С 1 декабря 2022 года увеличился размер прожиточного минимума
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» от 02.12.2021 № 1928-IX
Согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2022 с 1 декабря 2022 года увеличился размер прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения, который теперь составляет:
- усредненный на одного человека в расчете на месяц — 2589 грн.;
- для детей в возрасте до 6 лет — 2272 грн.;
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 2833 грн.;
- для трудоспособных лиц — 2684 грн.;
- для лиц, утративших трудоспособность, — 2093 грн.
Для работодателей важен размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), который с 1 декабря 2022 года, как отмечено выше, увеличился до 2684 грн. (с 1 июля по 30 ноября 2022 года ПМТЛ составлял 2600 грн.).
В связи с этим с 1 декабря 2022 года увеличилась до 2684 грн. сумма заработной платы, подлежащая индексации. Часть заработной платы, превышающая ПМТЛ, не индексируется.
Если работодатель по исполнительному документу из доходов работника отчисляет алименты на ребенка в гарантированном минимальном размере (50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста — ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины), то минимальный размер таких алиментов с 1 декабря 2022 года составляет:
- для детей в возрасте до 6 лет — 1136 грн. (2272 грн. х 50%);
- для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1416,50 грн. (2833 грн. х 50%).
Размер всех остальных важных для работодателей «зарплатно-налоговых» показателей, зависящих от ПМТЛ, с 1 декабря 2022 года не изменился, поскольку такие показатели зависят от размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
С 1 января вступает в силу Закон о Госбюджете–2023,
которым установлены социальные стандарты на 2023 год
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2023 год» от 03.11.2022 № 2710-IX
Этим Законом (далее — Закон о Госбюджете-2023), вступающим в силу 1 января 2023 года, установлены, в частности, социальные стандарты на 2023 год.
Так, согласно статье 8 Закона о Госбюджете-2023 минимальная заработная плата с 1 января 2023 года составляет:
— в месячном размере — 6700 грн.;
— в почасовом размере — 40,46 грн.
Таким образом, минимальная заработная плата в течение всего 2023 года будет такая же, как и с 1 октября 2022 года.
В соответствии со статьей 7 Закона о Госбюджете-2023 прожиточный минимум с 1 января 2023 года составляет:
— усредненный на одного человека в расчете на месяц — 2589 грн.;
— для детей в возрасте до 6 лет — 2272 грн.;
— для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 2833 грн.;
— для трудоспособных лиц — 2684 грн.;
— для трудоспособных лиц, применяемый для определения базового размера должностного оклада судьи — 2102 грн.;
— для трудоспособных лиц, применяемый для определения должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых и таможенных органов — 2102 грн.;
— для трудоспособных лиц, применяемый для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры — 1600 грн.;
— для лиц, утративших трудоспособность — 2093 грн.
Таким образом, прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп населения в течение всего 2023 года будет таким же, как и с 1 декабря 2022 года.
