В предыдущем номере журнала был рассмотрен порядок исправления ошибок в уплате налога на доходы физических лиц и отчетности по этому налогу. Вторым видом удержания из доходов физических лиц является военный сбор. Иногда при налогообложении доходов физических лиц, в первую очередь работников предприятия, неправильно определяются суммы военного сбора, подлежащие уплате в бюджет, что приводит к недоплате или переплате этого сбора. Кроме того, ошибки случаются у налоговых агентов при заполнении строки «Військовий збір» Налогового расчета ф. № 1ДФ. Каков порядок исправления ошибок при неправильном определении обязательств по уплате военного сбора? Как исправляются ошибки, допущенные при заполнении строки «Військовий збір» Налогового расчета ф. № 1ДФ? Какова ответственность налоговых агентов, в том числе работодателей, за нарушение порядка уплаты военного сбора и заполнения отчетности по этому сбору?
Военный сбор: исправление ошибок в уплате и отчетности
Объекты обложения военным сбором, плательщики, ставка и порядок уплаты военного сбора определены пунктом 16-1 подраздела 10 «Прочие переходные положения» раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее — НКУ).
Согласно указанному пункту военный сбор установлен временно, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов, связанных с исправлением ошибок в уплате военного сбора и отчетности по нему, напомним особенности начисления и уплаты военного сбора с доходов физических лиц, в том числе работников предприятия.
Порядок начисления и уплаты военного сбора
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ плательщиками военного сбора являются лица, определенные пунктом 162.1 НКУ, то есть:
- физическое лицо – резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;
- физическое лицо – нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;
- налоговый агент.
Согласно подпункту 1.5 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ и с учетом норм подпункта 1.2 пункта 16-1 ответственными за удержание (начисление) и уплату (перечисление) военного сбора в бюджет являются лица, определенные в статье 171 НКУ, а именно:
- работодатель, выплачивающий доходы в виде заработной платы в пользу налогоплательщика;
- налоговый агент — для налогооблагаемых прочих доходов из источника их происхождения в Украине.
Подпунктом 1.2 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ определено, что объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные статьей 163 НКУ, то есть:
- для резидента: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются при их начислении (выплате, предоставлении); иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.
- для нерезидента: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход из источника его происхождения в Украине; доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются налогом при их начислении (выплате, предоставлении).
Таким образом, объекты обложения военным сбором и объекты обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) одинаковы, за исключением отдельных доходов.
Напомним, что перечень налогооблагаемых доходов (объектов налогообложения) приведен в статье 164 НКУ, а не облагаемых НДФЛ и военным сбором доходов — в статье 165 НКУ.
В соответствии с подпунктом 1.7 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ освобождаются от обложения военным сбором доходы, которые согласно разделу IV «Налог на доходы физических лиц» (т. е. согласно статье 165) НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.52 пункта 165.1 статьи 165 НКУ.
Временно, на период проведения антитеррористической операции (далее — АТО) и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, которые осуществляются путем проведения операции Объединенных сил (далее — ООС), не подлежат обложению военным сбором доходы в виде денежного обеспечения работников правоохранительных органов, военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований и других лиц на период их непосредственного участия в АТО и/или ООС. Порядок подтверждения статуса указанных лиц с целью применения льготы по обложению военным сбором определяется Кабинетом Министров Украины.
Обращаем внимание, что база обложения военным сбором (в отличие от базы обложения НДФЛ) не увеличивается на «натуральный» коэффициент в случаях, предусмотренных пунктом 164.5 НКУ, и не уменьшается на налоговую социальную льготу в случае, предусмотренном пунктом 164.6 НКУ.
Ставка военного сбора составляет 1,5% от объекта налогообложения, определенного подпунктом 1.2 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ (пп. 1.3 п. 16-1 подр. 10 р. XX НКУ).
Согласно подпункту 1.6 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ плательщики военного сбора обязаны обеспечивать выполнение налоговых обязательств в форме и способом, определенными статьей 176 НКУ, то есть в форме и способом, определенными для уплаты НДФЛ.
