В жизни любого работника может наступить ситуация, когда ему срочно нужны денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. Помочь работнику в этом случае может работодатель путем выплаты разовой материальной помощи. Кроме того, законодательством предусмотрена выплата помощи на оздоровление и материальной помощи на социально-бытовые нужды некоторым категориям работников. Также материальная помощь может предоставляться работникам, если это предусмотрено коллективным договором. Какие существуют виды материальной помощи? В каком порядке и в каких размерах она выплачивается? Как определяется сумма материальной помощи, исчисляемой из средней заработной платы? Каков порядок налогообложения материальной помощи?
Материальная помощь работникам
Если граждане, являющиеся работниками, испытывают временные финасовые трудности, то помочь их решить может работодатель, выплатив работнику, кроме честно заработанных им денежных средств в виде заработной платы, материальную помощь.
Главный законодательный «трудовой» документ — Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), а также главный «зарплатный» документ — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) не содержат норм о необходимости выплаты работодателями всем или большинству работников материальной помощи. Единственное исключение сделано для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей с инвалидностью, которым согласно статье 185 КЗоТ работодатель должен в случае необходимости предоставлять материальную помощь. К сожалению, о каких именно случаях идет речь и в какой сумме должна предоставляться материальная помощь указанным женщинам ни КЗоТ, ни другие нормативно-правовые акты не определяют.
В то же время статьей 9-1 КЗоТ определено, что предприятия, учреждения, организации (далее — предприятия) в пределах своих полномочий и за счет собственных денежных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Кроме того, в соответствии со статьей 13 КЗоТ и статьей 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII (далее — Закон о колдоговорах) в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности, установлению гарантий, компенсаций, льгот, обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников. При этом коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Таким образом, предприятия за счет собственных денежных средств могут выплачивать работникам материальную помощь, а в случаях, предусмотренных законодательством, о которых пойдет речь ниже, обязаны это делать.
Виды материальной помощи
Исходя из норм законодательства и сложившейся практики выплаты материальной помощи работникам, можно сделать вывод, что существует несколько ее видов в зависимости от критериев предоставления (см. таблицу).
Виды материальной помощи и их характеристика
Виды материальной помощи | Краткая характеристика |
Периодичность предоставления | |
Систематическая | Предоставляется регулярно один раз за определенный период времени (как правило, один раз в год). Законодательством предусмотрена выплата отдельным категориям работников при предоставлении ежегодного отпуска. |
Единовременная | Предоставляется нерегулярно при наличии финансовых возможностей (как правило, один раз в несколько лет) или при наступлении определенных событий у работника, влекущих финансовые расходы (например, при необходимости лечения в учреждении здравоохранения) |
Обязательность предоставления | |
Обязательная | Предусмотрена законодательством или коллективным договором и не зависит от финансового состояния предприятия |
Необязательная | Выплачивается в отдельных случаях по решению руководителя при наличии финансовых возможностей |
Количество (категории) работников, которым предоставляется | |
Всем или большинству работников | Категории работников определены законодательством или коллективным договором |
Отдельным работникам | Выплачивается только отдельной категории работников, определенной коллективным договором (руководителям разных уровней), или отдельным работникам (на основании их заявления) по решению руководителя |
Направления использования | |
Целевая | Предоставляется на конкретные цели (например, на лечение, оздоровление, погребение) |
Нецелевая | Используется работником по собственному усмотрению |
Размер и порядок исчисления | |
В зависимости от уровня заработной платы | Предоставляется в размере должностного оклада (его части) или среднемесячного заработка (его части) |
В зависимости от потребностей | Предоставляется в размере, указанном в заявлении работника (например, в размере стоимости лечения или медицинского обслуживания работника или члена его семьи, подтвержденной счетом учреждения здравоохранения) |
Форма выплаты (предоставления) | |
Денежная | Выплачивается работнику из кассы предприятия или перечисляется на его счет в банке |
Натуральная | Предоставляется в неденежной форме (например, в виде оплаты услуг по лечению или медицинскому обслуживанию, предоставляемых учреждением здравоохранения, которому предприятие напрямую перечисляет денежные средства) |
Фонд оплаты труда (ФОТ) | |
Включаемая в ФОТ | Относится к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5) |
Не включаемая в ФОТ | Не включается в ФОТ согласно Инструкции № 5 |
Выплата материальной помощи на хозрасчетных предприятиях
Условия введения и размеры различных выплат работникам хозрасчетные предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона об оплате труда).
Таким образом, если хозрасчетное предприятие планирует предоставлять всем или большинству своих работников систематическую материальную помощь, то условия, размер и порядок ее выплаты устанавливаются в коллективном договоре.
Если коллективный договор на предприятии не заключен, то все аспекты предоставления такой помощи можно оговорить в локальном документе предприятия, согласованном с представителями трудового коллектива, например, в Положении о социальном обеспечении или Положении о материальной помощи, утвержденном приказом руководителя предприятия.
Если хозрасчетное предприятие планирует предоставлять всем или большинству работников систематическую материальную помощь, то условия, размер и порядок ее выплаты устанавливаются в коллективном договоре
Если предприятие не планирует предоставлять всем или большинству своих работников систематическую материальную помощь, но готово выплачивать в отдельных случаях особо нуждающимся работникам разовую материальную помощь по решению руководителя, то это также целесообразно прописать в коллективном договоре (Положении о социальном обеспечении).
Чаще всего хозрасчетными предприятиями в коллективном договоре предусматривается выплата материальной помощи на оздоровление всем работникам предприятия или отдельным категориям работников (например, руководителям структурных подразделений и должностным лицам, относящимся к руководству предприятия).Обычно помощь на оздоровление предоставляется в размере должностного оклада или в процентах от него (например, в размере 50% оклада). В то же время указанная помощь может предоставляться и в размере среднемесячной заработной платы или в процентах от нее.
Как правило, материальная помощь на оздоровление выплачивается работникам перед предоставлением ежегодного основного отпуска вместе с отпускными (в том числе если работник еще не отработал 6 месяцев на этом предприятии после принятия на работу).1
Если отпуск работнику предоставляется частями, то хозрасчетные предприятия долж- ны предусмотреть в коллективном договоре (локальном документе) порядок выплаты помощи на оздоровление: разово (всей суммой) при предоставлении одной из частей ежегодного отпуска (обычно большей) согласно заявлению работника или частями, например, пропорционально предоставляемым дням отпуска. Во втором случае необходимо оговорить порядок расчета суммы части помощи на оздоровление, если в течение года происходит изменение размера оклада работника (для случая, если помощь на оздоровление выплачивается в размере оклада или в процентах от него).
Во избежание недоразумений с работниками в коллективном договоре (локальном документе) необходимо также оговорить порядок определения размера материальной помощи на оздоровление, предоставляемой к ежегодному отпуску, если такая помощь выплачивается в одном месяце, а отпуск предоставляется в начале следующего месяца. Обычно указывается, что материальная помощь на оздоровление, выплачиваемая к отпуску, предоставляется в размере должностного оклада (его части), установленного на момент предоставления (первый день) ежегодного отпуска. В этом случае если отпуск предоставляется работнику, например, с 1 июля, а материальная помощь на оздоровление в размере должностного оклада вместе с отпускными выплачивается ему накануне — 27 июня, и на предприятии с 1 июля повышаются должностные оклады всех работников, то указанная материальная помощь должна быть выплачена в размере должностного оклада, действующего с 1 июля, поскольку начало отпуска приходится на июль.
