Одной из категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, являются одинокие матери (отцы). Государство проявляет заботу о них, что выражено в нормах действующих законодательных актов. Кроме различных социальных выплат и льгот, которые предоставляются одиноким матерям (отцам) за счет государственного и местных бюджетов, определенные гарантии и льготы предусмотрены для них трудовым и налоговым законодательством. В частности, одинокие матери (отцы) имеют льготы при трудоустройстве, право на социальный дополнительный отпуск на детей, на повышенную налоговую социальную льготу. Кто считается одинокой матерью (отцом) для получения указанных льгот? Что необходимо учитывать работодателям, у которых работают одинокие матери (отцы)?
Одинокая мать и одинокий отец: трудовые гарантии и налоговые льготы
Действующее законодательство не содержит универсального определения для таких категорий граждан как одинокая мать и одинокий отец. Отдельные нормативно-правовые документы такие определения содержат, но применяются они только в части, установленной конкретным документом, регулирующим ту или иную сферу отношений. В некоторых случаях определение одинокой матери (отца), приведенное в одном законодательном акте, применимо и к правоотношениям, которые регулируются другим законодательным актом, на основании аналогии закона, а в случае невозможности использовать аналогию закона для регулирования гражданских отношений применяется аналогия права (ст. 8 Гражданского кодекса Украины). Поэтому при рассмотрении конкретных гарантий и льгот для одиноких матерей и одиноких отцов будем обращаться к нормам различных законодательных актов и подзаконных документов.
Что касается трудовых гарантий указанных категорий граждан, то они установлены как главным трудовым документом — Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ), так и другими законами, регулирующими трудовые отношения. При этом одинокие матери пользуются как установленными только для них трудовыми гарантиями, так и гарантиями, установленными для работающих женщин (матерей), которых также действующим законодательством установлено немало. В данной статье рассмотрим трудовые гарантии и налоговые льготы только для одиноких матерей и одиноких отцов.
Трудовые гарантии при принятии на работу и увольнении
Трудоустройство одиноких матерей (отцов)
В соответствии со статьей 184 КЗоТ запрещается отказывать в принятии на работу одиноким матерям при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью (далее — инвалид). При отказе в принятии на работу указанным женщинам собственник или уполномоченный им орган (далее — работодатель) обязан сообщить им причины отказа в письменной форме. Отказ в принятии на работу может быть обжалован в судебном порядке.
Аналогичные гарантии при трудоустройстве имеют и одинокие отцы (ст. 186-1 КЗоТ).
Споры об отказе работодателя в принятии на работу одиноких матерей (отцов) при наличии ребенка в возрасте до 14 лет рассматриваются непосредственно в районных, районных в городе, городских или горрайонных судах (п. 3 ч. второй ст. 232 КЗоТ).
Кроме того, при трудоустройстве одиноких матерей (отцов) необходимо учитывать нормы Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости). Так, согласно части 1 статьи 14 этого Закона к категориям граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (т. е. к гражданам, недостаточно конкурентоспособным на рынке труда), относятся, в частности, один из родителей или лицо, их заменяющее, которое:
- имеет на содержании ребенка (детей) в возрасте до 6 лет;
- воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
- содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности).
Напомним, что для трудоустройства указанных граждан, а также других категорий граждан, указанных в части 1 статьи 14 Закона о занятости (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста) предприятиям, учреждениям и организациям (далее — предприятия) с численностью штатных работников более 20 человек установлена квота в размере 5% среднеучетной численности штатных работников за предшествующий календарный год (ч. 2 ст. 14 Закона о занятости).
Работодателю, трудоустраивающему на срок не менее чем 2 года по направлению территориальных органов Государственной службы занятости (далее — органы ГСЗ) на новое рабочее место граждан, которые указаны в части 1 статьи 14 Закона о занятости и которым предоставлен статус безработного, компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) за соответствующее лицо за месяц, за который ЕСВ уплачен. Компенсация ЕСВ выплачивается ежемесячно в течение одного года со дня трудоустройства указанных граждан за счет денежных средств, предусмотренных в бюджете Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, согласно Порядку компенсации работодателям расходов в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Порядок компенсации ЕСВ), утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 15.04.2013 г. № 347 (ч. 1 ст. 26 Закона о занятости).
Таким образом, при трудоустройстве по направлению органов ГСЗ одинокой матери (отца), имеющей на иждивении детей в возрасте до 6 лет либо воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида либо содержащей инвалида с детства независимо от возраста и/или инвалида I группы независимо от причины инвалидности, работодателю могут компенсировать ЕСВ, уплаченный с заработной платы указанной одинокой матери (отца) при соблюдении прочих условий, установленных Порядком компенсации ЕСВ, а также у такого работодателя появляется больше шансов выполнить 5%-ную квоту по трудоустройству граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (недостаточно конкурентоспособных на рынке труда), чтобы не быть привлеченным к ответственности в виде наложения штрафа за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве указанных лиц в пределах указанной квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения (ч. 2 ст. 53 Закона о занятости).
