Традиционно 1 января любого календарного года вступает в силу целый ряд нормативных документов. Некоторые из них касаются взаимоотношений работодателей и работников. Не стал исключением и 2020 год, в который страна вступила с Законом о госбюджете, установившим социальные стандарты на текущий год, влияющие на ряд других показателей. В частности, по сравнению с предыдущим годом увеличены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а вместе с ними изменились, в частности, минимальный размер должностного оклада, максимальные и минимальные размеры «больничных» и «декретных». Какими они являются в текущем году? Что нового принес 2020 год на «трудовом» фронте? Какова в текущем году ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства?
«Трудозарплатные» новшества и «социально-страховые» показатели 2020 года
Наступление 2020 года ознаменовалось вступлением в силу главного финансового документа текущего года — Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX (далее — Закон о Госбюджете-2020), которым, в частности, установлены социальные стандарты на 2020 год.
Минимальная заработная плата и прожиточный минимум в 2020 году
В соответствии со статьей 8 Закона о Госбюджете-2020 в течение всего 2020 года минимальная заработная плата составляет:
— в месячном размере — 4723 грн.;
— в почасовом размере — 28,31 грн.
Таким образом, по сравнению с предыдущим годом в 2020 году минимальная заработная плата в месячном размере увеличилась на 550 грн. (4723 – 4173), а в почасовом размере — на 3,18 грн. (28,31 – 25,13), что составляет примерно 13,2%.
Напомним, что согласно статье 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) и статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон № 108) минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда.
Если начисленная заработная плата работника, выполнившего месячную норму труда, ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы, работодатель проводит доплату до уровня минимальной заработной платы, которая выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы.
Если размер заработной платы в связи с периодичностью выплаты ее составляющих ниже размера минимальной заработной платы, осуществляется доплата до уровня минимальной заработной платы (ч. третья и четвертая ст. 3-1 Закона № 108).
Минимальная заработная плата в почасовом размере применяется на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и у физических лиц, которые используют наемный труд, в случае применения почасовой оплаты труда (ч. шестая ст. 3-1 Закона № 108).
Учитывая вышеизложенное, в 2020 году при выполнении работником, работающим на условиях полной занятости, месячной нормы труда работодатель должен выплачивать ему месячную заработную плату в размере не менее 4723 грн. Если же работнику установлена почасовая норма труда, то необходимо выполнять другую гарантию — оплата за каждый отработанный час должна быть осуществлена в размере не менее 28,31 грн. Если по каким-то причинам заработная плата работника оказывается меньше указанных размеров минимальной заработной платы, то работнику начисляется доплата до минимальной заработной платы.1
1 Детально о начислении доплаты до минимальной заработной платы с показом на примерах рассказано в статье «Минимальная заработная плата: основания и порядок выплаты» журнала «Все о труде и зарплате» № 1/2019, стр. 18.
Что касается прожиточного минимума, то согласно статье 7 Закона о Госбюджете-2020 он установлен в текущем году для всех категорий лиц в январе – июне на уровне декабря 2019 года, а в июле и декабре предусмотрено его повышение (см. таблицу).
Размеры прожиточного минимума в 2020 году
грн.
Категории граждан | с 1 января | с 1 июля | с 1 декабря |
На одного человека в расчете на месяц (в среднем) | 2027 | 2118 | 2189 |
Дети в возрасте до 6 лет | 1779 | 1859 | 1921 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет | 2218 | 2318 | 2395 |
Трудоспособные лица | 2102 | 2197 | 2270 |
Лица, утратившие трудоспособность | 1638 | 1712 | 1769 |
Как видно, в 2020 году будут отличаться размеры минимальной заработной платы в месячном размере и прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ), но для оплаты труда главным является первый социальный стандарт.
Минимальный должностной оклад в 2020 году
В соответствии с частями шестыми статьи 96 КЗоТ и статьи 6 Закона № 108 минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Следовательно, поскольку ПМТЛ по состоянию на 1 января 2020 года составляет 2102 грн., в течение всего 2020 года минимальный должностной оклад (месячная тарифная ставка) должен составлять не менее 2102 грн.