Если коллективный договор на предприятии не заключен, порядок предоставления систематической материальной помощи всем или большинству работников отражается в локальном документе предприятия, утвержденном приказом руководителя
Если хозрасчетное предприятие планирует выплачивать работникам материальную помощь на оздоровление именно к ежегодному основному отпуску, то в коллективном договоре (локальном документе) следует оговорить, что событием, с которым связано предоставление указанной помощи, является ежегодный основной отпуск, а не конкретный рабочий или календарный год. В этом случае если работник по каким-либо причинам не использует такой отпуск за рабочий год и, соответственно, не получит материальную помощь на оздоровление к этому отпуску, то при предоставлении ему такого неиспользованного отпуска в следующем рабочем году (следующих рабочих годах), он не утратит свое право на получение материальной помощи на оздоровление к такому отпуску, предоставляемому за прошедший рабочий год, а также будет иметь право на получение указанной помощи при предоставлении ежегодного основногоотпуска за текущий рабочий год.
Например, если работник не использовал ежегодный основной отпуск за рабочий год с 5 апреля 2018 года по 4 апреля 2019 года, а использует его в июне 2019 года, а также пожелает использовать в июле 2019 года ежегодный основной отпуск за рабочий год с 5 апреля 2019 года по 4 апреля 2020 года (т. е. будет использовано подряд два ежегодных основных отпуска за два рабочих года), то материальную помощь на оздоровление предприятие должно выплатить к отпуску, используемому в июне 2019 года, за прошедший рабочий год, и к отпуску, используемому работником в июле 2019 года, за текущий рабочий год.
В то же время хозрасчетные предприятия в коллективном договоре (локальном документе) могут установить, что материальная помощь на оздоровление выплачивается в любое время календарного года (т. е. не обязательно при предоставлении ежегодного основного отпуска) на основании заявления работника, а в случае ее неполучения в прошедшем календарном году по вине работника (например, им не подавалось заявление о выплате материальной помощи на оздоровление) на следующий год она не переносится или может быть выплачена в следующем году при наличии финансовой возможности (не исключена ситуация, когда в прошедшем календарном году у предприятия была возможность выплатить работнику материальную помощь на оздоровление, а в текущем году из-за финансовых трудностей такой возможности нет).
Кроме того, можно определить, что материальная помощь на оздоровление, выплачиваемая к отпуску, предоставляется в размере должностного оклада (его части), установленного на момент ее выплаты, а не на момент предоставления (первый день) ежегодного основного отпуска.
Кроме выплаты материальной помощи на оздоровление, хозрасчетное предприятие, исходя из своих финансовых возможностей, может выплачивать отдельным работникам на основании их заявления разовую материальную помощь в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, на оздоровление детей, погребение. Кроме того, возможна разовая или систематическая (например, ежегодная) выплата предприятием материальной помощи работникам, у которых родился ребенок, или которые выходят на пенсию,имеют несовершеннолетних детей и/или ребенка-инвалида, находятся в отпуске по уходу за ребенком, для оплаты обучения в вузе и т. п.
Вышеперечисленные виды материальной помощи чаще всего являются нецелевой выплатой, когда работодатель не отслеживает, на что работник потратил предоставленные ему денежные средства. В то же время предприятие может предоставить работнику и целевую материальную помощь, например, на лечение, оплатив учреждению здравоохранения стоимость лечения (медицинского обслуживания) работника (его родственников) на основании предоставленного счета (счетов), или на обучение, заплатив непосредственно учебному заведению за обучение работника (его ребенка).
Что касается предельных размеров материальной помощи, то хозрасчетными предприятиями такая помощь может предоставляться работникам в любой сумме и зависит только от финансовых возможностей предприятия.
Если предоставление материальной помощи работникам предусмотрено в коллективном договоре как обязательная выплата, но работодатель ее не предоставляет, то это является нарушением положений коллективного договора
Если предоставление материальной помощи работникам предусмотрено в коллективном договоре как обязательная выплата, но работодатель ее по каким-то причинам не предоставляет, то это является нарушением положений коллективного договора.
Статьей 18 Закона о колдоговорах установлено, что на лиц, представляющих работодателя и по вине которых нарушены или не выполнены обязательства по коллективному договору, налагается штраф до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. до 1700 грн.), и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности.
По требованию профсоюзов, другого уполномоченного трудовым коллективом органа работодатель обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства по коллективному договору.
Выплата материальной помощи работникам в бюджетной сфере
Условия и порядок выплаты, а также размер материальной помощи, в частности на оздоровление и на социально-бытовые нужды, в учреждениях и организациях, которые содержатся за счет бюджетных денежных средств (далее — бюджетные учреждения), установлены законами Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины.
В бюджетной сфере законодательством предусмотрена как обязательная выплата помощи на оздоровление отдельным категориям работников при предоставлении им ежегодного отпуска, так и выплата указанной помощи, а также материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов при наличии финансовых возможностей.
Так, согласно статье 57 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе) государственным служащим (далее — госслужащие) предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 54 Закона о госслужбе госслужащим может предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, порядок предоставления и размер которой определяется Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение этой нормы постановлением Кабинета Министров Украины от 08.08.2016 г. № 500 утвержден Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов (далее — Порядок № 500). Согласно этому Порядку госслужащим материальная помощь может предоставляться один раз на год в размере среднемесячной заработной платы на основании личного заявления. Решение о предоставлении материальной помощи госслужащим принимается руководителем государственной службы в государственном органе в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Решение о предоставлении руководителю госслужбы в госоргане и его заместителям материальной помощи принимается руководителем соответствующего госоргана по согласованию с соответствующим органом высшего уровня (в случае наличия такого органа). Госслужащим, переведенным из одного госоргана в другой, материальная помощь предоставляется при условии, что они не получали ее по предыдущему месту работы в году, в котором были переведены.
Порядок выплаты материальной помощи хозрасчетные предприятия устанавливают в коллективном договоре, а при его отсутствии — влокальном документе предприятия, утвержденном приказом руководителя
Согласно подпункту 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — Постановление № 268), подпункту 3 пункта 3, пункту 4 Условий оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах и подпункту 3 пункта 3, пункту 4 Условий оплаты труда работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2017 г. № 15 (далее — Постановление № 15), руководителям государственных органов, на которые распространяется действие указанных документов, предоставлено право в пределах утвержденного ФОТ выплачивать работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника. При этом размер помощи на оздоровление к ежегодному отпуску не должен превышать среднемесячную заработную плату, а фактический размер материальной помощидля решения социально-бытовых вопросов работникам органов, на которые распространяется действие Постановления № 268 и Постановления № 15, определяется руководителями этих органов исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника, и финансовых возможностей таких госорганов.
Обращаем внимание, что в статье 57 Закона о госслужбе и подпункте 3 пункта 2 Постановления № 268 речь идет об одной и той же помощи на оздоровление, выплата которой в размере среднемесячной заработной платы обязательна один раз в год при предоставлении ежегодного отпуска.То есть, поскольку госслужащий имеет право на получение ежегодного отпуска за соответствующий рабочий год, то ему при предоставлении такого отпуска один раз в календарный год выплачивается помощь на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы.
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы в письме от 02.11.2011 г. № 7183/12-11 разъяснило, что у госслужащих, которые отработали менее одного года, право на получение помощи на оздоровление в полном объеме возникает после окончания 6 месяцев непрерывной работы в соответствующем государственном органе, т. е. после окончания срока работы, дающего право работнику на ежегодный отпуск полной продолжительности в первый год работы согласно статье 79 КЗоТ и статье 10 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках). При этом, поскольку в соответствии со статьей 12 Закона об отпусках ежегодный отпуск по просьбе работника может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней, указанная материальная помощь в полном объеме предоставляется к основной непрерывной части ежегодного отпуска, которая должна составлять не менее 14 календарных дней. Что касается выплаты госслужащим материальной помощидля решения социально-бытовых вопросов и помощи на оздоровление в период действия дисциплинарного взыскания, то поскольку указанные виды помощи не относятся к поощрительным выплатам, в период действия дисциплинарного взыскания выплата первой из них возможна, а выплата помощи на оздоровление обязательна при предоставлении ежегодного отпуска.