Учитывая вышеуказанные показатели минимальной заработной платы в месячном размере и прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), в том числе по состоянию на 1 января 2023 года, в течение всего 2023 года важные для работодателей «зарплатно-налогово-страховые» показатели будут следующими:
• минимальный должностной оклад (тарифная ставка) — 2684 грн. (ч. шестая ст. 96 Кодекса законов о труде Украины);
• максимальная величина базы начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ) — 100 500 грн. (6700 грн. х 15);
• сумма ЕСВ, которая должна быть уплачена работодателем, если база начисления ЕСВ у застрахованного лица по основному месту работы не превышает размера минимальной заработной платы — 1474 грн. (6700 грн. х 22%);
• размер минимального страхового взноса — 1474 грн. (6700 грн. х 22%);
• сумма налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) в течение всего 2023 года, предоставляемой:
— в размере 100% (пп. 169.1.1 Налогового кодекса Украины; далее — НКУ) — 1342 грн. (50% х 2684 грн.);
— в размере 100% на каждого ребенка работнику, содержащему двоих или более детей до 18 лет (пп. 169.1.2 НКУ), — произведение 1342 грн. и количества детей;
— в размере 150% (пп. 169.1.3 НКУ) — 2013 грн. (1342 грн. х 150%);
— в размере 200% (пп. 169.1.4 НКУ) — 2684 грн. (1342 грн. х 200%);
• предельный размер дохода, дающий право на применение НСЛ, — 3760 грн. (2684 грн. х 1,4), а для одного из родителей в случае и в размере, предусмотренных подпунктом 169.1.2 (т. е. для лица, содержащего двоих или более детей в возрасте до 18 лет), подпунктами «а» (для одинокой матери (отца), вдовы (вдовца) или опекуна, попечителя) и «б» (для лица, содержащего ребенка с инвалидностью) подпункта 169.1.3 НКУ, — произведение 3760 грн. и количества детей;
• максимальная сумма нецелевой благотворительной (материальной) помощи суммарно за год, которая не облагается налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС), — 3760 грн. (пп. 170.7.3 НКУ);
• максимальная стоимость подарков (призов победителям и призерам спортивных соревнований) в неденежной форме в расчете на месяц, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.39 НКУ), — 1675 грн. (6700 грн. х 25%);
• максимальная сумма суточных расходов, понесенных работником в связи с командировкой в пределах Украины, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. «а» пп. 170.9.1 НКУ), — 670 грн. (6700 грн. х 0,1) за каждый календарный день командировки;
• максимальная сумма, уплаченная любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений за получение образования, за подготовку или переподготовку плательщика налога за каждый полный или неполный месяц обучения, подготовки или переподготовки такого физического лица, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.21 НКУ), — 20 100 грн. (6700 грн. х 3);
• максимальная стоимость путевки на отдых, оздоровление и лечение плательщика налога и/или членов его семьи первой степени родства, предоставляемая его работодателем – плательщиком налога на прибыль предприятий бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки) один раз на календарный год, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.35 НКУ), — 33 500 грн. (6700 грн. х 5).
• максимальная основная сумма долга (кредита) плательщика налога, прощенного (аннулированного) кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности, в расчете на год, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. «д» пп.164.2.17, пп.165.1.55 НКУ), — 1675 грн. (6700 грн. х 25%);
• максимальная сумма выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемых по решению профессионального союза, его объединения и/или организации профессионального союза, принятому в установленном порядке, в пользу члена такого профессионального союза в течение года суммарно, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. 165.1.47 НКУ), — 3760 грн.;
• максимальная сумма денежных средств или стоимость имущества (услуг), предоставляемых как помощь на погребение плательщика налога (бывшего работника) по его последнему месту работы (в т. ч. перед выходом на пенсию) работодателем такого умершего плательщика налога, которая не облагается НДФЛ и ВС (пп. «б» пп. 165.1.22 НКУ), — 7520 грн. (2 х 3760 грн.);
• максимальная среднедневная заработная плата для начисления «больничных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных» — 220,11 грн. (6700 грн. : 30,44);
• максимальная среднедневная заработная плата для начисления «декретных», если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев — 440,21 грн. (6700 грн. х 2 : 30,44).
Обращаем внимание, что согласно пункту 3 «Заключительных положений» Закона о Госбюджете-2023 приостановлено на 2023 год действие, в частности, Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения». Следовательно, в течение всего 2023 года индексация доходов, в том числе заработной платы, проводиться не будет. Соответственно, нет оснований продолжать начислять работникам «фиксированную» сумму индексации в 2023 году, которая начислялась им в 2022 году.
Также пунктом 10 «Заключительных положений» Закона о Госбюджете-2023 поручено Кабинету Министров Украины после прекращения или отмены военного положения в Украине проработать, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного бюджета, вопрос увеличения расходов для повышения размеров прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 2023 год.
С 1 января 2023 года Закон Украины «Об общеобязательном
государственном социальном страховании» будет изложен в новой редакции
Этим Законом (далее — Закон № 2620), вступающим в силу 01.01.2023, в новой редакции будет изложен Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV (далее — Закон № 1105) и внесены изменения в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 № 1058-IV.