Так, исходя из норм подпункта «а» пункта 176.2 статьи 176 НКУ лица, которые в соответствии с НКУ имеют статус налоговых агентов, обязаны своевременно и полностью начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) в бюджет военный сбор с дохода, который выплачивается в пользу налогоплательщика и облагается этим сбором, до или во время такой выплаты за ее счет.
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 16-1 подраздела 10 раздела XX НКУ начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном статьей 168 НКУ, по ставке, определенной подпунктом 1.3 этого пункта (т. е. по ставке 1,5%).
Исходя из норм статьи 168 НКУ, налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать военный сбор из суммы такого дохода за его счет (пп. 168.1.1 НКУ).
Военный сбор уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление военного сбора в бюджет (пп. 168.1.2 НКУ).
Если налогооблагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличными из кассы налогового агента, военный сбор уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение 3 банковских дней со дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления) (пп. 168.1.4 НКУ).
Если налогооблагаемый доход начисляется налоговым агентом, но не выплачивается (не предоставляется) налогоплательщику, то военный сбор, подлежащий удержанию с такого начисленного дохода, подлежит перечислению в бюджет налоговым агентом в сроки, установленные НКУ для месячного налогового периода (пп. 168.1.5 НКУ).
Таким образом, военный сбор (как и НДФЛ) уплачивается налоговым агентом, в том числе работодателем, одновременно с выплатой дохода, являющегося объектом обложения указанным сбором, а если доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличными из кассы, то не позднее 3 банковских дней, следующих за днем начисления (выплаты, предоставления) такого дохода. Если доходы начислены, но не выплачены, военный сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного месяца (пп. 49.18.1, п. 57.1 НКУ).
Если согласно нормам раздела IV НКУ отдельные виды налогооблагаемых доходов (прибыли) не подлежат налогообложению во время их начисления или выплаты, но не являются освобожденными от налогообложения, налогоплательщик обязан самостоятельно включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и представить годовую декларацию о доходах (пп. 168.1.3 НКУ).
Что касается действий налогового агента, который ошибочно уплатил военный сбор не на тот счет или излишне, то он имеет право на возврат или зачисление в счет уплаты будущих платежей только той суммы излишне уплаченного военного сбора, которая была перечислена в бюджет свыше суммы денежных обязательств, предельный срок уплаты которой наступил на такую дату (пп. 14.1.115 НКУ). Условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств определены статьей 43 НКУ.
В соответствии с пунктом 43.3 НКУ обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является представление налогоплательщиком заявления о таком возврате в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.
Налогоплательщик подает в орган доходов и сборов по месту учета или по месту ошибочно уплаченного военного сбора заявление о возврате соответственно излишне и/или ошибочно уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в котором указывает направление перечисления денежных средств: на его текущий счет в банке, а при отсутствии счета — наличными по чеку; на погашение денежного обязательства и/или налогового долга по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета (п. 43.4 НКУ).
Контролирующий орган не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм денежных средств из соответствующего бюджета и подает его для исполнения органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств. Последний на основании полученного заключения в течение 5 рабочих дней осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам в соответствии с Порядком информационного взаимодействия Государственной фискальной службы Украины, ее территориальных органов, Государственной казначейской службы Украины, ее территориальных органов, местных финансовых органов в процессе возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств и пени, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 11.02.2019 г. № 60 (п. 43.5 НКУ).
Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам осуществляется из бюджета, в который такие денежные средства были зачислены (п. 43.6 НКУ).
Исправление ошибок в начислении и уплате военного сбора
Согласно пункту 168.3 НКУ расчет налоговых обязательств по налогооблагаемому доходу налогоплательщика, начисленному у источника его выплаты, осуществляется налоговым агентом (в том числе работодателем).
Следовательно, лицом, которое должно рассчитывать обязательства по военному сбору при начислении налогооблагаемого дохода налогоплательщику, а затем уплачивать (перечислять) военный сбор при выплате (предоставлении) такого дохода, является налоговый агент (в т. ч. работодатель).