Если в коллективном договоре (другом внутреннем «зарплатном» документе) предприятия установлено, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) устанавливается на уровне ПМТЛ (без привязки к его размеру по состоянию на 1 января), то на таком предприятии минимальный должностной оклад (тарифная ставка рабочего І тарифного разряда) должен составлять с 1 июля 2020 года — не менее 2197 грн., с 1 декабря 2020 года — не менее 2270 грн.
Предприятия, которые через своих представителей участвовали в подписании Генерального соглашения о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2019 – 2021 годы от 14.05.2019 г. (далее — Генеральное соглашение)2, должны соблюдать норму пункта 2.3 этого документа, согласно которой для предприятий отраслей, в которых не заключены отраслевые соглашения или положения заключенных соглашений (согласно реестру, размещенному на сайте Минсоцполитики) не регулируют размер тарифной ставки рабочего I разряда, ее размер устанавливается на уровне, не менее чем на 10% выше установленного на законодательном уровне размера ПМТЛ.
2 Документ опубликован в журнале «Все о труде и зарплате» № 6/2019, стр. 96.
Следовательно, для указанных предприятий размер тарифной ставки рабочего I разряда с 1 декабря 2019 года должен составлять не менее 2312 грн. (2102 грн. х 110%).
Оплата труда и обеспечение работников бюджетной сферы в 2020 году
Частью пятой статьи 96 КЗоТ и частью пятой статьи 6 Закона № 108 определено, что схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируется на основе:
— минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
— междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
Во исполнение вышеприведенных норм постановлением Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037 (далее — Постановление № 1037), было внесено дополнение в примечание 1 приложения 1 «Единая тарифная сетка разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее — Единая тарифная сетка, ЕТС) к постановлению Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298), которым установлено, что должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется согласно Единой тарифной сетке, с 1 января 2017 года рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года.
Кроме того, пунктом 2 Постановления № 1037 поручено руководителям учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы обеспечить:
— установление с 1 января 2017 года в штатном расписании новых размеров должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), определенных исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда ЕТС, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года;
— дифференциацию заработной платы работников, получающих заработную плату на уровне минимальной в пределах фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок, премий с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника, результатов его работы.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ПМТЛ на 1 января 2020 года составляет 2102 грн., в 2020 году в бюджетной сфере минимальный должностной оклад (тарифная ставка, ставка заработной платы), соответствующий размеру должностного оклада (тарифной ставки) работника 1 тарифного разряда, составляет 1921 грн. Размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 2 – 25 тарифных разрядов ЕТС рассчитываются согласно тарифным коэффициентам, приведенным в приложении 1 к Постановлению № 1298.3
3 См. размеры окладов в бюджетной сфере согласно Единой тарифной сетке в 2020 году в этом номере журнала.
Кроме того, пунктом 3 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2020 приостановлено на 2020 год действие части второй статьи 18 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25.02.94 г. № 4038-XII относительно размера должностных окладов судебных экспертов. Приостановленной нормой предусмотрено, что работникам государственных специализированных учреждений (невоеннослужащим и тем, которые не имеют званий рядового и начальствующего состава), имеющим квалификацию судебного эксперта, должностные оклады устанавливаются в размере не менее 10 размеров ПМТЛ на 1 января календарного года.
Пунктом 4 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2020 определено, что в 2020 году в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины, с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного и местных бюджетов применяются нормы, в частности:
— статей 11, 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII, части 5 статьи 21 Закона Украины «О Национальной гвардии Украины» от 13.03.2014 г. № 876-VII (их нормами определено, что обеспечение военнослужащих путевками для санаторно-курортного лечения, жилыми помещениями или денежной компенсацией за надлежащее им для получения жилое помещение, выплата военнослужащим денежной компенсации за поднаем (наем) жилого помещения определяются Кабинетом Министров Украины);
— части 5 статьи 23 Закона Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины» от 23.06.2005 г. № 2713-IV (согласно этой части на лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы распространяется социальная защита полицейских, определенная Законом Украины «О Национальной полиции». Условия и размеры денежного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплаты труда работников уголовно-исполнительной службы определяются Кабинетом Министров Украины);
— частей 3, 7 и 11 статьи 119 Кодекса гражданской защиты Украины (этими частями предусмотрено обеспечение жильем лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты и спасателей, в том числе за счет бюджетных денежных средств);
— статей 95, 96 Закона Украины «О Национальной полиции» от 02.07.2015 г. № 580-VIII (этими статьями предусмотрено медицинское обслуживание, в том числе обеспечение путевками для санаторно-курортного лечения, и жилищное обеспечение полицейских за счет госбюджета).
