Продолжающаяся вооруженная агрессия против Украины выявила много пробелов в отечественном законодательстве, один из которых касается бронирования работников-военнообязанных. В конце ноября 2022 года был принят Закон Украины, а в конце января 2023 года — постановление Кабинета Министров Украины, которыми наконец-то урегулированы многие вопросы бронирования военнообязанных. Какие теперь предприятия могут бронировать своих работников? На какой период может быть предоставлена отсрочка работникам от призыва на военную службу? Какие документы и кому подаются работодателями для бронирования работников? Какой государственный орган принимает решение о бронировании военнообязанных? Какой документ подтверждает предоставление военнообязанному отсрочки? Как предприятие должно отчитываться о забронированных работниках? По каким критериям определяются предприятия, которые являются критически важными для функционирования экономики страны в особый период в целях бронирования военнообязанных?
Бронирование работников во время военного положения
Защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины — конституционная обязанность граждан Украины. Это определено частью 1 статьи 1 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 № 2232-ХІІ (далее — Закон № 2232).
В случае вооруженной агрессии против Украины Президент Украины принимает решение об общей или частичной мобилизации, введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях, применении Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины (ст. 4 Закона Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 № 1932-XII).
В связи с вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины Указами Президента Украины с 24 февраля 2022 года в нашей стране введено военное положение и объявлена общая мобилизация, которые периодически продлевались Указами Президента Украины и в настоящее время продлены до 20 мая 2023 года.
Объявление общей мобилизации предусматривает дополнительный призыв на военную службу военнообязанных, то есть лиц, которые пребывают в запасе для комплектования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства (ч. 9 ст. 1 Закона № 2232).
Поскольку любая война между государствами предусматривает не только ведение боевых действий, но и соперничество экономик, для нашего государства крайне важно, чтобы в условиях войны отечественные предприятия продолжали работать и обеспечивали всем необходимым Вооруженные Силы Украины. Именно поэтому законодательством предусмотрено бронирование военнообязанных.
В соответствии со статьей 24 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII (далее — Закон о мобилизации) бронирование военнообязанных, пребывающих в запасе, осуществляется в мирное и в военное время с целью обеспечения функционирования органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций в особый период.
Продолжительное время статьей 25 Закона о мобилизации было предусмотрено, что бронированию подлежат военнообязанные, работающие в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления и на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов и выполнения мобилизационных заданий (заказов). Такие военнообязанные не подлежат принятию на службу в военном резерве.
Однако 30 ноября 2022 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» относительно бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время» от 04.11.2022 № 2732-IX, которым статья 25 Закона о мобилизации изложена в следующей новой редакции:
«Статья 25. Организация и порядок бронирования военнообязанных
1. Бронированию подлежат военнообязанные, которые работают:
1) в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления, в случае если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов;
2) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае если это необходимо для выполнения установленных мобилизационных заданий (заказов);
3) на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ и предоставление услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
4) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период. Критерии и порядок, по которым осуществляется определение предприятий, учреждений и организаций, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
2. Военнообязанные, указанные в части первой этой статьи, не подлежат принятию на службу в военном резерве.
3. Порядок и организация бронирования, перечни должностей и профессий военнообязанных, подлежащих бронированию на период мобилизации и на военное время, определяются этим Законом, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины. Во время действия военного положения бронирование военнообязанных может также осуществляться по списку военнообязанных, поданному в установленном Кабинетом Министров Украины порядке соответствующим органом государственной власти, другим государственным органом, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, указанными в части первой этой статьи».
Во исполнение вышеприведенных норм статьи 25 Закона о мобилизации Кабинетом Министров Украины принято постановление «Некоторые вопросы реализации положений Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» относительно бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время» от 27.01.2023 № 76 (далее — Постановление № 76), которое вступило в силу 31 января 2023 года.
Постановлением № 76 утверждены:
— Порядок бронирования военнообязанных по списку военнообязанных во время действия военного положения (далее — Порядок бронирования). Этот Порядок, кроме текстовой части, содержит также 8 приложений, в которых приведены формы различных документов, составляемых субъектами для реализации его норм (в частности, список военнообязанных, которые предлагаются к бронированию на период мобилизации и на военное время; справка о количестве военнообязанных, работающих в соответствующем органе, на предприятии, в учреждении, организации; выписка из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанного);
Одновременно Постановлением № 76 отменено постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы бронирования военнообязанных в условиях правового режима военного положения» от 03.03.2022 № 194 (далее — Постановление № 194), которым ранее были установлены порядок бронирования военнообязанных в условиях правового режима военного положения органами государственной власти, другими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями, удовлетворяющими потребности Вооруженных Сил, других военных формирований, населения и форма предложения по бронированию военнообязанных.
