В связи с продожающейся вооруженной агрессией против нашей страны многие работники остались без заработной платы, поскольку трудовой договор с ними приостановлен или им предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Помочь финансово таким работникам может работодатель путем выплаты разовой материальной помощи. Кроме того, законодательством предусмотрена выплата помощи на оздоровление и материальной помощи на социально-бытовые нужды некоторым категориям работников. Также материальная помощь может предоставляться работникам, если это предусмотрено коллективным договором. Какие существуют виды материальной помощи? В каком порядке и в каких размерах она выплачивается? Как определяется сумма материальной помощи, исчисляемой из средней заработной платы? Каков порядок налогообложения и отражения в отчетности материальной помощи?
Материальная помощь работникам
В текущее военное время хозяйственная деятельность многих субъектов хозяйствования ограничена или приостановлена, что привело к уменьшению размеров или приостановлению выплаты заработной платы работникам таких субъектов. Одной из возможностей финансово помочь работникам является предоставление им материальной помощи работодателем.
Главный «трудовой» документ — Кодекс законов о труде Украины (далее — КЗоТ), а также главный «зарплатный» документ — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) не содержат норм о необходимости выплаты работодателями всем или большинству работников материальной помощи. Единственное исключение сделано для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей с инвалидностью, которым согласно статье 185 КЗоТ работодатель должен в случае необходимости предоставлять материальную помощь. К сожалению, в каких случаях и в какой сумме должна предоставляться материальная помощь указанным женщинам, ни КЗоТ, ни другие нормативные акты не определяют.
В то же время статьей 9-1 КЗоТ определено, что предприятия, учреждения, организации (далее — предприятия) в пределах своих полномочий и за счет собственных денежных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Кроме того, в соответствии со статьей 13 КЗоТ и статьей 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 № 3356-XII (далее — Закон о колдоговорах) в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности, установлению гарантий, компенсаций, льгот, обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников. При этом коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Таким образом, предприятия за счет собственных денежных средств могут выплачивать работникам материальную помощь, а в случаях, предусмотренных законодательством, о которых пойдет речь ниже, обязаны это делать.
Виды материальной помощи
Исходя из норм законодательства и сложившейся практики выплаты материальной помощи работникам, можно сделать вывод, что существует несколько ее видов в зависимости от критериев предоставления (см. таблицу).
Виды материальной помощи и их характеристика
Виды материальной помощи |
Краткая характеристика |
Периодичность предоставления |
|
Систематическая |
Предоставляется регулярно один раз за определенный период времени (как правило, один раз в год). Законодательством предусмотрена выплата отдельным категориям работников при предоставлении ежегодного отпуска. |
Разовая |
Предоставляется нерегулярно при наличии финансовых возможностей (как правило, один раз в несколько лет) или при наступлении определенных событий у работника, влекущих финансовые расходы (например, при необходимости лечения в учреждении здравоохранения) |
Обязательность предоставления |
|
Обязательная |
Предусмотрена законодательством или коллективным договором и не зависит от финансового состояния предприятия |
Необязательная |
Выплачивается в отдельных случаях по решению руководителя при наличии финансовых возможностей |
Количество (категории) работников, которым предоставляется |
|
Всем или большинству работников |
Категории работников определены законодательством или коллективным договором |
Отдельным работникам |
Выплачивается только отдельной категории работников, определенной коллективным договором (руководителям разных уровней), или отдельным работникам (на основании их заявления) по решению руководителя |
Направления использования |
|
Целевая |
Предоставляется на конкретные цели (например, на лечение, оздоровление, погребение) |
Нецелевая |
Используется работником по собственному усмотрению |
Размер и порядок исчисления |
|
В зависимости от уровня заработной платы |
Предоставляется в размере должностного оклада (его части) или среднемесячного заработка (его части) |
В зависимости от потребностей |
Предоставляется в размере, указанном в заявлении работника (например, в размере стоимости лечения или медицинского обслуживания работника или члена его семьи, подтвержденной счетом учреждения здравоохранения) |
Форма выплаты (предоставления) |
|
Денежная |
Выплачивается работнику из кассы предприятия или перечисляется на его счет в банке |
Натуральная |
Предоставляется в неденежной форме (например, в виде оплаты услуг по лечению или медицинскому обслуживанию, предоставляемых учреждением здравоохранения, которому предприятие напрямую перечисляет денежные средства) |
Фонд оплаты труда (ФОТ) |
|
Включаемая в ФОТ |
Относится к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики от 13.01.2004 № 5 (далее — Инструкция № 5) |
Не включаемая в ФОТ |
Не включается в ФОТ согласно Инструкции № 5 |
Выплата материальной помощи на хозрасчетных предприятиях
Условия введения и размеры различных выплат работникам хозрасчетные предприятия устанавливают самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (территориальными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона об оплате труда).
Таким образом, если хозрасчетное предприятие планирует предоставлять всем или большинству своих работников систематическую материальную помощь, то условия, размер и порядок ее выплаты устанавливаются в коллективном договоре.
Если коллективный договор на предприятии не заключен, то все аспекты предоставления такой помощи можно оговорить в локальном документе предприятия, согласованном с представителями трудового коллектива, например, в Положении о социальном обеспечении или Положении о материальной помощи, утвержденном приказом руководителя предприятия.1
1 См. также письмо Минсоцполитики «Об условиях выплаты материальной помощи работникам хозрасчетных предприятий» от 21.07.2015 № 409/13/116-15 в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2016, стр. 109.
Если предприятие не планирует предоставлять всем или большинству своих работников систематическую материальную помощь, но готово выплачивать в отдельных случаях особо нуждающимся работникам разовую материальную помощь по решению руководителя, то это также целесообразно прописать в коллективном договоре (Положении о социальном обеспечении).
Чаще всего хозрасчетными предприятиями в коллективном договоре предусматривается выплата материальной помощи на оздоровление всем работникам предприятия или отдельным категориям работников (например, руководителям структурных подразделений и должностным лицам, относящимся к руководству предприятия). Обычно помощь на оздоровление предоставляется в размере должностного оклада или в процентах от него (например, в размере 50% оклада). В то же время указанная помощь может предоставляться и в размере среднемесячной заработной платы или в процентах от нее.
Как правило, материальная помощь на оздоровление выплачивается работникам перед предоставлением ежегодного основного отпуска вместе с отпускными (в том числе если работник еще не отработал 6 месяцев на этом предприятии после принятия на работу).1
Если отпуск работнику предоставляется частями2, то хозрасчетные предприятия должны предусмотреть в коллективном договоре (локальном документе) порядок выплаты помощи на оздоровление: разово (всей суммой) при предоставлении одной из частей ежегодного отпуска (обычно большей) согласно заявлению работника или частями, например, пропорционально предоставляемым дням отпуска. Во втором случае необходимо оговорить порядок расчета суммы части помощи на оздоровление, если в течение года происходит изменение размера оклада работника (для случая, если помощь на оздоровление выплачивается в размере оклада или в процентах от него).
2 Подробно о различных аспектах предоставления ежегодных отпусков, в том числе их делении на части, рассказано в статье «Порядок предоставления ежегодных отпусков» журнала «Все о труде и зарплате» № 3/2022, стр. 18.
