Высшим должностным лицом любого юридического лица является его руководитель. Как и кем назначается руководитель предприятия (хозяйственного общества)? Каковы полномочия директора предприятия? Может ли предприятием руководить его учредитель – физическое лицо? Каким квалификационным требованиям должен отвечать руководитель предприятия? Как осуществляется и документально оформляется принятие на работу и увольнение руководителя предприятия? Чем определяются и каковы обязанности руководителя предприятия? Как быть, если он временно не может выполнять свои обязанности? Как оплачивается труд руководителей на предприятиях различных форм собственности? Что является рабочим временем для руководителя предприятия? Какой режим работы наиболее приемлем для него? Имеет ли право руководитель предприятия работать по совместительству и на условиях неполного рабочего времени?
Руководитель предприятия: от «А» до «Я»
Законодательство о труде, в частности главный трудовой документ — Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), уделяет мало внимания вопросам оформления трудовых отношений предприятиями, учреждениями, организациями (далее — предприятия) с лицами, назначаемыми их руководителями. Статьи 21 и 24 КЗоТ, определяющие особенности заключения трудового договора между собственником и наемным работником, не содержат каких-либо норм, регулирующих установление трудовых отношений с руководителями предприятий.
В то же время некоторые аспекты взаимоотношений собственников и руководителей предприятий урегулированы статьей 65 «Управление предприятием» Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ).
Назначение и полномочия руководителя предприятия
Согласно части 1 статьи 65 ХКУ управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и участия в управлении трудового коллектива.
Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия либо другими учредительными документами (ч. 2 ст. 65 ХКУ).
Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) непосредственно или через уполномоченные органы либо наблюдательный совет такого предприятия (в случае его создания) назначает (избирает) руководителя предприятия, который является подотчетным собственнику, его уполномоченному органу либо наблюдательному совету. Руководитель предприятия является должностным лицом этого предприятия (ч. 3 ст. 65 ХКУ).
В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, условия освобождения его от должности, другие условия найма по согласованию сторон (ч. 4 ст. 65 ХКУ).
Таким образом, исходя из норм ХКУ, если собственник нанимает руководителя предприятия, то с ним, как с наемным работником, необходимо заключить трудовой договор или контракт. В этом случае со стороны собственника трудовой договор (контракт) могут заключить физическое лицо – учредитель (один из учредителей) юридического лица или уполномоченное учредителем (учредителями) лицо (например, председатель или член наблюдательного совета) или лицо, уполномоченное органом управления предприятием (например, один из руководителей центрального органа исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого находится предприятие).
Контракт, как указано в части третьей статьи 21 КЗоТ, является особой формой трудового договора. В контракте соглашением сторон могут устанавливаться срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения контракта, в том числе досрочного. Сфера применения контракта определяется законами Украины.
Типовая форма контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности, утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 02.08.95 г. № 597. Особенности заключения контракта с руководителем государственного предприятия определены постановлением Кабинета Министров Украины «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности» от 19.03.93 г. № 203, которым утверждено Положение о порядке заключения контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности, при найме на работу.
В случаях, установленных законодательством, руководителей государственных предприятий назначают по результатам проведения конкурсного отбора. В частности, постановлением Кабинета Министров Украины от 03.09.2008 г. № 777 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 15.11.2019 г. № 927) утвержден Порядок проведения конкурсного отбора руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.
На предприятиях негосударственной формы собственности заключение контракта урегулировано Положением о порядке заключения контрактов при принятии (найме) на работу работников, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19.03.94 г. № 170.
Если руководитель предприятия не нанимается, то он назначается (избирается) из числа физических лиц – учредителей (участников, акционеров) юридического лица. В таком случае назначение на должность руководителя осуществляется на общем собрании учредителей и оформляется протоколом этого собрания (в некоторых случаях — решением наблюдательного совета или другого органа управления предприятием).
Если единственным учредителем предприятия является физическое лицо, то такое лицо может быть единоличным руководителем предприятия (нюансы такого руководства рассмотрим ниже).
Руководитель предприятия (независимо от порядка его назначения на должность) без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами (ч. 5 ст. 65 ХКУ).
Трудовые отношения с руководителями хозяйственных обществ
Порядок назначения руководителей в хозяйственных обществах (далее — хозобщества) регулируется вышеупомянутой статьей 65 ХКУ, Гражданским кодексом Украины (далее — ГКУ), Законом Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII (далее — Закон о хозобществах), в акционерных обществах — Законом Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI (далее — Закон об АО), в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью — Законом Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 06.02.2018 г. № 2275-VIII (далее — Закон об ООО).
Согласно статье 89 ХКУ и статье 23 Закона о хозобществах управление деятельностью хозобщества осуществляют его органы и должностные лица, состав и порядок избрания (назначения) которых осуществляется в зависимости от вида хозобщества, а в установленных случаях — участниками хозобщества. Должностными лицами органов управления хозобщества являются, в частности, физические лица — председатель и члены исполнительного органа, председатель и члены другого органа хозобщества, наделенные полномочиями по управлению хозобществом, если образование такого органа предусмотрено учредительными документами хозобщества.
Статьей 113 ГКУ и статьей 1 Закона о хозобществах определено, что к хозобществам относятся: акционерные общества (далее — АО), общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), общества с дополнительной ответственностью (далее — ОДО), полные общества (далее — ПО), коммандитные общества (далее — КО).
АО, ООО, ОДО создаются и действуют на основании устава, ПО и КО — учредительного договора. Учредительные документы должны содержать сведения, в частности, о виде хозобщества, составе учредителей и участников, составе и компетенции органов хозобщества и порядке принятия ими решений (ст. 4 Закона о хозобществах).
Еще одной организационно-правовой формой являются частные предприятия (далее — ЧП), которые могут быть созданы и действовать как на основании устава, так и на основании учредительного договора. Деятельность ЧП отдельным законодательством не регулируется (в Законе о хозобществах о них также не упоминается), поэтому в своей деятельности они должны руководствоваться нормами статьи 65 ХКУ, а также могут руководствоваться общими нормами, установленными для хозобществ главой 8 ГКУ и Законом о хозобществах.
Рассмотрим подробно особенности взаимоотношений между учредителями (участниками, акционерами) хозобществ и назначаемыми ими руководителями хозобществ.
Назначение и полномочия руководителя АО
Правовой статус отношений АО с должностными лицами органов управления АО определен в Законе об АО.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 2 Закона об АО должностными лицами органов АО являются, в частности, физические лица — председатель исполнительного органа, председатель другого органа общества, если создание такого органа предусмотрено уставом АО.
Согласно статье 58 Закона об АО управление текущей деятельностью АО осуществляет исполнительный орган АО, который может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Членом исполнительного органа АО может быть любое физическое лицо, которое имеет полную гражданскую дееспособность и не является членом наблюдательного совета или ревизионной комиссии этого АО.
К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, связанных с руководством текущей деятельностью АО, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета.
Права и обязанности членов исполнительного органа АО определяются Законом об АО, другими актами законодательства, уставом АО и/или положением об исполнительном органе АО, а также контрактом, который заключается с каждым членом исполнительного органа. От имени АО контракт подписывает председатель наблюдательного совета или лицо, уполномоченное на такое подписание наблюдательным советом.
Пунктом 8 части 2 статьи 52 Закона об АО установлено, что к исключительной компетенции наблюдательного совета относится избрание председателя и членов исполнительного органа АО. Но уставом АО избрание председателя и членов исполнительного органа АО может быть отнесено и к компетенции общего собрания акционеров (п.п. 11-2, 27 ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 52 Закона об АО).
В соответствии с частью 5 статьи 59 Закона об АО председатель коллегиального исполнительного органа (далее — председатель правления) АО избирается наблюдательным советом АО, если иное не предусмотрено уставом АО, в порядке, предусмотренном уставом АО. Председатель правления имеет право без доверенности действовать от имени АО, в соответствии с решениями правления, в том числе представлять интересы АО, совершать праводействия (сделки) от имени АО, издавать приказы и давать распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками АО. Другой член правления в порядке, определенном законодательством, также может быть наделен этими полномочиями, если это предусмотрено уставом АО.