Предприятия, имеющие право на бронирование работников
Как отмечалось выше, до 30 ноября 2022 года статьей 25 Закона о мобилизации предусматривалось бронирование военнообязанных только на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае, если это необходимо для выполнения мобилизационных заданий (заказов).
С 30 ноября 2022 года статьей 25 Закона о мобилизации, а с 31 января 2023 года и Порядком бронирования значительно увеличен перечень предприятий, которые могут забронировать на период мобилизации и на военное время своих работников.
Так, в соответствии с пунктом 1 Порядка бронирования этот Порядок определяет механизм бронирования во время действия военного положения военнообязанных по спискам военнообязанных, которые предлагаются к бронированию на период мобилизации и на военное время, которые работают:
— в органах государственной власти, других государственных органах (далее вместе — государственные органы), органах местного самоуправления, в случае если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов;
— на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее — предприятия), которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае, если это необходимо для выполнения установленных мобилизационных заданий (заказов);
— на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее — предприятия), осуществляющих производство товаров, выполнение работ и предоставление услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований;
— на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее — предприятия), которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период.
На предприятиях, указанных в абзацах третьем – пятом пункта 1 Порядка бронирования, военнообязанные руководители указанных предприятий и их заместители, а также работники предприятий топливно-энергетического комплекса, перечень которых утверждается Министерством энергетики Украины (далее — Минэнерго), подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности (п.п. 6, 7, 8 Порядка бронирования).
Срок действия бронирования (отсрочки) работников
Пунктом 2 Порядка бронирования установлено, что бронирование военнообязанных, указанных в пункте 1 этого Порядка, осуществляется согласно решению Министерства экономики Украины (далее — Минэкономики) по спискам военнообязанных, которые предлагаются к бронированию на период мобилизации и на военное время, согласованным Генеральным штабом Вооруженных Сил (военнообязанных, состоящих на воинском учете в Службе безопасности Украины (далее — СБУ), Службе внешней разведки (далее — СВР), — по спискам, согласованным СБУ, СВР).
Забронированным военнообязанным предоставляется отсрочка от призыва на военную службу во время мобилизации (далее — отсрочка).
В решении Минэкономики указывается срок действия отсрочки, который не может превышать:
— срока проведения мобилизации — для военнообязанных, указанных в абзаце втором пункта 1 Порядка бронирования (т. е. для военнообязанных, работающих в государственных органах);
— 6 месяцев — для военнообязанных, указанных в абзацах третьем – пятом пункта 1 Порядка бронирования (то есть для военнообязанных, работающих на предприятиях).
Пунктом 2 Постановления № 76 установлено, что:
— отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации, которые были предоставлены военнообязанным решениями Минэкономики до вступления в силу этого Постановления (т. е. до 31 января 2023 года), действуют в течение срока, на который они предоставлены;
— аннулирование отсрочек, указанных в абзаце втором этого пункта, осуществляется в случаях и порядке, определенных пунктом 12 Порядка бронирования, утвержденного этим Постановлением (см. ниже).
Напомним, что до 31 января 2023 года пунктом 3 Постановления № 194 было предусмотрено, что в решении Минэкономики указывается срок действия отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации, который не может превышать 6 месяцев, при этом срок действия отсрочки может быть продлен на срок до 2 месяцев на основании обоснованного представления органа государственной власти, другого государственного органа, не требующего согласования Министерством обороны.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины «О продлении сроков действия отсрочок от призыва на военную службу во время мобилизации» от 04.11.2022 № 1259, в которое дважды вносились изменения постановлениями Кабинета Министров Украины от 02.12.2022 № 1345 и от 30.12.2022 № 1480, установлено, что сроки действия отсрочек от призыва на военную службу во время мобилизации, предоставленных военнообязанным соответствующими решениями Минэкономики согласно Постановлению № 194, которые не закончились на день вступления в силу этого постановления (т. е. не закончились по состоянию на 10.11.2022), продлеваются автоматически на три месяца.
Сейчас на большинстве предприятий, получивших отсрочку для своих работников-военнообязанных после объявления мобилизации (в частности, в марте 2022 года или позднее), в феврале 2023 года истекают сроки действия отсрочки, поэтому возможна ситуация, что такие предприятия не успеют получить новую отсрочку для своих работников уже по нормам Постановления № 76 и Порядка бронирования, а указанные работники получат повестки. Для предотвращения их призыва на военную службу работодателям необходимо оперативно подать пакет документов (о них ниже), а уполномоченным государственным органам — оперативно их рассмотреть, чтобы не пришлось останавливать работу предприятия из-за нехватки квалифицированных кадров.