Соответственно, в случае неправильного определения базы обложения и/или сумм начисленного военного сбора налоговый агент (работодатель) при выявлении такой ошибки должен ее исправить.
При выявлении ошибок в определении начисленных доходов и/или удержанного военного сбора в предыдущих месяцах налоговый агент (работодатель) осуществляет перерасчет таких доходов и военного сбора в текущем месяце (месяце выявления ошибки), по результатам которого принимается решение о доначислении (уменьшении) обязательств по военному сбору.
Так, если налоговым агентом выявлены ошибки в определении объекта обложения военным сбором либо в определении суммы военного сбора, которые привели к недоплате военного сбора (например, военный сбор ошибочно не начислен на доход, который является объектом обложения военным сбором, или занижена база обложения военным сбором или допущена арифметическая ошибка в расчете суммы военного сбора или применена неправильная ставка военного сбора), то такая ошибка исправляется путем доначисления военного сбора и его уплаты в месяце выявления ошибки, а если это невозможно, то в следующих месяцах.
Если налоговым агентом выявлены ошибки, которые привели к переплате военного сбора (например, военный сбор ошибочно начислен на доход, который не является объектом обложения этим сбором, или завышена база обложения военным сбором или в результате арифметической ошибки завышена сумма военного сбора или применена неправильная ставка военного сбора), то такая ошибка исправляется путем уменьшения обязательства по военному сбору в месяце выявления ошибки, а если это невозможно, то в следующих месяцах.
Если работник увольняется, а в результате окончательного расчета с ним выявлена сумма недоплаты военного сбора, превышающая сумму налогооблагаемого дохода такого налогоплательщика за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается в состав налогового обязательства этого налогоплательщика по результатам отчетного налогового года и уплачивается самим налогоплательщиком (пп. 169.4.4 НКУ) (недоплату военного сбора работник должен отразить в годовой декларации о доходах и уплатить военный сбор самостоятельно по результатам отчетного налогового года). В этом случае работодатель освобождается от обязанности уплачивать военный сбор за работника в месяце увольнения и не несет ответственности за последующую неуплату военного сбора бывшим работником. Сумма недоплаты военного сбора обязательно отражается в разделе ІІ Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога (далее — Налоговый расчет ф. № 1ДФ), форма которого утверждена приказом Министерства финансов Украины от 13.01.2015 г. № 4 (далее — Приказ № 4), в графе «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), перерахованого» строки «Військовий збір» с отрицательным значением.
Если работник увольняется, а в результате окончательного расчета с ним выявлена сумма переплаты военного сбора, которая превышает сумму военного сбора, подлежащую удержанию из налогооблагаемого дохода в месяце увольнения, то возврат работнику оставшейся суммы переплаченного военного сбора законодательством не предусмотрен, но может быть осуществлен за счет работодателя.
Если налоговым агентом в текущем году выявлены ошибки в начислении и уплате военного сбора в прошедшем году, то необходимо осуществить перерасчет военного сбора за месяц, в котором допущена ошибка, и представить уточняющий Налоговый расчет ф. № 1ДФ за квартал, в котором допущена ошибка.
Отчетность по военному сбору, порядок ее представления и заполнения
Согласно подпункту «б» пункта 176.2 НКУ лица, имеющие статус налоговых агентов (в т. ч. работодатели), обязаны представлять в сроки, установленные НКУ для налогового квартала, Налоговый расчет ф. № 1ДФ в контролирующий (налоговый) орган по месту своего расположения. Такой расчет представляется только в случае начисления сумм указанных доходов налогоплательщику налоговым агентом в течение отчетного периода.
В случае если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) НДФЛ, военный сбор в бюджет, Налоговый расчет ф. № 1ДФ в виде отдельного извлечения (порции) за такое подразделение представляет юридическое лицо в контролирующий (налоговый) орган по своему местонахождению и направляет его копию в контролирующий (налоговый) орган по местонахождению такого обособленного подразделения (п. 2.6 Порядка заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога, утвержденного Приказом № 4; далее — Порядок № 4).