Что касается новшеств в оплате труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, то с 1 января 2020 года вступили в силу:
Условия оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах (далее — Условия № 1);
Условия оплаты труда работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, и сотрудников Управления административных зданий Хозяйственно-финансового департамента Секретариата Кабинета Министров Украины, Управления административными зданиями Государственного управления делами, Управления административными зданиями Управления делами Аппарата Верховной Рады Украины (далее — Условия № 2).
В приложениях 1 – 6 к Условиям № 1 приведены Схемы должностных окладов работников патронатных служб. В приложении к Условиям № 2 приведены Схемы должностных окладов работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, с учетом юрисдикции государственных органов, и сотрудников вышеуказанных Управлений. Во всех этих Схемах приведен для каждой должности коэффициент, который для определения размера должностного оклада должен умножаться на два размера ПМТЛ, установленного на 1 января календарного года.
Кроме того, в Условиях № 1 предусмотрена выплата работникам патронажных служб надбавки за интенсивность труда, надбавки за выполнение особо важной работы (до 100% должностного оклада), надбавки за выслугу лет в государственных органах (при выслуге более 3 лет — 10%, свыше 5 лет — 15%, свыше 10 лет — 20%, свыше 15 лет — 25%, свыше 20 лет — 30%, свыше 25 лет — 40% должностного оклада), материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и материальной помощи для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска (каждая помощь предоставляется в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника).
В Условиях № 2 предусмотрена выплата работникам государственных органов, выполняющим функции по обслуживанию, и работникам Управлений надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы (до 50% должностного оклада с учетом надбавки за выслугу лет в государственных органах), доплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего работника (в размере до 50% должностного оклада временно отсутствующего работника), надбавки за выслугу лет в государственных органах, управлениях (при выслуге более 3 лет — 10%, свыше 5 лет — 15%, свыше 10 лет — 20%, свыше 15 лет — 25%, свыше 20 лет — 30%, свыше 25 лет — 40% должностного оклада), материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и материальной помощи для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска (каждая помощь предоставляется в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника).
— постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы оплаты труда работников детско-юношеских спортивных школ» от 14.08.2019 г. № 755, которым установлено, что при определении предельных размеров должностных окладов руководящих работников, инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ (далее — ДЮСШ) всех типов в соответствии с Постановлением № 1298 (т. е. к окладам по ЕТС) применяется дополнительный коэффициент повышения оклада:
до 1,7 — для тренеров-преподавателей ДЮСШ, имеющих высшую квалификационную категорию, директоров и инструкторов-методистов ДЮСШ высшей категории;
до 1,5 — для тренеров-преподавателей ДЮСШ, имеющих первую квалификационную категорию, директоров и инструкторов- методистов ДЮСШ первой категории;
до 1,3 — для тренеров-преподавателей ДЮСШ, имеющих вторую квалификационную категорию, директоров и инструкторов- методистов ДЮСШ второй категории;
до 1,2 — для тренеров-преподавателей ДЮСШ, не имеющих квалификационной категории, директоров и инструкторов- методистов ДЮСШ без категории.
— постановление Кабинета Министров Украины «О выплате помощи учителям заведений общего среднего образования» от 15.11.2019 г. № 1028, которым предусмотрено выплатить в 2020 году помощь в 10-кратном размере ПМТЛ, установленного на 1 января 2020 года (т. е. в размере 21 020 грн. (2102 грн. х 10)), учителям заведений общего среднего образования, имеющим стаж педагогической работы до 10 лет. Выплата помощи осуществляется за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на улучшение социальной защиты отдельных категорий педагогических работников учреждений общего среднего образования.