Увольнение одиноких матерей (отцов)
Частью третьей статьи 184 КЗоТ установлено, что увольнение одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида по инициативе собственника или уполномоченного им органа (далее — работодатель) не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется также в случаях их увольнения после окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не более 3 месяцев со дня окончания срочного трудового договора.
Прямой запрет на увольнение одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в течение установленных сроков означает, что они вообще не могут быть кандидатами на увольнение. Они имеют субъективное право остаться на работе (кроме случаев ликвидации предприятия), и вопрос об их увольнении, если предприятие не ликвидируется, не может ставиться вообще.
Обращаем внимание, что КЗоТ не определяет, какие женщины относятся к одиноким матерям в целях применения норм этого Кодекса, в том числе статьи 184 КЗоТ.
В то же время в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.92 г. № 9 (далее — Постановление ВСУ № 9) указано, что при рассмотрении дел об увольнении по п. 2 ст. 36 КЗоТ (окончание срока действия срочного договора) судам следует учитывать, что увольнение по этим основаниям, в частности, «одиноких матерей (женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери, вдова, другая женщина, которая воспитывает и содержит ребенка сама) при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида осуществляется с обязательным трудоустройством (ч. 3 ст. 184 КЗоТ)».
Таким образом, одинокими матерями для целей применения норм КЗоТ об увольнении рекомендуем считать женщин, указанных в приведенном разъяснении Постановления ВСУ № 9.
В пункте 9 Постановления ВСУ № 9 также разъяснено, что не может быть признано, что работодатель выполнил обязанность по трудоустройству работницы, на которую распространяется действие части третьей статьи 184 КЗоТ, если такой работнице не была предоставлена на том же или на другом предприятии другая работа либо предложена работа, от которой она отказалась по уважительным причинам, например, по состоянию здоровья.
То есть фактически работодатель при сокращении должности работницы, являющейся одинокой матерью, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, должен ее перевести (с ее согласия) на другую работу, соответствующую ее специальности, или обязан осуществлять поиск работы для такой работницы (на своем предприятии, на других предприятиях, в том числе обращаясь в службу занятости), пока она не будет трудоустроена или пока не утратит статус работницы, на которую распространяется действие части третьей статьи 184 КЗоТ (например, ребенку одинокой матери исполнится 14 лет или она выйдет замуж).
Одинокие матери, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, не могут быть уволены как на основании пункта 2 статьи 36 КЗоТ (окончание действия срочного трудового договора), так и на основаниях, предусмотренных статьями 40 и 41 КЗоТ, а также на других основаниях, которые квалифицируются как увольнение (расторжение трудового договора) по инициативе работодателя.
В случае ликвидации юридического лица с правопреемством работодатель не вправе уволить одинокую мать, имеющую ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — в этом случае увольнение возможно лишь в порядке перевода на предприятие, которое является правопреемником (п. 5 ст. 36 КЗоТ).
Если одинокая мать подает заявление об увольнении с работы по собственному желанию, что вызвано невозможностью продолжать работу в связи с уходом за ребенком до достижения им 14-летнего возраста или ребенком-инвалидом, то работодатель должен расторгнуть трудовой договор в срок, о котором просит работница (ст. 38 КЗоТ).
Обращаем внимание, что все вышеизложенные трудовые гарантии касательно принятия на работу и увольнения для одиноких матерей, в т. ч. предусмотренные статьей 184 КЗоТ, распространяются и на одиноких отцов, что определено статьей 186-1 КЗоТ.
Дополнительный отпуск одиноким матерям (отцам), имеющим детей
Согласно статье 182-1 КЗоТ и статье 19 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) женщине, которая работает и имеет двоих или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, или которая усыновила ребенка, одинокой матери, отцу ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы, который воспитывает их без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также лицу, взявшему под опеку ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы, или одному из приемных родителей, одному из родителей-воспитателей предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней. При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 календарных дней.
Обращаем внимание, что в статье 19 Закона об отпусках не конкретизировано, кто является одинокой матерью в целях предоставления дополнительного отпуска на детей. Но в пункте 5 части тринадцатой статьи 10 Закона об отпусках указано, что ежегодные отпуска по желанию работника в удобное для него время предоставляются, в частности, одинокой матери (отцу), которая воспитывает ребенка без отца (матери).
Поскольку указанный пункт Закона об отпусках определяет одинокую мать как воспитывающую ребенка без отца, факт содержания ребенка(алименты и т. п.) для предоставления социального отпуска значения не имеет.