Обращаем внимание, что Налоговый расчет ф. № 1ДФ не является налоговым расчетом (декларацией), на основании которого определяются налоговые обязательства, поэтому суммы военного сбора, отраженные в Налоговом расчете ф. № 1ДФ, не считаются согласованным налоговым обязательством, подлежащим уплате в обязательном порядке после их отражения (декларирования) в таком расчете.
В соответствии с подпунктом 49.18.2 НКУ и пунктом 2.1 Порядка № 4 Налоговый расчет ф. № 1ДФ представляется отдельно за каждый квартал (налоговый период) в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Отдельный налоговый расчет за календарный год не представляется.
Согласно пункту 3.11 Порядка № 4 в разделе II «Оподаткування процентів, виграшів (призів) у лотерею та військовий збір» Налогового расчета ф. № 1ДФ в строке «Військовий збір» отражаются:
- общая сумма начисленного дохода (а не сумма начисленного дохода, на который начисляется военный сбор) — в графе «Загальна сума нарахованого доходу»;
- общая сумма выплаченного дохода — в графе «Загальна сума виплаченого доходу»;
- общая сумма начисленного военного сбора — в графе «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), нарахованого»;
- общая сумма перечисленного в бюджет военного сбора — в графе «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), перерахованого».
Данные в строке «Військовий збір» отражаются в денежной форме, выраженной в национальной валюте (в гривнах с копейками). Сведения о физическом лице – налогоплательщике, которому начислены доходы, с которых удерживается военный сбор, не отражаются.
Таким образом, в отличие от раздела І Налогового расчета ф. № 1ДФ, где информация о начисленном и выплаченном доходе, о начисленном и перечисленном НДФЛ отражается в разрезе каждого физического лица (получателя дохода), в разделе II Налогового расчета ф. № 1ДФ в строке «Військовий збір» отражаются общие суммы начисленного и выплаченного дохода всем физическим лицам (без персонификации), общие суммы начисленного и перечисленного работодателем военного сбора.
Обращаем внимание, что в строке «Військовий збір» и графе «Загальна сума нарахованого доходу» отражается общая сумма начисленного дохода физическим лицам за отчетный квартал, а не сумма начисленного дохода, с которого удерживается военный сбор.5 То есть Порядок № 4 не делает исключений для отражения каких-либо доходов, поэтому в строке «Військовий збір» и графе «Загальна сума нарахованого доходу» раздела II Налогового расчета ф. № 1ДФ необходимо отражать не только доходы, подлежащие обложению военным сбором, но и доходы, не облагаемые военным сбором. В связи с этим сумма, указанная по строке «Військовий збір» в графе «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), нарахованого», не всегда будет равна сумме, определяемой как произведение суммы, указанной по строке «Військовий збір» в графе «Загальна сума нарахованого доходу», и ставки военного сбора (1,5%).
В случае начислениядохода его отражение в строке «Військовий збір» и графе «Загальна сума нарахованого доходу» является обязательным независимо от того, выплачены такие доходы или нет.
Также следует учитывать, что если в течение отчетного квартала налоговый агент не начислял физическим лицам доход, к которому применялся «натуральный» коэффициент (п. 164.5 НКУ), то:
— сумма, указанная в строке «Всього» и графе 3а «Сума нарахованого доходу» раздела І Налогового расчета ф. № 1ДФ, должна соответствовать сумме, указанной в строке «Військовий збір» и графе «Загальна сума нарахованого доходу» раздела II Налогового расчета ф. № 1ДФ;
— сумма, указанная в строке «Всього» и графе 3 «Сума виплаченого доходу» раздела І Налогового расчета ф. № 1ДФ должна соответствовать сумме, указанной в строке «Військовий збір» и графе «Загальна сума виплаченого доходу» раздела II Налогового расчета ф. № 1ДФ.
Исправление ошибок, допущенных в строке «Військовий збір» Налогового расчета ф. № 1ДФ
Формой Налогового расчета ф. № 1ДФ и Порядком № 4 предусмотрены три вида указанного Налогового расчета: «Звітний», «Звітний новий» и «Уточнюючий».
