Долгое время порядок отчетности работников по полученным подотчетным денежным средствам не изменялся, хотя и не был совершенным. Но в январе 2023 года был принят и в начале апреля вступил в силу Закон Украины, которым внесены изменения в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты относительно платежных услуг. В частности, в новой редакции изложен пункт 170.9 НКУ. Какие документы теперь подтверждают факт пребывания работника в командировке? В какие сроки и в каких случаях необходимо подавать авансовый отчет? Как определяется база налогообложения в случае невозврата подотчетных денежных средств?
Новшества в порядке налогообложения и отчетности по денежным средствам, выданным на командировку или под отчет
01.04.2023 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно платежных услуг» от 12.01.2023 № 2888-IX (далее — Закон № 2888), которым внесены изменения в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ), Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX (далее — Закон о платежных услугах), Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ), Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) и ряд других законодательных актов.
Изменения, внесенные Законом № 2888 в НКУ и другие законодательные акты, обусловлены, в частности, приведением их норм в соответствие с нормами Закона о платежных услугах, например, в части использования терминов, и введением электронных денег. Для лучшего понимания новшеств рассмотрим термины, приведенные в статье 1 Закона о платежных услугах, которые теперь используются также в других законодательных актах, в частности, в НКУ и Законе о ЕСВ:
— платежный инструмент — персонализированное средство, устройство и/или набор процедур, которые отвечают требованиям законодательства и согласованы пользователем и поставщиком платежных услуг для предоставления платежной инструкции;
— платежная инструкция — распоряжение инициатора поставщику платежных услуг о выполнении платежной операции;
— электронное платежное средство — платежный инструмент, реализованный на любом носителе, содержащем в электронной форме данные, необходимые для инициирования платежной операции и/или осуществления других операций, определенных договором с эмитентом;
— платежная карта — электронное платежное средство в виде пластиковой или иного вида карты;
— электронные деньги — это единицы стоимости, хранящиеся в электронном виде, выпущенные эмитентом электронных денег для выполнения платежных операций (в том числе с использованием наперед оплаченных платежных карт многоцелевого использования), которые принимаются как средство платежа иными лицами, чем их эмитент, и являются денежным обязательством такого эмитента электронных денег;
— электронный кошелек — это учетная запись для учета, хранения электронных денег и осуществления операций с ними;
— эмитент электронных денег — учреждение электронных денег или другое определенное Законом о платежных услугах юридическое лицо, которое предоставляет платежные услуги по выпуску электронных денег и выполнению платежных операций с ними, в том числе открытию и обслуживанию электронных кошельков, и имеет право на предоставление такой платежной услуги согласно этому Закону;
— поставщик платежных услуг по инициированию платежной операции — юридическое лицо, которое в установленном этим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины порядке получило право на предоставление услуг по инициированию платежной операции;
— небанковский поставщик платежных услуг — поставщик платежных услуг, не являющийся банком. К небанковским поставщикам платежных услуг для целей Закона о платежных услугах относятся поставщики платежных услуг, предусмотренные пунктами 2 – 7 части 1 статьи 10 этого Закона, а именно: платежные учреждения (в т. ч. малые платежные учреждения); филиалы иностранных платежных учреждений; учреждения электронных денег; финансовые учреждения, имеющие право на предоставление платежных услуг; операторы почтовой связи; поставщики нефинансовых платежных услуг.
Законом № 2888 внесены изменения, в частности, в статью 3 Закона о платежных услугах, которой теперь установлено, что денежные средства существуют в Украине в наличной (форме денежных знаков) и безналичной (форме записей на счетах) формах. Денежные средства для целей этого Закона включают также электронные деньги и цифровые деньги в случаях, предусмотренных этим Законом. Электронные деньги и цифровые деньги существуют только в безналичной форме.
Что касается изменений, внесенных в НКУ, то согласно обновленной части 1 статьи 69 НКУ банки, другие финансовые учреждения, небанковские поставщики платежных услуг, эмитенты электронных денег открывают соответствующие счета/электронные кошельки, предусмотренные законодательством Украины, плательщикам налогов — юридическим лицам (резидентам и нерезидентам) независимо от организационно-правовой формы, обособленным подразделениям и представительствам юридических лиц, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР), физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, при наличии документов, выданных контролирующими органами, подтверждающими взятие их на учет в таких органах, или выписки из ЕГР (для лиц, взятие на учет которых в контролирующих органах осуществляется на основании сведений из ЕГР, предоставленных государственным регистратором согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований») или информации из ЕГР, полученной банком, другим финансовым учреждением, небанковским поставщиком платежных услуг, эмитентом электронных денег в соответствии с законом, с указанием данных о взятии на учет в контролирующих органах как плательщика налогов.
