КАБМИН ПРОДЛИЛ КАРАНТИН ДО 31 АВГУСТА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОГО РЕГИОНАМ ПРИСВАИВАЕТСЯ УРОВЕНЬ ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ ДЛЯ ГРАЖДАН И СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Этим документом (далее — Постановление № 641), вступившим в силу 1 августа 2020 года, Кабмин в очередной раз продлил карантин, а также внес изменения в некоторые свои постановления. Но уже и в Постановление № 641 внесены изменения постановлением Кабинета Министров Украины от 12.08.2020 г. № 712.
В пункте 1 Постановления № 641 определено, что во всех регионах Украины с 1 до 31 августа 2020 года установлен карантин с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 (далее — COVID-19).
Согласно пунктам 2 и 3 Постановления № 641 в зависимости от эпидемической ситуации в регионе или районе или городе областного значения (далее — отдельные административно-территориальные единицы региона; ОАТЕР) устанавливается «зеленый», «желтый», «оранжевый» или «красный» уровень эпидемической опасности распространения COVID-19 (далее — уровень эпидемической опасности; УЭО). УЭО устанавливается по результатам оценки эпидемических показателей и определяется решением Государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (далее — Госкомиссия), которое размещается на сайте Кабинета Министров Украины.
«Желтый», «оранжевый» или «красный» УЭО устанавливается на территории региона, в котором имеется значительное распространение COVID-19. Госкомиссия один раз в 7 дней принимает решение об установлении на территории региона или ОАТЕР «желтого», «оранжевого» или «красного» УЭО. Решение об ослаблении указанных УЭО не может быть пересмотрено ранее, чем через 14 дней со дня установления такого УЭО. Региону, по которому отсутствует решение Госкомиссии об установлении УЭО, присваивается «зеленый» УЭО (п.п. 4, 6 Постановления № 641).
В пунктах 11–15 Постановления № 641 для каждого УЭО, в том числе «зеленого», установлены ограничения (запреты) для граждан и деятельности субъектов хозяйствования.
В соответствии с пунктом 37 Постановления № 641 на период действия карантина временно разрешается, в частности, привлечение к работе без прохождения предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, работа которых связана с обеспечением безопасности движения и обслуживанием железнодорожного транспорта, предприятий межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта, работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения, определенных в перечне профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2001 г. № 559.
Пунктом 39 Постановления № 641 рекомендовано органам исполнительной власти, другим государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности обеспечить на период действия карантина с целью ограничения скопления граждан в транспорте и на пути следования на работу/с работы применение по возможности гибкого режима рабочего времени (предусматривает разное время начала и окончания работы для различных категорий работников), дистанционной (надомной) работы.
Кроме того, пунктом 40 Постановления № 641 рекомендовано субъектам хозяйствования на период действия карантина внести (в случае необходимости) изменения в режимы их работы с целью установления начала работы в 9, 10 или более позднее время. В частности, установить начало работы в 10 или более позднее время для субъектов хозяйствования, которые осуществляют свою деятельность в следующих видах экономической деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; почтовая и курьерская деятельность; временное размещение и организация питания; страховая деятельность; образование; оказание социальной помощи; искусство, спорт, развлечения и отдых.
В связи с продлением карантина до 31 августа до этой даты продлено также действие моратория на проведение проверок и наложение штрафных санкций на работодателей за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса, налога на доходы физических лиц и военного сбора, за непредставление или несвоевременное представление Отчета о ЕСВ и Налогового расчета ф. № 1ДФ.
Детально о нормах документа — на сайте.
ВНЕСЕНЫ ОЧЕРЕДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОСОБИЯ ПО ЧАСТИЧНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕ НА ПЕРИОД КАРАНТИНА, КОТОРЫМИ РАСШИРЕН ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ЭТОГО ПОСОБИЯ
Этим документом (далее — Постановление № 600), вступившим в силу 16 июля 2020 года, внесены очередные изменения в Порядок предоставления и возврата денежных средств, направленных на финансирование пособия по частичной безработице на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22.04.2020 г. № 306 (далее — Порядок № 306).
Напомним, что согласно части 1 статьи 47-1 Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости) и пункту 5 Порядка № 306 сумма пособия по частичной безработице на период карантина (далее — ПЧБПК) предоставляется работодателям, в том числе физическим лицам – предпринимателям, являющимся застрахованными лицами (далее — ФЛП), из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на срок остановки (сокращения) деятельности, а также в течение 30 календарных дней после завершения карантина.
Главным новшеством является изложение в новой редакции пункта 3 Порядка № 306, которым теперь установлено следующее:
«3. Пособие по частичной безработице на период карантина предоставляется центром занятости застрахованным лицам, в том числе работникам, с которыми работодателем оформлены трудовые отношения, в том числе тем, которые в период карантина, а также в течение 30 календарных дней после завершения карантина получают оплату времени простоя в соответствии со статьей 113 Кодекса законов о труде Украины (кроме периода освоения нового производства (продукции), находятся в отпуске без сохранения заработной платы в соответствии с пунктом 3-1 части первой статьи 25 и статьей 26 Закона Украины «Об отпусках» (кроме лиц, получающих пенсию), в случае утраты ими части заработной платы или дохода вследствие вынужденного сокращения предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) деятельности по обращению работодателя или физического лица – предпринимателя, являющегося застрахованным лицом, для его выплаты работникам, с которыми не прекращены трудовые отношения, или физическому лицу – предпринимателю, который является застрахованным лицом (кроме лиц, получающих пенсию) и не получает пособие по частичной безработице на период карантина как работник.»