Если в АО управление текущей деятельностью АО осуществляет единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор), то в соответствии со статьей 60 Закона об АО порядок принятия решений лицом, осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа (далее — единоличный руководитель), устанавливается уставом АО. Единоличный руководитель вправе без доверенности действовать от имени АО, в том числе представлять его интересы, совершать праводействия (сделки) от имени АО, издавать приказы и давать распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками АО.
Таким образом, АО в лице председателя (другого члена) наблюдательного совета должно заключить контракт с председателем правления (исполнительного органа) или единоличным руководителем (директором, генеральным директором) АО.
К исключительной компетенции наблюдательного совета относится утверждение условий контрактов, заключаемых с членами исполнительного органа, установление размера их вознаграждения (п. 9 ч. 2 ст. 52 Закона об АО).
Председатель правления (директор, генеральный директор) АО с момента заключения с ним контракта становится должностным лицом и штатным работником АО (предприятия), поэтому на него в общем порядке распространяются нормы трудового законодательства.
В частности, за выполненную работу, предусмотренную должностными обязанностями и определенную делегированными полномочиями, АО должно начислять председателю правления (директору, генеральному директору) АО как должностному лицу заработную плату на условиях, предусмотренных трудовым договором (контрактом) (ч. 4 ст. 62 Закона об АО).
В случае невозможности выполнения председателем правления (единоличным руководителем) своих полномочий (например, в период болезни, во время пребывания в отпуске и т. п.) по решению этого правления его полномочия осуществляет один из членов правления (назначенное единоличным руководителем лицо)1, если иное не предусмотрено уставом или положением об исполнительном органе АО (ч. 6 ст. 59, ч. 3 ст. 60 Закона об АО).
1 См. также письмо Минсоцполитики от 17.10.2016 г. № 376/06/186-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2017, стр. 125.
Назначение и полномочия руководителя ООО
В соответствии со cтатьей 28 Закона об ООО органами ООО и ОДО (далее вместе — ООО) являются общее собрание участников, наблюдательный совет (в случае создания) и исполнительный орган. Высшим органом ООО является общее собрание участников (ч. 1 ст. 29 Закона об ООО).
К компетенции общего собрания участников относится избрание единоличного исполнительного органа ООО или членов коллегиального исполнительного органа ООО (всех или отдельно одного или нескольких из них), установление размера вознаграждения членам исполнительного органа ООО (п. 7 ч. 2 ст. 30 Закона об ООО).
В то же время в случае создания в ООО наблюдательного совета уставом ООО к его компетенции может быть отнесено избрание единоличного исполнительного органа ООО или членов коллегиального исполнительного органа ООО (всех или отдельно одного или нескольких из них), приостановление и прекращение их полномочий, установление размера вознаграждения членам исполнительного органа ООО (ч. 2 ст. 38 Закона об ООО).
Договор (контракт), заключаемый с членом исполнительного органа ООО, от имени ООО подписывает лицо, уполномоченное на такое подписание общим собранием участников.
В соответствии со статьей 39 Закона об ООО управление текущей деятельностью ООО осуществляет исполнительный орган ООО. К компетенции исполнительного органа ООО относится решение всех вопросов, связанных с управлением текущей деятельностью ООО, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников и наблюдательного совета ООО (в случае его создания).
Исполнительный орган ООО является единоличным. Названием единоличного исполнительного органа является «директор», если уставом не предусмотрено иное название. Уставом может быть установлено, что исполнительный орган общества является коллегиальным, и определен его количественный состав. Названием коллегиального исполнительного органа является «дирекция», а его председателя — «генеральный директор», если уставом не предусмотрены другие названия.
Единоличный исполнительный орган ООО (директор) или председатель коллегиального исполнительного органа ООО (генеральный директор) может действовать от имени ООО без доверенности. Устав ООО может предусматривать возможность каждого или отдельных членов коллегиального исполнительного органа действовать от имени ООО без доверенности или возможность всех или отдельных членов исполнительного органа совершать действия от имени ООО без доверенности исключительно вместе.
Для принятия решений по вопросам, которые отнесены к компетенции исполнительного органа, но выходят за пределы обычной ежедневной деятельности ООО, председатель коллегиального исполнительного органа (генеральный директор) обязан созвать заседание исполнительного органа (дирекции). Уставом ООО могут устанавливаться ограничения по сумме, типу, предмету праводействий (сделок), для принятия решения по которым председатель коллегиального исполнительного органа должен созвать заседание исполнительного органа ООО. Нарушение указанных требований председателем исполнительного органа является основанием для расторжения с ним гражданско-правового или трудового договора (контракта).
Физическое лицо, которое является членом коллегиального исполнительного органа ООО или действует как единоличный исполнительный орган, не может быть членом наблюдательного совета этого ООО.
Таким образом, руководителя (директора, генерального директора) ООО назначает (избирает) общее собрание участников ООО, что оформляется соответствующим протоколом этого собрания, или наблюдательный совет. С лицом, назначенным (избранным) на должность руководителя ООО, трудовой договор (контракт) от имени ООО заключает лицо, уполномоченное общим собранием участников ООО. В уставе ООО и трудовом договоре (контракте) должны быть определены полномочия назначаемого (избираемого) руководителя ООО.
Если учредителем и участником ООО является одно и единственное физическое лицо, которое не желает пользоваться услугами наемного руководителя, то такое лицо, исходя из вышеприведенной нормы части 3 статьи 65 ХКУ, должно себя назначить руководителем ООО, отразив это в протоколе общего собрания участников (участника). Вопрос необходимости заключения трудового договора между руководителем-учредителем и ООО в данной ситуации законодательством четко не урегулирован.
С одной стороны, такие отношения между ООО и учредителем-руководителем можно рассматривать как корпоративные (основание — ч. 2 ст. 65 ХКУ: «Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или …») с начислением учредителю только дивидендов или же как гражданско-правовые, которые предусматривают предоставление услуг физическим лицом (учредителем) по управлению предприятием (ООО) с начислением такому лицу вознаграждения по гражданско-правовому договору. Статья 65 ХКУ, а именно ее часть 4, указывает на необходимость заключения трудового договора (контракта) только при найме руководителя предприятия. Минсоцполитики в письме от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12 разъяснило, что форма участия собственника в управлении предприятием в случае, если собственник осуществляет управление предприятием без заключения трудового договора (в том числе на период времени, когда предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность), и способ вознаграждения собственнику за такую деятельность могут быть определены в учредительных документах.
С другой стороны, с 25.06.2016 г. частью 3 статьи 65 ХКУ установлено, что руководитель предприятия является должностным лицом этого предприятия. С 17.06.2018 г. частью 1 статьи 42 Закона об ООО определено, что члены исполнительного органа (т. е. директор, генеральный директор, если уставом не предусмотрены другие названия) являются должностными лицами ООО. Из части 12 статьи 39 Закона об ООО следует, что ООО с членом исполнительного органа заключает договор (т. е. трудовой договор или контракт).
Таким образом, если ООО, учредителем и участником которого является одно и единственное физическое лицо, создает единоличный исполнительный орган, то назначается директор, который является должностным лицом ООО. С таким должностным лицом ООО в обязательном порядке заключает трудовой договор или контракт. То есть ООО как юридическое лицо является работодателем, а руководитель-учредитель — должностным лицом и одновременно работником ООО, что требует заключения между ними трудового договора или контракта (такие отношения являются трудовыми и регулируются нормами трудового законодательства).2
2 См. также письмо Минсоцполитики от 17.10.2016 г. № 376/06/186-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2017, стр. 125.
Если же в указанном ООО исполнительный орган не создается (директор как должностное лицо не назначается) или ликвидируется (например, в случае приостановления хозяйственной деятельности), а решением общего собрания участников (единственного участника) право управлять ООО делегировано участнику в рамках корпоративных правоотношений, то управление таким ООО должен осуществлять непосредственнно единственный участник ООО без заключения трудового договора (контракта). В этом случае он будет не директором, а руководителем ООО.