Для работодателей наиболее важным новшеством является изложение в новой редакции пункта 170.9 статьи 170 НКУ. Этим пунктом установлен порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС) не возвращенной в установленный срок суммы излишне израсходованных денежных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет.
Остановимся подробно на новой редакции пункта 170.9 НКУ, а затем рассмотрим изменения, внесенные в другие законодательные акты.
Новшества в пункте 170.9 Налогового кодекса Украины
Основные новшества пункта 170.9 статьи 170 НКУ заключаются в следующем:
1. Пункт 170.9 НКУ теперь называется «Налогообложение суммы излишне израсходованных денежных средств/электронных денег, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет, не возвращенной в установленный срок».
2. Структурно пункт 170.9 НКУ дополнен новым подпунктом 170.9.2, а бывшие подпункты 170.9.2 и 170.9.3 стали соответственно подпунктами 170.9.3 и 170.9.4 НКУ.
Учитывая вышеизложенное, в подпункте 170.9.1 пункта 170.9 НКУ теперь указано, что налоговым агентом плательщика налога при налогообложении суммы, выданной плательщику налога под отчет и не возвращенной им в течение установленного подпунктом 170.9.3 этого пункта срока, является лицо, выдавшее такую сумму, а именно:
а) на командировку — в сумме, превышающей сумму расходов плательщика налога на такую командировку, рассчитанной согласно этому подпункту;
б) под отчет для выполнения отдельных гражданско-правовых действий от имени и за счет выдавшего их лица — в сумме, превышающей сумму фактических расходов плательщика налога на выполнение таких действий.
3. Изменения внесены в некоторые абзацы, объясняющие применение вышеуказанного подпункта «а» пп. 170.9.1 НКУ.
В абзаце первом подпункта «а» пп. 170.9.1 НКУ, как и ранее, указано, что не является доходом плательщика налога – физического лица, состоящего в трудовых отношениях со своим работодателем или являющегося членом руководящих органов предприятий, учреждений, организаций (то есть не облагается НДФЛ и ВС) сумма возмещенных ему в установленном законодательством порядке командировочных расходов в пределах фактических расходов, а именно: на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глажка одежды, обуви или белья), наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
Новым абзацем вторым, которым дополнен подпункт «а» пп. 170.9.1 НКУ, установлено, что фактическое количество дней пребывания в командировке определяется согласно приказу о командировке при наличии одного или нескольких документальных доказательств пребывания лица в командировке (отметок пограничных служб о пересечении границы, проездных документов, счетов на проживание и/или любых других документов, подтверждающих фактическое пребывание лица в командировке).
Таким образом, только приказа о командировке теперь недостаточно для подтверждения факта пребывания работника в командировке, поэтому он должен предоставить еще хотя бы одно документальное доказательство пребывания в командировке.
Проблемным для подтверждения факта пребывания в командировке может быть случай, когда работник был командирован только на один календарный день, при этом к месту командировки и обратно он ехал на служебном или личном автомобиле без его заправки в пути, поэтому у него нет ни транспортных билетов, ни документа, подтверждающего проживание по месту командировки, ни документов, подтверждающих осуществление расходов по месту командировки. В этом случае рекомендуем оформлять командировочное удостоверение, которое работник должен вернуть с отметками (печатями) о выезде в командировку, о прибытии к месту командировки и выбытии из него (проставляет предприятие, на которое командировался работник), о прибытии из командировки. Напомним, что сейчас нет утвержденной нормативно-правовым актом формы командировочного удостоверения, поэтому такую форму предприятие самостоятельно может утвердить и использовать.
Бывший абзац второй подпункта «а» пп. 170.9.1 НКУ теперь разбит на два абзаца — третий и четвертый.
В абзаце третьем подпункта «а» пп. 170.9.1 НКУ установлено, что указанные в абзаце втором этого подпункта расходы (см. выше) не являются объектом налогообложения НДФЛ (ВС) только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость таких расходов.