Во избежание недоразумений с работниками в коллективном договоре (локальном документе) необходимо также оговорить порядок определения размера материальной помощи на оздоровление, предоставляемой к ежегодному отпуску, если такая помощь выплачивается в одном месяце, а отпуск предоставляется в начале следующего месяца. Обычно указывается, что материальная помощь на оздоровление, выплачиваемая к отпуску, предоставляется в размере должностного оклада (его части), установленного на момент предоставления (первый день) ежегодного отпуска. В этом случае если отпуск предоставляется работнику, например, с 1 сентября, а материальная помощь на оздоровление в размере должностного оклада вместе с отпускными выплачивается ему накануне — 30 августа, и на предприятии с 1 сентября повышаются должностные оклады всех работников, то указанная материальная помощь должна быть выплачена в размере должностного оклада, действующего с 1 сентября, поскольку начало (первый день) отпуска приходится на сентябрь.
Если хозрасчетное предприятие планирует выплачивать работникам материальную помощь на оздоровление именно к ежегодному основному отпуску, то в коллективном договоре (локальном документе) следует оговорить, что событием, с которым связано предоставление указанной помощи, является ежегодный основной отпуск, а не конкретный рабочий или календарный год. В этом случае если работник по каким-либо причинам не использует такой отпуск за рабочий год и, соответственно, не получит материальную помощь на оздоровление к этому отпуску, то при предоставлении ему такого неиспользованного отпуска в следующем рабочем году (следующих рабочих годах), он не утратит свое право на получение материальной помощи на оздоровление к такому отпуску, предоставляемому за прошедший рабочий год, а также будет иметь право на получение указанной помощи при предоставлении ежегодного основного отпуска за текущий рабочий год.
Например, если работник не использовал ежегодный основной отпуск за рабочий год с 5 апреля 2022 года по 4 апреля 2023 года, а использует его в августе 2023 года, а также пожелает использовать в сентябре 2023 года ежегодный основной отпуск за рабочий год с 5 апреля 2023 года по 4 апреля 2024 года (т. е. будет использовано подряд два ежегодных основных отпуска за два рабочих года), то материальную помощь на оздоровление предприятие должно выплатить к отпуску, используемому в августе 2023 года, за прошедший рабочий год и к отпуску, используемому работником в сентябре 2023 года, за текущий рабочий год.
В то же время хозрасчетные предприятия в коллективном договоре (локальном документе) могут установить, что материальная помощь на оздоровление выплачивается в любое время календарного года (т. е. не обязательно при предоставлении ежегодного основного отпуска) на основании заявления работника, а в случае ее неполучения в прошедшем календарном году по вине работника (например, им не подавалось заявление о выплате материальной помощи на оздоровление) на следующий год она не переносится или может быть выплачена в следующем году при наличии финансовой возможности (не исключена ситуация, когда в прошедшем календарном году у предприятия была возможность выплатить работнику материальную помощь на оздоровление, а в текущем году из-за финансовых трудностей такой возможности нет).
Также можно определить, что материальная помощь на оздоровление, выплачиваемая к отпуску, предоставляется в размере должностного оклада (его части), установленного на момент (день) ее выплаты, а не на момент предоставления (первый день) ежегодного основного отпуска.
Кроме выплаты материальной помощи на оздоровление, хозрасчетное предприятие, исходя из своих финансовых возможностей, может выплачивать отдельным работникам на основании их заявления разовую материальную помощь в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, на оздоровление детей, погребение. Кроме того, возможна разовая или систематическая (например, ежегодная) выплата предприятием материальной помощи работникам, у которых родился ребенок, или которые выходят на пенсию, имеют несовершеннолетних детей и/или ребенка-инвалида, находятся в отпуске по уходу за ребенком, для оплаты обучения в вузе и т. п.
Вышеперечисленные виды материальной помощи чаще всего являются нецелевой выплатой, когда работодатель не отслеживает, на что работник потратил предоставленные ему денежные средства. В то же время предприятие может предоставить работнику и целевую материальную помощь, например, на лечение (медицинское обслуживание), оплатив учреждению здравоохранения стоимость лечения (медицинского обслуживания) работника (его родственников) на основании предоставленного счета (счетов)3, или на обучение, заплатив непосредственно учебному заведению за обучение работника (его ребенка).
Что касается предельных размеров материальной помощи, то хозрасчетными предприятиями такая помощь может предоставляться работникам в любой сумме и зависит только от финансовых возможностей предприятия.4
3 Об оплате лечения работника предприятием подробно рассказано в статье «Лечение работников за счет работодателя» журнала «Все о труде и зарплате» № 11/2019, стр. 36.
4 Об обучении работника за счет предприятия детально идет речь в статье «Профессиональное обучение работников за счет работодателя» журнала «Все о труде и зарплате» № 10/2020, стр. 54.
Если предоставление материальной помощи работникам предусмотрено в коллективном договоре как обязательная выплата, но работодатель ее по каким-то причинам не предоставляет, то это является нарушением положений коллективного договора.
Статьей 18 Закона о колдоговорах установлено, что на лиц, представляющих работодателя и по вине которых нарушены или не выполнены обязательства по коллективному договору, налагается штраф до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. до 1700 грн.), и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности.
В то же время согласно статье 11 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136) на период военного положения действие отдельных положений коллективного договора (в том числе о выплате материальной помощи; — Авт.) может быть остановлено по инициативе работодателя.
Выплата материальной помощи работникам в бюджетной сфере
Условия и порядок выплаты, а также размер материальной помощи, в частности на оздоровление и на социально-бытовые нужды, в учреждениях и организациях, которые содержатся за счет бюджетных денежных средств (далее — бюджетные учреждения), установлены законами Украины и постановлениями Кабинета Министров Украины.
В бюджетной сфере законодательством предусмотрена как обязательная выплата помощи на оздоровление отдельным категориям работников при предоставлении им ежегодного отпуска, так и выплата указанной помощи, а также материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов при наличии финансовых возможностей.
Так, согласно статье 57 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе) государственным служащим (далее — госслужащие) предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 54 Закона о госслужбе госслужащим может предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, порядок предоставления и размер которой определяется Кабинетом Министров Украины.
Во исполнение этой нормы постановлением Кабинета Министров Украины от 08.08.2016 № 500 утвержден Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов. Согласно этому Порядку госслужащим материальная помощь может предоставляться один раз на год в размере среднемесячной заработной платы на основании личного заявления. Решение о предоставлении материальной помощи госслужащим принимается руководителем государственной службы в государственном органе в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Решение о предоставлении руководителю госслужбы в госоргане и его заместителям материальной помощи принимается руководителем соответствующего госоргана по согласованию с соответствующим органом высшего уровня (при наличии такого органа). Госслужащим, переведенным из одного госоргана в другой, материальная помощь предоставляется при условии, что они не получали ее по предыдущему месту работы в году, в котором были переведены.
Согласно подпункту 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 № 268 (далее — Постановление № 268), подпункту 3 пункта 3, пункту 4 Условий оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах и подпункту 3 пункта 3, пункту 4 Условий оплаты труда работников государственных органов, которые выполняют функции по обслуживанию …, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 24.12.2019 № 1112 (далее — Постановление № 1112), руководителям государственных органов, на которые распространяется действие указанных нормативных документов, предоставлено право в пределах утвержденного ФОТ выплачивать работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника, и помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника. При этом фактический размер материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов работникам органов, на которые распространяется действие Постановления № 268 и Постановления № 1112, определяется руководителями этих органов исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника, и финансовых возможностей таких госорганов.
Кроме госслужащих, помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада в обязательном порядке выплачивается также должностным лицам местного самоуправления (ч. пятая ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 № 2493-III). При этом помощь на оздоровление, а также материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов на основании подпункта 3 пункта 2 Постановления № 268 при наличии денежных средств (в пределах установленного ФОТ) может выплачиваться должностным лицам местного самоуправления в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника.