Что касается новшеств в прохождении государственной службы и оплате труда государственных служащих, то с 1 января 2020 года внесены изменения в Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе). Этот Закон дополнен новой статьей 31-1, которая устанавливает особенности заключения контракта на прохождение госслужбы с лицом, которое назначается на должность государственной службы.
Кроме того, в новой редакции изложена статья 51 «Схема должностных окладов государственных служащих» Закона о госслужбе, в соответствии с которой в целях установления размеров должностных окладов государственные органы делятся на следующие уровни:
1) Аппарат Верховной Рады Украины, Секретариат Кабинета Министров Украины, постоянно действующий вспомогательный орган, созданный Президентом Украины, аппараты (секретариаты) Совета национальной безопасности и обороны Украины, Счетной палаты, Конституционного Суда Украины, Верховного Суда, Офиса Генерального прокурора;
2) министерства, центральные органы исполнительной власти со специальным статусом, который установлен законом, аппараты (секретариаты) высших специализированных судов, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины;
3) другие государственные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;
4) государственные органы, юрисдикция которых распространяется на территорию АР Крым, одной или нескольких областей, городов Киева и Севастополя;
5) государственные органы, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения.
Схема должностных окладов на должностях государственной службы и условия оплаты труда государственных служащих, с которыми заключаются контракты о прохождении государственной службы, определяются Кабинетом Министров Украины.
Минимальный размер должностного оклада в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения, не может быть меньше двух размеров ПМТЛ.
Кабинет Министров Украины может устанавливать дополнительные корректирующие коэффициенты оплаты труда для различных государственных органов с учетом социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других особенностей административно-территориальных единиц, на территорию которых распространяется юрисдикция таких органов.
Во исполнение вышеизложенных норм постановлением от 15.01.2020 г. № 16 Кабинет Министров Украины внес изменения в свое постановление «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15 (далее — Постановление № 15), в результате чего утверждены:
— Перечень должностей государственной службы, которые приравниваются к соответствующим группам оплаты труда;
— Схема должностных окладов на должностях государственной службы с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов в 2020 году (далее — Схема).
Схема содержит конкретные размеры должностных окладов для должностей государственной службы в зависимости от категорий, подкатегорий и уровней. В примечаниях к Схеме установлено, что должностные оклады на должностях государственной службы подкатегории В3 в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, составляют два размера ПМТЛ, установленного на 1 января 2020 года, т. е. для специалиста государственного органа составляет 4204 грн. (2 х 2102 грн.). Также в примечаниях к Схеме для ряда должностей государственной службы определены коэффициенты, на которые увеличиваются «базовые» должностные оклады.
Индексация заработной платы в 2020 году
Кроме влияния на минимальный должностной оклад, ПМТЛ влияет еще на сумму заработной платы и алиментов в твердой денежной сумме, подлежащих индексации.
Поскольку индексация заработной платы и алиментов в твердой денежной сумме осуществляется в пределах ПМТЛ, а его размер в течение 2020 года будет меняться, сумма заработной платы и алиментов в твердой денежной сумме, подлежащих индексации, в 2020 году будет составлять: в январе – июне — 2102 грн.; в июле – ноябре — 2197 грн.; в декабре — 2270 грн.
Кроме того, необходимо учитывать, что если в связи с увеличением минимальной заработной платы и ПМТЛ в январе 2020 года на предприятии состоялось увеличение окладов (тарифных ставок), то этот месяц становится «базовым».
Напомним, что сумма индексации в «базовом» месяце — месяце повышения окладов (тарифных ставок) не начисляется, если размер повышения денежного дохода превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения дохода (в месяце повышения дохода учитываются все составляющие заработной платы, не имеющие разового характера).
Если размер повышения денежного дохода не превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения дохода, сумма индексации в этом месяце определяется с учетом размера повышения дохода и рассчитывается как разность между суммой индексации и размером повышения дохода.4
4 Детально о проведении индексации заработной платы рассказано и показано на многочисленных примерах в статье «Индексация заработной платы работников» этого номера.
Ответственность за нарушение законодательства о труде и проверки работодателей
2 февраля 2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 12.12.2019 г. № 378-IX. (далее — Закон № 378), которым внесены изменения, в частности, в статью 265 «Ответственность за нарушение законодательства о труде» КЗоТ.5
5 Статья 265 КЗоТ с внесенными в нее изменениями опубликована в этом номере.