Напомним, что информация о юридическом лице, отражаемая государственным регистратором в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований на основании поданных учредителями юридического лица заявлений и документов, обязательно содержит сведения об органах управления юридического лица, о руководителе юридического лица и других лицах (при наличии), которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т. п.: фамилия, имя, отчество, дата рождения, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта), данные о наличии ограничений относительно представительства юридического лица (п.п. 12, 13 ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV; далее — Закон № 755).
Обращаем внимание, что контролирующие органы, в частности Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда), негативно относятся к незаключению трудового договора между ООО и руководителем-учредителем в вышеуказанном случае. Отсутствие между ООО и его учредителем-руководителем заключенного трудового договора может быть расценено при проверке Гоструда как сокрытие трудовых отношений или подмена трудовых отношений гражданско-правовыми со всеми вытекающими последствиями — наложением на юридическое лицо (ООО) штрафа, предусмотренного абзацем вторым части второй статьи 265 КЗоТ, за фактический допуск работника (руководителя ООО) к работе (управлению ООО) без оформления трудового договора (контракта) в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2021 году — в размере 60 000 грн.).
ГНСУ также заинтересована в заключении трудового договора в рассматриваемой ситуации, поскольку при корпоративном или гражданско-правовом характере указанных правоотношений отсутствует необходимость в начислении заработной платы (фактически учредитель может начислять себе только дивиденды) и, соответственно, уменьшаются налоговые обязательства — вместо «зарплатной» ставки налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) в размере 18% применяется ставка НДФЛ для дивидендов в размере 5% или 9%, при этом отсутствует база начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ). Это может быть квалифицировано налоговиками как сокрытие трудовых отношений с целью уклонения от уплаты НДФЛ и ЕСВ.
Напомним, что согласно абзацу второму подпункта 14.1.222 Налогового кодекса Украины для целей раздела IV этого Кодекса (т. е. для целей уплаты НДФЛ и военного сбора) к работодателю приравнивается юридическое лицо, которое начисляет (выплачивает) доход за выполнение работы и/или предоставление услуги согласно гражданско-правовому договору в случае, если будет установлено, что отношения по такому договору фактически являются трудовыми.
Учитывая вышеизложенное, если ООО решило не заключать трудовой договор (контракт) с руководителем-учредителем, а поручить ему руководство ООО в рамках корпоративных правоотношений, то оно должно быть готовым отстаивать свою позицию в суде, если Гоструда признает отношения между сторонами трудовыми.
Что касается судебной практики по этому вопросу, то она на стороне предприятия. Так, в решении Конституционного суда Украины от 12.01.2010 г. № 1-рп/2010 (дело № 1-2/2010) указано, что реализация участниками общества корпоративных прав на участие в его управлении путем принятия компетентным органом решений об избрании (назначении), отстранении, отзыве членов исполнительного органа этого объединения касается также наделения или лишения их полномочий на управление обществом. Такие решения уполномоченного на это органа должны рассматриваться не в рамках трудовых, а корпоративных правоотношений, возникающих между обществом и лицами, которым доверены полномочия по управлению им.
Решением Ровенского окружного административного суда от 13.12.2018 г. по делу № 1740/2465/18, оставленным без изменений постановлением Восьмого апелляционного административного суда от 14.03.2019 г., отменено постановление Управления Гоструда в Ровенской области о наложении штрафа (по результатам проведенного инспекционного посещения предприятия), предусмотренного абзацем вторым части второй статьи 265 КЗоТ, на предприятие, которое возложило выполнение обязанностей директора на учредителя на общественных началах без заключения трудового договора и без выплаты заработной платы, но с выплатой ему дивидендов в повышенном размере на 10% по сравнению с другими участниками. Суд первой инстанции касательно управления предприятием его учредителем отметил, что отношения, возникающие при выполнении учредителем функций директора предприятия без заключения трудового договора, являются корпоративными, а, следовательно, отсутствует обязанность заключать трудовой договор, начислять и выплачивать заработную плату. Учитывая нормы статьи 65 ХКУ, суд признал безосновательным вывод Управления Гоструда в Ровенской области о том, что учредитель предприятия, выполняющий обязанности директора, должен работать на основании трудового договора и получать заработную плату как наемный работник. Суд пришел к выводу об отсутствии каких-либо нарушений норм действующего законодательства о труде со стороны предприятия, а приведенные ответчиком в Акте инспекционного посещения выводы являются безосновательными и необоснованными.
Аналогичные выводы в пользу предприятия содержат решение Харьковского окружного административного суда от 07.06.2018 г. по делу № 820/3159/18 и решение Николаевского окружного административного суда от 14.08.2019 г. по делу № 400/1456/19 (оставлено без изменений постановлением Пятого апелляционного административного суда от 06.05.2020 г.).
Таким образом, учредитель может выполнять функции руководителя ООО без заключения трудового договора и начисления заработной платы в рамках корпоративных отношений. В этом случае делегирование учредителю обязанностей и полномочий руководителя ООО (в т. ч. по заключению договоров, подписанию и представлению отчетности, ведению бухгалтерского учета и т. п.) оформляется протоколом общего собрания участников (единственного участника) без заключения трудового договора (контракта) и без издания приказа о вступлении в должность директора. О возможности управления ООО учредителем в рамках корпоративных отношений желательно указать в уставе ООО.
Если во избежание проблем с контролирующими органами (во избежание наложения вышеуказанного «трудового» штрафа за фактический допуск руководителя ООО к работе без оформления трудового договора) ООО, в котором учредителем и участником является одно и единственное физическое лицо, решит заключить трудовой договор (контракт) с руководителем-учредителем, то подписантом этого договора от двух сторон (от имени ООО как работодателя и от имени работника) будет одно и то же физическое лицо.
После заключения трудового договора (контракта) между ООО и его руководителем (директором, генеральным директором) последний становится должностным лицом (работником) ООО, на которого в полном объеме распространяются нормы трудового законодательства, а за выполненную работу ему начисляется заработная плата (ее размер устанавливается в трудовом договоре или контракте).
В вышерассмотренном порядке могут оформляться корпоративные или трудовые отношения со своими руководителями и другими видами хозобществ (ПО, КО), а также ЧП. В этом случае предприятиям необходимо руководствоваться нормами частей 2–4 статьи 65 (для всех предприятий), части 4 статьи 128 (для ЧП) ХКУ, главы 4 (для ПО) и главы 5 (для КО) Закона о хозобществах, подраздела 2 (для ПО) и подраздела 3 (для КО) § 1 глави 8 ГКУ.
Лица, которые не имеют права быть руководителями хозобществ
Согласно части третьей статьи 23 Закона о хозобществах и части 1 статьи 62 Закона об АО должностными лицами (в том числе руководителями) органов управления хозобщества (АО) не могут быть народные депутаты Украины, члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и других органов исполнительной власти, военнослужащие, нотариусы, депутаты местных советов, которые работают в этих советах на постоянной основе, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел (Национальной полиции), а также должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, кроме случаев, когда государственные служащие осуществляют функции по управлению корпоративными правами (акциями, долями, паями), принадлежащими государству, и представляют интересы государства в наблюдательном совете хозобщества или территориальной общины в наблюдательном совете АО или ревизионной комиссии хозобщества.
Лица, которым суд запретил заниматься определенным видом деятельности, не могут быть должностными лицами тех хозобществ, которые осуществляют этот вид деятельности.
Лица, имеющие непогашенную судимость за кражи, получение неправомерной выгоды и другие корыстные уголовные правонарушения (преступления против собственности, в сфере хозяйственной деятельности, в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг), не могут занимать в хозобществах руководящие должности (не могут быть должностными лицами органов АО).
Кроме того, Справочниками характеристик профессий работников и приказами центральных органов исполнительной власти установлены требования к руководителям предприятий, при несоответствии которым претендент не может быть принят на работу руководителем предприятия.