В случае деления ежегодного основного отпуска на части, например по 15 календарных дней или по 14 и 16 календарных дней, помощь на оздоровление выплачивается один раз в год при предоставлении любой из таких частей ежегодного отпуска согласно заявлению работника (о желании получить помощь на оздоровление к конкретной части отпуска работник должен указать в соответсвующем заявлении, в том числе может указать об этом в заявлении о предоставлении такой части отпуска). При этом если госслужащий не получил за предыдущий календарный год помощь на оздоровление (например, использовал в таком году только часть ежегодного основного отпуска, а вторую часть такого отпуска с выплатой помощи на оздоровление по каким-то причинам не использовал), то в текущем календарном году такая «просроченная» помощь на оздоровление может быть выплачена ему при предоставлении неиспользованной части отпуска только за счет экономии ФОТ, утвержденного на текущий календарный год (без ущемления прав других работников).5
Кроме госслужащих, помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада в обязательном порядке выплачивается должностным лицам местного самоуправления (ч. пятая ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III). При этом помощь на оздоровление, а также материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов на основании подпункта 3 пункта 2 Постановления № 268 при наличии денежных средств (в пределах установленного ФОТ) может выплачиваться должностным лицам местного самоуправления в размере, не превышающем среднемесячную заработную платуработника.
Обращаем внимание, что в статье 21 Закона № 2493 и подпункте 3 пункта 2 Постановления № 268 речь идет об одной и той же помощи на оздоровление, выплата которой в размере должностного оклада обязательна один раз в год при предоставлении ежегодного отпуска, а при наличии денежных средств (финансовых возможностей) — в размере среднемесячной заработной платы.
Госслужащим и должностным лицам местного самоуправления один раз в календарный год при предоставлении ежегодного отпуска выплачивается помощь на оздоровление в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы
Таким образом, госслужащие и должностные лица местного самоуправления, а также другие лица, указанные в Постановлении № 268, могут получить две помощи: обязательную помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска и при наличии финансовых возможностей материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов.
Если работник уже получил в текущем году помощь для решения социально-бытовых вопросов в соответствии с нормами Постановления № 268, то в случае его перевода на другое место работы указанная помощь во второй раз в текущем году (на новом месте работы) не выплачивается.
Что касается выплаты материальной помощи руководителям органов исполнительной власти и других госорганов, их заместителям, то она осуществляется в порядке и размере, установленных Постановлением № 268 и Порядком № 500, в пределах утвержденных расходов на оплату труда, а решение об указанной выплате принимается госорганом высшего уровня. Предоставление материальной помощи сельским, поселковым и городским председателям, председателям районных и районных в городах советов, их заместителям осуществляется в порядке и размере, установленных Постановлением № 268, в пределах утвержденных расходов на оплату труда, при этом решение об указанной выплате принимается соответствующим советом (п. 6 Постановления № 268).
Кроме вышеперечисленных категорий работников, помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки заработной платы) и материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов по решению руководителя учреждения в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) в год в пределах ФОТ, утвержденного для учреждения на соответствующий год, выплачивается:
- работникам государственных и коммунальных библиотек, занимающим должности, включенные в Перечень должностей работников государственных и коммунальных библиотек, которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек» от 22.01.2005 г. № 84 (п. 3 этого постановления);
- работникам государственных и коммунальных музеев, занимающим должности, включенные в Перечень должностей работников государственных и коммунальных музеев, которые осуществляют культурно-образовательную и научно-исследовательскую деятельность, связанную с комплектованием музейных собраний, экспозиционной, фондовой, издательской, реставрационной, памятноохранной работой, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации отдельных положений части второй статьи 28 Закона Украины «О музеях и музейном деле» от 22.01.2005 г. № 82 (п.п. 2 – 4 этого постановления, абз. восьмой и девятый ч. второй ст. 28 Закона Украины «О музеях и музейном деле» от 29.06.95 г. № 249/95-ВР);
- работникам государственных и коммунальных клубных учреждений, парков культуры и отдыха, центров (домов) народного творчества, центров культуры и досуга, других культурно-образовательных центров, занимающим должности, включенные в Перечень должностей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины «Вопросы выплаты работникам государственных и коммунальных клубных учреждений, парков культуры и отдыха, центров (домов) народного творчества, центров культуры и досуга, других культурно-образовательных центров доплаты за выслугу лет, помощи на оздоровление и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов» от 09.12.2015 г. № 1026 (пп. 2, 3 п. 2 этого постановления).
Помощь на оздоровление к ежегодному основному отпуску в размере должностного оклада в обязательном порядке выплачивается медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений)
Помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного основного отпуска в размере должностного оклада в обязательном порядке выплачивается медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений) (п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 г. № 524).
Работники, занимающие должности, включенные в Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 14.06.2000 г. № 963, имеют право на получение помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) в обязательном порядке по основному месту работы при предоставлении ежегодного отпуска (ч. 1 ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII, п. 1, 2 постановления Кабинета Министров Украины «О реализации отдельных положений части первой статьи 57 Закона Украины «Об образовании», части первой статьи 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании», части второй статьи 18 и части первой статьи 22 Закона Украины «О внешкольном образовании»» от 31.01.2001 г. № 78). Кроме этой помощи, указанные работники имеют право на получение материальной помощи в сумме не более чем один должностной оклад в год согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — Постановление № 1298).
Согласно пункту 4 Постановления № 1298 руководители местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, при которых созданы централизованные бухгалтерии, руководители бюджетных учреждений, заведений и организаций в пределах ФОТ, утвержденного в сметах доходов и расходов, имеют право предоставлять работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год (кроме материальной помощи на погребение).
Аналогичную норму содержат, в частности:
- пункт 3 приказа Министерства культуры и туризма Украины «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745;
- пункт 5.11 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства здравоохранения Украины от 05.10.2005 г. № 308/519;
- подпункт 5 пункта 4 приказа Министерства образования и науки «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.
Работникам бюджетных учреждений материальная помощь может быть выплачена только в случае, если это предусмотрено в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения, в размере не более чем один должностной оклад в год
Таким образом, работникам бюджетных учреждений, на которые распространяется действие Постановления № 1298, материальная помощь может быть выплачена один раз в год, если это предусмотрено всметах доходов и расходов бюджетного учреждения, при этом размер такой помощи не должен превышать должностного оклада иопределяется руководителями указанных учреждений исходя из финансовых возможностей.
Что касается ситуации, когда работник бюджетного учреждения (госоргана) получил материальную помощь в текущем году, но, не отработав полный текущий год, увольняется, то действующим законодательством не предусмотрен возврат денежных средств, выплаченных в качестве материальной помощи, в том числе на оздоровление, согласно Постановлению № 1298.
Также не предусмотрен возврат денежных средств, выплаченных в качестве помощи на оздоровление, в случае неиспользования полного ежегодного основного отпуска в связи с временной нетрудоспособностью и последующим увольнением.
Предоставление материальной помощи руководителям бюджетных учреждений, их заместителям осуществляется по решению вышестоящего органа в пределах имеющихся денежных средств на оплату труда (п. 4 Постановления № 1298).
