник при трудоустройстве обязан сообщить работодателю в заявлении об основном (неосновном) месте работы. Таким заявлением может быть заявление о принятии на работу. Например, работник в заявлении может указать: «Прошу принять меня на должность экономиста по основному месту работы» или «Прошу принять меня на должность бухгалтера по совместительству». На основании такого заявления в приказе о принятии работника на работу типовой формы № П-1 «Наказ (розпорядження) про прийняття на роботу», утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489, в разделе «умови роботи» в поле «робота» проставляется отметка в соответствующей клеточке «основна» или «за сумісництвом».
Напомним, что перед допуском работника к работе работодатель должен заключить с ним трудовой договор, оформленный приказом (распоряжением) работодателя, и направить уведомление налоговому органу о принятии работника на работу (ч. третья ст. 24 КЗоТ). Форма указанного уведомления утверждена постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке уведомления Государственной налоговой службы и ее территориальных органов о принятии работника на работу» от 17.06.2015 г. № 413. В графе 4 таблицы формы уведомления указывается категория лица: 1 — наемные работники с трудовой книжкой; 2 — наемные работники без трудовой книжки.
Пункт 4 части 2 статьи 6 Закона № 2464 дополняется нормой, согласно которой плательщик ЕСВ обязан подавать отчетность, в том числе об основном месте работы работника, о начислении ЕСВ в размерах, определенных в соответствии с этим Законом, в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единого налога) в налоговый орган по основному месту учета плательщика ЕСВ в сроки и порядке, установленные Налоговым кодексом Украины.
Как отмечалось выше, начиная с отчетного периода — I квартал 2021 года, страхователи (налоговые агенты) должны подавать Налоговый расчет, который содержит:
— приложение Д5, где в реквизите 07 «Категорія особи» для работников с трудовой книжкой указывается категория 1, а для работников без трудовой книжки — категория 2;
— приложение Д1, где в реквизите 21 «Ознака наявності трудової книжки» для работников с трудовой книжкой указывается признак «1» (да), а для работников без трудовой книжки — признак «0» (нет).
Таким образом, как ранее из таблиц 5 и 6 Отчета о ЕСВ, так и теперь из приложений Д1 и Д5 Налогового расчета информация об основном (неосновном) месте работы работника будет попадать в Реестр.
Единственный нюанс: поскольку Налоговый расчет подается в течение 40 календарных дней после окончания квартала (за I квартал 2021 года — не позднее 11 мая 2021 года, за II квартал — не позднее 9 августа и т. д.), то информация из него в Реестр будет попадать не оперативно, а с задержкой, которая может составлять более 4 месяцев. Например, если работник принят на работу 1 апреля 2021 года, а работодатель подаст Налоговый расчет за II квартал только 9 августа 2021 года, то информация о принятии работника на работу попадет в Реестр в лучшем случае 10 августа 2021 года. То же самое касается информации о страховом стаже работника для начисления ему страховых выплат, то есть данные в Реестре (справке ОК-7, выданной ПФУ) о страховом стаже работника могут не соответствовать его фактическому страховому стажу на момент наступления страхового случая (особенно в случаях, когда страхователь не подает по работнику в течение квартала Налоговый расчет с типом «Звітний» как «Довідковий»).
Электронная трудовая книжка
Часть 4 статьи 20 Закона № 2464 будет изложена в новой редакции, которая будет содержать значительно больший перечень сведений, подлежащих включению в персональную электронную учетную карточку застрахованного лица.
В частности, согласно пункту 5 части 4 статьи 20 Закона № 2464 часть персональной электронной учетной карточки, которая включает сведения о трудовой деятельности лица, в том числе за период до 1 января 2004 года, будет называться «электронная трудовая книжка» (далее — электронная ТК). Сведения о периодах работы и других периодах, которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, засчитывались в стаж работы, и занимаемых лицом должностях за период до вступления в силу Закона № 1217 (то есть до 10.06.2021 г.) вносятся в данные Реестра на основании ТК лица, а при отсутствии ТК или соответствующих записей в ней — документов, предусмотренных порядком подтверждения имеющегося стажа работы при отсутствии ТК или соответствующих записей в ней, установленным Кабинетом Министров Украины. Порядок и очередность подачи сведений для создания электронных ТК определяются ПФУ.
Персонифицированные сведения, включенные в электронную учетную карточку лица, хранятся в течение всей жизни лица, а после его смерти — в течение 75 лет.
Частью 6 статьи 20 Закона № 2464 будет установлено, что изменение в сведения Реестра о фамилии, имени и отчестве лица на текущий момент, регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов, дате рождения, месте рождения, поле, гражданстве, образовании, серии (при наличии) и номере паспорта гражданина Украины, номере телефона, адресе места жительства может вноситься по заявлению застрахованного лица в порядке, установленном ПФУ.