Согласно абзацу четвертому подпункта «а» пп. 170.9.1 НКУ к подтверждающим документам относятся:
— транспортные билеты или транспортные счета и багажные квитанции, в том числе электронные билеты (исключена норма о наличии посадочного талона к электронным билетам; — Авт.);
— документы, полученные от лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, страховые полисы;
— документы (выписки и/или ведомости со счета), содержащие определенную законом информацию о выполненных платежных операциях по счету, к которому эмитированы платежные инструменты (эта норма является новой и касается расчетов, осуществляемых работниками с помощью корпоративных и личных платежных инструментов; — Авт.);
— документы, подтверждающие выполнение операции с использованием платежных инструментов (эта норма является новой и касается расчетов, осуществляемых работниками с помощью корпоративных и личных платежных инструментов; — Авт.);
— другие документы, удостоверяющие стоимость расходов.
Все остальные нормы подпункта «а» пп. 170.9.1 НКУ не изменились, при этом бывшие абзацы третий – одиннадцатый стали соответственно абзацами пятым – тринадцатым.
В частности, теперь в абзаце шестом подпункта «а» пп. 170.9.1 НКУ указано, что в налогооблагаемый доход не включаются также командировочные расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других личных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более 0,1 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (в 2023 году — не более 670 грн.), в расчете за каждый календарный день такой командировки, а для командировок за границу — не выше 80 евро за каждый календарный день такой командировки по официальному обменному курсу гривны к евро, установленному Национальным банком Украины, в расчете за каждый такой день.
4. В подпункт «б» пп. 170.9.1 НКУ, которым установлены особенности налогообложения сумм, выданных под отчет для выполнения отдельных гражданско-правовых действий от имени и за счет выдавшего их лица (облагается налогом сумма, превышающая сумму фактических расходов плательщика налога на выполнение таких действий) внесено только одно изменение — в абзацах втором – четвертом указанного подпункта текст «денежные средства» заменен текстом «денежные средства/электронные деньги» в соответствующем падеже. Это изменение актуально для плательщиков налогов, использующих электронные деньги после открытия электронных кошельков у эмитентов электронных денег, что предусмотрено статьей 69 НКУ (см. выше).
Таким образом, теперь на законодательном уровне — в НКУ предусмотрена возможность использования электронных денег в командировке и при закупке товаров (услуг) для хозяйственных нужд (для выполнения отдельных гражданско-правовых действий от имени и за счет выдавшего их лица).
5. Новым подпунктом 170.9.2 НКУ установлено, что в случае если при командировке или выполнении отдельных гражданско-правовых действий плательщик налога для проведения расчетов применил платежный инструмент, включая корпоративный (бизнесовый) платежный инструмент или личный платежный инструмент, или его реквизиты (это касается случаев оплаты через интернет; — Авт.), стоимость расходов удостоверяется документом (выпиской и/или ведомостями со счета) в электронной или бумажной форме, содержащем определенную законом информацию о выполненных платежных операциях по счету, к которому эмитирован такой платежный инструмент.
Согласно обновленному подпункту 170.9.3 НКУ документальное подтверждение суммы фактических расходов на командировку или выполнение отдельных гражданско-правовых действий путем предоставления подтверждающих документов, удостоверяющих сумму таких расходов, в случае осуществления безналичных расчетов с использованием платежных инструментов, включая корпоративные (бизнесовые) платежные инструменты или личные платежные инструменты, или их реквизиты, и возврат лицу, выдавшему денежных средства/электронные деньги под отчет, суммы излишне израсходованных денежных средств/электронных денег, размер которых рассчитан согласно подпункту 170.9.1 этого пункта, осуществляется плательщиком налога до окончания месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик налога:
а) завершает такую командировку;
б) завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по доверенности и за счет лица, выдавшего денежные средства/электронные деньги под отчет.
В случае если при командировке или выполнении отдельных гражданско-правовых действий плательщик налога применил для проведения расчетов платежный инструмент, включая корпоративный (бизнесовый) платежный инструмент или личный платежный инструмент, или его реквизиты, и списание денежных средств/электронных денег по понесенным расходам осуществляется поставщиком платежных услуг позднее даты, когда плательщик налога завершает такую командировку или завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия, сроки, установленные этим подпунктом, продлеваются на один календарный месяц.