Так, согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий работников, утвержденному приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.2004 г. № 336, для директора (начальника, другого руководителя) предприятия установлены следующие квалификационные требования: Высшее образование ІІ уровня по степени магистра по соответствующей области знаний или высшее образование ІІ уровня по степени магистра и последипломное образование по отрасли знаний «Управление и администрирование» или «Право». Стаж работы на руководящих должностях низшего уровня — не менее 5 лет.
Документальное оформление принятия на работу руководителя предприятия
Как отмечалось выше, основанием для принятия на работу руководителя предприятия и заключения с ним трудового договора (контракта) является решение собственника, которое принимается на общем собрании учредителей (заседании наблюдательного совета) с оформлением соответствующего протокола или представляет собой распорядительный документ органа управления предприятием.
В соответствии с частью третьей статьи 24 КЗоТ заключение трудового договора (контракта) оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа, с направлением уведомления ГНСУ о принятии работника на работу в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке сообщения Государственной налоговой службе и ее территориальным органам о принятии работника на работу» от 17.06.2015 г. № 413 (далее — Постановление № 413).
Согласно последнему абзацу Постановления № 413 уведомлением о принятии на работу члена исполнительного органа хозобщества, руководителя предприятия, учреждения, организации являются сведения, полученные органами Государственной налоговой службы из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР).
Таким образом, направлять уведомление ГНСУ о принятии на работу руководителя юридического лица не нужно, поскольку сведения о таком руководителе, как отмечалось выше, отражаются в ЕГР.
В случае принятия на работу нового руководителя представитель юридического лица (учредитель или лицо, временно исполняющее обязанности руководителя) подает информацию (регистрационную карточку) государственному регистратору о смене (назначении) руководителя юридического лица в порядке, определенном Законом № 755 (п. 13 ч. 2 ст. 9 Закона № 755).
На основании обновленных сведений, полученных от государственного регистратора, в порядке, определенном Законом № 755, информация из ЕГР о смене руководителя юридического лица обновляется в Едином банке данных юридических лиц (далее — ЕБД), который ведет ГНСУ касательно налогоплательщиков. Если же сведения о юридическом лице не отражаются в ЕГР, то информация о смене руководителя юридического лица может быть обновлена ГНСУ в ЕБД (учетном деле налогоплательщика) только на основании уточненных документов, которые подаются юридическим лицом в налоговый орган по основному месту учета в качестве налогоплательщика. Для этого в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в учетные документы юридическое лицо подает в налоговый орган дополнительное регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Зміни», в котором указывает информацию о новом руководителе (п. 9.2 раздела IX Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. № 1588; далее — Порядок № 1588).
После назначения (избрания) на должность собственником и заключения трудового договора (контракта) руководитель предприятия приступает к работе. Для этого он издает свой первый приказ — о вступлении в должность, основной текст которого может быть таким:
«Я, Денисенко Артем Александрович, приступаю к выполнению обязанностей директора Общества с ограниченной ответственностью «Рубин» с 01.02.2021.»
В этом приказе указывается основание для его издания: номер и дата протокола общего собрания учредителей (заседания наблюдательного совета) или распорядительного документа вышестоящего органа управления о назначении на должность руководителя предприятия.
В трудовую книжку работника, назначенного (избранного) руководителем предприятия с заключением трудового договора (контракта) и изданием соответствующего приказа, вносится запись о принятии на работу. Запись в трудовой книжке о должности работника должна соответствовать названию должности в штатном расписании.
В Национальном классификаторе Украины ГК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденном приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор профессий), предусмотрены, в частности, должности «генеральный директор (председатель, президент, другой руководитель) объединения предприятий (ассоциации, корпорации, концерна, радиокомпании, телекомпании, телерадиокомпании, телерадио-, информационного агентства и т. д.)», «директор (начальник, другой руководитель) предприятия», «председатель правления», «председатель общества», «председатель исполнительного органа акционерного общества», «руководитель предприятия (учреждения, организации) (сфера защиты информации)», «руководитель предприятия (учреждения, организации) здравоохранения (генеральный директор, директор, главный врач и др.)», «управляющий (директор, другой руководитель) коммерческим банком» с кодом профессии 1210.1.
Минсоцполитики в письме от 06.02.2019 г. № 19/0/193-19 (см. ВТЗ № 2/2019, стр. 124) сообщило, что профессиональные названия работ с кодом 1210.1 относятся к должностям первых руководителей предприятий, учреждений, организаций и т. п., в задачи и обязанности которых, среди прочего, входит общее руководство предприятием. В соответствии с примечанием 2 Приложения В к Классификатору профессий при наличии у пользователя потребности в расширении названий должностей могут использоваться термины и слова, которые уточняют место работы, сферу деятельности при условии соблюдения лаконичности изложения. Таким образом, в случае создания согласно уставу в ООО или ОДО коллегиального исполнительного органа «дирекция», возглавляемого генеральным директором, в штатном расписании этого хозобщества могут применяться названия должностей «Генеральный директор дирекции общества с ограниченной или дополнительной ответственностью» или «Генеральный директор общества с ограниченной или дополнительной ответственностью». Учитывая, что при принятии на работу в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки как заголовок пишется полное наименование предприятия, запись о названии должности руководителя предприятия может быть «Директор» (т. е. без уточнения организационно-правовой формы предприятия).
Дата принятия на работу (назначения на должность) руководителя предприятия отражается в графе «Дата прийняття на роботу» раздела І приложения 4 (форма 4ДФ) и в графе «дата початку» реквизита 10 «Період трудових … відносин …» приложения 5 (форма Д5) к Налоговому расчету за квартал, в котором состоялось принятие на работу руководителя предприятия.
Увольнение руководителя предприятия
С целью защиты прав инвесторов (учредителей) еще 1 июня 2014 года часть первая статьи 41 КЗоТ была дополнена пунктом 5, которым предусмотрено расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае прекращения полномочий должностных лиц (далее — увольнение по пункту 5 статьи 41 КЗоТ). То есть если полномочия руководителя предприятия (председателя правления АО, директора, генерального директора и т. д.) как должностного лица прекращаются собственником (общим собранием учредителей, решением наблюдательного совета и т. п.), то с этого момента автоматически прекращаются и трудовые отношения с таким лицом.
Частью 3 статьи 99 ГКУ определено, что полномочия члена исполнительного органа могут быть в любое время прекращены или он может быть временно отстранен от исполнения своих полномочий.
Верховный Суд в постановлении от 07.02.2018 г. по делу № 711/5711/16-ц сделал вывод, что предусмотренное пунктом 5 статьи 41 КЗоТ основание расторжения трудового договора не предусматривает необходимости предварительного уведомления об увольнении, выяснения вины работника, целесообразности и причины увольнения, учета предыдущей работы и других положительных результатов.
Таким образом, прекратить полномочия членов исполнительного органа — должностных лиц (в том числе руководителя предприятия) и уволить их по пункту 5 статьи 41 КЗоТ собственник имеет право в любое время без объяснения причин своего решения.3 Но следует помнить, что такое увольнение считается увольнением работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа, поэтому оно не допускается в период временной нетрудоспособности работника, а также в период пребывания работника в отпуске (ч. третья ст. 41, ч. третья ст. 40 КЗоТ).
3 См. письмо Минсоцполитики от 31.07.2014 г. № 8475/0/14-14/06 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2016, стр. 105.
В качестве компенсации за увольнение без объяснения причин статьей 44 КЗоТ предусмотрена выплата должностному лицу выходного пособия в размере не меньше чем 6-месячный средний заработок в случае увольнения по пункту 5 статьи 41 КЗоТ (прекращение полномочий должностных лиц).4
4 См. также разъяснение ГУ Гоструда в Днепропетровской области «О праве на выходное пособие в размере не менее шестимесячного среднего заработка при увольнении должностного лица по пункту 5 статьи 41 КЗоТ» от 28.08.2020 г. в журнале «Все о труде и зарплате» № 10/2020, стр. 112.