Главным новшеством Закона № 2620 является объединение с 1 января 2023 года административных структур Пенсионного фонда Украины (далее — ПФУ) и Фонда социального страхования Украины (далее — ФССУ) для сокращения административных расходов и повышения эффективности выполнения ключевых функций, связанных с осуществлением страховых выплат.
Пунктами 2–4 Заключительных и переходных положений Закона № 2620 предусмотрено следующее:
— прекратить ФССУ и управление исполнительной дирекции ФССУ, реорганизовав их путем присоединения к ПФУ с 1 января 2023 года. ПФУ и его территориальные органы являются правопреемниками ФССУ, его исполнительной дирекции, управлений исполнительной дирекции ФССУ и их отделений;
— до завершения мер, связанных с присоединением ФССУ и его рабочих органов к ПФУ, выполнение функций и задач, предусмотренных Законом № 2620, обеспечивают в пределах компетенции исполнительная дирекция и рабочие органы ФССУ;
— нормативно-правовые и распорядительные акты ФССУ действуют до утверждения соответствующих решений ПФУ.
Таким образом, все полномочия ФССУ с 1 января 2023 года переходят к ПФУ, но до завершения всех организационных мероприятий, связанных с присоединением ФССУ к ПФУ, выполнение функций и задач, предусмотренных Законом № 1105, обеспечивают органы ФССУ.
С 1 января 2023 года новая редакция Закона № 1105 (далее — новый Закон № 1105) будет иметь 46 статей в отличие от еще действующего Закона № 1105, который имеет 54 статьи.
В статьях 1 и 4 нового Закона № 1105 установлено, что страховщиком и уполномоченным органом управления в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания является ПФУ. Соответственно, финансирование всех страховых выплат, предусмотренных новым Законом № 1105, будет осуществляться за счет ПФУ.
Новый Закон № 1105 имеет много и других новшеств по сравнению с предшественником, в частности:
— отменена оплата за счет денежных средств социального страхования лечения застрахованных лиц в отделениях санаторно-курортного учреждения после перенесенных заболеваний и травм;
— отменено ограничение 75 календарными днями за календарный год продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим на сезонных и временных работах;
— увеличен до 17 календарных дней период оплаты временной нетрудоспособности потерпевшего вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания за счет работодателя;
— не предусмотрено создание комиссии по социальному страхованию на предприятии, а решение о назначении страховой выплаты будет принимать страхователь или уполномоченное им лицо;
— уточнено, что основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является сформированный на основе медицинского заключения о временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности.
Подробно — см. статью на стр. 34.
С 1 января 2023 года вносятся изменения в Порядок исчисления
средней заработной платы для расчета страховых выплат
Этим документом, вступающим в силу 01.01.2023, Кабинет Министров Украины вносит изменения в ряд своих постановлений с целью приведения их норм в соответствие с нормами новой редакции Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV, в частности, относительно обеспечения реализации новых функций Пенсионного фонда Украины, в том числе по осуществлению страховых выплат застрахованным лицам.
Для работодателей наиболее важны изменения, вносимые в постановление Кабинета Министров Украины «Об исчислении средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию» от 26.09.2001 № 1266, которым утвержден Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее — Порядок № 1266).
К новшествам Порядка № 1266 относятся, в частности:
— расширен перечень уважительных причин, при наличии которых не отработанные календарные дни исключаются из расчетного периода. Добавленной уважительной причиной является приостановление действия трудового договора в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины;
— установлено, что сумма пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам в расчете на месяц, выплачиваемая работникам и гиг-специалистам резидентов Дия Сити, не должна превышать размера заработной платы (дохода) таких лиц, с которого фактически уплачены страховые взносы (единый взнос);
— действие пункта 3 Порядка № 1266, в котором определен механизм исчисления среднедневной заработной платы, распространен на работников и гиг-специалистов резидента Дия Сити;
— уточнено, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает по совместительству, на условиях гражданско-правового договора, осуществляет предпринимательскую или другую деятельность, связанную с получением дохода непосредственно от такой деятельности, исчисление средней заработной платы (суммы заработной платы) осуществляется страхователями отдельно по основному месту работы, по совместительству и по месту (местам) осуществления другого вида (видов) деятельности. Расчетный период в таком случае определяется по каждому месту работы отдельно.