Расчет суммы материальной помощи
Если работнику выплачивается материальная помощь на оздоровление к ежегодному отпуску в размере должностного оклада (его части), то сумма такой помощи должна быть равна размеру должностного оклада (его части), установленному работнику в месяце предоставления ежегодного отпуска (если коллективным договором хозрасчетного предприятия не предусмотрено иное).
Если работнику выплачивается материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере должностного оклада (его части), то сумма такой помощи должна быть равна размеру должностного оклада (его части), установленному работнику в месяце предоставления материальной помощи (если коллективным договором хозрасчетного предприятия не предусмотрено иное).
Если материальная помощь (помощь для оздоровления) выплачивается в размере среднемесячной заработной платы, то расчет суммы такой помощи осуществляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), если коллективным договором хозрасчетного предприятия не предусмотрено иное.
Если законодательством предусмотрена выплата материальной помощи в размере должностного оклада, то сумма такой помощи должна быть равна размеру должностного оклада в месяце предоставления помощи
Согласно пункту 2 Порядка № 100 среднемесячная заработная плата (кроме случаев исчисления средней заработной платы для оплаты отпусков) исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана соответсвующая выплата.
В нашем случае среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу предоставления материальной помощи, а если на хозрасчетном предприятии предусмотрена выплата материальной помощи на оздоровление к ежегодному отпуску в размере среднемесячной заработной платы, то — исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу предоставления отпуска (событием, в связи с которым начисляется материальная помощь на оздоровление, является ежегодный отпуск), если на хозрасчетном предприятии не предусмотрено иное.
Если в течение последних 2 календарных месяцев работник не работал, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие 2 месяца работы. Если и в течение этих 2 месяцев работник не отработал ни одного рабочего дня, средняя заработная плата исчисляется исходя из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада. Работникам, проработавшим на предприятии менее 2 календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время (абз. третий, четвертый п. 2 Порядка № 100).
Если работникам госорганов и органов местного самоуправления изменили структуру заработной платы с одновременным повышением должностных окладов в расчетном периоде или месяце предоставления материальной помощи, исчисление средней заработной платы осуществляется согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов, т. е. установленным в месяце предоставления материальной помощи (абз. восьмой п. 2 Порядка № 100).
Выплаты, которые учитываются во время исчисления средней заработной платы, определены в пункте 3 Порядка № 100. Это основная заработная плата, доплаты и надбавки, премии, которые имеют постоянный характер, индексация и т. п. Премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на заработную плату. Премии, выплачиваемые за квартал и более длительный промежуток времени, при исчислении средней заработной платы за последние 2 календарных месяца, в т. ч. для начисления материальной помощи (помощи на оздоровление), включаются в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде.15 Если количество рабочих дней в расчетном периоде отработано не полностью, премии, вознаграждения и прочие поощрительные выплаты при исчислении средней заработной платы за последние 2 календарных месяца, в т. ч. для начисления материальной помощи (помощи на оздоровление), учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.
В то же время следует учитывать, что конкретные условия начисления премий устанавливаются в Положении о премировании, и, как правило, им предусматривается, что премия начисляется пропорционально отработанному времени (за время отпуска, временной нетрудоспособности и т. п. премия обычно не начисляется). В случае, еслиначисление работнику месячной премииосуществляется в том же месяце, за работу в котором она начисляется (месяц расчетного периода), и эта премия исчисляется пропорционально отработанному в таком месяце времени, то такая премия включается в заработок в фактически начисленном размере. Если же премия в текущем месяце выплачивается за предыдущий месяц, а количество рабочих дней расчетного периода отработано не полностью, то такая премия при исчислении средней заработной платы за последние 2 календарных месяца (в т. ч. для начисления материальной помощи) учитывается пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.18
При исчислении средней заработной платы за последние 2 месяца не учитываются выплаты, указанные в пункте 4 Порядка № 100. К ним в основном относятся разовые выплаты (за выполнение отдельных поручений, компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь и т. п.).
К ним, в частности, относятся:
- выплаты за выполнение отдельных поручений (разового характера), не входящих в обязанности работника (за исключением доплат за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания или выполнение дополнительных объемов работ и выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, а также разности в должностных окладах, выплачиваемой работникам, которые выполняют обязанности временно отсутствующего руководителя предприятия или его структурного подразделения и не являются штатными заместителями);
- одноразовые выплаты (компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь и т. п.);
- компенсационные выплаты на командировку и перевод (суточные, оплата за проезд, расходы на наем жилья, подъемные, надбавки, выплачиваемые вместо суточных);
- стоимость бесплатно выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, моющих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания;
- выплаты, связанные с юбилейными датами, днем рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и др.;
- компенсация работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты.
Кроме того, не учитываются выплаты за время, в течение которого сохраняется средний заработок работника (за время командировки, ежегодного и дополнительного отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей и т. п.) и пособие в связи с временной нетрудоспособностью.17
В соответствии с пунктом 8 Порядка № 100 если средняя месячная заработная плата определена законодательством как расчетная величина для начисления помощи, она исчисляется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде.
Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней.
Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, установленному с соблюдением требований законодательства.
ПРИМЕР 1
Определение суммы материальной помощи, если она исчисляется из средней заработной платы, а в расчетном периоде один месяц отработан не полностью
Коллективным договором предприятия предусмотрено предоставление работникам материальной помощи на оздоровление к ежегодному отпуску в размере среднемесячной заработной платы. Одному из работников с 3 июня 2019 года предоставляется ежегодный отпуск полной продолжительности, поэтому предприятие начисляет ему указанную материальную помощь. Коллективным договором также определено, что событием, с которым связано предоставление материальной помощи на оздоровление, является ежегодный отпуск, и расчет средней заработной платы осуществляется согласно Порядку № 100, поэтому расчетным периодом для исчисления среднемесячной заработной платы являются последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу предоставления отпуска.
В расчетном периоде (апрель – май 2019 года) работник, которому установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, болел в период с 22 по 26 апреля, поэтому в апреле из 20 рабочих дней (далее — р. д.), предусмотренных графиком работы, отработал только 15 дней (далее — отраб. д.). В мае работник отработал все 22 рабочих дня, предусмотренных графиком работы.
Количество рабочих дней в расчетном периоде:
20 р. д. (апрель) + 22 р. д. (май) = 42 р. д.
Количество отработанных дней работником в расчетном периоде:
15 отраб. д. (апрель) + 22 отраб. д. (май) = 37 отраб. д.
Оклад работника — 6000 грн. Согласно Положению о премировании ежемесячная премия составляет 25% оклада, а квартальня премия — 50% оклада. Обе премии исчисляются пропорционально отработанному времени в отчетном периоде.
В расчетном периоде работнику были начислены:
— в апреле:
• заработная плата за отработанное время исходя из оклада в размере 4500 грн. (6000 грн. : 20 р. д. х 15 отраб. д.);
• производственная премия за апрель в размере 1125 грн. (6000 грн. х 25% : 20 р. д. х 15 отраб. д.);
• производственная премия за І квартал в размере 2606,56 грн. (6000 грн. х 50% : 61 р. д. х 53 отраб. д.);
• «больничные» в размере 986,37 грн. за 5 календарных дней болезни в апреле.
— в мае:
• заработная плата в размере 6000 грн.;
• производственная премия за май в размере 1500 грн. (6000 грн. х 25%).