Положительным новшеством является значительное снижение размеров штрафов за некоторые нарушения законодательства о труде.
Так, уменьшены штрафы за:
— фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплату заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого социального взноса (далее — ЕСВ) и налогов — до 10-кратного размера (раньше был — 30-кратный размер) минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (в 2020 году указанный штраф составляет 47 230 грн. (10 х 4723 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение. Но совершение этих нарушений повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения независимо от категорий работодателей влечет наложение штрафа в 30-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абзацы второй, третий ч. второй ст. 265 КЗоТ). В 2020 году указанный штраф за повторное нарушение составляет 141 690 грн. (30 х 4723 грн.);
— несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда — до 2-кратного размера (раньше был — 10-кратный размер) минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абзац пятый ч. второй ст. 265 КЗоТ). В 2020 году указанный штраф составляет 9446 грн. (2 х 4723 грн.);
— несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», — до 4-кратного размера (раньше был — 10-кратный размер) минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение нарушение (в 2020 году указанный штраф составляет 18 892 грн. (4 х 4723 грн.)), а к юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение (абзац шестой ч. второй ст. 265 КЗоТ);
— недопуск к проведению проверки по вопросам выявления нарушений в виде фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого социального взноса и налогов, — до 16-кратного размера (раньше был — 100-кратный размер) минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (абзац восьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ). В 2020 году указанный штраф составляет 75 568 грн. (16 х 4723 грн.).
Отрицательным новшеством является то, что согласно абзацу девятому части второй статьи 265 КЗоТ за нарушение прочих требований законодательства о труде, кроме предусмотренных абзацами вторым – восьмым этой части, штраф налагается в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (в 2020 году указанный штраф составляет 4723 грн.). Напомним, что раньше штраф в размере одной «минималки» налагался за все прочие нарушения, выявленные во время проверки (в случае их неустранения в установленный в предписании срок).
Кроме того, абзацем десятым части второй статьи 265 КЗоТ установлено, что совершение нарушения, предусмотренного абзацем девятым этой части (т. е. нарушение прочих требований законодательства о труде), повторно в течение года со дня выявления нарушения влечет наложение штрафа в 2-кратном размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение. В 2020 году указанный штраф составляет 9446 грн. (2 х 4723 грн.).
Без изменений (в кратности к минимальной заработной плате) остались размеры штрафов за:
— нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплату их не в полном объеме — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (абзац четвертый ч. второй ст. 265 КЗоТ), т. е. в 2020 году — 14 169 грн. (3 х 4723 грн.);
— недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — в 3-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения (абзац седьмой ч. второй ст. 265 КЗоТ). В 2020 году указанный штраф составляет 14 169 грн. (3 х 4723 грн.).
Еще одним положительным новшеством является то, что теперь не постановлениями правительства, а частью шестой статьи 265 КЗоТ определены нарушения, при устранении которых в установленный в предписании срок штрафы не налагаются. Так, в случае выполнения предписания органа Гоструда и устранения выявленных нарушений, предусмотренных абзацами четвертым – шестым, девятым части второй статьи 265 КЗоТ, в определенные предписанием сроки меры по привлечению работодателя к ответственности не применяются.
Таким образом, в случае своевременного выполнения предписания Гоструда и устранения выявленных нарушений, касающихся сроков выплаты и объемов (размеров) заработной платы, минимальных гарантий в оплате труда, гарантий работников-военнослужащих и прочих требований законодательства о труде (кроме указанных в абзацах втором, третьем, седьмом, восьмом, десятом части второй статьи 265 КЗоТ), ответственность работодателя не наступает.
В то же время частью седьмой статьи 265 КЗоТ установлено, что меры по привлечению к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного абзацами вторым, третьим, седьмым, восьмым, десятым части второй этой статьи, применяются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных при проведении проверки нарушений.
