Постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019 г. № 823
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2019 года № 823
Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля
за соблюдением законодательства о труде
(Извлечение)
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 1947 года об инспектирования труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 года № 1985-IV, Конвенцией Международной организации труда № 129 1969 года об инспектирования труда в сельском хозяйстве, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 года № 1986-IV, частью первой статьи 259 Кодекса законов о труде Украины Кабинет Министров Украины постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде;
Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.
2. Внести в постановления Кабинета Министров Украины изменения, которые прилагаются.
3. Рекомендовать городским советам городов областного значения и сельским, поселковым, городским советам объединенных территориальных общин при осуществлении полномочий, предусмотренных частью третьей статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», руководствоваться этим постановлением.
Премьер-министр Украины В. Гройсман
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Кабинета Министров Украины
от 21 августа 2019 г. № 823
ПОРЯДОК
осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде
Общие вопросы
1. Этот Порядок определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (включая их структурные и обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд (далее — объект посещения), с учетом особенностей, определенных Конвенцией Международной организации труда № 81 1947 года об инспектирования труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 года № 1985-IV, Конвенцией Международной организации труда № 129 1969 года об инспектирования труда в сельском хозяйстве, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 года № 1986-IV, и Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».
2. Мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются в форме инспекционных посещений и невыездных инспектирований, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов.
Мероприятия контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются инспекторами труда исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений) (далее — исполнительные органы советов) в формах, определенных абзацем первым этого пункта.
3. Инспекторами труда являются должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, исполнительных органов советов (далее — органы контроля), должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее — контрольные полномочия).
Контрольные полномочия инспектора труда подтверждаются служебным удостоверением установленной Минсоцполитики формы, выдаваемым Гоструда.
Гоструда ведет реестр выданных служебных удостоверений инспекторов труда (далее — реестр).
Основанием для выдачи служебного удостоверения инспектора труда должностному лицу исполнительного органа совета является письмо сельского, поселкового, городского председателя, к которому прилагается карточка учета данных инспектора труда в соответствии с формой, утвержденной Минсоцполитики.
Служебное удостоверение, по которому отсутствует информация в реестре, считается недействительным.
Об утрате служебного удостоверения инспектор труда безотлагательно уведомляет Гоструда.
В случае принятия решения об отмене служебного удостоверения и в случае, если такое удостоверение испорчено или утрачено, информация о нем из реестра исключается.
4. Формы акта инспекционного посещения (невыездного инспектирования), в котором определяется перечень вопросов, подлежащих инспектированию, справки о состоянии соблюдения законодательства о труде, предписания, требования инспектора труда утверждаются Минсоцполитики.
Порядок составления и формы журналов, инструкции по оформлению документов, составляемых при подготовке, в ходе и по результатам инспекционного посещения, невыездного инспектирования, порядок уведомительной регистрации инспекционных посещений и решений инспектора труда о посещении работодателя, предусмотренное пунктом 33 этого Порядка, определяются Гоструда.
Формы служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования инспектора труда, перечень вопросов, подлежащих инспектированию, обнародуются на официальном веб-сайте Гоструда.
Организация и проведение инспекционных посещений и невыездных инспектирований
5. Инспекционные посещения проводятся по следующим основаниям:
1) по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;
2) по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;
3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений исключительно по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятому по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4 – 7 этого пункта;
4) по решению суда;
5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаков нарушения законодательства о труде относительно неоформления и/или нарушения порядка оформления трудовых отношений;
6) по информации:
Госстата и ее территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;
ГНС и ее территориальных органов о:
— несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
— фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления полномочий;
— фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом, как субъекта хозяйствования;
Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:
— работодателях, начисляющих заработную плату 30 и более процентам работников меньше минимальной;
— работодателях, у которых в отношении работников отсутствует уведомление о принятии на работу;
— работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
— физических лицах, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
— работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце, который завершился;
— работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет меньше суммы начисленной индексации;
— работодателях, у которых 30 и более процентов физических лиц работают на условиях гражданско-правовых договоров;
— работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;
7) по информации профсоюзных органов о нарушениях прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;
8) по поручению Премьер-министра Украины;
9) по обращению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
10) по запросу народного депутата;
11) в случае невыполнения требований предписания.
Обращение физических лиц, в отношении которых нарушены правила оформления трудовых отношений, работников и работодателей может быть подано через уполномоченного представителя.
Решение о целесообразности проведения соответствующих мероприятий по основаниям, определенным подпунктами 5 – 7 этого пункта и пунктом 31 этого Порядка, принимает руководитель органа контроля или его заместитель.
Инспекционные посещения по основаниям, определенным абзацами четвертым, пятым, одиннадцатым, четырнадцатым подпункта 6 этого пункта, проводятся исключительно по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений.
Инспекционное посещение или решение инспектора труда о посещении работодателя, предусмотренное пунктом 33 этого Порядка, подлежит уведомительной регистрации Гоструда или ее территориальным органом до начала их проведения.