Таким образом, ПФУ в ближайшее время должен утвердить порядок и очередность подачи сведений для создания электронных ТК, а также порядок внесения изменений в сведения Реестра по заявлению застрахованного лица.
Страховой и другой стаж работников
Законом № 1217 часть третья статьи 9 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, часть 2 статьи 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и часть 2 статьи 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» будут изложены в следующей новой редакции:
«Страховой стаж исчисляется по данным, содержащимся в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, в том числе по данным о трудовой деятельности работников, внесенным в соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», а за периоды, за которые не внесены данные в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, — в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.».
Таким образом, с 10.06.2021 г. страховой стаж застрахованных лиц с целью начисления страховых выплат, как и ранее, будет исчисляться по данным, содержащимся в Реестре, но теперь такие данные должны учитывать также информацию о трудовой деятельности работников. Поэтому очень важно то, какие данные по застрахованному лицу (работнику) будут содержаться в Реестре. Если за некоторые периоды трудовой деятельности работника в Реестре не будет данных (они есть только в ТК работников), то в справках, предоставляемых ПФУ о страховом стаже работников (сейчас предоставляются справки ОК-7, «Дані про трудовий та страховий стаж»), такие периоды не будут учитываться, и, соответственно, страховой стаж будет меньше, что будет влиять на размер страховых выплат. Если ТК будет храниться у работника, то и у работодателя не будет данных о периодах трудовой деятельности работника, которые есть только в его ТК. Поэтому во избежание занижения страхового стажа работников и размера надлежащих им страховых выплат работодателям желательно как можно быстрее направить в ПФУ сканированные копии страниц бумажных ТК работников для внесения информации о всех периодах их трудовой деятельности в Реестр.
Напомним, что за периоды до 01.01.2011 г. страховой стаж по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности исчисляется в соответствии с данными, указанными в ТК, о периодах пребывания застрахованного лица в трудовых отношениях с работодателем.4
4 См. разъяснения ФССУ от 10.10.2018 г. и от 15.11.2018 г. в журнале «Все о труде и зарплате» № 11/2018, стр. 116 и 119.
Новым абзацем третьим части 5 статьи 17 Закона № 2464 будет установлено, что информация из Реестра относительно периодов обучения лиц в учреждениях высшего образования, а также полученного ими образования, приобретенного стажа предоставляется по запросу работодателям, физическим и юридическим лицам с согласия лица, сведения о котором запрашиваются, в порядке, установленном ПФУ.
Таким образом, работодатель на запрос может получить информацию из Реестра о периодах обучения в вузах, полученном образовании, приобретенном трудовом, страховом и другом стаже работника только с его согласия. Порядок предоставления такой информации должен установить ПФУ. Но эта информация в полном объеме может быть предоставлена работодателю только после того, как по работнику будет внесена вся указанная информация в Реестр, в частности, путем подачи работником или его работодателем в ПФУ сведений о трудовой деятельности работника (в т. ч. сканированных копий страниц бумажной ТК и других документов), о периодах обучения и полученном образовании (в частности, сканированных копий страниц дипломов, свидетельств и т. п.).
Часть 1 статьи 17 Закона № 2464 будет дополнена нормой, согласно которой информация из Реестра используется также для накопления, хранения и использования информации о выданных, продленных и учтенных листках нетрудоспособности.5
5 См. статью «Электронный листок нетрудоспособности: миф или реальность» на стор. 115 этого номера.
В завершение, отметим, что в ближайшее время различными государственными органами (в т. ч. правительством, Минэкономики, Минсоцполитики, ПФУ, ФССУ, Минздравом) будут приниматься подзаконные нормативно-правовые акты, которые будут детализировать порядок «электронных» взаимоотношений между работниками (застрахованными лицами), работодателями (страхователями) и государственными органами. Но уже возникают вопросы, что делать с множеством бумажных и электронных документов, как долго их хранить, необходимо ли иметь бумажные аналоги всех электронных документов, в каких форматах хранить электронные документы и т. п.
В настоящее время (до появления новой «нормативки») ответы на эти вопросы содержат Перечень типовых документов, создающихся в процессе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, Правила организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, Порядок работы с электронными документами в делопроизводстве и их подготовки к передаче на архивное хранение, которые утверждены приказами Министерства юстиции Украины соответственно от 12.04.2012 г. № 578/5, от 18.06.2015 г. № 1000/5 и от 11.11.2014 г. № 1886/5.
В частности, пунктом 1.8 Перечня № 578/5 установлено, что сроки хранения типовых документов на электронных носителях соответствуют срокам хранения аналогичных документов на бумажных носителях.
О нормах новой «электронной нормативки» (по мере ее выхода) мы будем информировать читателей в следующих номерах.