Обращаем внимание, что к руководителю предприятия могут быть применены и другие основания для расторжения трудового договора (контракта), предусмотренные КЗоТ и законами Украины.
В частности, руководитель предприятия может быть уволен в случае:
— одноразового грубого нарушения им трудовых обязанностей (п. 1 ст. 41 КЗоТ);
— его виновных действий, вследствие чего заработная плата выплачивалась несвоевременно или в размерах, ниже установленного законом размера минимальной заработной платы (п. 1-1 ст. 41 КЗоТ).
Если контрактом, заключенным с руководителем предприятия, предусмотрены дополнительные основания для его расторжения (например, за невыполнение руководителем определенных финансовых показателей деятельности предприятия), то он может быть уволен по пункту 8 части первой статьи 36 КЗоТ (основания, предусмотренные контрактом). Это согласуется с нормой части 6 статьи 65 ХКУ, которой установлено, что руководитель предприятия может быть уволен с должности досрочно по основаниям, предусмотренным договором (контрактом) в соответствии с законом.
Что касается лиц (органов), которые имеют право прекратить полномочия должностных лиц (в том числе руководителя предприятия), то они те же, что и лица (органы), которые наделены правом принятия на работу должностных лиц.
Кроме общих оснований для увольнения, специальными законами установлены дополнительные основания и особенности увольнения руководителей предприятий.
Увольнение руководителя АО
К исключительной компетенции наблюдательного совета АО относится прекращение полномочий и принятие решения об отстранении председателя правления (единоличного руководителя) от осуществления полномочий, а также избрании лица, которое временно будет осуществлять полномочия председателя правления (единоличного руководителя) (п. 8, 10 ч. 2 ст. 52 Закона об АО). В то же время уставом АО прекращение полномочий председателя правления (единоличного руководителя) может быть отнесено и к компетенции общего собрания акционеров (ч. 1, п.п. 11-2, 27 ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 52 Закона об АО).
Согласно статье 61 Закона об АО полномочия председателя правления (единоличного руководителя) АО прекращаются по решению наблюдательного совета с одновременным принятием решения о назначении председателя правления (единоличного руководителя) или лица, которое будет временно осуществлять его полномочия, если уставом АО этот вопрос не отнесен к компетенции общего собрания.
Основания прекращения полномочий председателя правления (единоличного руководителя) устанавливаются законом, уставом АО, а также контрактом, заключенным с председателем правления (единоличным руководителем).
В случае если в соответствии с уставом АО избрание и прекращение полномочий председателя правления (единоличного руководителя) отнесено к компетенции общего собрания, наблюдательный совет имеет право отстранить от выполнения полномочий председателя правления (единоличного руководителя), действия или бездействие которого нарушают права акционеров или самого АО до решения общим собранием вопроса о прекращении его полномочий.
До решения общим собранием вопроса о прекращении полномочий председателя правления (единоличного руководителя) наблюдательный совет обязан назначить лицо, которое будет временно осуществлять полномочия председателя правления (единоличного руководителя), и созвать внеочередное общее собрание.
В случае отстранения председателя правления (единоличного руководителя) или лица, исполняющего его полномочия, от осуществления полномочий наблюдательный совет обязан в течение 10 дней с даты принятия соответствующего решения объявить о созыве общего собрания АО, в повестку дня которого должен быть включен вопрос о переизбрании председателя правления (единоличного руководителя) АО.
Увольнение руководителя ООО
Поскольку руководителя (директора, генерального директора) ООО назначает (избирает) общее собрание участников ООО (п. 7 ч. 2 ст. 30 Закона об ООО), то оно же и увольняет руководителя ООО, что оформляется соответствующим протоколом указанного собрания. Но в случае создания в ООО наблюдательного совета к его компетенции, как отмечалось выше, может быть отнесено приостановление и прекращение полномочий руководителя ООО (ч. 2 ст. 38 Закона об ООО).
Трудовой договор, заключенный с лицом, назначенным (избранным) на должность руководителя ООО, от имени ООО при увольнении расторгает лицо, уполномоченное общим собранием участников ООО, или председатель (другой член) наблюдательного совета (при делегировании ему таких полномочий).
Полномочия руководителя (директора, генерального директора) ООО могут быть прекращены или он может быть временно отстранен от исполнения своих полномочий только путем избрания нового руководителя (директора, генерального директора) ООО или временных исполняющих его обязанности. В случае прекращения полномочий руководителя ООО трудовой договор (контракт) с этим лицом считается прекращенным (ч. 13 ст. 39 Закона об ООО).
Обращаем внимание, что Законом об ООО установлены дополнительные основания (случаи), когда трудовой договор (контракт) с руководителем ООО может быть расторгнут.
Так, согласно части 6 статьи 40 Закона об ООО трудовой договор (контракт) с руководителем ООО без выплаты ему компенсации расторгается ООО, если такой руководитель без согласия общего собрания участников или наблюдательного совета ООО:
1) осуществляет хозяйственную деятельность как физическое лицо – предприниматель в сфере деятельности ООО;
2) является участником ПО или полным участником КО, осуществляющего деятельность в сфере деятельности ООО;
3) является членом исполнительного органа или наблюдательного совета другого субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в сфере деятельности ООО.
В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона об ООО трудовой договор (контракт) с руководителем ООО как должностным лицом ООО без выплаты ему компенсации расторгается ООО, если такой руководитель нарушил обязанности, предусмотренные частями 2, 4, 6 и 7 статьи 42 Закона об ООО, а именно:
— вознаграждение за выполнение должностным лицом своих обязанностей и предоставление ему других благ могут осуществляться исключительно на условиях и основаниях, указанных в договоре между ним и ООО;
— при избрании на должность должностное лицо ООО обязано подать ООО перечень своих аффилированных лиц, а в случае изменения в их составе должностное лицо в 5-дневный срок со дня, когда ему стало известно о таком изменении, обязано сообщить об этом ООО:
— должностное лицо, которому стало известно о возникновении конфликта интересов, обязано в течение 2 дней письменно уведомить об этом исполнительный орган ООО и наблюдательный совет ООО (в случае его создания). Конфликтом интересов является получение должностным лицом или его аффилированными лицами от третьих лиц выплат, вознаграждений или иных благ за действия (бездействие), связанные с выполнением должностным лицом его полномочий;
— должностным лицам запрещается разглашать информацию, которая стала им известна в связи с выполнением ими должностных обязанностей и составляет коммерческую тайну ООО или является конфиденциальной, кроме случаев, когда раскрытие такой информации требуется законом.
Документальное оформление увольнения руководителя предприятия
Протокол общего собрания учредителей (решение наблюдательного совета) хозобщества (ЧП) или распорядительный документ вышестоящего органа управления предприятием о прекращения полномочий руководителя предприятия являются основанием для его увольнения по пункту 5 статьи 41 КЗоТ.
Приказ об увольнении руководителя предприятия может быть издан лицом, которого собственник назначил временно исполняющим обязанности руководителя предприятия, а в случае его отсутствия — самим увольняемым руководителем, при этом основная часть приказа может быть такой:
«Я, Борисов Игорь Петрович, прекращаю выполнять обязанности директора Общества с ограниченной ответственностью «Сапфир» с 01.03.2021.»
В трудовой книжке работника, которого увольняют по пункту 5 статьи 41 КЗоТ, делается запись: «Уволен в связи с прекращением полномочий должностного лица, п. 5 ст. 41 КЗоТ Украины».
При увольнении руководителя предприятия по пункту 8 статьи 36 КЗоТ приказ издает орган (уполномоченное лицо), заключавший контракт, который расторгается.
В трудовой книжке работника, которого увольняют по пункту 8 статьи 36 КЗоТ, запись будет такой: «Уволен по основаниям, предусмотренным контрактом, п. 8 ст. 36 КЗоТ Украины».
Обязанности руководителя предприятия
Обязанности руководителя предприятия (не путать с полномочиями) приведены в подразделе «Руководители» раздела 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих» Выпуска 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики Украины (далее — Минтруда) от 29.12.2004 г. № 336 (далее — Справочник № 336), и в разделе 3 «Деятельность органов управления предприятиями» Выпуска 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда от 29.10.2007 г. № 583 (далее — Справочник № 583).
