Вследствие продолжающейся вооруженной агрессии против Украины большинство отечественных субъектов хозяйствования находятся в тяжелом финансовом положении. Поэтому выполнять трудовые гарантии работников, предусмотренные для мирного времени, в период военного положения работодателям становится все труднее. Учитывая этот факт, а также необходимость усовершенствования законодательства Верховной Радой Украины был принят и в конце декабря 2023 года вступил в силу Закон Украины, которым в некоторые законодательные акты внесены изменения, касающиеся предоставления отпусков и трудовых гарантий работников. Что именно изменилось в порядке предоставления отпусков? Какие трудовые гарантии отменены, а какие введены для работников-военнослужащих?
Новшества в предоставлении отпусков и трудовых гарантиях работников
24 декабря 2023 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения предоставления и использования отпусков, а также других вопросов» от 22.11.2023 № 3494-IX (далее — Закон № 3494). Этим Законом внесены изменения, в частности, в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) и Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136). Изменения, внесенные в указанные и другие законодательные акты, касаются предоставления отпусков и некоторых трудовых гарантий работников.
В пояснительной записке к законопроекту № 8313, ставшему Законом № 3494, как обоснование необходимости его принятия указано, что законодательство Украины, регулирующее вопросы предоставления и использования отпусков, а также некоторых других сфер законодательства о труде требует модернизации с учетом изменений его отдельных положений, состоявшихся в последние годы, реалий военного положения и необходимости быстрого послевоенного восстановления страны. На практике возникает много ситуаций, когда работодатели и работники или их представители по-разному понимают отдельные законодательные нормы, что приводит к конфликтным ситуациям и необходимости их разрешения в судебном порядке. Некоторые положения законодательства об отпусках вообще устарели, не отвечают современным тенденциям, создают дополнительную административную нагрузку на работодателей, работников и органы государственной власти. Также законопроектом убираются коллизии в законодательстве о труде между нормами КЗоТ и другими актами законодательства. Целью принятия законопроекта является уточнение и осовременивание отдельных норм законодательства, регулирующих вопросы предоставления и использования отпусков.
Сразу отметим, что почти треть изменений, предусмотренных в законопроекте № 8313, не были учтены и не включены в Закон № 3494, поэтому ниже рассмотрим только фактические новшества.
Изменения в порядке предоставления отпусков
Законом № 3494 внесены изменения в КЗоТ, Закон об отпусках и Закон № 2136, касающиеся предоставления отпусков различных видов, в том числе во время действия военного положения. Эти изменения заключаются в следующем:
1. В часть вторую статьи 76 «Ежегодные дополнительные отпуска и их продолжительность» КЗоТ внесены дополнения, вследствие чего ею теперь установлено, что продолжительность ежегодных дополнительных отпусков, условия и порядок их предоставления устанавливаются нормативно-правовыми актами Украины, а также трудовым и/или коллективным договором.
Обновленной частью первой статьи 5 «Определение продолжительности отпусков» Закона об отпусках определено, что продолжительность отпусков определяется этим Законом, другими законами и другими нормативно-правовыми актами Украины, а также трудовым и/или коллективным договором и независимо от режимов и графиков работы рассчитывается в календарных днях.
Таким образом, теперь работодатели имеют право устанавливать продолжительность ежегодных и других отпусков работников в трудовом и коллективном договоре. Но следует учитывать, что установленная в трудовом и/или коллективном договоре продолжительность отпуска не может быть меньше установленной законодательством. В частности, продолжительность ежегодного основного отпуска не может быть меньше, чем установлено статьей 75 КЗоТ и статьей 6 Закона об отпусках.
2. Статья 77-1 КЗоТ и статья 16-1 Закона об отпусках, которыми установлен порядок предоставления отпуска для подготовки и участия в соревнованиях, изложены в новой редакции, но фактически изменения претерпела только часть вторая указанных статей, которая теперь имеет следующую редакцию:
«Продолжительность, порядок, условия предоставления и оплаты отпуска для подготовки и участия в спортивных соревнованиях определяются трудовым и коллективным договором.».
Напомним, что предыдущая редакция части второй вышеуказанных статей предусматривала следующее:
«Продолжительность, порядок, условия предоставления и оплаты отпусков для подготовки и участия в соревнованиях устанавливаются Кабинетом Министров Украины.».
