Разъяснение Управления исполнительной дирекции ФССУ в Винницкой области «О применении ограничения в размере пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам» от 04.06.2019 г.
УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ФОНДА
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ УКРАИНЫ В ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 04.06.2019 г.
О применении ограничения в размере пособия по временной нетрудоспособности
и по беременности и родам
Нормой части четвертой статьи 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV (далее — Закон № 1105) определен предохранительный механизм, который ограничивает размер материального обеспечения в зависимости от приобретенного страхового стажа за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая. Так, застрахованные лица, которые в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая по данным Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования имеют страховой стаж менее шести месяцев, имеют право на материальное обеспечение в соответствии с этим Законом в следующих размерах:
1. пособие по временной нетрудоспособности — исходя из начисленной заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, но не более размера пособия, исчисленного из минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая;
2. пособие по беременности и родам — исходя из начисленной заработной платы (дохода), с которой уплачиваются страховые взносы, но не более размера пособия, исчисленного из двукратного размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.
Указанный максимальный предел размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам для застрахованных лиц, которые в двенадцатимесячном периоде перед наступлением страхового случая имеют страховой стаж менее шести месяцев, применяется к размеру пособия, рассчитанному на общих основаниях. То есть, размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам определяется в соответствии с нормами статей 24 и 26 Закона № 1105, а затем, при необходимости, применяются ограничения размера пособия, предусмотренные частью четвертой статьи 19 Закона № 1105.
При этом размер средней заработной платы за один календарный день для ограничения определяется путем деления размера минимальной заработной платы или двукратного размера минимальной заработной платы на среднемесячное количество календарных дней (30,44) в соответствии с пунктом 5 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2001 г. № 1266 (далее — Порядок № 1266).
Обращаем внимание, что страховой стаж для определения размера пособия исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а за периоды до его введения — в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее (часть вторая статьи 21 Закона № 1105).
Поскольку Закон № 1105 устанавливает норму двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая, то месяц наступления страхового случая не входит в указанный двенадцатимесячный период, за который исчисляется страховой стаж для определения права на материальное обеспечение в размерах, предусмотренных частью 4 статьи 19 Закона № 1105.
Следует обратить внимание, что несмотря на наличие у застрахованного лица страхового стажа более 8 лет, приобретенного до 01.01.2011 г., в случае отказа этого лица предоставить работодателю информацию о шестимесячном страховом стаже в двенадцатимесячном периоде перед наступлением страхового случая, страхователь-работодатель должен ограничить размер пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам в соответствии с нормой части четвертой статьи 19 Закона № 1105. После предоставления застрахованным лицом указанной информации о страховом стаже страхователь-работодатель может не применять ограничение, предусмотренное частью четвертой статьи 19 Закона № 1105, и осуществить доначисление материального обеспечения исходя из размера начисленной за расчетный период заработной платы, на которую начислен единый взнос на общеобязательное государственное страхование.
_________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: В вышеприведенном разъяснении УИД ФССУ в Винницкой области (далее — УИД ФССУ) отметило, что «поскольку Закон № 1105 устанавливает норму двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая, то месяц наступления страхового случая не входит в указанный двенадцатимесячный период, за который исчисляется страховой стаж для определения права на материальное обеспечение в размерах, предусмотренных частью 4 статьи 19 Закона № 1105».
По нашему мнению, этот вывод неправомерный, и УИД ФССУ выдает желаемое за действительное. Уверены, что норма части 4 статьи 19 Закона № 1105 «в течение двенадцати месяцев перед наступлением страхового случая» тождественна норме «в течение двенадцати месяцев перед днем наступления страхового случая» и не тождественна норме «в течение двенадцати месяцев перед месяцем наступления страхового случая», на которой настаивает УИД ФССУ.
Например, если страховой случай наступил 26 июля 2019 года, то последними 12 месяцами перед наступлением страхового случая будет период с 26 июля 2018 года по 25 июля 2019 года. Это безусловно требует более тщательного подсчета количества календарных дней страхового стажа, но это в пользу работника, поскольку в месяце наступления страхового случая дни этого месяца, предшествующие дню наступления страхового случая (в примере — календарные дни с 1 по 25 июля 2019 года), работник обычно отрабатывает, за них начисляется заработная плата, с которой уплачивается ЕСВ, поэтому эти дни включаются в страховой стаж работника. Если эти дни исключать, как предлагает УИД ФССУ, то искусственно будет уменьшаться страховой стаж работника, что может привести к применению «верхних» ограничений при расчете суммы страховой выплаты работнику.