Заметим, что в отличие от Постановления № 194, Постановление № 76 и Порядок бронирования не содержат норм о возможности продления срока действия отсрочки, предоставленной на 6 месяцев, на определенное количество месяцев по решению Минэкономики, поэтому, скорее всего, по истечении 6-месячного срока отсрочки для работников-военнообязанных, их работодателям необходимо будет получать для них новую отсрочку на 6 месяцев.
Документы, подаваемые работодателями для бронирования работников
Для предприятий, указанных в абзацах третьем – пятом пункта 1 Порядка бронирования, общими являются следующие нормы пунктов 6 – 8 этого Порядка:
— список военнообязанных, которые предлагаются к бронированию на период мобилизации и на военное время (далее — список), подается предприятием в соответствующий орган по форме согласно приложению 1 в бумажной и/или электронной форме вместе с соответствующим обоснованием и справкой о количестве военнообязанных по форме согласно приложению 2;
— количество военнообязанных, подлежащих бронированию, должно составлять 50% количества военнообязанных предприятия на дату подачи списка. При наличии обоснованной необходимости количество военнообязанных, подлежащих бронированию, может превышать 50% количества военнообязанных предприятия на дату подачи списка;
— к предприятиям топливно-энергетического комплекса, перечень которых утверждается Минэнерго, не применяются вышеуказанные ограничения по количеству военнообязанных, подлежащих бронированию.
Согласно разъяснению представителя Минэкономики при определении общего количества военнообязанных предприятия, от которого исчисляется 50% количества военнообязанных для бронирования, работники предприятия, которые уже были мобилизованы ранее, на этапе формирования списка не засчитываются в общее количество военнообязанных работников предприятия, но военнообязанные женщины, мобилизация которых добровольна, должны быть учтены в общем количестве военнообязанных. Включение в список работников, имеющих дефицитную военно-учетную специальность, не запрещается, но это повышает риск получения несогласования Генеральным штабом Вооруженных Сил (СБУ, СВР) бронирования таких работников или списка в целом.
В соответствии с пунктом 6 Порядка бронирования предприятия, которым установлены мобилизационные задания (заказы), подают список в государственный орган, установивший (доведший) мобилизационные задания (заказы).
В обосновании к списку указываются:
— дата принятия и номер акта Кабинета Министров Украины, решения центрального или местного государственного органа об установлении (доведении) мобилизационного задания (заказа) предприятию, дата и номер заключенного договора (контракта) на выполнение предприятием мобилизационного задания (заказа);
— информация о соответствии учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.
Государственный орган, установивший (доведший) мобилизационное задание (заказ), проводит проверку полноты заполнения списка, наличия предоставленного к нему обоснования, а также соблюдения требований по количеству военнообязанных, подлежащих бронированию, и подает его на согласование Генеральному штабу Вооруженных Сил (СБУ, СВР).
Согласно пункту 7 Порядка бронирования предприятия, осуществляющие производство товаров, выполнение работ и предоставление услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований, подают список в центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство Вооруженными Силами, другими военными формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, в интересах которых они осуществляют производство товаров, выполняют работы, предоставляют услуги или в Минстратегпром.
В обосновании к списку указывается информация о:
— производстве товаров, выполнении работ и предоставлении услуг для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований, дате и номере заключенного государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований;
— соответствии учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.
Центральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство Вооруженными Силами, другими военными формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, или Минстратегпром проводят проверку полноты заполнения списка, наличия предоставленного к нему обоснования, а также соблюдения требований по количеству военнообязанных, подлежащих бронированию, и подают его на согласование Генеральному штабу Вооруженных Сил (СБУ, СВР).
В соответствии с пунктом 8 Порядка бронирования предприятия, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, подают список в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в соответствующей сфере, или в соответствующую областную, Киевскую городскую госадминистрации, или в соответствующую областную, Киевскую городскую военную/военно-гражданскую администрации (в случае ее создания), на территории юрисдикции которой они расположены.
Специализированные учреждения ООН, зарубежные дипломатические учреждения в Украине, представительства донорских учреждений, исполнители проектов международной технической помощи, представительства международных организаций, международные и украинские неправительственные организации, реализующие гуманитарные проекты за денежные средства международных партнеров, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности в особый период, подают список в Секретариат Кабинета Министров Украины или Министерство иностранных дел Украины (далее — МИД). При этом работники указанных учреждений, представительств, организаций подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности, а также к таким учреждениям, представительствам и организациям не применяются вышеуказанные ограничения по количеству военнообязанных, подлежащих бронированию.