Согласно Квалификационным характеристикам Справочника № 336 для должности «директор (начальник, другой руководитель) предприятия» установлены следующие задачи и обязанности, в частности:
«Руководит … производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, отвечает за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед государственным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, а также выполнение хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организовывает работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов реализации продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности изготовляемой продукции …. Организовывает производственно-хозяйственную деятельность предприятия на основе применения методов обоснованного планирования, нормативных материалов, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта, с целью повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и расходования всех видов ресурсов. … Решает вопросы о финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия в пределах предоставленных ему прав, поручает выполнение отдельных организационно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям производственных подразделений, функциональных подразделений предприятия. Обеспечивает соблюдение законности, активное использование правовых средств совершенствования управления и функционирования в рыночных условиях, укрепление договорной и финансовой дисциплины, регулирование социально-трудовых отношений. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, органах государственной власти и управления.»
Примерно такие же обязанности предусмотрены разделом 1 «Руководители высшего уровня управления предприятиями» Справочника № 583 для должностей «Генеральный директор (председатель, президент, другой руководитель) объединения предприятий (ассоциации, корпорации, концерна и т. д.)», «Председатель правления», «Директор (руководитель) малого промышленного предприятия (фирмы)».
Выполнение большинства своих обязанностей осуществляется руководителем предприятия через издание внутренних документов в виде приказов и распоряжений.
Кроме вышеперечисленных общих обязанностей, руководитель предприятия имеет и другие (более конкретные) обязанности, которые на него возложены нормативно-правовыми актами. В частности, руководитель предприятия обязан подписывать отчетность, которая представляется юридическим лицом в налоговый орган, орган статистики и другие органы, заявления-расчеты, представляемые в Фонд социального страхования, и т. д.
Если руководитель предприятия на некоторое время «выбывает из строя» (например, по причине болезни, нахождения в отпуске, командировке и т. п.), для непрерывности процесса управления предприятием он должен делегировать свои полномочия другому должностному лицу предприятия5 (например, своему заместителю), одновременно возложив на него выполнение части или всех своих должностных обязанностей (если иное не предусмотрено уставом или положением об исполнительном органе; ч. 3 ст. 60 Закона об ООО). В этом случае руководитель (директор) предприятия издает приказ, основная часть которого может иметь такой текст:
«1. Убываю в ежегодный основной отпуск продолжительностью 24 календарных дня с 01.02.2021 по 24.02.2021 за рабочий год с 15.03.2020 по 14.03.2021.
2. На период своего отсутствия назначаю временно исполняющим обязанности директора ООО «Алмаз» с правом подписи всех документов заместителя директора Пилипенко Артема Александровича».
5 См. также письмо Минсоцполитики от 17.10.2016 г. № 376/06/186-16 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2017, стр. 125.
Если в период временного отсутствия руководителя предприятия возникает необходимость в подписании налоговой и прочей отчетности, то о временной замене руководителя предприятия необходимо уведомить государственного регистратора в порядке, установленном Законом № 755. Если согласно этому Закону данные о предприятии не вносятся в ЕГР, то предприятие должно подать в налоговый орган регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Зміни», а если руководитель предприятия был ответственным еще и за ведение бухгалтерского и/или налогового учета, то отметка ставится также в поле «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку». В пункте 9 этой формы указывается информация о новом (временном) руководителе предприятия, которым будет подписываться налоговая отчетность, а в пункте 10 — информация о новом (временном) лице, ответственном за ведение бухгалтерского и/или налогового учета. Налогоплательщики, которые заключили с налоговым органом договор о признании электронных документов, могут подать заявление по форме № 1-ОПП с отметкой «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку» средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов по электронному документообороту и электронным доверительным услугам (п.п. 9.2, 9.3 раздела IX Порядка № 1588).
Порядок оплаты труда руководителей предприятий
На предприятиях частной формы собственности (далее — частные предприятия) максимальный размер заработной платы руководителя предприятия нормативными актами не ограничен, поэтому зависит от решения собственника и финансовых возможностей предприятия.
Для стимулирования труда наемных руководителей частных предприятий обычно применяется система оплаты труда в зависимости от результатов работы предприятия за год. Суть этой системы заключается в том, что руководителю устанавливается базовый должностной оклад (БДО). Этот должностной оклад отражается в штатном расписании предприятия. Также устанавливаются показатели и соответствующие коэффициенты оценки результатов работы руководителя, по уровню выполнения которых БДО может повышаться или снижаться (обычно до 30% в ту или иную сторону). По итогам работы за год исчисляется итоговая сумма положительных и отрицательных коэффициентов по показателям оценки результатов работы руководителя, на основании которой устанавливается БДО на следующий год.
Кроме должностного оклада, руководителям частных предприятий могут выплачиваться премии (вознаграждения), надбавки, доплаты и прочие выплаты, предусмотренные коллективным договором и трудовым договором (контрактом). При этом надбавки и доплаты, предусмотренные законодательством, выплачиваются руководителям предприятий в общем порядке (как и всем остальным работникам). Если предприятие через своих представителей участвовало в подписании Генерального, отраслевого (межотраслевого) или территориального соглашений, то нормы этих соглашений в части оплаты труда распространяются и на руководителя предприятия.
Что касается премий, то их виды и размеры устанавливаются собственниками для руководителей частных предприятий в заключенном трудовом договоре (контракте). Размер премии максимальным размером не ограничивается и зависит, как правило, от финансовых результатов работы предприятия (полученной прибыли) в отчетном периоде (квартал, полугодие, год).
Порядок оплаты труда руководителей государственных и коммунальных предприятий устанавливается в контракте. Согласно пункту 4 постановления Кабинета Министров Украины «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности» от 19.03.93 г. № 203 (далее — Постановление № 203), и пункту 11 утвержденного этим постановлением Положения о порядке заключения контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности, при найме на работу (далее — Положение № 203), оплата труда указанных руководителей осуществляется за счет денежных средств предприятия и устанавливается в прямой зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В соответствии с пунктом 10 Положения № 203 в контракте с руководителем учитываются предусмотренные годовым финансовым планом предприятия показатели эффективности использования государственного имущества и прибыли, а также показатели имущественного состояния предприятия, приведенные в приложении 1 к Постановлению № 203.
В контракте могут быть определены условия повышения или снижения обусловленного размера оплаты труда, установления надбавок, премий, вознаграждений по итогам работы. Система материального поощрения руководителя предприятия должна способствовать достижению долгосрочных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, установлению прямой зависимости между размерами оплаты труда и показателями, характеризующими выполнение обязательств по контракту (п. 11 Положения № 203).