Одновременно исключен абзац второй пункта 20 Порядка № 306, которым было установлено, что ПЧБПК не предоставляется работникам, которые получают оплату времени простоя, а также при освоении нового производства (продукции) в соответствии со статьей 113 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).
Таким образом, если раньше ПЧБПК предоставлялось работникам, которым в период карантина было установлено неполное рабочее время, то с 16 июля 2020 года право на получение ПЧБПК получили также работники, для которых во время карантина был введен простой с начислением оплаты за время простоя (в размере не ниже 2/3 тарифной ставки или в размере среднего заработка — ст. 113 КЗоТ), и работники, которым был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на период карантина (п. 3-1 ст. 25, ст. 26 Закона Украины «Об отпусках»).
Но проблема в том, что осталась без изменения норма части 7 статьи 47-1 Закона о занятости и пункта 8 Порядка № 306, согласно которой работодатель или ФЛП может обратиться за получением ПЧБПК в течение 90 календарных дней со дня остановки (сокращения) производства. То есть, если этот срок превышен (например, согласно приказу руководителя предприятия на период карантина введен оплачиваемый простой для работников или им предоставлены отпуска без сохранения заработной платы с 18 марта или с 1 апреля 2020 года, а в центр занятости работодатель обратился в июле или августе 2020 года), то центры занятости имеют право отказать работодателям в предоставлении ПЧБПК для работников. Однако и в этой ситуации рекомендуем работодателям по возможности подавать необходимые документы в центр занятости для получения ПЧБПК.
Напомним, что согласно пунктам 2 и 4 Порядка № 306 ПЧБПК предоставляется работодателям для выплаты работникам в случае утраты ими части заработной платы, при этом оно выплачивается за каждый час, на который работнику сокращена предусмотренная законодательством продолжительность рабочего времени из расчета двух третей тарифной ставки (оклада), установленной работнику соответствующего разряда.
Таким образом, ПЧБПК предоставляется не работодателю (например, для компенсации его расходов на оплату простоя работника), а непосредственно работникам в случае утраты ими части заработной платы. Если же работодателем работнику за время простоя уже начислена и выплачена оплата простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) или в размере среднего заработка, что является обязанностью работодателя согласно статье 113 КЗоТ, то работник уже получил заработную плату в том же или большем размере, чем размер ПЧБПК, составляющий 2/3 часовой тарифной ставки за каждый неотработанный час, поэтому центр занятости может отказать в выплате такому работнику ПЧБПК за период оплаченного работодателем простоя.
Что касается работников, которым предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы на время карантина, то расчет суммы ПЧБПК осуществляется за каждый неотработанный час во время указанного отпуска из расчета 2/3 тарифной ставки (оклада).
Например, если работнику, которому установлены стандартная 40-часовая рабочая неделя (5 рабочих дней в неделю, 8 рабочих часов в день) и оклад — 6000 грн., на период карантина с 1 мая по 31 июля предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы согласно статье 26 Закона Украины «Об отпусках», то сумма ПЧБПК у него составит в каждом месяце пребывания в указанном отпуске (в мае, июне и июле) по 4000 грн. (6000 грн. х 2/3).
Из обновленного пункта 3 Порядка № 306 также следует, что теперь на ПЧБПК не имеют права ФЛП, получающие пенсию, а также ФЛП, получающие ПЧБПК как работники.
Кроме того, Постановление № 600 отредактировало приложения к Порядку № 306. Так, бывшие приложения 1 и 2 стали соответственно приложениями 4 и 5, а в новых приложениях 1 и 2 приведены формы сведений, которые предоставляются в центр занятости соответственно работодателем с отражением в таблице информации о каждом работнике, для которого получается ПЧБПК, и ФЛП с отражением информации о себе.
Детально о нормах документа — на сайте.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЕСВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ОТЧЕТ О ЕСВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НЕДОИМКИ ПО ЕСВ ТЕПЕРЬ МОГУТ ПОЛУЧАТЬ В СВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КАБИНЕТ
С 1 июля 2020 года вступили в силу нормы этого Закона, которыми внесены изменения в часть 4 статьи 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ).
Согласно новым абзацам первому – третьему части 4 статьи 25 Закона о ЕСВ налоговый орган в порядке, по форме и в сроки, установленные Министерством финансов Украины, направляет в бумажной и/или электронной форме плательщикам единого социального взноса (далее — ЕСВ) требование об уплате недоимки по ЕСВ.
Требование об уплате недоимки по ЕСВ, вынесенное по результатам документальной проверки или с целью взыскания недоимки по ЕСВ в случае его неуплаты плательщиком в определенные Законом о ЕСВ сроки, направляется (вручается) плательщику в порядке, определенном статьей 42 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ).
Напомним, что согласно пункту 42.4 статьи 42 НКУ налогоплательщики, которые представляют отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи в электронной форме.
Документ, направленный контролирующим органом в электронный кабинет, считается врученным налогоплательщику, если он сформирован с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах» и доступен в электронном кабинете.
Детально о нормах документа — на сайте.