В обосновании к списку указываются:
— дата принятия и номер решения центрального органа исполнительной власти, другого государственного органа, органа государственного управления, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины (по соответствующей сфере управления и отрасли национальной экономики), или областной, Киевской городской госадминистраций, или областной, Киевской городской военных/военно-гражданских администраций (в случае их создания) о признании предприятия, учреждения и организации критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период или решения МИД либо Секретариата Кабинета Министров Украины об утверждении перечня таких предприятий;
— информация о соответствии учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в соответствующей сфере, или областная, Киевская городская госадминистрации, или областная, Киевская городская военные/военно-гражданские администрации (в случае их создания), МИД, Секретариат Кабинета Министров Украины проводят проверку полноты заполнения списка, наличия предоставленного к нему обоснования, соблюдения требований по количеству военнообязанных, подлежащих бронированию, и подают его на согласование Генеральному штабу Вооруженных сил (СБУ, СВР).
Согласно пункту 4 Порядка бронирования государственные органы подают на согласование Генеральному штабу Вооруженных Сил (СБУ, СВР) списки по соответствующим сферам управления, отраслям национальной экономики, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям.
Военнообязанные, занимающие должности государственной службы категорий «А» и «Б», руководители министерств и их заместители, руководители государственных органов, органов государственного управления, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их заместители, руководители самостоятельных структурных подразделений таких органов и их заместители, а также работники патронатных служб подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности.
Количество военнообязанных, подлежащих бронированию и занимающих должности в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, кроме вышеуказанных военнообязанных, должно составлять 50% количества военнообязанных указанных органов на дату подачи списка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка бронирования органы местного самоуправления подают списки в соответствующие местные органы исполнительной власти для дальнейшего согласования с Генеральным штабом Вооруженных Сил (СБУ, СВР).
Военнообязанные, занимающие должности первой – четвертой категории должностей в органах местного самоуправления, подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности.
Количество военнообязанных, подлежащих бронированию и занимающих должности пятой – седьмой категорий должностей в органах местного самоуправления, должно составлять 50% количества военнообязанных органа местного самоуправления на дату подачи списка.
Согласно пункту 3 Порядка бронирования руководители государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий отвечают за включение военнообязанных работников в списки, а также за соответствие учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам.
В случае необходимости сверка соответствия военно-учетных данных военнообязанных, указанных в списке, их военно-учетным документам осуществляется в установленном законодательством порядке.
В настоящее время механизм вышеуказанной сверки определен пунктами 45, 46 Порядка организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.12.2022 № 1487.
Государственными органами, предприятиями при формировании списков могут учитываться критерии бронирования военнообязанных за государственными органами, предприятиями на период мобилизации и на военное время согласно приложению 6 к Порядку бронирования военнообязанных за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления и предприятиями на период мобилизации и на военное время, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 04.02.2015 № 45, а также перечни должностей и профессий военнообязанных, подлежащих бронированию на период мобилизации и на военное время, утвержденные распоряжением Кабинета Министров Украины от 18.03.2015 № 493.
Принятие решения о бронировании военнообязанных и выдача документа,
подтверждающего предоставление отсрочки
Пунктом 9 Порядка бронирования установлено, что согласованные Генеральным штабом Вооруженных Сил (СБУ, СВР) по результатам рассмотрения относительно полноты заполнения и наличия обоснований списки, поданные в соответствии с пунктами 4 – 8 этого Порядка, Генштаб Вооруженных Сил (СБУ, СВР) подает Минэкономики.
По результатам проверки списков, поданных в соответствии с пунктом 9 Порядка бронирования, относительно полноты их заполнения, наличия обоснований и согласования Генеральным штабом Вооруженных Сил (СБУ, СВР) Минэкономики принимает решение о бронировании военнообязанных. Указание в решении Минэкономики о бронировании военнообязанного неправильной информации о его фамилии, имени и отчестве (при наличии), годе рождения, военно-учетной специальности (профиле), наименовании (полном и сокращенном) и местонахождении государственного органа, предприятия, кода согласно ЕГРПОУ (при наличии) может быть основанием для отказа в зачислении такого военнообязанного на специальный воинский учет (п. 10 Порядка бронирования).