Кроме вышеперечисленных категорий работников, помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки заработной платы) и материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов по решению руководителя учреждения в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) в год в пределах ФОТ, утвержденного для учреждения на соответствующий год, выплачивается:
- работникам государственных и коммунальных библиотек, занимающим должности, включенные в Перечень должностей работников государственных и коммунальных библиотек, которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек» от 22.01.2005 № 84 (п. 3 этого постановления);
- работникам государственных и коммунальных музеев, занимающим должности, включенные в Перечень должностей работников государственных и коммунальных музеев, которые осуществляют культурно-образовательную и научно-исследовательскую деятельность, связанную с комплектованием музейных собраний, экспозиционной, фондовой, издательской, реставрационной, памятноохранной работой, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины «О реализации отдельных положений части второй статьи 28 Закона Украины «О музеях и музейном деле» от 22.01.2005 № 82 (п.п. 2 – 4 этого постановления, абз. восьмой и девятый ч. второй ст. 28 Закона Украины «О музеях и музейном деле» от 29.06.95 № 249/95-ВР);
- работникам государственных и коммунальных клубных учреждений, парков культуры и отдыха, центров (домов) народного творчества, центров культуры и досуга, других культурно-образовательных центров, занимающим должности, включенные в Перечень должностей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины «Вопросы выплаты работникам государственных и коммунальных клубных учреждений, парков культуры и отдыха, центров (домов) народного творчества, центров культуры и досуга, других культурно-образовательных центров доплаты за выслугу лет, помощи на оздоровление и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов» от 09.12.2015 № 1026 (пп. 2, 3 п. 2 этого постановления).
Помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного основного отпуска в размере должностного оклада выплачивается медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений) (п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 № 524).
Работники, занимающие должности, включенные в Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 14.06.2000 № 963, имеют право на получение помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) в обязательном порядке по основному месту работы при предоставлении ежегодного отпуска (ч. 1 ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 05.09.2017 № 2145-VIII, п. 1, 2 постановления Кабинета Министров Украины «О реализации отдельных положений части первой статьи 57 Закона Украины «Об образовании», части первой статьи 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании», части второй статьи 18 и части первой статьи 22 Закона Украины «О внешкольном образовании»» от 31.01.2001 № 78). Кроме этой помощи, указанные работники имеют право на получение материальной помощи в сумме не более чем один должностной оклад в год согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 № 1298 (далее — Постановление № 1298).
Согласно пункту 4 Постановления № 1298 руководители местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, при которых созданы централизованные бухгалтерии, руководители бюджетных учреждений, заведений и организаций в пределах ФОТ, утвержденного в сметах доходов и расходов, имеют право предоставлять работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более чем один должностной оклад в год (кроме материальной помощи на погребение).
Что касается ситуации, когда работник бюджетного учреждения (госоргана) получил материальную помощь в текущем году, но, не отработав полный текущий год, увольняется, то действующим законодательством не предусмотрен возврат материальной помощи, в том числе на оздоровление, согласно Постановлению № 1298.
Также не предусмотрен возврат работником денежных средств, выплаченных ему бюджетным учреждением (госорганом) в качестве помощи на оздоровление, в случае неиспользования полного ежегодного основного отпуска в связи с временной нетрудоспособностью и последующим увольнением.
Расчет суммы материальной помощи
Если работнику выплачивается материальная помощь на оздоровление к ежегодному отпуску в размере должностного оклада (его части), то сумма такой помощи должна быть равна размеру должностного оклада (его части), установленному работнику в месяце предоставления ежегодного отпуска (если коллективным договором хозрасчетного предприятия не предусмотрено иное).
Если работнику выплачивается материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере должностного оклада (его части), то сумма такой помощи должна быть равна размеру должностного оклада (его части), установленному работнику в месяце предоставления материальной помощи (если коллективным договором хозрасчетного предприятия не предусмотрено иное).
Если материальная помощь (помощь на оздоровление) выплачивается в размере среднемесячной заработной платы, то расчет суммы такой помощи осуществляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 № 100 (далее — Порядок № 100), если коллективным договором хозрасчетного предприятия не предусмотрено иное.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 Порядка № 100 средняя заработная плата (кроме случаев исчисления средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск) исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором происходит событие, с которым связана соответствующая выплата.
В нашем случае среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу предоставления материальной помощи, а если предусмотрена выплата материальной помощи на оздоровление к ежегодному отпуску в размере среднемесячной заработной платы, то последняя исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу предоставления отпуска (событием, в связи с которым начисляется материальная помощь на оздоровление, является ежегодный отпуск), если на хозрасчетном предприятии не предусмотрено иное.5
5 См. также письма Минтруда от 26.01.2009 № 70/13/84-09, от 21.08.2009 № 506/13/84-09 и от 04.08.2006 № 771/13/84-06.
Если в течение последних 2 календарных месяцев работник не работал, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие 2 месяца работы (абз. четвертый п. 2 Порядка № 100). Если и в течение этих 2 месяцев работник не работал, то у него нет расчетного периода.
Абзацем седьмым пункта 2 Порядка № 100 установлено, что если у работника отсутствует расчетный период, средняя заработная плата исчисляется в соответствии с абзацами третьим – пятым пункта 4 этого Порядка.
Согласно абзацу третьему пункта 4 Порядка № 100 если в расчетном периоде у работника не было заработной платы, расчеты осуществляются из установленной ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.
Если размер должностного оклада меньше предусмотренного законодательством размера минимальной заработной платы, средняя заработная плата рассчитывается из установленного размера минимальной заработной платы на момент расчета. В случае заключения трудового договора на условиях неполного рабочего времени расчет осуществляется из размера минимальной заработной платы, исчисленного пропорционально условиям заключенного трудового договора (абз. четвертый п. 4 Порядка № 100), т. е. пропорционально выполненной норме труда или отработанному времени в месяце.
Если средняя заработная плата исчисляется исходя из должностного оклада или минимальной заработной платы, то ее начисление осуществляется путем умножения должностного оклада или минимальной заработной платы на количество месяцев расчетного периода (абз. пятый п. 4 Порядка № 100).
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 100 при исчислении средней заработной платы учитываются все суммы начисленной заработной платы согласно законодательству и условиям трудового договора, кроме указанных в пункте 4 этого Порядка.6
6 Детально о выплатах, которые учитываются и не учитываются в расчете, об учете премий и других поощрительных выплат при исчислении средней заработной платы за последние 2 месяца работы рассказано в статье «Расчет среднего заработка за последние 2 месяца работы для начисления «среднезарплатных» выплат согласно Порядку № 100» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2023, стр. 10.
Суммы начисленной заработной платы, кроме премий (в том числе за месяц) и других поощрительных выплат по итогам работы за определенный период, учитываются в том месяце, за который они начислены, и в размерах, в которых они начислены.
Премии (в том числе за месяц) и другие поощрительные выплаты (далее вместе — премия) по итогам работы за определенный период при исчислении средней заработной платы учитываются в заработок периода, который соответствует количеству месяцев, за которые они начислены, начиная с месяца, в котором они начислены. Для этого к заработку соответствующих месяцев расчетного периода прибавляется часть, которая определяется делением суммы премии по итогам работы за определенный период на количество отработанных рабочих дней периода, за который они начислены, и умножением на количество отработанных рабочих дней соответствующего месяца, приходящегося на расчетный период. Если период, за который начислена премия, работником отработан частично, при исчислении средней заработной платы учитывается сумма в размере не более фактически начисленной суммы премии.6
6 Детально о выплатах, которые учитываются и не учитываются в расчете, об учете премий и других поощрительных выплат при исчислении средней заработной платы за последние 2 месяца работы рассказано в статье «Расчет среднего заработка за последние 2 месяца работы для начисления «среднезарплатных» выплат согласно Порядку № 100» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2023, стр. 10.