Таким образом, теперь все аспекты предоставления отпусков для подготовки и участия в спортивных соревнованиях работодатели должны определять в коллективном договоре и/или в трудовых договорах с работниками. При этом Кабинет Министров Украины должен отменить свое постановление «Об утверждении Порядка предоставления и оплаты отпусков для подготовки и участия во всеукраинских и международных спортивных соревнованиях» от 01.06.2011 № 565.
3. Из Закона об отпусках исключена статья 15-1 «Отпуск в связи с профсоюзным обучением», которой было установлено, что на время профсоюзного обучения работникам, избранным в состав выборных профсоюзных органов предприятия, учреждения, организации, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 6 календарных дней.
Одновременно часть седьмая статьи 252 КЗоТ и часть седьмая статьи 41 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 № 1045-XIV изложены в новой редакции, согласно которой на время профсоюзного обучения работникам, избранным в состав выборных профсоюзных органов предприятия, учреждения, организации, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 6 календарных дней с компенсацией средней заработной платы за счет профсоюзной организации, по решению которой работник направлен на профсоюзное обучение (ранее было — за счет работодателя).
Таким образом, теперь не работодатель, а профсоюзная организация, по решению которой работник направлен на профсоюзное обучение, должна оплачивать «профсоюзный» отпуск.
4. В часть первую статьи 77-3 «Отпуск при рождении ребенка» КЗоТ внесены изменения, вследствие чего она теперь имеет следующую редакцию:
«Одноразовый оплачиваемый отпуск при рождении ребенка продолжительностью до 14 календарных дней (без учета праздничных и нерабочих дней) предоставляется не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка таким работникам:
1) мужу, жена которого родила ребенка;
2) отцу ребенка, который не состоит в зарегистрированном браке с матерью ребенка, при условии, что они совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, что подтверждается заявлением матери ребенка и свидетельством о рождении ребенка, в котором указана соответствующая информация об отце ребенка;
3) одному из таких лиц: бабе или деду, или другому совершеннолетнему родственнику ребенка, которые фактически осуществляют уход за ребенком, мать (отец) которого является одинокой матерью (одиноким отцом), на основании заявления одинокой матери (одинокого отца) ребенка.».
Аналогичную редакцию теперь имеет и часть первая статьи 19-1 Закона об отпусках.
Таким образом, срок предоставления отпуска при рождении ребенка уже определен не только в статье 19-1 Закона об отпусках, но и в статье 77-3 КЗоТ, при этом обоими законодательными актами теперь четко определены документы (заявление соответствующего лица, свидетельство о рождении ребенка), которые должны быть поданы работником работодателю для получения указанного отпуска.
5. Часть первая статьи 25 «Отпуск без сохранения заработной платы, предоставляемый работнику в обязательном порядке» Закона об отпусках дополнена пунктом 20, согласно которому работникам, приступившим к работе после увольнения с военной службы в связи с окончанием особого периода или объявлением демобилизации, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника в обязательном порядке продолжительностью до 60 календарных дней.
Одновременно часть первая статьи 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058-IV дополнена абзацем шестым, которым установлено, что период, в течение которого лицо находилось в отпуске без сохранения заработной платы, предусмотренном пунктом 20 части первой статьи 25 Закона об отпусках, включается в страховой стаж.
Таким образом, период отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого работнику продолжительностью до 60 календарных дней после увольнения с военной службы в связи с окончанием особого периода или объявлением демобилизации, включается в страховой стаж для начисления пенсии.
6. В статью 26 «Отпуск без сохранения заработной платы с согласия сторон» Закона об отпусках внесены изменения, вследствие чего текст этой статьи теперь имеет следующую редакцию:
«По семейным обстоятельствам и по другим причинам работнику может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы на срок, обусловленный соглашением между работником и собственником или уполномоченным им органом, но не более 30 календарных дней в году.
Часть вторая статьи 26 исключена
На время угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, и/или при возникновении угрозы вооруженной агрессии против Украины, чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, определенного частью первой этой статьи. Продолжительность такого отпуска определяется соглашением сторон.
Время пребывания в отпусках, указанных в частях первой и третьей этой статьи, не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 9 этого Закона.».
Аналогичные нормы теперь имеют и части вторая – пятая статьи 84 «Отпуска без сохранения заработной платы» КЗоТ.
Таким образом, продолжительность отпуска без сохранения заработной платы с согласия сторон увеличена с 15 до 30 календарных дней в году, а в случае наступления событий, указанных в части третьей статьи 26 Закона об отпусках, неоплачиваемый отпуск может предоставляться без ограничения срока, а именно продолжительностью, определенной соглашением сторон.