«Больничные», начисленные в апреле, в расчете среднемесячной заработной платы не участвуют (абз. второй п. 4 Порядка № 100). Ежемесячные премии за апрель и май учитываются в фактически начисленном размере, поскольку начислены пропорционально отработанному времени в этих месяцах и в месяцах, за которые выплачиваются. Производственная премия за І квартал первоначально включается в расчет только в размере 2/3 начисленной суммы, поскольку она начислена за 3 месяца І квартала (январь – март 2019 года), а расчетный период включает только 2 месяца (апрель – май), т. е. в сумме 1737,71 грн. (2606,56 грн. х 2/3). Затем эта сумма учитывается пропорционально отработанному времени в расчетном периоде, т. е. в сумме:
1737,71 грн. : 42 р. д. х 37 отраб. д. = 1530,84 грн.
Сумма выплат, учитываемых в расчетном периоде при исчислении средней заработной платы для начисления материальной помощи:
4500 + 1125 + 1530,84 + 6000 + 1500 = 14 655,84 грн.
Среднедневная заработная плата:
14 655,84 грн. : 37 отраб. д. = 396,10 грн.
Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде согласно графику работы:
(20 р. д. + 22 р. д.) : 2 = 21 р. д.
Сумма материальной помощи:
396,10 грн. х 21 р. д. = 8318,10 грн.
ПРИМЕР 2
Определение суммы материальной помощи, если она исчисляется из средней заработной платы, а в расчетном периоде два месяца отработаны не полностью
Работнику хозрасчетного предприятия с 8 июля 2019 года предоставляется ежегодный основной отпуск. Перед отпуском работнику выплачивается помощь на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы, что предусмотрено коллективным договором предприятия. Оклад работника составляет 8000 грн.
В расчетном периоде (май – июнь 2019 года) работник болел в периоды с 13 по 24 мая и с 12 по 21 июня, поэтому отработал в мае 12 из 22 рабочих дней, в апреле — 11 из 18 рабочих дней по графику работы. Заработная плата работника в мае составила 4363,64 грн. (8000 грн. : 22 р. д. х 12 отраб. д.), в июне — 4888,89 грн. (8000 грн. : 18 р. д. х 11 отраб. д.). Кроме того, ему были начислены ежемесячные премии: в мае за работу в апреле, который был отработан полностью, в размере 2000 грн. (8000 грн. х 25%) и в июне за работу в мае пропорционально отработанному времени в размере 1090,91 грн. (8000 грн. х 25% : 22 р. д. х 12 отраб. д.). Ежемесячные премии начислены в текущем месяце за предыдущий месяц, поэтому учитываются в расчете пропорционально отработанному времени в расчетном периоде. «Больничные», начисленные работнику в мае и июне за дни болезни, не учитываются при исчислении средней заработной платы (абз. второй п. 4 Порядка № 100).
Поскольку работник из-за болезни в расчетном периоде отработал не все рабочие дни, предусмотренные графиком работы, определим сумму месячных премий, учитываемую при исчислении средней заработной платы для начисления помощи на оздоровление:
(2000 грн. + 1090,91 грн.) : (22 р. д. + 18 р. д.) х (12 отраб. д. + 11 отраб. д.) = 1777,27 грн.
Суммарная заработная плата в расчетном периоде, учитываемая в расчете:
4363,64 + 4888,89 + 1777,27 = 11 029,80 грн.
Среднедневная заработная плата:
11 029,80 грн. : (12 отраб. д. + 11 отраб. д.) = 479,56 грн.
Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде согласно графику работы:
(22 р. д. + 18 р. д.) : 2 = 20 р. д.
Сумма помощи на оздоровление:
479,56 грн. х 20 р. д. = 9591,20 грн.
__________________________________________________________________________
Корректировка заработной платы в расчетном периоде
при увеличении окладов на предприятии
Согласно пункту 10 Порядка № 100 если на предприятии, в учреждении, организации согласно актам законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах, состоялось повышение тарифных ставок и должностных окладов как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.
Следовательно, корректировка заработной платы осуществляется в двух случаях:
- при повышении тарифных ставок (окладов) во время сохранения средней заработной платы;
- при повышении тарифных ставок (окладов) в расчетном периоде.
Согласно действующему законодательству за работником сохраняется средняя заработная плата во время его пребывания в отпуске, вынужденном прогуле, при выполнении государственных и общественных обязанностей, освобождении работников-доноров от работы и т. п.
Материальная помощь, в т. ч. помощь на оздоровление, выплачиваемая в размере среднемесячной заработной платы, — это единовременная выплата, которая не является сохранением среднего заработка.
Корректировка средней заработной платы для начисления помощи на оздоровление осуществляется только тогда, когда в расчетном периоде состоялось повышение должностных окладов
Корректировка средней заработной платы для начисления материальной помощи, в т. ч. помощи на оздоровление, осуществляется только тогда, когда повышение должностных окладов состоялось в расчетном периоде (последние два месяца, предшествующие месяцу выплаты такой помощи).
Коэффициент корректировки заработной платы в расчетном периоде определяется путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленной работнику после повышения, на тарифную ставку (должностной оклад), которая была установлена ему до повышения.
На хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы и других выплат осуществляется с учетом их финансовых возможностей. То есть хозрасчетные предприятия в случае тяжелого финансового положения имеют право уменьшить коэффициент корректировки, но не освобождаются от корректировки.
Например, если на предприятии оклады повышены в 1,2 раза, но нет финансовой возможности провести корректировку средней заработной платы на коэффициент 1,2, топредприятие может соответствующим приказом установить коэффициент 1,15 или 1,1.
В случае уменьшения коэффициента корректировки необходимо издать приказ (распоряжение), который согласовывается с профсоюзным органом предприятия или другим органом, уполномоченным на представительство трудовым коллективом.
ПРИМЕР 3
Начисление помощи на оздоровление, если в расчетном периоде состоялось повышение окладов, и проводится корректировка заработной платы
Работнику хозрасчетного предприятия с 5 августа 2019 года предоставляется ежегодный основной отпуск. Коллективным договором предприятия предусмотрена выплата помощи на оздоровление перед ежегодным отпуском в размере среднемесячной заработной платы. В расчетном периоде (июнь – июль 2019 года) на предприятии состоялось повышение окладов всем работникам с 1 июля 2019 года на 20% или в 1,2 раза. Согласно приказу руководителя, согласованному с профсоюзным органом предприятия, корректировка заработной платы осуществляется на коэффициент корректировки, равный 1,15.
Заработная плата работника в расчетном периоде составляет: в июне — 5000 грн., в июле — 6000 грн. (5000 грн. х 1,2). В расчетном периоде работник отработал все рабочие дни согласно графику работы: в июне — 18 р. д., в июле — 23 р. д.
Откорректированная заработная плата работника в расчетном периоде:
5000 грн. х 1,15 (зарплата за июнь) + 6000 грн. (зарплата за июль) = 11 750 грн.
Среднедневная заработная плата:
11 750 грн. : (18 отраб. д. + 23 отраб. д.) = 286,59 грн.
Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде:
(18 р. д. + 23 р. д.) : 2 = 20,5 р. д.
Сумма помощи на оздоровление:
286,59 грн. х 20,5 р. д. = 5875,10 грн.
__________________________________________________________________________
Документальное оформление предоставления материальной помощи
Для получения материальной помощи работник должен подать работодателю соответствующее заявление, в котором необходимо указать основания для предоставления помощи (семейные обстоятельства, социально-бытовые нужды, оздоровление детей и т. п.), направление ее использования (если помощь целевого характера, например на лечение, обучение) и желаемый размер помощи (если он не установлен законодательством или коллективным договором).
В определенных случаях заявление можно не подавать (например, при выплате госслужащему предусмотренной законодательством помощи на оздоровление к ежегодному отпуску, который предоставляется полной продолжительности).