Следовательно, штрафы будут применяться сразу за допуск к работе неоформленных работников, оформление работника на неполное рабочее время в случае выполнения работы полное рабочее время, выплату заработной платы без уплаты ЕСВ, налогов и повторное совершение этих видов нарушений в течение двух лет со дня выявления первого такого нарушения, недопуск инспекторов труда к проведению проверки, за повторное нарушение прочих требований законодательства о труде в течение года со дня выявления первого нарушения.
Еще одним новшеством является то, что в случае уплаты юридическим лицом или физическим лицом – предпринимателем, использующим наемный труд, 50% размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде, предусмотренного статьей 265 КЗоТ, такое постановление считается выполненным (ч. пятая ст. 265 КЗоТ).
Например, если работодателю по результатам проверки органом Гоструда вручено постановление о наложении штрафа за допуск к работе неоформленного работника в размере 47 230 грн. (10 х 4723 грн.), то в случае уплаты работодателем половины этой суммы — 23 615 грн. (47 230 грн. х 50%) в течение 10 банковских дней, постановление считается выполненным.
Таким образом, благодаря Закону № 378, начиная с 02.02.2020 г., действуют новые размеры штрафов и процедура их наложения, при этом они применяются, если нарушение выявлено (подписан акт проверки, инспекционного посещения) не ранее указанной даты, независимо от того, когда работодателем совершено нарушение законодательства о труде (см. разъяснение Гоструда от 06.02.2020 г. в этом номере).
Заключительными положениями Закона № 378 предписано Кабинету Министров Украины в течение одного месяца со дня вступления в силу этого Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 378, а также обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом.
Как мы уже сообщали6, 31 декабря 2019 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде» от 04.12.2019 г. № 1132, которым в новой редакции изложен Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — Порядок контроля)7, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 21.08.2019 г. № 823.
6 См. журнал «Все о труде и зарплате» № 12/2019, стр. 5.
7 Документ опубликован в этом номере.
Основными новшествами Порядка контроля являются:
— исключен такой вид проверок как невыездные инспектирования, поэтому теперь мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются только в форме инспекционных посещений, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов (п. 2 Порядка контроля);
— исключена норма, согласно которой в случае выполнения предписания в установленный в нем срок мероприятия по привлечению объекта посещения к ответственности не принимаются (п. 28 «старого» Порядка контроля). В то же время осталась норма, в соответствии с которой мероприятия по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения (п. 25 Порядка контроля). То есть нормы Порядка контроля не противоречат вышеизложенным новым нормам частей шестой – седьмой статьи 265 КЗоТ, устанавливающим случаи привлечения работодателей к ответственности. Но не исключено, что Кабмин дополнит Порядок контроля новыми нормами, аналогичными указанным частям статьи 265 КЗоТ (см. выше);
— исключены нормы, согласно которым: 1) о проведении инспекционного посещения инспектор труда уведомляет объект посещения или уполномоченное им должностное лицо; 2) о проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда уведомляет объект посещения или уполномоченное им должностное лицо, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб инспекционному посещению (п. 8 «старого» Порядка контроля). Одновремено установлено, что инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно имеют право при проведении инспекционных посещений при наличии оснований, определенных пунктом 5 Порядка контроля, без предварительного уведомления в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд (пп. 1 п. 10 Порядка контроля). Напомним, что раньше указанное разрешалось делать инспекторам труда только при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, а теперь — по любым вопросам соблюдения законодательства о труде (любому предмету проверки);
— перед регистрацией инспекционного посещения работодателя, по которому в течение предыдущих 6 календарных месяцев осуществлялись инспекционные посещения, руководитель органа контроля (другое уполномоченное им должностное лицо) изучает вопрос о целесообразности его проведения (п. 5 Порядка контроля);
— Гоструда обнародует информацию о выданных служебных удостоверениях инспекторов труда. Служебное удостоверение, по которому не обнародована информация, считается недействительным (п. 3 Порядка контроля). Следовательно, если инспектор труда во время инспекционного посещения предъявил служебное удостоверение, по которому не обнародована информация (не размещена на сайте Гоструда), то такого инспектора работодатель имеет право не допускать к проведению инспекционного посещения (пп. 3 п. 13 Порядка контроля).