Подробно — см. статью на стр. 60.
Отменена отчетность о трудоустройстве инвалидов и расширен перечень сведений
о трудовой деятельности работника в реестре застрахованных лиц
Этим Законом (далее — Закон № 2682), вступившим в силу 06.11.2022, внесены изменения в несколько законодательных актов с целью защиты социальных, трудовых и других прав физических лиц и упрощения учета рабочих мест для лиц с инвалидностью.
Так, в Законе Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» от 21.03.91 № 875-XII (далее — Закон № 875) в новой редакции изложены часть третья статьи 18 и статья 19, которые теперь не содержат обязанности работодателей регистрироваться в отделении Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью (далее — ФСЗИ) и отчитываться в ФСЗИ о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью (далее — инвалиды). Следовательно, отныне работодатели не регистрируются в отделениях ФСЗИ и не подают Отчет № 10-ПОІ (річна) «Звіт про зайнятість і працевлаштування осіб з інвалідністю», в том числе за 2022 год.
Что касается самого норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то он не изменился и по-прежнему определен частью первой статьи 19 Закона № 875, поэтому его необходимо выполнять.
Также статьей 19 Закона № 875 теперь установлено, что Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) предоставляет ФСЗИ информацию:
— о создании работодателями рабочих мест для инвалидов, о занятости и трудоустройстве инвалидов;
— необходимую для исчисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателями в соответствии с нормативом, установленным частью первой статьи 19 Закона № 875.
Полученная от ПФУ информация, содержащая признаки нарушений законодательства о создании рабочих мест для инвалидов, о занятости и трудоустройстве инвалидов, является основанием для проведения проверки работодателей.
Порядок контроля за выполнением норматива рабочих мест и проверки работодателей относительно выполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в том числе путем его зачисления, определяется Кабинетом Министров Украины.
Государственная служба Украины по вопросам труда в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, осуществляет проверки работодателей по выполнению норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
ФСЗИ ежегодно до 10 марта в автоматизированном режиме с использованием данных Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Госреестр страхования) и Централизованного банка данных по проблемам инвалидности осуществляет определение работодателей, не обеспечивших выполнение в предыдущем году норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и направляет им расчет сумм административно-хозяйственных санкций, подлежащих уплате в связи с невыполнением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов за предыдущий год, исчисленных в соответствии со статьей 20 Закона № 875.
Расчет направляется в форме электронного документа через электронные кабинеты работодателей на веб-портале электронных услуг ПФУ в форме и порядке, определенных ФСЗИ совместно с ПФУ.
Также Законом № 2682 внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI (далее — Закон № 2464).
Так, часть 2 статьи 20 Закона № 2464 дополнена новыми абзацами третьим – шестым следующего содержания:
«С целью учета в электронной форме сведений о трудовой деятельности работника страхователь подает сведения о работнике относительно перевода на другую работу (должность), увольнения, восстановления на работе, приостановления/возобновления действия трудового договора, а также о присвоении, изменении или лишении ранга, разряда, класса, звания, категории, принятии присяги, принадлежности или непринадлежности лиц, которые работают, в том числе предпринимателей, или обеспечивают себя работой самостоятельно, к профессиональным союзам и/или к лицам, подлежащим обязательным медицинским осмотрам.
Персонифицированные сведения при их отсутствии в реестре застрахованных лиц, а также в случае изменения или уточнения указанных сведений подаются через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах».
В случае смерти работодателя – физического лица или вступления в законную силу решения суда о признании такого физического лица без вести пропавшим или об объявлении его умершим сведения о прекращении трудового договора подаются Государственной службой занятости».