6. В соответствии с обновленным подпунктом 170.9.4 НКУ Отчет об использовании денежных средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет, составляется и подается в сроки, определенные подпунктом 170.9.3 этого пункта, плательщиком налога в бумажной или электронной форме (с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах») по форме, установленной Министерством финансов Украины, в случае:
а) наличия налогооблагаемого дохода, определенного в соответствии с подпунктом 170.9.1 этого пункта, с целью расчета суммы налога;
б) использования плательщиком налога наличных свыше суммы суточных расходов (включая полученную с применением платежных инструментов).
В случае если при командировке или выполнении отдельных гражданско-правовых действий плательщик налога применил платежные инструменты, включая корпоративные (бизнесовые) платежные инструменты или личные платежные инструменты, или их реквизиты, для проведения расчетов в безналичной форме и/или для получения наличных в пределах суммы суточных расходов и при отсутствии налогооблагаемого дохода, отчет об использовании денежных средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет (далее — авансовый отчет), не составляется и не подается.
Таким образом, с 01.04.2023 значительно увеличились предельные сроки подачи отчетности и/или предоставления подтверждающих документов по израсходованным денежных средствам, выданным на командировку или под отчет, и установлено лишь два условия, при наличии которых необходимо подавать авансовый отчет.
Так, если раньше авансовый отчет необходимо было подавать всегда в случае получения денежных средств на командировку или под отчет, в том числе в случае использования корпоративных платежных карт, дорожных, банковских или именных чеков, других платежных документов, то теперь авансовый отчет в бумажной или электронной форме подается подотчетным лицом только в случаях, если:
а) у такого лица имеется налогооблагаемый доход, определенный в соответствии с подпунктом 170.9.1 НКУ, с целью расчета сумм НДФЛ и ВС;
б) такое лицо использовало полученные наличные свыше суммы суточных расходов (включая полученные с применением платежных инструментов).
Кроме того, если ранее авансовый отчет необходимо было подать до окончания пятого банковского дня, следующего за днем, в котором подотчетное лицо завершает командировку или выполнение отдельного гражданско-правового действия по доверенности и за счет лица, выдавшего денежные средства под отчет (в случае получения во время командировки наличных с применением платежных карт — до окончания третьего банковского дня после завершения командировки, а в случае применения платежных карт для проведения расчетов в безналичной форме — в течение 10 банковских дней и при наличии уважительных причин работодатель мог его продлить до 20 банковских дней), то теперь авансовый отчет подотчетное лицо должно подать до окончания месяца, следующего за месяцем, в котором оно вернулось из командировки или завершило выполнение отдельного гражданско-правового действия по доверенности и за счет лица, выдавшего денежные средства/электронные деньги под отчет.
Например, если работник получил на командировку в качестве аванса наличные, во время командировки использовал их на проезд к месту командировки и обратно, на проживание по месту командировки, на закупку товаров для нужд предприятия, на питание и финансирование других личных нужд (суточные расходы), вернулся из командировки 21 апреля 2023 года, при этом сумма использованных наличных превышает сумму суточных расходов, то работник должен вернуть неиспользованные наличные (кроме суточных расходов) при их наличии, подать авансовый отчет и предоставить документы, подтверждающие расходы (кроме суточных расходов), не позднее 31 мая 2023 года.
Если работник получил на командировку в качестве аванса наличные, во время командировки использовал их только на питание и финансирование других личных нужд (суточные расходы — не превышали 670 грн. в расчете за каждый календарный день командировки), вернулся из командировки 5 мая 2023 года, вернул работодателю не использованные наличные (кроме суточных расходов) не позднее 30 июня 2023 года, то авансовый отчет не подается, поскольку сумма использованных работником наличных не превышает сумму суточных расходов, и нет налогооблагаемого дохода.
Если работник перед направлением в командировку аванс в виде наличных не получал (для оплаты командировочных расходов ему был выдан корпоративный платежный инструмент), во время командировки он снял наличные только в размере суточных расходов (не превышали 670 грн. в расчете за каждый календарный день командировки) и оплачивал все остальные командировочные расходы с помощью корпоративного платежного инструмента, вернулся из командировки в субботу 29 апреля 2023 года, но списание банком денежных средств с корпоративного текущего счета по понесенным расходам в командировке осуществлено в понедельник 1 мая 2023 года (т. е. позднее даты завершения командировки), то работник должен предоставить документы, подтверждающие сумму командировочных расходов, не позднее 30 июня 2023 года. При этом авансовый отчет не подается (у работника нет налогооблагаемого дохода по командировочным расходам, а сумма использованных работником наличных не превышает сумму суточных расходов). Если в этой ситуации у работника по командировочным расходам возникает налогооблагаемый доход (например, нет документов, подтверждающих расходы), то авансовый отчет подается не позднее 30 июня 2023 года.