6. При подготовке к проведению инспекционного посещения или невыездного инспектирования инспектор труда, если только он не сочтет, что это нанесет вред инспекционному посещению или невыездному инспектированию, может получить информацию и/или документы, относящиеся к предмету инспекционного посещения или невыездного инспектирования, а также путем проведения анализа имеющейся (общедоступной) информации о состоянии соблюдения объектом посещения законодательства о труде.
Документы, полученные при подготовке к проведению инспекционного посещения или невыездного инспектирования, содержащие информацию о нарушениях объектом посещения требований законодательства о труде, приобщаются к материалам инспекционного посещения или невыездного инспектирования.
7. В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях инспектором труда могут привлекаться (по согласию объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, члены которых работают на объекте посещения, организаций работодателей и их объединений, государственных органов.
8. О проведении инспекционного посещения инспектор труда уведомляет объект посещения или уполномоченное им должностное лицо.
О проведении инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений инспектор труда уведомляет объект посещения или уполномоченное им должностное лицо, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести вред инспекционному посещению.
9. При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение. По требованию объекта посещения или уполномоченного им должностного лица инспектор труда предоставляет копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения и вносит запись о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи.
10. Продолжительность инспекционного посещения, невыездного инспектирования не может превышать 10 рабочих дней.
Течение срока для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования начинается со дня, следующего за днем предоставления объектом посещения документов и объяснений, необходимых для их проведения.
11. Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно без предварительного уведомления имеют право:
1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований, определенных пунктом 5 этого Порядка, в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездного инспектирования, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать удостоверенные объектом посещения их копии или извлечения;
3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения, другим лицам, владеющим необходимой информацией, вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;
4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
6) фиксировать проведение инспекционного посещения, в том числе по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, средствами аудио-, фото- и видеотехники;
7) получать от органов государственной власти, объектов посещения информацию и материалы, необходимые для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.
12. Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и/или их копий или извлечений из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места, внесенное в пределах полномочий, является обязательным для выполнения.
13. Инспекторам труда запрещается:
1) выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;
2) подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам денежных средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их дальнейшей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;
3) проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;
4) рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или относительно которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;
5) разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию или информацию о производственных процессах, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих должностных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после увольнения с должности;
6) разглашать источник любой жалобы, доведенной до их сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;
7) изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части;
8) проводить инспекционное посещение или невыездное инспектирование свыше сроков, определенных пунктом 10 этого Порядка.
14. При проведении инспекционного посещения объект посещения имеет право:
1) проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;
2) получать копию направления на проведение инспекционного посещения;
3) не допускать к проведению инспекционного посещения в случае:
отсутствия служебного удостоверения;
если на официальном веб-сайте Гоструда не обнародовано решение Минсоцполитики об утверждении формы акта инспекционного посещения;
4) требовать прекращения инспекционного посещения или невыездного инспектирования в случае превышения определенного пунктом 10 этого Порядка максимального срока осуществления такого мероприятия;
5) подавать в письменной форме свои объяснения, замечания к акту или предписанию;
6) требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии) перед предоставлением акта для подписи объектом посещения или уполномоченным им должностным лицом;
7) перед подписанием акта быть проинформированным о своих правах и обязанностях;
8) требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;
9) требовать неразглашения коммерческой тайны или конфиденциальной информации объекта посещения;
10) обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия инспектора труда;
11) получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений при проведении инспекционных посещений, невыездных инспектирований;
12) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники.
15. По решению руководителя органа контроля или его заместителя, согласованному с объектом посещения, инспекторы труда при наличии оснований, определенных подпунктами 1, 4 – 11 пункта 5 этого Порядка, могут проводить невыездные инспектирования в помещении соответствующего органа контроля на основании документов и объяснений, предоставленных объектом посещения.
16. В случае создания объектом посещения препятствий в деятельности инспектора труда (отказ в допуске к проведению посещения, непредоставление информации, необходимой для проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования; препятствование в реализации других прав, предусмотренных пунктом 11 этого Порядка), отсутствия объекта посещения или уполномоченного им лица по местонахождению (адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, других документах, ставших основанием для проведения посещения), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, превышения сроков проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования, определенных пунктом 10 этого Порядка, составляется акт о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования с указанием соответствующих оснований, который в случае возможности подписывается объектом посещения или другим уполномоченным им лицом.
17. Копия акта, указанного в пункте 16 этого Порядка, направляется органам, которым подчинен объект посещения (при наличии), для принятия мер по устранению препятствий и обеспечению присутствия объекта посещения по своему местонахождению.
18. В случае отсутствия/непредоставления документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, объекту посещения направляется копия акта о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования и письменное требование с указанием срока восстановления и/или предоставления документов. На время выполнения такого требования срок проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования останавливается.