В настоящее время размеры должностных окладов и прочих выплат руководителям государственных (коммунальных) предприятий установлены постановлением Кабинета Министров Украины «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий» от 19.05.99 г. № 859 (далее — Постановление № 859). Согласно пункту 1 Постановления № 859 оплата труда руководителей предприятий, указанных в названии этого документа, осуществляется в таком порядке:
— размер должностного оклада зависит от среднеучетной численности работников в эквиваленте полной занятости за год, стоимости активов предприятия или чистого дохода от реализации товаров (работ, услуг), по данным последней годовой финансовой отчетности, в кратности к минимальному должностному окладу (ставке) работника основной профессии согласно приложению к Постановлению № 859, в котором приведены указанные показатели предприятия и соответствующие им размеры оклада. Например, если стоимость активов госпредприятия составляет менее 1 млрд. грн., или годовой чистый доход от реализации товаров (работ, услуг) составляет менее 200 млн. грн., или среднеучетная численность работников менее 500 человек, то максимально допустимый размер должностного оклада руководителя госпредприятия составляет 10 минимальных должностных окладов (ставок) работника основной профессии. Если же стоимость активов составляет более 1 млрд. грн. и не превышает 3 млрд. грн., или годовой чистый доход от реализации товаров (работ, услуг) составляет более 200 млрд. грн. и не превышает 1 млрд. грн., или среднеучетная численность работников — более 500 человек и не превышает 1 тыс. человек, то максимально допустимый размер должностного оклада руководителя предприятия составляет 30 минимальных должностных окладов (ставок) работника основной профессии. Наибольший размер должностного оклада у руководителя госпредприятия, где стоимость активов составляет более 30 млрд. грн., или годовой чистый доход от реализации товаров (работ, услуг) составляет более 10 млрд. грн., или среднеучетная численность работников составляет более 20 тыс. человек, — до 200 минимальных должностных окладов (ставок) работника основной профессии;
— премии могут выплачиваться только за квартал и за год, при этом первые — в размере до 3 должностных окладов, вторые — до 24 должностных окладов руководителя предприятия. Но при наличии задолженности предприятия по выплате заработной платы в соответствующем квартальном или годовом отчетном периоде размер премии за такой период должен составлять не более 20% максимально разрешенного размера премии, а при увеличении размера такой задолженности в текущем квартальном или годовом отчетном периоде по сравнению с предыдущим аналогичным отчетным периодом премия вообще не начисляется. При ухудшении качества работы, невыполнении условий контракта, нарушении трудовой дисциплины премия уменьшается или не начисляется в том отчетном периоде, в котором выявлено соответствующее нарушение (по отдельному решению);
— предусмотрена доплата к должностному окладу за научную степень кандидата или доктора наук в размере соответственно 15% и 20% и за ученое звание старшего научного сотрудника в размере 25% и профессора 33%, если предприятие осуществляет научно-исследовательскую, научно-производственную и научно-техническую деятельность. Доплаты выплачиваются в случае, когда деятельность руководителя по профилю совпадает с имеющимися научной степенью, ученым званием;
— предусмотрена ежемесячная надбавка за стаж научной деятельности для работников, работа которых связана с научной, научно-технической деятельностью, в следующих размерах: более 3 лет — 10%, свыше 10 лет — 20%, свыше 20 лет — 30%;
— может выплачиваться денежная помощь в размере не более 6 должностных окладов при выходе на пенсию.
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Украины «Вопросы условий и размеров оплаты труда руководителей субъектов хозяйствования государственного сектора экономики» от 05.02.2020 г. № 141 месячный размер заработной платы руководителя субъекта хозяйствования государственного сектора экономики, который определяется в контракте, не должен превышать 1 250 000 грн.
Типовая форма контракта с руководителем предприятия, находящегося в государственной собственности (далее — Контракт), утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 02.08.95 г. № 597 (далее — Постановление № 597), содержит раздел 3 «Условия материального обеспечения руководителя». В пункте 17 этого раздела установлено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных Контрактом, руководителю начисляется заработная плата за счет части дохода, полученного предприятием в результате его хозяйственной деятельности, исходя из установленных руководителю должностного оклада (указывается его размер в гривнах с уточнением, что он начисляется за фактически отработанное время) и доплат (указываются их виды, размеры в процентах к окладу или в гривнах с уточнением, что они начисляются за фактически отработанное время).
В пункте 18 раздела 3 Контракта предусмотрено, что руководителю могут выплачиваться премия по итогам работы за год и/или квартал в соответствии с условиями, показателями и размерами премирования, утвержденными органом управления имуществом, а также вознаграждение по итогам работы за год за счет чистой прибыли. При этом уточняется, что если на предприятии произошел несчастный случай со смертельным исходом по вине предприятия, премия и вознаграждение руководителю предприятия не начисляются. При необходимости указываются дополнительные случаи, когда премия и вознаграждение не начисляются, а также случаи (основания), когда размеры оплаты труда, премии, вознаграждения по итогам работы могут быть повышены или снижены.
Пунктом 2 Постановления № 597 установлено, что руководители предприятий, находящихся в государственной собственности, ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют органам, уполномоченным управлять соответствующим государственным имуществом, отчет о выполнении показателей, предусмотренных контрактом. Годовой отчет о выполнении указанных показателей подается до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Таким образом, оплата труда руководителей государственных и коммунальных предприятий регулируется центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления путем ее отражения в контракте с руководителем предприятия с учетом вышеизложенных норм постановлений правительства.
Руководителям государственных органов размеры должностных окладов и прочих выплат устанавливаются постановлениями Кабинета Министров Украины. Премии указанным руководителям выплачиваются по решению руководителя вышестоящего органа в пределах утвержденных расходов на оплату труда. В частности, размеры должностных окладов и прочих выплат руководителей государственных органов установлены постановлением Кабинета Министров Украины «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 13.01.2021 г. № 15) и постановлением Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.
Руководителям бюджетных учреждений размеры должностных окладов и прочих выплат устанавливаются постановлениями Кабинета Министров Украины и приказами центральных органов исполнительной власти. Премии, надбавки, доплаты, материальная помощь указанным руководителям выплачиваются по решению органа высшего уровня в пределах имеющихся денежных средств на оплату труда (п. 4 постановления Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298).
Руководителям общественных (неприбыльных) организаций заработная плата начисляется в порядке, установленном уставом или общим собранием учредителей таких организаций. Поскольку указанные организации не ведут хозяйственную деятельность с целью получения прибыли (у них могут отсутствовать денежные поступления), их руководители могут работать на общественных началах (без начисления заработной платы), о чем указывается в соответствующем решении учредителей.
Оплата труда руководителя при отсутствии деятельности на предприятии
Если на предприятии временно прекращена хозяйственная деятельность, уволены все работники, кроме наемного директора, с которым заключен контракт (ч. 4 ст. 65 ХКУ), то такой директор должен продолжать выполнять свои должностные обязанности (см. выше), в том числе представлять в госорганы установленную отчетность и принимать меры для восстановления нормальной деятельности предприятия. За выполнение должностных обязанностей (проделанную работу) ему должна начисляться заработная плата. Чтобы не начислять такому директору минимальную заработную плату в размере 6000 грн. (в январе – ноябре 2021 года), собственник может установить ему режим работы на условиях неполного рабочего времени с начислением заработной платы пропорционально отработанному времени (ч. вторая ст. 56 КЗоТ).
Если на предприятии временно прекращена хозяйственная деятельность, уволены все работники, в том числе наемный директор, то учредитель (физическое лицо) до назначения (принятия на работу) нового директора может осуществлять свои права по управлению предприятием непосредственно (ч. 2 ст. 65 ХКУ), в том числе обязан представлять установленную отчетность в госорганы.6 В этом случае он имеет право не начислять себе заработную плату, поскольку не состоит в трудовых отношениях с юридическим лицом, учредителем которого является (отношения между предприятием и учредителем имеют корпоративный характер, а способ вознаграждения за проделанную работу определяется в уставе).7
6 См. также ИНК ГНСУ от 21.10.2020 г. № 4334/ІПК/99-00-05-05-02-06 и ИНК ГФСУ от 01.06.2017 г. № 435/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.
7 См. также письмо Минсоцполитики от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12.
Аналогичный вывод содержат вышеупомянутые решение Ровенского окружного административного суда от 13.12.2018 г. по делу № 1740/2465/18 (оставлено без изменений постановлением Восьмого апелляционного административного суда от 14.03.2019 г.) и решение Харьковского окружного административного суда от 07.06.2018 г. по делу № 820/3159/18. Последним решением суд отменил постановление ГУ Гоструда в Харьковской области о наложении штрафа на предприятие за невыполнение минимальных государственных гарантий в оплате труда — неначисление заработной платы учредителю предприятия, который возложил на себя функцию руководителя без заключения трудового договора (постановление органа Гоструда о наложении штрафа было издано на основании полученного от ГУ ГФС в Харьковской области акта документальной выездной проверки предприятия).