Таким образом, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, составляющим списки, необходимо быть очень внимательными, поскольку допущенная ошибка в фамилии, имени, отчестве (при наличии), годе рождения, военно-учетной специальности (профиле) работника может привести к отказу в бронировании такого военнообязанного и последующему призыву его на военную службу.
Согласно пункту 11 Порядка бронирования с целью оформления военнообязанным отсрочек Минэкономики направляет решение о бронировании военнообязанных государственным органам, которыми поданы списки, а также Генеральному штабу Вооруженных Сил (СБУ, СВР).
Генеральный штаб Вооруженных Сил (СБУ, СВР) в трехдневный срок доводит указанное решение до сведения соответствующих территориальных центров комплектования и социальной поддержки (соответствующего подразделения Центрального управления и/или региональных органов СБУ, соответствующего подразделения СВР).
Государственный орган, орган местного самоуправления, предприятие выдают военнообязанному выписку из указанного решения по форме согласно приложению 3 (выписку из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанного).
Выписка, удостоверенная подписью руководителя и печатью (при ее наличии) соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия, является документом, подтверждающим предоставление военнообязанному отсрочки.
Выписка выдается военнообязанному под подпись в ведомости выдачи бланков специального воинского учета, составленной по форме согласно приложению 4.
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия в пятидневный срок со дня выдачи выписки военнообязанному направляют в территориальный центр комплектования и социальной поддержки (далее — ТЦКСП), где военнообязанный состоит на воинском учете (в соответствующее подразделение Центрального управления и/или региональные органы СБУ, соответствующее подразделение СВР), уведомление о бронировании военнообязанного по форме согласно приложению 5 для зачисления его на специальный воинский учет.
ТЦКСП, в котором военнообязанный состоит на воинском учете (соответствующее подразделение Центрального управления и/или региональный орган СБУ, соответствующее подразделение СВР), на основании решения о бронировании военнообязанных зачисляют такого военнообязанного на специальный воинский учет.
Аннулирование бронирования (отсрочки) военнообязанных
Согласно пункту 12 Порядка бронирования предоставленная отсрочка подлежит аннулированию в случае:
1) окончания срока ее действия;
2) завершения предприятием выполнения мобилизационного задания (заказа) или его отмены;
3) завершения предприятием производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований;
4) лишения предприятий статуса критически важных для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период органом, принявшим решение о признании таких предприятий критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период;
5) ликвидации государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия;
6) увольнения военнообязанного из государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия.
В случаях, указанных в подпунктах 2 – 6 пункта 12 Порядка бронирования, аннулирование отсрочки осуществляется по решению Минэкономики на основании обоснованного представления государственного органа, органа местного самоуправления, предприятия. В соответствии с указанным решением государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия в пятидневный срок со дня его принятия изымают у военнообязанного выписку, выданную в соответствии с пунктом 11 этого Порядка, и направляют ее в ТЦКСП, где военнообязанный состоит на воинском учете (в соответствующее подразделение Центрального управления и/или региональный орган СБУ, соответствующее подразделение СВР), с отметкой в ведомости выдачи бланков специального воинского учета.
После окончания срока действия отсрочки (в случае ее непродления) или ее аннулирования и последующего снятия со специального воинского учета военнообязанный состоит на обычном воинском учете и может быть призван на военную службу.
Отчет о численности забронированных военнообязанных
В соответствии с пунктом 13 Порядка бронирования государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия ежеквартально составляют отчет о численности военнообязанных, забронированных согласно этому Порядку, по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом (далее — Отчет).
В Отчет включаются сводные показатели по государственному органу, органу местного самоуправления, предприятию и по подчиненным им структурным подразделениям и филиалам независимо от их местонахождения (п. 14 Порядка бронирования).
Согласно пункту 15 Порядка бронирования Отчет подается:
1) до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (по форме согласно приложению 6):
— государственному органу — предприятиями, которые привлекаются им к выполнению мобилизационных заданий (заказов) в особый период;
— центральным органам исполнительной власти, осуществляющим руководство Вооруженными Силами, другими военными формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, или Минстратегпрому — предприятиями, осуществляющими производство товаров, выполнение работ, предоставление услуг, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других военных формирований;
— центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализующему государственную политику в соответствующей сфере, соответствующей областной, Киевской городской госадминистрации или соответствующей областной, Киевской городской военной/военно-гражданской администрации (в случае ее создания), Секретариату Кабинета Министров Украины — предприятиями, которые признаны критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период;
2) до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (по форме согласно приложению 6), областной, Киевской городской госадминистрациям или областной, Киевской городской военным/военно-гражданским администрациям (в случае их создания) — местными органами исполнительной власти низшего уровня, органами местного самоуправления;
3) до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, Минэкономики — государственными органами (по соответствующей сфере управления, отрасли национальной экономики (по форме согласно приложению 7), областными, Киевской городской госадминистрациями или областными, Киевской городской военными/военно-гражданскими администрациями (в случае их создания) (по соответствующей административно-территориальной единице) (по форме согласно приложению 8).