Как отмечалось выше, пункт 9 Постановления ВСУ № 9 определяет, что одинокой матерью следует считать женщину, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери; вдову; другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка сама.10
Таким образом, право на дополнительный отпуск на детей имеют следующие одинокие матери:
— женщина, не состоящая в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери;
— вдова;
— женщина, воспитывающая ребенка без отца (в т. ч. и разведенная женщина, которая воспитывает ребенка без отца, несмотря на факт получения алиментов, и женщина, которая вышла замуж, но ее ребенок новым мужем не усыновлен).10
Минсоцполитики в письме от 05.08.2016 г. № 438/13/116-16 разъяснило, что вступление женщины в повторный брак с мужчиной, который не усыновил ее ребенка (детей), не является основанием для уменьшения продолжительности или непредоставления социального дополнительного отпуска, поскольку статьей 260 Семейного кодекса Украины (далее — СКУ) предусмотрено, что если мачеха, отчим проживают одной семьей с малолетними, несовершеннолетними пасынком, падчерицей, они имеют право принимать участие в их воспитании. То есть указанной нормой предусмотрено право мачехи, отчима, а не обязанность участвовать в воспитании малолетних, несовершеннолетних пасынка, падчерицы.
Обращаем внимание, что социальный дополнительный отпуск предоставляется именно на ребенка — лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетие), если согласно закону, применяемому к нему, оно не приобретает права совершеннолетнего раньше (ст. 1 Закона Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 г. № 2402-III, ч. 2 ст. 6 СКУ, ст. 2 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-ХII, ст. 187 КЗоТ).
Так, одинокая мать, имеющая ребенка — дочь в возрасте до 18 лет, которая в 16 или 17 лет родила ребенка, утрачивает право на социальный дополнительный отпуск, предусмотренный статьей 19 Закона об отпусках. По этой ситуации Минсоцполитики в письме от 05.08.2016 г. № 435/13/116-16 отметило, что полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, которое достигло 16 лет и работает по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, которое записано матерью или отцом ребенка (ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 32 Гражданского кодекса Украины).
Таким образом, одинокая мать, дочь которой в возрасте до 18 лет родила ребенка, не имеет права на социальный дополнительный отпуск по основанию «одинокая мать», поскольку ее дочь, для ухода за которой она получала этот отпуск по указанному основанию, приобрела полную гражданскую дееспособность в связи с рождением ею ребенка.
Дополнительный отпуск на детей предоставляется одинокой матери на основании заявления, свидетельства о рождении ребенка (детей), заключения медико-социальной экспертизы (если ребенок — инвалид), других документов, подтверждающих право на предоставление такого отпуска, и оформляется приказом работодателя.
Для получения указанного отпуска одинокая мать — женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери, предоставляет работодателю копию свидетельства о рождении ребенка и справку органов записи актов гражданского состояния об основаниях внесения в книгу записей рождений сведений об отце ребенка, а одинокая женщина — вдова предоставляет работодателю копию свидетельства о рождении ребенка и копию свидетельства о смерти мужа. Следовательно, если женщина действительно является одинокой матерью, она подтверждает это справкой из органов регистрации актов гражданского состояния.
Поскольку согласно пункту 5 части тринадцатой статьи 10 Закона об отпусках одинокой матерью считается мать, которая воспитывает ребенка без отца, часто возникают вопросы о возможности (обязательности) предоставления дополнительного отпуска на детей разведенной женщине и женщине, которая родила ребенка, не находясь в зарегистрированном браке, и при этом отец признал ребенка. Указанные женщины не всегда считаются одинокими матерями, поскольку отец у их ребенка есть и во многих случаях отец общается с ребенком и принимает участие в его воспитании.
Согласно статье 157 СКУ вопрос воспитания ребенка решается родителями совместно. Тот из родителей, который проживает отдельно от ребенка, обязан принимать участие в его воспитании и имеет право на личное общение с ним. При этом тот из родителей, с кем проживает ребенок, не имеет права препятствовать тому из родителей, который проживает отдельно, общаться с ребенком и принимать участие в его воспитании, если такое общение не препятствует нормальному развитию ребенка. Родители имеют право заключить договор об осуществлении родительских прав и выполнении обязанностей тем из них, который проживает отдельно от ребенка.
Статьей 158 СКУ предусмотрено, что по заявлению матери, отца ребенка орган опеки и попечительства определяет способы участия в воспитании ребенка и общения с ним того из родителей, который проживает отдельно от него. Решение об этом орган опеки и попечительства принимает на основании изучения условий жизни родителей, их отношения к ребенку, других обстоятельств, имеющих важное значение.
В случае уклонения отца от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка мать имеет право обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав.