Также, начиная с 24 декабря 2023 года (дата вступления в силу Закона № 3494), время пребывания работника в отпусках без сохранения заработной платы, предусмотренных статьей 26 Закона об отпусках, не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск (ч. четвертая ст. 26 Закона об отпусках, ч. пятая ст. 84 КЗоТ). Но почему-то законодатели не внесли соответствующие изменения в пункт 4 части первой статьи 9 Закона об отпусках, где указано, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, засчитывается «время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась заработная плата в порядке, определенном статьями 25 и 26 этого Закона, за исключением отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста, а в случае если ребенок болен сахарным диабетом I типа (инсулинозависимый) или если ребенок, которому не установлена инвалидность, болен тяжелым перинатальным поражением нервной системы, тяжелым врожденным пороком развития, редким орфанным заболеванием, онкологическим, онкогематологическим заболеванием, детским церебральным параличем, тяжелым психическим расстройством, острым или хроническим заболеванием почек IV степени, — до достижения ребенком шестнадцатилетнего возраста, а если ребенку установлена категория «ребенок с инвалидностью подгруппы А» или ребенок, которому не установлена инвалидность, получил тяжелую травму, нуждается в трансплантации органа, нуждается в паллиативной помощи — до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста».
По нашему мнению, законодателям целесообразнее было бы исключить упоминание о статье 26 из вышеприведенного текста пункта 4 части первой статьи 9 Закона об отпусках, и тогда время отпусков без сохранения заработной платы, предусмотренных статьей 26 Закона об отпусках, не засчитывалось бы в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, именно на основании «профильного» пункта 4 части первой статьи 9 Закона об отпусках, а не на основании специальной нормы части четвертой статьи 26 Закона об отпусках и части пятой статьи 84 КЗоТ.
7. Статья 83 КЗоТ и статья 24 Закона об отпусках дополнены новой частью второй следующего содержания:
«Работникам, призванным на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятым на военную службу по контракту, по их желанию и на основании заявления выплачивается денежная компенсация за все не использованные ими дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка с инвалидностью с детства подгруппы А I группы. Соответствующее заявление подается не позднее последнего дня месяца, в котором работник был освобожден от работы в связи с призывом на военную службу.».
Таким образом, если работник, призываемый (принимаемый по контракту) на военную службу в особый период (в т. ч. во время военного положения), имеет право на ежегодный отпуск, социальный дополнительный отпуск на детей и не желает ждать их предоставления после увольнения с военной службы (демобилизации), а желает сразу за них получить денежную компенсацию, то такой работник должен подать работодателю заявление о выплате указанной денежной компенсации не позднее последнего дня месяца освобождения от работы в связи с призывом (принятием) на военную службу. На основании такого заявления работодатель издает соответствующий приказ и выплачивает работнику «отпускную» компенсацию в месяце его освобождения от работы или в следующем месяце. При этом «отпускная» компенсация за ежегодный отпуск должна быть выплачена исходя из «отпускного» стажа, который работник имел по состоянию на день, предшествующий дню освобождения от работы.1
1 Подробно об определении стажа работы, дающего право на ежегодный отпуск, рассказано в статье «Определение отпускного стажа и продолжительности ежегодных отпусков» журнала «Все о труде и зарплате» № 4/2023, стр. 56.
8. Существенные изменения касательно предоставления отпусков во время действия военного положения внесены в статью 12 «Отпуска» Закона № 2136. Так, абзац второй части 1 статьи 12 Закона № 2136 дополнен вторым предложением, а часть 1 статьи 12 Закона № 2136 дополнена новыми абзацами третим и четвертым.
Для лучшего понимания новшеств приводим редакцию абзацев первого – четвертого части 1 статьи 12 Закона № 2136 с учетом дополнений:
«1. В период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год.
Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление не использованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения. По решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться без сохранения заработной платы.
В период действия военного положения предоставление работнику любого вида отпуска (кроме отпуска в связи с беременностью и родами, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по усыновлению ребенка) свыше ежегодного основного отпуска, предусмотренного абзацем первым этой части, по решению работодателя может осуществляться без сохранения заработной платы. Предоставление неиспользованных дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения. По решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться без сохранения заработной платы.
Положения второго предложения абзаца второго и абзаца третьего этой части не применяются к руководящим работникам заведений образования и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам.».