Из норм подпункта 170.9.4 НКУ следует, что авансовый отчет подается всегда, когда работником, которому выданы наличные на командировку, будут осуществлены, кроме суточных расходов, другие расходы на командировку (на проезд, оплату стоимости проживания и т. п.), поскольку в таких случаях будет иметь место использование работником наличных свыше суммы суточных расходов. Кроме того, работодатель локальным документом может установить, что авансовый отчет подается работником всегда, когда ему выдаются денежные средства под отчет, а также при использовании корпоративного (бизнесового) или личного платежного инструмента для приобретения товаров (оплаты услуг) для нужд работодателя.
Напомним, что сейчас форма авансового отчета и Порядок его составления утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.09.2015 № 841 (в редакции приказа от 10.03.2016 № 350), но к ним уже готовятся изменения, поскольку действующая форма авансового отчета не соответствует нормам пункта 170.9 НКУ в редакции, действующей с 01.04.2023. На сайте Минфина уже размещен проект приказа, предусматривающий утверждение обновленной формы авансового отчета и Порядка его составления. Проектом приказа предлагается, в частности, усовершенствовать действующую форму авансового отчета в части расширения возможностей использования различных видов подписи (подписание собственноручно или с использованием электронной цифровой подписи), в части приведения терминологии формы авансового отчета в соответствие с Законом о платежных услугах путем замены слов «платежные поручения» словами «платежные инструкции», оптимизировать количество подписей, необходимых для подтверждения финансово-хозяйственной операции ответственными лицами. Также планируется изменить название авансового отчета на «Отчет об использовании денежных средств/электронных денег, выданных на командировку или под отчет».
Что касается налогообложения невозвращенных подотчетных денежных средств, то согласно подпункту 164.2.11 НКУ в налогооблагаемый доход плательщика налога включается сумма излишне израсходованных денежных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, размер которой исчисляется в соответствии с пунктом 170.9 статьи 170 НКУ.
Таким образом, если работник получил наличные на командировку или под отчет, но часть таких наличных не израсходовал (кроме суточных расходов) и не вернул работодателю в установленные подпунктом 170.9.3 НКУ сроки (см. выше), то у него возникает налогооблагаемый доход, с которого работодатель (налоговый агент) должен уплатить НДФЛ и ВС.
Если работник получил наличные на командировку или под отчет, израсходовал их, но в установленные подпунктом 170.9.3 НКУ сроки не предоставил документы, подтверждающие сумму понесенных расходов (кроме суточных расходов), то у него возникает налогооблагаемый доход, с которого работодатель (налоговый агент) должен уплатить НДФЛ и ВС.
Если работник осуществил расчеты с помощью корпоративного платежного инструмента (получил денежные средства на командировку или под отчет), но в установленные подпунктом 170.9.3 НКУ сроки не предоставил документы, подтверждающие сумму понесенных расходов (транспортные билеты, документы о полученных услугах по проживанию и т. п.), то у него возникает налогооблагаемый доход, с которого работодатель (налоговый агент) должен уплатить НДФЛ и ВС.
При определении налогооблагаемого дохода по подотчетным денежных средствам необходимо также учитывать норму пункта 164.5 НКУ, согласно которой для денежных средств, излишне израсходованных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, база налогообложения НДФЛ определяется путем умножения налогооблагаемого дохода на коэффициент, который исчисляется по формуле:
К = 100 : (100 – Сн),
где Сн — ставка налога, установленная для таких доходов на момент их начисления.
Учитывая, что ставка НДФЛ для налогооблагаемого дохода, указанного в подпункте 164.2.11 и пункте 170.9 НКУ, составляет 18%, то вышеуказанный коэффициент составляет 1,219512 (далее — «натуральный» коэффициент).
Сумма налогооблагаемого дохода в виде невозвращенных подотчетных денежных средств, увеличенная на «натуральный» коэффициент, суммы удержанных с такого дохода НДФЛ и ВС отражаются в приложении 4ДФ Налогового расчета с признаком дохода 118, а не облагаемые НДФЛ и ВС подотчетные денежные средства в приложении 4ДФ Налогового расчета не отражаются.