Действующее законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые необходимо предъявить женщине, воспитывающей ребенка без отца, для получения дополнительного отпуска на детей. Поэтому для подтверждения права на такой отпуск в указанном случае работница должна предъявить работодателю любой официально составленный, оформленный и удостоверенный в установленном порядке документ, в котором с достаточной достоверностью подтверждается отсутствие участия отца в воспитании ребенка
В частности, такими документами могут быть:
— решение суда о лишении ответчика (отца ребенка) родительских прав;
— решение органов опеки и попечительства или суда об отсутствии факта участия отца в воспитании ребенка;
— постановление суда или постановление следователя о розыске ответчика в деле по иску о взыскании алиментов;
— акт, составленный социально-бытовой комиссией, созданной первичной профсоюзной организацией или любой другой комиссией, созданной на предприятии;
— акт исследования комитетом самоорганизации населения, в котором со слов соседей (при наличии их подписей в акте) подтверждается факт отсутствия участия отца в воспитании ребенка;
— справка из школы о том, что отец не принимает участие в воспитании ребенка (не общается с учителями, не забирает ребенка со школы домой, не приходит на родительские собрания) и т. п.
Предъявление только копии свидетельства о расторжении брака и справки из ЖЭКа о регистрации местожительства не дает достаточных основанийутверждать, что отец не принимает участия в воспитании своегоребенка.
Таким образом, разведенная женщина, которая действительно воспитывает ребенка сама (без отца), для получения дополнительного отпуска на детей должна предоставить копию свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о расторжении брака и документ, который бы достоверно подтверждал то, что отец не принимает участия в воспитании ребенка.13
Женщина, которая родила ребенка, не находясь в зарегистрированном браке, и при этом отец признал ребенка, для получения дополнительного отпуска на детей должна предоставить копию свидетельства о рождении ребенка и документ, который бы достоверно подтверждал то, что отец не принимает участия в воспитании ребенка.
Отец может быть признан принимающим участие в воспитании ребенка, когда он проживает вместе с ребенком или имеются другие достоверные доказательства постоянного участия отца в воспитании ребенка.
Минсоцполитики в письме от 30.05.2014 г. № 193/13/123-14 разъяснило, что поскольку социальный дополнительный отпуск, предусмотренный статьей 19 Закона об отпусках, предоставляется один раз в течение календарного года и за это время может измениться статус одинокой матери, работодатель вправе требовать обновления указанных документов один раз в год.
Что касается возможности предоставления одинокой матери дополнительного отпуска на детей по двум основаниям (продолжительностью 17 календарных дней), то поскольку статьей 182-1 КЗоТ и статьей 19 Закона об отпусках четко не определена совокупность нескольких оснований для приобретения права на дополнительный отпуск на детей продолжительностью свыше 10 календарных дней, с учетом правовой экспертизы этого вопроса, проведенной Министерством социальной политики Украины совместно с Министерством юстиции Украины и Главным научно-экспертным управлением Аппарата Верховной Рады Украины, каждое основание, определенное частью первой статьи 182-1 КЗоТ и частью первой статьи 19 Закона об отпусках, правомерно считать отдельным основанием, а именно:
— женщина, имеющая двоих или более детей в возрасте до 15 лет;
— женщина, имеющая ребенка-инвалида;
— женщина, усыновившая ребенка;
— мать инвалида с детства подгруппы А I группы;
— одинокая мать;
— отец ребенка, воспитывающий его без матери (в т. ч. и в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении);
— отец инвалида с детства подгруппы А I группы, которого он воспитывает без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении);
— лицо, взявшее ребенка под опеку (попечительство);
— лицо, взявшее под опеку (попечительство) инвалида с детства подгруппы А I группы;
— один из приемных родителей;
— один из родителей-воспитателей.
Учитывая вышеизложенное, если одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте до 15 лет, социальный дополнительный отпуск предоставляется ей по двум основаниям: «женщина, имеющая двоих детей в возрасте до 15 лет» и «одинокая мать». Соответственно, общая продолжительность ее дополнительного отпуска на детей составляет 17 календарных дней.17
Одинокая мать, у которой ребенок — инвалид, имеет право на указанный дополнительный отпуск по двум основаниям: «женщина, имеющая ребенка-инвалида» и «одинокая мать». Общая продолжительность указанного отпуска на детей в этом случае составляет 17 календарных дней.
Женщина, усыновившая ребенка и являющаяся одинокой матерью (вдовой), имеет право на дополнительный отпуск на детей по двум основаниям: «женщина, усыновившая ребенка» и «одинокая мать». Соответственно, у нее продолжительность такого социального отпуска составляет 17 календарных дней.18
Если одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте 16 и 17 лет, она имеет право на дополнительный отпуск на детей по одному основанию «одинокая мать» (10 календарных дней). Для предоставления работнице такого отпуска продолжительностью 17 календарных дней не выполняется основание «женщина, имеющая двоих или более детей в возрасте до 15 лет».18 Если одинокая мать воспитывает здорового ребенка (не ребенка-инвалида), социальный отпуск предоставляется ей по одному основанию (одинокая мать) и составляет 10 календарных дней.
