Действующим законодательством предусмотрен ряд льгот и компенсаций для ветеранов войны, к которым относятся, в частности, участники боевых действий и инвалиды войны, статус которых определен Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». В частности, этим лицам, которые работают на условиях трудового договора, работодатели обязаны предоставлять дополнительный отпуск с сохранением заработной платы. В каком порядке предоставляется указанный отпуск? Какова его продолжительность? За чей счет он оплачивается?
Предоставление отпусков участникам боевых действий
В соответствии со статьей 77-2 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статьей 16-2 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году предоставляется:
— участникам боевых действий, пострадавшим участникам Революции Достоинства, лицам с инвалидностью (далее — инвалиды) вследствие войны, статус которых определен Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII (далее — Закон о ветеранах войны);
— лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Украины «О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917 – 1991 годов» от 17.04.91 г. № 962-XII (далее — Закон о реабилитации), из числа тех, которые были подвергнуты репрессиям в форме (формах) лишения свободы (заключения) или ограничения свободы либо принудительного безосновательного помещения здорового человека в психиатрическое учреждение по решению внесудебного или другого репрессивного органа (далее — жертвы репрессий).
Норму о предоставлении вышеуказанного дополнительного отпуска содержат также пункт 12 части первой статьи 12 (касательно участников боевых действий), пункт 17 части первой статьи 13 (касательно инвалидов войны) и часть третья статьи 16-1 (касательно пострадавших участников Революции Достоинства со ссылкой на статью 12) Закона о ветеранах войны, часть шестая статьи 6 Закона о реабилитации (касательно жертв репрессий).
Лица, которым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск
Статьей 4 Закона о ветеранах войны установлено, что ветеранами войны являются лица, которые принимали участие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств. К ветеранам войны относятся: участники боевых действий, инвалиды вследствие войны (далее — инвалиды войны), участники войны.
Исчерпывающий перечень лиц, которым предоставляется статус участников боевых действий, приведен в статье 6 Закона о ветеранах войны. К таким лицам относятся, в частности:
— участники боевых действий на территории других стран — военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового, начальствующего состава и военнослужащие Министерства внутренних дел бывшего СССР (включая военных и технических специалистов и советников), работники соответствующих категорий, которые по решению Правительства бывшего СССР проходили службу, работали или находились в командировке в государствах, где в этот период велись боевые действия, и принимали участие в боевых действиях или обеспечении боевой деятельности войск (флотов) (п. 2 ч. первой ст. 6 Закона о ветеранах войны);
— военнослужащие Вооруженных Сил Украины (далее — ВСУ), Службы безопасности Украины (далее — СБУ), Службы внешней разведки Украины (далее — СВРУ), полицейские, лица рядового, начальствующего состава и военнослужащие МВД Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, которые по решению соответствующих государственных органов были направлены для участия в международных операциях по поддержанию мира и безопасности или в командировку в государства, где в этот период велись боевые действия (абз. второй п. 2 ч. первой ст. 6 Закона о ветеранах войны);
— военнослужащие (резервисты, военнообязанные) ВСУ, Национальной гвардии Украины (далее — Нацгвардия), СБУ, СВРУ, Государственной пограничной службы Украины (далее — Госпогранслужба), Государственной специальной службы транспорта (далее — Госспецтрансслужба), военнослужащие военных прокуратур, лица рядового и начальствующего состава подразделений оперативного обеспечения зон проведения антитеррористической операции (далее — АТО) ГФСУ, полицейские, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие МВД, Управления государственной охраны Украины (далее — госохрана), Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины (далее — Госспецсвязи), Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (далее — ГСЧС), Государственной пенитенциарной службы Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО в период ее проведения, в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, обеспечении их осуществления, находясь непосредственно в районах и в период осуществления указанных мероприятий (далее — операция Объединенных Сил; ООС) (п. 19 ч. первой ст. 6 Закона о ветеранах войны);
— лица, которые в составе добровольческих формирований, которые были образованы или самоорганизовались для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, принимали непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО в период ее проведения, при условии, что в дальнейшем такие добровольческие формирования были включены в состав ВСУ, МВД, Нацгвардии и других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов (п. 20 ч. первой ст. 6 Закона о ветеранах войны).
Порядок предоставления и лишения статуса участника боевых действий лиц, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения или в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, обеспечении их осуществления, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2014 г. № 413 (далее — Порядок № 413).