В зависимости от того, какой Налоговый расчет ф. № 1ДФ представляется, в его заглавной части заполняется соответствующее поле (клеточка) рядом с текстом «Звітний» или «Звітний новий» или «Уточнюючий».
Согласно пункту 4.1 раздела IV Порядка № 4 корректирование представленного и принятого Налогового расчета ф. № 1ДФ проводится на основании самостоятельно выявленных налоговым агентом ошибок, а также на основании уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом.
Порядок исправления ошибок, выявленных налоговым агентом или налоговым органом в представленном Налоговом расчете ф. № 1ДФ, зависит от срока их выявления.
При необходимости проведения корректирования представленного Налогового расчета ф. № 1ДФ до окончания предельного срока его представления (до окончания 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала) налоговый агент представляет отчетный новый Налоговый расчет ф. № 1ДФ — с отметкой в поле (клеточке) рядом с текстом «Звітний новий» (п. 4.2 Порядка № 4).
Обращаем внимание, если налоговый агент представил «Звітний» Налоговый расчет ф. № 1ДФ, а затем до окончания предельного срока представляет еще один «Звітний» Налоговый расчет ф. № 1ДФ с обновленной информацией, то действительным считается последний представленный «Звітний» Налоговый расчет ф. № 1ДФ.
Уточняющий Налоговый расчет ф. № 1ДФ — с отметкой в поле (клеточке) рядом с текстом «Уточнюючий» представляется налоговым агентом в случае необходимости проведения корректирования Налогового расчета после окончании срока его представления (после окончания 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала). Уточняющий Налоговый расчет ф. № 1ДФ может представляться как за отчетный период, так и за предыдущие периоды (п. 4.3 Порядка № 4).
Порядок заполнения отчетного нового и уточняющего Налоговых расчетов ф. № 1ДФ одинаков. Отчетный новый и уточняющий Налоговые расчеты ф. № 1ДФ представляются на основании информации из ранее представленного Налогового расчета ф. № 1ДФ и содержат информацию только по строкам и реквизитам, которые уточняются, при этом в разделах І и ІІ в зависимости от вида ошибки в соответствующих строках отражаются правильная информация для ввода и ошибочная информация для ее исключения. Для заполнения также используется информация из уведомлений о выявленных ошибках, которые направляются налоговому агенту налоговыми органами (п. 4.4 Порядка № 4).
Для исправления ошибок, допущенных при заполнении строки «Військовий збір», под ней предусмотрена строка «Військовий збір – виключення» в разделе II Налогового расчета ф. № 1ДФ.
При выявлении ошибок в суммах, отраженных в строке «Військовий збір» раздела II ранее представленного Налогового расчета ф. № 1ДФ, порядок исправления ошибки в представляемом отчетном новом или уточняющем Налоговом расчете ф. № 1ДФ следующий:
— в строке «Військовий збір» отражается правильная информация (с правильными суммами);
— в строке «Військовий збір – виключення» для исключения ошибочной строки из ранее введенной информации необходимо повторить все графы (суммы) ошибочной строки.
Если налоговый агент выявил ошибку в начислении и перечислении военного сбора в прошлом периоде (периодах), состоящую в занижении налогового обязательства, и осуществил доплату военного сбора, то сумму военного сбора, уплаченную в месяце выявления и исправления ошибки, необходимо отразить в Налоговом расчете ф. № 1ДФ за тот квартал, в котором была осуществлена такая уплата.
ПРИМЕР 1
Исправление ошибки в виде неправильно определенной базы начисления
военного сбора и неуплаты военного сбора
В 2019 году работнице, кроме заработной платы, были выплачены:
— в январе — разовая материальная (нецелевая благотворительная) помощь в сумме 2500 грн.;
— в мае — разовая материальная (нецелевая благотворительная) помощь в сумме 1500 грн.
Из суммы первой материальной помощи, выплаченной в январе, военный сбор (НДФЛ) не уплачивался, поскольку на основании абзаца первого подпункта 170.7.3 НКУ в 2019 году не подлежит обложению военным сбором (НДФЛ) нецелевая благотворительная (разовая материальная) помощь, выплаченная совокупно в течение года в размере 2690 грн. (сумма, дающая право на применение НСЛ).