При исчислении средней заработной платы за последние 2 месяца не учитываются выплаты, указанные в пункте 4 Порядка № 100. К ним в основном относятся разовые выплаты (за выполнение отдельных поручений, компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь и т. п.).6
6 Детально о выплатах, которые учитываются и не учитываются в расчете, об учете премий и других поощрительных выплат при исчислении средней заработной платы за последние 2 месяца работы рассказано в статье «Расчет среднего заработка за последние 2 месяца работы для начисления «среднезарплатных» выплат согласно Порядку № 100» журнала «Все о труде и зарплате» № 5/2023, стр. 10.
Кроме того, не учитываются выплаты за время, в течение которого сохраняется средний заработок работника (за время командировки, ежегодного и дополнительного отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула и т. п.) и пособие в связи с временной нетрудоспособностью.
Согласно пункту 8 Порядка № 100 если средняя месячная заработная плата определена законодательством как расчетная величина для начисления помощи, она исчисляется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде.
Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней.
Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, установленному с соблюдением требований законодательства (если работнику установлен индивиуальный график работы, то среднемесячное количество рабочих дней определяется согласно графику работы работника).7
7 См. письмо Минэкономики от 05.01.2021 № 4709-06/235-07 в журнале «Все о труде и зарплате» № 2/2021, стр. 125.
ПРИМЕР 1
Определение суммы материальной помощи, если она исчисляется из средней заработной платы,
а в расчетном периоде один месяц отработан не полностью
Коллективным договором предприятия предусмотрено предоставление работникам материальной помощи на оздоровление к ежегодному отпуску в размере среднемесячной заработной платы. Одному из работников с 04 сентября 2023 года предоставляется ежегодный отпуск полной продолжительности, поэтому предприятие начисляет ему указанную материальную помощь. Коллективным договором также определено, что событием, с которым связано предоставление материальной помощи на оздоровление, является ежегодный отпуск, и расчет средней заработной платы осуществляется согласно Порядку № 100, поэтому расчетным периодом для исчисления среднемесячной заработной платы являются последние 2 календарных месяца, предшествующих месяцу предоставления отпуска.
Оклад работника — 9000 грн. Согласно Положению о премировании работнику выплачивается ежемесячная производственная премия в текущем месяце за предыдущий месяц в размере 25% оклада пропорционально отработанному времени в отчетном месяце.
В расчетном периоде (июль – август 2023 года) работник, которому установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, болел в период с 17 по 21 июля, поэтому в июле из 21 рабочего дня (далее — р. д.), предусмотренного графиком работы, отработал только 16 дней (далее — отраб. д.). В июне и августе работник выполнил норму рабочего времени, отработав в июне 22 р. д., в августе — 23 р. д.
Количество рабочих дней в расчетном периоде (июль – август):
21 р. д. (июль) + 23 р. д. (август) = 44 р. д.
Количество отработанных дней работником в расчетном периоде:
16 отраб. д. (июль) + 23 отраб. д. (август) = 39 отраб. д.
В расчетном периоде работнику были начислены и выплачены:
- в июле:
— заработная плата за отработанное время исходя из оклада в сумме 6857,14 грн. (9000 грн. : 21 р. д. х 16 отраб. д.);
— производственная премия за июнь в сумме 2250 грн. (9000 грн. х 25%);
— «больничные» в сумме 1479,45 грн. за 5 календарных дней болезни с 17 по 21 июля.
- в августе:
— заработная плата в сумме 9000 грн. (оклад);
— производственная премия за июль в сумме 1714,29 грн. (9000 грн. х 25% : 21 р. д. х 16 отраб. д.).
«Больничные», начисленные в июле, в расчете среднемесячной заработной платы не участвуют (абз. второй п. 4 Порядка № 100). Ежемесячные премии, начисленные в текущем месяце за предыдущий месяц, включаются в заработок месяца, в котором они начислены, в части, которая определяется делением суммы премии на количество отработанных рабочих дней месяца, за который она начислена, и умножением на количество отработанных рабочих дней месяца, в котором она начислена и который приходится на расчетный период. Поскольку июль отработан частично, то необходимо сравнить фактически начисленную за июль сумму премии с расчетной суммой этой премии, относящейся к августу (абз. третий п. 3 Порядка № 100).
Премия за июнь, начисленная в июле, с целью исчисления средней заработной платы относится к заработку июля в следующей сумме:
2250 грн. : 22 отраб. д. (в июне) х 16 отраб. д. (в июле) = 1636,36 грн.
Расчетная сумма премии за июль, начисленной в августе и относящейся к августу:
1714,29 грн. : 16 отраб. д. (в июле) х 23 отраб. д. (в августе) = 2464,29 грн.
Поскольку июль отработан работником частично, а фактически начисленная за этот месяц сумма премии меньше расчетной суммы этой премии, относящейся к августу, (1714,29 грн. < 2464,29 грн.), то с целью исчисления средней заработной платы премия за июль относится к заработку августа в фактически начисленной сумме — 1714,29 грн.
Сумма выплат, учитываемых в расчетном периоде при исчислении средней заработной платы для начисления материальной помощи:
6857,14 грн. (зарплата за июль) + 1636,36 грн. (часть премии за июнь) + 9000 грн. (зарплата за август) + 1714,29 грн. (премия за июль) = 19 207,79 грн.
Среднедневная заработная плата:
19 207,79 грн. : 39 отраб. д. = 492,51 грн.
Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде согласно графику работы предприятия (работника):
(21 р. д. (июль) + 23 р. д. (август)) : 2 = 22 р. д.
Сумма материальной помощи:
492,51 грн. х 22 р. д. = 10 835,22 грн.
ПРИМЕР 2
Определение суммы материальной помощи, если она исчисляется из средней заработной платы,
а в расчетном периоде два месяца отработаны не полностью
Работнику хозрасчетного предприятия, на котором установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, с 28 августа 2023 года предоставляется ежегодный основной отпуск. Перед отпуском работнику выплачивается помощь на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы, что предусмотрено коллективным договором предприятия. Кроме того, согласно коллективному договору работнику выплачивается ежемесячная производственная премия в текущем месяце за текущий месяц в размере 30% оклада пропорционально отработанному времени в отчетном месяце. Оклад работника — 10 000 грн.
В расчетном периоде (июнь – июль) работник с 05 по 16 июня (12 к. д.) находился в отпуске без сохранения заработной платы (ст. 26 Закона Украины «Об отпусках»), поэтому в июне отработал только 12 из 22 рабочих дней. В июле работник болел в период с 10 по 21 июля, поэтому отработал в этом месяце только 11 из 21 рабочего дня.
В расчетном периоде работнику были начислены и выплачены:
- в июне:
— заработная плата за отработанное время исходя из оклада в сумме 5454,55 грн. (10 000 грн. : 22 р. д. х 12 отраб. д.);
— производственная премия за июнь в сумме 1636,36 грн. (10 000 грн. х 30% : 22 р. д. х 12 отраб. д.);
- в июле:
— заработная плата за отработанное время исходя из оклада в сумме 5238,10 грн. (10 000 грн. : 21 р. д. х 11 отраб. д.);
— производственная премия за июль в сумме 1571,43 грн. (10 000 грн. х 30% : 21 р. д. х 11 отраб. д.);
— «больничные» в сумме 3945,21 грн. за 12 календарных дней болезни с 10 по 21 июля.