Пункт 2 части 4 статьи 20 Закона № 2464 дополнен нормой, согласно которой персональная электронная учетная карточка, которая заводится на каждое застрахованное лицо, в той части, где содержатся сведения о трудовой деятельности, теперь также должна содержать сведения о принятии присяги (это касается государственных служащих, военнослужащих и других лиц, принимающих присягу).
Пункт 5 части 4 статьи 20 Закона № 2464 дополнен нормой, которой установлено, что если лицо обязано проходить профилактический медицинский осмотр, в реестр застрахованных лиц вносится информация об обязательности прохождения лицом такого осмотра.
Таким образом, расширен перечень сведений о трудовой деятельности работника, которые должны содержаться в реестре застрахованных лиц Госреестра страхования. Такие новые сведения работодатели или сами работники сейчас могут подать только через веб-портал электронных услуг ПФУ в оцифрованном виде или путем направления копий соответствующих документов (приказов работодателя и т. п.), поскольку они не отражаются в действующей отчетности. В то же время, Заключительными и переходными положениями Закона № 2682 поручено Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня опубликования Закона № 2682 обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого Закона.
Отменена квота для трудоустройства граждан и введены компенсации
работодателям расходов на оплату труда и ЕСВ трудоустроенных безработных
Этим Законом (далее — Закон № 2622), вступившим в силу 29.10.2022, за исключением отдельных норм, которые вступят в силу через 3 месяца или 6 месяцев со дня вступления в силу Закона № 2622, внесены изменения в несколько законодательных актов, в частности, в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
Законом № 2622 вместо квотирования трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (то есть неконкурентоспособных на рынке труда граждан), введена компенсация работодателям части расходов на оплату труда или уплату единого социального взноса (далее — ЕСВ) за трудоустройство некоторых категорий зарегистрированных безработных.
Для этого в КЗоТ исключена статья 196, а в статье 14 Закона о занятости исключены части 2 и 3, которыми для предприятий, учреждений и организаций с численностью штатных работников более 20 человек была установлена квота для трудоустройства указанных в части 1 этой статьи граждан в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год, а для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту осталось 10 и менее лет, предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников от 8 до 20 человек была установлена квота в размере не менее одного человека в среднеучетной численности штатных работников.
Таким образом, работодатели, начиная с 2022 года, не должны выполнять квоту и не должны подавать Информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, за 2022 год.
С 29.01.2023 и с 29.04.2023 в Законе о занятости будут обновлены действующие условия предоставления и введены новые случаи предоставления работодателям компенсации части расходов на оплату труда или ЕСВ за трудоустройство по направлению центра занятости некоторых категорий зарегистрированных безработных, в частности, внутренне перемещенных лиц, граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (т. е. тех, которых раньше трудоустраивали по квоте), зарегистрированных безработных на новые рабочие места, созданные для них работодателями, в том числе субъектами малого предпринимательства (теперь независимо от вида экономической деятельности).
В то же время зарегистрированное безработное лицо только один раз в 5 лет будет иметь право на трудоустройство у работодателя с компенсацией за него расходов в соответствии с Законом о занятости (кроме профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации).
Подробно — см. статью на стр. 105.
Обновлена процедура получения или продления действия
разрешения на трудоустройство иностранцев
Этим Законом, вступившим в силу 15.10.2022, внесены изменения, в частности, в Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 № 5067-VI (далее — Закон о занятости).
Путем внесения изменений в Закон о занятости установлены равные условия оплаты труда для граждан Украины и иностранцев, находящихся в Украине на законных основаниях (отменено условие о минимальном размере заработной платы иностранцев), усовершенствованы основания выдачи (отказа в выдаче) или продления действия разрешений на применение труда иностранцев, обновлен перечень документов, которые подаются работодателями для получения или продления действия разрешений на применение труда отдельных категорий иностранных работников, изменен размер платы за выдачу и продление действия таких разрешений, упрощен доступ к указанной административной услуге и предусмотрена возможность ее получения любым удобным для работодателя способом, в том числе через центры предоставления административных услуг, урегулирован вопрос о бесплатной выдаче дубликата разрешения в случаях потери или повреждения ранее выданного разрешения, срок действия которого не истек, создана правовая основа для применения труда иностранцев, находящихся в Украине для обучения в заведениях образования Украины, а также усилен контроль за соблюдением законодательства в сфере трудоустройства иностранцев.