Выплата материальной помощи работнику осуществляется на основании поданного им заявления и приказа руководителя предприятия, в котором должна быть указана сумма такой помощи
Выплата работнику материальной помощи осуществляется на основании приказа руководителя, в котором должна быть указана сумма такой помощи и основание для ее выплаты (норма законодательства, коллективный договор, заявление работника).
Если помощь на оздоровление выплачивается при предоставлении ежегодного основного отпуска, то о необходимости ее выплаты можно указать в приказе о предоставлении отпуска.
Материальная помощь и заработная плата (ФОТ)
От того, включается или нет материальная помощь в заработную плату (ФОТ), зависит порядок ее налогообложения и отражения в учете, поэтому рассмотрим виды материальной помощи в контексте Закона об оплате труда и разработанной в соответствии с ним Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5).
Структура заработной платы определена статьей 2 Закона об оплате труда, согласно которой заработная плата имеет следующие составляющие: основную заработную плату; дополнительную заработную плату; прочие поощрительные и компенсационные выплаты. Анализ перечня выплат, включающихся в составляющие заработной платы, определенные в статье 2 Закона об оплате труда, позволяет сделать вывод, что ни один из видов материальной помощи не включается в состав основной и дополнительной заработной платы. в то же время в прочие поощрительные и компенсационные выплаты включаются выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм.
Таким образом, некоторые виды материальной помощи могут быть отнесены к заработной плате в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат.
Более детально структура заработной платы изложена в Инструкции № 5 (в тексте этого документа вместо термина «заработная плата» используется термин «фонд оплаты труда»). в Инструкции № 5 материальная помощь в зависимости от ее вида упоминается дважды: в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат ФОТ и в составе выплат, которые не относятся к ФОТ.
Так, согласно подпункту 2.3.3 Инструкции № 5 к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ (т. е. к заработной плате) относится материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставляется всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в пункте 3.31 Инструкции № 5, т. е. кроме материальной помощи единовременного характера, которая предоставляется отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение).
К прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ относится материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставляется всем или большинству работников
Департамент статистики труда Государственного комитета статистики Украины в письме от 23.02.2010 г. № 09/3-16/35 (далее — письмо Госкомстата № 09/3-16/35) разъяснил, что выплата указанной в подпункте 2.3.3 Инструкции № 5 материальной помощи (т. е. относящейся к ФОТ) должна быть предусмотрена действующим законодательством или коллективным договором предприятия. Основания, периодичность (систематичность) и размеры такой помощи также должны быть оговорены в коллективном договоре. Примером таких начислений может служить материальная помощь на оздоровление при предоставлении отпуска, осуществляемая раз в год.
Хотя Инструкция № 5 не конкретизирует, как часто должна выплачиваться материальная помощь, чтобы считать ее систематической, логичным будет вывод, что для отнесения к ФОТ она должна выплачиваться как минимум ежегодно. Кроме того, для отнесения материальной помощи к ФОТ необходимо, чтобы она была предусмотрена в коллективном договоре в разделе «Оплата труда» (т. е. не в разделе «Социальное обеспечение»), а при отсутствии коллективного договора — в Положении об оплате труда, утвержденном приказом руководителя предприятия.
Примерами предусмотренной законодательством материальной помощи, относящейся к ФОТ, являются вышерассмотренные помощь на оздоровление к ежегодному отпуску, предоставляемая один раз в год госслужащим, должностным лицам местного самоуправления, другим должностным лицам госорганов согласно Постановлению № 268 и Постановлению № 15, педагогическим и научно-педагогическим работникам, работникам государственных и коммунальных библиотек, работникам государственных и коммунальных музеев, работникам государственных и коммунальных клубных и аналогичных заведений,медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений), и материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, предоставляемая указанным лицам и работникам бюджетных учреждений согласно Постановлению № 1298.
Не относятся к ФОТ (заработной плате) следующие виды помощи:
- материальная помощь единовременного характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение (п. 3.31 Инструкции № 5);
- социальная помощь и выплаты за счет денежных средств предприятия, установленные коллективным договором: работникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, на рождение ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми (п. 3.4 Инструкции № 5);
- единовременная помощь работникам, которые выходят на пенсию согласно действующему законодательству и коллективным договорам, включая денежную помощь государственным служащим и научным работникам (п. 3.6 Инструкции № 5);
- оплата услуг по лечению работников, предоставленных учреждениями здравоохранения, кроме материальной помощи, которая имеет систематический характер и предоставляется всем или большинству работников (п. 3.30 Инструкции № 5);
- материальная и благотворительная помощь, выплаченная лицам, которые не находятся в трудовых отношениях с предприятием (п. 3.32 Инструкции № 5).
Возможность выплаты вышеперечисленных видов материальной помощи рекомендуем отражать в коллективном договоре предприятия в разделе «Социальное обеспечение».
Не относится к ФОТ материальная помощь единовременного характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение
Кроме вышеприведенной классификации видов материальной помощи, для целей ее включения в ФОТ на основании подпункта 2.3.3 Инструкции № 5 или не включения в ФОТ на основании пункта 3.31 Инструкции № 5 можно использовать еще и такой критерий классификации, как «предсказуемость выплаты» материальной помощи. Согласно этому критерию различают следующие два вида выплат:
- материальная помощь, выплата которой предусмотрена действующим законодательством или локальными документами предприятия, т. е. которая планируется — имеет определенную периодичность (систематичность) выплаты, установленный размер и прочие признаки и характеристики, которые подлежат планированию;
- материальная помощь, выплачиваемая предприятием незамедлительно в непредвиденных случаях (основанием для ее выплаты является заявление работника), т. е. когда необходимость и размер начисления такой помощи заранее неизвестны, поскольку обстоятельства, требующие финасовой помощи, возникают внезапно.
Именно первый вид материальной помощи должен включаться в ФОТ, а второй, соответственно, — нет (письмо Госкомстата № 09/3-16/35).
Пунктом 3.33 Инструкции № 5 предусмотрен еще один вид материальной помощи, не включаемой в ФОТ — материальная помощь как в денежной, так и натуральной форме независимо от ее размера, предоставляемая на основании решений Правительства Украины в связи со стихийным и экологическим бедствием, авариями и катастрофами местными органами государственной исполнительной власти, профсоюзами, благотворительными фондами и иностранными государствами.
Поскольку такую помощь выплачивает не работодатель, а уполномоченные органы государственной власти (фонды), то в этой статье на ней останавливаться не будем.
Обложение НДФЛ материальной помощи
Для целей обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) существует несколько видов материальной помощи.
1. Нецелевая систематическая помощь всем или большинству работников.
Если выплата материальной помощи имеет систематический характер и такая помощь предоставляется всем или большинству работников, например, помощь на оздоровление, при этом ее выплата предусмотрена законодательством или коллективным договором (Положением об оплате труда, утвержденным приказом руководителя предприятия, отраслевым (территориальным) соглашением, принятым согласно нормам трудового законодательства), то такая материальная помощь в целях обложения НДФЛ приравнивается к заработной плате и в ее составе вся сумма такой помощи включается в общий месячный налогооблагаемый доход работника на основании подпункта 164.2.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) и облагается НДФЛ по ставке 18% (п. 167.1 НКУ).
Вышеуказанная материальная помощь является той, которая согласно подпункту 2.3.3 Инструкции № 5 относится к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ, поэтому она облагается НДФЛ.
В месяце начисления сумма такой материальной помощи учитывается в составе заработной платы, поэтому может влиять на получение (неполучение) работником права на применение налоговой социальной льготы.