Ежемесячные производственные премии при исчислении средней заработной платы учитываются в фактически начисленном размере, поскольку начислены в текущем месяце за текущий месяц пропорционально отработанному времени в месяце (абз. третий п. 3 Порядка № 100).
«Больничные», начисленные работнику в июле за дни болезни, не учитываются при исчислении средней заработной платы (абз. второй п. 4 Порядка № 100).
Сумма выплат, учитываемых в расчетном периоде при исчислении средней заработной платы для начисления помощи на оздоровление:
5454,55 + 1636,36 + 5238,10 + 1571,43 = 13 900,44 грн.
Количество отработанных дней работником в расчетном периоде:
12 отраб. д. (июнь) + 11 отраб. д. (июль) = 23 отраб. д.
Среднедневная заработная плата:
13 900,44 грн. : 23 отраб. д. = 604,37 грн.
Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде согласно графику работы предприятия (работника):
(22 р. д. (июнь) + 21 р. д. (июль)) : 2 = 21,5 р. д.
Сумма помощи на оздоровление:
604,37 грн. х 21,5 р. д. = 12 993,96 грн.
ПРИМЕР 3
Определение суммы материальной помощи, если она исчисляется из средней заработной платы,
а работник в течение последних 4 месяцев не работал
Работнику хозрасчетного предприятия, на котором установлена 5-дневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье, с 11 сентября 2023 года предоставляется ежегодный основной отпуск. Перед отпуском работнику выплачивается помощь на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы, что предусмотрено коллективным договором предприятия. Оклад работника — 6400 грн.
В период с 1 января по 31 августа 2023 года работник находился в отпуске без сохранения заработной платы на период военного положения (ч. 3 ст. 12 Закона № 2136), поэтому в течение последних 4 календарных месяцев (май – август) у него нет отработанных дней и заработной платы.
В этом случае средняя заработная плата для расчета суммы помощи на оздоровление исчисляется исходя из установленного работнику должностного оклада или минимальной заработной платы в зависимости от того, какая из этих величин больше (абз. третий, четвертый п. 4 Порядка № 100).
В сентябре 2023 года размер должностного оклада работника меньше размера минимальной заработной платы (6400 грн. < 6700 грн.), поэтому для расчета средней заработной платы используется размер минимальной заработной платы — 6700 грн.
Поскольку средняя заработная плата исчисляется из минимальной заработной платы, условная суммарная заработная плата расчетного периода определяется путем умножения минимальной заработной платы на количество месяцев расчетного периода, т. е. на 2 (абз. пятый п. 4 Порядка № 100).
Для определения среднедневной заработной платы используется количество рабочих дней по графику работы работника в условном расчетном периоде — в течение последних 2 календарных месяцев (июль – август) перед месяцем предоставления помощи на оздоровление (абз. второй п. 8 Порядка № 100).
Суммарная заработная плата в условном расчетном периоде (июль – август):
6700 грн. х 2 мес. = 13 400 грн.
Количество рабочих дней в условном расчетном периоде (июль – август):
21 р. д. (июль) + 23 р. д. (август)) = 44 р. д.
Среднедневная заработная плата в условном расчетном периоде:
13 400 грн. : 44 р. д. = 304,55 грн.
Среднемесячное число рабочих дней в условном расчетном периоде (июль – август) согласно графику работы работника:
(21 р. д. (июль) + 23 р. д. (август)) : 2 = 22 р. д.
Сумма помощи на оздоровление:
304,55 грн. х 22 р. д. = 6700,10 грн.
Обращаем внимание, если бы размер должностного оклада работника составлял, например, 7000 грн., т. е. был больше размера минимальной заработной платы, (7000 грн. > 6700 грн.), то для расчета суммарной заработной платы в условном расчетном периоде необходимо было бы использовать размер должностного оклада — 7000 грн.
__________________________________________________________________________
Документальное оформление предоставления материальной помощи
Для получения материальной помощи работник должен подать работодателю соответствующее заявление, в котором необходимо указать основания для предоставления помощи (семейные обстоятельства, социально-бытовые нужды, оздоровление детей и т. п.), направление ее использования (если помощь целевого характера, например на лечение, обучение) и желаемый размер помощи (если он не установлен законодательством или коллективным договором).
В определенных случаях заявление можно не подавать (например, при выплате госслужащему предусмотренной законодательством помощи на оздоровление к ежегодному отпуску, который предоставляется полной продолжительности).
Выплата работнику материальной помощи осуществляется на основании приказа руководителя, в котором должна быть указана сумма такой помощи и основание для ее выплаты (норма законодательства, коллективный договор, заявление работника).
Если помощь на оздоровление выплачивается при предоставлении ежегодного основного отпуска, то о необходимости ее выплаты можно указать в приказе о предоставлении отпуска.
Материальная помощь и заработная плата (ФОТ)
От того, включается или нет материальная помощь в заработную плату (ФОТ), зависит порядок ее налогообложения, отражения в учете и отчетности, поэтому рассмотрим виды материальной помощи в контексте Закона об оплате труда и разработанной в соответствии с ним Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5 (далее — Инструкция № 5).
Структура заработной платы определена статьей 2 Закона об оплате труда, согласно которой заработная плата имеет следующие составляющие: основную заработную плату; дополнительную заработную плату; прочие поощрительные и компенсационные выплаты. Анализ перечня выплат, включающихся в составляющие заработной платы, определенные в статье 2 Закона об оплате труда, позволяет сделать вывод, что ни один из видов материальной помощи не включается в состав основной и дополнительной заработной платы. В то же время прочие поощрительные и компенсационные выплаты включают выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм.
Таким образом, некоторые виды материальной помощи могут быть отнесены к заработной плате в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат.
Более детально структура заработной платы изложена в Инструкции № 5 (в тексте этого документа вместо термина «заработная плата» используется термин «фонд оплаты труда»). В Инструкции № 5 материальная помощь в зависимости от ее вида упоминается дважды: в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат ФОТ и в составе выплат, которые не относятся к ФОТ.
Так, согласно подпункту 2.3.3 Инструкции № 5 к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ (т. е. к заработной плате) относится материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставляется всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в пункте 3.31 Инструкции № 5, т. е. кроме материальной помощи разового характера, которая предоставляется отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение).
Департамент статистики труда Государственного комитета статистики Украины в письме от 23.02.2010 № 09/3-16/35 (далее — письмо Госкомстата № 09/3-16/35) разъяснил, что выплата указанной в подпункте 2.3.3 Инструкции № 5 материальной помощи (т. е. относящейся к ФОТ) должна быть предусмотрена действующим законодательством или коллективным договором предприятия. Основания, периодичность (систематичность) и размеры такой помощи также должны быть оговорены в коллективном договоре. Примером таких начислений может служить материальная помощь на оздоровление при предоставлении отпуска, осуществляемая раз в год.
Хотя Инструкция № 5 не конкретизирует, как часто должна выплачиваться материальная помощь, чтобы считать ее систематической, логичным будет вывод, что для отнесения к ФОТ она должна выплачиваться как минимум ежегодно. Кроме того, для отнесения материальной помощи к ФОТ необходимо, чтобы она была предусмотрена в коллективном договоре в разделе «Оплата труда» (т. е. не в разделе «Социальное обеспечение»), а при отсутствии коллективного договора — в Положении об оплате труда, утвержденном приказом руководителя предприятия.