— установлены новые нормы касательно предъявления инспектором труда работодателю направления на проведение инспекционного посещения. Так, при проведении инспекционного посещения объект посещения (работодатель) имеет право получать копию направления на проведение инспекционного посещения (пп. 2 п. 12 Порядка контроля). При этом инспектор труда должен только перед подписанием акта инспекционного посещения предоставить работодателю копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения и внести запись о его проведении в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии) (п. 8 Порядка контроля). То есть нормы о том, что по требованию работодателя инспектор труда предоставляет направление на проведение инспекционного посещения в Порядке контроля нет. Напомним, что раньше было установлено, что по требованию объекта посещения (уполномоченного им должностного лица) инспектор труда предоставляет копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения (п. 9 «старого» Порядка контроля).
— новым документом, который может быть составлен инспектором труда по результатам инспекционного посещения, является предупреждение об ответственности за нарушение законодательства о труде (п. 16 Порядка контроля), что согласуется с нормами статьи 265 КЗоТ. Форма предупреждения (как и акта инспекционного посещения, предписания) должна быть утверждена и обнародована на сайте Гоструда (п. 4 Порядка контроля).
Увольнение работников
Законом № 378 внесены изменения не только в статью 265 КЗоТ, но и в статьи 43-1 и 49-2 КЗоТ, которые касаются увольнения госслужащих. Так, из обновленного абзаца восьмого части первой статьи 43-1 КЗоТ следует, что теперь со всеми госслужащими допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя без согласия выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).
В часть третью статьи 49-2 КЗоТ внесено уточнение, согласно которому одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда работодатель предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Статья 49-2 КЗоТ дополнена новой частью шестой, согласно которой высвобождение (увольнение) работников, имеющих статус госслужащих в соответствии с Законом о госслужбе, осуществляется в порядке, определенном этой статьей, с учетом следующих особенностей:
— о предстоящем высвобождении работники персонально предупреждаются не позднее чем за 30 календарных дней;
— в случае высвобождения работников на основании пункта 1 части первой статьи 40 КЗоТ не применяются положения части второй статьи 40 КЗоТ и части второй статьи 49-2 КЗоТ (т. е. увольнение госслужащих в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников допускается в случае, если имеется другая работа, на которую их можно перевести, при этом не учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством);
— не позднее чем за 30 календарных дней до запланированных увольнений первичным профсоюзным организациям предоставляется информация об этих мероприятиях, включая информацию о причинах увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться, о сроках проведения увольнений, а также проводятся консультации с профсоюзами о мерах по предотвращению увольнений или сведению их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любых увольнений.
Предоставление сведений о трудовой деятельности работника Пенсионному фонду в электронной форме
26 декабря 2019 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О введении учета трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме» от 27.11.2019 г. № 1084 (далее — Постановление № 1084)8. Этим документом утвержден Порядок учета трудовой деятельности работника, физического лица – предпринимателя, физического лица, обеспечивающего себя работой самостоятельно, в электронной форме (далее — Порядок № 1084).
8 Документ опубликован в этом номере.
Поскольку Порядок № 1084 опубликован в этом номере, то детально на его нормах останавливаться не будем (они ясны для понимания), лишь отметим, что если работник дал согласие на обработку его персональных данных, предусмотренных Порядком № 1084, в электронной форме, то работодатель подает в Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) заполненную анкету работника и отсканированные копии его «трудовых» документов в электронном виде в формате и по форме, которые должен утвердить ПФУ, при этом можно передать в ПФУ информацию о трудовом стаже работника за периоды до 2000 года, когда еще не существовал реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — РЗЛ ГРОГСС). Кроме того, необходимые сведения о квалификации и условиях труда работника будут отражаться в Отчете о ЕСВ, новую форму которого должен разработать и утвердить Минфин.
Реализация норм Постановления № 1084 позволит отказаться от ведения трудовых книжек в бумажном виде (на сайте ПФУ уже работает электронный сервис «Электронная трудовая книжка»), поскольку всю необходимую информацию о трудовой деятельности застрахованного лица будет содержать персональная учетная карточка застрахованного лица в РЗЛ ГРОГСС. Для полного воплощения в жизнь учета трудовой деятельности лица в электронной форме должен быть принят соответствующий закон, отменяющий ведение трудовых книжек в бумажном виде.