В Налоговом расчете ф. № 1ДФ сумма такой «зарплатной» материальной помощи отражается с признаком дохода «101».
2. Нецелевая разовая помощь отдельным работникам.
Если работодатель предоставляет отдельным работникам по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами нецелевую благотворительную (материальную) помощь, имеющую единовременный характер, например на социально-бытовые нужды, то ее налогообложение регулируется пунктом 170.7 НКУ.
Согласно абзацу третьему подпункта 170.7.1 НКУ нецелевой считается помощь, которая предоставляется без установления условий или направлений ее использования.
В соответствии с абзацем первым подпункта 170.7.3 НКУ не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами – юридическими или физическими лицами в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем суммы предельного размера дохода, дающего право на применение налоговой социальной льготы (в 2019 году — 2690 грн.). Сумма нецелевой благотворительной помощи, превышающая указанный размер, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налоплательщика согласно подпункту 164.2.20 НКУ в составе прочих доходов и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 18% (п. 167.1 НКУ).
Вышеуказанная нецелевая благотворительная помощь фактически является той материальной помощью единовременного характера, которая предоставляется предприятием отдельным работникам и не включается в ФОТ согласно пункту 3.31 Инструкции № 5.
Обращаем внимание, во избежание ошибочного налогообложения нецелевой благотворительной (единовременной) помощи необходимо учитывать суммы всех выплат такой помощи в течение года. Если работнику на протяжении 2019 года такую помощь предоставили, например, в феврале в размере 800 грн., и предоставят еще в августе в размере 1500 грн. и в ноябре в размере 1000 грн., то в ноябре совокупный размер указанной помощи за год превысит не облагаемый НДФЛ размер помощи (2690 грн.), поэтому из части этой помощи, предоставленной в ноябре, которая равна 610 грн. (800 + 1500 + 1000 – 2690), необходимо будет удержать НДФЛ.
В настоящее время, по мнению ГФСУ (База знаний «ЗIР», подкатегория 103.25), как не облагаемая НДФЛ, так и облагаемая НДФЛ нецелевая благотворительная помощь в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ отражается с единым признаком дохода «169».
Не облагаемаяНДФЛнецелевая благотворительная помощь в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ отражается с признаком дохода «169», а облагаемая НДФЛ — с признаком дохода «127».24
3. Целевая благотворительная помощь работникам на лечение.
Целевая благотворительная помощь предоставляется под определенные условия и направления ее расходования (абз. третий пп. 170.7.1 НКУ). Физическое лицо, получившее целевую благотворительную помощь, должно использовать ее по назначению и согласно условиям, определенным в документах, на основании которых она предоставлялась.
Перечень выплат, являющихся целевой благотворительной помощью, и условия их освобождения от обложения НДФЛ приведены в подпунктах 170.7.4 – 170.7.6 НКУ.
Подпунктом «а» пп. 170.7.4 НКУ определено, что не включается в налогооблагаемый доход целевая благотворительная помощь, предоставленная резидентами — юридическими и физическими лицами в любой сумме, заведению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению налогоплательщика или члена его семьи первой степени родства, инвалида, ребенка-инвалида или ребенка, у которого хотя бы один из родителей является инвалидом; ребенка-сироты, полусироты; ребенка из многодетной или малообеспеченной семьи; ребенка, родители которого лишены родительских прав, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов) в размерах, которые не компенсируются выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования, кроме расходов на:
- косметическое лечение или косметическую хирургию (включая косметическое протезирование, не связанное с медицинскими показаниями);
- водолечение и гелиотерапию, не связанные с хроническими заболеваниями;
- лечение и протезирование зубов с использованием драгоценных металлов, гальванопластики и фарфора;
- аборты (кроме абортов, которые проводятся по медицинским показаниям, или если беременность стала следствием изнасилования);
- операции по изменению пола;
- лечение венерических заболеваний (кроме СПИДа и венерических заболеваний, причиной которых стало неполовое заражение или изнасилование);
- лечение табачной или алкогольной зависимости;
- приобретение лекарств, медицинских средств и приспособлений, не включенных в перечень жизненно необходимых, утвержденный Кабинетом Министров Украины (в настоящее время перечень с таким названием не утвержден, что формально дает право не облагать НДФЛ приобретение любых лекарств, медицинских средств и приспособлений, однако ГФСУ и должностные лица ГФСУ указывает на необходимость применять в данном случае Национальный перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 г. № 333, в редакции постановления от 13.12.2017 г. № 1081).
До внедрения системы общеобязательного государственного социального медицинского страхования нормы подпункта «а» пп. 170.7.4 НКУ распространяются на общую сумму (стоимость) благотворительной помощи, полученной приобретателем на такие цели (с учетом вышеуказанных ограничений).
Следует учитывать, что при предоставлении целевой благотворительной помощи денежные средства работнику «на руки» не выдаются. Они перечисляются на расчетный счет учреждения здравоохранения на основании заявления работника, в котором указывается учреждение, где будет осуществляться лечение, и предоставленного таким учреждением счета (счетов).
При предоставлении целевой благотворительной помощи денежные средства работнику «на руки» не выдаются, а перечисляются на расчетный счет заведения здравоохранения на основании заявления работника и счета на оплату лечения
Получатель целевой благотворительной помощи в виде денежных средств имеет право на ее использование в течение срока, установленного условиями такой помощи, но не более 12 календарных месяцев, следующих за месяцем получения такой помощи, кроме помощи, предоставленной на лечение, право на использование которой составляет не более 24 календарных месяцев. Если такая помощь не используется ее получателем (работником) в течение указанного срока и не возвращается благотворителю (работодателю) до его окончания, то получатель помощи (работник) обязан включить неиспользованную сумму такой помощи в состав общего годового налогооблагаемого дохода и уплатить с нее НДФЛ (пп. 170.7.5 НКУ). Получатель целевой благотворительной помощи (работник) имеет право обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока использования такой целевой благотворительной помощи с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности ее полного использования в указанные сроки, а руководитель налогового органа вправе принять решение о таком продлении (пп. 170.7.6 НКУ).
Целевая благотворительная помощь в Налоговом расчете ф. № 1ДФ отражается с признаком дохода «169».
4. Помощь работникам на лечение и медицинское обслуживание.
На основании подпункта 165.1.19 НКУ не облагаются НДФЛ денежные средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются в качестве помощи на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщика (работника) или члена его семьи первой степени родства, ребенка, находящегося под опекой или попечительством налогоплательщика (работника), при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи (в случае предоставления денежных средств), в том числе, но не исключительно, для приобретения лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов, за счет денежных средств благотворительной организации или его работодателя, в том числе в части расходов работодателя на обязательный профилактический осмотр работника согласно Закону Украины «О защите населения от инфекционных болезней» и на вакцинацию работника, направленную на профилактику заболеваний в период угрозы эпидемий в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, которые компенсируются выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования (в настоящее время этот фонд не создан).
По мнению главного налогового органа, нормы подпункта 165.1.19 НКУ должны быть применены работодателем при наличии соответствующих подтверждающих документов, то есть по факту проведения лечения и медицинского обслуживания налогоплательщика (работника). При этом работодатели для подтверждения фактически проведенных ими расходов, связанных с лечением и медицинским обслуживанием работника (члена его семьи), должны иметь документы, позволяющие идентифицировать поставщика услуг (продавца товаров) и их получателя (покупателя) и подтверждающие объемы и стоимость услуг (товаров): договоры на медицинское обслуживание (обследование), акты предоставленных услуг, платежные и расчетные документы и т. п.