Что касается второй материальной помощи, выплаченной в мае в размере 1500 грн., то военный сбор (НДФЛ) необходимо было удержать из ее суммы, равной 1310 грн. (2500 + 1500 – 2690), на основании подпункта 164.2.20 НКУ как из прочих доходов, включающихся в налогооблагаемый доход, но по ошибке военный сбор (НДФЛ) из указанной суммы удержан не был. Соответственно, из второй материальной помощи, выплаченной в мае в размере 1500 грн., не облагается военным сбором только 190 грн. (1500 – 1310).
Обе материальные помощи (январская и майская) были отражены в строке «Військовий збір» в графах «Загальна сума нарахованого доходу» и «Загальна сума виплаченого доходу» раздела II Налогового расчета ф. № 1ДФ соответственно за I квартал и IІ квартал 2019 года, но на часть второй материальной помощи (майской) в сумме 1310 грн., которая должна была облагаться военным сбором, последний ошибочно не начислялся и не перечислялся.
В ноябре 2019 года (IV квартал) ошибка была выявлена и исправлена — с части майской материальной помощи уплачен военный сбор в сумме 19,65 грн. (1310 грн. х 1,5%).
Поскольку ошибка при начислении военного сбора была допущена в мае 2019 года и Налоговом расчете ф. № 1ДФ за IІ квартал 2019 года, то предприятие должно представить уточняющий Налоговый расчет за IІ квартал 2019 года, в котором отразить доначисленную сумму военного сбора:
— в строке «Військовий збір» в графах «Загальна сума нарахованого доходу», «Загальна сума виплаченого доходу», «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), перерахованого» необходимо повторить ранее отраженные суммы, а в графе «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), нарахованого» — увеличить ранее отраженную сумму военного сбора на 19,65 грн.;
— в строке «Військовий збір – виключення» для исключения ошибочной строки из ранее введенной информации необходимо повторить во всех графах суммы, которые указывались в ранее представленном Налоговом расчете ф. № 1ДФ за IІ квартал 2019 года.
Поскольку ошибка была исправлена путем уплаты военного сбора в сумме 19,65 грн. в ноябре 2019 года (IV квартал), то предприятие в Налоговом расчете ф. № 1ДФ за IV квартал 2019 года должно в графе «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), перерахованого» строки «Військовий збір» раздела II увеличить на 19,65 грн. сумму военного сбора, перечисленного в бюджет с дохода, начисленного за IV квартал 2019 года.
ПРИМЕР 2
Исправление ошибки в виде неначисления дохода и неуплаты военного сбора
В IІІ квартале 2019 года работнику, кроме заработной платы, был предоставлен ко Дню рождения подарок в натуральной форме (смартфон) стоимостью 4500 грн., с которого уплачен военный сбор. Но этот доход работника и уплаченный с него военный сбор ошибочно не были отражены в Налоговом расчете ф. № 1ДФ за IІІ квартал 2019 года, представленном предприятием в налоговый орган 22 октября 2019 года. Ошибка выявлена 7 ноября 2019 года, поэтому предприятие 8 ноября 2019 года представляет новый отчетный Налоговый расчет ф. № 1ДФ за IІІ квартал 2019 года, в котором отражает доход работника в виде подарка и уплаченный с него военный сбор.
На основании подпункта 165.1.39 НКУ с 1 января 2019 года не включается в налогооблагаемый доход стоимость подарков в части, которая не превышает 25% одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме. В течение 2019 года освобожденная от налогообложения стоимость подарков составляет 1043,25 грн. (4173 грн. х 25%). Стоимость подарков в виде превышения 1043,25 грн. в 2019 году облагается военным сбором (НДФЛ) как дополнительное благо на основании подпункта «е» пп. 164.2.17 НКУ (стоимость бесплатно полученных товаров).
Поскольку стоимость подарка, предоставленного работнику, составляет 4500 грн., обложению военным сбором подлежит сумма превышения в размере 3456,75 грн. (4500 – 1043,25). Эту сумму не нужно увеличивать на «натуральный» коэффициент в целях определения базы обложения военным сбором, в отличие от определения базы обложения НДФЛ.