Примерами предусмотренной законодательством материальной помощи, относящейся к ФОТ, являются вышерассмотренные помощь на оздоровление к ежегодному отпуску, предоставляемая один раз в год госслужащим, должностным лицам местного самоуправления, другим должностным лицам госорганов согласно Постановлению № 268 и Постановлению № 1112, педагогическим и научно-педагогическим работникам, работникам государственных и коммунальных библиотек, работникам государственных и коммунальных музеев, работникам государственных и коммунальных клубных и аналогичных заведений, медицинским и фармацевтическим работникам государственных и коммунальных заведений (учреждений), и материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, предоставляемая указанным лицам и работникам бюджетных учреждений согласно Постановлению № 1298.
Не относятся к ФОТ (заработной плате) следующие виды помощи:
- материальная помощь единовременного характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение (п. 3.31 Инструкции № 5);
- социальная помощь и выплаты за счет денежных средств предприятия, установленные коллективным договором: работникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, на рождение ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми (п. 3.4 Инструкции № 5);
- одноразовая помощь работникам, которые выходят на пенсию, согласно действующему законодательству и коллективным договорам, включая денежную помощь государственным служащим и научным (научно-педагогическим) работникам (п. 3.6 Инструкции № 5);
- оплата услуг по лечению работников, предоставленных учреждениями здравоохранения, кроме материальной помощи, которая имеет систематический характер и предоставляется всем или большинству работников (п. 3.30 Инструкции № 5);
- материальная и благотворительная помощь, выплаченная лицам, которые не состоят в трудовых отношениях с предприятием (п. 3.32 Инструкции № 5).
Возможность выплаты вышеперечисленных видов материальной помощи рекомендуем отражать в коллективном договоре в разделе «Социальное обеспечение».
Кроме вышеприведенной классификации видов материальной помощи, для целей ее включения в ФОТ на основании подпункта 2.3.3 Инструкции № 5 или не включения в ФОТ на основании пункта 3.31 Инструкции № 5 можно использовать еще и такой критерий классификации, как «предсказуемость выплаты» материальной помощи. Согласно этому критерию различают следующие два вида выплат:
- материальная помощь, выплата которой предусмотрена действующим законодательством или локальными документами предприятия, т. е. которая планируется — имеет определенную периодичность (систематичность) выплаты, установленный размер и прочие признаки и характеристики, которые подлежат планированию;
- материальная помощь, выплачиваемая предприятием незамедлительно в непредвиденных случаях (основанием для ее выплаты является заявление работника), т. е. когда необходимость и размер начисления такой помощи заранее неизвестны, поскольку обстоятельства, требующие финасовой помощи, возникают внезапно.
Именно первый вид материальной помощи должен включаться в ФОТ, а второй, соответственно, — нет (письмо Госкомстата № 09/3-16/35).
Кроме вышерассмотренных, пунктом 3.33 Инструкции № 5 предусмотрен еще один вид материальной помощи, которая не включается в ФОТ — материальная помощь как в денежной, так и натуральной форме независимо от ее размера, предоставляемая на основании решений Правительства Украины в связи со стихийным и экологическим бедствием, авариями и катастрофами местными органами государственной исполнительной власти, профсоюзами, благотворительными фондами и иностранными государствами.
Поскольку такую помощь выплачивает не работодатель, а уполномоченные органы государственной власти (благотворительные фонды), то в этой статье на ней останавливаться не будем.
Обложение НДФЛ материальной помощи
Для целей обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) существует несколько видов материальной помощи.
1. Нецелевая систематическая помощь всем или большинству работников.
Если выплата материальной помощи имеет систематический характер и такая помощь предоставляется всем или большинству работников, например, помощь на оздоровление, при этом ее выплата предусмотрена законодательством или коллективным договором (Положением об оплате труда, утвержденным приказом руководителя предприятия, отраслевым (территориальным) соглашением, принятым согласно нормам трудового законодательства), то такая материальная помощь в целях обложения НДФЛ приравнивается к заработной плате и в ее составе вся сумма такой помощи включается в общий месячный налогооблагаемый доход работника на основании подпункта 164.2.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) и облагается НДФЛ по ставке 18% (п. 167.1 НКУ).8
8 См. также разъяснение ГУ ГНС в Тернопольской области от 13.01.2020, ИНК ГФСУ от 26.09.2017 № 2052/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и письмо ГНСУ от 26.03.2011 № 6005/6/17-0715 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2020, стр. 112, № 5/2018, стр. 109, и № 1/2011, стр. 121.
Вышеуказанная материальная помощь является той, которая согласно подпункту 2.3.3 Инструкции № 5 относится к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ, поэтому она облагается НДФЛ.
В месяце начисления сумма такой материальной помощи учитывается в составе заработной платы, поэтому может влиять на получение (неполучение) работником права на применение налоговой социальной льготы (далее — НСЛ).
В Налоговом расчете сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее — Налоговый расчет), форма которого утверждена приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 № 4, сумма указанной систематической материальной помощи отражается в разделе І приложения 4ДФ в составе заработной платы с признаком дохода «101».
2. Нецелевая разовая помощь отдельным работникам.
Если работодатель предоставляет отдельным работникам на основании их заявлений в связи с личными обстоятельствами нецелевую благотворительную (материальную) помощь, имеющую разовый характер, например на социально-бытовые нужды, то ее налогообложение регулируется пунктом 170.7 НКУ.
Согласно абзацу третьему подпункта 170.7.1 НКУ нецелевой считается помощь, которая предоставляется без установления условий или направлений ее использования.
В соответствии с абзацем первым подпункта 170.7.3 НКУ не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами – юридическими или физическими лицами в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем суммы предельного размера дохода, дающего право на применение НСЛ (в 2023 году — 3760 грн.). Сумма нецелевой благотворительной помощи, превышающая указанный размер, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налоплательщика согласно подпункту 164.2.20 НКУ в составе прочих доходов, кроме указанных в статье 165 НКУ, и подлежит обложению НДФЛ у источника выплаты по ставке 18% (п. 167.1 НКУ).9
9 См. также разъяснение ГУ ГНС в Тернопольской области от 13.01.2020, письма ГУ ГФС в Киеве от 02.09.2016 № 19643/10/26-15-13-01-12 и от 25.02.2016 № 4186/10/26-15-12-04-12, письмо ГНСУ от 26.03.2011 № 6005/6/17-0715 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 2/2020, стр. 112, № 1/2017, стр. 122, № 7/2016, стр. 113, и № 1/2011, стр. 121, письма ГФСУ от 24.06.2016 № 14009/6/99-99-13-02-03-15, от 18.12.2015 № 11838/Т/99-99-17-03-03-14 и от 28.10.2015 № 22789/6/99-99-17-03-03-15, письмо ГНСУ от 22.06.2011 № 11552/6/17-0715.
Вышеуказанная нецелевая благотворительная помощь фактически является той материальной помощью разового характера, которая предоставляется предприятием отдельным работникам и не включается в ФОТ согласно пункту 3.31 Инструкции № 5.
Обращаем внимание, что во избежание ошибочного налогообложения нецелевой благотворительной (разовой) помощи необходимо учитывать суммы всех выплат такой помощи в течение года. Если работнику на протяжении 2023 года такую помощь предоставили, например, в марте в размере 1300 грн., в августе в размере 1700 грн. и в ноябре в размере 1000 грн., то в ноябре совокупный размер указанной помощи за год превысил не облагаемый НДФЛ размер помощи (3760 грн.), поэтому из части этой помощи, предоставленной в ноябре, которая равна 240 грн. (1300 + 1700 + 1000 – 3760), необходимо удержать НДФЛ.