Документами, подтверждающими необходимость проведения лечения (медицинского обслуживания) работника, могут быть любые документы, предоставленные медицинскими учреждениями, подтверждающие необходимость проведения конкретного лечения (медицинского обслуживания) работника: справки, выписки из амбулаторных (медицинских) карт, рецепты и т. п.
Помощь на лечение и медицинское обслуживание работника, указанная в подпункте 165.1.19 НКУ, в Налоговом расчете ф. № 1ДФ отражается с признаком дохода «143».
5. Помощь на погребение.
Согласно подпункту 165.1.22 НКУ не облагаются НДФЛ денежные средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются в качестве помощи на погребение налогоплательщика:
- любым физическим лицом, благотворительной организацией, Пенсионным фондом Украины, соответствующими территориальными управлениями по вопросам труда и социальной защиты населения, фондами общеобязательного государственного социального страхования Украины или профессиональным союзом;
- работодателем такого умершего работника по его последнему месту работы (в том числе перед выходом на пенсию) в размере, не превышающем двойной размерсуммы, дающей право на применение налоговой социальной льготы. Сумма превышения при ее наличии подлежит налогообложению при ее начислении (выплате, предоставлении).
Таким образом, в 2019 году не облагается НДФЛ помощь на погребение налогоплательщика, предоставленная в размере, не превышающем 5380 грн. (2 х 2690 грн.). Превышение указанной суммы облагается НДФЛ. Если работодатель умершего налогоплательщика по его последнему месту работы выплачивает его родственникам (другим лицам, осуществляющим погребение) помощь на погребение, часть которой облагается НДФЛ (в 2019 году — часть помощи, превышающая 5380 грн.), то такая налогооблагаемая часть помощи на основании подпункта 164.2.20 НКУ как прочие доходы, не указанные в статье 165 НКУ, отражается в Налоговом расчете ф. № 1ДФ с признаком дохода «127». Не облагаемая НДФЛ помощь на погребение отражается в Налоговом расчете ф. № 1ДФ с признаком дохода «146».
Если помощь на погребение предоставляется родственникам умершего работника его последним работодателем в неденежной форме, то в целях налогообложения к ее сумме применяется «натуральный» коэффициент, установленный пунктом 164.5 НКУ.
ГНАУ и Федерация профессиональных союзов Украины в совместном письме от 16.02.2011 г. № 4284/7/17-0717, 3071/6/17-0715 и от 15.02.2011 г. № 58/01-16/330 разъяснили, что профсоюз может предоставить без налогообложения помощь на погребение налогоплательщика (денежными средствами или стоимостью имущества или услугами) в любом размере. При этом не имеет значения членство лица, которому будет предоставлена указанная помощь, в данном профсоюзе.
Уплата НДФЛ с налогооблагаемых видов материальной помощи осуществляется налоговым агентом в день выплаты материальной помощи (пп. 168.1.2 НКУ).
Обложение материальной помощи военным сбором
Все вышеизложенное по поводу обложения НДФЛ материальной помощи всех видов касается и военного сбора, поскольку согласно подпункту 1.2 пункта 16-1 подраздела 10 раздела ХХ НКУ объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные статьей 163 НКУ.
В статье 163 НКУ сказано, что объектом налогообложения резидента являются: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются НДФЛ при их начислении (выплате, предоставлении); иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.
Таким образом, все перечисленные выше виды (размеры) материальной помощи, которые облагаются НДФЛ, облагаются и военным сбором.
Начисленная сумма материальной помощи (помощи на оздоровление) независимо от того, облагается или нет она военным сбором, отражается в строке «Військовий збір» раздела ІІ Налогового расчета ф. № 1ДФ.
Материальная помощь и единый социальный взнос
Базой начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ) для работодателей в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI является, в частности, сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда».
Согласно подпункту 5 пункта 3 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 г. № 449 (в редакции приказа Минфина от 04.05.2018 г. № 469), при начислении ЕСВ определение видов выплат, которые относятся к основной, дополнительной заработной плате, прочим поощрительным и компенсационным выплатам, предусмотрено Инструкцией № 5.
Как отмечалось выше, в подпункте 2.3.3 Инструкции № 5 указана относящаяся к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ (т. е. к заработной плате) материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставляется всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием).
Если предприятие выплачивает работникам материальную помощь, которая имеет систематический характер, предоставляется всем или большинству работников согласно законодательству или коллективному договору, то она облагается ЕСВ
Следовательно, если предприятие выплачивает материальную помощь,имеющую систематический характер, всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием), которая предоставляется согласно нормативно-правовым актам или коллективному договору (как при условии подачи заявления работником, так и без него), то такая помощь, как составляющая заработной платы, облагается ЕСВ.
Материальная помощь, которая не включается в ФОТ согласно Инструкции № 5, а также указана в Перечне видов выплат, которые осуществляются за счет денежных средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.2010 г. № 1170 (далее — Перечень № 1170), не является базой начисления ЕСВ.
В частности, к не облагаемой ЕСВ материальной помощи относятся:
- материальная помощь единовременного (разового) характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение (п. 14 р. І Перечня № 1170, п. 3.31 Инструкции № 5). Указанная помощь не облагается ЕСВ независимо от того, сколько раз в год она выплачивается работнику по его заявлениям;
- социальная помощь и выплаты за счет денежных средств предприятия, установленные коллективным договором: работникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на рождение ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми (п. 1 р. І Перечня № 1170, п. 3.4 Инструкции № 5);
- единовременная помощь работникам, которые выходят на пенсию согласно действующему законодательству и коллективным договорам, включая денежную помощь государственным служащим и научным (научно-педагогическим) работникам, военнослужащим при увольнении с военной службы (п. 2 р. І Перечня № 1170, п. 3.6 Инструкции № 5);
- оплата услуг по лечению работников, предоставленных учреждениями здравоохранения (п. 13 р. ІІ Перечня № 1170, п. 3.30 Инструкции № 5);
- материальная и благотворительная помощь, выплаченная лицам, которые не состоят в трудовых отношениях с предприятием (п. 3.32 Инструкции № 5).
Обращаем внимание, что под не облагаемой ЕСВ материальной помощью, указанной в пункте 14 раздела І Перечня № 1170 и пункте 3.31 Инструкции № 5, имеется в виду материальная помощь единовременного характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам (по семейным обстоятельствам и т. д.), которая выплачивается в непредвиденных (экстренных) случаях, когда необходимость ее получения возникла внезапно, при условии подачи работником заявления, а ее размер определяется администрацией предприятия. При этом указанная помощь не облагается ЕСВ независимо от того, сколько раз в год она выплачивается работнику. Принадлежность материальной помощи к пункту 14 раздела I Перечня № 1170 подтверждается содержанием заявления работника или содержанием приказа, в которых указано основание для предоставления этой материальной помощи.
Бухгалтерский и налоговый учет материальной помощи
В настоящее время налоговый учет ведется по правилам, установленным для бухгалтерского учета, с учетом разниц для лиц, которые их применяют (пп. 134.1.1 НКУ).
Поскольку для материальной помощи НКУ не предусматривает разницы, суммы материальной помощи, которые включаются в расходы в бухгалтерском учете, автоматически попадают и в «налоговые» расходы.
В бухгалтерском учете материальная помощь включается в расходы в составе расходов операционной деятельности как расходы на оплату труда (п. 23 П(С)БУ 16 «Расходы»).
«Зарплатная» материальная помощь отражается на счете 661 «Расчеты по заработной плате» (Дт 949 Кт 661), а «незарплатная» — на счете 663 «Расчеты по прочим выплатам» (Дт 949 Кт 663).