Также пункт 3 раздела «Заключительные положения» Закона № 2136 изложен в новой редакции, предусматривающей, что этот Закон действует в период действия военного положения, введенного в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения», и утрачивает силу со дня прекращения или отмены военного положения, кроме, в частности, второго предложения абзаца второго части 1 и третьего предложения абзаца третьего части 1 статьи 12 этого Закона, которые утрачивают силу с момента использования дней отпусков, перенесенных на период после прекращения или отмены военного положения.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать следующие выводы:
1) если продолжительность ежегодного основного отпуска работника превышает 24 календарных дня, например составляет 30 календарных дней, а работодатель ограничил продолжительность этого отпуска 24 календарными днями за текущий рабочий год, то предоставление не использованных в период действия военного положения 6 календарных дней такого отпуска переносится на период после прекращения (отмены) военного положения. Эти 6 неиспользованных календарных дней ежегодного основного отпуска по решению работодателя (например, в связи с тяжелым финансовым положением) могут быть предоставлены работнику без сохранения заработной платы, т. е. без начисления и выплаты отпускных. В этом случае работник использует ежегодный основной отпуск полной продолжительности — 30 календарных дней, но не получит оплату (отпускные) за 6 календарных дней такого отпуска. Но работодатель может в общем порядке начислить и выплатить отпускные за 6 календарных дней ежегодного основного отпуска, предоставленных работнику после прекращения (отмены) военного положения;
2) работнику в период действия военного положения, кроме ежегодного основного отпуска продолжительностью 24 календарных дня, «декретного» отпуска, отпуска по уходу за ребенком до 3 лет и отпуска в связи с усыновлением ребенка, может быть предоставлен любой другой отпуск, при этом по решению работодателя (например, в связи с тяжелым финансовым положением) предоставление такого отпуска может осуществляться без сохранения заработной платы. Это касается оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, в частности, ежегодных дополнительных отпусков (ст. 7, 8 Закона об отпусках), дополнительного отпуска работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы (ст. 19 Закона об отпусках), дополнительного отпуска отдельным категориям граждан и пострадавшим участникам Революции Достоинства (ст. 16-2 Закона об отпусках), отпусков в связи с обучением (ст. 13–15 Закона об отпусках), творческого отпуска (ст. 16 Закона об отпусках), отпуска для подготовки и участия в соревнованиях (ст. 16-1 Закона об отпусках), отпуска при рождении ребенка (ст. 19-1 Закона об отпусках).
Если работник не использовал дни оплачиваемого отпуска в период действия военного положения, то они переносятся на период после прекращения (отмены) военного положения (право на такие отпуска за календарный или рабочий год не утрачивается). Такие перенесенные дни оплачиваемого отпуска по решению работодателя (например, в связи с тяжелым финансовым положением) могут быть предоставлены работнику без сохранения заработной платы, то есть без начисления и выплаты отпускных. Но работодатель может в общем порядке начислить и выплатить отпускные за все дни оплачиваемого отпуска, предоставленного работнику после прекращения (отмены) военного положения.
По мнению автора, перенесение неиспользованных дней учебных отпусков на период после прекращения (отмены) военного положения невозможно, поскольку они могут быть использованы (предоставлены) только в сроки, определенные справкой-вызовом заведения образования.
Вышерассмотренные новшества в части 1 статьи 12 Закона № 2136 о возможности предоставления неиспользованных дней ежегодного основного отпуска (свыше 24 календарных дней) после прекращения (отмены) военного положения и неиспользованных дней других оплачиваемых отпусков во время действия и/или после прекращения (отмены) военного положения по решению работодателя без сохранения заработной платы позволяют работодателю сэкономить собственные денежные средства (в том числе денежные средства государственного и местных бюджетов на выплату отпускных работникам бюджетной сферы), но лишают работников права на получение отпускных за все дни оплачиваемых отпусков. При этом законодатель почему-то не определил условия, при наличии которых работодатель имеет право не выплачивать отпускные, то есть фактически для этого достаточно просто желания работодателя независимо от его финансового положения.
Нормы о том, что неиспользованные дни ежегодного основного отпуска (свыше 24 календарных дней) и отпусков других видов могут предоставляться по решению работодателя без сохранения заработной платы, не применяются только к руководящим работникам заведений образования и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогических, научно-педагогических и научных работников.
9. В часть 2 статьи 12 Закона № 2136 внесено дополнение, вследствие чего она теперь имеет следующую редакцию:
«2. В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении любого вида отпусков (кроме отпуска в связи с беременностью и родами и отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста), если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры, работ по производству товаров оборонного назначения или к выполнению мобилизационного задания (заказа).».