Участникам боевых действий, указанным в статье 6 Закона о ветеранах войны, выдаются удостоверение с надписью «Посвідчення учасника бойових дій» и нагрудный знак «Ветеран війни — учасник бойових дій» Минюстом, органами Минобороны, МВД, Нацполиции, Нацгвардии, ГСЧС, СБУ, СВРУ, Управления госохраны, ГФСУ, Генпрокуратуры, Администраций Госпогранслужбы, Госспецсвязи, Госспецтрансслужбы, по месту регистрации ветерана войны (п. 9 Порядка № 413, п.п. 3, 7 Положения о порядке выдачи удостоверений и нагрудных знаков ветеранов войны, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.94 г. № 302; далее — Положение № 302).
Таким образом, основанием для предоставления работнику – участнику боевых действий дополнительного отпуска является удостоверение участника боевых действий, выданное в установленном порядке.
Что касается инвалидов войны, то их исчерпывающий перечень приведен в статье 7 Закона о ветеранах войны. В частности, инвалидами войны являются вышеперечисленные участники боевых действий, которые стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или болезни, полученных при непосредственном участии в АТО, ООС, обеспечении их проведения, находясь непосредственно в районах АТО, ООС в период их проведения а также работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались к обеспечению проведения АТО, ООС и стали инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или болезни, полученных при обеспечении проведения АТО, ООС непосредственно в районах и в период их проведения (п. 11–13 ч. второй ст. 7 Закона о ветеранах войны).
Инвалидам войны, указанным в статье 7 Закона о ветеранах войны, выдается удостоверение с надписью «Посвідчення особи з інвалідністю внаслідок війни» и нагрудный знак «Ветеран війни — особа з інвалідністю внаслідок війни». Указанное удостоверение выдается органами социальной защиты населения по месту регистрации гражданина (п.п. 3, 7 Положения № 302).
Таким образом, основанием для предоставления работнику – инвалиду войны дополнительного отпуска является удостоверение инвалида войны, выданное в установленном порядке.
Что касается пострадавших участников Революции Достоинства, то лица, которые к ним относятся, определены статьей 16-1 Закона о ветеранах войны. Пострадавшими участниками Революции Достоинства признаются лица, которые во исполнение Закона Украины «Об установлении государственной помощи пострадавшим участникам массовых акций гражданского протеста и членам их семей» от 21.02.2014 г. № 745-VII включены в перечень лиц, которые во время участия в массовых акциях гражданского протеста, состоявшихся в Украине с 21 ноября 2013 года 21 февраля 2014 года за евроинтеграцию и против режима Януковича (далее — Революция Достоинства), получили телесные повреждения (тяжелые, средней тяжести, легкие), но такие повреждения не привели к инвалидности, и обратились за медицинской помощью в период с 21 ноября 2013 года по 30 апреля 2014 года. Порядок предоставления статуса пострадавшего участника Революции Достоинства и Порядок изготовления и выдачи удостоверения «Постраждалий учасник Революції Гідності» утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2018 г. № 119 (далее — Постановление № 119). Согласно указанным Порядкам лицу, которому предоставлен статус пострадавшего участника Революции Достоинства, выдается удостоверение «Постраждалий учасник Революції Гідності», на основании которого лицу предоставляются соответствующие льготы и компенсации, в том числе по месту работы предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, определенный статьей 77-2 КЗоТ и статьей 16-2 Закона об отпусках.
Обращаем внимание, что согласно пункту 10 части второй статьи 7 Закона о ветеранах войны к инвалидам войны относятся лица, ставшие инвалидами вследствие ранений, увечий, контузии или иных повреждений здоровья, полученных во время участия в Революции Достоинства, и обратившиеся за медицинской помощью в период с 21 ноября 2013 года по 30 апреля 2014 года. Участие указанных лиц в Революции Достоинства и получение ими во время Революции Достоинства ранений, увечий, контузии или иных повреждений здоровья устанавливается по процедуре, определенной Постановлением № 119. Связь инвалидности с ранениями, увечьем, контузией или иным повреждением здоровья, полученными указанными лицами во время участия в Революции Достоинства, устанавливается по результатам медико-социальной экспертизы в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, если участник Революции Достоинства получил телесные повреждения (тяжелые, средней тяжести, легкие), которые не привели к инвалидности, то он может иметь статус пострадавшего участника Революции Достоинства. Если же участник Революции Достоинства получил ранение, увечье, контузию или иное повреждение здоровья, которое привело к инвалидности, то он может иметь статус инвалида войны. Однако в любом случае при наличии у работника полученного в установленном порядке удостоверения «Постраждалий учасник Революції Гідності» или «Посвідчення особи з інвалідністю внаслідок війни» ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, определенный статьей 77-2 КЗоТ и статьей 16-2 Закона об отпусках.