Подробно — см. статью на стр. 91.
Внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины, которыми запрещен мобинг (травля)
Этим Законом, вступившим в силу 11.12.2022, внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 № 3356-XII, которые направлены на защиту работника от мобинга (травли).
В частности, КЗоТ дополнен статьей 2-2 «Запрет мобинга (травли)», которая устанавливает, что мобинг (травля) — систематические (повторяющиеся) длительные умышленные действия или бездействие работодателя, отдельных работников или группы работников трудового коллектива, направленные на унижение чести и достоинства работника, его деловой репутации, в том числе с целью приобретения, изменения или прекращения им трудовых прав и обязанностей, которые проявляются в форме психологического и/или экономического давления, в частности с применением средств электронных коммуникаций, создания в отношении работника напряженной, враждебной, оскорбительной атмосферы, в том числе заставляющей его недооценивать свою профессиональную пригодность.
Согласно части второй статьи 2-2 КЗоТ формами психологического и экономического давления являются, в частности, неравная оплата за труд равной ценности, выполняемый работниками одинаковой квалификации, безосновательное лишение работника части выплат (премий, бонусов и других поощрений), необоснованное неравномерное распределение работодателем нагрузки и задач между работниками с одинаковой квалификацией и производительностью труда, выполняющими равноценную работу.
Совершение мобинга (травли) запрещено. Лица, считающие, что они подверглись мобингу (травле), имеют право обратиться с жалобой в Государственную службу Украины по вопросам труда и/или в суд.
В статьях 38, 40 и 41 КЗоТ добавлены основания расторжения трудового договора.
Так, в части третьей статьи 38 «Расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по инициативе работника» КЗоТ определено, что работник имеет право в определенный им срок расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель совершал мобинг (травлю) в отношении работника или не принимал меры по его прекращению, что подтверждено судебным решением, вступившим в законную силу.
Часть первая статьи 40 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» КЗоТ дополнена пунктом 12, согласно которому трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до окончания срока его действия могут быть расторгнуты работодателем в случае совершения работником мобинга (травли), установленного судебным решением, вступившим в законную силу.
Часть первая статьи 41 «Дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя с отдельными категориями работников при определенных условиях» КЗоТ дополнена пунктом 1-2, согласно которому трудовой договор по инициативе работодателя может быть расторгнут также в случае совершения руководителем предприятия, учреждения, организации мобинга (травли) независимо от форм проявления и/или непринятия мер по его прекращению, установленного судебным решением, вступившим в законную силу.
Статья 44 КЗоТ дополнена нормой, в соответствии с которой при прекращении трудового договора вследствие совершения мобинга (травли) в отношении работника или непринятия мер по его прекращению (статьи 38 и 39 КЗоТ) работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного среднего заработка.
Статья 141 «Обязанности работодателя» КЗоТ дополнена нормой, согласно которой работодатель должен осуществлять меры по предотвращению и противодействию мобингу (травле).
Статья 173 «Возмещение ущерба в случае повреждения здоровья работников» КЗоТ дополнена частью второй, которой установлено, что в случае повреждения здоровья работника, причиной которого стал мобинг (травля), факт которого подтвержден вступившим в законную силу судебным решением, причиненный ущерб возмещается в размере понесенных расходов на лечение.
Часть первая статьи 237-1 «Возмещение работодателем морального ущерба» КЗоТ изложена в новой редакции, согласно которой возмещение работодателем морального ущерба работнику осуществляется в случае, если нарушение его законных прав, в том числе вследствие дискриминации, мобинга (травли), факт которого подтвержден судебным решением, вступившим в законную силу, привели к моральным страданиям, утрате нормальных жизненных связей и требуют от него дополнительных усилий для организации своей жизни.