Например, если работнику были выданы на командировку в качестве аванса наличные, а после завершения командировки в установленный срок он не вернул часть наличных в сумме 3000 грн. (сумма суточных расходов в нее не включается) и не предоставил документы, подтверждающие понесенные командировочные расходы на эту сумму, то база налогообложения НДФЛ составляет 3658,54 грн. (3000 грн. х 1,219512), база налогообложения ВС — 3000 грн. В приложении 4ДФ Налогового расчета указанный налогооблагаемый доход отражается с признаком дохода 118, при этом в графах 3а и 3 «Сума доходу нарахованого/виплаченого» указывается сумма 3658,54 грн., в графах 4а и 4 «Сума податку на доходи фізичних осіб нарахованого/перерахованого» — 658,54 грн. (3658,54 грн. х 18%), в графах 5а и 5 «Сума військового збору нараховано/перераховано» — 45 грн. (3000 грн. х 1,5%).
В форме авансового отчета в разделе, где по формуле исчисляется сумма НДФЛ при невозврате подотчетных денежных средств, в поле «неповернута сума» отражается сумма, увеличенная на «натуральный» коэффициент, поскольку именно с этой суммы рассчитывается сумма НДФЛ, подлежащая уплате.
Кроме учета вышерассмотренных новых налоговых норм, не стоит забывать и о нормах действующего Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 29.12.2017 № 148. Пунктом 19 этого Положения установлено, что наличные под отчет или на командировку выдаются субъектами хозяйствования подотчетным лицам в соответствии с законодательством Украины. Наличные выдаются под отчет:
1) на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья — на срок не более 10 рабочих дней;
2) на закупку лома черных металлов и лома цветных металлов — на срок не более 30 рабочих дней со дня выдачи наличных под отчет;
3) на все прочие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более двух рабочих дней, включая день получения наличных под отчет.
Новшества в других нормах Налогового кодекса Украины и других законодательных актах
Для НКУ и Закона о ЕСВ общим новшеством является то, что текст «банки» заменен текстом «банки, небанковские поставщики платежных услуг» в соответствующем падеже, а текст «расчетные документы» или «платежные поручения и другие расчетные документы» заменен текстом «платежные инструкции» в соответствующем падеже.
Так, подпункт 168.1.2 НКУ изложен в следующей новой редакции:
«168.1.2. Налог уплачивается (перечисляется) в соответствующий бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки, небанковские поставщики платежных услуг принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления платежной инструкции на перечисление этого налога в соответствующий бюджет или платежной инструкции на зачисление денежных средств в сумме этого налога на единый счет, определенный статьей 351 этого Кодекса».
Часть 7 статьи 9 Закона о ЕСВ изложена в следующей новой редакции:
«7. Единый взнос уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных денежных средств с его счета, открытого в банке, у небанковского поставщика платежных услуг, или на единый счет. Плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 1 части первой статьи 4 этого Закона, которые не имеют счета, открытого в банке, у небанковского поставщика платежных услуг, или не используют единый счет, уплачивают взнос путем внесения наличных через банки, небанковских поставщиков платежных услуг или отделения связи».
Часть 2 статьи 24 Закона о ЕСВ изложена в новой редакции, которой установлено, что банки, небанковские поставщики платежных услуг принимают от плательщиков единого взноса, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 этого Закона, платежные инструкции на выдачу (перечисление) денежных средств для выплаты заработной платы, на которые в соответствии с этим Законом начисляется единый взнос, и осуществляют выдачу (перечисление) указанных денежных средств только при условии одновременного представления плательщиком платежных инструкций о перечислении денежных средств для уплаты соответствующих сумм единого взноса или документов, подтверждающих фактическую уплату таких сумм, в порядке, определенном Министерством финансов Украины, по согласованию с Национальным банком Украины, Министерством экономики Украины, Министерством социальной политики Украины.
В случае невыполнения этого требования банки, небанковские поставщики платежных услуг за счет собственных денежных средств в порядке, установленном Национальным банком Украины, уплачивают соответствующему налоговому органу сумму, равную сумме неуплаченного единого взноса, с правом обратного требования к плательщикам единого взноса по возмещению этой суммы.
В части пятой статьи 24 Закона об оплате труда теперь указано, что по личному письменному согласию работника выплата заработной платы может осуществляться через банки/небанковских поставщиков платежных услуг, которые получили право на открытие и ведение обслуживания счетов в соответствии с Законом Украины «О платежных услугах», почтовыми переводами на указанный ими счет (адрес) с обязательной оплатой этих услуг за счет работодателя.