В Отчете, подаваемом предприятиями, основной частью является таблица, имеющая две графы: «Професійна назва робіт» и «Чисельність військовозобов’язаних, які заброньовані». В первой графе указаны категории работников: «Керівники», «Професіонали та фахівці», «Технічні службовці», «Інші», а в нижней строке указано «Усього». Во второй графе, которая заполняется работодателем, напротив соответствующей категории работников указывается их численность, а в нижней итоговой строке указывается общее количество забронированных военнообязанных.
В примечаниях к таблице указано, в частности, что в графе «Чисельність військовозобов’язаних, які заброньовані» указывается численность военнообязанных, которым выдана выписка из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанного.
Таким образом, предприятия, на которых в течение I квартала 2023 года работники-военнообязанные получат выписку из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанного, должны до 10 апреля 2023 года (фактически не позднее 7 апреля, поскольку 8 и 9 апреля — суббота и воскресенье) подать Отчет соответствующему органу.
Определение предприятий, которые являются критически важными
для функционирования экономики и обеспечения
жизнедеятельности населения в особый период
Утвержденные Постановлением № 76 Порядок и критерии определения предприятий, учреждений и организаций, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период (далее — Порядок № 76) устанавливают механизм определения предприятий, которые являются критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период (далее — критически важное предприятие) для целей бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время.
Согласно пункту 2 Порядка № 76 определение предприятия критически важным осуществляется по следующим критериям:
1) общая сумма налогов, сборов, платежей, начисленных, удержанных и уплаченных в государственный и местные бюджеты, кроме таможенных платежей, в течение отчетного налогового года превышает эквивалент 1,5 млн. евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу Национального банка за тот же период, что подтверждается справкой контролирующего органа, в котором на учете состоит предприятие;
2) сумма поступлений в иностранной валюте, кроме кредитов и займов, за отчетный налоговый год превышает эквивалент 32 млн. евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу Национального банка за тот же период, что подтверждается справкой соответствующего обслуживающего банка;
3) предприятие имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства в соответствии с перечнем объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2015 № 83;
4) предприятие имеет важное значение для отрасли национальной экономики или удовлетворения потребностей территориальной общины. Критерии, по которым осуществляется определение предприятия, имеющего важное значение для отрасли национальной экономики или удовлетворения потребностей территориальной общины, устанавливаются органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами государственного управления, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, по сфере их управления лбои национальной отрасли экономики или областной, Киевской городской госадминистрациями, или областной, Киевской городской военными/военно-гражданскими администрациями (в случае их создания) с учетом потребностей территориальной общины;
5) отсутствие задолженности по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, что подтверждается справкой об отсутствии задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, или выпиской из информационной системы органов ГНС относительно статуса расчетов плательщика с бюджетом и целевыми фондами, удостоверенной руководителем предприятия;
6) размер средней заработной платы застрахованных лиц – работников на предприятии за последний календарный квартал составляет не менее размера средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года (в соответствии с данными Госстата), что подтверждается справкой, предоставленной предприятием;
7) предприятие является резидентом Дия Сити.
К критически важным предприятиям относятся: специализированные учреждения ООН, зарубежные дипломатические учреждения в Украине, представительства донорских учреждений, исполнители проектов международной технической помощи, представительства международных организаций, международные и украинские неправительственные организации, реализующие гуманитарные проекты за счет международных партнеров, согласно перечню, утвержденному МИД или Секретариатом Кабинета Министров Украины.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 76 основанием для принятия решения об определении предприятия, кроме предприятий, указанных в абзацах втором – пятом этого пункта (см. ниже), критически важным является соответствие трем или более критериям, указанным в пункте 2 этого Порядка.
Основанием для принятия решения об определении предприятия критически важным является соответствие двум или более критериям, указанным в пункте 2 этого Порядка, а именно для:
— предприятий топливно-энергетического комплекса;
— предприятий, которые осуществляют деятельность в сфере здравоохранения, образования и науки, физической культуры и спорта, социальной защиты и относятся к государственной или коммунальной форме собственности с включением в Реестр неприбыльных учреждений и организаций или содержатся за счет средств государственного или местного бюджета, или предоставляют населению бесплатные услуги, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения, на постоянной основе;
— линейных аудиовизуальных медиа, осуществляющих эфирное наземное многоканальное (цифровое) телевизионное вещание с использованием радиочастотного ресурса, программное наполнение которого состоит преимущественно из информационных и/или информационно-аналитических передач, или привлеченных к системе оповещения, и их аффилированных лиц, а также государственных и коммунальных учреждений культуры.