Если одинокая мать воспитывает двоих детей в возрасте до 15 лет, один из которых ребенок-инвалид, она имеет право на социальный отпуск по трем основаниям: «одинокая мать», «женщина, имеющая двоих или более детей в возрасте до 15 лет» и «женщина, имеющая ребенка-инвалида». Несмотря на наличие трех оснований для предоставления работнице социального дополнительного отпуска его общая продолжительность составляет 17 календарных дней, поскольку это максимальная продолжительность указанного отпуска.
Обращаем внимание, что социальный дополнительный отпуск предоставляется по месту работы (в том числе по месту работы по совместительству) только за тот календарный год, в котором одинокая мать отработала хотя бы один рабочий день.17
Все вышеизложенное касательно предоставления дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, распространяется и на одиноких отцов, поскольку это предусмотрено статьей 186-1 КЗоТ.
Прочие трудовые гарантии одиноких отцов (матерей)
По аналогии с определением одинокой матери, исходя из вышеизложенных норм, одиноким отцом следует считать:
— мужчину, не состоящего в браке и в свидетельстве о рождении ребенка записанного как его отец, который воспитывает ребенка без матери;
— вдовца, воспитывающего ребенка;
— разведенного мужчину, воспитывающего ребенка без матери.
Вывод о том, что одиноким отцом следует считать не состоящего в браке отца, который содержит и воспитывает ребенка (детей), следует из нормы части 2 статьи 143 СКУ.
Статьей 186-1 КЗоТ установлено, что на отцов, воспитывающих детей без матери (в т. ч. в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), распространяются гарантии, установленные статьями 56, 176, 177, частями третьей – восьмой статьи 179, статьями 181, 182, 182-1, 184, 185, 186 КЗоТ. Также на гарантии, предусмотренные указанными нормами (статьями) КЗоТ, имеют право и одинокие матери (в т. ч. как работающие женщины).
О трудовых гарантиях, предусмотренных статьями 184 КЗоТ (гарантии при трудоустройстве и увольнении) и 182-1 (предоставление дополнительного отпуска работникам, имеющим детей), мы уже рассказали выше, а к другим трудовым гарантиям относятся следующие:
— установление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели по просьбе одинокого отца (матери), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (ст. 56 КЗоТ);
— запрет на привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки одинокого отца (матери), имеющего детей в возрасте до 3 лет (ст. 176 КЗоТ);
— запрет на привлечение к сверхурочным работам и направление в командировки одинокого отца (матери), имеющего детей в возрасте от 3 до 14 лет или детей-инвалидов, без получения его согласия (ст. 177 КЗоТ);
— по желанию одинокого отца (матери) предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста (ч. третья – восьмая ст. 179 КЗоТ);
— зачисление периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста, как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности (ст. 181 КЗоТ);
— предоставление одинокому отцу (матери), усыновившему ребенка из числа детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, одноразового оплачиваемого отпуска в связи с усыновлением ребенка продолжительностью 56 календарных дней (70 календарных дней — при усыновлении двоих и более детей) без учета праздничных и нерабочих дней после вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка. Лицо, усыновившее ребенка, имеет право на отпуск в связи с усыновлением ребенка при условии, что заявление о предоставлении такого отпуска поступило не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка (ст. 182 КЗоТ, ст. 18-2 Закона об отпусках);
— запрет на снижение заработной платы одинокому отцу (матери) при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (ст. 184 КЗоТ);
— предоставление работодателем одиноким отцам (матерям), имеющим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, при необходимости путевок в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также предоставление материальной помощи (ст. 185 КЗоТ).
Кроме того, одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 3 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста 3 лет. Если их заработок на более легкой работе выше, чем тот, который они получали до перевода, им выплачивается фактический заработок (ст. 178 КЗоТ).
Временный перевод одиноких матерей, имеющих детей до 6 лет или ребенка-инвалида, на другую работу, не обусловленную трудовым договором, возможен только с их согласия (ч. третья ст. 33 КЗоТ).
Кроме того, работодателям, которые обеспечивают своих работников жильем, необходимо учитывать норму абзаца тринадцатого части первой статьи 45 Жилищного кодекса Украинской ССР (далее — ЖК), в соответствии с которой в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий одиноким матерям и одиноким отцам (среди прочих категорий граждан, определенных статьей 45 ЖК). Кроме того, без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены из жилого помещения рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, которые являются одинокими лицами с несовершеннолетними детьми, проживающими вместе с ними (ст. 125 ЖК).