Что касается предоставления указанного отпуска реабилитированным жертвам репрессий, то лиц, которые к ним относятся, определяет Закон о реабилитации. Исчерпывающий перечень граждан, которые признаются реабилитированными, установлен статьей 1-2 указанного Закона. В частности, признаются реабилитированными лица:
1) которые до 24 августа 1991 года были обвинены или которым было назначено наказание по решению внесудебного органа независимо от действия или мотивов обвинения или назначения наказания;
2) в отношении которых до 24 августа 1991 года были совершены репрессии в формах, определенных статьей 2 Закона о реабилитации (лишение свободы (заключение) или ограничение свободы; принудительное безосновательное помещение здорового человека в психиатрическое учреждение по решению внесудебного или иного репрессивного органа; принудительное лишение гражданства СССР, УССР и высылка за пределы СССР; высылка; ссылка; депортация; ограничение в праве проживания в отдельных городах, местностях или административно-территориальных единицах; и т. п.), по решению другого репрессивного органа, если установлен факт осуществления репрессий против таких лиц по классовым, национальным, политическим, религиозным, социальным мотивам.
Всем реабилитированным лицам, перечисленным в статье 1-2 Закона о реабилитации, выдается удостоверение единого образца, форма и порядок выдачи которого утверждается Кабинетом Министров Украины. Выдача этого удостоверения осуществляется по месту жительства исполнительными органами соответствующих сельских, поселковых, городских советов, в том числе избранными объединенными территориальными общинами (части восьмая и девятая ст. 6 Закона о реабилитации).
Обращаем внимание, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск, определенный статьей 77-2 КЗоТ и статьей 16-2 Закона об отпусках, имеют не все реабилитированные лица, указанные в статье 1-2 Закона о реабилитации, а только те из них, которые были подвергнуты репрессиям в форме (формах) лишения свободы (заключения) или ограничения свободы либо принудительного безосновательного помещения здорового человека в психиатрическое учреждение по решению внесудебного или другого репрессивного органа.
Таким образом, только указанным лицам на основании предъявленного ими удостоверения реабилитированного лица можно предоставить рассматриваемый отпуск.
Порядок предоставления и оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска
Для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного статьей 77-2 КЗоТ и статьей 16-2 Закона об отпусках, работник представляет (кроме удостоверения участника боевых действий или инвалида войны или пострадавшего участника Революции Достоинства или реабилитированного лица) заявление о предоставлении такого отпуска. На основании заявления работника работодатель издает приказ о предоставлении ему указанного отпуска по типовой форме № П-3, которая утверждена приказом Государственного комитета статистики Украины от 05.12.2008 г. № 489. Согласно типовой форме в приказе о предоставлении отпуска должны быть указаны фамилия, имя и отчество работника, которому предоставляется отпуск, название структурного подразделения, название профессии (должности), вид отпуска, его период и продолжительность (14календарных дней). Приказ о предоставлении отпуска может быть издан и по разработанной предприятием форме, но в ней должны быть отражены все необходимые реквизиты.
Приказ о предоставлении отпуска является основанием для начисления работнику оплаты за время отпуска и внесения записи об отпуске в раздел 5 «Отпуска» Личной карточки работника типовой формы № П-2, которая утверждена совместным приказом Государственного комитета статистики Украины и Министерства обороны Украины от 25.12.2009 г. № 495/656.
Что касается вида отпусков, к которому относится дополнительный отпуск участникам боевых действий, пострадавшим участникам Революции Достоинства, инвалидам войны, статус которых определен Законом о ветеранах войны, и реабилитированным лицам, то такой отпуск является дополнительным отпуском отдельным категориям граждан и пострадавшим участникам Революции Достоинства — об этом указано в названии статьи 77-2 КЗоТ и названии статьи 16-2 Закона об отпусках. При этом статья 16-2 Закона об отпусках относится к разделу III Закона об отпусках, который имеет название «Дополнительные отпуска в связи с обучением. Творческий отпуск. Отпуск для подготовки и участия в соревнованиях. Дополнительный отпуск отдельным категориям граждан и пострадавшим участникам Революции Достоинства». В то же время виды и порядок предоставления ежегодных отпусков определены в разделе II «Ежегодные отпуска» (статьи 6 – 12) Закона об отпусках.