Пунктом 4 Порядка № 76 установлено, что определение предприятия критически важным осуществляется центральным органом исполнительной власти, другим государственным органом, органом государственного управления, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, по соответствующей сфере управления и отрасли национальной экономики или областной, Киевской городской госадминистрациями, или областной, Киевской городской военными/военно-гражданскими администрациями (в случае их создания) на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Согласно пункту 5 Порядка № 76 с целью определения предприятия критически важным такое предприятие в случае соответствия критериям, указанным в пункте 2 этого Порядка, обращается в центральный орган исполнительной власти, другой государственный орган, орган государственного управления, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины (по сфере управления или отрасли национальной экономики), или в областную, Киевскую городскую госадминистрации, или областную, Киевскую городскую военные/военно-гражданские администрации (в случае их создания), на территории юрисдикции которых оно расположено. К обращению прилагаются копии подтверждающих документов, а также информация о подаче предприятием в установленном законодательством порядке налоговой отчетности за последний календарный квартал, что подтверждается:
— копией налоговой декларации с отметками (штампами) контролирующего органа, получившего налоговую декларацию, с указанием даты ее получения или
— квитанцией о принятии налоговой декларации в случае ее подачи средствами электронной связи или
— квитанцией контролирующего органа, на который возложены функции относительно результатов проверки и принятия пакета отчетных документов налогоплательщиков, или
— почтовым уведомлением с отметкой о вручении контролирующему органу при отправке налоговой декларации по почте.
Обращаем внимание, что из семи критериев определения предприятия критически важным, указанных в пункте 2 Порядка № 76, критерий 4 (предприятие имеет важное значение для отрасли национальной экономики или удовлетворения потребностей территориальной общины) должен устанавливаться профильными министерствами, ведомствами по сфере их управления или отрасли национальной экономики либо областной, Киевской городской или военными/военно-гражданскими госадминистрациями. То есть, указанные органы должны разработать для своей отрасли (сферы, территории) критерии определения предприятия критически важным. Так, Минэкономики приказом от 17.02.2023 № 952 утвердило Критерии определения предприятий, учреждений и организаций, имеющих важное значение для отраслей национальной экономики. Аналогичные критерии должны быть утверждены, в частности, для предприятий транспортной отрасли, почтовой связи и дорожного хозяйства — приказом Мининфраструктуры, для предприятий аграрного сектора — приказом Минагрополитики, для IT-предприятий (резидентов Дия Сити) — приказом Минцифры.
Для получения статуса критически важного предприятие должно обратиться в профильное министерство, ведомство или другой государственный орган с документами, подтверждающими соответствие критериям, указанным в пункте 2 этого Порядка. Одним из таких документов для плательщиков налога на прибыль предприятий может быть квитанция 2 о принятии налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2022 год. Государственная налоговая служба Украины уже предоставила разъяснение своим управлениям по выдаче справок об уплате налогов, сборов, платежей, единого социального взноса для подтверждения права предприятия на определение критически важного с последующим получением права на бронирование работников. Некоторые управления ГНС уже начали выдачу таких справок.
Документы для получения статуса критически важного предприятия можно подавать в электронной форме. При этом подавать документы по разным критериям в разные государственные органы нельзя — все заявки будут проверяться по коду ЕГРПОУ для недопущения дублирования.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 76 орган, указанный в пункте 5 этого Порядка, в который поступило обращение предприятия, обязан рассмотреть его на соответствие предприятия критериям, указанным в пункте 2 этого Порядка, и по результатам рассмотрения принять одно из следующих решений:
— о соответствии предприятия критериям, указанным в пункте 2 Порядка № 76, и определении его критически важным;
— о несоответствии предприятия критериям, указанным в пункте 2 Порядка № 76.
Решение о соответствии предприятия критериям, указанным в пункте 2 Порядка № 76, и определении его критически важным должно содержать информацию об идентификационном коде юридического лица в ЕГРПОУ; налоговом номере плательщика налогов; полном и сокращенном наименовании предприятия; критериях, которым соответствует предприятие.
Решение о несоответствии предприятия критериям, указанным в пункте 2 Порядка № 76, должно содержать информацию об отказе в определении предприятия критически важным с обоснованием несоответствия критериям.