Таким образом, категории работников, которым в период действия военного положения работодатель может отказать в предоставлении любого вида отпусков, расширены — к ним добавлены работники, привлеченные к выполнению работ по производству товаров оборонного назначения или к выполнению мобилизационного задания (заказа).
10. Часть 3 статьи 12 Закона № 2136 изложена в следующей новой редакции:
«3. В течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой статьи 26 Закона Украины «Об отпусках», без зачисления времени пребывания в таком отпуске в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 9 Закона Украины «Об отпусках».
Следовательно, период отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого в течение периода действия военного положения по просьбе работника и с разрешения работодателя, начиная с 24 декабря 2023 года (дата вступления в силу Закона № 3494), не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск.
Изменения в законодательстве, касающиеся трудовых гарантий работников
Законом № 3494 в несколько законодательных актов внесены изменения, касающиеся трудовых гарантий работников. Они заключаются в следующем:
1. Из части второй статьи 57 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 № 2145-VIII и из части третьей статьи 63 Закона Украины «О профессиональном предвысшем образовании» от 06.06.2019 № 2745-VIII исключена норма, согласно которой в случае прохождения военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, или военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период педагогического или научно-педагогического работника, что временно исключает возможность выполнения им должностных обязанностей, за таким работником сохраняется предыдущий средний заработок.
Таким образом, с 24 декабря 2023 года (дата вступления в силу Закона № 3494) за педагогическими и научно-педагогическими работниками всех заведений образования не сохраняется средний заработок в случае прохождения ими военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, или военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период. Это объясняется тем, что еще с 19 июля 2022 года из части третьей статьи 119 КЗоТ была исключена норма, которая предусматривала сохранение среднего заработка за работниками во время прохождения военной службы в особый период. Поэтому нормы статьи 57 Закона Украины «Об образовании» и статьи 63 Закона Украины «О профессиональном предвысшем образовании» приведены в соответствие с нормами части третьей статьи 119 КЗоТ, которой предусмотрено только сохранение места работы и должности за работниками во время пребывания на военной службе в особый период.
В связи с отменой сохранения среднего заработка за педагогическими и научно-педагогическими работниками заведений образования во время прохождения ими военной службы в особый период с 24 декабря 2023 года время пребывания таких работников на военной службе не засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, поскольку в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 9 Закона об отпусках в «отпускной» стаж не засчитывается время пребывания на военной службе в особый период, когда за работником сохранялись только место работы и должность, но не сохранялся средний заработок.
2. Статья 67 КЗоТ после части третьей дополнена новой частью четвертой следующего содержания:
«Перенесение выходных и рабочих дней, кроме случаев, установленных этим Кодексом, определяется трудовым и/или коллективным договором. В случае отсутствия соответствующего положения в трудовом и/или коллективном договоре перенесение выходных и рабочих дней осуществляется по приказу (распоряжению) работодателя, согласованному с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), а в случае отсутствия первичной профсоюзной организации — со свободно избранными и уполномоченными представителями (представителем) работников.».
Одновременно отменены бывшие части четвертая и пятая статьи 67 КЗоТ, которые имели следующую редакцию:
«С целью создания благоприятных условий для использования праздничных и нерабочих дней (статья 73), а также рационального использования рабочего времени Кабинет Министров Украины не позднее чем за три месяца до таких дней может рекомендовать руководителям предприятий, учреждений и организаций перенести выходные и рабочие дни в порядке и на условиях, установленных законодательством, для работников, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
Работодатель в случае применения рекомендации Кабинета Министров Украины не позднее чем за два месяца издает приказ (распоряжение) о перенесении выходных и рабочих дней на предприятии, в учреждении или организации, согласованный с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).».
Таким образом, теперь работодатели независимо от наличия (отсутствия) рекомендаций Кабинета Министров Украины имеют право установить порядок перенесения выходных и рабочих дней в коллективном договоре или трудовых договорах с работниками, а при отсутствии такого порядка в них перенесение выходных и рабочих дней осуществляется по приказу (распоряжению) работодателя, согласованному с выборным органом профсоюза (в случае отсутствия профсоюза — с представителем работников). При этом именно в локальном документе должно быть определено, не позднее какого срока работодатель должен издать приказ (распоряжение) о перенесении выходных и рабочих дней, в том числе во время военного положения, и довести его до сведения всех работников.