Следовательно, дополнительный отпуск, предусмотренный статьей 77-2 КЗоТ, статьей 16-2 Закона об отпусках, пунктом 12 статьи 12, пунктом 17 статьи 13, частью третьей статьи 16-1 Закона о ветеранах войны, не относится к ежегодным отпускам, поэтому на него не распространяются нормы Закона об отпусках, предусмотренные для ежегодных отпусков. В частности, указанный дополнительный отпуск не делится на части, не переносится на другой период (например, в случае болезни работника), не продлевается на праздничные и нерабочие дни, за него не выплачивается денежная компенсация, предусмотренная статьей 24 Закона об отпусках. В отличие от ежегодных отпусков, указанный отпуск не связан с рабочим процессом и предоставляется один раз в течение календарного года независимо от времени работы на предприятии. Конкретный период и очередность предоставления этого дополнительного отпуска определяются по согласованию между работником и работодателем. Не использованный в текущем году такой отпуск на следующий год не переносится. Продолжительность дополнительного отпуска не зависит от общей продолжительности ежегодных отпусков, которая ограничена частью третьей статьи 10 Закона об отпусках.
Что касается источников финансирования дополнительного отпуска участникам боевых действий и инвалидам войны, то в статье 23 Закона об отпусках, которая устанавливает исчерпывающий перечень отпусков, расходы на оплату которых осуществляются за счет денежных средств работодателей, указанный отпуск не указан. Скорее всего, законодатель просто забыл внести в статью 23 Закона об отпусках соответствующее дополнение (касательно оплаты за счет работодателя отпуска, предусмотренного статьей 16-2 Закона об отпусках). Подтверждением этому является письмо Министерства социальной политики Украины от 04.08.2016 г. № 430/13/116-16 (см. ВТЗ № 9/2016, стр. 118), в котором разъяснено, что Минсоцполитики разработало проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно порядка оплаты отпуска отдельным категориям ветеранов войны», которым предлагается внести изменения в статью 23 Закона об отпусках, предусматривающие оплату отпуска отдельным категориям ветеранов войны за счет денежных средств предприятий, предназначенных на оплату труда, и за счет денежных средств физического лица, у которого работают по трудовому договору работники.
Что касается сегодняшней ситуации, то внесение с 6 июня 2015 года дополнений в «льготные» статьи 12 и 13 Закона о ветеранах войны в части предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска участникам боевых действий и инвалидам войны привело к тому, что такой отпуск рассматривается как льгота указанным лицам — об этом Минсоцполитики прямо указало в письме от 18.08.2016 г. № 454/13/116-16 (см. ВТЗ № 9/2016, стр. 117). Если это льгота, то расходы, связанные с ее предоставлением (то есть расходы на оплату указанного дополнительного отпуска), на основании норм части первой статьи 17 Закона о ветеранах войны и постановления Кабинета Министров Украины «О порядке предоставления льгот, предусмотренных Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»» от 16.02.94 г. № 94 (далее — Постановление № 94) финансируются за счет денежных средств государственного и местных бюджетов.
Так, согласно пункту 6 Постановления № 94 расходы государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций (далее — организации), связанные с предоставлением льгот, предусмотренных Законом о ветеранах войны, покрываются местными финансовыми органами на основании расчетов, представленных организациями, путем перечисления денежных средств на их счета в учреждениях банков. Льготы, предусмотренные Законом о ветеранах войны, предоставляются организациями за счет собственных денежных средств с последующим возмещением их из бюджета по установленным нормам в согласованные с финансовыми органами сроки.
Возмещение организациям расходов, связанных с предоставлением льгот, финансовые органы проводят за счет денежных средств местных бюджетов на основании проверенных ими расчетов, представленных организациями. Организации в установленном порядке подают финансовому органу по месту их нахождения платежное поручение на согласованную сумму расходов в 4 экземплярах. Первый экземпляр поручения подписывается руководителем или заместителем и главным бухгалтером финансового органа и скрепляется печатью. Три экземпляра поручения представляются в учреждение банка. Четвертый экземпляр платежного поручения и расчет к нему остаются в финансовом органе, который ведет учет возмещения указанных расходов. Расходы, связанные с предоставлением льгот, отражаются в учете выполнения местного бюджета в разделе 207 параграфа II «Льготы участникам войны» Классификации доходов и расходов государственного и местных бюджетов.