В настоящее время, по мнению ГНСУ10, как не облагаемая НДФЛ, так и облагаемая НДФЛ нецелевая благотворительная помощь в разделе І приложения 4ДФ Налогового расчета отражается с единым признаком дохода «169».
10 См. консультацию «Отражение в форме № 1ДФ налогооблагаемой части материальной помощи» Н. В. Филипповских, должностного лица ГНСУ, в журнале «Все о труде и зарплате» № 5/2019, стр. 107, и категорию 103.25 ОИР (ЗІР) на сайте ГНСУ.
3. Целевая благотворительная помощь работникам на лечение.
Целевая благотворительная помощь предоставляется под определенные условия и направления ее расходования (абз. третий пп. 170.7.1 НКУ). Физическое лицо, получившее целевую благотворительную помощь, должно использовать ее по назначению и согласно условиям, определенным в документах, на основании которых она предоставлялась.
Перечень выплат, являющихся целевой благотворительной помощью, и условия их освобождения от обложения НДФЛ приведены в подпунктах 170.7.4 – 170.7.6 НКУ.
Подпунктом «а» пп. 170.7.4 НКУ определено, что не включается в налогооблагаемый доход целевая благотворительная помощь, предоставленная резидентами — юридическими и физическими лицами в любой сумме заведению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению налогоплательщика или члена его семьи первой степени родства, лица с инвалидностью (далее — инвалид), ребенка-инвалида или ребенка, у которого хотя бы один из родителей является инвалидом; ребенка-сироты, полусироты; ребенка из многодетной или малообеспеченной семьи; ребенка, родители которого лишены родительских прав, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов) в размерах, которые не компенсируются выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования, кроме расходов на:
- косметическое лечение или косметическую хирургию (включая косметическое протезирование, не связанное с медицинскими показаниями);
- водолечение и гелиотерапию, не связанные с хроническими заболеваниями;
- лечение и протезирование зубов с использованием драгоценных металлов, гальванопластики и фарфора;
- аборты (кроме абортов, которые проводятся по медицинским показаниям, или если беременность стала следствием изнасилования);
- операции по изменению пола;
- лечение венерических заболеваний (кроме СПИДа и венерических заболеваний, причиной которых стало неполовое заражение или изнасилование);
- лечение табачной или алкогольной зависимости;
- приобретение лекарств, медицинских средств и приспособлений, не включенных в перечень жизненно необходимых, утвержденный Кабинетом Министров Украины (т. е. не включенных в Национальный перечень основных лекарственных средств, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 № 333, в редакции постановления от 23.12.2021 № 1431).11
11 См. письмо ГФСУ от 20.10.2015 № 22129/6/99/99-17-03-03-15 и консультацию «Обложение НДФЛ стоимости лечения работника в иностранной больнице» С. М. Наумова, должностного лица ГФСУ, в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 4/2016, стр. 109, и № 6/2013, стр. 87.
До внедрения системы общеобязательного государственного социального медицинского страхования нормы подпункта «а» пп. 170.7.4 НКУ распространяются на общую сумму (стоимость) благотворительной помощи, полученной приобретателем на такие цели (с учетом вышеуказанных ограничений).
Обращаем внимание, что при предоставлении целевой благотворительной помощи денежные средства работнику «на руки» не выдаются. Они перечисляются на расчетный счет учреждения здравоохранения на основании заявления работника, в котором указывается учреждение, где будет осуществляться лечение, и предоставленного таким учреждением счета (счетов).
Получатель целевой благотворительной помощи в виде денежных средств имеет право на ее использование в течение срока, установленного условиями такой помощи, но не более 12 календарных месяцев, следующих за месяцем получения такой помощи, кроме помощи, предоставленной на лечение, право на использование которой составляет не более 24 календарных месяцев. Если такая помощь не используется ее получателем (работником) в течение указанного срока и не возвращается благотворителю (работодателю) до его окончания, то получатель помощи (работник) обязан включить неиспользованную сумму такой помощи в состав общего годового налогооблагаемого дохода и уплатить с нее НДФЛ (пп. 170.7.5 НКУ). Получатель целевой благотворительной помощи (работник) имеет право обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока использования такой целевой благотворительной помощи с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности ее полного использования в указанные сроки, а руководитель налогового органа вправе принять решение о таком продлении (пп. 170.7.6 НКУ).
Целевая благотворительная помощь в разделе І приложения 4ДФ Налогового расчета отражается с признаком дохода «169».
4. Помощь работникам на лечение и медицинское обслуживание.
На основании подпункта 165.1.19 НКУ не облагаются НДФЛ денежные средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются в качестве помощи на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщика (работника) или члена его семьи первой степени родства, ребенка, находящегося под опекой или попечительством налогоплательщика (работника), при условии документального подтверждения расходов, связанных с предоставлением указанной помощи (в случае предоставления денежных средств), в том числе, но не исключительно, для приобретения лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов, за счет денежных средств благотворительной организации или его работодателя, в том числе в части расходов работодателя на обязательный профилактический осмотр работника согласно Закону Украины «О защите населения от инфекционных болезней» и на вакцинацию работника, направленную на профилактику заболеваний в период угрозы эпидемий в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», при наличии соответствующих подтверждающих документов.
По мнению12 главного налогового органа, нормы подпункта 165.1.19 НКУ должны быть применены работодателем при наличии соответствующих подтверждающих документов, то есть по факту проведения лечения и медицинского обслуживания налогоплательщика (работника). При этом работодатели для подтверждения фактически проведенных ими расходов, связанных с лечением и медицинским обслуживанием работника (члена его семьи), должны иметь документы, позволяющие идентифицировать поставщика услуг (продавца товаров) и их получателя (покупателя) и подтверждающие объемы и стоимость услуг (товаров): договоры на медицинское обслуживание (обследование), акты предоставленных услуг, платежные и расчетные документы и т. п.
12 См. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом Миндоходов от 10.04.2014 № 235, а также ИНК ГФСУ от 10.07.2018 № 3055/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, письма ГФСУ от 19.08.2016 № 18024/6/99-99-13-02-03-15, от 20.10.2015 № 22129/6/99/99-17-03-03-15 и от 01.10.2015 № 20869/6/99-99-17-03-03-15, письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 16.09.2016 № 20506/10/26-15-13-01-12, письмо ГУ ГФС в Харьковской области от 03.11.2015 № 3718/10/20-40-17-02-14 и письмо ГНСУ от 11.01.2013 № 351/6/17-1115 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 7/2018, стр. 106, № 5/2017, стр. 105, № 4/2016, стр. 109 и 110, № 11/2019, стр. 100, № 1/2016, стр. 120, и № 3/2013, стр. 127.
Документами, подтверждающими необходимость проведения лечения (медицинского обслуживания) работника, могут быть любые документы, предоставленные медицинскими учреждениями, подтверждающие необходимость проведения конкретного лечения (медицинского обслуживания) работника: справки, выписки из амбулаторных (медицинских) карт, рецепты и т. п.
Помощь на лечение и медицинское обслуживание работника, указанная в подпункте 165.1.19 НКУ, в разделе І приложения 4ДФ Налогового расчета отражается с признаком дохода «143».13
13 О лечении работника за счет предприятия подробно рассказано в статье «Лечение работников за счет работодателя» журнала «Все о труде и зарплате» № 11/2019, стр. 36.
5. Помощь на погребение.