Норма рабочего времени в 2020 году
Как мы уже сообщали9, Кабинет Министров Украины распоряжением «О перенесении рабочих дней в 2020 году» от 23.10.2019 г. № 995-р с целью обеспечения рационального использования рабочего времени и создания благоприятных условий для празднования в 2020 году 7 января — Рождества Христова рекомендовал руководителям предприятий, учреждений и организаций (кроме органов ПФУ, УГППС «Укрпочта», Государственного казначейства и банковских учреждений) для работников, которым установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, перенести в 2020 году в порядке и на условиях, определенных законодательством, рабочий день с понедельника 6 января на субботу 11 января.
9 См. журнал «Все о труде и зарплате» № 10/2019, стр. 5.
Также следует учитывать, что в случае перенесения рабочего дня, предшествующего праздничному или нерабочему дню, на другой день для сохранения баланса рабочего времени за год продолжительность работы в этот перенесенный рабочий день должна соответствовать продолжительности предпраздничного рабочего дня, как это предусмотрено статьей 53 КЗоТ. При перенесении рабочих дней согласно Распоряжению № 995-р продолжительность работы в перенесенный рабочий день 11 января сокращается на 1 час (как и в предпраздничный рабочий день 6 января).
Кроме того, необходимо помнить, что на основании нормы части третьей статьи 67 КЗоТ у предприятий с 5-дневной рабочей неделей и выходными днями в субботу и воскресенье в 2020 году переносятся:
— выходной день в воскресенье 8 марта (Международный женский день) — на понедельник 9 марта;
— выходной день в воскресенье 19 апреля (Пасха) — на понедельник 20 апреля;
— выходной день в субботу 9 мая (День победы) — на понедельник 11 мая;
— выходной день в воскресенье 7 июня (Троица) — на понедельник 8 июня;
— выходной день в воскресенье 28 июня (День Конституции Украины) — на понедельник 29 июня.10
10 Нормы рабочего времени на 2020 год опубликованы в этом номере.
Новшества в «трудовой» статистической отчетности
Государственная служба статистики Украины приказом от 31.07.2019 г. № 259 обновила форму государственного статистического наблюдения № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде». Эта обновленная форма вводится в действие, начиная с отчета за I квартал 2019 года, и представляется не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). Ее должны представлять юридические лица и их обособленные подразделения. Еще действующая форма № 1-ПВ (квартальная) «Отчет о труде», утвержденная приказом Госстата от 06.07.2018 г. № 134, утрачивает силу с 01.02.2020 г.
Страховые выплаты работникам в 2020 году
Поскольку минимальная заработная плата в 2020 году составляет 4723 грн., а максимальная величина базы начисления ЕСВ, равная 15 размерам минимальной заработной платы, составляет 70 845 грн. (4723 грн. х 15), рассмотрим ограничения в предоставлении страховых выплат (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам) работникам в 2020 году с учетом указанных показателей (см. таблицу).
Ограничения при начислении страховых выплат в 2020 году
Месяцы, в которых наступил страховой случай (начались временная нетрудоспособность или отпуск в связи с беременностью и родами) |
|
Январь | Февраль – Декабрь |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 1 | |
2056,34 грн. (62 595 грн. : 30,44) | 2327,37 грн. (70 845 грн. : 30,44) |
Максимальная сумма пособия в расчете на месяц 2 | |
62 595 грн. | 70 845 грн. |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по временной нетрудоспособности, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, и минимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам 3 |
|
155,16 грн. (4723 грн. : 30,44) | |
Максимальная среднедневная заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев за последние 12 месяцев 4 |
|
310,32 грн. (4723 грн. х 2 : 30,44) |
Исчисляется путем деления максимальной величины базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266), ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV; далее — Закон № 1105).
2 Соответствует максимальной величине базы начисления ЕСВ в последнем месяце расчетного периода (месяце, предшествующем месяцу наступления страхового случая) (ч. 2 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105, п. 2, п. 4 Порядка № 1266).
3 Исчисляется путем деления размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 1 ч. 4 ст. 19, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).
4 Исчисляется путем деления двукратного размера минимальной заработной платы, установленной в месяце наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44) (п. 5, 29 Порядка № 1266, п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).