Таким образом, если руководствоваться нормами части первой статьи 17 Закона о ветеранах войны и пунктом 6 Постановления № 94, то расходы на оплату дополнительного отпуска участникам боевых действий и инвалидам войны должны возмещаться работодателям за счет денежных средств местных бюджетов. Однако на практике этого не происходит (местные органы не считают своей обязанностью возмещать работодателям расходы на оплату указанного дополнительного отпуска).
Учитывая вышеизложенное, рекомендуем работодателям начислять и выплачивать за собственный счет участникам боевых действий, пострадавшим участникам Революции Достоинства, инвалидам войны и реабилитированным лицам заработную плату за период дополнительного отпуска, при этом можно подать финансовому органу местного совета документ (платежное поручение), подтверждающий сумму выплаченной средней заработной платы за период отпуска для получения ее возмещения за счет денежных средств местного бюджета. Если финансовый орган местного совета отказывается предоставлять указанное возмещение отпускных, то работодатель может обратиться в суд.
В случае, если участник боевых действий или инвалид войны, имеющий право на дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году, одновременно является «чернобыльцем», имеющим право на дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 14 рабочих дней в год, предусмотренный пунктом 22 части первой статьи 20, пунктом 1 части первой статьи 21, пунктом 3 части третьей статьи 30 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII (далее — Закон № 796), то, по мнению Минсоцполитики, он может воспользоваться только одним из указанных отпусков (одной льготой) по его выбору (ст. 60 Закона № 796), поскольку эти льготы являются однотипными.
Предоставление отпуска без сохранения заработной платы
Согласно пункту 4 части первой статьи 25 Закона об отпусках отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника предоставляется в обязательном порядке:
— участникам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона о ветеранах войны, продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно;
— лицам, которые имеют особые заслуги перед Родиной, статус которых установлен в соответствии с Законом о ветеранах войны, — продолжительностью до 21 календарного дня ежегодно.
Статьей 8 Закона о ветеранах войны определено, что участниками войны признаются военнослужащие, которые в период войны проходили военную службу в Вооруженных Силах бывшего СССР, труженики тыла, а также другие лица, предусмотренные этим Законом.
Так, согласно статье 9 Закона о ветеранах войны к участникам войны относятся, в частности:
— работники, которые на контрактной основе направлялись на работу в государства, где велись боевые действия (включая Республику Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года), и не входили в состав ограниченного контингента советских войск (п. 6 ст. 9 Закона о ветеранах войны);
— жены (мужья) военнослужащих, которые работали по найму в государствах, указанных в пункте 6 статьи 9 Закона о ветеранах войны (см. выше), в период ведения боевых действий в них и не входили в состав ограниченного контингента советских войск (п. 7 ст. 9 Закона о ветеранах войны);
— работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в обеспечении проведения АТО, ООС, находясь непосредственно в районах АТО, ООС в период их проведения, в порядке, установленном законодательством (п. 13 ст. 9 Закона о ветеранах войны).
Участникам войны, которые указаны в статье 9 Закона о ветеранах войны, выдаются удостоверение с надписью «Посвідчення учасника війни» и нагрудный знак «Ветеран війни – учасник війни». Указанное удостоверение выдается органом соцзащиты по месту регистрации гражданина (п.п. 3, 7 Положения № 302).
Лицами, на которых распространяется действие Закона о ветеранах войны, являются граждане, указанные в статье 10 Закона о ветеранах войны. К ним, в частности, относятся члены семьи военнослужащих ВСУ, Нацгвардии, СБУ, СВРУ, Госпогранслужбы, Госспецтранспорта, полицейских, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих МВД, Управления госохраны, Госспецсвязи, ГСЧС, которые погибли или умерли вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время участия в АТО, ООС, защищая независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины.
Лицами, имеющими особые заслуги перед Родиной, считаются лица, награжденные орденом Героев Небесной Сотни, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу», а также Герои Социалистического Труда, удостоенные этого звания за труд в период Второй мировой войны (ст. 11 Закона о ветеранах войны).