Налоговые льготы для одинокой матери (отца)
Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ) для лиц, содержащих двоих или более детей в возрасте до 18 лет, одинокой матери (одинокого отца), вдовы (вдовца) или опекуна, попечителя, имеющих ребенка, лица, содержащего ребенка-инвалида, предусмотрено право на повышенную налоговую социальную льготу (далее — НСЛ), которая уменьшает базу обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).
В соответствии со статьей 169 НКУ налогоплательщики (в т. ч. работающие одинокие матери и одинокие отцы) имеют право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму НСЛ в следующих размерах:
1) в размере, равном 50% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (далее — ПМТЛ) в расчете на месяц, установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого налогоплательщика (далее — общая НСЛ), то есть в 2019 году в размере 960,50 грн. (1921 грн. х 50%) (пп. 169.1.1 НКУ);
2) в размере, равном 100% суммы общей НСЛ, — для налогоплательщика, содержащего двоих или более детей в возрасте до 18 лет, в расчете на каждого такогоребенка, то есть в 2019 году эта НСЛ составляет 960,50 грн. в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет (пп. 169.1.2 НКУ);
3) в размере, равном 150% суммы общей НСЛ, — для налогоплательщика, который:
а) является одинокой матерью (отцом), вдовой (вдовцом) или опекуном, попечителем — в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, то есть в 2019 году эта НСЛ составляет 1440,75 грн. (960,50 грн. х 150%) в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет (пп. «а» пп. 169.1.3 НКУ);
б) содержит ребенка-инвалида — в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет, то есть в 2019 году такая НСЛ составляет 1440,75 грн. (960,50 грн. х 150%) в расчете на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (пп. «б» пп. 169.1.3 НКУ).
Подпунктом 169.3.1 НКУ установлено, что если налогоплательщик имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, указанным в пункте 169.1 НКУ, применяется одна НСЛ по основанию, предусматривающему ее наибольший размер, при соблюдении предельного размера дохода, дающего право на применение НСЛ. Исключение сделано только для случая, предусмотренного подпунктом «б» пп. 169.1.3 НКУ, т. е. для лица, содержащего двоих и более детей, один (или более) из которых является инвалидом. Для такого лица НСЛ, предоставляемая ему в размере 150% общей НСЛ на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, суммируется с НСЛ, предоставляемой согласно подпункту 169.1.2 НКУ лицам, содержащим двоих и более детей, в размере 100% общей НСЛ на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
Таким образом, одинокая мать (отец), имеющая одного ребенка в возрасте до 18 лет, не являющегося инвалидом, имеет право на применение одной из таких НСЛ:
- общей НСЛ на себя согласно подпункту 169.1.1 НКУ в размере 960,50 грн. в 2019 году;
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1440,75 грн. в 2019 году в расчете на одного ребенка.
Безусловно предпочтительнее в финансовом плане для одинокой матери (отца) является второй вариант (НСЛ на ребенка).
Одинокая мать (отец), имеющая и содержащая одного ребенка в возрасте до 18 лет, являющегося инвалидом, имеет право на применение одной из следующих НСЛ:
- общей НСЛ подпункту 169.1.1 НКУ в размере 960,50 грн. в 2019 году;
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1440,75 грн. в 2019 году в расчете на одного ребенка;
- повышенной НСЛ согласно подпункту «б» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1440,75 грн. в 2019 году на ребенка-инвалида.
В данной ситуации для работницы оба последних варианта предпочтительнее, но между собой они равнозначны по размеру НСЛ.
Одинокая мать (отец), содержащая (имеющая) двоих детей в возрасте до 18 лет, не являющихся инвалидами, имеет право на применение одной из таких НСЛ:
- общей НСЛ подпункту 169.1.1 НКУ в размере 960,50 грн. в 2019 году;
- НСЛ согласно подпункту 169.1.2 НКУ в размере 960,50 грн. в 2019 году в расчете на каждого ребенка, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 1921 грн. (960,50 грн. х 2 детей);
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в размере 1440,75 грн. в 2019 году в расчете на каждого ребенка, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 2881,50 грн. (1440,75 грн. х 2 детей).
Безусловно предпочтительнее для работницы будет последний вариант.
Одинокая мать (отец), содержащая (имеющая) двоих детей в возрасте до 18 лет, один из которых является инвалидом, имеет право на одну из следующих НСЛ:
- общую НСЛ согласно подпункту 169.1.1 НКУ в размере 960,50 грн. в 2019 году;
- НСЛ согласно подпункту 169.1.2 НКУ в размере 960,50 грн. в 2019 году в расчете на каждого ребенка, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 1921 грн. (960,50 грн. х 2 детей);
- повышенной НСЛ, которая на основании подпункта 169.3.1 НКУ представляет собой сумму двух НСЛ: НСЛ, предоставляемой согласно подпункту 169.1.2 НКУ в расчете на одного ребенка-неинвалида, составляющей в 2019 году 960,50 грн., и НСЛ, предоставляемой на ребенка-инвалида согласно подпункту «б» пп. 169.1.3 НКУ, составляющей в 2019 году 1440,75 грн., в результате суммарная НСЛ составляет 2401,25 грн. (960,50 + 1440,75);
- повышенной НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в расчете на каждого ребенка в размере 1440,75 грн. в 2019 году, т. е. на НСЛ на двоих детей в общей сумме 2881,50 грн. (1440,75 грн. х 2 детей).