Составление акта инспекционного посещения или невыездного инспектирования,
предписания и принятие решений по результатам инспекционного посещения
или невыездного инспектирования
19. По результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляются акт инспекционного посещения (невыездного инспектирования) (далее — акт), и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде — предписание по их устранению.
20. Акт составляется в последний день инспекционного посещения или невыездного инспектирования в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, его проводившим, и объектом посещения или уполномоченным им лицом.
21. Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.
Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.
22. Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений, приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляется номер и дата составления акта. О приобщении таких материалов делается отметка в акте.
23. Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки письменным требованием инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений требований законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования.
24. Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний — на следующий день после их рассмотрения.
В предписании указывается срок для его выполнения. В случае установления срока более трех месяцев в предписании определяется график и запланированные мероприятия по устранению выявленных нарушений с соответствующим информированием инспектора труда в соответствии с определенной в предписании периодичностью.
Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, проводившим инспекционное посещение или невыездное инспектирование, и объектом посещения или уполномоченным им лицом.
Один экземпляр предписания остается у объекта посещения.
25. Состояние выполнения предписания проверяется после окончания указанного в нем срока выполнения. Если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения предписания, проводится инспекционное посещение или невыездное инспектирование по основанию, приведенному в подпункте 11 пункта 5 этого Порядка.
26. В случае отказа объекта посещения или уполномоченного им лица от подписания или в случае невозможности личного вручения акта и/или предписания акт и предписание составляются одновременно в трех экземплярах.
Два экземпляра акта и предписания не позднее чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, заказным письмом с описью документов в нем и с уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового уведомления, которое приобщается к материалам инспекционного посещения и невыездного инспектирования.
Объект посещения обязан вернуть инспектору труда нарочно или почтовым отправлением с описью вложения подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения.
В случае непоступления в течение семи рабочих дней со дня, следующего за днем отправления объекту посещения, подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объекту посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.
Применение мер воздействия в связи с нарушением законодательства о труде,
обжалование предписания или требования инспектора труда
27. В случае наличия нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом, после рассмотрения замечаний объекта посещения к нему (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и принимает меры по привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.
28. В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры по привлечению объекта посещения к ответственности не принимаются.
29. Меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.
30. Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы соответственно в 10-дневный и однодневный срок с даты их получения к руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.
В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано к Председателю или заместителю Председателя Гоструда.
Представление в установленный срок жалобы временно прекращает выполнение предписания или требования инспектора труда.
Жалоба рассматривается в 30-дневный срок со дня, следующего за днем ее поступления, если иное не установлено законом.
На время рассмотрения жалобы проведение инспекционного посещения или невыездного инспектирования останавливается.
По результатам рассмотрения жалоб предписания, требования инспектора труда могут быть отменены полностью или в отдельной части.
Обеспечение объекта посещения и его работников информацией и консультациями
относительно наиболее эффективных способов соблюдения законодательства о труде
31. По письменному заявлению работодателя инспекторы труда могут проводить анализ соблюдения законодательства о труде и давать рекомендации по его применению.
По результатам проведенного анализа составляется справка о состоянии соблюдения законодательства о труде.
32. В целях предотвращения нарушений законодательства о труде работодатели могут инициировать проведение инспекторами труда регулярных информационно-разъяснительных кампаний относительно наиболее эффективных способов соблюдения норм законодательства о труде, защиты и восстановления трудовых прав работников.
33. Инспектор труда самостоятельно принимает решение о необходимости посещения работодателя с целью информирования его и работников о наиболее эффективных способах соблюдения законодательства о труде, мониторинга состояния его соблюдения, в том числе по оформлению трудовых отношений.
<…>
___________________________________________________________________________
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ: Кроме утверждения вышеприведенного Порядка, комментируемым постановлением Кабмин утвердил еще Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, нормы которого работодателей не касаются, а также внес изменения в другие свои постановления, в частности, в Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденного постановлением Кабмина от 17.07.2013 г. № 509. Так, изложенным в новой редакции пунктом 2 указанного Порядка установлено, что штрафы за нарушение законодательства о труде и занятости населения, предусмотренные частью второй статьи 265 КЗоТ и частями второй – седьмой статьи 53 Закона Украины «О занятости населения» (далее — штрафы), налагаются Председателем Гоструда, его заместителями, руководителями территориальных органов Гоструда и их заместителями (по основаниям, определенным абзацами третьим – седьмым этого пункта) и руководителями (их заместителями) исполнительных органов городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и их заместителями (по основаниям, определенным абзацами четвертым – шестым этого пункта) на основании:
— решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;
— акта, составленного по результатам мероприятия государственного контроля за соблюдением законодательства о труде или занятости населения, проведенного в связи с невыполнением требований предписания, или в ходе которого выявлены факты использования труда неоформленных работников;
— акта о невозможности проведения инспекционного посещения/невыездного инспектирования;
— акта проверки ГНС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.