Согласно подпункту 165.1.22 НКУ не облагаются НДФЛ денежные средства или стоимость имущества (услуг), которые предоставляются в качестве помощи на погребение налогоплательщика:
- любым физическим лицом, благотворительной организацией, Пенсионным фондом Украины, соответствующим структурным подразделением местной государственной администрации, фондами общеобязательного государственного социального страхования Украины или профессиональным союзом;
- работодателем такого умершего работника по его последнему месту работы (в том числе перед выходом на пенсию) в размере, не превышающем двойной размер суммы, дающей право на применение НСЛ. Сумма превышения при ее наличии подлежит налогообложению при ее начислении (выплате, предоставлении).
Таким образом, в 2023 году не облагается НДФЛ помощь на погребение налогоплательщика, предоставленная последним работодателем работника в сумме, не превышающей 7520 грн. (2 х 3760 грн.). Превышение указанной суммы облагается НДФЛ. Если работодатель умершего налогоплательщика по его последнему месту работы выплачивает его родственникам (другим лицам, осуществляющим погребение) помощь на погребение, часть которой облагается НДФЛ (в 2023 году — часть помощи, превышающая 7520 грн.), то такая налогооблагаемая часть помощи на основании подпункта 164.2.20 НКУ как прочие доходы, кроме указанных в статье 165 НКУ, отражается в разделе І приложения 4ДФ Налогового расчета с признаком дохода «127». Не облагаемая НДФЛ помощь на погребение отражается в разделе І приложения 4ДФ Налогового расчета с признаком дохода «146».
Если помощь на погребение предоставляется родственникам умершего работника его последним работодателем в неденежной форме, то в целях обложения НДФЛ к ее сумме применяется «натуральный» коэффициент, установленный пунктом 164.5 НКУ.
Профсоюз может предоставить без налогообложения помощь на погребение налогоплательщика (денежными средствами или стоимостью имущества или услугами) в любом размере. При этом не имеет значения членство лица, которому будет предоставлена указанная помощь, в данном профсоюзе.14
14 См. совместные письма ГНАУ и Федерации профессиональных союзов Украины от 16.02.2011 № 4284/7/17-0717, 3071/6/17-0715 и от 15.02.2011 № 58/01-16/330.
Уплата НДФЛ с налогооблагаемых видов или налогооблагаемой части материальной помощи осуществляется налоговым агентом в день выплаты материальной помощи (пп. 168.1.2 НКУ).
Обложение материальной помощи военным сбором
Все вышеизложенное относительно обложения НДФЛ материальной помощи всех видов касается и военного сбора (далее — ВС), поскольку согласно подпункту 1.2 пункта 16-1 подраздела 10 раздела ХХ НКУ объектом обложения ВС являются доходы, определенные статьей 163 НКУ.
В статье 163 НКУ установлено, что объектом налогообложения резидента являются, в частности: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются НДФЛ при их начислении (выплате, предоставлении); иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.
Освобождаются от обложения ВС доходы, которые согласно разделу IV НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (пп. 1.7 п. 16-1 подр. 10 р. ХХ НКУ).
Таким образом, все выше перечисленные виды (размеры) материальной помощи, облагаемые НДФЛ, облагаются и ВС.15
15 См. разъяснение ГУ ГНС в Закарпатской области от 05.05.2023 на стр. 91 этого номера.
Начисленная сумма ВС на материальную помощь (помощь на оздоровление) или на ее часть и перечисленная в бюджет сумма ВС отражаются в графах 5а и 5 раздела І приложения 4ДФ Налогового расчета.
Материальная помощь и единый социальный взнос
Базой начисления единого социального взноса (далее — ЕСВ) для работодателей в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 № 2464-VI является, в частности, сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда».
Согласно подпункту 2 пункта 2 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20.04.2015 № 449, определение видов выплат, которые относятся к основной, дополнительной заработной плате, прочим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении ЕСВ предусмотрено Инструкцией № 5.
Как отмечалось выше, в подпункте 2.3.3 Инструкции № 5 указана относящаяся к прочим поощрительным и компенсационным выплатам ФОТ (т. е. к заработной плате) материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставляется всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием).
Следовательно, если предприятие выплачивает материальную помощь, имеющую систематический характер, всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием), которая предоставляется согласно законодательству или коллективному договору, то такая помощь, как составляющая заработной платы (ФОТ), облагается ЕСВ.16
16 См. ИНК ГФСУ от 26.09.2017 № 2052/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, письмо ГУ ГФС в Киеве от 25.02.2016 № 4186/10/26-15-12-04-12 и письмо Пенсионного фонда Украины от 26.07.2011 № 15280/03-20 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 5/2018, стр. 109, № 7/2016, стр. 113, и № 3/2011, стр. 113, письма Пенсионного фонда Украины от 08.02.2012 № 2929/03-30 и от 13.07.2011 № 14399/03-20.
Материальная помощь, которая не включается в ФОТ согласно Инструкции № 5, а также указана в Перечне видов выплат, осуществляемых за счет денежных средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.2010 № 1170 (далее — Перечень № 1170), не является базой начисления ЕСВ.
В частности, к не облагаемой ЕСВ материальной помощи относятся:
- материальная помощь разового характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение (п. 14 р. І Перечня № 1170, п. 3.31 Инструкции № 5).17 Указанная помощь не облагается ЕСВ независимо от того, сколько раз в год она выплачивается работнику по его заявлениям;
- социальная помощь и выплаты за счет денежных средств предприятия, установленные коллективным договором: работникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, на рождение ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми (п. 1 р. І Перечня № 1170, п. 3.4 Инструкции № 5);
- одноразовая помощь работникам, которые выходят на пенсию согласно действующему законодательству и коллективным договорам, включая денежную помощь государственным служащим и научным (научно-педагогическим) работникам, военнослужащим при увольнении с военной службы (п. 2 р. І Перечня № 1170, п. 3.6 Инструкции № 5);
- оплата услуг по лечению работников, предоставленных учреждениями здравоохранения (п. 13 р. ІІ Перечня № 1170, п. 3.30 Инструкции № 5);
- материальная и благотворительная помощь, выплаченная лицам, которые не состоят в трудовых отношениях с предприятием (п. 3.32 Инструкции № 5).
17 См. ИНК ГФСУ от 19.02.2019 № 600/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и от 22.10.2018 № 4511/6/99-99-13-02-03-15/ІПК, письма ГУ ГФС в Киеве от 02.09.2016 № 19643/10/26-15-13-01-12 и от 25.02.2016 № 4186/10/26-15-12-04-12 в журнале «Все о труде и зарплате» соответственно № 3/2019, стр. 123, № 1/2019, стр. 106, № 1/2017, стр. 122, и № 7/2016, стр. 113.
Бухгалтерский и налоговый учет материальной помощи
Налоговый учет ведется по правилам, установленным для бухгалтерского учета, с учетом разниц для лиц, которые их применяют (пп. 134.1.1 НКУ).
Поскольку для материальной помощи НКУ не предусматривает разниц, суммы материальной помощи, которые включаются в расходы в бухгалтерском учете, автоматически попадают и в «налоговые» расходы.
В бухгалтерском учете материальная помощь включается в расходы следующим образом: «зарплатная» материальная помощь — в составе расходов операционной деятельности как расходы на оплату труда, «незарплатная» материальная помощь — в составе прочих операционных расходов (п.п. 23, 26 НП(С)БУ 16 «Расходы»).
«Зарплатная» материальная помощь отражается на счете 661 «Расчеты по заработной плате» (Дт 949 Кт 661), а «незарплатная» — на счете 663 «Расчеты по прочим выплатам» (Дт 949 Кт 663).