Безусловно, предпочтительнее будет последний вариант применения НСЛ — на основании подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ, когда размер НСЛ составляет 2881,50 грн.
Таким образом, для одинокой матери (отца) независимо от количества детей, в т. ч. если один из них или более является инвалидом, наиболее предпочтительным вариантом применения НСЛ является применение НСЛ на основании пп. «а» пп. 169.1.3 НКУ, если, конечно, такая одинокая мать (отец), имея одного ребенка, не относится к лицам, указанным в подпункте 169.1.4 НКУ, которым НСЛ предоставляется в размере 200% общей НСЛ, т. е. в размере 1921 грн. в 2019 году. Если же у одинокой матери (отца) двое (и более) детей, размер НСЛ при ее применении на основании подпункта «а» пп. 169.1.3 НКУ все равно будет больше, чем при применении НСЛ на основании подпункта 169.1.4 НКУ (2881,50 грн. > 1921 грн.).
Кроме размера НСЛ, важную роль имеет еще и размер дохода работника, поскольку если этот размер превышает предельную величину дохода, дающую право на применение НСЛ, применение НСЛ вообще становится невозможным. Предельный размер дохода, к которому применяется НСЛ, установлен подпунктом 169.4.1 НКУ, согласно которому НСЛ применяется к заработной плате, если ее размер не превышает сумму, равную размеру месячного ПМТЛ на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 гривен, т. е. в течение всего 2019 года к месячной заработной плате, не превышающей 2690 грн. (1921 грн. х 1,4) (абз. первый пп. 169.4.1 НКУ).
Для одного из родителей в случае и размере, предусмотренных подпунктом 169.1.2 НКУ (т. е. для лица, содержащего двоих или более детей в возрасте до 18 лет), подпунктами «а» (для одинокой матери (отца), вдовы (вдовца), опекуна, попечителя) и «б» (для лица, содержащего ребенка-инвалида) подпункта 169.1.3 НКУ, предельный размер дохода, к которому применяется НСЛ, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом подпункта 169.4.1 НКУ (в 2019 году — 2690 грн.) и соответствующего количества детей (абз. второй пп. 169.4.1 НКУ).
Таким образом, одинокая мать (отец), которая содержит детей (детей-инвалидов), в 2019 году имеет право на применение НСЛ при таком предельном размере дохода:
• при наличии двоих детей — 5380 грн. (2690 грн. х 2 детей);
• при наличии троих детей — 8070 грн. (2690 грн. х 3 детей);
• при наличии четверых детей — 10 760 грн. (2690 грн. х 4 детей);
• при наличии пятерых детей — 13 450 грн. (2690 грн. х 5 детей) и т. д.
Если одинокая мать (отец) имеет одного ребенка, в т. ч. если этот ребенок является инвалидом, содержащимся такой матерью (отцом), в 2019 году предельный размер ее (его) месячного дохода, к которому применяется «детская» НСЛ в размере 1440,75 грн., составляет 2690 грн.
Для получения права на НСЛ одинокая мать (отец) подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения НСЛ (далее — заявление), а для реализации своего права на получение повышенной НСЛ — документы, подтверждающие ее право на получение такой НСЛ. Перечень документов, которые необходимо подать работником работодателю для подтверждения права на НСЛ, в т. ч. в повышенном размере, приведен в Порядке представления документов для применения налоговой социальной льготы, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 г. № 1227 (далее — Порядок № 1227).
Согласно пункту 5 Порядка № 1227 для применения НСЛ по основанию, предусмотренному в подпункте «а» пп. 169.1.3 НКУ, кроме заявления о применении НСЛ, одинокая мать (отец), вдова, имеющие ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, подают:
- копию свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо – налогоплательщик постоянно проживало до прибытия в Украину;
- копию свидетельства о браке и свидетельства о смерти (если с заявлением обращается вдова);
- копию паспорта.
Если одинокая мать (отец) содержит ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, то для применения НСЛ на основании подпункта «б» пп. 169.1.3 НКУ, она должна представить:
- копию свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий установление отцовства, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо – налогоплательщик постоянно проживало до прибытия в Украину;
- пенсионное удостоверение ребенка или справку медико-социальной экспертизы для заявителя, содержащего ребенка-инвалида в возрасте от 16 до 18 лет;
- медицинское заключение, выданное учреждениями Минздрава в установленном порядке, для заявителя, содержащего ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.