Также Второй апелляционный административный суд в «свежем» постановлении от 27.10.2020 г. по делу № 520/13003/19 (со ссылкой на процитированные выше норму части 2 статьи 65 ХКУ и вывод в решении Конституционного суда Украины от 12.01.2010 г. № 1-рп/2010 по делу № 1-2/2010) указал, что отношения, возникающие при выполнении учредителем функций директора предприятия без заключения трудового договора, являются корпоративными, а, следовательно, отсутствует обязанность заключать трудовой договор, начислять и выплачивать заработную плату.
Обращаем внимание, что во всех указанных выше решениях судов, вынесенных в пользу предприятия, рассматривались ситуации, когда предприятие не приостанавливало хозяйственную деятельность, и на нем, кроме учредителя-руководителя, в обычном режиме работали наемные работники. Поэтому можно смело надеяться, что в случае приостановления хозяйственности деятельности на предприятии и увольнения всех наемных работников (в т. ч. наемного директора) при судебных разбирательствах с Гоструда Фемида также будет на стороне предприятия, если на нем обязанности руководителя будет выполнять учредитель без заключения трудового договора и без начисления себе заработной платы.
Режим работы и рабочее время руководителя предприятия
Поскольку нанимаемый руководитель предприятия является не только должностным лицом, но и работником предприятия, то на него в полном объеме распространяются положения локального документа, устанавливающего режим работы и рабочее время предприятия. Таким локальным документом являются правила внутреннего трудового распорядка, которые, как указано в статье 142 КЗоТ, утверждаются трудовыми коллективами по представлению собственника или уполномоченного им органа и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя). Но на практике они обычно утверждаются приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
Напомним, что согласно пункту 2 части первой статьи 29 КЗоТ до начала работы по заключенному трудовому договору (в том числе по контракту; — Авт.) работодатель обязан ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.
Учитывая, что в большинстве случаев с руководителем предприятия заключается контракт, который является особой формой трудового договора (ч. третья ст. 21 КЗоТ), то в этом документе могут устанавливаться дополнительные особенности труда руководителя, в частности, рабочее время и режим работы.
При этом необходимо помнить, что руководитель предприятия — это высшее должностное лицо предприятия, которое выполняет организационно-распорядительные (иногда и административно-хозяйственные) функции в объемах, определенных работодателем (уставом хозобщества или вышестоящим органом) и отраженных в контракте (трудовом договоре).
Поскольку руководитель предприятия наделен наивысшими полномочиями и несет наибольшую ответственность в вопросах ведения хозяйственной деятельности предприятия, то выполнять в полном объеме все свои должностные обязанности объективно он должен не только в рабочее время, предусмотренное правилами трудового распорядка, но и за его пределами. Поэтому в контракте (трудовом договоре) с руководителем предприятия обычно указывают следующее:
«Руководитель самостоятельно определяет свой трудовой распорядок (продолжительность рабочего дня, время начала и окончания рабочего дня, дни отдыха и т. п.), учитывая необходимость выполнения всех своих должностных обязанностей, задач и целей, которые перед ним поставлены».
Учитывая вышеизложенное, для руководителей предприятий устанавливается, как правило, ненормированный рабочий день — особый режим рабочего времени, устанавливаемый для определенной категории работников в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. В случае необходимости эта категория работников выполняет работу (свои должностные обязанности) свыше нормальной продолжительности рабочего времени, но такая работа не считается сверхурочной. Мера труда в этом случае определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом обязанностей и объемом выполненных работ (нагрузкой) (п. 1, 5 Рекомендаций относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7; далее — Рекомендации № 7).8
8 Подробно об особенностях работы с ненормированным рабочим днем шла речь в статье «Работа с ненормированным рабочим днем» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2019, стр. 74.
В качестве компенсации за работу с ненормированным рабочим днем (необходимость периодического выполнения служебных заданий свыше установленной продолжительности рабочего времени) руководителю предприятия предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда продолжительностью до 7 календарных дней в год. Конкретная продолжительность указанного отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором (контрактом) в зависимости от времени занятости работника в этих условиях (ст. 8 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, п. 3 Рекомендаций № 7).
Что касается возможности работать на должности руководителя предприятия по совместительству (фактически на условиях неполного рабочего времени), то в сфере негосударственной формы собственности совместительство фактически не регламентируется, а порядок принятия на работу и режим работы по совместительству регулируются только общими нормами трудового права (в частности, КЗоТ). Поэтому на предприятиях частной формы собственности принятие руководителя предприятия на работу по совместительству возможно, если, конечно, лицу не запрещено законодательными актами или решением учредителей работать руководителем по совместительству (как отмечалось выше, руководитель ООО не может без согласия общего собрания участников или наблюдательного совета ООО одновременно быть членом исполнительного органа или наблюдательного совета другого субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в сфере деятельности ООО — п. 3 ч. 5 ст. 40 Закона об ООО).
Для руководителей государственных предприятий и бюджетных учреждений установлено ограничение на совместительство. Так, согласно пункту 4 постановления Кабинета Министров Украины «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245 (далее — Постановление № 245) и пункту 4 Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденного приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28.06.93 г. № 43 (далее — Положение № 43), кроме работников, которым законодательными актами запрещено работать по совместительству, не имеют права работать по совместительству также руководители государственных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т. п.) и их заместители (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности).
Министерство социальной политики Украины в письмах от 25.02.2014 г. № 194/13/84-14 и от 26.02.2014 г. № 205/13/84-14 (см. ВТЗ № 5/2015, стр. 118) относительно возможности работы по совместительству на должности руководителя бюджетного учреждения разъяснило, что в соответствии с должностными обязанностями к задачам и обязанностям руководителя учреждения относятся определение, планирование, осуществление и координация всех видов деятельности учреждения; организация работы и эффективного взаимодействия отделов, секторов и других структурных подразделений учреждения. То есть фактически вне рабочего времени работник бюджетного учреждения должен обеспечить выполнение полномочий руководителя, в частности, нести ответственность за руководство всей деятельностью учреждения, включая контроль за выполнением подчиненными должностных обязанностей. Учитывая эти задачи и обязанности, а также требования вышеуказанных нормативно-правовых актов (Постановления № 245, Положения № 43) о работе по совместительству руководителя бюджетного учреждения, по мнению Минсоцполитики, выполнять обязанности по должности руководителя бюджетного учреждения по совместительству работник бюджетного учреждения не может.
Обращаем внимание, что ограничение на работу по совместительству касается как работников (руководителей), основным местом работы которых является государственное предприятие (независимо от того, на государственное или негосударственное предприятие устраиваются они на работу по совместительству), так и работников (руководителей), устраивающихся на работу по совместительству на государственное предприятие (независимо от того, с государственным или негосударственным предприятием работник заключил ранее трудовой договор (контракт) об основной работе).9
9 См. также письмо Минсоцполитики от 25.06.2011 г. № 510/13/84-11 и письмо Минтруда от 08.12.2004 г. № 0706-С48265/4.
Таким образом, учитывая «круглосуточность» выполнения руководителем государственного предприятия или бюджетного учреждения своих обязанностей, Минсоцполитики считает невозможным принятие на эту должность работника по совместительству (фактически на условиях неполного рабочего времени).
Иногда по разным причинам (например, в настоящее время в связи с введением правительством карантина и ограничений на определенные виды хозяйственной деятельности) на предприятиях частной формы собственности приостанавливается хозяйственная деятельность, увольняются все работники, а в штате остается только руководитель предприятия. В этой ситуации, учитывая ограниченный круг обязанностей и минимальный объем работ у руководителя, ему работодателем (собственником) может быть установлено неполное рабочее время (ст. 56 КЗоТ). При этом если учредитель предприятия – физическое лицо одновременно является руководителем предприятия (единственным должностным лицом), то он сам себе соответствующим приказом устанавливает неполное рабочее время. Законодательством не установлено минимальное количество рабочих дней (часов), которое работник должен отработать в течение месяца (недели, дня), если ему установлено неполное рабочее время, поэтому руководитель предприятия может, например, в неделю работать всего 1 час, а в месяц — 4 часа.
Учредитель предприятия – физическое лицо, который руководит предприятием в рамках корпоративных отношений, самостоятельно определяет, в какое время ему работать (выполнять функции руководителя).