Копию решения о соответствии предприятия критериям, указанным в пункте 2 Порядка № 76, и определении его критически важным орган, указанный в пункте 5 Порядка № 76, направляет в Минэкономики и Генеральный штаб Вооруженных Сил (СБУ, СВР) (п. 7 Порядка № 76).
Согласно пункту 8 Порядка № 76 подтверждение статуса критически важного предприятия осуществляется предприятием не реже одного раза в год. Предприятие для подтверждения указанного статуса подает соответствующее заявление в орган, который принял решение об определении такого предприятия критически важным, к которому прилагаются копии подтверждающих документов и информация, указанные в пункте 5 Порядка № 76 (см. выше).
Решение о подтверждении статуса критически важного предприятия или лишении такого статуса принимается в порядке, определенном пунктом 6 Порядка № 76 (см. выше).
Копию решения о подтверждении статуса критически важного предприятия или лишении такого статуса орган, указанный в абзаце втором этого пункта, в однодневный срок со дня его принятия направляет в Минэкономики и Генеральный штаб Вооруженных Сил (СБУ, СВР).
Таким образом, алгоритм бронирования работников-военнообязанных для предприятий, не получающих мобилизационные задания (заказы), следующий:
1. Предприятие определяет критерии, которым соответствует для бронирования работников, и профильное министерство, ведомство, другой государственный орган, государственную или военную/военно-гражданскую администрацию (далее вместе —госорган), в который будет подавать заявку на бронирование работников.
2. Предприятие подает госоргану пакет документов, подтверждающих соответствие предприятия установленным критериям (согласно разъяснению представителя Минэкономики если предприятие имеет обособленные подразделения, исчисление средней заработной платы работников осуществляется за все юридическое лицо, при этом поскольку форма справки о размере средней заработной платы работников предприятия не утверждена, она подается в произвольной форме. Справку Госстата о размере средней заработной платы в регионе за IV квартал 2021 года подавать не нужно).
3. Предприятие получает решение госоргана (это должны быть приказ или распоряжение с номером и датой) о признании предприятия имеющим право на бронирование работников (критически важным).
4. Предприятие подает в тот же госорган список военнообязанных, которые предлагаются к бронированию, вместе с письмом-обоснованием и справкой о количестве военнообязанных (согласно разъяснению представителя Минэкономики если предприятие имеет обособленные подразделения, в частности в разных регионах, исчисление количества военнообязанных на предприятии для определения предельного значения количества работников для бронирования (50%) осуществляется за все юридическое лицо).
5. Госорган (Минэкономики) согласовывает списки военнообязанных, которые предлагаются предприятием к бронированию, с Генеральным штабом Вооруженных сил (СБУ, СВР).
6. После согласования списков Генеральным штабом Вооруженных Сил (СБУ, СВР) Минэкономики издает приказ о бронировании работников предприятия и уведомляет об этом соответствующий госорган.
7. Предприятие получает от госоргана приказ Минэкономики о бронировании, выписку из приказа Минэкономики о бронировании военнообязанного (по каждому забронированному работнику отдельно), выдает такую выписку работнику под подпись и в течение 5 дней уведомляет о ней ТЦКСП для зачисления забронированных работников на специальный воинский учет.
Для физических лиц – предпринимателей отдельный порядок бронирования не предусмотрен, поэтому они, как работодатели, могут подавать заявку на бронирование по такой же процедуре.
Подытоживая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что принятие Постановления № 76, которым утвержден Порядок бронирования и Порядок № 76, должно значительно улучшить ситуацию в вопросах бронирования работников. Теперь дело за практической реализацией норм принятых документов. Надеемся, что государственные органы, уполномоченные рассматривать списки военнообязанных для бронирования и определять предприятия критически важными, будут оперативно выполнять свои обязанности, а у работодателей не будет задержек в получении отсрочек для работников.
По мнению Министра экономики Украины, принятие Постановления № 76 позволит выполнить две ключевые для страны задачи: обеспечить обороноспособность страны (введены ограничения по бронированию на уровне 50% от количества военнообязанных на предприятии) и гарантировать стабильную работу экономики. Теперь возможность бронирования работников недефицитных военных специальностей получили предприятия, критически важные для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения. Раньше такая возможность была только у предприятий, выполнявших мобилизационные задания (заказы). Разработаны и утверждены четкие общие критерии определения критически важных предприятий, но профильные министерства должны утвердить отраслевые критерии. Это обеспечит эффективность и прозрачность работы системы бронирования.