НСЛ начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы с месяца, в котором работник (одинокая мать или отец) подал работодателю заявление и вышеперечисленные документы, подтверждающие право на получение повышенной НСЛ (пп. 169.2.2, 169.3.2 НКУ).
НСЛ, предусмотренная подпунктом «а» пп. 169.1.3 НКУ, применяется до конца года, в котором ребенку исполняется 18 лет (пп. 169.3.3 НКУ).
Обращаем внимание также на то, что одинокой матерью (отцом) или опекуном, попечителем для целей применения подпункта «а» пп. 169.1.3 НКУ (применение НСЛ в размере 150% в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет) считаются лица, которые на момент применения работодателем указанной НСЛ, имея ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, не состоят в браке, зарегистрированном согласно закону (пп. 1 п. 5 Порядка № 1227).
Следовательно, женщина, которая еще не вышла замуж, но имеет (родила, усыновила) ребенка (детей), разведенная женщина, с которой остался ребенок (дети) после развода (по решению суда, органов опеки или по общему согласию родителей), а также вдова, имеющая ребенка (детей), имеют право на применение НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет.
Что касается мужчин — одиноких отцов, то на применение НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ имеют право: мужчина, не состоящий в браке и усыновивший ребенка; мужчина-вдовец, имеющий ребенка; разведенный мужчина, с которым остался ребенок (дети) после развода (по решению суда, органов опеки или по общему согласию родителей). Вывод о том, что одиноким отцом следует считать отца, с которым остался ребенок (дети) и которого такой отец содержит и воспитывает, следует из нормы части 2 статьи 143 СКУ. Соответственно, разведенный мужчина, дети которого после развода остались с матерью (бывшей женой), не является одиноким отцом (даже если он продолжает содержать своих детей, например, уплачивая алименты).
Для подтверждения своего права на повышенную НСЛ согласно пп. «а» пп. 169.1.3 НКУ разведенная женщина (разведенный мужчина), с которой (которым) остались дети после развода, должна представить работодателю копию свидетельства о рождении ребенка (детей), копию свидетельства о расторжении брака (копию решения суда) и копию паспорта. Если женщина, имеющая детей, не состояла в браке, она представляет работодателю вместе с заявлением и копией паспорта копию свидетельства о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния (иностранцы — документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо – налогоплательщик постоянно проживало до прибытия в Украину).
Если одинокая мать (одинокий отец) вступает в брак, то она (он) утрачивает право на применение НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ. В этом случае повышенная НСЛ не применяется, начиная с месяца, в котором зарегистрирован брак.
В месяце регистрации брака работник должен подать работодателю заявление, в котором необходимо указать об отказе от применения НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ в связи со вступлением в брак. В этом же заявлении можно указать о другом льготном основании для применения НСЛ, если такое у работника имеется.
Если одинокая мать (отец) вступила в брак, но не уведомила об этом работодателя и не подала в месяце регистрации брака заявление об отказе от применении НСЛ согласно подпункту «а» пп. 169.1.3 НКУ, в результате чего к ее заработной плате в этом месяце (в последующих месяцах) была применена указанная НСЛ, то имеет место нарушение работником порядка применения НСЛ. Порядок действий работодателя по устранению такого нарушения (недоплаты НДФЛ) изложен в подпункте 169.2.4 НКУ.
ПРИМЕР
Применение НСЛ к заработной плате одинокой матери
В июне 2019 года заработная плата одинокой матери, имеющей двоих детей в возрасте до 18 лет, составила 5000 грн. Этой работницей подано заявление о применении к ее заработной плате НСЛ на основании подпункта «а» пп. 169.1.3 НКУ.
В 2019 году предельный размер дохода, дающего право работнице на применение НСЛ (абз. второй пп. 169.4.1 НКУ), составляет: 2690 грн. х 2 (количество детей) = 5380 грн.
Заработная плата работницы меньше предельного размера дохода, дающего ей право на применение НСЛ (5000 грн. < 5380 грн.), поэтому она имеет право на применение НСЛ в размере 1440,75 грн. (960,50 грн. х 150%) в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
Общий размер НСЛ для работницы: 1440,75 грн. х 2 (количество детей) = 2881,50 грн.
Сумма НДФЛ, подлежащего удержанию из зарплаты: (5000 – 2881,50) х 18% = 381,33 грн.
Сумма заработной платы, подлежащая выплате работнице «на руки»:
5000 грн. – 381,33 грн. (НДФЛ) – 5000 грн. х 1,5% (военный сбор) = 4543,67 грн.
_______________________________________________________________________