Сумма военного сбора, подлежащая уплате со стоимости подарка:
3456,75грн. х 1,5% = 51,85 грн.
Таким образом, в представленном Налоговом расчете ф. № 1ДФ за IІІ квартал 2019 года предприятие в разделе ІІ в строке «Військовий збір» ошибочно не отразило в графах «Загальна сума нарахованого доходу» и «Загальна сума виплаченого доходу» соответственно начисленный и выплаченный доход работнику в виде подарка в сумме 4500 грн., а в графах «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), нарахованого» и «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), перерахованого» не отразило соответственно начисленный и перечисленный военный сбор в сумме 51,85 грн.
В новом отчетном Налоговом расчете ф. № 1ДФ за IІІ квартал 2019 года необходимо отразитьдоход работника в виде подарка и уплаченный с него военный сбор, для чего:
— в строке «Військовий збір» указываются новые правильные суммы, а именно в графах «Загальна сума нарахованого доходу» и «Загальна сума виплаченого доходу» предыдущую сумму необходимо увеличить на 4500 грн. (стоимость подарка), а в графах «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), нарахованого» и «Загальна сума утриманого податку, збору (грн, коп.), перерахованого» предыдущую сумму необходимо увеличить на 51,85 грн. (сумма начисленного и уплаченного военного сбора с подарка);
— в строке «Військовий збір – виключення» для исключения ошибочной строки из ранее введенной информации необходимо повторить во всех графах суммы, которые указывались в ранее представленном отчетном Налоговом расчете ф. № 1ДФ за IІІ квартал 2019 года.
__________________________________________________________________________
Вместе с отчетным новым или уточняющим Налоговым расчетом ф. № 1ДФ налоговый агент имеет право предоставить в налоговый орган объяснения проведенных исправлений.
Обращаем внимание, что налогоплательщик во время проведения документальных плановых и внеплановых проверок не имеет права представлять уточняющие расчеты к представленным им ранее Налоговым расчетам ф. № 1ДФ за любой отчетный (налоговый) период, который проверяется налоговым органом (п. 50.2 НКУ).
В случае, если налогоплательщик представляет уточняющий Налоговый расчет к Налоговому расчету ф. № 1ДФ, представленному за период, который проверялся, или не представляет уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки, которой установлены нарушения налогового законодательства, налоговый орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период (п. 50.3 НКУ).
Ответственность за неуплату военного сбора и представление отчетности с ошибками
В случае самостоятельного выявления ошибки в начисленной и перечисленной в бюджет сумме военного сбора — ее недоплате налоговый агент обязан доначислить и уплатить военный сбор. Если вследствие допущенной ошибки выявлена недоплата военного сбора, а налоговый агент не взимает ее с налогооблагаемого дохода налогоплательщика (не уплачивает военный сбор), то к налоговому агенту (работодателю) может быть применен штраф, установленный статьей 127 НКУ.
Из этой статьи следует, что неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) военного сбора налогоплательщиком, в т. ч. налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика влекут за собой наложение штрафа в размере 25% суммы военного сбора, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет. Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут наложение штрафа в размере 50% суммы военного сбора, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.
Вышеуказанные действия, совершенные в течение 1095 дней в третий и более раз, влекут наложение штрафа в размере 75% суммы военного сбора, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.
Кроме штрафов, к налоговому агенту применяется ответственность в виде пени в порядке и размере, определенных статьей 129 НКУ (начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты военного сбора).
Согласно пункту 119.2 НКУ непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (выплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или смене налогоплательщика, — влекут наложение штрафа в размере 510 грн. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1020 грн.
Если при представлении налоговым агентом уточняющего Налогового расчета ф. № 1ДФ добавляются суммы начисленного и/или выплаченного дохода, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, что не приводит к уменьшению и/или увеличению обязательств налогоплательщика по уплате военного сбора, то штрафные (финансовые) санкции к такому налоговому агенту не применяются.